Современная литература по логопедии. Список литературы на тему "общие работы по логопедии". Логопедическая литература издательства "Гном"

Дифференциация звуков Ц-Ть

Дифференциация звуков Ц-Ть в слогах

Ца – тя цо – тё цу – тю цы – ти це – те
тя – ца тё – цо тю – цу ти – цы те – це
ац – ать оц – оть уц – уть яц – ять ец – еть
ать – ац оть – оц уть – уц ять – яц еть – ец

Дифференциация звуков Ц-Ть в словах

Произносить (читать) парочки слов.
Цирк – тир, цыкать – тикать, цыплята – тигрята, медицина – Валентина, цепкий – терпкий, ценный – тесный, сцены – стены, целлофан – телефон, борец – гореть, боец – болеть, жилец – жалеть, глупец – глупеть, кузнец – тускнеть, молодец – молодеть, заяц – лаять, месяц – десять, паяц – паять.

Дифференциация звуков Ц-Ть в предложениях

Произносить (читать) предложения.
Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Нету месяца – темно, звёзды светятся в окно. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.

Дифференциация звуков Ц-Ть в чистоговорках

Ца-тя-ца - тётя Дуся телятница.
Ти-цы-ти - зайцу от лисицы не уйти.

Дифференциация звуков Ц-Ть в стихах

Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Буква Ц.
Букв не мало мы узнали, Цепь, цветок и цифра – тут
Добрались до буквы ц. Ц в начале все прочтут,
Есть слова, где ц – в начале, А в словах отец, боец
Есть слова, где ц в конце. Ц мы пишем под конец. (Л. Дьяконов)

Дифференциация звуков Ц-Ть в текстах

Произносить (читать) и пересказывать текст.
Цыплята и утята.
У курицы было десять цыплят, а у утки пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать – курица показала, как можно купаться в пыли.

Дифференциация звуков Ц-Ть в загадках

Выучить загадки.
Красная девицы сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком.
Сколько их? (Трое)
В ярком платьице модница – погулять охотница.
От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает. (Бабочка)

Этот странный дом без окон
Дети лежат на спине
У людей зовется «кокон».
ногами в центр круга.
Свив на ветке этот дом,
Переворачиваются на левый бок,
Дремлет гусеница в нём.
подкладывают ладони под щёку.
Спит без просыпа всю зиму.
Переворачиваются на правый бок, ладони - под щёку.
Но зима промчалась мимо
Переворачиваются на спину, потягиваются.
Март, апрель, капель, весна...
медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка!
- Потягиваются, сидя.
Под весенним ярким солнышком
Встают, потягиваются.
Гусеннице не до сна,
Бегут по кругу,
Стала бабочкой она!
взмахивая руками.
(В.Егоров)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Т"]

Произносить слоги, различая звуки [Т"], [Ц].

Произносить предложения, различая звуки [Ц]-[Т"].

Тётя Таня - телятница. Тема кормит цыплят. У Кати ситцевое платьице. Тетёрка вывела птенцов. Продавец протянул тёте полотенце. Пони цокает копытцами. Отцу выписали рецепт на микстуру. На стене висит таблица. Петя был на концерте. В центре станицы телефонная станция.

Цели:

1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-Ц вслогах, словах и предложениях;
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать над активизацией и расширением словаря, развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование : картинный, дидактический и раздаточный материал, мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Оргмомент. Активизация познавательной деятельности. Создание положительной эмоциональной обстановки.

Логопед – Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие – загадочный мир звезд и планет.

Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.

2. Введение в тему занятия.

Логопед – чтобы начать путешествие, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы будем работать.

Назовите общий звук в словах: тёмный, котенок, путь – звук Т

Цель, солнце, конец — звук Ц.

Логопед – Какой же код запустит нашу ракету? — Т-Ц.

3. Сравнение звуков.

Логопед – Дайте характеристику звукам Т-Ц (Звук Т – согласный, мягкий, имеет парный звук Т, глухой; Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)

Логопед – чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.

Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.

Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.

Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).

Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.

Тя – ца ти – цы оть – оц еть – ец
Тё – цо те – це уть – уц ять – яц
Тю – цу ать – ац ить – иц

Логопед — Молодцы, все готовы! Можем отправляться в путь!

Негромко звучит музыка.

4. Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста?

Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды.

Летим к самой старой звезде!

Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).

Логопед – назовите картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор.

Картинки: тюбетейка, парашютист, картина, цифры

Цыпленок, костюм, шлепанцы, кольцо

Сети, пять, пуговица, картина и т.д.

5. Обозначение звука буквой.

Логопед — Двигаемся к Оранжевой звезде. Здесь нас подстерегает метеоритный дождь.

Выяснить, что такое «метеорит». Раздать карточки-метеориты.

Нужно быстро и правильно расставить буквы в слова.

Вспомните, какой буквой обозначается звук Т? – буквой Тэ, звук Ц?– буквой Це.

Слова: Солнце, месяц, тень, Медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.

Проверка работы.

Выяснить, почему слова «Солнце», «Медведица», «Галактика» написаны с заглавной буквы. Уточнить значения незнакомых слов.

6. Работа в тетради.

а) Графический диктант.

Логопед — А вот и следующая (желтая) звезда. Посмотрите, какая она необычная. В ней есть какая-то тайна.

Ребята, нам необходимо зашифровать и отправить телеграмму о нашем полете: «Летим к центру Галактики. Ориентируемся по Солнцу. Наша цель – созвездие Тельца».

Проверка работы.

Динамическая пауза

Логопед – У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку.

Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.

б) Запись слов в тетради.

Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (Вывесить на доску изображение туманности)

Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.

Игровое упражнение «Отгадай загадку, запиши отгадку» (активизация словаря, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).

Логопед – послушайте загадку, отгадку запишите в тетрадь, назовите место изучаемых звуков в слове.

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …
(Скворец).

Черный жилет, красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).

Птица важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки.
И неразборчива в еде:
Ее меню – одни лягушки.
(Цапля)

У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Квохчет, клохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)

Логопед – вы очень сообразительные и внимательные ребята. Прочитайте отгадки, скажите, кто это? – Это птицы.

7. Работа со словом.

Логопед – Жители Розовой звезды впервые видят этих животных. Соедините семьи — «Кто с кем живет», назовите (игра «Большие и маленькие»).

Кошка с котятами, корова с теленком, овца с ягненком, тигр и тигрятами и т.д.

Молодцы! Вы познакомили жителей Желтой звезды с обитателями планеты Земля. Теперь они знают, как земляне называют животных и птиц.

8. Составление словосочетаний.

Логопед –Впереди у нас Голубая звезда! И еще одно испытание для нашей команды.

Прочитайте слова в столбиках. Какие слова непонятны?

Соедините слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.

орбитальная система
солнечная Тельца
созвездие станция

Составьте с этими словосочетаниями предложения (устно). Проверка работы.

9. Составление предложения из слов.

Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. (Открыть созвездие). Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово. Соедините слова так, чтобы получилось предложение.

Слова: небесные, тела, Солнце, звезды, и, это

Прослушивание вариантов. Выбор. Запись. Проверка.

10. Рефлексия. Итог занятия.

Логопед – Ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Мы узнали много нового об окружающем Землю космическом пространстве.

Что запомнилось лучше всего?

В чем ты испытывал трудности? (спросить конкретного ребенка)

Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы!

Я благодарю вас!

Козлова Анжелина Юрьевна,
учитель-логопед