Посадки огородных растений в средней группе. Проект по экологическому воспитанию детей средней группы "Огород на подоконнике" (посадка лука). Разная высота растений

Опытно-экспериментальная деятельность

«Посадка овощей в нашем огороде»

Цель:

1.Формировать представление о внешнем виде семян гороха (круглое, гладкое, бугристое, желтое, зеленое) и навыков посадки (делать ямки, разложить в них семена, прикрыть землей, полить)

2.Воспитывать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, проговаривать потешки.

3.Учить детей сажать семена разных размеров.

4.Подвести детей к пониманию условий необходимых для успешного развития растений.

5.Учить дружескому отношению детей друг к другу.

Задачи:

1: Развивать у детей интерес к природным объектам.

2.Активизировать словарный запас детей.

3.Развивать представление о среде обитания6 сад-огород.

4.Формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения.

5.Воспитывать трудолюбие, навыки сотрудничества, инициативность.

6.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок об овощах, замачивание семян, наблюдение за ними, рассматривание иллюстраций овощей и фруктов, просмотр сказки «Репка», «Как грибы с горохом воевали».

Материал и оборудование

Стаканчики с водой, 2 разных стаканчика с землей, влажные тряпочки, семена гороха, картинки с изображением трудового процесса, палочки, лопаточки.

Ход занятия

Восп. - Отгадайте загадку

Надевает папа кепку

И выходит из избы4

Справа он сажает репку

Слева свеклу и бобы

Тут везде рядами грядки

Будет урожай в порядке. (Огород)

Восп. - Давайте вспомним, что растет на огороде.

1.На грядке желтый и зеленый, а в кадке желтый и соленый (огурец)

2.Как на нашей грядке выросли загадки-сочные, да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют (помидоры)

3.Светло-зеленый блестящий бочок солнцу подставил крепыш (кабачок)

4.Расту в земле на грядке, я красная, длинна, сладкая (морковь)

5.Как надела сто рубах, захрустела на зубах (капуста)

6.Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

7.Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло (свекла)

8.Крулый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко.

Что же это…(репка)

Восп. - Сегодня мы с вами отправимся на огород, нас там ждут удивительные приключения.

(Под музыку «Огород»)

Как одним словом назвать то, что растет на огороде?

Овощи.

Для чего мы их сажаем?

Чтобы кушать.

Чем полезны овощи? Что в них содержится?

Витамины.

Прослушайте стихотворение и скажите, что дают нам витамины?

(Чтение стихотворения)

Витамины-ценные вещества

Без них мы никуда.

Чтоб здоровым, сильным, крепким быть.

Нужно с витаминами дружить.

Витаминов много, их не перечесть.

Но самые главные среди них есть.

Без них не может организм существовать,

Учится, работать, отдыхать.

Что дают нам витамины?

Красоту, здоровье, силы, хорошее настроение.

Правильно, чтоб здоровым сильным быть надо овощи любить. Все без исключения, в этом нет сомнения.

Ну что ребята, вы убедились, что овощи полезны.

Да.

Игровая ситуация «Как растут овощи»

Сейчас я вам расскажу, как появляются на грядках вкусные овощи. Я возьму вот такой помидор.

(Воспитатель показывает настоящий овощ)

Кладу его на грядку и засыпаю землей, проходит некоторое время и на грядке вырастает много помидоров.

Почему вы на меня так смотрите? Я что то не так делаю или говорю?

Так не бывает. Это не правда.

А кто мне скажет, как бывает?

Давайте вспомним. Что мы с вами уже сажали на огороде?

Помидоры, огурцы.

Как мы это делали?

Брали семя и сажали в землю.

Откуда берется семя?

(Показ воспитателя. Разрезает помидор и достает семя).

Слайд

    Сначала берут семечку, сажают в землю.

    Поливают их, из семян вырастает росток.

    Затем росток вырастает в стебель и уже на стебле появляются плоды.

    Плоды растут, созревают, их можно есть.

Все верно, вы умницы.

Ребята, на Руси даже сказки про овощи сочиняли.

Какую сказку вы знаете?

Репка.

Посмотрите фрагмент из сказки, и назовите какой овощ в ней встречается? (Сказка «Как грибы с горохом воевали»)

Горох.

Правильно, горох. Какой горох?

Вкусный, зеленый, полезный.

А вы хотели бы вырастить такой же горох?

Да.

Давайте сначала поиграем.

Физминутка (песенка «Веселый огород»)

Посмотрите, перед вами две горошины: одну мы замочили в воде, а другую нет. Чем они отличаются?

(Рассматривание и сравнение)

Как вы думаете, какая горошина быстрее прорастет?

Почему?

Кто мне скажет, какие условия мы сделали чтобы горошина проросла?

Свет, вода, воздух, тепло.

Правильно.

(Схема)

Мы еще один эксперимент проведем. В зеленый стаканчик мы с вами посадим замоченную в воде горошину, а в прозрачный не замоченную. И посмотрим какая горошина быстрее прорастет.

Прежде чем заняться посадкой гороха разомнем пальчики.

Я горох держу в руке

Зажимаю в кулаке

Отпускаю, разжимаю

И ладошками катаю.

Берем зеленый стаканчик, делаем не глубокую ямку в земле палочкой. Самое главное нужно правильно посадить горошину, посмотрите как я это делаю. Аккуратно присыпаем землей горошину.

Нашей горошине там тепло и уютно.

Какое еще условие надо создать, чтобы горошина проросла?

Полить.

Чем будем поливать?

Водой.

Какая вода?

Прозрачная, бесцветная, без запаха.

Правильно.

Ребята, а чтобы горошины быстрее проросли, мы создадим эффект парника, накроем сверху стаканчики пленкой.

Повторим хором парник.

В нашей таблице наблюдений давайте отметим когда мы посадили горошины, в каком из стаканчиков быстрее появятся ростки, цветы и плоды.

А сейчас вместе скажем.

Ты горошек уродись, над землею поднимись, с пышными цветами, с крупными стручками.

После посадки нам необходимо вымыть руки.

А сейчас мы отправляемся в группу.

(Под музыку возвращаемся в группу на стульчики)

Где мы с вами побывали?

В огороде.

Что посадили?

Горох.

Справились с заданием?

Да.

Любого начинающего дачника интересует вопрос, что посадить на огороде. Ведь культур, выращиваемых в нашей стране, существует очень много. Кроме того, недостаточно просто посадить и выращивать на огороде все овощи и зелень подряд. Необходимо учитывать и некоторые нюансы, например, правильное «соседство» растений. Также важно знать, где именно следует посадить ту или иную культуру на участке, ведь одним растениям требуются светлые места, а другим — тень. Если огородник будет знать все нюансы посадки растений на дачных грядках, то он получит и красивый участок (а цветы великолепно украсят его ландшафтный дизайн) и хороший урожай.

  1. Начертите план своего участка на миллиметровой бумаге, в масштабе. Формат не меньше А3. Не нужно делать набросок от руки на коленке, сделайте точные замеры. Вам потребуется рулетка и помощник.
  2. Обозначьте на схеме участка все постройки, имеющиеся и планируемые: дом, сарай, хозяйственные помещения, качели, беседки, зону барбекю или бассейн, все цветочные клумбы, компостную кучу. Отдельно отмечаем виноградник (если он есть или планируется).
  3. Сделайте копию плана участка, например, на кальке или перерисуйте, ксерокопируйте, так как вариантов может быть несколько.
  4. На всем свободном от построек и клумб пространстве выделите зоны по освещенности: наиболее солнечные места и тенистые. Для этого потратьте день и внимательно присмотритесь, куда падает тень от деревьев и построек.
  5. Отметьте источник воды.
  6. Выберете места, где можно поставить парники или теплицу – это самые широкие территории. Учитывайте расстояние на дорожки и междурядья. Проход для тачки должен составлять не менее 50-60 см, чем больше участок, тем большую ширину дорожек можно себе позволить. Но если участок маленький, все зависит от ваших аппетитов: готовы вы обойтись 30- сантиметровыми проходами между грядок или вам нужно больше, чтобы развернуться во время прополки.
  7. Если вы составили большой список планируемых посадок на огороде, лучше сделать больше узких грядок 45-60 см, чем широкие метровые.

Оптимальные размеры грядок

Грядки нужно планировать таких размеров, чтобы за ними было легко ухаживать: сеять, сажать рассаду, полоть и тянуться с лейкой.

Поэтому идеальные размеры - это ширина 80 см, длина - 3-4м, высота 35 см (для грядок с ограждением). Если у вас много помощников детского возраста, например, на каникулах прополкой помогают заниматься внуки и дети, то лучшая ширина – 70 см.

При таких размерах всем удобно дотягиваться рукой с каждой стороны междурядий до середины грядки.

Максимально допустимая ширина грядки – 1 м, под капусту, которую сажают в два ряда можно отвести 100-120 см. Ширина междурядий – минимум 30 см, оптимально 40 см, если к грядке должна подъехать тачка, то 50 см. Эти размеры под небольшой огород, где дорог каждый сантиметр. Если ваш участок довольно большой, смело оставляйте проходы шириной 60-80 см.

Что вырастить на огороде

Вот мы и подошли к тому моменту, когда грядки распланированы, пора определиться, что сажать. Составляем пожелания членов семьи и смотрим на список:

  • Помидоры
  • Перец болгарский и острый
  • Огурцы для консервирования и для салата
  • Свёкла
  • Морковь
  • Лук на зиму и для консервирования
  • Капуста белокочанная ранняя, средняя, поздняя,
  • Капуста цветная
  • Кольраби
  • Редис,
  • Дайкон
  • Чеснок
  • Кабачки
  • Патиссоны
  • Тыква
  • Фасоль
  • Салат листовой
  • Салат кочанный
  • Укроп
  • Петрушка
  • Арбуз
  • Горох
  • Кукуруза
  • Ранний картофель
  • Земляника

Да, списочек вышел длинный… Что же делать? А вот теперь нам нужно вычеркнуть лишнее. Для начала оговоримся, что мы выращиваем не для продажи, а для себя. Коммерческий огород – это совсем другая статья.

Поэтому если территории сада и планируемых грядок явно не хватает для желаемого списка, нужно вычеркивать лишнее по принципу целесообразности и выгодности выращивания.

Например, картофель - для обеспечения семьи картофелем на зиму нужен не огород, а отдельное картофельное поле, участок. Но вполне можно вырастить ранний картофель, на то время, когда в магазинах он чрезвычайно дорогой, а в подвале остался уже мягкий и проросший. При этом вам достаточно посадить всего с десяток кустов, чтобы обеспечить на месяц картошкой семью из 3-4 человек (условно).

Из всего списка желаемых овощей и ягод вычеркивайте по принципу, более удобному лично для вас:

  • которые труднее всего выращивать
  • которые дешевле всего стоят на рынке или в магазине (проще купить)
  • которые требуют больше времени, чем вы можете им предоставить
  • которые сложнее обеспечить нужной температурой, светом и водой
  • которые несовместимы с остальными, очень вам нужными культурами

Урожайность тех или иных огородных культур очень различна, некоторые занимают большую площадь, но дают небольшой урожай, например, горох. Урожайность у него сильно зависит от сорта, места занимает много, и по большому счету удается хороший горох далеко не у всех.

Или кукуруза – занимает приличную территорию, урожайность её не оправдывает, если участок маленький. Кроме того, кукуруза мало кому нравится из овощей – не терпит её виноград и свёкла.

А вот редис – культура нетребовательная и очень выгодная. Ранние овощи всегда очень дорогие, но самые желанные, а такие как редиска, сочетающиеся со многими овощами и ягодами, очень оправданны. Это же касается листового салата, базилика. Укроп вообще может не выращиваться специально – отлично заполняет участки сада самосевом, где ему удобно.

Если у вас маленький ребенок, склонный к аллергии или по какой-либо причине вынужденный обходится диетическим питанием, возможно, вам нужно отказаться от определенных культур, например, пряностей, бобовых (кроме сидератов), дайкона и аллергенных ягод, но выделить солнечную грядочку под арбузы, дыни или больше грядок засадить цветной капустой.

Или взять такой овощ как баклажан – выращивать его несложно, место на огороде найти тоже, и выгоднее вырастить, чем купить - цены на баклажаны высокие круглый год, а овощ идет во множество закусок и солений.

И все-таки главным критерием, определяющим, что посадить на даче, остаются климатические условия, ведь заставить плодоносить в тени растение, требующее много света просто не возможно. При всем желании, вам не вырастить арбузов, если участок не солнечный и теплый.

Таблица посадок

Название овоща

Когда сажать

Как сажать

Когда собирать урожай

В конце апреля - начале мая Семена сеют на глубину 2 см, ширина междурядий - 25 см. Чтобы ускорить появление восходов, семена перед посевом надо подержать во влажной ткани 2-3 дня. Через 2 месяца
Шпинат С марта по май Посев проводится отдельными семенами в бороздки на глубину 1,5-2 см, ширина междурядий 30 см. Через 8-10 недель, поздние сорта через 12.
Чеснок сажают под зиму и ранней весной. Чаще всего размножают зубками. При подзимней посадке сажают на глубину 5-8 см. Весной на глубину 3-4 см двух-трех-строчными лентами. Расстояние между строчками 12-15 см, между лентами – 50, между растениями – 5-8 см. В июле – августе, при подсыхании листьев и образовании на луковице сухих пленчатых листьев обертки.
Фасоль Май-июнь Семена перед посадкой замачивают на ночь. Высевают двустрочными лентами: между строчками 20-30 см, между лентами 50 см, в ряду через 7,5-10 см или однострочными рядами через 45-60 см. Глубина заделки семян 2 см на плотных почвах, 5 см — на рыхлых. Через 8-12 недель после появления всходов.
Апрель Для получения ранних всходов семена замачивают в воде на 2-3 дня (воду 3 раза в сутки меняют) с последующим их подсушиванием. Высевают укроп на ровной поверхности, на глубину 1,5 см, с расстоянием между рядками 15-20 см. Через 30-40 дней после посева.
Тыква В марте-апреле на рассаду. В грунт в мае. Семена надо прорастить. Сначала садится рассада, которая потом высаживается в открытый грунт. Скороспелые сорта через 90-100 дней от всходов, позднеспелые через 110-130 дней.
Обычно садится через рассаду. 50-60-дневную рассаду высаживают в открытый грунт. Сажают томаты на грядах, гребнях или ровной поверхности. Корни засыпают землей до семядольных листьев. Сильно вытянувшиеся растения ставят наклонно, вершиной к югу, погружая в грунт на 1/4 или 1/3 ее высоты, оставляя над поверхностью часть стебля с листьями высотой 20-25 см. Нижнее соцветие должно оставаться над поверхностью почвы. Через 90-125 дней после всходов.
Свекла Май Для ускорения прорастания семена за 2-3 дня до посева замачивают в теплой воде. Семена кладут в бороздки, сделанные на расстоянии 15-20 см друг от друга. В сентябре — начале октября, до наступления сильных заморозков.
Редис Начало апреля Сеют в бороздки, с расстоянием в рядках 8-10 см, на глубину 1,5-2 см. Раннеспелые сорта через 18-21 дней от полных всходов, позднеспелые через 40-45.
Петрушка В конце апреля, в конце июня – начале июля, в конце октября, начале ноября При весеннем посеве семена петрушки высевают на глубину 2-2,5 см. Летний посев проводят замоченными семенами на хорошо увлажнённой, почве. Через 60-70 дней от всходов.
На рассаду в феврале –начале марта. В грунт в конце мая –начале июня. Семена замачивают на 2 суток. После высаживают на рассаду. 60-дневную рассаду пересаживают в открытый грунт. Плоды срывают выборочно, не одновременно. Некоторые сорта сладких созревают уже в августе.
Май Перед посевом семена замачивают на 12 часов. Высевают семена строчками, на глубину 2-2,5 см, в строчке растояние 8-10 см, между строчками 50-70 см. Через 45-50 дней от восходов.
Морковь Во второй половине апреля Чтобы получить ранние всходы, семена замачивают на 1-2 дня, затем неделю выдерживают во влажном состоянии, пока они не наклюнутся. На грядах шириной 1 м размещают четыре ряда моркови с междурядьями 28-30 см. Ранние сорта созревают через 60-80 дней, поздние через 80-115 дней.
Кукуруза Конец апреля — май Высевают семена рядами с расстоянием между ними 70 см и 25-30 см между растениями, глубина посева – 6-8 см Ранние сорта созревают через 60-70 дней, поздние – 102-105 дней.
Картофель Май Размножается пророщенными клубнями. Оптимальная глубина посадки на легких почвах – 10-12 см, среднесуглинистых и тяжелых – 8-10 см, расстояние между клубнями – 25 — 30 см. Ширина междурядий – 60-70 см. Раннеспелые сорта созревают уже в середине июля. Среднеспелые и поздние сорта – в августе-сентябре или в первой половине октября.
Цветная капуста С 15 по 30 марта, далее с интервалом в две недели до конца мая – посев семян.
С 25 апреля по 10 мая, далее с интервалом две недели до 10 июня – высадка в открытый грунт.
Предпочтительнее сажать через рассаду. Рассаду высаживают в открытый грунт через 6-7 недель после появления всходов, в несколько сроков. Рассаду высаживают на грядку в 2 ряда, расстояние в ряду 30-40 см, между рядами 50-55 см. Глубина посадки по первый настоящий лист.
Безрассадный способ – высевают по 3-5 семян в лунку, лишние всходы продергивают или рассаживают.
Скороспелые сорта через 85-90 дней от всходов, позднеспелые черех 120-130 дней.
Пекинская капуста Под пленку – начало апреля, в открытый грунт – конец апреля-начало мая. Садят или через рассаду, или посевом семян в грунт. При посеве семян в открытый грунт их размещают на грядах в 3 ряда с междурядьями 35-40 см. Сеют гнездами через 35-40 см. В каждое гнездо заделывают по 4-5 семян. После всходов прореживают, оставляя по два, а затем по одному наиболее развитому растению. Капусту, высаженную под пленку, можно собирать уже в июне.
Брюссельская капуста На рассаду в марте-апреле. В грунт в в мае-июне. Высаживается через рассаду. Сажать капусту следует на расстоянии 90 см друг от друга, так чтобы ее нижние листья находились над уровнем почвы. После того, как растения будут пересажены, их нужно хорошо полить. Сентябрь – октябрь
Белокочанная Конец апреля – май. Высаживается через рассаду. Через 50-60 дней рассада пересаживается в открытый грунт. Созревает через 100-170 дней (в зависимости от сорта).
На рассаду в конце апреля. В грунт в конце мая-начале июня. Выращивается рассадным и безрассадным способом. Рассаду высаживают в грунт через 20-25 дней. Семена перед посевом замачивают на 3 суток. Глубина заделки семян на легких почвах 5-6, а на тяжелых 3-4 см. Через 60-70 дней.
Горох Конец апреля, далее с интервалом в две недели до начала июля. Семена можно замачивать, а можно и сажать сухие. Плоской тяпкой вдоль грядок делается борозда шириной 15-25 см. Разбросайте горошины на расстоянии 5-8 см друг от друга по всей площади борозды. Далее присыпьте их землей с бортиков, чтобы горошины оказались на глубине не более 5 см и обязательно уплотните землю сверху тыльной стороной грабель. Через 7-14 недель (в зависимости от сорта).
Сельдерей корневой На рассаду в начале марта. В грунт в конце мая. Садится через рассаду. Семена перед посадкой замачивают. Особенность семян сельдерея заключается в том, что их нельзя сильно присыпать землей, они должны быть на поверхности, при ярком освещении. Через 60 дней рассаду высаживают в открытый грунт. Чаще всего сельдерей высаживают на грядки с расстоянием между рядами 65 см, между растениями в ряду 20 см. Скороспелые сорта выращивают по схеме 40х40 см, на обычной грядке можно разместить три ряда растений. Среднеспелые сорта сельдерея высаживают по схеме 50-60х20-30 см. Через 170-180 дней.

Какие культуры совмещаются друг с другом на огороде

Перед посадкой культур необходимо ознакомиться с информацией, касающейся совместимости культур. Ниже представлен перечень главных культур и растений, которые можно совмещать, а которые лучше сажать на отдалении друг от дружки.

Огурцы. С этим овощем хорошо сочетаются:

  • салат,
  • редис,
  • подсолнух,
  • кукуруза,
  • помидоры,
  • горох.

Плохая совместимость у огурцов с:

  • шалфеем,
  • фенхелем,
  • укропом,
  • мятой.

Томаты. Допускается соседство с:

  • чесноком,
  • морковью,
  • шпинатом,
  • луком,
  • кукурузой,
  • капустой,
  • петрушкой.

Рядом с помидорами лучше не высаживать:

  • картошку,
  • свёклу,
  • фенхель.

С капустой рядом можно посеять:

  • свёклу,
  • картошку,
  • фасоль,
  • мяту,
  • укроп.

Плохо соседствуют эти овощи с:

  • помидорами,
  • земляникой.

Баклажаны можно сажать около любых овощей (к примеру, цветная капуста), но лучшими соседями считаются:

  • бобовые,
  • ароматные травы.

Картофель предпочитает соседство с:

  • капустой,
  • редисом,
  • кукурузой,
  • фасолью,
  • салатом.

Рядом с картошкой не стоит сажать:

  • помидоры,
  • тыкву,
  • огурцы.

Морковь хорошо совмещается с:

  • луком,
  • помидорами,
  • шалфеем,
  • чесноком,
  • фасолью,
  • редисом.

А вот укроп с морковью комбинировать не желательно.

Лук отличается совместимостью с:

  • капустой,
  • морковью,
  • свёклой,
  • салатом,
  • редисом,
  • земляникой.

Плохими соседями являются:

  • фасоль,
  • горох.

Перец совмещаем с:

  • базиликом,
  • кориандром,
  • морковью,
  • луком.

Желательно исключить с:

  • Фенхелем,
  • фасолью.

Редис спокойно реагирует на соседство с любыми овощами.

Салат. Станет хорошим соседом для:

  • земляники (клубники),
  • свёклы,
  • гороха,
  • помидоров,
  • капусты.

С петрушкой салат уживается плохо, а вот с хризантемами – отлично.

Свёкла. Имеет хорошую совместимость с капустой, а вот с помидорами и фасолью соседствует плохо.

Фасоль. Нормально развивается, соседствуя с:

  • капустой,
  • свёклой,
  • томатами,
  • тыквой,
  • морковью.

Плохо совмещается с:

  • луком-пореем,
  • чесноком.

Чеснок , при возможности, прекрасно выращивается рядом с .

Цветы на дачном огороде

Многие считают, что огород – это место исключительно для посадки овощей. Однако, есть отличные исключения. Цветы также можно посадить на грядках, но все подряд, а полезные, например:

  • бархатцы (по краям рядков),
  • лекарственную ромашку,
  • тысячелистник,
  • настурцию,
  • валериану,
  • мяту.

Эти растения можно посадить на небольших сделанных клумбочках или на торце рядков.

Декоративный огород

Участок, засаженный растениями, даёт волю проявить свою фантазию (не всё же, в конце концов, упирается в пропитание). Каждый сам создает свой огород. Ведь совсем не обязательно, чтобы на нём присутствовали только овощи и ягоды. Для красоты тоже можно выделить немного места. Тем более что некоторые цветы, например, настурция или бархатцы, способны соседствовать с разными культурами. Тут все зависит от площади доступной территории и фантазии дачника.

Посадки можно разместить так, чтобы получился симметричный узор, интересные живописные группы или концентрические круги.

В месте, где постоянно царит тень, можно поставить скамейку или устроить беседку, посадить декоративные папоротники и лучшего места для отдыха в итоге найти будет невозможно.

Эффектным фоном могут стать занавесы из высоких растений, которые радуют обильным и ярким цветением:

  • декоративный подсолнечник,
  • вьющаяся спаржевая фасоль,
  • топинамбур,
  • мальва,
  • георгины и прочие.

Планировка огорода является довольно непростым, но очень увлекательным занятием. Если подходить к этому процессу творчески, всё тщательно продумать и просчитать, то сможете посадить всё задуманное, и дачные грядки станут предметом вашей гордости.

Актуальность проблемы:

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают выращивают из семян.

Расширить знания и представления детей о полезны свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец), их строении и условиях, необходимых для роста.

Продолжительность : месяц (краткосрочный)

Тип проекта : познавательный, исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород для посадки лука и наблюдать за его ростом.

Цель: ф ормирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию лука, в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  • Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород;
  • Формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;
  • Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать вывод. Способствовать формированию навыка посадки луковиц на перо;
  • Фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;
  • Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь;
  • Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире;

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется умение сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания;

Сформируется навык подмечать пользу и красоту зелёного лук;

Дети изучат один из способов посадки лука в комнатных условиях, сформируются знания и представления о строении лука.

Создание дневника наблюдений за луком на подоконнике.

Все участники проекта (дети, родители, воспитатель) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Образовательные

области

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Социально - коммуникативное

развитие

Воспитывать любовь к труду, желание трудиться.

Развивать коммуникативные навыки.

Формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях; фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

П ознавательное

развитие

Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород.

Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать вывод;

Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность.

Речевое развитие

Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

Художественно-

эстетическое

развитие

Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный : определение целей и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в огороде на подоконнике, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2.Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, творческая деятельность).

3.Заключительный : подводятся итоги, подготавливается презентация, инсценировка сценки «Спор овощей».

1 этап – подготовительный.

1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия реализации проекта «Огород на подоконнике».

2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.

Практическая деятельность:

ООД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития лука (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки;

Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки лука с натуры по этапам роста в дневнике наблюдений.

Беседы: «Почему от лука плачут», «Условия, необходимые для роста лука».

ООД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Витамины для здоровья»

ООД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Лук»

Дидактические игры: «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «От какого овоща эта часть», «Узнай на ощупь».

Подвижные игры: «Собери овощи в суп», «Бабушкины помощники».

Сюжетно –ролевые игры: «Овощной магазин», «В гостях у бабушки».

Разучивание с детьми загадок, пословиц, поговорок, стихов об овощах

Чтение художественной литературы: Дж.Родари «Приключение Чиполлино», С. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла», Л. Серова «На грядке». И. Ревю «Вырос лук», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей»

Речевое развитие: «Составление рассказов по карточкам-схемам «Об овощных культурах», пересказ сказки «Три брата луковки».

Социально-коммуникативное развитие: развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе, воспитывать трудолюбие, старательности, аккуратности, бережного отношение к окружающей природе и к труду товарищей.

3 этап – заключительный.

1. Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома.

2. Анализ результативности.

По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

  • дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали;
  • в группе был создан огород на окне;
  • вели дневник наблюдений за ростом лука;
  • дети стали более уважительно относиться к труду;
  • все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

3.Инсценировка сценки «Спор овощей»

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на окне»

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне. 3.Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закреплений знаний о растениях (овощах).

Итог проектной деятельности.

Дети узнали, что все растения живые и что для их роста и развития необходимы определенные условия. В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений.

По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука дети употребляли во время обеда.

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.

Экспериментальная деятельность в детском саду. Средняя группа

Конспект НОД «Посадим огород». Экспериментальная деятельность в средней группе.

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» ст. Тацинская Ростовская область.
Назначение работы: данный конспект предназначен для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования
Цель: Формирование знаний об овощах.
Задачи:
- Учить различать овощи по характерным признакам
- Развивать память, обследовательские действия.
- Создать чувство эмоционального комфорта.
- Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью
- Развивать умение правильно сажать в землю в землю семечко и ухаживать за ним.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе.
Обогащение словаря: Семечко, сажать, рыхлить, поливать, ухаживать.
Материалы к занятию: Комнатный горшок с землёй, совочек, лейка с водой, пачка с семенами.

Ход занятия:

1.Вводная беседа с детьми о времени года и осеннем урожае.
- Какое время года? (осень)
- По каким признакам догадались, что наступила осень? (дети перечисляют)
2. Сюрпризный момент:
Стук в дверь, входит кукла Маша и приносит красивый мешочек
Проводится игра «Чудесный мешочек»
Кукла Маша предлагает желающим на ощупь отгадать, что там лежит.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети обследуют и вытаскивают овощи.
4.Загадки.
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я...
(Капуста).

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...
(Картошка).

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)

Маленький, горький, луку брат.
(Чеснок)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют.
К осени краснеют.
(Помидоры)

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок.
(Огурец)

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.

5.Дидактическая игра «Узнай на вкус». Овощи режут на кусочки, вызывают ребёнка, завязывают глаза и дают пробовать овощ. Нужно по вкусовым качествам определить, какой овощ попался.
6.Дидактическая игра «Вершки – корешки» Дети выбирают, что растёт в земле, а что на поверхности.
Заострить внимание на огурце.
Загадка
Зеленые поросятки выросли на нашей грядке, К солнцу - бочком, хвостики у них - крючком. Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)
- Какого цвета огурец? (зелёного)
- Какая поверхность? (с пупырышками)
- Чем полезен огурец?

Огурец содержит очень много витаминов, которые полезны нашему организму. А так же имеет и целебные свойства – огуречный сок полезен при заболеваниях кожи, обладает жаропонижающим действием. Ваши мамы делают салаты и закатывают в банки, зимой вы с удовольствием пробуете огурец из банки.

А где растёт огурец? (на грядке)
- А сейчас можно вырастить на огороде и почему? (потому что холодно и он замёрзнет)
- Давайте посадим в группе на подоконнике и попробуем вырастить огурец.
7. Практическая часть.
- А сейчас Маша мы покажем, как надо сажать огурцы.
- Что нужно для посадки? (семя, землю, воду и горшок цветочный)

- Мы заранее насыпали в горшок землю и размяли, чтобы не было комочков.
Возьмём семечко и посадим в землю, а затем польём водой.
Поставим горшок на окошко и будем наблюдать, что произойдёт с нашим семечком.
Наши наблюдения.
Через некоторое время показался росток с двумя листиками.


Затем появились листики покрупнее. На ощупь листик мохнатый и мягкий. Всё время поливаем водой комнатной температуры, проводим рыхление. Дети с удовольствием ухаживают за маленьким ростком.


Наш стебелёк растёт и появились ещё листики


Возле листочка появились маленькие зародыши огурчика и цветочки.


Мы поставили лесенку, с помощью усов огурец цепляется за неё и взбирается вверх.
Огуречные лианы –
Не растут на них бананы
Лишь зелёный огурец,
Ловкий, сладкий удалец!
Огурец-канатоходец
По канатам важно ходит.
Выше, выше, ближе к солнцу,
Ус-пружинка цепко вьётся…
Пьёт росу на зорьке ранней,
В жаркий день - дожди желанней!
Тёплым светом напитался,
Чистым ветром обдувался,
Круглобоким стал пострел,
Звонким хрустом он созрел!
Вот и наши цветочки.
А вот уже и огурчики.
Вот зелёные юнцы -
Молодые огурцы!
Раз, два, три... четыре... пять -
Сразу всех не сосчитать!
Крепкий стройный молодец,
Тонкокожий огурец,
И солёный, и в сметане -
Вкуса дивного творец!


Огурец рос – рос и вырос.



Мы его сорвали, помыли.


Порезали кружочками и угостили всех деток.
Дети славно потрудились, вырастили великолепный урожай!


– Я – зелёный огурец,
Витаминный удалец!
Летом я на грядке зрею,
А зимой – в оранжерее.
Все со мной дружить хотят,
Ведь меня со всем едят:
В бутерброде, и с картошкой,
И в салате – вилкой, ложкой,
В завтрак, в ужин, и в обед…
Ничего полезней нет!

При посадке овощных культур и деревьев учитываются их особенности — рост растений на солнце или в тени, обильный или умеренный полив, различия в корневых системах. Однако не все знают о том, что, высаживая культуры в огороде, следует учитывать их совместимость между собой. Дачникам, которые занимаются выращиванием овощей, известно, что урожайность зависит не только от благоприятных условий и ухода за растениями, но и от их расположения на грядках. Придерживаясь правил совместимости огородных культур, даже новички смогут рационально использовать земельный участок и получить хороший урожай.

Если соседи по грядке подобраны неверно, это может стать причиной плохого роста и развития культур, скопления насекомых и образования грибка из-за чрезмерного полива. Верное размещение растений на грядках, напротив, благотворно сказывается на их росте, а также делает их более устойчивыми к болезням.

Принцип смешанных грядок применяется фермерами и любителями, выращивающими органические овощи, фрукты и ягоды, поскольку правильная совместимость овощей при посадке способствует отпугиванию вредителей, и нет необходимости в применении химических средств. Верно подобранное соседство и рациональное использование садового участка позволяют увеличить урожайность до 20%.

Смешанные посадки не так сложны, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем приступить к посеву, растения нужно разделить на группы с учетом интенсивности полива и освещения, необходимости внесения удобрений. Рекомендуется составить план участка с распределением растений. Придерживаясь правил совместимости овощей, огородник получит следующие преимущества:

  • экономия земельной площади;
  • снижение частоты болезней;
  • растения меньше привлекают вредоносных насекомых;
  • внесение меньшего количества удобрений;
  • повышение урожайности и вкусовых качеств плодов.

Правила и таблица совместимости овощей с другими культурами в саду и огороде

Планируя схему совместной посадки овощей, зелени, цветов, кустарников и деревьев, возможно не только повысить урожайность и качество плодов, но и создать красивую грядку. Распределяя культуры по соседству, необходимо принимать во внимание следующие правила:

  • «соседи» должны иметь похожие требования к освещенности и увлажнению, кислотности и структуре почвы, а также одинаковый темп развития и период созревания плодов;
  • недопустимо, чтобы ширина грядки была менее 1 метра;
  • огород делится на несколько участков (в средней части высаживают высокорослые растения, плоды которых дозревают дольше всего — томаты, перец, капусту);
  • ближе к границам размещают скороспелые виды растений — чаще всего это зелень и травы, также это место подходит для винограда и клубники;
  • чтобы грунт оставался плодородным, важно соблюдать правило севооборота (высадка растений несколько раз подряд на одну и ту же почву недопустима);
  • правильное соседство предусматривает распределение овощей на грядках с учетом их корневой системы, наиболее оптимальный вариант — когда культуры с мелкими и более развитыми корнями чередуются.

Спланировать, что и где сажать с учетом совместимости растений, поможет таблица. В таблице указаны наиболее распространенные овощи.

Овощ Хорошая совместимость Плохая совместимость
Баклажаны Горох, картофель Лук, томаты, фен­хель, чеснок
Горох Баклажаны, картофель, кукуруза, огур­цы, морковь, редька, фасоль Лук, чеснок, томаты
Дайкон Кабачки, морковь, огурцы, помидоры, свекла, шпинат, тыква Горох, земляника, капуста
Капуста Картофель, лук, салат, свекла, сельде­рей, укроп Земляника, фасоль
Картофель Баклажаны, горох, капуста, лук, кукуру­за, петрушка, салат, свекла, хрен, фа­соль, чеснок, редька Огурцы, томаты, сельдерей, фенхель
Лук Черная смородина, садовая земляни­ка, морковь, редис, огурцы, кресс-са­лат, шпинат Бобы, горох, фасоль, капуста
Морковь Горох, лук, томаты Фенхель
Огурцы Горох, укроп, фасоль, салат, капуста Картофель, томаты
Перец Лук, салат, свекла, томаты, базилик, баклажаны Горох, огурцы, сель­дерей, фасоль
Петрушка Лук, салат, горох, бобы, томаты, редис, фасоль Морковь, свекла, сельдерей, хрен
Томаты Зеленные культуры, капуста, лук, кры­жовник, спаржа, фасоль Картофель, кольра­би, огурцы, фенхель
Салат Капуста, садовая земляника, морковь, огурцы, лук, редька, шпинат, горох Томаты, тыква, фа­соль, свекла
Свекла Капуста, лук, салат, фасоль Фенхель

С плодовыми и другими деревьями

Сажать кустарники, ягоды и овощи в междурядьях молодого сада не рекомендуется. Это объясняется тем, что растения, а в особенности культуры из семейства пасленовых, забирают все полезные вещества из почвы.

Если деревья уже давно укоренились и радуют хозяев своими плодами, под ними можно посеять семена петрушки, кинзы, укропа, редиса и салата. Эти культуры не вредят своим соседям и дозревают в кратчайшие сроки, кроме того, в тени зелень долгое время остается сочной.

Также можно выбрать многолетние растения — клубнику, черемшу, джусай, горчицу, мяту, мелиссу.

В середине лета в тени деревьев сеют семена пекинской капусты, редьки и редиса. Хорошо себя чувствует под кроной дерева фасоль. Благодаря ей грунт обогащается азотом, что в свою очередь улучшает показатели урожайности.

Под старыми деревьями некоторые огородники успешно выращивают огурцы, лагенарию, тыкву и кабачки. Растения красиво вьются по стволу, а благодаря плодородной почве дают хороший урожай.

Относительно томатов мнения специалистов различаются — одни считают, что растение вытянется из-за недостаточного освещения, другие утверждают обратное, собрав хороший урожай под деревом. Также огородники уверяют, что посадка взаимовыгодна и для томатов, и для плодовых деревьев, поскольку последние защищены от плодожорки, а помидоры реже болеют фитофторой.

Желая украсить сад розами, стоит знать, что высаживать их рядом со сливой, грушей и яблоней не рекомендуется. Под грецким орехом будут плохо расти зелень и овощи. Также стоит учитывать, что томаты и картофель являются плохими соседями для абрикоса.

С цветами и травами

Овощи не очень любят соседство с ноготками, тогда как размещение поблизости с бархатцами является благоприятным. Они защищают растения от нематод и делают грядки красивыми. Календула повышает качество грунта, и ее боятся вредители. Оба растения высаживают возле огурцов, моркови и картофеля. Вблизи помидоров лучше всего посеять бархатцы и циннию.

От тли, белянки и улиток помогут настурции. Цветы сеют в междурядьях или произвольно недалеко от огородных культур. Нарциссы и тюльпаны высаживают возле моркови.

От вредителей растения защищают такие травы, как ромашка, пижма, тысячелистник и полынь. Настурцию огородники любят за то, что она противостоит вредителям и сорнякам, а также радует своей красотой до поздней осени. Кроме того, ее можно употреблять в пищу, добавляя в салаты. Лучше всего она уживается с картофелем и капустой. Чеснок, посаженный с розами, отпугивает хрущей.

Также к съедобным растениям относится бораго, или огуречная трава. Она отпугивает вредителей, разрыхляет землю, устраняет излишнюю влагу и на протяжении лета очень красиво цветет, привлекая опыляющих насекомых.

С кустарниками

В саду вблизи кустарников можно посеять зелень. Крыжовник, малина и другие ягодные кусты хорошо себя чувствуют возле плодовых деревьев при условии, что те не слишком их затеняют.

Совмещенные посадки малины и кустовой фасоли характеризируются взаимным благотворным влиянием, а вот соседство малины и ежевики растениям не понравится. Чтобы обезопасить кусты от плодожорки, сеют тархун или эстрагон.

Поблизости с виноградом рекомендуется сеять люпин, иссоп, лук, чеснок, а вот посадка капусты и фундука приводит к гибели молодой виноградной лозы. Возле нее можно разместить смородину, малину, редис, бобовые, свеклу, огурцы. Следует учитывать, что виноград, посаженный недалеко от грядки с ягодами, имеет особенный вкус. Наиболее благоприятным является его соседство с клубникой — так виноград получается крупным и сладким.

Крыжовник хорошо уживается с красной смородиной, они не конкурируют за пространство и не привлекают общих вредителей. Также с крыжовником можно посадить мелиссу, мяту, базилик и шалфей — травы отпугивают пилильщика, тлю и огневку. С той же целью недалеко от крыжовника высаживают помидоры. Неблагоприятным соседом является лук. Малину и крыжовник можно посадить под сливой.

  • баклажаны лучше разместить неподалеку от лука, фасоли, шпината, чабреца;
  • поблизости с горьким перцем лучше садить лук, зелень, томаты, морковь, кольраби, цуккини;
  • хорошо себя чувствуют расположенные рядом земляника и петрушка;
  • огурцы дружат с большинством растений, особенно с фасолью, кабачками, сельдереем, чесноком, луком, шпинатом;
  • семейство бобовых неплохо уживается с горохом, петрушкой, огурцами, кукурузой, картофелем;
  • свекла хорошо растет возле клубники и лука;
  • морковь советуют садить на грядке с луком, чесноком, редисом;
  • капуста уживается на одной грядке с сельдереем, укропом, розмарином, фасолью;
  • возле клубники лучше посадить щавель, морковь, салат, редис, редьку, шпинат;
  • чеснок лучше посадить рядом с сельдереем, морковью, розами, гладиолусами;
  • сладкий перец сажают на одну грядку с базиликом, бамией, свеклой, фенхелем;
  • томаты предпочитают расти отдельно, а не совместно с другими овощами, но не против соседства с луком, свеклой, кукурузой;
  • тыква уживается с бобовыми, редисом;
  • картофель любит, если рядом расположены настурция, бархатцы, фасоль, кинза;
  • отличными компаньонами для лука являются морковка, свекла и все виды бахчевых культур.

Примеры удачных сочетаний растений

Составляя план грядок с учетом принципа совместных посадок овощных культур, рекомендуется ознакомиться с вариантами удачных сочетаний. Примеры добрососедства с хорошей плодородностью и минимальным показателем заболеваемости:

  • чередование тыквы, кукурузы, бобовых и настурции;
  • грядка из редиса, салата, кольраби, шпината, раннего картофеля;
  • чередование рядов моркови, петрушки, укропа;
  • участок с бобовыми, помидорами, кинзой, морковью, бархатцами;
  • грядка из огурцов, базилика и томатов;
  • ряды картофеля, капусты, шпината, фасоли, кукурузы.

Какие растения в огороде и саду лучше не сажать рядом?

Неправильное размещение овощей и деревьев может стать причиной снижения урожайности или привлечения насекомых. Чтобы не ошибиться, огородникам советуют ознакомиться с плохо сочетаемыми между собой культурами:

  • зеленый лук не стоит садить рядом с чесноком;
  • вблизи огурцов не стоит сажать репу, помидоры, спаржу, ревень, кабачки;
  • чеснок не стоит высаживать недалеко от гороха, фасоли, сои, арахиса;
  • для крыжовника плохим компаньоном является черная смородина;
  • вместе с грушей нельзя размещать можжевельник, черешню;
  • мята, базилик и кинза плохо влияют на рост чеснока;
  • не рекомендуется рядом с яблоней сажать абрикос, сирень, вишню, черешню, барбарис;
  • вишня плохо себя чувствует возле смородины;
  • посаженные рядом малина и земляника становятся благоприятной средой для долгоносиков.