Отличительные черты псевдонауки. Астрологические предсказания: наука или суеверие? Коперниканская революция в астрономии

Корни и социальные функции псевдонауки

Популярность псевдонаук свидетельствует, что их существование обусловлено серьезными социальными и психологическими причинами. Каковы же они?

1) Важнейшая из потребностей человека, которую стремятся удовлетворить как наука, так и псевдонаука, - познавательная . Наука дает объективное и доказательное знание, но это знание общего . В повседневной жизни бо льшую ценность имеет знание индивидуального, знание частных обстоятельств. Наука этого сказать не берется, более того, утверждает, что это принципиально невозможно, а, например, астрологи - берутся, и потому люди не слишком придираются к их методам и результатам. Тот же психологический эффект срабатывает, например, когда в трудную минуту близкий человек утешает вас: «Не переживай, все будет хорошо». Вы можете точно знать, что хорошо не будет, но в данном случае важнее проявленное к вам личное участие.

2) Научная картина мира - сложная картина, ибо сложен тот мир, в котором мы живем. В природе есть гармония и созвучье, но чтобы уловить их, нужен достаточно изощренный «слух», нужна хотя бы элементарная подготовка и усилие мысли. Если этого нет, то человек склонен удовлетворяться псевдообъяснениями. Все это очень напоминает мир музыки: выдающиеся композиторы сочиняют глубокие произведения, способные пережить века, но большей популярностью пользуются легкие песенки-однодневки. Из этой аналогии, кстати, понятно, что директивно запрещать псевдонауку столь же бесполезно, как эстрадную музыку - она будет существовать, пока люди испытывают в ней психологическую потребность.

3) Наиболее фундаментальные законы природы часто формулируются как абсолютные запреты. Нельзя двигаться быстрее света (п. 2.5.1) - а хотелось бы. Невозможно возникновение энергия ниоткуда, - а это означает, что за бензин придется платить всегда. В последнее время выяснилось, что запрет на точные долговременные прогнозы погоды, может быть, не менее фундаментален, чем закон сохранения энергии (п. ,3.4.3 и 4.8.3.5)… Психологически эти запреты воспринимаются как недружественные ограничения свободы и желаний человека. Чудесный, пусть и призрачный, мир псевдонауки, где возможно все, выглядит гораздо привлекательнее. Именно поэтому так популярны рассказы о всемогущих колдунах, экстрасенсах и пришельцах.

4) Существование девиантной науки связано с тем, что оценка научных результатов - дело сложное и в значительной мере субъективное. Поэтому общество вынуждено содержать науку не как сумму полезных знаний (трудно оценить полезность отдельного факта, особенно в отдаленной перспективе), а как вид деятельности. Но если оплачивается не столько результат исследования, сколько его процесс, возникает соблазн имитировать этот процесс, не производя результата.

Некоторые мнения

Среди основных отличий псевдонауки от науки - некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения , тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях), верифицируемых методах и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые .

Отличительные особенности

Радикальными нарушениями норм научности со стороны псевдонауки считаются :

  • пренебрежение методологическими принципами экономии и фаллибилизма ,
  • признание в качестве содержательной характеристики истины таких субъективных элементов, как вера , чувство , мистическое видение или другие параестественные формы опыта,
  • использование нефальсифицируемых гипотез.

В результатах исследований серьёзными недостатками являются: нарушения норм когнитивной связности , отсутствие рационального согласования новой гипотезы со сложившимися и уже обоснованными массивами знаний .

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются :

  1. Игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям.
  2. Нефальсифицируемость , то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
  3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  4. Использование в основе теории недостоверных данных (то есть не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок . К данному пункту не относится научная гипотеза , чётко определяющая базовые положения.
  5. Введение политических и религиозных установок в публикацию или обсуждение научной работы . Этот пункт, впрочем, требует внимательного уточнения, так как иначе Ньютон , например, попадает в разряд лжеучёных, причём именно из-за «Начал », а не из-за позднейших работ по теологии.
    Более мягкая формулировка этого критерия: принципиальная и сильная невычленимость научного содержания работы из прочих её составляющих. В современной научной среде автор, как правило, должен самостоятельно вычленять научную составляющую и публиковать её отдельно, не смешивая явно с религией или политикой.
  6. Апелляция к средствам массовой информации (прессе , телевидению , радио , Интернету), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
  7. Претензия на «революционный » переворот в науке и технологиях.
  8. Опора на феномены, само существование которых научно не доказано, заимствованные чаще всего из других псевдонаучных теорий или из оккультизма и эзотеризма («астральный план », «тонкие поля», «энергия ауры », «торсионные поля », «биополя » и т. п.);
  9. Обещание быстрых и баснословных медицинских, экономических, финансовых, экологических и иных положительных эффектов.
  10. Стремление представить саму теорию или её автора жертвой «монополии» и «идеологических гонений» со стороны «официальной науки» и тем самым отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.
  11. Использование методов прямой или косвенной цензуры .
  12. Использование методов уголовного мошенничества с применением научных терминов, научных степеней и званий при рецензировании работ

Псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода - экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой отрицательной обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования , способствует накоплению ошибок.

Необязательными, но часто встречающимися признаками лженаучных теорий являются также следующие:

  • Теория создаётся одним человеком или небольшой группой людей, которые не являются специалистами в соответствующей области.
  • Теория глобально универсальна - она претендует на объяснение буквально всего мироздания или, по меньшей мере, на объяснение состояния дел в целой отрасли знаний (например, в случае психоаналитических теорий, - поведения любого человека в любых обстоятельствах).
  • Из базовых положений делается множество смелых выводов, проверка или обоснование корректности которых не проводится.
  • Автор активно использует теорию для ведения личного бизнеса: продаёт литературу по теории и оказывает платные услуги, основанные на ней же; рекламирует и проводит платные «курсы», «тренинги», «семинары» по теории и её применению; так или иначе пропагандирует теорию среди неспециалистов в качестве высокоэффективного средства для достижения успеха и улучшения жизни (вообще или в некоторых аспектах).
  • В статьях, книгах, рекламных материалах автор выдаёт теорию за абсолютно доказанную и несомненно истинную , независимо от степени её фактического признания среди специалистов.

Следует заметить, что существует и постоянно появляется множество теорий и гипотез, которые могут показаться псевдонаучными по ряду причин:

  • новый, непривычный формализм (язык теории);
  • фантастичность следствий из теории;
  • отсутствие или противоречивость экспериментальных подтверждений (например, из-за недостаточной технологической оснащённости);
  • отсутствие информации или знаний, необходимых для понимания;
  • использование терминологии старых, отвергнутых наукой взглядов для формулирования новых теорий;
  • конформизм того, кто оценивает теорию.

Но если теория реально допускает возможность её независимой проверки, то она не может называться лженаучной, какой бы ни была «степень бредовости» (по Нильсу Бору) этой теории. Некоторые из таких теорий могут стать «протонауками», породив новые направления исследований и новый язык описания действительности. Следует, однако, отличать при этом теории, которые прошли проверку и были опровергнуты - их активное продвижение также относят к псевдонаучной деятельности.

Одной из возможных причин выставления вердикта в псевдонаучности (лженаучности) является не всегда осознанное использование научной методологии для объяснения того, что принципиально не может быть объектом научного изучения. Так академик Л. И. Мандельштам , имея в виду научное исследование, говорил: «…явления принципиально не повторяемые, происходящие принципиально только один раз, не могут быть объектом изучения». При этом он упоминал мнение английского математика и философа Уайтхеда , считавшего, что рождение теоретической физики связано именно с применением к различным вопросам представления о периодичности .

Классификация

КСЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие мировоззрения

Мифологическое

Религиозное

Философское

Научное

3. Определение науки

4. Черты и свойства науки

● объективность

● обоснованность

● безграничность

● универсальность

● формальность

● системность

5.Функции:

1) познавательно-объяснительная

2) мировоззренческая

3) производственная

Цели

Задачи :

:

7.Уровни научного познания

1) эмпирический

2) теоретический

Структура научного метода

.

Сущность псевдонауки

Г) Отсутствие законов

Негативные проявления и опасности техники

Они связаны с двумя аспектами: А) Экологически значимые последствия Б) Последствия в сфере деятельности человека

18. Различные понимания времени зарождения науки

Наука как система знаний (древние цивилизации)

Наука как религиозно доказанное знание (VI-VII в до н.э.Древняя Греция)

Наука как практическое знание (Новое время, XVII-XVIII вв)

Наука как институт общества (XIX в)

Наука как ведущая форма общественного прогресса (XX в)

Предпосылки рационализации мировоззрения в Древней Греции

➢ На смену вере и мифам приходят попытки дать логическое обоснование.

➢ Ставится задача объяснить феномен человеческой души.

➢ Происходят философские попытки найти начало мира и его субстанцию.

➢ Происходит демифологизация окружающего мира, природы и космоса.

Достижения древнегреческой науки

1) Наука как теоретическое и доказательное знание

2) Заложены основные принципы математики, астрономии и механики

3) Развитие теоретических методов научного познания

Основные принципы квантовой механики

1). Принцип дополнительности Бора.(для описания объектов микромира используются как корпускулярные, так и волновые свойства) 2).Принцип неопределенности Гейзенберга. Микрообъект обладает либо определенным положением, либо имеет энергию.(связан с 1 принципом) 3.) Вероятная интерпретация Де Бройля(элементарные частицы находятся в определенном месте с определенной вероятностью.)(нет фиксированного места). 4). Корпускулярно-волновой дуализм материи.(в микромире микрообъекты могут проявляться как частицы и как волны) Постулат о поглощении и излучении квантами Принцип Паули - 2 и более электрона не могут находиться в одном квантовом состоянии. Следовательно на одной атомной орбите не может находиться более 2 электронов.

Принцип неопределенности Гейзенберга

Принцип неопределенности гейзенберга. согласно принципу, невозможно одновременно знать точное положение и точную скорость объекта, потому что каждый объект во вселенной ведет себя и как частица, и как волна. у микрообъектов есть либо место, либо опред-я энергия. Невозможно одновременно точно определить местоположение частицы и ее импульс(чем точнее определяется координата частицы, тем более неопределенным становится ее импульс и наоборот).

Физический вакуум

физ.вакуум-особая среда,формирующая пространство вселенной,не содержащие реальных частиц и энергии.представляет собой множество всевозможных виртуальных частиц и античастиц, которые в отсутствии внешних полей могут превратиться в реальные. Нпосредственно не наблюдается, но проявление его свойств регистрируется в экспериментах. Роль фундаментальной материальной основы мира. Физ ваакум - такая непрерывная среда, в которой нет ни частиц вещества, ни поля, а только исчезающие и появляющиеся виртуальные частицы.

Общие положения теории Большого взрыва

По современным представлениям, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла 13,7 ± 0,13 млрд лет назад из некоторого начального «сингулярного» состояния и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Согласно известным ограничениям по применимости современных физических теорий, наиболее ранним моментом, допускающим описание, считается момент Планковской эпохи с температурой примерно 1032 К (Планковская температура) и плотностью около 1093 г/см³ (Планковская плотность). Ранняя Вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную среду с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением. В результате расширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные конденсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам. Приблизительно через 10−35 секунд после наступления Планковской эпохи (Планковское время - 10−43 секунд после Большого взрыва, в это время гравитационное взаимодействие отделилось от остальных фундаментальных взаимодействий) фазовый переход вызвал экспоненциальное расширение Вселенной. Данный период получил название Космической инфляции. После окончания этого периода строительный материал Вселенной представлял собой кварк-глюонную плазму. По прошествии времени температура упала до значений, при которых стал возможен следующий фазовый переход, называемый бариогенезисом. На этом этапе кварки и глюоны объединились в барионы, такие как протоны и нейтроны. При этом одновременно происходило асимметричное образование как материи, которая превалировала, так и антиматерии, которые взаимно аннигилировали, превращаясь в излучение. Дальнейшее падение температуры привело к следующему фазовому переходу - образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме. После чего наступила эпоха нуклеосинтеза, при которой протоны, объединяясь с нейтронами, образовали ядра дейтерия, гелия-4 и ещё нескольких лёгких изотопов. После дальнейшего падения температуры и расширения Вселенной наступил следующий переходный момент, при котором гравитация стала доминирующей силой. Через 380 тысяч лет после Большого взрыва температура снизилась настолько, что стало возможным существование атомов водорода (до этого процессы ионизации и рекомбинации протонов с электронами находились в равновесии). После эры рекомбинации материя стала прозрачной для излучения, которое, свободно распространяясь в пространстве, дошло до нас в виде реликтового излучения

Сильный Антропный принцип

Однако и этого некоторым ученым показалось мало для объяснения наблюдаемой пригодности нашей Вселенной для жизни, в результате чего был сформулирован сильный антропный принцип: Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться разумная жизнь. В этой его версии принцип выходит за рамки слабого антропного принципа и утверждает, что зарождение жизни во Вселенной не только возможно (слабый принцип), но и фактически неизбежно. Сторонники этого взгляда на вещи обосновывают свою точку зрения тем, что имеется некий универсальный (и до сих пор не открытый) закон, согласно которому все фундаментальные вселенские константы попросту не могут отличаться от тех, которые мы имеем в объективной реальности. Крайняя точка зрения в этой космогонической традиции доходит до того, что не только универсальные константы предопределены, но и развитие сознающего разума во Вселенной неизбежно.

ПОЛИТТЕОРИЯ КОНСПЕКТЫ

1.Вебер (Политика как профессия и призвание)

2. Политсознание (определение) и идеологии

3. Избирательная система

4.государство (по Хейвуду): малое, пустотелое, социалдемократическое.тоталитарное.коллективизированное

5. Виды парт. Систем

6.Общественные движения

7. Группы интересов – определения, виды (Хейвуд)

КСЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие мировоззрения

Мировоззрение - картина мира, система теорий, представлений, принципов, ценностей, идеалов, характеризующих отношение человека к окружающим его миру, обществу и самому себе.

2. Основные типы мировоззрения

Мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение, формирует единое отношение к миру.

Религиозное - вера в сверхъестественную силу; распространение своих знаний через особый источник. Отличие от мифов - упорядоченность, существование символов и канонов веры

Философское - рациональное знание, основанное на разуме, сферой познания которого является внутреннее состояние человека.

Научное - основано на рациональном знании, важнейшим компонентом которого является разум

3. Определение науки

1) как система достоверных знаний, выраженных в форме теорий

2) как духовная деятельность; познавательная деятельность, направленная на получение практически подтвержденных знаний

3) как социальный институт; система организаций учреждений, вырабатывающих распространение и сохранение знаний

4. Черты и свойства науки

● объективность

● обоснованность

● безграничность

● универсальность

● формальность

● системность

5.Функции:

1) познавательно-объяснительная (наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания,способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире)

2) мировоззренческая (не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности)

3) производственная (наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества.)

4) социальная (образовательная) (наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук)

Цели :получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины

Задачи :

1) сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания

3) систематизация полученных знаний

4) объяснение сущности явлений и процессов

5) прогнозирование событий, явлений и процессов

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний

6.Предпосылки возникновения науки

Неолитическая революция → рационализация форм деятельности и общения→ разделение труда и развитие духовной культуры→ возникновение письменности→ путь от мифа к логосу.

Предпосылки возникновения науки формировались в процессе разрешения ряда противоречий :

● между мифом и абстрактным знанием

● между противоречащими мифами

● между рациональными знаниями и практической потребностью в расширении этих знаний

Кроме того выделяют такую предпосылку как идея рационального обоснования знания, что является важнейшим условием возникновения науки.

7.Уровни научного познания

1) эмпирический

нацелен непосредственно на изучение своего объекта

Цель: изучение научных факторов и выявление эмпирических закономерностей

Методы: наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, изменение

2) теоретический

нацелен на постижение сущности изучаемых явлений

Цель: выявление законов, гипотез, теорий

Методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, идеализация

8.Классификация научных методов

Обычно методы разделяют на эмпирические и теоретические в соответствии с двумя основными уровнями научного познания.

Наблюдение, Индукция, Эксперимент, Дедукция, Измерение, Анализ, Сравнение, Синтез, Формализация, Моделирование, Аксиомотизация, Математическая гипотеза

Структура научного метода

Научный метод - способ организации средств познания для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности .

Структура метода содержит три самостоятельных аспекта:

● концептуальный (представления об одной из возможных форм исследуемого объекта)

● операционный (предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта)

● логический (правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания)

Сущность псевдонауки

Псевдонаука – социально-психологическое явление, которое, не выполняя в обществе функций, связанных с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки.

Она отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания, и, во-вторых, его структурой, которой свойственна фрагментальность и неинтегрированность.

Отличительные черты псевдонауки

А) Некритический анализ исходных данных

Б) Пренебрежение противоречащими фактами

В) Неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения

Г) Отсутствие законов

Д) Нарушение общепринятых этических норм

12.Социальные функции псевдонауки

Функции отчасти совпадают с функциями самой науки (познавательно-объяснительной, мировоззренческой, прогностической), однако псевдонаучное знание изменяет характер их исполнения.

Проблема определения научности теории встает потому, что ряд теорий, возникающих на границе научного знания, может оказаться как научным, так и псевдонаучным.

Содержание Введение 1 Понятие науки, история наука и ее классификация 1.1 Понятие и функции науки 1 Понятие квазинауки, лженауки и псевдонауки , их сходство и различия Заключение Список используемой литературы Введение Наука наряду с искусством, моралью и предметным действием человека – важнейшая сфера жизнедеятельности общества. Что такое...

4270 Слова | 18 Стр.

  • Лженаука

    филологический факультет РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Что такое лженаука » Выполнила: студентка (бакалавриат, III курс, филологический ф-т) Кожемякина А.Д. Проверил: профессор Кувакин В.А. МОСКВА – 2014 Содержание: 1. Введение 2. Природа явления лженауки 3. Отличительные характеристики лженауки 4. Классификация типов лженаук 5. Заключение 6. Литература 1. Введение В работе ставится задача краткого описания такого социально-когнитивного явления, как лженаука или псевдонаука1. Во введении будет дано толкование...

    1646 Слова | 7 Стр.

  • Лженаука

    НАУКА и ПСЕВДОНАУКА Работу выполнил: Казань 2011 Псевдонау́ка или лженау́ка (от греч. ψευδής - «ложный» + наука) деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся. Другое распространённое определение: псевдонау́ка - «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин». Слово «псевдонаука » (тогда...

    1921 Слова | 8 Стр.

  • Псевдонаука и ее соотношение с наукой

    Реферат на тему: «Псевдонаука и ее соотношение с наукой» Исполнила: студентка группы БФ-28а Саенко Мария Александровна Приняла: Смоляга Марина Витальевна Харьков, 2010 Псевдонау́ка (от греч. ψευδής - «ложный» + наука; синонимы: лженау́ка, паранау́ка, квазинау́ка, альтернати́вная нау́ка, неакадеми́ческая нау́ка) - деятельность, умышленно или ошибочно имитирующая науку, но по сути таковой не являющаяся. Главное отличие псевдонауки от науки - это использование...

    1734 Слова | 7 Стр.

  • Псевдонауки

    Псевдонаука сегодня В 1975 г. в одной из книжек журнала „The Humanist“ было опубликовано Заявление 186 американских учёных . Ведущие учёные (среди подписавших Заявление было 18 нобелевских лауреатов) выражали беспокойство по поводу того, что средства массовой информации охотно предоставляют свои страницы астрологии и прочим подобным псевдонаукам . А тремя годами позднее появились заметки Пола Фейерабенда, широко известного специалиста в области методологии и философии науки, где он весьма критически...

    5845 Слова | 24 Стр.

  • Соотношение обыденного и научного знаний. Понятие паранауки и лженауки. Критерии демаркации научного знания.

    28. Соотношение обыденного и научного знания. Понятие паранауки и лженауки . Критерии демаркации (разграничение) научного знания. Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практического преобразования свойственно не только науке, но и обыденному познанию. Признаки отличия классифицируются по 1) предмету, 2)по средствам, 3)продукту, 4)методам и субъекту. предмету | по средствам | продукту | методам и субъекту | 1) Наука обеспечивает «сверхдальнее»...

    1265 Слова | 6 Стр.

  • Лженаука

    СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………………….2 Глава 1. Лженаука ……………………………………………………………………. .4 1.1. Отличительные особенности……………………………………………...4 1.2. Границы между наукой и лженаукой ……………………………………7 1.3. Борьба с лженаукой ………………………………………………………...8 ГЛАВА 2. ЛЖЕНАУЧНЫЕ ТЕОРИИ……………………………………………...10 2.1. Торсионные поля………………………………………………………….10 2.2 Вечный двигатель……………………………………………………...….11 Заключение………………………………………………………………………….…13 Список литературы………………………………………………………………...

    2599 Слова | 11 Стр.

  • Наука и лженаука

    Наука и лженаука Жизнь в конце XX в. стала динамичной, требуя быстрого реагирования, научных знаний, рациональных технических решений. В то же время сейчас, на рубеже веков и тысячелетий, возродились многие формы ненаучных, эзотерических знаний, а зачастую просто шарлатанства. Мы задали серию вопросов о науке и антинауке известному философу академику Вячеславу Семеновичу Степину. 1. В чем, на Ваш взгляд, особенность науки, научного знания в отличие от иных форм знания? Сегодня это – одна...

    3585 Слова | 15 Стр.

  • Реферат

    На правах рукописи Конопкин Алексей Михайлович Когнитивные и социальные предпосылки псевдонауки 09.00.01 – Онтология и теория познания Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Самара – 2010 Работа выполнена в Ульяновском государственном университете |Научный руководитель: ...

    6536 Слова | 27 Стр.

  • Паранаука

    идеологически паранаучные концепции нередко связаны с течениями антисциентистской направленности. Ввиду важности понятия, обсуждение феномена паранауки входит в курсы истории и философии науки. Содержание понятия отличается от содержания термина «псевдонаука

    1537 Слова | 7 Стр.

  • ксе

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Факультет Психологии и Педагогики Кафедра Реферат По дисциплине «ксе» на тему «Наука и псевдонаука . » Выполнила студентка группы № П-1531 С.Р. ДукаПроверил преподаватель В.П. Рыбаков зачтено/не зачтено Москва - 2015-2016 Наука - важный феномен человеческой культуры. Важный, но далеко не единственный. За пределами науки лежат поэзия, театр, религия и многие другие...

    967 Слова | 4 Стр.

  • Паранаука

    Аксиологически иидеологически паранаучные концепции нередко связаны с течениями антисциентистской направленности. Ввиду важности понятия, обсуждение феномена паранауки входит в курсы истории и философии науки. Содержание понятия отличается от содержания термина «псевдонаука », обозначающего в обобщённой форме ненаучные концепции и учения, позиционируемые или воспринимаемые в качестве научных. По определению доктора философских наук В. А. Кувакина: «Термин „паранаука“ относится к утверждениям или теориям, которые...

    2582 Слова | 11 Стр.

  • реферат

    Реферат Наука и лженаука Введение Жизнь в конце XX в. стала динамичной, требуя быстрого реагирования, научных знаний, рациональных технических решений. В то же время сейчас, на рубеже веков и тысячелетий, возродились многие формы ненаучных, эзотерических знаний, а зачастую просто шарлатанства. Мы задали серию вопросов о науке и антинауке известному философу академику Вячеславу Семеновичу Степину. 1. Наука и ее особенности Сегодня это - одна из острых проблемы философии науки. У человека, занимающегося...

    6930 Слова | 28 Стр.

  • K An1 1

    можно не сомневаться в том, что псевдонаука останется постоянным спутником науки до тех пор, пока общество не придет к «золотому веку» всеобщей грамотности и общей образованности. Например, астрологию (как когда-то алхимию, а сегодня уфологию, оккультизм, учение о реинкарнации, парапсихологию) нельзя назвать лженаукой , т.е. не все лженауки имеют отношение именно к лженауке как противоположности науки истинной. Лженаука и псевдонаука отличаются друг от друга тем, что последняя...

    5035 Слова | 21 Стр.

  • реферат философия

    Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..2 1.Научное познание……………………………………………………..3 1.1 Типы научного знания……………………………………………...6 2.Вненаучное знание …………………………………………………...8 2.1. Демаркации проблема……………………………………………..12 3. Псевдонаука ………………………………………………………….13 4 .Научная рациональность…………………………………………….16 4.1.Типы научной рациональности…………………………………....16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…20 Список литературы…………………………………………………....22 ВВЕДЕНИЕ Человек добывал знания...

    4069 Слова | 17 Стр.

  • Вненаучное знание и его формы

    не является убедительным с точки зрения критериев научности; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень...

    1589 Слова | 7 Стр.

  • Концепции современного естествознания

    искусственная радиоактивность. Типы радиоактивных распадов. Термоядерные реакции. ……………………………………………………………………5 3. Этика науки. В чем её содержание? Основные принципы этики научных исследований. Псевдонаука и её разновидности. В чем различие между наукой и псевдонаукой ? Отличительные признаки псевдонауки ………….8 4. Список литературы…………………………………………………………..19 Вопрос №139. Условия, необходимые для появления жизни. История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах...

    3700 Слова | 15 Стр.

  • Научное и вненаучное знание

    точки зрения критериев научности; MRNI "лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки

    2305 Слова | 10 Стр.

  • История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело

    Содержание 1. Наука, гипотезы, аксиомы, вера 2. Новое знание в науке 3. Наука и лженаука 4. Религия и наука Список использованных источников 1. Наука, гипотезы, аксиомы, вера Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных (не зависящих от воли и сознания человека) знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает деятельность по получению нового знания и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе...

    3258 Слова | 14 Стр.

  • философия паранаука

    постижения знания в не существующем мире. Содержание понятия несколько отличается от понятия псевдонаука . Паранаучные представления бытуют не только у менее просвещенной части общества, но и в среде его культурной элиты. Той самой, которая занята производством классических ценностей науки и искусства. Более того, именно научная элита стояла в конце прошлого века у истоков парапсихологии – этого айсберга псевдонауки ! Стараниями этой элиты во второй половине ХХ века парапсихология приобрела внешнее подобие...

    725 Слова | 3 Стр.

  • Кризисные явления в современной науке (конца 20 и начала 21 века.)

    историку определённую мировоззренческую ориентацию" Кризисная ситуация в современной науке, которая, как полагают ученые, в значительной мере связана с существованием антинауки, нашла свое отражение в формировании специальной Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Президиума РАН, созыве международного симпозиума, посвященного этой проблеме, и в широком освещении в прессе. Судя по масштабности предпринятых против антинауки мер, она определена как исключительное зло для...

    1469 Слова | 6 Стр.

  • Особенности возникновении и развитии науки

    4 2 Что такое естествознание 8 3 Характерные черты науки 10 4 Наука и культура 12 4. 1 Отличие науки от других отраслей культуры 12 4.2 Наука и религия 12 4.3 Наука и философия 13 4.4 Наука и псевдонаука 14 5 Эволюция и место науки в системе культуры 15 Заключение 16 Список литературы 17 Введение: Две с половиной тысячи лет истории науки не оставляют сомнения в том, что она развивается, т.е. необратимо качественно...

    4552 Слова | 19 Стр.

  • Социология

    1. Этика научных исследований. Псевдонаука : происхождение, функции, отличительные признаки. Лженауки . Научная этика - в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству. Ученый должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание...

    6888 Слова | 28 Стр.

  • Влияние знака зодиака на будующую профессию

    применяемый для образования названий различных наук, современная академическая наука постоянно разъясняет, что с позиции современного научного знания астрология носит название науки только в дань традиции. Утверждение о том, что астрология - не наука (а псевдонаука ), учёные основывают на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией, и поэтому астрологию относят к суевериям, лженаучным учениям и к разновидности гадательной магии. Лишь небольшую часть традиционно астрологических...

    3117 Слова | 13 Стр.

  • Реферат

    закономерности, пусть даже в творчестве какого-нибудь поэта. Методы науки, также, определены достаточно чётко. Именно использование (или наоборот, не использование) научных методов зачастую является тем критерием, которым пользуются при отделении науки от «лженауки » или «не-науки». «Магия - использование средств, которым приписываются сверхъестественные силы... для получения или предотвращения конкретного результата, считаемого недостижимым естественными средствами». Наука - накопленные и признанные знания...

    2398 Слова | 10 Стр.

  • Эссе

    степенями, принадлежат отнюдь не к РАН (Российской академии наук). Они - академики РАЕН (Российской академии естественных наук). Говорить об этой структуре в стенах РАН считается признаком дурного тона. Исключение сделано лишь для Комиссии по борьбе с лженаукой РАН, которую в РАЕН уже нарекли «современной инквизицией». В научной периодике публикации большинства из участников фильма практически не встретишь. Тем более в специальной - касающейся проблем физики или химии воды. Первым из представителей РАЕН...

    886 Слова | 4 Стр.

  • Астрология: мифы и реальность

    что на определённом этапе своего развития астрология объективно стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания. По мнению академика Гинзбурга, еще лет 300 назад астрологию нельзя было назвать лженаукой , но по мере развития науки в научной среде распространилось мнение о ложности астрологии. Сущность астрологии Астрология это одно из уникальнейших явлений, которое на протяжении многих веков и тысячелетий вызывает огромное количество вопросов,...

    2908 Слова | 12 Стр.

  • Подверженность людей астрологическим прогнозам

    подверженности людей астрологическим прогнозам. Был определён круг задач для достижения поставленной цели: Раскрыть содержание понятия «астрология» и проследить за историей её развития. Доказать, что астрология лженаука . Поиск методов борьбы с лженаукой . Узнать причины популярности астрологических прогнозов в XXI веке. Изучить материалы Интернета по данной проблеме. Изучить по данной теме книжный фонд Мурманской государственной областной универсальной научной...

    4759 Слова | 20 Стр.

  • Астрологические предсказания: наука или суеверие?

    астрологии 2.1. История астрологии…………………………………………………......5 2.2. Виды гороскопов………………………………………………………...12 2.3. Как составляют гороскопы……………………………………………...13 2. Глава II. Астрология и наука 3.4. Астрология как лженаука ………………………………………………15 3.5. Причины подверженности людей астрологическим прогнозам……18 3.6. Результаты анкетирования………………………………………………20 Заключение………………………………………………………………………22 Список источников и литературы………………………………………………24...

    4749 Слова | 19 Стр.

  • Синергетика

    синергетике», становясь по понятным причинам массовым, должно было порождать и породило целое, вполне самостоятельное и даже обособленное, сообщество взаимно довольных, друг друга поддерживающих и никем не критикуемых деятелей, занимающихся схоластической псевдонаукой . […] заявляемые предложения новых, каких-то синергетических подходов здесь в действительности оборачиваются, в первую очередь, отбрасыванием прежних, уже апробированных подходов и теорий, прерыванием естественного развития познания и наук и...

    2588 Слова | 11 Стр.

  • Прне проппоп негешше оплпд

    рейтинги 2.7 Научный юмор 3 Научный метод 3.1 Направления научных исследований 3.2 Опыты на себе 4 Философия науки 4.1 Границы научного знания 5 Научная картина мира 6 Классификация наук 7 Научная литература 8 Популяризация науки 9 Наука и псевдонаука 10 Науковедение 11 Важнейшие научные проблемы 11.1 Астрофизика 11.2 Медицина 11.3 Космонавтика 11.4 Биология 11.5 Математика 12 См. также 13 Примечания 14 Ссылки [править] История науки Основная статья: История науки Термин «наука»...

    3139 Слова | 13 Стр.

  • Поняотие науки и научного познания

    убедительным с точки зрения критериев научности; MRNI "лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное...

    3475 Слова | 14 Стр.

  • Астрология как наука: миф или реальность?

    ее новыми перспективами и подходами. Нет уже былых предубеждений и табу. Решающую роль в этом сыграли и «психология глубин» и наследие Юнга. В настоящее время наука квалифицирует астрологию как псевдонауку и предрассудок, Национальный научный фонд США использует астрологию в качестве «эталонной» лженауки в оценочной системе «Science and Engineering Indicators». Энциклопедия Британника относит астрологию к магическим гадательным практикам, основанным на концепциях, несовместимых с научными данными...

    4577 Слова | 19 Стр.

  • KSE_ZAO

    философией, другими отраслями культуры. Классификация видов наук. Функции науки. Основные признаки (критерии) научного знания. Понятие «научного факта». Наука в постиндустриальном обществе. Естественнонаучная и гуманитарная культура. О паранауке, псевдонауке , лженауке и их роли в жизни общества. Обзор методологических основ современного естествознания Современная классификация естественных наук. Предмет и структура естествознания. Схема научного познания. Структура научных революций (Т. Кун). Фундаментальная...

    5281 Слова | 22 Стр.

  • Фыдрг

    Достоверность знания 4.3 Критика науки философами 4.4 Мотивы научного исследования 5 Научная картина мира 6 Классификация 6.1 Классификация наук Энгельса 7 Элементы научного знания 8 Научная литература 9 Популяризация науки 10 Наука и псевдонаука 11 Важнейшие проблемы 12 См. также 13 Примечания 14 Литература 15 Ссылки Нау?ка - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов...

    24322 Слова | 98 Стр.

  • Философия

    многокачественную систему. 2.Волькенштейн М.В., Трактат о лженауке Член-корреспондент АН СССР М.В. Волькенштейн Постановка задачи: Лженаука , лжелитература, лжемузыка... Слова парадоксальные, содержащие внутреннее противоречие, ибо ложь несовместима с творческой деятельностью человека, ибо творчество всегда означает поиск истины. Тем не менее рядом с правдой в народных сказках существует кривда, искусству сопутствует лжеискусство, науке - лженаука . С ложной и лживой наукой приходится встречаться...

    7132 Слова | 29 Стр.

  • Полпл

    | | |Проблема нравственной и социальной ответственности инженера-исследователя. Вненаучное (анормальное) знание: «псевдонаука », | | |«квази-» и «лженаука ». Нравственные кодексы научной деятельности. Нравственный образ ученого. | | |Тема 7. Философия научного творчества...

    3782 Слова | 16 Стр.

  • Психология XX

    влияние на развитие советской психологии. Первая волна репрессий ударила по психологии на рубеже 20-30-х годов и сопровождалась физическим уничтожением многих ученых, в середине 30-х годов, она имела апофеозом объявление педологии реакционной лженаукой , а психотехники – «так называемой наукой». Была проведена жестокая чистка рядов психологов. Укоренилось подозрительное отношение к педагогической и детской психологии как отрасли науки и практики, «возрождающей педологию». Вторая волна репрессирования...

    1532 Слова | 7 Стр.

  • Наука

    Философия * 4.1 Границы знания * 4.2 Достоверность знания * 4.3 Мотивы научного исследования * 5 Научная картина мира * 6 Классификация * 7 Элементы научного знания * 8 Научная литература * 9 Популяризация науки * 10 Наука и псевдонаука * 11 Важнейшие проблемы * 12 См. также * 13 Примечания * 14 Ссылки | | Нау́ка - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности...

    3963 Слова | 16 Стр.

  • Философия

    поддерживающим вненаучпые формы познания, является испокон веков существовавшая у людей надежда найти чудодейственные способы решения их насущных жизненных проблем. Чем же наука отличается от ненауки? В чем разница между псевдонаукой , паранаукой, лженаукой ? Главное отличие науки от псевдонауки (ненауки) - повторяемость (воспроизводимость) результатов. Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются: игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям; ...

    8058 Слова | 33 Стр.

  • естественнонаучная картина мира

    стандартом. Широкий класс паранормального (пара (греч)-около,при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающимися за обычными явлениями Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Появляется в условиях жестко проявленного идеологического режима. Антинаучное как утопическое и сознательно искажающее...

    2034 Слова | 9 Стр.

  • Типы науки и научных исследований

    паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение ко-торых не является убедительным с точки зрения крите-риев научности; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука - это ошибочное знание. В качестве симптомов лженау-ки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также пре-тенциозность. Считается, что лженаучное обнаружива-ет себя и развивается через квазинаучное; 5)...

    3953 Слова | 16 Стр.

  • реферат история

    2Достоверность знания 4.3Критика науки философами 4.4Мотивы научного исследования 5Научная картина мира 6Классификация 6.1Классификация наук Энгельса 7Создание новой науки 8Элементы научного знания 9Научная литература 10Популяризация науки 11Наука и псевдонаука 12Важнейшие проблемы 13См. также 14Примечания 15Литература 16Ссылки Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является...

    5792 Слова | 24 Стр.

  • этапы апробации. И даже в этом случае он не всегда оказывается верным». 1.2. Нарушение научной этики Принципы научной этики могут быть нарушены различными способами - от небрежного применения научных методов или невнима1. Садовский М.В. О науке и псевдонауке // Наука Урала. 2004. № 5. тельного документирования данных до серьезных научных преступлений, таких как умышленная фальсификация или обман. Нарушение научной этики имеет место, когда в научно значимом контексте намеренно или в результате крайней...

    10631 Слова | 43 Стр.

  • философия

    Психологическим мотивом, поддерживающим вненаучпые формы познания, является испокон веков существовавшая у людей надежда найти чудодейственные способы решения их насущных жизненных проблем. Чем же наука отличается от ненауки? В чем разница между псевдонаукой , паранаукой, лженаукой ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________...

    3014 Слова | 13 Стр.

  • Основные законы логики

    какими-либо фактами. Закон достаточного основания, требуя от любого рассуждения доказательной силы, предостерегает нас от поспешных выводов, голословных утверждений и т.д. Не случайно он является одним из главных принципов науки (в отличие от псевдонауки или лженауки ). Заключение В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты внутренней структуры мыслительного процесса, которая исторически сложилась на основе объективных свойств и отношений природного мира. Вот почему...