План освещения в квартире примеры. Светодизайн жилых помещений: нормы, концепции, реализация, примеры. Комфортная цветовая температура

Если освещение квартиры будет удачным, то маленькую хибарку можно превратить во дворец. В театрах используют свет для изменения атмосферы и настроения зрителя.

На сегодняшний день в магазинах очень огромный выбор различных светильников, прошли те времена, когда в квартире можно было наблюдать одинокую люстру на потолке и торшер возле кресла с газетами.

Сегодня из предоставленных торшеров, люстр и бра, в квартире можно создать настоящий театр.

Распространенные лампы при использовании в современных дизайнах при освещении квартиры:

  • лампы накаливания, более комфортное освещение для глаз, но они выделяют много тепла и при использовании большого количества таких лампочек, в помещении где их используют, будет достаточно душно;
  • люминесцентные лампы, могут вполне заменить лампы накаливания, плюс таких лампочек, они не греются, а свет можно подобрать приятный вашему глазу;
  • галогенные и металлогалоидные источники света, чаще используют для подсветки отдельных зон или композиций в интерьере квартиры;
  • светодиоды, служат дольше ламп накаливания, но светят они не достаточно ярко, поэтому актуальнее их использовать для декорации или ночника;
  • световые шнуры «дюралайт», такое освещение сделано на основе светодиодов, использовать можно так же для наружного применения;
  • оптические волокна, с их помощью можно создавать неописуемый красоты световые эффекты в квартире.

Архитекторы с помощью освещения корректирую геометрию квартиры. Если же вам необходимо расширить комнату, то к яркому освещению добавим и светоотражающие предметы декора в квартире.

Затемнив же некоторые зоны, мы можем видимо сократить площадь квартиры. Таким же образом можно и играть с высотой потолка. Если светильники приподнять в верх отражателями, то высота потолка зрительно увеличивается.

Высокий потолок затеняем направленными вниз абажурами на торшерах. Обязательно основное освещение в квартире, должно полностью горманировать с дополнительными зональными светильниками.

Обязательно нужно, что бы основное освещение управлялось отдельно от дополнительного. Основное освещение в интерьере квартиры может быть не очень сильным, он просто поддерживает свет, для комфортного передвижения и общения.

А вот светильники местного назначения непосредственно отвечают за свои зоны.

Как например на кухне, зона приготовления пищи, в кабинете, зона работы. Необходимо подсветить стену за телевизором или за монитором компьютер, что бы глаза не уставали от света.

В спальне пойдет рассеянное освещение и приземление потолка. А к кроватным тумбочка организовать освещение поярче.

Для большого дома, где разделено и так все по зонам, это только рекомендации. Но если же у вас однокомнатная квартира, то деление квартиры по зонам с помощью освещения, просто необходимость.

В ванной комнате, как правило, используют точечное освещение за основное, а к зеркалу над раковиной рекомендуется повесить светильники.

В коридоре наоборот яркий свет должен быть доступен моментально и являться основным. Что бы без проблем можно было одеться и поправить макияж. Если в коридоре сделать правильное освещение, то самая маленькая прихожая может казаться театральным холлом.

Чтобы не допускать ошибок в зонировании помещений, можете обратиться к современным журналам, где по фото можно подобрать именно ваше освещение квартиры.

Для правильного освещения квартиры, необходимо прибегнуть к расчетам специалистов. По их рекомендации на каждые 5 кв. м. можно использовать 60-75кВт.

Для современного освещение квартиры, разрабатывают специальные планы. В которую входят все приборы и блоки управления светом. Если освещение провести правильно во всей квартире, то она в ваших глазах заиграет новыми красками.

Фото освещения в квартире

Световое зонирование уже давно используется в оформлении жилых и рабочих помещений, ведь грамотное сочетание естественного и искусственного света способно преобразить любое пространство. Освещение в квартире требует тщательной подготовки и соблюдения определённых правил оформления. Удачно подобранная схема может визуально увеличить площадь помещения, скрыть дизайнерские ошибки, а неудачная лишь усугубит недостатки интерьера. В этой статье мы рассмотрим, как подобрать источники света для разных комнат, а также разберём современные тенденции в данном направлении.

Как правильно организовать освещение?

Планирование освещения является неотъемлемой частью ремонтных работ. К данному процессу необходимо приступать ещё на этапе проектировки дизайна. Организацию света в квартире следует начинать с разделения помещения на несколько тематических зон. В классическом варианте освещение делится на два вида: общее (базовое) и местное.

Местное освещение предназначено для подсветки конкретных элементов интерьера либо уголков квартиры, общее же выполняет роль ключевого элемента искусственного света.

В свою очередь, местная подсветка бывает следующих типов: рабочая и точечная. В большинстве комнат предусмотрено наличие так называемой рабочей зоны (кухонный стол, кабинет, детский игровой уголок). Для обеспечения достаточной освещённости используют крупные люстры, торшеры и бра.

Точечная подача света чаще всего применяется в качестве дополнительного элемента, она выполняет чисто декоративную функцию.

Отличительно чертой искусственного света является возможность использования в любое время дня и ночи. Меняя цвет светового зонирования, можно в одночасье изменить пропорции помещения и разделить комнату на функциональные зоны.

Стоит также отметить, что оттенок света сильно влияет на человеческое восприятие реальности. Приведём пример: зелёный цвет успокаивает, а жёлтый поднимает настроение. Таким образом, при выборе схемы освещения в квартире необходимо учитывать функциональность, безопасность и эстетичность оформления.

Нормы мощности и количества светильников

Чтобы добиться максимально эффективного и комфортного освещения в интерьере квартиры, следует учитывать единые стандарты мощности и количества светильников на освещаемой площади. Так, специалисты советуют размещать приборы мощностью около 70 Квт на каждые пять квадратных метров помещения. Этот показатель может варьироваться, в зависимости от специфики помещения. Причём речь идёт только о центральном освещении, оно может быть дополнено разного рода декоративные или точечными источниками света.

Изучив основные требования к освещённости жилых помещений, можно самостоятельно высчитать необходимое количество светильников в квартиру. Вы также вправе использовать всевозможные дизайнерские советы. Чаще всего в них рассматривается организация электроосвещения в квартирах-студиях.

Для однокомнатного жилья, площадь которого равняется 30 квадратным метрам, нужно около восьми светильников (одна центральная люстра, рабочее освещение, три точечных светильника, торшер и несколько бра).


Пример освещения в однокомнатной квартире

Как проверить качество света?

Приобретая люстру или любой другой осветительный прибор, в первую очередь необходимо узнать, какая лампа применяется в установке. Самым распространённым вариантом является лампа накаливания – она даёт яркое равномерное свечение. Однако минус такого рода устройств – это быстрый расход электричества.

Сегодня большинство компаний, выпускающих осветительные приборы, переходят на энергосберегающие лампы. Их стоимость несколько выше, но надёжность и низкие электрозатраты беспокоят покупателей ничуть не меньше цены.

Есть один простой способ, как проверить качество света в люстре, для этого вам понадобится мобильный телефон. Поднесите устройство к осветительному прибору и включите камеру, следите за движущимися световыми полосами на экране. При обнаружении значительного мерцания и многочисленных полос знайте, что качество света оставляет желать лучшего. В таком случае лучше сразу же заменить товар, ведь со временем у вас и членов вашей семьи могут начаться проблемы со зрением.

Цветовая температура

Как уже говорилось, важную роль в световом зонировании играет цветовая температура ламп. Выделяют три цвета: тёплый белый (до 3300 К), стандартный белый (до 5000 К) и холодный белый (от 5000 К). В соответствии с европейскими стандартами в жилых комнатах принято использовать тёплый белый свет, а вот во второстепенных помещениях, таких как прихожая, рекомендуется применять классический белый.

Источники света

На сегодняшний день для освещения квартир используются самые разные лампочки, всевозможные типы люстр, бра и торшеров. В специализированных магазинах в Москве и других крупных российских городах представлен широкий выбор подобной продукции на любой вкус и кошелёк.

В качестве же прямого источника света применяются:

  • лампы накаливания;
  • светодиодные устройства;
  • люминесцентные лампы;
  • оптическое волокно;
  • металлогалоидные лампочки;
  • галогенные лампочки.

Все вышеперечисленные виды имеют как преимущества, так и недостатки использования. Приведём простой пример: популярные ранее лампы накаливания не соответствуют современным тенденциям, так как потребляют большое количество электроэнергии, а качество света весьма низкое.

Естественный свет

Лучшим украшением деревянного загородного дома, да и обычной квартиры является естественное освещение. Оно не только не вредит зрению и положительно влияние на самочувствие людей, но и эффектно смотрится в любом интерьере. Чтобы в полной мере насладиться живым светом, в частных домах делают окна во всю стену, выглядит это просто изумительно. Однако такого эффекта очень сложно добиться в условиях однокомнатной или двухкомнатной квартиры.

Искусственное освещение

Вариантов освещения в квартире придумано множество, но не каждый подходит к выбранному стилю помещения. Стоит помнить, что искусственный свет предполагает не только монтаж дорогостоящих светильников. К данному процессу следует подходить ответственно, ведь от конечного результата зависит здоровье глаз и нервной системы человека.

Чтобы создать функциональную систему светового зонирования квартиры, необходимо заранее ознакомиться с возможностями установки приборов. На фото ниже изображён универсальный вариант дизайна гостиной с использованием светильников разных видов.

На видео: что нужно учесть при проектировании освещения.

Виды освещения

Выделяют четыре типа искусственного света: общее, местное, комбинированное и аварийное. Последний вид нечасто встретишь в жилых помещениях, но он незаменим в помещениях, где выключение света грозит серьёзными травмами. Далее рассмотрим все виды освещения в квартирах более подробно.

Общее или базовое освещение предполагает равномерное (направленное) рассеивание света по всей площади комнаты. Чаще всего этот вид применяется в гостиных и на кухне. За счёт одинакового расстояния между светильниками достигается оптимальный уровень освещённости. Ещё одним вариантом подобного светового зонирования является единичный источник света, локализованный в одной точке. Как пример, расположенная в центре крупная люстра.

Местное освещение в квартире используется с целью привлечения внимания к определённым частям помещения. Таким образом, источник света находится непосредственно около освещаемого предмета интерьера (на рабочем столе, в спальной зоне или на кухне). Как отмечают дизайнеры, именно этот тип светового зонирования привносит в интерьер пространства завершённость и целостность восприятия.

По отдельности общее и местное освещение имеют определённые функциональные недостатки. Именно поэтому была разработана комбинированная схема светового зонирования.

С тех пор, когда в российских квартирах стал повсюду проводиться евроремонт, на потолках, стенах и декоративных объектах появились точечные светильники. Такие встроенные осветительные приборы со временем становятся все популярнее. Теперь уже никого не удивишь многоуровневым потолком с галогеновыми лампочками.

Стоит отметить, что выделяют два вида точечных светильников – фиксированные и поворотные. Последние очень удобны в использовании, и при желании можно самостоятельно менять направление света.

При выборе подобных приборов обращайте внимание на ширину луча. Приведём пример: 40-50 градусов отлично подходит для подсвечивания крупных предметов, а для незначительных элементов декора подойдут галогенки с лучом в 10-20 градусов.

Неоновая подсветка – особый тип искусственного света, представляющий собой газоразрядную лампу в форме трубки (внутри под низким давлением содержится неон). «Родной» оттенок ярко-оранжевый, но цвет подсветки может меняться в зависимости от того, какие инертные газы добавлены в состав.

Привнести в интерьер квартиры красок поможет неоновая лампа. На фото ниже показан дизайн освещения в квартире в розово-фиолетовых тоннах.

Светодиодные ленты

В последнее время для декоративного освещения комнат стали использоваться различные светодиодные приборы. Самой же популярной остаётся светодиодная лента. Это гибкая плата, покрытие которой выполнено из светодиодов. Яркие неоновые цвета, необычный внешний вид и низкая цена – все это делает данный источник света отличным дополнением наружной подсветки деревянного дома.

При внутреннем оформлении помещений подобная подсветка может применяться как на потолке, стенах, так и на небольших встроенных конструкциях. Для большего эффекта, можно расположить ленту в виде графики, создавая тем самым уникальную атмосферу.

Светодиодный дюралайт

Для дополнительной подсветки отдельных частей помещения используют различные светодиоды, а также новинку на рынке «дюралайт». Это функциональное устройство представляет собой гибкий шнур, выполненный из эластичного пластика. В основу запрессована непрерывная гирлянда из led-лампочек — светодиодов.

Гибкий неон

Также представляет собой гибкую трубку, внутри которой закреплена осветительная схема. Это не что иное, как электролюминесцентный провод. Внешне он действительно ничем не отличается от обычного провода — такой же гибкий, его можно даже завязать в узел.

В отличие от светодиодных лент, гибкий неон светится со всех сторон, он безопасен и даже водонепроницаем, имеет широкое применение.

Варианты размещения светильников

Главное правило дизайна – яркий свет увеличивает пространство. Из этого следует, что отделка потолка и стен должна проходить с использованием всевозможных светоотражающих материалов. Направленные вверх светильники визуально делают выше потолок. А чтобы затемнить часть помещения, нужно просто грамотно распределить источники света по комнате.

Новые идеи в светодизайне гласят, что универсальное электроосвещение дома должно сочетать в себе общее и местное (точечное) освещение. Это гарантирую так называемое многоуровневое зонирование.

Не существует строгих правил организации электроосвещения в квартирах, но есть определённые советы, которых стоит придерживаться при самостоятельном планировании интерьера.

Гостиная (зал)

Основным источником света в зале является центральное освещение, это может быть роскошная люстра или ряд точечных светильников, выложенных по периметру помещения. Для классических интерьеров подойдёт первый вариант, а при обустройстве современных квартир следует в первую очередь ориентироваться на предпочтения и материальные возможности жильцов.

Для гостиной (зала) в стиле хай-тек подойдёт и неоновая лампа, и светодиоды, и даже световой пол.

Спальня

Как и в других жилых помещениях, в спальне разумнее всего использовать комбинированное освещение. В качестве базового света подойдёт люстра и несколько торшеров, а точечные светильники по периметру потолка лишь дополнят общую картину. Вы также можете преобразить свою спальню с помощью локальных осветительных приборов – они стоят совсем недорого, а спектр их предназначения весьма разнообразен.

Детская

Большую часть времени ребёнок проводит в своей комнате. Этим и обусловлено большое количество требований к световому оформлению детской. Необходимо подобрать осветительные приборы подходящей мощности и оттенка, ведь от грамотного планирования зависит настроение и психологическое здоровье малыша. Особое внимание в детской комнате стоит уделить и декоративной подсветке. Ниже на фото показаны варианты светового зонирования детских.

Кухня

Для кухни характерно многоуровневое освещение. Оно предполагает визуальное разделение помещения на функциональные зоны: столовая, рабочее место и уголок для отдыха. В кухне необходимо предусмотреть возможность регулирования яркости света – это особенно актуально для тёмного времени суток.

На кухне выбранный тип подсветки может работать независимо от других световых элементов. Даже если в комнате установлено только центральное освещение, позаботьтесь, чтобы его можно было включать по частям.

Прихожая

В прихожей и коридоре полностью отсутствует естественное освещение, поэтому помещение нуждается в большом количество встроенных светильников. Особых требований по организации света в коридоре нет, все зависит лишь от вкусов жильцов.

Ванная

В ванной отсутствует какое-либо естественное освещение (нет окон), за счёт чего значительно возрастает роль искусственного света. Для ванной комнаты неприемлемо использование локальных приборов высокой мощности. Подсветка должна быть достаточной, но не слишком яркой. При выборе светильников для ванны необходимо учитывать и повышенную влажность помещения.

Световое зонирование в квартире-студии

Чаще всего световое зонирование используется именно в квартирах-студиях, так как в подобных помещениях существует проблема нехватки свободного пространства. Разделение квартиры на тематические зоны позволяет визуально увеличить площадь комнаты и придать жилищу логическую завершённость.

В таких условиях можно поэкспериментировать с осветительными приборами – применяйте локальные устройства, крупные люстры, декоративные элементы.

Освещение потолка

Современные идеи светодизайна отдают потолочному освещению особую роль. В большинстве случаев выбор осветительных приборов вызывает положительные эмоции, а вот разместить приобретённые лампочки, скрыть их (при создании скрытой подсветки своими руками) не всегда бывает легко. Перед началом монтажа спотов рекомендуется выделить три основных источника света в интерьере (местный, локальный и декоративный).

При низких потолках

Если в квартире потолок довольно низкий, то ни о каких натяжных и тем более подвесных конструкциях речи быть не может. Не подойдут люстры подвесного типа, а также массивные светильники. Встраиваемые точечные светильники здесь невозможно встроить, зато можно установить накладные их варианты. Гармонично впишутся потолочные люстры плоской формы, трековые системы освещения и led-панели.

Скрытое освещение потолка

Своими руками можно соорудить скрытую подсветку двух типов: с применением ниши из гипсокартона и с карнизом из пенополистирола. А комбинирование гипсокартонного короба и натяжного потолка со скрытой подсветкой отлично скрывает незначительные ошибки, возникающие при самостоятельном возведении потолка.

Многоуровневое освещение

Для комфортного проживания не обойтись без грамотного освещения помещения. Уже больше десяти лет все дизайнеры склоняются в своих работах к системе многоуровневого света в квартирах. Такое световое зонирование представляет собой оптимальное разделение пространства на несколько функциональных зон.

Принято выделять четыре основных уровня:

  • верхний (споты, бра и люстры);
  • средний (лампы, торшеры);
  • нижний (локальная подсветка);
  • внутренний (используется для подсвечивания гардеробных и шкафов).

Многоуровневое зонирование комнат с помощью света не требует особых навыков и знаний. При желании вы можете своими руками кардинально преобразить внешний облик гостиной или детской комнаты. Для этого вам понадобится немного воображения и набор разных по функциональности осветительных приборов. Грамотное сочетание люстр, спотов на стенах и на полу привнесёт уют и спокойствие в ваш дом.

На видео: многоуровневое освещение в квартире.

Декоративная подсветка

Для декоративной подсветки больше всего подходит недорогая светодиодная лента. К положительным чертам этого товара относится простота эксплуатации, лёгкий и быстрый монтаж. Если же интерьер комнаты выполнен в классическом стиледеревянной мебелью, пастельными оттенками стен и гобеленом), то светодиоды заменяются локальными светильниками и специальными светящимися элементами для декора.

Отличительной чертой декоративной подсветки является специфика её использования. Она применяется в случае необходимости спрятать светильники и сделать свет более приглушённым.

Неоновая подсветка в квартире

Такую декоративную подсветку возможно обустроить с использованием различных светодиодных и led-устройств. Чаще всего они устанавливаются в подвесном потолке, в нишах из гипсокартона. Нередко применяют гибкие трубки или шнуры, которые светятся неоновым светом.

Стеклоблоки в интерьере квартиры с подсветкой

Стеклоблоки представляют собой полые кубы со стенками из стекла толщиной около одного сантиметра. В советские времена такие элементы декора использовались часто, их можно было увидеть в интерьере бань, больниц, лестничных площадок. Сегодня стеклоблоки усовершенствованы — в них установлена декоративная подсветка.

Подсветка пола

Подсветка пола — еще одно решение, с помощью которого можно придать помещению необычный вид. Для подсветки используются разные приборы, это могут быть точечные светильники, светодиодная лента, шнур дюралайт, которые монтируются в пластиковый корпус плинтуса или в стеклянные полы.

Современные тенденции освещения

Светодизайн представляет собой уникальное сочетание технического прогресса и художественного планирования. Все новые тенденции дизайна приходят сначала в световое зонирование помещений, а потом уже распространяются на весь интерьер. Отличительной чертой современного дизайна является высокая функциональность, это так называемый умный дизайн, который направлен на удовлетворение всех потребностей своего владельца. Эта тенденция получила название персонализация освещения.

Если внимательно изучить внешний облик современных светильников, то становится ясно, что они полностью утратили чётко выраженные границы. Сейчас особой популярностью в дизайне интерьеров пользуются круглые, асимметричные, небольшие по размеру встроенные споты. Трековые системы стали неотъемлемой частью потолка, который также потерял свои границы.

Ночное освещение не является существенной необходимостью при оформлении внутренних помещений. Однако оно позволяет избежать несчастных случаев в тёмное время суток. Установить ночной свет можно по периметру стратегического движения либо в отдельных участках комнаты.

С датчиком движения

В последнее время при строительстве загородных домов стали все чаще использоваться датчики освещённости или по-другому сумеречный выключатель. Датчик освещённости – это устройство автоматического управления источниками света, в зависимости от уровня светового зонирования окружающего пространства.

Если вы все ещё пользуетесь лампами накаливания в вечернее время, то смело заменяйте их новейшей системой ночного освещения. Так, всего за месяц вы сэкономите несколько тысяч.

Беспроводное освещение

Что такое беспроводное освещение? Это особая конструкция, единая панель с вмонтированными внутрь светящимися элементами. В свою очередь, лампочки отвечают за движение тока. Функционирование таких панелей полностью «мобильное», что позволяет монтировать их на любых поверхностях и не волноваться о повреждении проводов.

Принцип действия такой установки сравним с ночной подсветкой – при перемещении жильцов с одной комнаты в другую происходит автоматический запуск осветительных приборов.

В заключение хочется отметить, что организация освещения в квартире должна быть продумана по всем направлениям. Современные тенденции тяготеют к свободе, отсутствию чётких границ источников света, что, в свою очередь, гарантирует комфорт и высокую функциональность помещения. Всего пара встроенных светильников могут изменить восприятие пространства, сделав его более выразительным и глубоким.

Как разместить светильники на потолке (2 видео)

Освещение в дизайне интерьера (90 фото)

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Новые технологии предлагают новаторский подход, когда требуется эффектный дизайн освещения квартиры. Изящные плафоны и диоды на многоуровневых потолках вытесняют громоздкие люстры без намека на эстетику. Современное оформление освещенности городских квартир может соперничать с обликом оперного театра, ресторана или офиса преуспевающей компании с обложки журнала. При продуманном проекте в комнатах не останется темных уголков, даже без настольных ламп и торшеров, а расходы на электричество снизятся.

Освещение очень сильно влияет на зрительное восприятие пространства, от которого зависит комфорт и уют вашего дома

В проектировании жилья есть свои правила, которые в полной мере касаются и норм общего освещения. Важным условием комфорта остается степень освещенности. Она должна быть благоприятной для зрения и психологического состояния. Это разумный баланс количества осветительных приборов определенной мощности относительно площади рабочего пространства.

  • Хорошо освещенный кабинет держит разум в тонусе.
  • В гостиной при продуманном дизайне легко создать особую ауру, подчеркивающую стилистическое решение.
  • Если в экстравагантной ванной или спальне полумрак, то он неизбежно клонит в сон.
  • Грамотный подход в дизайне освещения прихожей сделает квартиру гостеприимной в восприятии визитеров.
  • В кухне с дополнительной подсветкой рабочей поверхности приятно готовить.
  • Мягкий свет в детской спальне не раздражает зрительные анализаторы малыша и дает возможность спокойно погрузиться в сон.

Для рабочего кабинета отлично подходят геометрические светильники с четкими линиями

Важно! Если допустить ошибки в проектировании, понадобятся дополнительные затраты на прокладывание скрытой электропроводки. Лучше сразу уменьшить или увеличить мощность, чем после ремонта сдирать обшивку из натурального дерева, камня и дорогих обоев.

Дополнительные источники света создают теплую атмосферу и делают пространство более мягким

Специалисты рекомендуют при стандартной планировке на каждые 5 «квадратов» площади пола использовать светильники суммарной мощностью 50-75 кВт. При высоких потолках можно и больше. Нормативы разработаны и выверены давно, но они адаптируются под современные технологии и дизайн освещения в квартире. Они помогают самостоятельно найти оптимальный режим, но суммарную мощность нужно разделить на общее количество светящихся точек.

Зеркала создают больше отражающих поверхностей, что значительно добавляет количество света в помещении и позволяет сократить число светильников и счета за электроэнергию

  • в 1-комнатной квартире до 30-40 кв.м. достаточно 7-8 осветительных приборов (3 потолочных, многорожковая люстра, 2-3 бра, настольная лампа и торшер);
  • в 2-комнатной достаточно 8-9 ламп;
  • в 3-комнатной – 10-11 точек;
  • если у вас 4-комнатная квартира, достаточно 11-12.

Люстра может использоваться для главного освещения

Современная квартира, в которой установлены натяжные потолки с точечной подсветкой и диодной лентой – другие нормы. Можно обойтись без люстры, но ее отсутствие компенсируют бра, мебельной подсветкой и другими видами локального (местного) освещения функциональных зон.

Мощность точечных светильников легко регулировать, они могут использоваться в качестве основного света или как фоновая подсветка

Общие правила дизайнерской концепции

  1. Правильный дизайн освещения в жилой комнате – понятие многогранное.
  2. Освещенность подбирается с учетом пользы для здоровья, она будет подчеркивать эстетику стилистики, заодно выполняя функциональные требования.
  3. Грамотное решение – альтернатива декору городской квартиры в минималистическом стиле, подчеркивающем тонкий вкус и яркую индивидуальность владельца.

Лампы с направленным светом применяются для подсветки конкретного места либо для корректировки площади помещения

Концепция подразумевает несколько составляющих.

1. Общее освещение (искусственное) Физиологически обоснованный фон, основа, которая представлена разными видами ламп.
2. Светодизайн интерьера Подобен подходу в выборе меблировки и текстиля для общей эстетики, отражает вкусы владельца, способ самовыражения через среду обитания. Предполагает перемещаемые объекты, высвечивающие объекты для обзора.
3. Световая архитектура Предполагает концепцию освещенности помещения, подразделяется на интерьерную, внутреннюю и внешнюю световую архитектуру в реализации стильного дизайна.
4. Естественная освещенность Важная составляющая, ее можно варьировать по времени суток, сезонности и расположению комнат. Лучи из окна приглушают жалюзи, рассеивает тюль и затеняют шторы. Его усиливают светлые стены, зеркальные и глянцевые поверхности, хромирование.
5. Направленный искусственный свет Вращающиеся проекторы и потолочные плафоны, настольные лампы, торшеры на штативе или гнущейся спиральной основе.
6. Декоративное дополнение Удобно пользоваться в рабочей зоне, для аквариумов, необычной мебели и экспозиций художественных произведений гостям.

Акцент на определенную зону комнаты легко сделать с помощью локального светильника

Важно! Различные осветительные приборы используются в организации современного дизайна освещения в комнате. Это “галогены”, лампы накаливания, люминесцентные трубки, точечные и ленточные диоды, оптоволоконные шнуры.

Освещение часто используется для разделения пространства, особенно это актуально маленьких квартир

Общее свет в каждой комнате – естественная составляющая, без нее невозможно рассматривать дизайнерскую концепцию. Цветовое решение стен компенсирует недостаток солнечных лучей или поглощает их избыток.

Управление освещением в дизайне квартиры подобно режиссуре и оформлению декораций, но для этого нужны определенные инструменты, которым пользуется любой режиссер-осветитель. Свет может быть:

  • естественным;
  • рассеянным;
  • отраженным;
  • усиленным;
  • смягченным.

Прозрачные плафоны не “съедают” свет в отличие от матовых, а для создание нужных эффектов можно использовать цветные абажуры

Типология освещения

  1. Многоуровневое освещение – альтернатива светодизайну без люстры. Учитывается зонирование и функциональность каждого участка, угла или зоны. Это возможность высветлить необходимые места и обойтись без затрат на общее освещение. Дополнительная регулировка используется для включения/выключения на основе «умных» опций и пульта (дисплея) дистанционного управления.
  2. Для поверхности стен применяются всевозможные бра. Экономично и удобно, когда требуется осветить зеркало, нишу гардероба, поворот длинного коридора или начало спуска с лестницы в частном доме.
  3. Нижний свет пока редко используется в жилых схемах, но это не прихоть или экстравагантное решение. Дополнительная проработка площади пола сбалансирует распределение лучей. Нередко монтируют светодиодную ленту или неоновую трубку у плинтуса. В ванной комнате и прихожей оригинально смотрится дорожка из стеклянной плитки с вставленными под них лампами, включаемыми, когда на них ступаешь.
  4. Для смены вектора по мере необходимости применимы поворотные, подвижные и перемещаемые лампы и диоды. Это трековые системы, поворотные бра и люстры с вращаемыми рожками, как на фото.

Для местного освещения удобно использовать управляемые светильники с приглушенным фоновым светом

Внимание!При удачном сочетании всех разновидностей получается компенсации недостатка света с минимальной нагрузкой на зрение.

Смешанное освещение из различного рода светильников буквально преображает комнату, превращая её в сияние огней

  • Плафоны для коррекции общего света располагают под потолком в центре комнаты (для равномерного рассеивания). Вместо люстры легко распределить подсветку на 4 стенах и многоуровневых потолках.
  • Рабочие зоны должны равномерно освещаться, нежелательно оставлять темные углы и глубокие теневые участки, даже если их редко посещают. Рабочий свет лучше комбинированный – белый с желтым спектром (уточняйте при покупке в магазине).
  • Для декоративного освещения подойдет цветная подсветка, например, светодиодной лентой или шнурами, которыми можно выкладывать надписи или фигуры на стенах.
  • Комнатным растениям для полноценного развития нужны специальные фитолампы, особенно если это обитатели тропиков и южных широт.
  • Аквариумные гидрофиты подсвечивают «белыми» или универсальными люминесцентными лампами на специальной крышке, в сочетании с диодами и лампами накаливания с мягким желтым светом. Они нагревают поверхность декоративной крышки, поэтому их помещают на расстоянии, а днище выстилают фольгой.
  • С помощью перфорированных плафонов бра и потолочных абажуров можно получить красивый ажурный теневой рисунок. Но отделку подбирайте гладкую и однотонную, чтобы фактура не искажала замысловатое изображение.
  • Местное или локальное свечение обязано выгодно подчеркивать определенные объекты и детали интерьера, в определенной мере усиливая или заменяя декор.
  • В рабочей зоне, где читают, готовят еду или занимаются у компьютера, нужна локальная подсветка. Интенсивность должна быть благоприятна для глаз, тот случай, когда не стоит экономить на здоровье.

Простой напольный светильник, но как подходит к окружающему интерьеру

Важно! При обустройстве любой точки помните о некотором количестве выделяемого тепла – облицовка не должна перегреваться до воспламенения. Учитывайте физиологические нормы – недостаток освещенности угнетает рабочую активность и расслабляет зрительный нерв.

Для натяжных потолков оптимально подходят встроенные светильники на светодиодных лампах

Многогранность современных решений в светодизайне

В любом помещении общее освещение должно грамотно сочетаться с рабочим и акцентным, локальным и комбинированным. У них есть свои подтипы и разновидности. Если общее должно, скажем так, избавлять от темноты в целом, то у остальных приборов функция – высвечивать отдельные элементы. Это достигается с помощью различных источников света в комнате, независимо от общего дизайна.

Светодиодное освещение в интерьере гостиной

Разновидности источников искусственного света:

  1. Светодиодные лампы – современная альтернатива классическим «лампочкам Ильича», применение которых сегодня дорого обходится.
  2. Лампы накаливания считают архаичными, но они дают минимальную нагрузку на зрение, а их спектр максимально имитирует солнечные лучи.
  3. Энергосберегающие – вполне экономичные лампы, но их частое мерцание утомляет зрение, предлагаются с «теплым» и «холодным» спектром.
  4. Люминесцентные чаще всего используются для торговых и промышленных площадей, но и в «студийках» без стен эти лампы находят достойное применение (имитация дневного света).
  5. Светоизлучающие шнуры «дюралайт» на основе светодиодов – отличный способ декорирования отдельных элементов интерьера и внешнего освещения, дополняя оригинальный дизайн света в квартире.
  6. Яркие галогены имеют разные оттенки света, эти лампы широко используются в декорировании пространства.

Светодиодные ленты позволяют организовать любые варианты декоративной подсветки потолка, стен и предметов мебели

При расчетах общей интенсивности учитывается решение натяжных потолков. Дизайн освещения в спальне и гостиной с помощью многоуровневых конструкций самодостаточен, за исключением добавления приборов для локальных зон.

Дизайн подсветки отдельных помещений: просто и сложно

Свет – это не только функционально, но и красиво. Именитые дизайнеры и архитекторы обязательно возьмут во внимание эту важную составляющую, взявшись за новый проект. Грамотный проект сделает пребывание в доме комфортным, поможет визуальной коррекции пространства.

У каждого светильника в комнате должно быть свое предназначение

Некоторые элементы можно затенить, другие – высветить и привлечь к ним максимум внимания, направленным светом задается определенный вектор, чтобы «отодвинуть» или «приблизить» объект в интерьере. Мягкий неоновый свет создает необычный эффект при включении со стороны изголовья кровати, задника мягкой мебели, плазменной панели или по периметру «парящего» потолка. При этом можно не пользоваться люстрой или другим «классическим» источником общего света.

Свет в прихожей обычно полностью искусственный, в квартире входная дверь удалена от всех окон. Можно ограничиться одной светящейся точкой у потолка, если это крохотное помещение. В прихожей, объединенной с коридором, делают 3-4 неярких светильника или бра по всему проходу. В декоративных целях можно светодиодной лентой оформить плинтус и потолочный карниз. Желательно снабдить подсветкой зеркало и внутреннее пространство шкафа для одежды. В длинном коридоре будет уместна светящаяся дорожка на полу, а в просторном помещении – натяжной потолок с красивым светодизайном.

Чтобы укоротить вытянутую прихожую, можно разместить встроенные светильники по потолку и направить свет вниз

Спальня – особенная комната, где уместна интимная атмосфера, которую, в наибольшей мере, создает игра света и тени. Оформление зависит от размеров спальни, стилистики интерьера и конфигурации мебели. В классическом варианте используется изящная потолочная люстра и 2 бра (по обе стороны кровати), в современном – многообразие натяжных потолков и диодной подсветки (у зеркала и изголовья кровати). Нередко сочетают потолок с эффектом «звездное небо» и перфорированные бра с ажурными отблесками на стене. Некоторым в спальне нравится полумрак. Но не обязательно ограничиваться этими идеями, решение зависит от стилистики и общей дизайнерской концепции, как на фото.

В спальне уместен приглушенный свет

В современной гостиной основной дизайн освещения квартиры отводится натяжным или многоуровневым потолкам. Если в классическом варианте обыгрывается цвет потолка и форма люстры, то новые решения в век высоких технологий ничем не ограничены. Купите относительной простой светильник, переключаемый с пульта дистанционного управления, или подбирайте комбинированное освещение с нижней подсветкой мебели.

В гостиной используют несколько типов светильников в соответствии со стилевым направлением помещения

Ванная комната и санузел – особое помещение, где можно поэкспериментировать с освещением, которое недопустимо в жилом помещении. Попробуйте постепенно включающиеся и гаснущие светильники, включение от хлопка и другое. Важно учесть, что это место с повышенной влажностью, проводка, светильники и плафоны должны быть максимально герметичные. Уместны диоды у зеркала и ванной. У дорогих джакузи это опция по умолчанию.

В ванной нужен достаточно яркий свет, но не резкий. Подойдут встроенные в потолок матовые светильники и пара приборов для подсветки зеркала

Свет в кухне предполагает несколько зон, имеющих экономичную локальную подсветку. Это рабочая плоскость, и место приема пищи, помимо общего света. Некоторым нравятся большие плафоны, спускающиеся с потолка к обеденному столу. В современной кухне можно сделать раму у потолка с направленными векторами лучей. Оригинально смотрится газовая плита с духовым шкафом, имеющим подсветку – можно с гостями наблюдать за процессом жарки курицы, вращаемой на гриле. Дополнительно уместны диоды у барной стойки и над мойкой.

На кухне направленная подсветка рабочих зон комбинируется с рассеянным светом над общим пространством

Мягкий свет в детской спальне – основа дизайна для этого помещения. Слишком яркие лучи резкие для зрения малыша, раздражают психику. А недостаток может провоцировать близорукость, если дети любят писать, читать и рисовать по вечерам. В местах, где делают уроки или занимаются у компьютера, обязательно организовать локальную подсветку. Оригинальный ночник на детскую тематику избавить от страха перед темнотой в ночные часы, но он не мешает сну, если разместить с противоположной стороны от глаз малыша.

В детской комнате нужен высокий уровень освещения, но без ярких лучей

В квартире-студии все зависит от локальных зон, но лучше, если это нашло отражение в дизайне потолочной конструкции. Изюминкой концепции может сталь любой акцент, но не забывайте, что у каждой функциональной зоны должна быть контролируемая мощность и интенсивность лучей. При большой площади уместны выключатели из разных точек на общий свет или пульт ДУ.

К основному общему свету добавляется дополнительная подсветка отдельных зон

Напоследок ещё один важный момент – как бы не было идеально организованно искусственное освещение, не стоит забывать о естественном свете, играющим весомую роль в дизайне жилого помещения

Предложенные примеры на фото помогут взять на вооружение идеи, применяемые профессионалами.