Случаи сложения 4. Технические средства обучения


Ход урока

    Организация класса. Сообщение темы урока.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

(На доске плакат с изображением тройки коней и сани.)

Урок будет необычным. Мы с вами отправимся в путешествие вот на этой тройке коней. А пригласила нас принцесса «Льдинка». Как и всех путешественников нас подстерегают трудности и опасности, и, конечно, сюрпризы.

Представьте, что мы с вами сидим в санях. Готовы? Отправляемся в путешествие, где закрепим знание таблиц сложения и вычитания с числом «4»

/ Звучит музыка П.И. Чайковского «На тройке».

Чтобы не скучать, пока едем, выполним задание.

    Устные упражнения.

(Работа с ромашками).

    Назовите числа от 1 до 10 через одно. Как называют эти числа? (нечетные)

    Хором посчитаем парами. Как называются эти числа? (четные)

    Покажите число, которое можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых. Докажите.

    Какое число при счете называют после числа 8 , но перед числом 10. (число 9)

    Назовите соседей числа 5. (числа 4 и 6)

Молодцы ребята! Принцессе «Льдинке» очень понравились ваши ответы. Она предлагает нам сделать первую остановку и немного погреться.

Давайте выйдем из саней и выполним задание.

Физминутка.

    Столько раз ногою топнем 8-4 (4)

    Столько раз в ладоши хлопнем 5+4 (9)

    Мы присядем столько раз 7-4 (3)

    Мы наклонимся сейчас 6-4 (2)

    Мы подпрыгнем ровно столько 10-4 (6)

Ай да счет! Игра и только!

Вот мы и согрелись. Но где же мы остановились? Куда попали?

Придумайте пример с ответом…

(Дети называют случаи табличного сложения и вычитания)

Верно, но пусть зверята учатся, а мы едем дальше.

Но посмотрите-ка, ребята:

На ветке пушистая белка сидит,

На нас с вами белка с надеждой глядит.

А возле дупла нам всем видна цифра 1 и 2.

Эту страницу скорее найдем,

Работу в тетради мы проведем!

    Работа в тетради.

Откройте тетради на странице 1и2-двенадцатой; найдите задание №4. Нужно решить 3 столбика примеров.

I столбик – у доски решают три ученика

II столбик – с комментированием

III столбик – самостоятельно.

Проверка: Объясните, как вычитали число 4? Как по-другому можно прочитать этот пример?

№5. – комментирование.

А теперь, ребята, вспомним состав чисел. Подумайте, какое число нужно вставить в окошечко.

Молодцы! Закройте тетради и тихо встаньте.

Физминутка

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведем,

И глубоко мы всей грудью вздохнем.

Раз, два, три, четыре, пять

Наклонитесь, повернитесь

В волшебном царстве окажитесь.

А оказались мы в гостях не в простом королевстве, а у самой королевы «Задачи». Она подготовила нам задание.

(Письмо Королевы. Задачи)

Помогите-ка, ребята,

Злодея мне перехитрить.

Но для этого вам надо

Задачу для меня решить.

В кормушке сидели

Лишь три толь птицы,

Но к ним прилетели

Еще две синицы

Так сколько же птиц

В кормушке у нас?

Покажет на карточке

Каждый из вас.

3 + 2 = 5

Какой интересный решили пример.

Давайте запишем его поскорей.

Составьте решение этой задачи на наборном полотне.

Один ученик работает у доски.

    Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.8 и 5,

Найдите № 2

Прочитайте задачу самостоятельно

Вслух читает задачу…

Что известно в задаче?

(У Оли было 8 орехов.4 она отдала брату)

Как назвать одним словом то, что известно в задаче? (Условие)

Что надо узнать? (Сколько орехов осталось у Оли?)

Как узнать, сколько орехов осталось у Оли? Каким действием?

Что нам надо выполнить? (Решение)

Покажите решение задачи на наборном полотне.

Что мы узнали, решив задачу? (Ответ)

Сколько орехов осталось у Оли? (У Оли осталось 4 ореха).

Ну, а теперь покажем Королеве, что умеем не толь решать, но и составлять задачи.

Первый и второй ряд составляют задачи на сложение, а третий на вычитание.

Королева «Задача» благодарит нас, и мы отправляемся дальше.

Но что же это впереди?

Трудный участок пути,

Его не объехать не обойти.

Перед нами разрушенный замок.

Давайте поможем принцессе «Льдинке» и построим ей новый замок из геометрических фигур.

    Геометрический материал

Какие геометрические фигуры вы узнали? (Квадрат, треугольник. Сколько их)

Один ученик работает у доски, остальные за партами.

Подходит к концу наше путешествие, пора возвращаться назад.

(Звучит музыка)

    Итог урока.

Пора подвести итог нашего путешествия.

Что вам понравилось на уроке?

Что мы с вами повторили?

(Ответы детей)

А мне понравились ваши ответы, и то, что вы с радостью откликнулись помочь всем, кому это необходимо.

У нас было все: испытания, трудности. А сейчас настало время сюрпризов.

(Входит «Льдинка» дарит призы-снежинки).

10.01

Случаи сложения и вычитания вида □ +/-4.Приемы вычислений.

Тип урока.

урок отработки умений и рефлексии.

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по выполнению деления с помощью фишек..Совершенствовать предметные умения:

Понимать смысл сложения и вычитания числа 4.

Уметь выполнять сложение и вычитание числа 4.

Формировать умения решать задачи на увеличение / уменьшение/числа на несколько единиц;

Планируемые

результаты:

Личностные.

    Осознание ценности изучаемого способа деления по содержанию.

    Осознание практической важности изучаемого способа деления по содержанию.

Метапредметные.

РУУД:

    Умение выявлять проблему;

    Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

    Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД:

    Умение работать в парах.

Предметные:

    Знание способа деления на равные части и по содержанию.

    Умение делить на равные части и по содержанию.

    Применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности .

(1 мин)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание ситуации для психологического настроя на урок.

Здравствуйте, ребята.

Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
Да! (Смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да! (Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да! (Поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)

Прикоснитесь ладошками друг к другу
-Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока. А какой у нас урок?
- О чем мы должны помнить на каждом уроке?
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе?

– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.

Самоопределение учащихся: оценивают свою готовность и настрой на работу.

На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое..

Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.
Интересным, весёлым, познавательным.

Самооценка готовности к уроку. Учебно-поз-навательный интерес к данному уроку.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целепологание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Устный счет

Повторение изученного материала, отработка навыков знания состава числа, порядкового счета, умение группировать числа по данным свойствам

Ребята, сегодня у нас в гостях герой мультфильма. А кто, вы узнаете, когда сделаете задание № 1 на ваших маршрутных листах (Приложение 1).

После каждого задания оцениваем себя соответствующим кругом.

Где мы можем встречать данные цвета: красный, желтый, зеленый.

Работаем в парах.

Расположите числа в порядке возрастания? Какие это числа? На какие группы можно разделить данные числа7

Какую закономерность вы заметили в последовательности данных чисел? Какие это числа?

- Оцени себя.

Ребята, наш герой очень болен. Ему нужна ваша помощь. Поможем ему?

2. Интеллектуальная разминка

Отгадайте ребус


Ребята, а как называется наша родина?

А вы знаете кто такой Карлсон? И какое лекарство помогает ему при болезни? А знаете ли вы его родину? Откуда, из какой страны он прилетел к нам?

А где живет Карлсон?

Он живет в доме не с синей крышей и не в самом высоком. В каком доме он живет? Посмотрите на него и скажите, какие фигуры вы здесь видите7 Сколько треугольников вы здесь видите7 А четырехугольников?

Пятиугольников?

2.Найдите недостающую фигуру

3. Анаграммы.

Решив следующее задание. мы узнаем, что еще любит Карлсон?

БСНРПЛЮШКИГОМФ

ИМГОРОДКОНФЕТЫАЪХД

РОЭЮТОРТПНУАСПРДЗХЮ

1. Дима прокатился с горки 7 раз, а Саша на 2 раза больше. Сколько раз Саша прокатился с горки? (9 раз)

Объясни выбор действия.

2. Снежную крепость во дворе строили 10 мальчиков, а девочек на 3 меньше.

Сколько девочек строили снежную крепость? (7 девочек)

Каким действием решаем задачу?

Объясни выбор действия.

- Оцени себя.


3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

(5 мин)

Повторение математических действий, введение в тему урока.

1. Сколько вас человек в классе?

Сколько человек сидят за партой?

Сколько парт понадобилось для того, чтобы вы все сели за парты7 Какое действие мы будем выполнять для решения этой проблемы?

Работа в группах.

А сейчас мы с вами поработаем в группе.

Вспомните правила работы в группе. У вас у каждого есть карточка с примером. Решите его и подойдите к тому столу, где найдёте свой ответ.

4 – 0 = 4 10 – 5 = 5 4 + 3 = 7

10 – 6 = 4 15 – 10 = 5 10 – 3 = 7

3 + 1 = 4 5 – 0 = 5 7 + 0 = 7

2 + 2 = 4 4 + 1 = 5 8 – 1 = 7

14 – 10 = 4 2 + 3 = 5

Сколько вас было человек?

Сколько человек получилось в группе? Сколько групп? Какой пример можно составить?

У каждой группы рисунок, по которому нужно составить задачу и решить её. (Приложение 2)

Ребята самостоятельно выводят арифметическое действие по схемам, записывают математическую запись.

12: 3 = 4

Варианты ответов:

15: 5 = 3

Умение анализировать и делать вывод,

Умение работать самостоятельно, проверять и оценивать работу соседа, находить и исправлять ошибки

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

(5 мин)

Вызвать и обсудить за-труднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

(Побуждая к формулированию проблемы, дети называют тему)

Какая тема нашего урока?

Какую цель поставим перед собой?

Мы сказали, что Карлсон любит варенье. Помогите ему расставить 10 банок с вареньем по 5 банок на каждую полку. Работаем в парах.

Сколько полок понадобилось?

Что мы сейчас делали? Какое действие?

Как вы делили? Какой пример получится?

- Оцени соседа по парте.

Ребята. Какое у нас время года? Какая погода зимой? А сейчас мы на несколько минут перенесемся на море. Какая погода сейчас на море?

После размышления дети высказываются.

Надо вспомнить правила, как правильно разложить предметы.

Тема урока: «Деление»

Научиться делить.

Умение использовать научный метод познания.

Познавательные:

Самостоятельное определение темы и цели урока «Деление».

Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».

Осознание ценности совместной деятельности.

5. Этап реализации построенного проекта.

(10 мин)

На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По- шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследование по алгоритму действий.

Самостоятельная работа в парах.

Ребята, вы не забыли о том, что наш герой болен, чем ещё можно полечить его?

А какие полезные продукты вы знаете?

Почему овощи и фрукты считаются полезными продуктами?

1. У бабушки было 6 яблок. Каждой внучке она дала 2 яблока. Сколько внучек у бабушки?

Какой пример составим?

2. 15 морковок связали в пучки по 5 штук. Сколько пучков получилось?

каким способом можно прибавить число 4 ? Мы еще не все умеем это делать. Как вы предлагаете облегчить эту работу?

Что вам может помочь сделать это открытие? (Работа с кружками)

Положите на стол 5 красных кружков. Возьмите ещё 4 синих кружка. - Как по частям можно прибавить число 4?

К 5 ,прибавим сначала 2 , получится 7 , а затем к 7 прибавим ещё 2 - получится 9.

Можно иначе. Сначала к 5 прибавим 3, получится 8 , а затем к 8 прибавим 1.

Можно, наоборот - к 5 сначала прибавим 1 ,получится 6 ,а к 6 прибавим 3 ,то получится 9.

- Оцени себя.

Медом. Ответы детей.

(Деятельность детей совпадает с деятельностью учителя – создать алгоритм)

Свой опыт

Надо взять столько фишек. сколько сказано, потом еще раз столько и сколько раз мы возьмем – такое число и получится.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

(2 мин)

(Дети закончили решение задач)

Кто без затруднений справился с задачами?

У кого возникло затруднение?

Какие знания вам помогли решить данные задачи?

А теперь подумайте, как можно из 7 вычесть 4?

Высказывания детей.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

(6 мин)

Проговаривание нового знания. На этапе пер-вичного закрепления работаем с учебником, дети решают задачи на деление.

Отслеживание результатов деятельности детей при работе по алгоритму.

1 Работа в печатной тетради с 17, № 2

Работа с учебником.

А) Задание №2 стр.-8. (Комментированное упражнение. Ученики объясняют способы сложения и вычитания числа 4 в устной форме)

Б) Найдите номер 3. Прочитайте задачу. Вслух прочитает …, остальные поставили пальчики и следим.

Докажите, что это задача (есть условие и вопрос).

Прочитайте только условие задачи.

Прочитайте вопрос задачи.
-О чём задача?
- Что известно?

Как понимаете на 4 года старше? (Больше лет)

Что означает «больше на 4»? (Столько же и ещё 4.)
- Что надо найти в задаче?

Какое выбираете действие?

Вспомните порядок работы над задачей. Что мы выполняем сначала? (схему)

Работа по алгоритму, дей-ствуя по схеме «я научилась и могу проверить себя».

Знакомятся с заданием.

Раскладываем 10 фишек на 2 кучки по одной, потом еще по одной.

Выполняют, опираясь на изу-ченный способ деления.

Самостоятельное выполнение задания.

контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

(3 мин)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Молодцы.

Наш герой, благодаря вам, ребята, уже почти здоров. Карлсон хочет снова улететь на крышу, но что-то хочет вам сказать. Это мы узнаем, если решим примеры

10 + 1 = УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Как можно прибавить и вычесть число 4?

Высказывания учащихся.

Прогнозирование

9.Этап рефлексии деятельности на уроке.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

«Все в твоих руках»

    Чему учились на уроке?

    Что было для вас сегодня самым трудным?

    Что было самым интересным?

    Как работали сегодня на уроке?

    Кто доволен собой, товарищем?

    Кто чувствовал помощь друг

Доказать при помощи чего у них сформировались новые знания (видел, слышал, наблюдал, был спокойным, узнал что-то новое для себя…

Осознание результатов каждого этапа урока.

Устные ответы детей, работа на индивидуальных листах

К нам в гости пришёл Карлсон. (На экране появляется рисунок Карлсона)

Ему помогает варенье.

Увеличивается на 2. Чётные.

Из далекой Швеции. А написала книгу о Карлсоне Астрид Линдгрен.

На крыше.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)

У р о к 37. СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ 26 + 4

Цел и: познакомить учащихся с приёмом сложения для случаев вида 26 + 4; закреплять умение складывать числа в случаях вида 36 + 2, 36 + 20; развивать навыки устного счёта, умение решать простые и составные задачи изученных видов по действиям и выражением.

Ход урока

I. Организационный момент.

5 5 5 5 5 5 5

50 50 50 50 50

III. Устный счет.

1. «Молчанка».

2. Заполните таблицу.

Слагаемое

Слагаемое

Сумма

Учащиеся составляют по таблице выражения и находят их значения.

3. «Какое выражение «лишнее»»?

14 – 8

11 – 6

15 – 9

16 – 10

12 – 6

13 – 7

(«Лишними» могут быть следующие выражения:

11 – 6 , так как значение данного выражения равно 5, а значения остальных выражений равны 6;

16 – 10, так как в этом выражении из двузначного числа вычитается двузначное, а в остальных из двузначного числа вычитается однозначное.)

На доске записаны выражения:

(40 + 7) + 3

(50 + 4) + 6

К какому числу удобнее прибавить число 3? 6?

Почему? (Потому что при сложении семи и трех, четырех и шести получается десять. А число десять удобно прибавить к любому числу, оканчивающемуся на нуль.)

2. Работа над новым материалом.

Объясните, как выполнено сложение записанных сумм: 26 + 4, 95 + 5.

О б ъ я с н е н и е: представим число 26 в виде суммы разрядных слагаемых: 20 + 6. Удобно к 6 прибавить 4, а затем значение полученной суммы 10 прибавить к числу 20.

20 + (6 + 4) = 30

Аналогично объясняется сложение чисел 95 и 5.

Представим число 95 в виде суммы разрядных слагаемых: 90 + 5. Удобно к 5 прибавить 5, а затем значение полученной суммы 10 прибавить к числу 90.

90 + (5+ 5)= 100

3. Закрепление изученного приема сложения.

С этой целью письменно с подробным объяснением выполняется задание 1 (с. 50 учебника, часть 1).

V. Закрепление умения складывать числа в случаях 36 + 2, 36 + 20.

На данном этапе урока выполняется с комментированием задание 2 (с. 50 учебника).

VI. Работа над задачами.

Учащиеся читают задачу 3 (с. 50 учебника, часть 1).

Что в задаче известно?

Что нужно узнать?

Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

Почему?

Как узнать, сколько песен узнала Света?

Зная, сколько песен узнала Света, можем найти ответ на поставленный вопрос задачи?

Работая над задачей 4 (с. 50 учебника, часть 1), учащиеся под руководством учителя составляют краткую запись, а затем самостоятельно записывают решение и ответ задачи.

VII. Сравнение именованных чисел.

В заключение урока выполняется задание 6 (с. 50 учебника, часть 1), в котором ученики сравнивают именованные числа, предварительно повторив изученное:

VIII. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Всё ли было для вас понятным?

Что бы хотелось выполнить ещё?

У р о к 38. СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ 30 – 7

Цели: рассмотреть прием вычитания в случае вида 30 – 7; закреплять изученные ранее случаи сложения и вычитания; продолжать работу над задачами; развивать мыслительные операции анализа, сравнения, а также наблюдательность, внимание учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

7 7 7 7 7 7

70 70 70 70

III. Устный счет.

1. «Какое число и какой знак пропущены?»

2. Какое число получится, если:

Из числа 40 вычесть сумму чисел 8 и 2.

К числу 60 прибавить разность чисел 12 и 4.

К разности чисел 30 и 10 прибавить число 9.

3. Задание на смекалку.

Учитель может использовать задачу на смекалку на с. 51 (учебник, часть 1).

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа к изучению нового материала.

2. Работа над новым материалом.

Рассматривается рисунок на с. 51 учебника и выражение, записанное под ним.

Как из числа 30 вычли число 7?

О б ъ я с н е н и е: тридцать – это двадцать и десять. Удобно из десяти вычесть семь, а затем полученный результат прибавить к двадцати.

30 7 = (20 + 10) – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3= 23

3. Затем учащиеся решают с подробным объяснением задание 2 (с. 51 учебника, часть 1), закрепляя изученный приём вычитания.

4. С комментированием выполняется задание 3 (с. 51 учебника, часть 1), которое способствует отработке и закреплению у учащихся изученных на предыдущих уроках приёмов сложения и вычитания.

V. Работа над задачами.

Учитель читает текст в задании 5 (с. 51 учебника, часть 1).

Можно ли сказать, что это задача? (Нет, так как нет вопроса.)

Поставьте вопрос так, чтобы получилась задача, которая решалась бы двумя действиями, то есть составная задача. (Сколько всего стульев и кресел стояло в комнате?)

Далее составляется краткая запись (под руководством учителя) и выполняется решение задачи: по действиям или выражением либо и по действиям, и выражением. (Один учащийся выполняет решение на доске .)

2 + 4 = 6 (ст.)

6 + 4 = 10 (ст. и крес.)

(2 + 4)+ 4 = 10

О т в е т: всего стояло 10 стульев и кресел.

Задача 4 (с. 51 учебника, часть) выполняется детьми самостоятельно. (Однако следует предварительно подробно разобрать задачу.)

VI. Групповая работа.

Учащиеся выполняют в группах задание 6 (с. 51 учебника, часть 1), в котором вставляют пропущенные знаки арифметических действий таким образом, чтобы значения выражений были верны, и задание 7 (с. 51 учебника, часть 1). Учитель может по-другому преподнести детям материал задания 7: в виде игры «Лучший счётчик».

VII. Итог урока.

С каким новым приёмом вычитания познакомились сегодня на уроке?

Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке?

Какова ваша работа сегодня?

10.01
Тема урока.
Деление на группы по несколько предметов.
Случаи сложения и вычитания вида
· +/-4.Приемы вычислений.

Тип урока.
урок отработки умений и рефлексии.

Цель:
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по выполнению деления с помощью фишек. .Совершенствовать предметные умения:
- Понимать смысл сложения и вычитания числа 4.
- Уметь выполнять сложение и вычитание числа 4.
- формировать умения решать задачи на увеличение / уменьшение/числа на несколько единиц;

Планируемые
результаты:

Личностные.
Осознание ценности изучаемого способа деления по содержанию.
Осознание практической важности изучаемого способа деления по содержанию.
Метапредметные.
РУУД:
Умение выявлять проблему;
Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
ПУУД:
Умения сравнивать, делать выводы.
КУУД:
Умение работать в парах.
Предметные:
Знание способа деления на равные части и по содержанию.
Умение делить на равные части и по содержанию.
Применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Этапы урока
Цель этапа

Действия учителя
Действия обучающихся
Результат
УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
(1 мин)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Создание ситуации для психологического настроя на урок.
- Здравствуйте, ребята.
Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)Да! (Смотрят в «бинокль»)Вы готовы, ушки? Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)Вы готовы, ручки? Да! (Хлопают в ладоши)Вы готовы, ножки? Да! (Поглаживают ноги, притопывают)Вы готовы? Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)
Прикоснитесь ладошками друг к другу-Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока. А какой у нас урок?- О чем мы должны помнить на каждом уроке? – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе?
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
Самоопределение учащихся: оценивают свою готовность и настрой на работу.

На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое..
Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.Интересным, весёлым, познавательным.
Самооценка готовности к уроку. Учебно-поз-навательный интерес к данному уроку.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целепологание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
Устный счет
(5мин)
Повторение изученного материала, отработка навыков знания состава числа, порядкового счета, умение группировать числа по данным свойствам
- Ребята, сегодня у нас в гостях герой мультфильма. А кто, вы узнаете, когда сделаете задание № 1 на ваших маршрутных листах (Приложение 1).
После каждого задания оцениваем себя соответствующим кругом.
- Где мы можем встречать данные цвета: красный, желтый, зеленый.
Работаем в парах.
8 + 0

К
А
Р
Л
С
О
Н

0
2
4
6
8
10
12

Расположите числа в порядке возрастания? Какие это числа? На какие группы можно разделить данные числа7
- Какую закономерность вы заметили в последовательности данных чисел? Какие это числа?
- Оцени себя.
- Ребята, наш герой очень болен. Ему нужна ваша помощь. Поможем ему?
2. Интеллектуальная разминка
Отгадайте ребус

Ребята, а как называется наша родина?
- А вы знаете кто такой Карлсон? И какое лекарство помогает ему при болезни? А знаете ли вы его родину? Откуда, из какой страны он прилетел к нам?
- А где живет Карлсон?
- Он живет в доме не с синей крышей и не в самом высоком. В каком доме он живет? Посмотрите на него и скажите, какие фигуры вы здесь видите7 Сколько треугольников вы здесь видите7 А четырехугольников?
Пятиугольников?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.Найдите недостающую фигуру
3. Анаграммы.
Решив следующее задание. мы узнаем, что еще любит Карлсон?
БСНРПЛЮШКИГОМФ
ИМГОРОДКОНФЕТЫАЪХД
РОЭЮТОРТПНУАСПРДЗХЮ
1. Дима прокатился с горки 7 раз, а Саша на 2 раза больше. Сколько раз Саша прокатился с горки? (9 раз)
- Объясни выбор действия.
2. Снежную крепость во дворе строили 10 мальчиков, а девочек на 3 меньше.
- Сколько девочек строили снежную крепость? (7 девочек)
- Каким действием решаем задачу?
- Объясни выбор действия.
- Оцени себя.
Устные ответы детей, работа на индивидуальных листах

К нам в гости пришёл Карлсон. (На экране появляется рисунок Карлсона)
Ему помогает варенье.

Увеличивается на 2. Чётные.

Россия
Из далекой Швеции. А написала книгу о Карлсоне Астрид Линдгрен.
На крыше.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
(5 мин)

Повторение математических действий, введение в тему урока.
1. Сколько вас человек в классе?
- Сколько человек сидят за партой?
- Сколько парт понадобилось для того, чтобы вы все сели за парты7 Какое действие мы будем выполнять для решения этой проблемы?
Работа в группах.
- А сейчас мы с вами поработаем в группе.
- Вспомните правила работы в группе. У вас у каждого есть карточка с примером. Решите его и подойдите к тому столу, где найдёте свой ответ.
4 – 0 = 4 10 – 5 = 5 4 + 3 = 7
10 – 6 = 4 15 – 10 = 5 10 – 3 = 7
3 + 1 = 4 5 – 0 = 5 7 + 0 = 7
2 + 2 = 4 4 + 1 = 5 8 – 1 = 7
14 – 10 = 4 2 + 3 = 5
- Сколько вас было человек?
- Сколько человек получилось в группе? Сколько групп? Какой пример можно составить?
У каждой группы рисунок, по которому нужно составить задачу и решить её. (Приложение 2)
- Оцените, как вы сейчас работали?
Ребята самостоятельно выводят арифметическое действие по схемам, записывают математическую запись.
12: 3 = 4
Варианты ответов:
15: 5 = 3
Умение анализировать и делать вывод,
Умение работать самостоятельно, проверять и оценивать работу соседа, находить и исправлять ошибки

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Вызвать и обсудить за-труднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.
(Побуждая к формулированию проблемы, дети называют тему)
- Какая тема нашего урока?
- Какую цель поставим перед собой?
- Мы сказали, что Карлсон любит варенье. Помогите ему расставить 10 банок с вареньем по 5 банок на каждую полку. Работаем в парах.
- Сколько полок понадобилось?
- Что мы сейчас делали? Какое действие?
- Как вы делили? Какой пример получится?
- Оцени соседа по парте.
- Ребята. Какое у нас время года? Какая погода зимой? А сейчас мы на несколько минут перенесемся на море. Какая погода сейчас на море?
Будем учиться прибавлять и вычитать число 4. Физминутка для глаз.
После размышления дети высказываются.
Надо вспомнить правила, как правильно разложить предметы.
- Тема урока: «Деление»
- Научиться делить.
Умение использовать научный метод познания.
Познавательные:
Самостоятельное определение темы и цели урока «Деление».
Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».
Осознание ценности совместной деятельности.

5. Этап реализации построенного проекта.
(10 мин)

На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По- шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследование по алгоритму действий.
Самостоятельная работа в парах.
- Ребята, вы не забыли о том, что наш герой болен, чем ещё можно полечить его?
- А какие полезные продукты вы знаете?
- Почему овощи и фрукты считаются полезными продуктами?
1. У бабушки было 6 яблок. Каждой внучке она дала 2 яблока. Сколько внучек у бабушки?
Какой пример составим?
2. 15 морковок связали в пучки по 5 штук. Сколько пучков получилось?
каким способом можно прибавить число 4? Мы еще не все умеем это делать. Как вы предлагаете облегчить эту работу?
- Что вам может помочь сделать это открытие? (Работа с кружками)
- Положите на стол 5 красных кружков. Возьмите ещё 4 синих кружка. - Как по частям можно прибавить число 4?
- К 5 ,прибавим сначала 2 , получится 7 , а затем к 7 прибавим ещё 2 - получится 9.
- Можно иначе. Сначала к 5 прибавим 3, получится 8 , а затем к 8 прибавим 1.
- Можно, наоборот - к 5 сначала прибавим 1 ,получится 6 ,а к 6 прибавим 3 ,то получится 9.
- Оцени себя.
Медом. Ответы детей.
(Деятельность детей совпадает с деятельностью учителя – создать алгоритм)
-свой опыт
-учебник
-учитель
- Надо взять столько фишек. сколько сказано, потом еще раз столько и сколько раз мы возьмем – такое число и получится.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
(2 мин)

(Дети закончили решение задач)
- Кто без затруднений справился с задачами?
- У кого возникло затруднение?
- Какие знания вам помогли решить данные задачи?
А теперь подумайте, как можно из 7 вычесть 4?

Высказывания детей.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
(6 мин)
Проговаривание нового знания. На этапе пер-вичного закрепления работаем с учебником, дети решают задачи на деление.
Отслеживание результатов деятельности детей при работе по алгоритму.
1 Работа в печатной тетради с 17, № 2
Работа с учебником.
А) Задание №2 стр.-8. (Комментированное упражнение. Ученики объясняют способы сложения и вычитания числа 4 в устной форме)
Б) Найдите номер 3. Прочитайте задачу. Вслух прочитает, остальные поставили пальчики и следим.
- Докажите, что это задача (есть условие и вопрос).
- Прочитайте только условие задачи.
-Прочитайте вопрос задачи.-О чём задача? - Что известно?
-Как понимаете на 4 года старше? (Больше лет)
-Что означает «больше на 4»? (Столько же и ещё 4.)- Что надо найти в задаче?
-Какое выбираете действие?
- Вспомните порядок работы над задачей. Что мы выполняем сначала? (схему)
- Дальше? (решение, ответ.)
Работа по алгоритму, дей-ствуя по схеме «я научилась и могу проверить себя».
Знакомятся с заданием.
- Раскладываем 10 фишек на 2 кучки по одной, потом еще по одной.
- По 5.
Выполняют, опираясь на изу-ченный способ деления.
Самостоятельное выполнение задания.

контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Молодцы.
- Наш герой, благодаря вам, ребята, уже почти здоров. Карлсон хочет снова улететь на крышу, но что-то хочет вам сказать. Это мы узнаем, если решим примеры
10 + 9 = СПА
10 + 7 = СИ
10 + 5 = БО
10 + 3 = ЗА
10 + 1 = УРОК!
СПАСИБО ЗА УРОК!
Как можно прибавить и вычесть число 4?

Высказывания учащихся.

Прогнозирование

9.Этап рефлексии деятельности на уроке.
(5 мин)
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
«Все в твоих руках»
Чему учились на уроке?
Что было для вас сегодня самым трудным?
Что было самым интересным?
Как работали сегодня на уроке?
Кто доволен собой, товарищем?
Кто чувствовал помощь друг
Доказать при помощи чего у них сформировались новые знания (видел, слышал, наблюдал, был спокойным, узнал что-то новое для себя
Осознание результатов каждого этапа урока.

Класс: 1

Цели урока:

  1. Рассмотреть случаи сложения, в которых второе слагаемое число 4.
  2. Учить выполнять сложение вида +4. Совершенствовать навыки счета.
  3. Закреплять знание состава чисел.
  4. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.
  5. Способствовать воспитанию чувства коллективизма.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Оборудование:

  • В. Н. Рудницкая «Математика» учебник для 1 класса часть II;
  • тетрадь по математике №3.

Технические средства обучения:

  • музыка, 2 ноутбука, интерактивная доска;
  • аншлаги, счётный материал, математический веер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей:

Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание,
Помоги нам потрудиться,
мы пришли сюда учиться.

II. Зарядка для ума.

Какое сегодня число?

Из чего состоит число 29?

Назовите соседей числа.

Уменьшите число на 9.

Уменьшите число на 20.

Что интересного знаете о сегоднешнем дне 29 февраля? (Последний день зимы, високосный год.)

III. Устный счет.

Перед вами волшебный горшочек. В нём спрятано то, без чего у нас не может быть зимы.

Хотите узнать, что в сундучке?

Игра «Данетка».

Вы можете задавать вопросы, на которые я Вам могу ответить только да или нет. Готовы. Начали!

(В горшочке спрятан снег.)

Помогите, отыскать предметы (в снегу запрятаны магнитные числа от 1 до 9). Поместите находку на доске. Прочитайте хором. Расположите числа в порядке возрастания.

Назовите самое маленькое число в этом ряду?

Самое большое?

Для чего в математике нужны числа?

IV. Сообщение темы урока.

Посмотрите внимательно на числовой ряд и скажите, с каким числом мы сегодня будем работать?

Молодцы! Тема нашего урока прибавление числа 4.

Чему бы вы хотели научиться на уроке? (Мы должны научиться прибавлять число 4 разными способами.)

Ну что ж, за дело!

Физкультурная минутка для глаз – Снежинки.

Головоломка (работа в парах).

У вас на столах лежат карточки с зашифрованными примерами, работая в паре, попробуйте примеры расшифровать.

Рисунок 1

Проверка с интерактивной доской.

Заполните пустые окошечки, перетаскивая числа.

У кого так же? Молодцы!

V. Изучение нового материала.

Какие красивые снежинки у нас получились!

Что можно сделать из снега? (Ответы детей.)

В новогодние каникулы в Перми состоялся «Парад снеговиков».

А знаете ли вы, сколько снеговиков слепили на площади? (Около 600 снеговиков.)

1) Практическая работа.

Рисунок 2

Сколько снеговиков перед вами? (6)

Сколько снеговиков мы будем прибавлять? (4)

Скажите, пожалуйста, как можно прибавить число 4?

Пример на доске:

6 + 1 + 1 + 1 + 1
6 + 2 + 2
6 + 3 + 1

Зачем мы учимся прибавлять частями?

Вот сейчас вы и попробуете применить свои знания.

2) Самостоятельная работа в тетради на печатной основе (с. 40 №4).

Откройте тетрадь на странице 40, найдите примеры 4. Решите их самостоятельно.

(Решение примеров самостоятельно (два ученика решают примеры на ноутбуках).)

Проверка с помощью документ камеры.

У кого так же? Молодцы!!!

Скажите, пожалуйста, зачем нам нужно было прибавлять 4 разными способами? (Удобнее добавить до десяти, а потом остальное.)

3) Решение устных задач. (Математические веера.)

Прибавьте к числу ног паука количество колёс у машины. (8 + 4 = 12) Как считали?

К количеству цветов радуги прибавьте количество лап кошки. (7 + 4 = 11) Как считали?

К любимой оценке ученика прибавьте количество комков снеговика. (5 + 3 = 8)

Какие вы умные!

Ребята, а умеете ли вы лепить снеговика, давайте попробуем вместе!

Физкультурная минутка.

Снег пушистый нагребаем,
Лепим, лепим ком большой,
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком второй.
Лепим, лепим третий ком
Будешь ты, снеговиком!.
Глазки, глазки. Нос – морковкой!
Рот большой, наверх ведро!
Какие красивые снеговики получились!

VI. Игра «Шифровщик».

Посмотрите на доску, узнайте, какие слова спрятались?

Расшифруйте слова

ПОРТО
ЛОМОТОК
НЕЙЛИКА
БАРУНОК

(Дети расшифровывают слова, добавляется картинка.)

Нужны ли эти предметы для постройки снеговика?

На какие группы можно эти предметы разделить? (Инструменты, школьные принадлежности.)

В какой профессии используют эти инструменты?

Что лишнего? Для чего нужна линейка?

Задание в тетради с. 43 №14.

Выполните измерения, запишите результат.

Назовите предметы, которые больше снеговика?

Назовите предметы, которые меньше снеговика?

Ребята, скажите, люди каких профессий не смогут обойтись без измерений?

А кем хотите стать вы?

Посмотрите на с. 43 задание 15. Кем хотят стать мальчишки?

А сколько их на рисунке?

VII. Итог урока.

Как можно прибавить число 4?

VIII. Рефлексия.

Устроим и мы парад снеговиков!

У вас есть снеговичок, найдите его. (Ищут снеговика на столе.)

Какое настроение у снеговика?

Дорисуйте красным карандашом ему улыбку, которая подходит к вашему настроению на уроке и прикрепите его на доску!

А вот и мой снеговик!

Вы старались очень слушать и решать,
Наш урок окончен, можно отдыхать?

Спасибо за урок!

Список использованной литературы:

  1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие. 1 класс (1-4). – Рост книга, 2005.
  2. Математика. 1-4 классы: упражнения для устного счета/ сост. М.В. Головач, Ю.К. Бондаренко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.