Критичность мышления в психологии. Критическое мышление: понятие и техники развития. Как начинать развивать мышление

С Олей мы дружим с детства. Её главной чертой, помимо доброты и отзывчивости, была наивность. Когда Оле пришла смс, с текстом «зайди на сайт и узнай, какую открытку тебе отправили», Оля, не задумываясь, перешла по ссылке.

С баланса тут же ушла немаленькая сумма, и на какое-то время Оля уже никому не могла позвонить или написать. Когда на улице к Оле подошла гадалка, Оля, как под гипнозом, отдала ей несколько тысяч рублей «на обряд от безбрачия». Оля тогда училась в институте, и остаться старой девой ей никак не хотелось. И такие истории с ней происходили с завидной регулярностью.

Если бы Оля тогда знала про критическое мышление, она возможно избежала бы подобных ситуаций.

Под критическим мышлением, исходя из названия, мы понимаем образ мыслей, когда любую поступающую информацию мы не воспринимаем, как нам подали, а предварительно анализируем и по определению сомневаемся в ее правдивости. Сам термин говорит о том, что данный тип мышления подвергает критике все, что узнает из телевизора, газет, радио, интернета, от знакомых.

Термин возник не случайно. Еще во времена расцвета греческой философии такие яркие умы, как Сократ (а он бы в этом направлении первым известным исследователем), Платон и Аристотель доказали с помощью опросов и веских обоснований что люди, вне зависимости от опыта и уровня благосостояния эмоциональны.

И в первую очередь воспринимают информацию эмоционально, и рассуждают так, как им подсказывают чувства, а не разум.

Сократ говорил о том, что какими бы привлекательными не были доводы для нашего сердца, всегда необходимо рассматривать ситуацию ос всех сторон, и приводить разумные доказательства. Которые логичны и реальны.

Зачем нужно критическое мышление

В наше время навыки критического мышления особенно нужны: мы все вспомним случаи, когда СМИ публиковали «утки» — вымышленные или непроверенные истории.

Самый известный пример — это швейцарский видеоролик, в котором рассказывали о макаронных деревьях. В трехминутном видео работники «собирают урожай» макаронных изделий с деревьев. Видео показали в вечерних новостях на известном телеканале ВВС.

После показа на студию обрушился шквал телефонных звонков: швейцарцам было ужасно интересно — как же вырастить такое дерево дома? Продолжая начатую линию, работники студии посоветовали опустить спагетти в банку с томатным соусом и ждать.

Зрители этой телепередачи также изучали биологию в школе, многие после этого закончили ВУЗы. Но в школе не было предмета под названием «критическое мышление». И взрослые люди, имеющие опыт в самых разных сферах, доверились телевизору — потому что зрение не может обманывать.

Это пример ситуации, когда обман совершается из добрых побуждений: данный выпуск — всего лишь розыгрыш в день 1 апреля. В этот день принято разыгрывать друзей и знакомых, и вполне ожидаемо, что и телевидение присоединиться к празднику в своих сюжетах.

Но мы все знаем случаи, когда нами сознательно манипулируют для получения своей выгоды. Это случаи, когда мы сталкиваемся с мошенниками, несознательными организациями (особенно много таких компаний в сфере продаж), пропагандистами, рекламщиками и политтехнологами.

Сфера услуг — место, где мерилом успеха является процент выручки, заполонено «специалистами», которые готовы за ваши же деньги пообещать вам золотые горы.

Вникая и поддерживая, доверяя им – мы отдаем время, деньги (иногда и большее) без получения обещанного результата. Чтобы не быть обманутым (в самом позитивном случае), давайте рассмотрим, как развить критическое мышление.

Навыки и способности человека, обладающего критическим мышлением

Помимо самостоятельности, необходимы навыки:

  • аналитического и творческого мышления;

Любую информацию необходимо анализировать, объяснять самому себе те факты, с которыми приходится сталкиваться.

  • Умение отличать логичные от псевдологичных выводов;

Здесь вам потребуется изучить основы логики, науки, которая поможет вам отличать рассуждения, «притянутые за уши».

  • умение трактовать и сравнивать факты;

Важно уметь предполагать, какие события могут последовать за тем или иным явлением, а также предпосылки, которые привели к нынешнему состоянию дел.

Сравнение предметов или явлений — метод, к которому нас приучали с детства, дополнительные объяснения здесь не нужны.

  • Знание причинно-следственных связей;

Понимаю, что является первопричиной, многое расскажет вам о перспективах и особенностях чего-либо.

  • Структурирование;

Рассматривайте факты не по отдельности, а в различных комбинациях друг с другом (психологи утверждают, что именно это действие отличает творческую деятельность).

  • Оценка;

Сравнивая и анализируя, вы обязательно придете к какому-либо решению. Практикуйтесь, и это решение будет с каждым разом более грамотным.

  • Составление прогноза;

Имея на руках факты, практикуйтесь в прогнозировании — некоторые факты являются основополагающими, и доля вариантов может быть просто неосуществима.

  • умение объяснять явления и делать выводы.
  • Акцент на персоналии

Кто занимается изучением данного явления? А кто изучал ранее? Что мы знаем об этих людях? Как давно человек находится в данной должности, имеет ли он достаточно практического опыта в данной сфере, чтобы доверять его мнению?

Как развить критическое мышление

Стоит сразу сказать, что есть факты, которые подвергать критике необязательно: это физические и математические законы, установленные границ и расстояния, некоторые исторические факты.

Они утверждены ученым сообществом, и часть из них (например, расстояние от земли до Солнца) мы не можем доказать или опровергнуть, мы можем только принять на веру.

Если речь идет не о них, то у каждого сообщения (не важно, информацию рассказывают нам или мы получаем ее при чтении) должно быть:

  1. Проблематика

Это круг вопросов или тема, о которой пойдет речь в повествовании. Есть большая разница между проблемой в повествовании, для которой автор предлагает решение, от проблемы, о которой предлагает только побеседовать и проанализировать сложившуюся ситуацию.

  1. Допущения

Допущением называют информацию или факт, которую автор не подвергает сомнению. В этом случае следует обратить внимание, какую именно информацию мы считаем не требующей доказательств и почему.

  1. Угол зрения

Не все мнения являются основополагающими. Не все явления в мире носят сугубо положительный или отрицательный характер. Поэтому полагаться на мнение автора о том, что «А» — хорошо, а «Б» — плохо не обязательно.

  1. Факты

Опять же, говоря о том, что «А» хорошо, а «Б» — плохо, важно подключать к доказательству факты. Исследования, научные разработки, похожие ситуации, случавшиеся ранее – но не мнение подруги или маминого брата.

  1. Теория

Совпадают ли идеи, термины, которые присутствуют в повествовании с его темой? Имеют ли они четкое и понятное разъяснение?

  1. Вывод

Итогом вышесказанного должно быть суждение. Суждение базируется на нескольких фактах. Недостаточность информации не дает нам право сделать полноценный вывод.

  1. Результат

Читая очередной материал об изменениях в политическом строе, экономическом укладе или неоднозначном событии, нам важно выяснить: каковы цели данного события, данного текста? Что нам хотел сказать автор повествования? Какая тема главная, а какая второстепенная? Что автор считает априори таким, а что иным? Какие выводы делает автора в конце, и в других частях повествования?

Важно понимать, что некоторые выводы лейтмотивом проходят через весь текст или сообщение, и важно эти скрытые «умозаключения» выявить и обозначить. Очень рассудительно нужно отнестись к новостям «о шокирующих результатах исследования», «исторических находках», программах о тайном и неизведанном. На что опираются их доказательства? Какие исследования были проведены и кем? Что об этом явлении говорили ранее?

Развивая критическое мышление, вы заметите, насколько многогранный и неоднородный окружающий мир.

Сделайте вывод

Прочитав эту статью, вы встали на путь развития полезного навыка — критического мышления. Больше читайте и изучайте научные труды и исследования, проверяйте факты и опирайтесь на них в дальнейшем.

Успехов вам!

Получение знаний об объектах, свойствах, отношениях окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления различного типа.

Критическое мышление - это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».

Для прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Р. Пол предложил разделять его на сильное и слабое. Слабое подразумевает мышление эгоиста, которое занято собственными потребностями и не использует его во благо. Сильное мышление принадлежит личности без эгоцентрической направленности.

Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:

  • запоминание;
  • понимание;
  • интуитивное/ творческое мышление.

Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но любые исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критично мыслить, необходимо умение :

  • анализировать и синтезировать;
  • осуществлять индукцию и дедукцию;
  • абстрагироваться;
  • интерпретировать;
  • наблюдать;
  • использовать логику;
  • осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.

Также обязательно обладание широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.

Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.

Составляющие

Способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый подразумевает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и т. д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.

Анализ – процесс, позволяющий разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены посредством анализа, в одно целое.

Следующее умение, которое входит в необходимый критерий оценки критичного мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждения от «частного» к «общему» . Дедукция основывается на рассуждении от «общего» к «частному».

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предполагает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект разбивается на составные части – признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе ум человека пытается восстановить исходную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познанию совершать восхождение от конкретного к абстрактному, а впоследствии – наоборот.

Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположения, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать несбыточные планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.

Развитие критического мышления

Для чего нужно критическое мышление в обыденной жизни? Оно:

  • помогает в профессиональном самоопределении;
  • позволяет установить приоритеты;
  • формирует ответственность за выбор;
  • дает возможность формулировать собственные выводы;
  • развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
  • вырабатывает умения культурного диалога.

Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:

  • вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности;
  • осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
  • рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Возможные самостоятельные способы развития

Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.

№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • использовал(а) ли я сегодня методы, развивающие критический ум;
  • были ли они эффективны;
  • что я делал(а) для достижения своих целей.

Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей .

№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует ее сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее воздействовать и какие действия необходимо совершить для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.

№3. Развитие интеллекта.

Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.

Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом.

№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.

Каждую неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.

Итак, критическое мышление определяют по-разному, но подразумевают такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы самостоятельно на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Зачастую воспринимается нами как что-то будничное. При ответе на вопрос о том, что это, мы в лучшем случае вспоминаем обрывочные характеристики и требования к процессу построения по типу «подвергать всё сомнению», «использовать », «перепроверять информацию» и другие. Отчасти это правильно, но без комплексного понимания того, что такое «критическое мышление», мыслить критически человек не может. Точно так же как не может использовать с максимальной выгодой для себя компьютер, если не понимает его предназначения и возможностей. Поэтому сегодня мы обратимся к одной из лучших книг на данную тему – «Психологии критического мышления» Дайаны Халперн – и на основе её анализа постараемся составить небольшую программу тренировки способности мыслить критически.

Что такое критическое мышление?

Но сначала немного об авторе. Дайана Халперн – американский психолог, преподаватель, в одно время президент Американской психологической ассоциации. Автор и соавтор нескольких успешных книг, среди которых «Психология критического мышления» и «Интеллект: знания и незнания».

В интересующем нас труде Д. Халперн обращается к механизмам функционирования критического мышления. Под ним она понимает тип мышления, основанный на когнитивных навыках и стратегиях и позволяющий приходить к результатам, которые отличаются своей взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Что важно – автор заверяет, что критическое мышление не является врождённой способностью, а значит, его можно развивать. И не просто можно, но и нужно, поскольку способность мыслить критически позволяет человеку выявлять и противостоять попыткам манипулирования, приучает к чёткости мысли, структурированности, корректной интерпретации информации.

Как развить критически: с чего начать?

Отправная точка тренировки – метапознание. Чтобы не пугать вас сложной научной терминологией, сразу оговоримся, что под этим термином понимается знание человека о его собственных процессах или знаниях более глобально. Как их получить? Путём самопознания – нужно стараться наблюдать за собой со стороны, оценивать и анализировать свои решения, выявлять ошибки. Для начала достаточно просто «прокручивать» свой день в воображении перед сном, пытаясь не просто вспомнить происходящее, но и характер ваших мыслей, влияние эмоций на сказанное и подуманное, логичность доводов и рассуждений. Именно так можно оценить их по достоинству (не зря же самые лучшие решения приходит уже после того, как что-то случилось).

Очевидно, что данная склонность развивается в совокупности с . Д. Халперн пишет: «Наша память – это не точная «копия» произошедших событий. На то, что мы запомним, влияют предварительные знания, то, что мы узнали впоследствии, стереотипы и содержательность материала». Таким образом, без памяти метапознание напоминает гвоздь без молотка. Память даёт вам совокупность материалов, необходимых для работы над собой, позволяет оперировать доступной информацией, перенося известные данные и сравнивая их со своим опытом. Так вы можете избежать распространённых ошибок и не попасться на крючок того, что может казаться правдивым в силу своей общепринятости.

Развитие критического мышления

Станьте Шерлоком

Д. Халперн не пишет о мистере Холмсе, но одним из главных требований и краеугольным камнем, на котором зиждется критическое мышление, она называет мышление – «вывод валидных заключений на основе посылок, т.е. суждений, которые мы считаем истинными». В книге вы не найдете отсылок к разнообразным детективным историям, мастером составления которых был А. Конан Дойл. Даже наоборот – раскрытие темы через призму требований логики возвращает нас к академичности университетских лекций. Но прочитаны они мастерски.

Два требования, которые каждый человек, стремящийся к развитию критического мышления, должен себе предъявлять: проверка следствия заключения из посылок и аргументированность суждений. В первом случае мы говорим о неизменности посылок (начала размышления) на протяжении всего процесса построения суждения. Другими словами, понятия не должны подменяться, изменяться под влиянием эмоций и ситуаций. Для того же чтобы наше мышление было , следует придерживаться следующих правил: 1) посылки должны быть непротиворечивы; 2) посылки достаточно связаны с заключением и подтверждают его; 3) в рассуждении учтены недостающие компоненты аргументации (противоположные мнения, контраргументы).

Сомневайтесь

Для того чтобы научиться доказывать и опровергать гипотезы не нужно корпеть над с логическими задачами. Жизнь предоставляет и так достаточно шансов, поскольку даже бытовое мышление имеет ту же основу, что и научный метод проверки гипотез. Формируя представление о мире, мы собираем факты и ведём наблюдения, что позволяет получать актуальные знания. Но, когда дело доходит до таких менее очевидных истин, как например, то, что горячей водой можно обжечься, многие забывают о критическом подходе. Отсюда слепая вера телевизионным новостям и сплетням, подмена фактов в процессе рассуждения, поиск примеров под выводы, а не выводы, основанные на примерах. В таких ловушках оказывался каждый человек. Поэтому, подвергайте здоровому сомнению любую входящую информацию, с какого бы надёжного источника вы её не получили.

Проверяйте факты

По сути, описанное выше сомнение является не чем иным, как простейшим требованием проверять факты. Для того чтобы это сделать, вы можете пользоваться алгоритмом, предложенным Д. Халперн:

  • Избегайте выборочной аргументации. Нельзя получить истинное знание, отбирая только те факты, которые подтверждают ваши догадки. Причинно-следственная связь должна быть установлена полностью.
  • Что вам уже известно? Достаточно ли этой информации, чтобы с уверенностью сказать, что ваша гипотеза верна? Здесь важно быть честным с собой и оперировать не только имеющимися знаниями и фактами, которые их подтверждают, но и работать с противоположным взглядом и фактами, его подтверждающими.
  • Используйте весь арсенал доступных инструментов. Если это необходимо – проведите формальную проверку фактов, обратившись напрямую к источнику, так как имеющиеся у вас данные могут быть лишь чьей-то интерпретацией. Принимать её как истинную – неправильно.
  • Точность – последний критерий, который нужно предъявить к полученным выводам. Удалось ли уменьшить неопределённость? Качественным ли получился вывод или по-прежнему остаются слабые места? Без ответа на эти вопросы построить валидное умозаключение невозможно.

Принимайте решения взвешенно

Мы уже писали несколько материалов на тему, каким должен быть процесс решений и как избежать распространённых . Вот ещё несколько советов от Д. Халперн:

  • Сформулируйте задачу разными способами. Это позволит взглянуть на проблему под разными углами, тем самым исключив влияние на характер принимаемых вами решений.
  • Обдумайте даже рискованные и невероятные сценарии. У людей есть свойство не видеть негативные стороны, поэтому нужно стараться учесть и их для того, чтобы знать, как поступить, когда всё пойдёт не так.
  • Составьте список возможных вариантов решений и постепенно отберите то, которое будет максимально подходить, учитывая все за и против.

Структурируйте задачи

Процесс решения задачи должен проходить 4 стадии: подготовка и ознакомление, выработка решения, принятие решения, оценка его эффективности. Такая простая последовательность приучит ваш ум к структурированности и позволит мыслить эффективнее.

Развивайте творчество

Автор «Психологии критического мышления» рассматривает «творчество как когнитивный процесс, в котором используется информация, хранящаяся в памяти и выходящая за рамки личного опыта». Именно научит вас смотреть на проблему под разными углами и генерировать больше, в сравнении с человеком нетворческим, идей для её решения.

Кейс для развития критического мышления

Если вы хотите немного потренироваться в критическом мышлении, можете пройти специальный кейс.

Решил разобраться с критическим мышлением и понял, что это:

а) сложно,
б) интересно,
в) полезно,
г) надолго,
д) дед Мороз существует.

Материалов слишком много. Есть такие, начав изучать которые невозможно оторваться. Но если одной фразой - чтобы освоить базовые концепты и идеи, нужно потратить много времени для изучения, а потом ещё больше на их внедрение в жизнь. Изучение критического мышления - постоянный труд и работа над собой.

Этот пост - попытка собрать список ресурсов, а затем тщательно проработать его и начать использовать. Если хотите, давайте вместе со мной. Если не хотите, посмотрите короткий клип под говорящим названием «Критика».

Что такое критическое мышление

Критическое мышление - способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения. В узком смысле означает «корректную оценку утверждений». Критическое мышление - «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать».

Винсент Руджеро, почётный профессор Нью-Йоркского государственного университета, автор двадцати книг в области социологии, психологии, когнитивной теории мышления и риторики, однажды сказал: «Пусковым механизмом критического мышления является склонность быть пытливым, испытывать удивление, искать ответы на вопросы».

Как научиться мыслить критически?

Научиться мыслить критически просто (Стойте! Неужели вы поверили? Начинайте сомневаться в каждой фразе, которая вызывает у вас странное ощущение в животе) - нужно следовать правилам логики и:

  • Задаваться вопросами и интересоваться деталями
  • Исследовать факты, доказательства и надежность источников
  • Отличать факты от мнений
  • Анализировать идеи, предложения и предубеждения
  • Распознавать когнитивные искажения, такие близкие каждому из нас
  • Научиться корректно определять проблему, уметь переформулировать её
  • Избегать эмоций в объяснениях
  • Упрощать, сохраняя сущность
  • Учитывать другие объяснения
  • Быть терпимым к неопределенности
  • Мыслить нестандартно, вне шаблонов

Какие навыки пригодятся?

  • Наблюдать - видеть и замечать кого-/что-либо
  • Описывать - говорить как кто-/что-либо выглядит
  • Сравнивать - сопоставлять сходства и различия между предметами и явлениями; оценивать и соизмерять
  • Определять - узнавать кого/что-либо как конкретный предмет/личность/явление
  • Ассоциировать - создавать мысленно связи между разными предметами и явлениями
  • Заключать - делать выводы на основе имеющейся информации
  • Прогнозировать - предполагать, что произойдёт в будущем
  • Применять - использовать в соответствии или извлекать практическую пользу из чего-либо

Как пользоваться?

  1. Описать ситуацию другим
  2. Проверить, есть ли необходимая информация и нет ли предвзятости суждений
  3. Соотнести ситуацию с собственными убеждениями
  4. Выразить эмоции для указания важности, но не предвзятости поведения
  5. Задаться вопросом о возможных результатах
  6. Проанализировать различные способы действий, выявить противоречия, недостатки и ограничения, предположить как они могут быть устранены
  7. Коллективно обсудить способы действий
  8. Решить, какие способы наилучшие и что нужно сделать для получения результата

Два типа людей

Человек с развитым критическим мышлением:

  • видит проблему - исследует свою реакцию, прежде чем принять решение
  • тщательно подбирает факты, необходимые для решения проблемы
  • сомневается в своем суждении, пока факты не подтверждены
  • когда появляется проблема, с которой он уже встречался, противостоит искушению действовать по шаблону

Человек с недоразвитым критическим мышлением:

  • видит проблему - незамедлительно принимает решение, предпочитает решать быстро, не задумываясь
  • отказывается от поиска доказательств, небрежно просматривает или игнорирует факты
  • позволяет чувствам управлять процессом принятия решений
  • не тратит свои силы на размышление

Как развить?

  1. исследовать тематику и составить список материалов для изучения
  2. », прочитать его книгу «
  3. готово

Это был простой алгоритм, а вот расширенный:

  1. исследовать тематику и составить список материалов для изучения
    • книги - купить, скачать, прочитать
    • онлайн-курсы - найти, почитать отзывы, пройти
    • сайты и сообщества - вступить и почитать, что пишут
    • игры - поиграть с друзьями, список игр в конце поста
    • список персон - познакомиться и позадавать вопросы
    • фильмы - посмотреть
  2. посмотреть TED Джоша Кауфмана «Как за 20 часов научиться чему угодно », прочитать его книгу «Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно » и составить свой план изучения критического мышления
  3. готово

Список онлайн-курсов

  1. Курс Игоря Клейнера «Критическое мышление на каждый день » на площадке versal.com
  2. Тот же курс ссылками на YouTube
  3. Курс на Курсере «Mindware: Critical Thinking for the Information Age » от Мичиганского университета
  4. Курс в Академии Хана «Critical Thinking » от Wireless Philosophy

Книги по критическому мышлению

  1. Винсент Руджеро, По ту сторону эмоций и чувств. Руководство по критическому мышлению
  2. Neil Browne ‎, Stuart M. Keeley, Asking the Right Questions (11th Edition)
  3. Дайана Халперн, Психология критического мышления

Игры для развития КМ

  1. Научное открытие: https://goo.gl/jVxBSU
  2. Башня Хаоса:

Проблема:

Многие думают, что в этом нет ничего необычного, что мы всегда это используем. Но мы часто уклоняемся от этого, искажаем или относимся совершенно предвзято. Однако качество нашей жизни, наши поступки зависят от качества нашего мышления. Неверное мышление стоит нам и денег и отражается на качестве нашей жизни. Отличное мышление, может, в свою очередь, систематически развиваться.

Определение:

Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Результат:

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

Поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
- собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
- приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
- думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
- эффективно общается с другими при выработке решения.

Критическое мышление, вкратце, это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы. и обязательство преодолевать наш природный эгоцентризм и социоцентризм.

Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Основные параметры «Критического мышления» (являющегося составной частью глобального мышления), наполняющие содержанием и определяющие цели образования, это восприятие современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов.

Мыследеятельный подход в обучении также нашел свою реализацию в комплексной развивающей технологии «Критическое мышление», обеспечивающей реализацию воспитывающих и обучающих целей. Это комплексная технология, формирующая умение обосновывать предпочтение одной идеи другой, решать сложные проблемы, аргументированно вести спор. Если раньше на уроках применялись отдельные методы и приемы работы, то технология «Критическое мышление» позволила, используя уже накопленный опыт и созданные научные теории, объединить все в одну систему, выработать алгоритм построения урока, приблизить форму обучения в России к европейскому образованию, значительно повысить результативность уроков, сэкономить время.

Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.

ВЫЗОВ . На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Следует признать, что учащиеся не сразу прониклись идеями новой технологии, некоторые поначалу сопротивлялись непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений учителя. Но постепенно учащиеся вошли во вкус и дело пошло.

РЕФЛЕКСИЯ . На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.

Технология дает ученику:

Повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология дает учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

В настоящее время проходит этап внедрения концепции и на уроках других учителей, так как данная технология является универсальной, то есть подходит любому учителю, на любом предмете и дает стабильные результаты, в школе создана творческая группа по исследованию технологии.Критическое мышление.. Я далека от того, чтобы абсолютизировать эту новую технологию, но, на мой взгляд, она заслуживает самого пристального внимания и изучения со стороны педагогов, методистов, психологов.

Работая над данной темой, я разработала методические буклеты для учителей английского языка на английском языке, и для учителей других предметов на русском языке.

За основу презентации взят текст “Christopher Reeve ” (Adapted from Hello! Magazine). Текст содержит интересную интересную, социокультурную информацию из жизни актера. Однако данная информация не выдается учащимся целиком и сразу. Урок проходит в компьютерном классе. Полная презентация подается на головной компьютер. На рабочих местах учащиеся могут видеть только один слайд, они не могут самостоятельно переключать слайды. Это делает учитель с головного компьютера. Текст разбит на отдельные незаконченные смысловые отрывки, в конце каждого отрывка имеются вопросы и четыре варианта ответа. Учащиеся читают про себя данный отрывок, и устно высказывают свои версии правильного ответа. Ответ должен быть обоснованным. Аргументируя свое предположение, учащимся необходимо привлечь свои знания и суметь сформулировать свои ответы на английском языке. Таким образом, повторяется и актуализируется изученный фактический материал, идет интеграция знаний по другим предметам и развиваются речевые умения монологической и диалогической речи, поскольку можно не согласиться с точкой зрения оппонента и выдвинуть свою теорию. Важно не то, насколько правильный ответ был дан, большое значение имеет ход мыслей и уровень аргументированности. Когда все высказали свое мнение по первому слайду, они с нетерпением ждут, чья же версия оказалась правильной. Учитель включает следующий слайд, в котором они могут узнать правильный ответ и перейти к обсуждению следующего вопроса.

Можно в качестве дополнительного стимула и для создания элемента игры выдавать жетончики тем, кто дал правильный ответ. Это делается только после того, как все ответили, открылся следующий слайд, и ученики узнали правильный ответ самостоятельно

В последних слайдах учащимся предлагается сделать вывод на основании прочитанного и сочинить заключительную часть статьи, после чего они могут ознакомиться с выводами автора. И только в самом последнем слайде после предварительного обсуждения о возможных вариантах заголовка текста учащиеся видят название статьи.

Помимо информационной ценности, большое значение имеет воспитательный аспект, так как в статье затронуты проблемы твердости характера, человеческих отношений. Идет обучение основам этики при обсуждении культуры, стиля и образа жизни других людей, воспитывается желание общаться, уважение к культуре других стран.

Когда нет возможности проводить уроки в компьютерном классе, я использую данный прием работы с текстом без компьютерной презентации, на бумагоносителе. Приходит ся разрезать печатный текст на отдельные кусочки и раздавать по частям, что очень неудобно. Компьютерная презентация позволяет сделать работу более продуктивной, эстетичной и зрелищной. Воздействие на зрительные анализаторы активизирует эмоциональную сферу учащихся, положительно влияет на активность мыслительных процессов. Идет воспитание культуры умственного труда, культуры извлечения и обработки необходимой информации.

При проведении рефлексии и саморефлексии в конце урока все учащиеся обычно отмечают важность и пользу подобных уроков и выражают желание к дальнейшей работе в данном направлении. Впоследствии они приносят дополнительные материалы к урокам из Интернета и помогают учителю в составлении подобных презентаций.

Таким образом, я надеюсь, мои ученики продвигаются по ступеням развития критического мышления