Упражнение на правописание падежных окончаний существительных. Имя существительное упражнения для тренировки. VI. Новая информация

Падежи имён существительных

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался
(чему?) (весна, праздник)______________________
Писать
(чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать
(о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай
(чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ
(кого?) (ветеран, гость)___________________________

2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род,число, падеж.

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..

По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

  1. появился (на чём?) на ветках ()
  2. на ветках (чего?) березы ()
  3. покрывают (что?) землю ()
  4. украсились (чем?) инеем ()
  5. летит (на что?) на землю ()
  6. летит (с чего?) с ветки ()
  7. бежал (по чему?) по снегу ()

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)

Определите падеж и выделите окончания существительного мост.

Санкт-Петербург – город мостов.

В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.

Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.

На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались (на …..) на машине. (… падеж).

2.Шли (по …) по площади. (… падеж).

3.Отплыл (от …) от причала. (….. падеж).

4.Подбежал (к ….) к кровати. (… падеж).

5.Прыгает (….) белка. (… падеж).

6.Достали (…) мяч. (… падеж)

7.Гуляли (за …) за школой. (… падеж).

8.Написал (в …..) в тетради. (… падеж).

9.Кружились (в …) в воздухе.(… падеж).

10. Мылись (…) шампунем. (.. . падеж).


Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дательного и предложного падежей. Были разработаны разноуровневые задания, на каждом этапе уроке был дифференцированный подход к каждому учащемуся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения.

Цель: Упражнять учащихся в правописании падежных окончаний.

Задачи: 1. Закреплять умения и навыки в правописании падежных окончаний.

2. Формировать умение применять знание правила на практике.

3. Воспитывать самостоятельность и аккуратность при работе в тетради; бережное отношение к природе родного края.

Наглядность: Проектор мультимедиа, компьютер, картинка озера Калач, карточки с заданием, таблица падежных окончаний существительных 1 склонения, карточка-таблица.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Встали все ровно. Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию в парк им. Гагарина. Ведь красота природы имеет волшебную силу, которая все время притягивает к себе. И мы все любим, отдыхать в парке.

Итак, начинается наша экскурсия, но что бы нас пропустили, мы должны выполнить ряд заданий.

II. Проверка домашнего задания.

Назовите существительные 1 склонения в предложном падеже. Докажите, почему вы считаете, что это предложный падеж.

Назовите существительные 1 склонения в родительном и дательном падежах. Докажите, почему вы так считаете.

Молодцы ребята! С домашним заданием вы все справились и получаете каждый оценку.

III. Оформление тетради.

А теперь запишите в тетрадь число, месяц и классная работа.

Ше ст надцатое марта.

Кла сс ная р а бота.

Пишем красиво, аккуратно.

VI. Словарная работа. (слайд 2,3)

На слайде написаны словарные слова, вы должны списать слова, вставляя пропущенные буквы, поставить ударение.

В…рблюд, б…лото, …враг, …хота, пр…рода, р…внина.

Инд. работа: 3 группа (4 слова).

Молодцы, а теперь возьмите ручку с зеленой пастой, и проверти с помощью словарю в конце учебника или с помощью слайда.

На полях поставьте себе оценку, а я потом проверю насколько вы были внимательны при проверки.

V. Орфографическая пятиминутка. (слайд 3)

Найдите среди словарных слов существительные 1 склонения (охота, природа, равнина ).

Составьте с любым из существительных предложение.

Запишите предложение в тетрадь и у доски с комментированием. Определите склонение, падеж и выделите окончание у существительного 1 склонения.

Подведение итогов, оценивание.

VI. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим работать над темой: « написание падежных окончаний имен существительных 1 склонения».

А цель нашего урока: закрепить умение определять падеж имен существительных 1 склонения и правильное написание падежных окончаний.

Скажите, что называется именем существительным?

На какие вопросы отвечают существительные в Д.п., Р.п., П.п.?

У вас на партах лежит карточка-помощница, которая вам будет помогать при выполнение задании.

Р.п. - кого? чего? - и, -ы

Д.п. - кому? чему? - е

П.п. - о ком? о чем? – е

VII. Работа по картинке. (слайд 4)

Итак, наша экскурсия продолжается. И первая остановка- это озеро Калач.

А кто скажет, почему озеро так называется? А как должны себя вести на озере?

Посмотрите внимательно на картинку и назовите существительные 1 склонения. (вода, трава, дорога).

Молодцы, давайте с вами запишем эти слова. Составьте предложение и запишите. У существительных определите склонение, падеж и выделите окончание.

Молодцы, вы все справились с заданием и получаете на память мини озеро Калач.

Инд.работа: 3 группа указать падеж.

VIII. Физминутка. (слайд 5)

Давайте с вами отдохнем, закройте глаза и представьте что вы находитесь в лесу, послушайте пение птиц.

IX. Работа по учебнику. (слайд 6)

Вы отдохнули и наша экскурсия продолжается. Мы оказались в волшебном месте, которое называется лес.

Скажите, а какие деревья растут в парке? Как вы должны вести себя в лесу?

Молодцы, и следующие задание мы будем выполнять по учебнику. Откройте учебник на странице 143 упражнение 373.

Разбор упражнения,1 предложение вместе.

Инд. раб. :1 группа самостоятельно.

2 группа с частичной помощью.

3 группа под руководством учителя.

Молодцы, вы все справились с заданием и получаете листочек березы на память.

X. Работа по карточкам. (слайд 7)

Наша экскурсия продолжается. Скажите, а какие звери и птицы живут у нас в парке?

Посмотрите внимательно отрывок про обитателей нашего парка. Смотрите внимательно, т.к. после выполнения задания я проверю, как вы запомнили.

Следующие задание вы выполните самостоятельно по карточке. Прочитайте внимательно задание и приступайте к выполнению.

Молодцы, вы все справились с задание.

А название, каких животных вам встретились в задании?

А за выполнение задания вы получаете птичку.

XII. Домашнее задание.

Обратите внимание на упражнение 371 на странице 140.

Вам даны предложения, которые надо дописать, вставляя в нужном падеже существительное 1 склонения книга .

Объяснение домашнего задания(1 предложение объясняет учитель, 2,3 предложения- учащиеся вместе с учителем)

Инд. раб. :1 группа - полностью.

2 группа – указать падеж и выделить окончание.

3 группа -1,2 предложение, указать падеж и выделить окончание. - Выставление оценок.

XIII. Итог урока. (слайд 8)

Вот и подошла наша экскурсия к концу.

Где мы сегодня с вами побывали?

А какие задания выполняли?

В каких падежах у существительных 1 склонения пишется окончание –е?

Молодцы, встали все ровно, урок окончен.


Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах (Объяснение нового материала).

Цели:

  • научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах;
  • научить проверять с помощью ПМК «Школьный наставник» умение определять тип склонения существительных в начальной форме.
  • прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование для урока:

  • УМК А. В. Поляковой;
  • медиапроектор;
  • компьютер;
  • карточки с заданиями.
  • схемы-опоры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Чистописание

АЛЛЕЯ АПТЕКА БИБЛИОТЕКА АЛОЭ

– Чем похожи записанные слова?
– Во всех словах есть непроверяемые безударные гласные.
– Записаны имена существительные.
– Ребята, какое слово, в цепочке записанных слов, является лишним и почему?
– Алоэ – это существительное несклоняемое.
– Какие еще вы знаете слова, которые являются несклоняемыми. Приведите свои примеры…
– Колибри, кенгуру, шоссе…

ДОРОГА, ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ, СТОРОЖ, ВЕЩЬ, ЗИМА, СНЕГ, ТЕНЬ, ИЗБУШКА, СОЛНЦЕ, ГНЕЗДО, ПОЕЗДКА, ЮНОША, МЫШЬ, ПОЛНОЧЬ.

Взаимопроверка. Учащиеся сверяют с образцом, записанным на доске, по таблице; делают вывод.

IV. Работа на ПК. Контроль умения определять тип склонения существительных в начальной форме

Правила работы на ПК.

– А сейчас мы будем выполнять тест-контроль на компьютере. Тест поможет проверить, как мы умеем определять склонение существительных в начальной форме.
Кто раньше справится с работой, дополнит каждую записанную из групп своими словами.

Т1(15)<<Найди имя существительное определённого склонения>>

дочь девочка дочка
абрикос голубика персик
овес пшеница рожь
груша слива яблоко
метелица мороз снег
тюльпан резеда гладиолус
весна слякоть оттепель
ягода крыжовник черника
сахар конфета мёд
сирень акация черёмуха
перец корица соль
лето осень зима
брошь серьга ожерелье
лицо бровь глаз
берёза дуб лён

– Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей).
– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с таблицей.

V. Работа с таблицей. Формулировка темы и учебной задачи урока

– Рассмотрите таблицу. В каком падеже имена существительные в таблице?
– Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже? (Разные).

– Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания? От чего это может зависеть? (От склонения).
– Как заполнить пустые ячейки таблицы. (Указать склонение: 1, 2, 3)
– Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных? (Можно, так как они безударные).
– Достаточно ли знать падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания? (Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться).
Учитель может закрыть или стереть окончания.
– Что ещё нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? (Склонение).

– Вот сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах.

VI. Новая информация

1. Работа с текстом

– Прочитайте текст.

Компьютер () помогает людям разных профессий (). Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле () компьютер управляет работой () двигателя, вычисляет скорость (), измеряет расстояние (). Может предупредить водителя об опасности на дороге.

– А как вам помогает компьютер в учебе?
– Пользуясь компьютером, можно узнать справочную информацию. Использование учебных программ помогает научиться грамотно писать, лучше справляться с заданиями по математике.
– Дополните текст 1–2-мя предложениями о том, для чего вам нужен компьютер, чем и как он вам помогает. Запишите их в тетрадь.
– Прочитайте свои предложения.
– Прочитайте 1–е предложение из текста.
– Назовите существительные. У какого существительного склонение определить проще?
(компьютер) У существительных, которые стоят в И. п.; ед.ч.
– Чтобы определить склонение имён существительных в косвенных падежах будем использовать алгоритм. Как вы думаете, какой будет первый шаг этого алгоритма?
– А как мы определяли склонение в начальной форме у имён существительных?

1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.
2. Определяю род.
3. Нахожу окончание.
4. По роду и окончанию определяю склонение.

(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

– Какой новый шаг появился в алгоритме?
– Существительное надо поставить в начальную форму.

2. Выполняется работа с комментированием (с показом карточек со склонениями 1скл; 2 скл; 3 скл.)

Потренируемся пользоваться алгоритмом.

– Как определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (См. алгоритм)

Физминутка с упражнением для глаз

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

VII. Закрепление

Работа в паре.

– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

Проверка по табличке:

1 вар. – 1 скл, 2 скл, 3 скл, 2 скл;
2 вар. – 2 скл, 1 скл, 2 скл, 3 скл.

– У каких существительных было легче определить склонения?
– Утро, солнце.
– Почему?
– Они стоят в И.п.

VIII. Задание на выбор

В – I . Найди «лишнее» слово и подчеркни его, определи склонение.

ЮНОША, ЗИМА, МЕЧТА, ПОЛНОЧЬ , ПРОГУЛКА.

ЛЕТО, КОВЁР, ТУЧКА , ЛАГЕРЬ, УРОК.

ДЕРЕВНЯ, ЗАРЯДКА, ВЕСНА, ПОЕЗДКА, РАДОСТЬ .

ТРОПИНКА , НАСТРОЕНИЕ, ОБЛАКО, ВЕСЕЛЬЕ, УЧЕНИЕ.

ДОМ, ВАГОН, ЛЕТО, КОЛЯ , РУЧЕЙ.

ДОЧЬ, ЖИЗНЬ, МЕТЕЛЬ, ДЯДЯ , МОРКОВЬ.

В – II . Определи склонение.

  • Переливались на солнце (2скл.)
  • Бегать утром (2 скл.)
  • Заметили у корабля (2 скл.)
  • Спустили на воду (1 скл.)
  • Радовался жизнью (3 скл.)
  • Стрекочет с радостью (3 скл.)

Итог урока

– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
– Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.
– Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.

Правописание падежных окончаний сущ. с основой на -ИЙ.


Упражнение 1.

Артиллерия, происшествие, реставрация, унижение, возмущение, радиостанция, приключение, поздравление, укрепление, повреждение, инструкция, нарушение, авиация, усилие, воспитание.

Упражнение 2. Составь словосочетания с данными именами существительными. Имена существительные поставь в дательный или предложный падеж. Покажи окончания имен существительных.

Воображение, кавалерия, впечатление, плантация, соревнование, поучение, отклонение, материя, распоряжение, владение, сомнение, вознаграждение, организация, ударение, лаборатория.

Упражнение 3.
Вспоминал об утренн…м происшестви.., на дальн…м расстояни.., в весен…м путешестви.., о прошлогодн…м соревновани.., в верхн…м течении... рассказывается в киносценари.., служил в кавалери.., в предчувстви.. мороза, на занятиях секции.., книги по географ.., хим.. и ботани.., вопрос об организаци экскурси.., пятерка по математик.. и истори.., исследовать причины в тяжел…м состояни.., на перв…м заняти.., в планетари.. на лекци.. по астрономи...

Упражнение 4. Вставь пропущенные буквы. Спиши, отмечая окончания сущ. Составь два предложения, используя словосочетания из упражнения.
В бессильн…й ярост..., уча..ствовать в воспитани.., в беспорядочной беготн.., т беззаботной жизн…, вспоминать о заняти.. по математик.., при наступлени.. тишины в квартир.., в инструкци.. по подготовк.., о бездарном артист.., при отступлени.. от правил, ошибка в написани.., на веточк.. бегони.., говорил о своем сомнени.., думал о тяжел..м восхожден.., благодаря энерги.. и забот.., о летн…м развлечени.., загорал в соляри..,. ахнул в удивлени.., в горящ…м здани…

Упражнение 5. Вставь пропущенные буквы. Спиши, отмечая окончания сущ. Составь два предложения, используя словосочетания из упражнения.
Стоял у акаци.., приземлился в полноч.., сидел на лекци.. по истори.., вспомнил об обещани.., телеграмма из област.., рассказал о происшестви.. на пристан.., говорил об участи.. в концерн.., с.емка в киностуди.., учился в академи.., при хорош…м отношени.. к подруг.., на экзамен.. по анатоми.., биологи.. и физик.., на экскурси.. в музе.., на кор..бле в океан.., умел в молодост.., в работ.. по реконструкци.., служил в авиаци.., в сочинени.. о музык…

Упражнение 6. Вставь пропущенные буквы. Спиши, отмечая окончания сущ.

На урок_ астрономи_ учитель сделал объявление об экскурси_ в планетарий. Встретиться мы решили в здани_ планетария. И вот мы отправились в путешестви... по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движени_ планет, об истори... изучения космоса. В конце экскурси_ нам рассказали о професси... космонавта. После экскурси... необходимо было описать в сочинени... свои впечатления о поездк.... Ещё долго потом мы вспоминали о заняти_ в планетари_.

Разделы: Начальная школа

Цели урока.

  1. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
  2. Способствование развитию внимания, мышления, орфографической зоркости, умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей.
  3. Воспитание культуры общения, любви к родному языку, к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, картина “Зимний пейзаж”, таблица “Слова – помощники”, таблица для самопроверки, индивидуальные карточки, музыкальное сопровождение “Вальс”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Под музыкальное сопровождение (“Вальс”) входит главный герой урока –“ Зима” ( учитель в костюме “Зимы” ) :

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки Зимы.

(А.С. Пушкин, отрывок из поэмы “Евгений Онегин”.)

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

II. Сообщение темы и целей урока.

– Легкий ветерок занёс меня сюда, к вам на урок русского языка по теме “Упражнение в написании окончаний имён существительных”.

– Я буду рада, если вы и меня научите писать окончания имён существительных. Что же для этого нужно уметь? (Уметь изменять имена существительные по падежам.)

– А что нужно знать? (Знать три типа склонения имён существительных и их падежные окончания.)

III. Проверка домашнего задания.

– Проверим как вы научились склонять мена существительные: снежинка, мороз, метель.

(Дети на перемене записали домашнее задание на доске .)

– Какие безударные окончания мы должны проверять? (-и, -е)

– В каких падежных формах пишется окончание -е? (Д.п., П.п. -1-ескл., П.п. – 2-ескл.)

– А когда пишется окончание –и? (Р.п. 1-ескл., Р.п. Д.п., П.п. 3-е скл .)

– Что называется склонением? (Изменение имён существительных по падежам называется склонением.)

IV. Упражнение на внимание.

(Работа в тетрадях.)

– Я очень хочу научиться писать окончания имён существительных, но для этого нужно быть очень внимательным.

– Спишите цепочку букв и найдите имена существительные, спрятавшиеся здесь.

(Взаимопроверка.)

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу и, если всё правильно, поставьте плюс на полях.

(Один ученик выходит к доске, подчёркивает слова, обозначает склонение .)

– А какие имена существительные относятся к 3-ему склонению?

(Имена существительные ж. р. с ь на конце, с окончанием .)

– Какие это слова? (Слова с непроверяемым написанием.)

V. Упражнение на развитие орфографической зоркости, повторение пройденного.

1. Индивидуальная работа. (Работа по карточкам)

Докажи правописание окончаний имён существительных.

Хлопочет у проруб. ()
Растёт на опушк. ()
Визжит от злост. ()
Подошла к берёз. ()

2. Коллективная работа.

– Я написала на доске предложение. Прочитайте его. Что вы заметили?

(В предложении допущены ошибки.)

– совсем заморозил мне голову мороз! Исправьте, пожалуйста, ошибки и объясните правописание орфограмм.

За кружылись в белом вихри снежные хлопя понислись подороги

.

(Закружились в белом вихре снежные хлопья, понеслись по дороге.)

– Почему поставили запятую? (Однородные члены предложения. )

Назовите их.

Чем они связаны между собой?(Интонацией перечисления .)

– Объясните правописание орфограмм.

– Объясните правописание окончаний им. существительных.

Какие слова – помощники можно использовать для проверки написания безударных окончаний имён существительных?

VI. Определение падежей имён существительных.

(Работа с сигнальными карточками: падеж существительных.)

– Так, значит нужно уметь определять падеж имён существительных? Хорошо, тогда я называю существитель7ные, а вы показываете падеж и называете окончания.

У подруги(Р.п,1-е скл., -и), по тропинке(Д.п.,1-ескл., -е), в зоопарке (П.п.,2-е скл, -е), к площади (Д.п., 3-ескл., -и)

– Молодцы, ребята, я кажется уже понимаю, в каких падежных формах нужно писать окончание –и, а в каких – -е.

VII. Определение склонения имён существительных.

– А ещё нужно знать три типа склонения.

И сейчас, работая, мы отдохнём. Я называю существительные, а вы,услышав существительные 1-ого скл. , топаете, 2-ого скл. – хлопаете, 3-его скл. – приседаете.

Зима (1), снег (2), пыль (3), дорога (1), даль (3), мороз (2), сказка (1), серебро (2), ладонь (3),
мышь (3), вьюга (1), город (2), мама (1), дождь (2), тишь (3), лёд (2), радость (3), горка (1).

– Молодцы, ребята!

VIII. Дифференцированная работа.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(А.С. Пушкин отрывок из стихотворения “зимнее утро”.)

– После таких замечательных слов я предлагаю выполнить творческую работу.

I гр. По иллюстрации написать мини – сочинение.

II гр. Составить из слов предложения, доказать правописание окончания существительных.

в, порт, судно, возвратилось, из Арктик., научное
в Арктик. , изучали, жизнь, учёные, океана

(Коллективная проверка)

III. гр. Списать два предложения, объяснить пропущенные окончания существительных.

К обеду мы добрались до опушк. леса. На опушк. слышались голоса.

(Самопроверка. До опушки (Р.п., 1-ескл., -и), на опушке (П.п., 1-ескл, -е ))

Домашнее задание. Написать три существительных 3-его скл. в Р., Д. и П. падежах.

Итог урока.

– Итак, ребята, вы целый урок учили меня правильно писать безударные окончания имён существительных. Теперь вы должны проверить мои знания. Задавайте мне вопросы.

(– Что нужно уметь, знать… Какие окончания надо писать в форме Р.П. 1-ого скл и т. д.)

– Спасибо за урок! До свидания, до новых встреч!