Урок биологии "многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение". Тема урока: Многообразие и значение насекомых Отрицательное значение насекомых для человека

    Видеофрагмент.

    Запись в тетради. Инстинкт-

    Задание . План ответа:

    1. Название отряда.

    2. Название насекомого.

    3. Признаки отряда.

    4. Значение.

    Дополнительно. Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

    V. Закрепление материала. (4 мин)

    VI . Рефлексия.

    VII . Д\З

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Значение насекомых в природе и жизни человека"»

Тема урока : Значение насекомых в природе и жизни человека.

Цели урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.

Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.

Ход урока:

I . орг. Момент (1 мин) II. Актуализация опорных знаний (10 мин) Тестовая работа со взаимопроверкой.

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Вариант 1. Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы

    Две пары крыльев.

    Личинка имеет маску.

Вариант 2.

Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые

    Развитие с полным превращением.

    Развитие с неполным превращением.

    Две пары крыльев.

    Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.

    Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.

    Передние крылья более плотные, чем задние.

    Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.

    На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.

    Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.

    Ротовой аппарат лижущего типа.

    Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.

    У личинок ротовой аппарат грызущего типа.

    Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.

    Личинка имеет маску.

Ответы: 1. 1 – ; 2 – а, б, в; 3 – а, б, в; 4 – –; 5 – –; 6 – в; 7 – б; 8 – –; 9 – –; 10 – –; 11 – в; 12 – б; 13 – б; 14 – а. 2. 1 – а, б, в; 2 – –; 3 – а, в; 4 – б; 5 – –; 6 – –; 7 – –; 8 – а; 9 – а; 10 – б; 11 – б; 12 – а; 13 – –; 14 – –.

Вариант 1. А: 2,3,14; Б : 2, 3,7,12,13; В : 2,6,11

Вариант 2. А: 1,3,8,9,12 Б: 1,4,10,11 В: 1,3

III . Активизация познавательной деятельности . (2 мин)

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.

IV . изучение нового материала (25мин)

Рассказ учителя.

Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)

Где живут пчелы? (улей)

Мед и воск вместе с мехами у наших предков- славян считались главными предметами торговли. Мед использовался вместо сахара, воск использовался в свечах. В те времена еще не было пасек и для пчел человек предоставлял дупла лесных деревьев- «бортни»-бортничество. При этом ульи зачастую разорялись.

В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.

Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.

Сообщение учащегося. Состав пчелиной семьи.(презентация)

По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья

Муравьиная семья

Член семьи

Особенности, роль

Член семьи

Особенности, роль

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Матка (царица)

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Рабочие пчелы

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

    Все справились с заданием?

    Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Пчелы и муравьи общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. Но только у пчел имеется «язык танца». Видеофрагмент.

Как вы думаете такое сложное поведение можно назвать разумным? (нет)

Их поведение является инстинктивным, бессознательным.

Запись в тетради. Инстинкт- совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Помимо полезных насекомых есть также и вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Изучение материала происходит в процессе беседы. Учащиеся работают с раздаточным материалом: таблицы, насекомые.

Задание : определить к какому отряду относится ваше насекомое и какой вред оно наносит культурным растениям. План ответа:

1. Название отряда.

2. Название насекомого.

3. Признаки отряда.

4. Значение.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса.Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Опрашиваются несколько учащихся. Выставляются оценки.

Дополнительно . Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

Примеры

Физические

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Химические

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Агротехнические

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Биологические

V. Закрепление материала. (4 мин)

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Какие особенности встречаются в семьях?

Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.

VI . Рефлексия. (1мин) Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

VII . Д\З Повторить темы по разделу членистоногие. Подготовка к контрольной работе.

Приложение. Матка по размерам самая крупная пчела в улье 18-20 мм. Имеет длинное брюшко с яйцекладом предназначенное для постоянного откладывания яиц. Самостоятельно не может питаться. Ее кормят рабочие пчелы зобным молочком. В семье всегда только одна. Развивается матка из оплодотворенных яиц. Живет до 5 лет. При появлении другой матки, старая улетает с частью пчёл. Такой процесс называется роение.

Трутни – самцы, с длинными крыльями и крупными глазами. Развиваются из неоплодотворенных яиц. Их задача оплодотворять матку. Живут один сезон. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы или просто выгоняют из улья.

Рабочие пчелы это бесплодные самки. Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для выполнения этих функций имеют целый ряд приспособлений:

    Ротовой аппарат;

    Тело, покрытое ворсинками;

    Медовый зобик;

    Жало- видоизмененный яйцеклад;

    Задние конечности с корзинками и щёточками.

Должность: учитель биологии.

План урока

Тема: Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни

человека.

(2 часа)

Задачи урока:

Методические : характеризовать основные отрядов насекомых, и характеристику класса; особенности организации насекомых, позволившие им приспособиться к жизни в самых разных условиях существования, а так же значение насекомых как в природе так и для человека.

Компетентностные : формирование общей культуры учащихся, определяющей, адекватное поведение человека в окружающей среде, исследования новых видов насекомых и изучения их поведения; формирование коммуникативных умений, рефлексивности, поисковые умения, умения рецензировать работы своих товарищей, умение анализировать, делать выводы, правильно выстраивать алгоритм своих действий при создании презентаций, умение классифицировать живые организмы, использование технологии: проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийная приставка; на каждом компьютере, на рабочем столе находится папка с именами учащихся группы; здесь находятся папки для работы со следующими названиями: "наша коллекция"-пустая, "наша презентация"-пустая, "фото насекомых«-изображения, фотографии насекомых; энтомологические коробки, коллекции насекомых

Вид деятельности - проект.

Урок I

Структура урока:

Организационный этап : учитель знакомит учащихся с содержанием программы на урок. Рассказывает о планах на первый и второй урок.

На доске эпиграф « Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» (китайская мудрость).

Мотивационная часть : урок начинается с прочтения стихотворения участницы проекта по данной теме 2007года Виктории Попошевой.

ЭНТОМОЛОГИЯ

На этом свете знают не многие
Значение слова “энтомология”.
А эта наука в масштабах огромных
Исследует всюду жизнь насекомых!

И кто-то со смехом вам скажет, быть может:
“Наука вам эта ни в чем не поможет!”
Так пусть же узнает этот невежда:
Без насекомых не будет как прежде.

Зеленых лугов и полей без конца-
Земля наша словно лишится лица!
Лишь голод и смерть – вот то, чего люди
Добьются, когда насекомых не будет!

Мир Членистоногих защиты просит

Для нас они только лишь радость приносят!

И пользы больше, чем вреда.

Давайте мы будем беречь их всегда!

И просмотра презентации о насекомых, демонстрирующий великое многообразие класса шестиногих. Перед просмотром презентации классу предлагается.

Проблемный вопрос: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?

После просмотра учитель говорит:

- процветание класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования.

Учитель ставит перед классом вопрос:

- вспомните, какие особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни в самых различных условиях существования?

Ожидаемые ответы обучающихся:

1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;

2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;

3. Возможность использования самой разнообразной пищи;

4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;

5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;

6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)

Учитель:

Итак, по данным характеристики Класса Насекомых перейдём к практической части нашего занятия. Нам предстоит повторить характеристики основных отрядов насекомых, и сделаем мы это в три этапа.

Этап первый. Сделаем виртуальную коллекцию насекомых. Для этого нам понадобится компьютер. Учащиеся рассаживаются по группам (5), согласно названию папок на рабочем столе).

1.жесткокрылые

2.перепончатокрылые

3.чешуекрылые

4.прямокрылые и стрекозы

5.тараканы и двукрылые

Проводится жеребьёвка: группы учащихся получают название одного из отрядов насекомых. Учитель определяет задачу: из папки «фото насекомых» перетащить картинки необходимых насекомых в папку «моя коллекция» (время выполнения 3 минуты). Затем учитель поочерёдно по сети выводит работы групп на экран для всеобщего обозрения. Проводится проверка полученных результатов на предмет соответствия заявленному отряду. Ошибочно занесённые в коллекцию насекомые выделяются (но не удаляются!). На этом первый этап завершается.

Этап второй . Работа с энтомологическими коллекциями.

Учитель обращается к классу с вопросом:

На основе каких данных, вы отнесли насекомых к предложенным отрядам?

Учащиеся отвечают по группам. Группа подходят к коллекционному материалу. Учитель ставит задачу: продолжить задание первого этапа, собирать в пустую энтомологическую коробку насекомых выбранного отряда, при этом дать его характеристику, определить значение. По окончании ответа исправляются ошибки. После окончания этого этапа работы переход к электронной версии и с учётом характеристики каждого отряда её исправления. (В случае обнаружения ошибок неправильные ответы удаляются). Комментирование выявленных ошибок

За несколько минут до конца урока учитель даёт вводную инструкцию к прохождению третьего этапа.

Этап третий . Создание и защита проекта об одном из отрядов насекомых. Учитель комментирует программку, выданную в начале урока, где указаны требования к презентациям и критерии выставления оценок.

Урок II

Ход урока:

Для создания простой линейной презентации отводится 15-20 минут. Защита должна пройти за 3-4 минуты.

Алгоритм демонстрации презентации:

1. Вывод презентации на экран;

2. Выступление (защита);

3. Самооценка;

4. Оценка класса;

5. Оценка учителя

После просмотра, обсуждения и оценки презентаций слово даётся группе обучающихся, которые подготовили заранее сообщение о насекомых нашей Республики Алтай.

В качестве итога учитель предлагает на основе знаний о признаках рассмотренных отрядов выделить признаки присущие всему классу насекомых.

В итоге составляется следующая характеристика:

1) Тело расчленено на три отдела - голову, грудь и брюшко;

2) На грудном отделе 3 пары ног и обычно 2 пары крыльев;

3) Тело разделено на сегменты: грудной состоит из 3 сегментов- передне-, средне-, заднегруди, брюшко из 10 сегментов;

4) На голове расположены крупные фасеточные глаза. К передней поверхности головы прикрепляются усики, которые могут иметь разную форму;

5) Грызущий ротовой аппарат является формой, из которых сформировались все остальные;

6) Брюшко насекомых снабжено различными придатками, располагающимися на самом конце.

Учитель предлагает оценить значение насекомых для человека.

(предполагаемые ответы)

Переносчики заболеваний - мухи, тараканы, комары

Опылители растений - шмели, пчёлы, мухи;

Санитары леса - муравьи

Вредители плодово-ягодных и овощных культур - яблоневая плодожорка, капустная белянка

Переносчики малярии - малярийный комар;

Переносчик сонной болезни - муха це-це.

Итак, вернёмся к нашему проблемному вопросу, давайте сделаем вывод;

Какие же особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?

(предполагаемые ответы обучающихся)

УСЛОЖНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ТРАХЕЙНОЙ СИСТЕМЫ)

СОЧЕТАНИЕ ПРОЧНОСТИ И ЛЁГКОСТИ НАРУЖНОГО ХИТИНОВОГО СКЕЛЕТА

СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ

ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Итог : в ходе урока вы проявили необходимые знания не только по биологии, но и по другим предметам, а так же пользовательские умения работы на персональных компьютерах, все оценки, полученные в ходе урока будут выставлены в журнал.

Спасибо всем за интересный урок!

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Домашние задание

Конспект урока

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

  1. Бережное отношение к природе;

Методы:

  1. Словесно – наглядный
  2. Наглядно – демонстрационный

Оборудование:

  • таблицы с изображением насекомых разных отрядов,
  • мультимедиа.

Тип урока:

  • комбинированный

Вид урока:

  • обобщающий

Ход урока

Этапы урока Содержание Методы и средства
Орг. момент Здравствуйте!

Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Словесные, доска
Проверка знаний Фронтальный опрос:

1. Из скольких отделов состоит тело насекомых? (Ответ:: голова, грудь, брюшка)

2. Какие крылья бывают у насекомых? (Ответ: крылья (тонкая пластина, двухслойное), надкрылья (характерно для жуков))

3. Как устроена нервная система насекомых? (Ответ: нервной цепочкой и головной мозга)

4. Как питаются насекомые? (Ответ: пища разнообразна, она включает все вещества растительной и животного происхождения)

5. Как дышат насекомые? (Ответ: трахеями, до 10 пар отверстий – дыхалец)

Беседа, Таблицы “Тип Членистоногие, Класс Насекомых”, “Чешуекрылые”, развитие насекомых с полным и неполным превращением.
Изучение нового материала Многообразие насекомых.

Класс насекомых подразделяют на две крупные группы – первичнобескрылые и крылатые.

А сейчас ребята обратите внимание на экран, познакомимся с первичнобескрылым и Крылатые насекомые

К первичнобескрылым относятся наиболее просто организованные насекомые, такие как камподея, ногохвостка, сахарная чешуйница и др., обитающие в почве, под камнями, во мху, в подвалах и погребах. Размеры их невелики, превышают 1 мм.

Роль насекомых в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела др. животных до разлагающихся остатков растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных – млекопитающих, птиц и рыб Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред насекомым наносят как переносчики возбудителей ряда заболеваний, кровососы и другие. Численность многих насекомых в популяции непостоянна, у некоторых видов может повышаться во много раз.

Словесные, наглядные.

Коллекция насекомых, таблицы, книга для чтения по Зоологии. Мультимедиа (Презентация)

Закрепление знаний Сообщение о насекомых.(Коновалова Света, Разоренова Алена)

Учащиеся должны написать в тетради полезного и вредителя насекомого и их роль в природе. Разобрать каждое насекомое по систематике (царство, подцарство и т.д.).

Практический, учебник и таблицы “Класса Насекомых”
Домашнее задание Изучить текст на стр. 164 – 165, подготовить ответы на вопросы рубрики “Подумайте!” Словесный, учебник

Самоанализ урока Биологии в 7 классе

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

Образовательная

  1. Расширить знания учащихся о многообразии насекомых;
  2. Ознакомить с первичнобескрылыми и крылатыми класса насекомых;
  3. Показать их значение в разнообразных природных сообществах.

Развивающая

  1. Совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах;
  2. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности

Воспитательная

  1. Бережное отношение к природе;
  2. Экологическое значение для человека

Тип урока: Комбинированный

Данный урок комбинированный тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили систематику, внешнее строение насекомых, системы органов и функции, природные значения, работали с учебником, таблицами, также изучили новый материал.

Урок, обобщающий с экологическим содержанием.

Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального опроса.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблицы, плакаты, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. Особых трудностей не возникала, материал был изложен в полном объеме.

Закрепление нового материала была дона самостоятельной работы (написать насекомых полезных и вредителей для природы и человека).

Разоренова Алена (Тема: Мухи) и Коновалова Света (Тема: Тараканы) приготовили сообщение. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок все учащиеся получили положительные оценки. Цель урока была достигнута.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала ситуацию занимательности, вызвана познавательный интерес к уроку.

Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку.

«Многообразие и значение насекомых»

Цель: познакомить обучающихся с многообразием насекомых, их ролью в природе и жизни человека; ознакомить с редкими и исчезающими видами.
Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока :

Образовательная:

- Познакомитьучащихся с разнообразием класса Насекомые

Показать их значение в жизни человека и в природных сообществах

Совершенствовать умение узнавать на рисунках, таблицах

Объяснять особенности строения и жизнедеятельности класса Насекомые.

Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающая:

Продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать),

Продолжить развитие культуры речи учащихся, инициативы учащихся и умения работать самостоятельно и в парах;

Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания

Продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать, эмоционально откликаться на происходящее.

Воспитательная:

Способствовать формированию мировоззренческих идей о

целостности мира

Создать условия для воспитания коммуникативности;

Привлечь внимание детей к экологическим проблемам.

Формировать экологическую культуру учащихся.

Воспитывать чувство гордости за свой край.

Методы:
а) словесные – беседа на основе знаний обучающихся, сообщения семиклассников;
б) наглядные – демонстрация таблиц, слайдов, наглядных пособий, коллекции насекомых, дополнительной литературы;
в) технические – использование ИКТ;

Приёмы деятельности учителя

Эвристическая беседа с использованием знаний учащихся; организация работы с текстом и рисунками учебника, дополнительными источниками информации; организация выполнения творческих заданий, вызывающих эмоциональный отклик: организация работы с интерактивной доской.

Планируемые результаты

Учащиеся понимают, что насекомые хорошо приспособлены к условиям жизни, поэтому столь многообразны; прослеживают их роль в природе и жизни человека.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Мёд полезен (хотя у некоторых людей на него аллергия), а укусы пчёл опасны (хотя используются в лечебных целях).

Оснащённость урока

Таблицы с изображением насекомых разных отрядов, коллекционные экземпляры насекомых, рисунки, рисунки в учебнике, открытки, дополнительная литература – книги и журналы, карточки для проверки знаний и умений, листы для самостоятельной работы, компьютер, компьютерная презентация учителя с музыкальным сопровождением.

Организация деятельности учащихся

Обсуждают причины многообразия насекомых, используя личный опыт; прослеживают их роль в природе и жизни человека; предлагают способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений и переносчиками болезней; выполняют творческие задания.

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности, работать с дополнительными источниками, отличать и выбирать стиль речи и письма, эмоционально откликаться на изучаемый материал.

Основные понятия урока

Первичнобескрылые, крылатые насекомые, полиморфизм, относительный характер приспособленности к условиям жизни, круговорот веществ в природе, колорадский жук.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Источники информации

Основные : Базовый учебник «Многообразие живых организмов» автор Захаров В.Б., Сонин Н.И., Москва «Дрофа» 2012г

с. с. 165 – 169;карточки, компьютерная презентация учителя.

Дополнительные : Интернет-ссылки

1. http: //www/ floranima.ru/classes/2703.html (Насекомые. Общая характеристика. Классификация)

2. http: //zooex.baikal.ru/insecta.htm (Насекомые. Общая характеристика. Роль в жизни человека)

Домашнее задание

Учебник, с. 165 – 169, табл., вывод, подготовить творческий отчёт по уроку.

http: //zooex.baikal.ru/insecta.htm (Насекомые. Общая характеристика. Роль в жизни человека)

Оценки за урок

Всем выставляются оценки за работу в парах, работу у доски; по усмотрению учителя.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Учитель : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна. Сегодняшний урок проведу у вас я.

Посмотрите друг на друга- улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне. И так начинаем.

    Выяснение цели и задач урока

В 5-ой книге цикла «Мир животных» Игоря Ивановича Акимушкина есть слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле десять в восемнадцатой степени (!) Это – миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки?

Послушайте мелодию и ответьте на вопрос: О чём она вам напомнила?

Звучит «Полёт шмеля» - небольшая сцена из оперы «Сказка о царе Салтане», написанная Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым в 1899-1900 годах (Звучит музыка)

Ответы учащихся

О чём же мы будем говорить на уроке? ( О насекомых)

Кто может назвать тему урока? (Многообразие насекомых)

Кто назовёт цель урока? (Изучить многообразие насекомых)

Кто назовёт задачи урока? (Познакомиться с основными отрядами насекомых. Узнать значение насекомых в природе и в жизни человека)

    Изучение нового материала .

Сколько насекомых на планете? ( Много)

На Земле полагают от 2 до 5 млн, для сравнения птиц около 9 тыс. видов, зверей больше 4 тыс. видов.

Скоро лето и они в великом изобилии наполнят наши леса, сады, поля и водоемы. Насекомые на Земле появились в период палеозойской эры около 300 млн. лет назад. Где только не встретишь насекомых! Живут они и на огромных высотах. Встречаются насекомые и в абсолютно безводных пустынях, где никогда не выпадает дождя, и нет никаких растений. Обитают насекомые в условиях вечной тьмы, в пещерах, куда почти не поступают органические вещества. Удивительно, но насекомые могут подниматься в верхние слои атмосферы. Некоторые насекомые приспособились к жизни в тканях растений и в телах животных. Другие перешли к жизни в воде.

ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫЕ РАСПРОСТРАНЕНЫ ТАК ШИРОКО И ПРОЦВЕТАЮТ? Приложение №1

Да, потому, что им присуще огромное разнообразие форм и необычная плодовитость.

1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;

2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;

3. Возможность использования самой разнообразной пищи;

4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;

5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;

6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат)

Среди них есть и наши друзья и злейшие враги, но мы должны с ними считаться, изучать их особенности, потребности и образ жизни. О насекомых слагали песни, сказки, пословицы, стихи.

Выставка книг

Памятники насекомым .

Вот в этом великом разнообразии нам придется сегодня разобраться. Весь класс насекомых делится на 2 группы. Приложение № 2

Беседа учителя об отрядах насекомых.

Показ слайдов.

Работа в парах.

Работа по учебнику .

Мы с вами рассмотрели как можно больше классов и их представителей.

Многие насекомые занесены в Красную книгу Вологодской области:

    Стрекозы – 2 вид

    Равнокрылые – 1

    Сетчатокрылые – 1

    Ручейники – 1

    Двукрылые – 2

    Перепончатокрылые – 6

    Жуки – 1 5

    Бабочки - 28 (Мнемозина, Пеструшка таволговая, Бархатница, Муравьиный лев)

V . Первичное закрепление нового материала.

Распределение отрядов насекомых

1. Божья коровка ■ + 8. Слепень ○ -

2. Жук-олень ■ 9. Пчела ◊ +

3. Кузнечик + 10. Колорадский жук ■ -

4. Муравей ◊ + 11. Комнатная муха ○ -

5. Оса ◊ + 12. Овод ○ -

6. Саранча - 13. Сверчок +

7. Тутовый шелкопряд □ + 14. Шмель ◊ +

15. Бабочка–белянка □ -

Вы должны отметить значками насекомых, которые относятся к:

1. Перепончатокрылым - ◊

2. Двукрылым - ○

3. Чешуекрылым - □

4. Жесткокрылым - ■

Плюсами и минусами отметить:

1. Полезных насекомых + 2. Вредных насекомых -

Работа на партах, на доске «Распределите насекомых по отрядам»

Прямокрылые майский жук

Равнокрылые муха

Жесткокрылые саранча

Чешуекрылые тля

Двукрылые пчела

Перепончатокрылые крапивница

На стенде картины, рисунки:

    Бабочка на цветке.

    Майский жук.

    Клевер и шмель.

    Муравейник.

    Бабочка Аполлон.

    Кузнечик.

На магнитной доске термины:

    Красная книга.

    Грызущий ротовой аппарат.

  1. Отряд Прямокрылые.

    Общественные насекомые.

    Опыление.

Виды насекомых.

    Летающие. Стрекозы, мухи, бабочки.

    Бегающие. Тараканы, вши.

    Плавающие. Жук-плавунец, личинки стрекоз,

    Роющие. Медведка, Термиты, Майский жук.

Задание «Угадайте название насекомого и отряд»

    Крапивница, Бабочки;

    Божья коровка, Жуки;

    Щитник, Клопы;

    Махаон, Бабочки;

    Жук-плавунец, Жуки;

    Тутовый шелкопряд, Бабочки;

    Жук-носорог, Жуки;

    Комар, Двукрылые;

    Оса, Перепончатокрылые;

    Уховертка, Уховертки;

Задание: Внимание! Черный ящик! : В ящике находится продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использования еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что находится в черном ящике! (Натуральный мед)

А теперь давайте ещё один раз вспомним и перечислим значение насекомых в природе.

Сначала послушаем стихотворение.

Для чего в природе насекомые нужны?
Мы сейчас об этом вам рассказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут насекомые опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды.
А для человечества, много лет подряд
Шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота В них любовь и сказка, счастье и мечта.

Задание: заполните таблицу «Значение насекомых в природе».

«Значение насекомых в природе»

    Опылители цветковых растений

(В России около 30% растений - цветковые).

2. Почвообразователи (Термины и муравьи).

3. Принимают участие в круговороте веществ.

4. Входят в состав различных пищевых цепей.

5. Знание пищевых цепей позволяет использовать их для борьбы с другими насекомыми – вредителями сельского хозяйства.

1. Многие личинки (гусеницы) насекомых, например гусеницы бабочек, питаются живыми тканями растений, причиняя им существенный вред.

3. Многие насекомые являются переносчиками опасных заболеваний (комары, блохи, вш

Работа в парах по карточкам

Взаимопроверка

Вывод: Насекомые хорошо приспособлены к условиям жизни, поэтому многообразны. Их роль в природе как положительна, так и отрицательна.

Зачем надо изучать эту тему? (Ответы учащихся.)

Где это может пригодиться Вам в жизни? (Ответы учащихся.)

Что Вас больше всего взволновало на уроке? (Ответы учащихся.)

Первая помощь при укусе пчёлами и осами

1.Вынуть жало.

2.Смазать место укуса спиртом, приложить подорожник.

3.Если поднимется температура, появится отёк – надо обратиться к врачу.

Необходимо соблюдать меры предосторожности:

1.не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;

2.на даче, в походе есть бутерброды с мясом осторожно, чтобы оса не ужалила слизистую оболочку рта;

3.воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там насекомого;

4.осы и пчёлы не любят красный и синий цвет, пугаются, когда машут руками;

5.есть люди, у которых от одного укуса может наступить аллергический шок, а затем и смерть, если им не оказать необходимую врачебную помощь.

    Закрепление пройденного материала

Работа на месте по карточкам. Оценивает учитель.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1 вариант

А . К какому классу относят животное, изображённое на рисунке:

1)Паукообразные 2)Ракообразные

3) Насекомые 4)Моллюски

В . Для насекомых характерно наличие

1)Жабр 2)Крыльев 3)Трахей 4) Сложных глаз

5)Внеполостное пищеварение 6) Хелицер

С

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 2 вариант

А . В хозяйственной деятельности человек использует:

1)Бабочек 2)Тутовых шелкопрядов 3)Рыжих лесных муравьёв

4)Рыжих тараканов

В. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи. Запиши последовательность.

А) орёл Б) змея В) кузнечик Г) растение Д) лягушка

С . Почему насекомые самый многочисленный класс?

    Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

    Домашнее задание

Стр. 166 -168 изучить текст,

рассмотреть иллюстрации в учебнике

http ://ru .wikipedia .

ПО ВЫБОРУ

Подготовить творческие работы

по теме “Многообразие насекомых:

  • сообщения

Приложение № 1

ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ,

ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ИХ ШИРОКОЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ПРИРОДЕ

Признак животного

Особенности класса насекомых

Биологическое значение признака

Движение

Наличие крыльев и трех пар ног (бегательных, плавательных, прыгательных…)

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям

Деление тела на отделы

Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко

Некоторая подвижность головы, брюшка

Способ питания

Разнообразное строение ротовых органов (грызущий, сосущий, лижущий ротовой аппарат)

Возможность использования разнообразной пищи

Ориентация в окружающей среде

Наличие развитых органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания

Способность находить пищу, обнаруживать врагов, партнеров для размножения

Размеры тела

Небольшие размеры

Возможность заполнения мест обитания, недоступ­ных для других животных

Способ дыха­ния

Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Развитие нервной системы

Усложнение нервной системы: раз­витие надглоточного нервного узла и трех грудных узлов брюшной нервной цепочки

Наличие более сложных рефлексов, инстинктов

Приложение №2

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ

Весь класс насекомых делится на 2 группы

Это низшие или первичнобескрылые и настоящие или крылатые.

Отряды первичнобескрылых:

1. Бессяжковые единственные насекомые без усиков, без осязательных сяжек, нет глаз. Крохотные от о,5 до 2 мм., бесцветные, медлительные жители сырых мхов и пней, питаются более мелкими насекомыми и соками грибов, протыкая их гифы.

2. Ногохвостки самые мелкие насекомые от 0,2 до 6 мм., самые древние. Живут везде – в почве, в парниках, в цветочных горшках, гнезде птиц. Под корой деревьев, на поверхности водоемов. Участвуют в преобразовании трупов людей, животных и растений в перегной, участвуют в почвообразовании. Кормятся спорами грибов, водорослей, лишайников, поедая зеленую мякоть растений, приносят вред полям.

3. Двухвостки от 2 до 50 мм., живут под опавшими листьями, камнями, в гнилых пнях, муравейниках. Без глаз, хвостовые придатки у одних при отступлении задом вперед служат для ощупывания пути, у других для того, чтобы поднести ко рту пойманное насекомое, изогнув над собой зад тела.

4. Щетинохвостки обитают там же, где и двухвостки, имеют фасеточные сожные глаза, прыгают отталкиваясь последней парой конечностей. По строению близки к настоящим насекомым.

Подкласс крылатых подразделяется на насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением .

Распределение видов по отрядам проводят с учетом таких признаков, как характер развития, особенности строения крыльев, строение ротового аппарата Основные признаки некоторых отрядов насекомых представлены ниже.

Насекомые с неполным превращением

Отряд прямокрылые - большинство представителей отряда растительноядны, но встречаются и хищники. Сюда относятся кузнечики , капустянка , саранча . Зеленый кузнечик живет в траве на лугах, в степях. Имеет длинный булавовидный яйцеклад. Капустянка - имеет роющие ноги, хорошо летает и плавает. Наносит большой вред подземным частям огородных растений, например огурцам, моркови, капусте, картофелю и др. Некоторые виды саранчи склонны к массовому размножению, тогда они собираются в огромные стаи и летят на значительное расстояние (до нескольких тысяч километров), уничтожая всю зеленую растительность на своем пути.

Отряд равнокрылые - все его представители питаются соками растений. Многие виды тли причиняют большой вред культурным растениям. Многие равнокрылые являются переносчиками вирусных заболеваний растений. Сюда относятся разнообразные цикады , размеры которых от нескольких миллиметров до 5-6 см. Живут в кронах деревьев..

Насекомые с полным превращением

Отряд жуки , или жесткокрылые, - это самый многочисленный отряд насекомых, до 300 000 видов. Жуки распространены в самых разнообразных условиях суши и пресных водоемов. Их размеры колеблются от 0,3 до 155 мм длины. Многие жуки наносят большой вред культурным растениям. Одним из вредителей картофеля и других растений является колорадский жук , завезенный к нам из Америки. Жук-кузька - вредитель зерновых; майский жук - его личинки повреждают корни деревьев и клубни картофеля; свекловичный долгоносик - поражает сахарную свеклу. Кроме того, сюда относятся жуки-короеды , вытачивающие ходы в коре и лубяных волокнах ценных пород деревьев, а личинки златок и i живут в мертвой древесине, наносят большой ущерб лесопромышленным хозяйствам.

Многие жуки портят запасы пищевых продуктов: гороховая зерновка, жук-хлебное точило , жук-кожеед , повреждающий кожаные, шерстяные изделия. К отряду жуков относится еще маленький жук трубковерт . Очень интересна биология этих жуков. В весеннюю пору трубковерт особым образом надрезает лист до главной жилки. Надрезанная часть листа увядает и теряет упругость. Тогда жук свертывает се кульком и туда откладывает яйца. Образуется нечто вроде сигары. Так у трубковерта выражается забота о потомстве.

Отдельные жуки питаются остатками растений и животных и выполняют в природе роль санитаров, например: жуки-гноевики и гробарики . Некоторых можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. Так, божья коровка уничтожает тлю, а большие зеленые жуки-краскотелы - гусениц.

Жуки бывают чрезвычайно красивы, больших размеров, например жук-олень , или рогач , занесенный в Красную книгу, достигает длины до 8 см, личинки его развиваются в гнилых пеньках около пяти лет и вырастают до 14 см длиной. В водоемах живут разнообразные по размерам и по способу питания Жуки - жук-плавунец, и водолюб черный. Жук-плавунец - хищник, водолюб черный - растительноядный.

Отряд бабочки , или чешуекрылые , - представители этого отряда отличаются разнообразной окраской своих крыльев. Сюда относятся крапивница , капустница , тутовый шелкопряд и др. Среди видов, обитающих на Дальнем Востоке, имеются очень крупные ночные бабочки, которые в размахе крыльев соответствуют ширине развернутой тетради. Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками - чешуйками, имеющими способность преломлять свет. От этого явления зависит переливчатая окраска крыльев многих бабочек. Личинки бабочек называют гусеницами . Они имеют грызущий аппарат, длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки - очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядны, поедая листья растений, наносят значительный вред, например капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и другие пищевые продукты.

Тутовый и дубовый шелкопряды - их с давних времен разводит человек с целью получения шелка (из коконов). Много больших бабочек необычайно красивы, например махаон , аполлон и др. Очень интересна крупная бабочка ночной павлиний глаз , на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная, мясистая, зеленого цвета, перед окукливанием плетет кокон величиной с куриное яйцо.

Большие ночные бабочки с остроугольными крыльями, отличающиеся очень быстрым полетом - бражники , - названы так потом названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым, выступающим на ранах и пнях.

Отряд перепончатокрылых - объединяет разнообразных насекомых: пчел , шмелей , ос , наездников , пилильщиков и др. Образ жизни у этих насекомых разнообразный. Некоторые из них растительноядные, так как их личинки (очень похожие на гусениц) наносят большой вред зерновым и другим растениям, например хлебный и сосновый пилильщики . Питающиеся листвой личинки пилильщиков настолько приобретают черты сходства с гусеницами бабочек, что их называют ложными гусеницами. Поразительное приспособление - яйцеклад пилильщиков, служащий для выпиливания в тканях растений кармашков, в которые самки пилильщиков прячут яйца, проявляя тем самым оригинальную заботу о потомстве.

Прекрасными опылителями растений являются шмели . Это общественное насекомое. Семья шмелей существует только одно лето. Гнезда строят в мышиных норках, дуплах, гнездах белки, в скворечниках. Гнездо строит самка, оборудуя восковые ячейки в нем для откладывания яиц. В ячейку помещают запас пищи - смесь цветочной пыльцы с медом. Вышедшие из яйца личинки поедают пищу и через две-три недели ткут шелковые коконы, превращаясь в куколки. Из куколок выводятся рабочие шмели, самки и самцы. К концу лета в крупных гнездах насчитывается до 500 шмелей. Осенью старая матка, самцы и рабочие умирают, а молодые матки прячутся иа зимовку.

Образ жизни ос похож на шмелиный. Они также существуют одно лето. Осы приносят пользу, уничтожая вредных насекомых, а ущерб от порчи ими плодов невелик. Больше вреда от шершней (один из видов роевых ос): они обгладывают кору молодых деревьев и поедают пчел. Поселившись вблизи пасеки, они за лето уничтожают тысячи пчел.

Из общественных насекомых отряда перепончатокрылых большую пользу приносит пчела медоносная . Она и чудесный опылитель растений, и вырабатывает исключительно полезный продукт питания - мед, а также воск, маточное молоко, широко используемые человеком в парфюмерии. медицине, для изготовления лаков, красок и т. д.

Пчелиная семья - это удивительно сложное целое, в котором все члены семьи очень тесно связаны друге другом. Жизнь и процветание всего рода одинаково невозможны без матки и без трутней, без рабочих пчел. Используя знания о жизни всех членов пчелиной семьи, специалисты-пчеловоды научились создавать для пчел специализированные домики - улья, условия для питания пчел (вывозят на те поля, где выращивают растения-медоносы) и получать при этом не только мед хорошего качества, но и количества.

Представителей отряда перепончатокрылых используют как биологический метод борьбы с вредными насекомыми. К ним относят различных наездников, а также трихограмму, которую выводят искусственным путем

Отряд двукрылые . Сюда относятся всем известные насекомые: мухи , комары , мошки , оводы , слепни и другие похожие на них насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает в болотистых и сырых местностях. Особенно многочисленны комары бывают в середине лета. Жители тайги и тундры называют их скопления гнусом . Колющими ротовыми частями комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь. Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде. Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных куколок. Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро превращаются во взрослую особь.

Малярийного и обыкновенного комара различают по посадке. Обыкновенный комар (пискун) держит свое тело параллельно поверхности, на которой сидит, а малярийный - под углом к ней, высоко подняв задний конец тела. Малярийный комар откладывает яйца в водоем по одному, обыкновенный - пачками, плавающими на поверхности в виде плотиков. Личинки грибных комаров живут в плодовых телах шляпочных грибов.

Мухи , в отличие от комаров. имеют короткие усики. Личинки их белые, как правило, безногие и безголовые. У комнатной мухи червеобразные личинки живут и развиваются в кухонных отбросах, в кучах навоза и нечистотах, куда муха откладывает яйца. Перед окукливанием личинки выползают из нечистот, проникают в почву и превращаются в куколок.

Вылупившиеся из куколок взрослые мухи летают повсюду в поисках нищи. Из уборных и выгребных ям они перелетают на открыто лежащие продукты питания и загрязняют их. Мухи переносят на пищу человека бактерии желудочно-кишечных заболеваний и яйца аскарид. Поэтому очень важно вести борьбу с мухами. Продукты питания защищают от мух марлей или колпаками, овощи и фрукты перед

Полужесткокрылые : тараканы, термиты, богомолы, клопы.

Вторичнобескрылые : вши, пухоеды, блохи.

Прямокрылые : кузнечики, сверчки, медведки, уховертки, саранча.

Равнокрылые: цикады, тля.

Сетчатокрылые : златогузка, муравьиный лев, поденки, стрекозы, ручейники, веснянки.

Приложение № 3

ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Роль в природе

и жизни человека

Представители

численность

вредителей

с/х культур

Стрекозы (стрелки,

красотки, коромысло)

Жуки (божья коровка,

жужелицы)

Перепончатокрылые

(наездники)

Опылители

растений

Перепончатокрылые

(пчёлы, шмели)

Участвуют в

почвообразовательных

процессах

млекопитающих, птиц,

рептилий, амфибий, рыб

Двукрылые

(мухи, комары)

растений

Прямокрылые

(кузнечики, саранча, сверчки)

(клоп-черепашка)

(белянки, яблоневый цветоед)

(колорадский жук, майский жук, короед,

жук-щелкун)

Переносчики

Возбудителей заболеваний человека и животных

Самки комара (малярия)

Москит (лихорадка)

Мухи (глистные инвазии)

Личинки большого овода

(кожа крупного рогатого скота)

Личинки лошадиного овода

(желудок лошадей)

Вши (сыпной тиф)

Блохи (чума)

Приложение № 4

Приложение №5

ВИКТОРИНА “КТО ЭТО?”

Приложение № 6

« ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ»

    Что такое энтомология? (наука о насекомых)

    Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)

    Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (Майский жук)

    Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? Почему? (жук-олень, жук-слоник)

    Что такое мирмикология? (наука о муравьях)

    Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все входы и выходы)

    К какому отряду относят Платяную моль? (Отряд Чешуекрылые)

    В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в “Сказке о царе Салтане” А.С.Пушкина? (комар, муха, шмель)

    Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое? (майский жук)

    Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)

    В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева “Баранкин, будь человеком”? (в бабочку - Махаон, капустницу, муравьев)

    Из какого произведения строчки и о ком идет речь: “Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты, слоны”? (“Тараканище” К.И.Чуковский)

Приложение № 7

РЕБУСЫ

ТАРАКАНОВЫЕ

ПРЯМОКРЫЛЫЕ

Литература:

1.Высоцкая М.В. «Биология. Поурочные планы по учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И. 7 класс» Волгоград: Учитель, 2009г, 448стр

2. Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс» М: Дрофа, 2012г, 256стр.

3. Молис С.А. «Книга для чтения по зоологии» М: Просвещение, 1986г, 224стр

Интернет – ресурсы:

1.Загадки http://detkam.e-papa.ru/zagadki/11/ , http://riddle-middle.ru/zagadki?cat_id=6

2. Ребусы http://biouroki.ru/rebus/14.html

3. http://biouroki.ru

г
рызущий грызуще -лижущий сосущий лижущий колюще