Современная литература по логопедии. Список литературы на тему "общие работы по логопедии". Логопедическая литература издательства "Гном"
Дифференциация звуков Ц-Ть
Дифференциация звуков Ц-Ть в слогахЦа – тя цо – тё цу – тю цы – ти це – те
тя – ца тё – цо тю – цу ти – цы те – це
ац – ать оц – оть уц – уть яц – ять ец – еть
ать – ац оть – оц уть – уц ять – яц еть – ец
Дифференциация звуков Ц-Ть в словах
Произносить (читать) парочки слов.
Цирк – тир, цыкать – тикать, цыплята – тигрята, медицина – Валентина, цепкий – терпкий, ценный – тесный, сцены – стены, целлофан – телефон, борец – гореть, боец – болеть, жилец – жалеть, глупец – глупеть, кузнец – тускнеть, молодец – молодеть, заяц – лаять, месяц – десять, паяц – паять.
Дифференциация звуков Ц-Ть в предложениях
Произносить (читать) предложения.
Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком.
Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Нету месяца – темно, звёзды светятся в окно. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.
Дифференциация звуков Ц-Ть в чистоговорках
Ца-тя-ца - тётя Дуся телятница.
Ти-цы-ти - зайцу от лисицы не уйти.
Дифференциация звуков Ц-Ть в стихах
Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Буква Ц.
Букв не мало мы узнали, Цепь, цветок и цифра – тут
Добрались до буквы ц. Ц в начале все прочтут,
Есть слова, где ц – в начале, А в словах отец, боец
Есть слова, где ц в конце. Ц мы пишем под конец. (Л. Дьяконов)
Дифференциация звуков Ц-Ть в текстах
Произносить (читать) и пересказывать текст.
Цыплята и утята.
У курицы было десять цыплят, а у утки пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать – курица показала, как можно купаться в пыли.
Дифференциация звуков Ц-Ть в загадках
Выучить загадки.
Красная девицы сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком.
Сколько их? (Трое)
В ярком платьице модница – погулять охотница.
От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает. (Бабочка)
Этот странный дом без окон | Дети лежат на спине |
У людей зовется «кокон». | ногами в центр круга. |
Свив на ветке этот дом, | Переворачиваются на левый бок, |
Дремлет гусеница в нём. | подкладывают ладони под щёку. |
Спит без просыпа всю зиму. | Переворачиваются на правый бок, ладони - под щёку. |
Но зима промчалась мимо | Переворачиваются на спину, потягиваются. |
Март, апрель, капель, весна... | медленно садятся. |
Просыпайся, соня-сонюшка! | - Потягиваются, сидя. |
Под весенним ярким солнышком | Встают, потягиваются. |
Гусеннице не до сна, | Бегут по кругу, |
Стала бабочкой она! | взмахивая руками. |
(В.Егоров)
|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Т"]
Произносить слоги, различая звуки [Т"], [Ц].
Произносить предложения, различая звуки [Ц]-[Т"].
Тётя Таня - телятница. Тема кормит цыплят. У Кати ситцевое платьице. Тетёрка вывела птенцов. Продавец протянул тёте полотенце. Пони цокает копытцами. Отцу выписали рецепт на микстуру. На стене висит таблица. Петя был на концерте. В центре станицы телефонная станция.
Цели:
1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-Ц вслогах, словах и предложениях;
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать над активизацией и расширением словаря, развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать чувство товарищества.
Оборудование : картинный, дидактический и раздаточный материал, мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Оргмомент. Активизация познавательной деятельности. Создание положительной эмоциональной обстановки.
Логопед – Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие – загадочный мир звезд и планет.
Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.
2. Введение в тему занятия.
Логопед – чтобы начать путешествие, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы будем работать.
Назовите общий звук в словах: тёмный, котенок, путь – звук Т
Цель, солнце, конец — звук Ц.
Логопед – Какой же код запустит нашу ракету? — Т-Ц.
3. Сравнение звуков.
Логопед – Дайте характеристику звукам Т-Ц (Звук Т – согласный, мягкий, имеет парный звук Т, глухой; Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)
Логопед – чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.
Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.
Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.
Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).
Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.
Тя – ца ти – цы оть – оц еть – ец
Тё – цо те – це уть – уц ять – яц
Тю – цу ать – ац ить – иц
Логопед — Молодцы, все готовы! Можем отправляться в путь!
Негромко звучит музыка.
4. Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста?
Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды.
Летим к самой старой звезде!
Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).
Логопед – назовите картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор.
Картинки: тюбетейка, парашютист, картина, цифры
Цыпленок, костюм, шлепанцы, кольцо
Сети, пять, пуговица, картина и т.д.
5. Обозначение звука буквой.
Логопед — Двигаемся к Оранжевой звезде. Здесь нас подстерегает метеоритный дождь.
Выяснить, что такое «метеорит». Раздать карточки-метеориты.
Нужно быстро и правильно расставить буквы в слова.
Вспомните, какой буквой обозначается звук Т? – буквой Тэ, звук Ц?– буквой Це.
Слова: Солнце, месяц, тень, Медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.
Проверка работы.
Выяснить, почему слова «Солнце», «Медведица», «Галактика» написаны с заглавной буквы. Уточнить значения незнакомых слов.
6. Работа в тетради.
а) Графический диктант.
Логопед — А вот и следующая (желтая) звезда. Посмотрите, какая она необычная. В ней есть какая-то тайна.
Ребята, нам необходимо зашифровать и отправить телеграмму о нашем полете: «Летим к центру Галактики. Ориентируемся по Солнцу. Наша цель – созвездие Тельца».
Проверка работы.
Динамическая пауза
Логопед – У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку.
Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.
б) Запись слов в тетради.
Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (Вывесить на доску изображение туманности)
Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.
Игровое упражнение «Отгадай загадку, запиши отгадку» (активизация словаря, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).
Логопед – послушайте загадку, отгадку запишите в тетрадь, назовите место изучаемых звуков в слове.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …
(Скворец).
Черный жилет, красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).
Птица важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки.
И неразборчива в еде:
Ее меню – одни лягушки.
(Цапля)
У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Квохчет, клохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)
Логопед – вы очень сообразительные и внимательные ребята. Прочитайте отгадки, скажите, кто это? – Это птицы.
7. Работа со словом.
Логопед – Жители Розовой звезды впервые видят этих животных. Соедините семьи — «Кто с кем живет», назовите (игра «Большие и маленькие»).
Кошка с котятами, корова с теленком, овца с ягненком, тигр и тигрятами и т.д.
Молодцы! Вы познакомили жителей Желтой звезды с обитателями планеты Земля. Теперь они знают, как земляне называют животных и птиц.
8. Составление словосочетаний.
Логопед –Впереди у нас Голубая звезда! И еще одно испытание для нашей команды.
Прочитайте слова в столбиках. Какие слова непонятны?
Соедините слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.
орбитальная система
солнечная Тельца
созвездие станция
Составьте с этими словосочетаниями предложения (устно). Проверка работы.
9. Составление предложения из слов.
Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. (Открыть созвездие). Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово. Соедините слова так, чтобы получилось предложение.
Слова: небесные, тела, Солнце, звезды, и, это
Прослушивание вариантов. Выбор. Запись. Проверка.
10. Рефлексия. Итог занятия.
Логопед – Ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Мы узнали много нового об окружающем Землю космическом пространстве.
Что запомнилось лучше всего?
В чем ты испытывал трудности? (спросить конкретного ребенка)
Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы!
Я благодарю вас!
Козлова Анжелина Юрьевна,
учитель-логопед