Формы знакомства дошкольников с декоративно прикладным искусством. Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством. Общее кол-во занятий

https://pandia.ru/text/78/228/images/image002_99.gif" alt="Опыт" width="691" height="339 src=">

ПРОГРАММА КРУЖКА

по декоративно-прикладному искусству

«Мастера - волшебники»

(для детей старшего дошкольного возраста)

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

4. Перспективный план работы (6-7 лет)

5. Методическое обеспечение

6. Библиографический список

7. Педагогическое обледование по декоративно-прикладному искусству

Приложение к программе:

· Дидактические игры

· Физ. минутки

· Конспекты занятий и приложения к презентациям.

· Легенды, мифы и сказки для знакомства с декоративно-прикладным искусством.

· Раскраски по декоративно-прикладному искусству.

· CD с презентациями.

· Демонстрационный материал, альбомы.

Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 1 год. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.


Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Наличие художественных способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ем дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Новизна темы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, работа построена на художественном воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.


Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей.

Народное и декоративно–прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, В. Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи , мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. В последнее время оформительское искусство принято относить к дизайну. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.

Декоративный образ выражает не единичное а общее - «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, дерева жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

Народное искусство – явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура.


Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые, и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна. По мнению Воронкова, декоративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском бытовом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».

Длительное время под традиционностью народного искусства понимались в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении. Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим.

рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры – школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства.

Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искусства. совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символикой – живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод.

Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школ народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов).


Наиболее полное определение понятию «школа» дала. Она считает, что это понятие обязательно включает культурную преемственность, то есть народное искусство – художественная система, формируемая традицией.

Главное лицо в художественном промысле – народный мастер, особая творческая личность, духовно связная с народом, культурой, природой края, носитель традиций и коллективного опыта.

В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой вещи живет чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и характер его обработки. Использование природных материалов – одна из традиций народного искусства. Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала.

В каждом промысле традиционны также инструменты и приспособления, поскольку их внешний вид и принцип действия напрямую зависит от свойств обрабатываемого материала.

Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Если стадию повтора и вариации проходят все ученики мастера в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими учениками своего дела.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций , которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Ожидаемый результат:

    Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие; Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
    Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства; Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка; Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п. Расписывают изделие в соответствии с народной росписью; Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:

    посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

    формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду и за его пределами.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно - эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством.

Программа прошла апробацию и в детском саду. Большой интерес детей к народной культуре, и в частности к русскому народному искусству, желании самостоятельно создавать декоративные изделия, побудили организовать в детском саду кружок по декоративно-прикладному искусству «Мастера - волшебники».

Учебно-тематический план

Кружка по декоративно-прикладному искусству «Мастера-волшебники»

по теме: «Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство»

№ п /п

Название темы

Общее кол-во занятий

Теория

Практика

Декоративно-прикладное творчество, народные промыслы Кубани.

Экскурсия в Кубанскую избу детского сада.

Викторина « Я люблю и знаю Кубанские ремёсла»

«Дымковская игрушка»

«Филимоновские игрушки»

«Человек по натуре своей - художник.

Он всюду, так или иначе,

стремиться вносить

в свою жизнь красоту…»

А. М. Горький

Декоративно - прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Декоративно - прикладное искусство это многовековое представление народа о красоте.

Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство. Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, Жостовской, Городецкой, Дымковской и др. росписях.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красами, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, простотой своих форм легко воспринимаются детьми, и воспитывает в них чувства прекрасного. На занятиях по декоративно - прикладному искусству развивается эстетическое восприятие, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь детей. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Высокая значимость народного декоративно - прикладного искусства и во влияние его на формирование внутреннего мира детей.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамично по рисунку, реалистическое в образах. Пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому пониманию и чувству.

Через народное искусство дети в доступной форме и на близком материале усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи.

С целью ознакомления детей с народного декоративно - прикладным искусством необходимо создать условия работы: подобрать необходимую литературу, готовые изделия и создать мини- музей, подобрать дидактические игры, наглядный иллюстрационный материал.

При ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным творчеством ставим следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувств сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народным творчеством.
  2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства.
  3. Формировать обобщенные знания и умения, а именно:
  • Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.
  • Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
  • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
  1. Развивать художественно - творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности.
  2. Воспитывать у детей умение восхищаться красотой изделий, чувство гордости за свой родной край.

Начинаем формировать интерес к декоративно- изобразительному искусству со второй младшей группы , где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно - прикладным искусством (дымковская, хохломская).

Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет - маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.)

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора - круги, украшенные как на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставляем возможность творить.

В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы - лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа - одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно- красного, голубого и темно- синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции - ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.

На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграф, на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

Также при ознакомлении детей с декоративно- прикладным искусством проводим экскурсии (если такая возможность есть), беседы о творчестве народных мастеров, рассматриваем альбомы, книги, изделия народного творчества, поводим разнообразные дидактические игры: «Составь узор», «Подбери элемент узора», «Собери картинку» и др., конкурсы, выставки.

Работа при ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным творчеством должна строиться путем постепенного усложнения материала.

Во время работы с помощью указаний и вопросов направляем детей: «Подумай, что еще можно нарисовать и где?», «А, что ты здесь подрисуешь?», «Как ты думаешь чего здесь не хватает?» и т. д.

Большое внимание уделяем анализу детских работ, например, вывешенные работы назвать «Витриной магазина» и предложить детям купить себе понравившуюся вещь, затем объяснить, почему ребенок выбрал именно это. Задавать наводящие вопросы:«Что бы вы нарисовали по-другому?», «Что бы вы посоветовали нарисовать(имя ребенка), чтобы его работа была красочнее?».

Выводы:

Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на детей, способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, способствует развитию детского творчества и формирует эстетические вкус, помогает развитию любви к родному краю.

При условии овладения техническими навыками в соответствии с программными требованиями дети 4-7 лет могут овладеть не только простейшими элементами, но и более сложными элементами и композицией определенного узора.

В каждом крае, области, есть то родное и близкое народное искусство, которое должно занять большое место в воспитательном процессе детского сада и оказывать положительное влияние в будущей жизни детей.

Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками.

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3. Формирование обобщённых знаний и умений:

Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

Воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (филимоновская, дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая посуда).

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи:

Формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

Учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

Выделять элементы узора.

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть не только в лепке из глины, но и при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,- обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.


«Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»

«Человек по натуре своей – художник.

Он всюду, так или иначе,

стремиться вносить

в свою жизнь красоту…»

А. М. Горький

Декоративно – прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Слитность материального и духовного как эстетическое начало декоративного искусства уходит истоками в глубокую древность. Декоративно – прикладное искусство это многовековое представление народа о красоте.

Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство. Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, жостовской, Городецкой, Дымковской и др. росписях.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красами, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, простотой своих форм легко воспринимаются детьми, и воспитывает в них чувства прекрасного. На занятиях по декоративно – прикладному искусству развивается эстетическое восприятие, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь детей. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Высокая значимость народного декоративно – прикладного искусства и во влияние его на формирование внутреннего мира детей.

Н. П. Сакулина говорила о том, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамично по рисунку, реалистическое в образах. Пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому пониманию и чувству.

Через народное искусство дети в доступной форме и на близком материале усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи.

С целью ознакомления детей с народного декоративно – прикладным искусством мы создали все необходимые условия работы: подобрали литературу, готовые изделия и создали мини музей, изготовили дидактические игры, подобрали наглядный иллюстрационный материал, установили связь с музеем и фабрикой «Хохломская роспись».

А также поставили следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношение и чувств сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народным творчеством.
  2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства.
  3. Формировать обобщенные знания и умения:
  • Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.
  • Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
  • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
  1. Развивать художественно – творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности.
  2. Воспитывать у детей умение восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край.

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству начинаем со второй младшей группы, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской - матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом приманивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка» Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, хохломская).

Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.)

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора – круги, украшенные как на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.

В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции – ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.

На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграфе, на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

Также при ознакомлении детей с декоративно прикладным искусством проводим экскурсии в музей, фабрику хохломской росписи, проводим беседы о творчестве народных мастеров, рассматриваем альбомы, книги, изделия народного творчества, поводим разнообразные дидактические игры: «составь узор», «подбери элемент узора», «собери картинку» и др., конкурсы, выставки.

Так как наш город Семенов - столица «Золотой Хохломы» данный вид промысла является для нас более близким и родным и занимает большее места в воспитании детей.

Очень интересна и сложна технология изготовления хохломских изделий. Она заключается не только в росписи художником, а в предварительном проведении большого количества подготовительных операций: выточенное изделие многократно шпаклюют, олифят, лудят – покрывают порошком алюминия, подвергаются закалке в печи при высокой температуре.

Характерной чертой росписи является сочетание пылающей киновари желтого, черного и зеленого цвета.

Наиболее распространенным орнаментом является вьющаяся ветвь с гроздями разнообразных ягод и листьев, окруженных травкой.

Существует три вида росписи: «верховое письмо» - «травка» - наиболее простое и более сложное «фоновое» и «кудрина».

Перед началом работы по ознакомлению детей хохломской росписью для рассматривания и использования в качестве образцов были отобраны три группы предметов, в которых четко вырисовывались элементы узора: травки, цветы, бутоны, ягоды и листья.

В первой группе предметов: низенькие солонки, чашки, небольшие поставцы, ложки, написанные «травкой». Элементы узора расположены в узкой полосе, и ритмически чередуясь, соединяются между собой «кустиками травки».

Во второй группе предметов находятся также поставцы, чаши, бочата, бокалы написанные верховым письмом, а композиция узора была более сложной – в виде нескольких украшенных завитков.

В третью группу входят предметы хохломы, разные по форме: ковши, вазы, подносы, написанные «кудриной» и «под фон».

Изделия первых двух групп используются в качестве предметов – образцов, а предметы третьей группы для формирования чувства восхищения радости при общении с прекрасным, для рассматривания

Также мы ознакомились с методической и специальной литературой по истории и технологии хохломской обработки древесины, с продукцией и технологией изготовления предметов хохломы, овладели простейшими приемами в манере хохломского письма, подготовили альбомы с последовательностью обучения декоративному рисованию.

Наша работа строится путем постепенного усложнения материала. В начале путем рассказа, через показ и объяснение вызывали у детей эстетические эмоции, воспитывали у них умение видеть узор и интерес к народному искусству хохломы, желание передавать этот узор в своем рисунке.

С помощью показа способов действия учим детей видеть элементы узора, особенности его расположения, характерные цветосочетания, хохломской росписи, закрепляем умение рисовать кончиком кисти. Затем детям предоставляем возможность самим создавать узор из элементов нескольких образцов.

Стараемся предоставить детям больше самостоятельности в выборе темы, композиции, в предоставлении замысла. Вместе с этим ведем обучению планированию действий, последовательности выполнения узора, особенно на первых прах обучения. Именно на занятиях такого типа дети приобретают умение творчески работать: самостоятельно ставить цель, планировать свою работу, выполнять ее до конца, подбирать необходимый материал.

Работу с детьми условно разбиваем на несколько этапов.

На первом этапе ставим задачи ознакомления детей с хохломской росписью и прививаем уважение к людям, творящим красоту, а также желание украшать рисунок элементами растительного орнамента в стиле народного искусства хохломы.

С этой целью провели несколько занятий:

  • Экскурсии в музей и фабрику Золотой Хохломы.
  • Беседы «Наша золотая хохлома», «Семеновская матрешка»
  • Наблюдение за работой художницы, приглашенной в детский сад.
  • Дидактические игры.
  • Рассматривание изделий.

Во время бесед подчеркнули, что изделия хохломской росписи и семеновская матрешка известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Также прозвучали и народные предания о возникновение промысла и об умельцах родного края. Мы старались дать эмоциональную характеристику вещи. Широко использовали стихотворения о хохломе разных авторов: Ю. Андрианова, Ю. Николаевой, В. Автономова и др.

Большое влияние на формирование интереса к хохломе и желание самим делать красивые вещи оказало наблюдение за трудом художницы, которая была приглашена в детский сад. Дети увидели приемы свободной росписи, своеобразие цветовых сочетаний. Они с большим вниманием наблюдали, что делает художница. Свою работу художница сопровождала объяснением и отвечала на вопросы детей.

Во время рассматривания вещей знакомились с их наименованием, искали на изделиях, знакомые элементы: травку, листья, цветы, сравнивали рисунки.

Во время экскурсии в музей и фабрику хохломской росписи дети увидели, как появляются изделия, как их готовят к росписи, познакомились с историей и первыми, старинными изделиями, разными видами росписи («травкой», «кудриной», «фоном»), а в заключении сами стали настоящими мастерами, что вызвало у них особую радость. На прощание детям подарили подарки.

В результате работы у детей развилось эстетическое восприятие, заметно возрос интерес к произведениям народного искусства.

Далее нами были проведена серия занятий по обучению детей некоторым элементам хохломской росписи на занятиях по декоративному рисованию. При планировании задач каждого занятия учитывалась сложность задач и усвоение детьми пройденного материала. На первых занятиях мы учили детей рисовать элементы узора: травку, перышки, штрихи, завитки, ягоды, листья рябины, земляники и т. д. А также дети учились подбирать цвета соответственно фону бумаги (красному, черному, желтому).

Все занятия проводились в игровой форме. Большое место на них отводилось рассматриванию отдельных элементов узора, которые дети должны передать в рисунке. Рассматривание проводим как на занятии, так и в повседневной жизни. Делаем частичный и общий показ отдельных элементов, учим планировать свою работу на бумаге, предварительно намечая работу концом кисти.

На всех первых занятиях приходилось проводить большую индивидуальную работу т. к. при рисовании у детей возникали трудности.

В ходе индивидуальной работы обращалось внимание детей на образец,
на котором имелся изображаемый элемент; наводящими вопросами помогали детям отыскивать свою ошибку, показывать на своем листе бумаги как надо рисовать. Трудный элемент «травки» давался рисовать по образцу воспитателя, в котором изображение несколько упрощалось.

Большое внимание уделялось обучению детей вертикальному движению кисти, смелому ведению кисти.

Научив детей изображать отдельные элементы хохломы, перешли к следующему этапу – обучение детей композиции узора на форматах бумаги в виде чашей, поставцов, ваз и т.д.

На первых занятиях учили рисовать ветку с ритмично и последовательно расположенными элементами узора, соединяемых штрихами или кустиками травки. При объяснении использовался анализ композиции узора на предметах образцах.

Кроме анализа образцов на таких занятиях применялись специально изготовленные таблицы, на которых была последовательность рисования: основной завиток, цветы, ягоды, листья и травка.

Во время объяснения при помощи вопросов уточняем, как могут располагаться завитки, сколько их может быть; затем на мольберте можно показать, как можно расположить завитки. Какое количество завитков дети решили сделать сами. Старались поддержать ребенка помочь проявить свою активность.

Во время работ с помощью указаний и вопросов направляем детей: «подумай, что еще можно нарисовать и где?», «А, что ты здесь подрисуешь?», «Как ты думаешь чего здесь не хватает?» и т. д.

Большое внимание уделяем анализу работ, например, вывешенные работы называли «витриной магазина» и предлагали детям купить себе понравившуюся вещь, затем объяснить, почему ребенок выбрал именно это. Задавали наводящие вопросы «что бы вы нарисовали по-другому?», «чтобы вы посоветовали нарисовать Лене, чтобы ее работа была красочнее?».

После проделанной работы было проведено контрольное обследование, которое включало опрос-беседу с детьми, проведение занятия декоративного рисования, наблюдение за детьми и анализ детских работ.

Данные опроса показали, что у детей значительно расширились и углубились знания о народном искусстве хохломы, а также и других видах росписи. Особенно важно то, что у детей заметно развивается эстетическое восприятие.

Анализ детских работ показывает, что в своих рисунках дети смогли передать поэтическую выразительность народного искусства, научились располагать узор по всему листу бумаги, рисовать различные элементы орнамента, красиво сочетать краски между собой и с фоном бумаги.

Наша работа позволяет сделать следующие выводы:

Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на детей, способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, способствует развитию детского творчества и формирует эстетические вкус, помогает развитию любви к родному краю.

При условии овладения техническими навыками в соответствии с программными требованиями дети 4-7 лет могут овладеть не только простейшими элементами, но и более сложными элементами и композицией узора в манере хохломской росписи и передать ее стиль в декоративном рисовании.

В каждом крае, области, есть то родное и близкое народное искусство, которое должно занять большое место в воспитательном процессе детского сада и оказали положительное влияние в будущей жизни детей.


Разделы: Работа с дошкольниками

Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое и не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и, краски, доступно и интересно ребенку, что, по моему убеждению, является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, я использую его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей.

И в своей педагогической деятельности я отдаю огромное воспитательное значение народному искусству. Я считаю, что через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством использую в своей работе богатый зрительный ряд. Это в первую очередь подлинные предметы народного искусства. Организованные выставки интересны своим разнообразием. Это и выставка самоваров, хохломы, гжели, дымковской игрушки, матрешки, шкатулок. Эти выставки с большой охотой посещают дети, и их родители, и педагоги.

Поэтому после экскурсий на выставку в моей изостудии открывается мастерская для детей и их родителей. Ознакомление с народным искусством я осуществляю на основе собственной деятельности дошкольника, при этом сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает. Я стараюсь в работе с детьми добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу.

Одним из интересных и любимых занятий детей является рисование “Украшение пряника” и лепка “Архангельский пряник”. Зрительный ряд на этих занятиях включает в себя наглядные пособия: элементы росписи, фигурные пряники, муляж пряника, натуральный тульский пряник, иллюстрации современных пряников. На таких занятиях дети приобретают знания о традициях чаепития, о возрасте пряника, его разнообразии (печатные, вырубные, свадебные, рождественские).

Воспитательное воздействие произведений народного искусства усиливается, если дети не только любуются готовыми изделиями народных мастеров, а после ознакомления с ними учатся составлять свои узоры по мотивам того или иного промысла. Народное искусство положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности, и как показывает работа с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, считаю важным развивать и психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы). А также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине. Все эти качества пригодятся детям, когда они уйдут из детского сада и станут школьниками.

Я предлагаю, примерные конспекты занятий, проводимых в моей изостудии.

Занятие-развлечение. Украшение пряника

  • воспитывать у детей любовь к искусству;
  • познакомить с народными художественными традициями;
  • учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки;
  • закреплять навыки аккуратного рисования красками; ормировать умение использовать тычок для создания узора.

Зрительный ряд:

  • имитация ярмарочных прилавков (павло-пасадские платки, дымковские свистульки, расписной самовар, бублики, пряники),
  • таблицы “Фигурные пряники”, таблицы с элементами росписи; муляж пряника.

Материалы: силуэты пряника на каждого ребенка, палитра, гуашь, кисть, тычок, вода, салфетка.

Оборудование: обруч с лентами - “карусель”,

Ход занятия

Появляются Скоморохи :

Сюда, сюда все приглашаются,
Ярмарка начинается!
Мальчишки и девчушки,
Откройте глаза, навострите ушки!
Русская ярмарка не каждый день бывает.
Чего здесь не наслышишься,
Чего здесь не навидишься!
Все будут довольны, никто не обидится!
Здесь и свистульки, здесь и игрушки.
Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные!
Здесь на всех, друзья хватит радости,
Будут игры, веселье, подарки и сладости. (Скоморох протягивает сундучок-подарок)

Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!

Ребята, вам интересно узнать, что в нем? Давайте посмотрим (достаю из сундучка муляж пряника: петушок). Что это? Конечно же, это петух, а как вы думаете, он простой? Действительно это не игрушка, это пряник. А вы любите пряники?

Скоморох:

Этот пряник необычный:

За долами, за лесами,
Есть резной, чудесный дом.
На крыльце петух с ключами,
Дед и баба за столом.
Перед ними тесто горкой
Меду целое ведерко,
Сливки в глиняном горшке.
Дед и баба все в муке
Слепили коровку масляну головку.
С нею рядышком коза
Леденцовые глаза.
Пастушок с дудочкой,
Рыболов с удочкой,
Дом и речка с мостиком,
И собака с хвостиком
Хлебные кони стоят на ладони,
Воду пьют, копытом бьют,
Просятся в поле - землю пахать,
На вольной ниве гривой махать.
Лепили, лепили, все в печь посадили.
Пусть поджарятся, подрумянятся!
Будут пряники пудовые,
Золотые и медовые!

О чем говориться в этом стихотворении? Правильно, о пряниках, какими назвал их Скоморох? – медовые, золотые. И, правда, посмотрите, как красивы они (рассматриваем муляж пряника). Цвет темно-коричневого медового теста, а сверху пряник украшен глазурью из цветного сахара (обращаю снимание детей на цвета глазури).

Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. И конечно, пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных.

Русские люди очень любят пить чай. И в городе Туле был изобретен самовар. Тула стала родиной не только самовару, но и Тульскому прянику. Тульские пряники медовые, со слоем повидла внутри, украшены белой глазурью. На этих пряниках даже делают надписи: “Родом я из Тулы – самовару брат!”

Мы с вами находимся на настоящей Ярмарке. Оглянитесь, здесь очень весело, звучит задорная музыка, все веселятся, пляшут. Подходим к “прилавку,” на котором стоят игрушки - свистульки

Скоморохи:

А про игрушки то мы позабыли.
Игрушка – игра. А делают ее настоящие мастера.
Русская игрушка повсюду славится,
Она и взрослым и детям нравится.
Дому украшение, ребятам утешение.
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины,
И синица вдруг запела голоском самой весны.

Здесь продают свистульки, попробуйте-ка (раздают детям свистульки), какие они звонкие (дети играют на свистульках).

Скоморох (показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами):

Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.
Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,
Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?

Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)

Скоморох:

Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, вместе ехать весело!
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова.

Скоморох:

Катались, свистели, да есть захотели.
А что за честь, коли нечего есть!
У нас есть угощенье, всем на удивленье.
Расступись народ честной, самовар кипит большой!

Ребята, да здесь пряниками всех угощают, и чаю наливают, хотите чаю отведать? Пока самовар будет греться, украсим узорами пряники (дети садятся за столы).

Пряник, который мы с вами будем украшать – Архангельский, он украшен красочной глазурью. Каких цветов? (ответы детей) Напоминаю детям как можно получить розовый цвет. Какими узорами украшен наш петух? Да на хвостике перышки, которые очень похожи на еловую веточку, гребешок и крылышко украшено точками, для этого используем тычок. Каждый из вас может придумать свой узор для пряничного петуха. Постарайтесь работать красками аккуратно, не забывайте после каждого цвета хорошо промывать кисть. А для хорошего настроения рисовать будем под русскую народную музыку. (Дети рисуют под музыку, по необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь). Какие красивые пряники получились, давайте рассмотрим, какие пряники получились красочные, яркие и аппетитные.

Ребята пока мы с вами украшали и рассматривали пряники, закипел самовар. Приглашаю всех к столу пить чай с пряниками медовыми. Приятного аппетита!

Лепка. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ пряник.

Задачи: учить создавать плоскостное изображение пряника, с помощью шаблона; побуждать к самостоятельному выбору изображаемого предмета, и украшению его с помощью налепов; формировать навыки работы в технике соленого теста; воспитывать интерес к народным традициям.

Зрительный ряд:

  • таблицы “Фигурные пряники”, таблицы с элементами росписи;
  • фотоматериалы “Современные пряники”; натуральные тульские пряники, муляж архангельского пряника, вырубные металлические формы.

Материалы:

  • соленое тесто: коричневого (какао), желтого, розового, зеленого, белого
  • цветов, шаблоны;
  • стека, скалка, розетка с водой, кисть щетинная, клеенка, салфетка.

Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.

Ход занятия

Ребята, скажите, пожалуйста, какой недавно прошел праздник? Да, конечно же это рождественский праздник. Калядовщики к вам приходили? А чем вы их угощали? А в стародавние времена на Руси калядовщиков одаривали пряниками – “козулями”.

Не один Новый год или Рождество не проходили без красивых, ярких, праздничных пряников. Для детей и взрослых они были забава и лакомство, подарок и угощение, они приносят радость и поднимают настроение.

Пряники делали разные, были совсем маленькие (2-3 см.) и совсем огромные, которые едва умещались на возу. Были простенькие, с единственным украшением – надписью. Были такие расписные, что их было жалко кушать.

Пряники бывают вырубные и печатные. Как вы думаете, как это, вырубные, печатные? Печатный пряник делали с помощью доски, которая была украшена каким – либо изображением. Над печатным пряником всегда трудились резчик по дереву, чтобы изготовить печатную доску (рассматриваем иллюстрацию доски), и пекарь, чтобы испечь пряник по специальному рецепту. А вырубной пряник в отличие от печатного оттискивался не печатной доской, а вырубался контурной формой, изготовленной из легкого металла.

Изображали чаще всего сказочных зверей и птиц, рыб. После того как пряник испекся, его украшали цветной сахарной глазурью. Посмотрите на иллюстрации как можно украсить пряник.

Сегодня мы с вами тоже будем “печь” пряники, только наши пряники в отличие от настоящих будут из соленого теста, и есть их, конечно же, будет нельзя, ну а вот играть… сколько пожелаешь.

Ребята, у всех вас есть кусочки цветного теста.

  1. Из большого коричневого куска раскатываем с помощью скалки лепешку,
  2. Далее с помощью стеки из лепешки вырезаем по шаблону пряник.
  3. Когда форма пряника будет вырезана, смочите салфетку водой, и аккуратно загладьте края “пряника” по контуру, чтоб они стали гладкими.
  4. Теперь необходимо украсить “пряник” “сахарной глазурью”: налепами цветного теста. предварительно надо смочить поверхность пряника в тех местах, где будет прикреплено украшение, для того чтобы украшение не осыпалось когда высохнет.

Теперь возьмите понравившийся вам шаблон и приступайте к работе. В процессе лепки помогаю детям советом, если возникают трудности или ошибки, показываю каким способом преодолеть, исправить их. Дети работают под музыкальное сопровождение русских народных мелодий.

По окончании работы проводим анализ работ, отмечаем какие разные, необычные получились пряники, вместе с детьми выбираем самый оригинально украшенный пряник и присваиваем автору работы звание “Пряничного умельца”. Когда “пряники” высохнут, дети смогут использовать их в своих играх.

Рисование. Сказочный терем Снегурочки

(роспись сырной доски)

  • учить детей видеть красоту зимней природы, передавать в рисунке цветовую гамму и сказочность зимнего пейзажа, используя приемы гжельской росписи;
  • учить рисовать многофигурные композиции, располагая дворец, дома, деревья на ближнем и дальнем планах;
  • закреплять знания о промысле, колорите, элементах росписи, приемах рисования;
  • закреплять умения рисовать маковой росписью, концом кисти;
  • воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе;
  • развивать самостоятельность и творческую фантазию.

Материалы: кисти № 2, № 5; палитры; гуашь; заготовки посуды.

Зрительный ряд:

  • иллюстрации с изображениями сказочных дворцов;
  • таблицы с изображениями окон, крыш на башнях, входов и т.п.

Ход занятия

Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас у себя в мастерской.

В России очень много самых разных глиняных промыслов, у каждого из них свои особенности. Давайте с вами поиграем в игру “Угадай-ка”: предлагаю детям выбрать из предметов, среди которых много изделий разных промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров. Правильный выбор подтверждается сюрпризом, находящимся в изделии сувениром.

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете особенности гжельского промысла.

Вы, конечно, знаете, что каждый мастер выполняет определенную работу:

Как вы думаете, что делает лепщик посуды и игрушек? (лепит игрушки и посуду)

А чем занимается грунтовщик?

Мастер по краскам?

Художник эскизов?

Ребята, а кто же наносит рисунок на изделие? Да, это художник по росписи изделий.

Ребята, на выставке вы обратили внимание, какими узорами гжельские мастера любят украшать свои изделия. Узор обычно бывает растительным: веточки, листья, травинки, цветы, завитки, сеточки. Главный рисунок помещается в центре изделия, отдельные элементы украшают края. Но очень часто мастера использовали посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любили они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого труда найти на изделиях мастеров самые разные здания, мосты, дворцы, избы, храмы. Посмотрите, мастера лепщики сделали для вас заготовки сырных досок, грунтовщики покрыли их специальным раствором – грунтом, чтобы краска хорошо ложилась на доску. А художник сделал эскиз росписи этой доски. Художник нарисовал сказочный терем, причем, обратите внимание, что его левая половина зеркально похожа на правую половину.

Русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица: “Всему можно научиться – важно не лениться”.

Мы с вами тоже сегодня будем рисовать узоры гжельской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело! Давайте с вами представим, что вы гжельские художники по росписи изделий, и каждый из вас украсит свою сырную доску сказочным дворцом для Снегурочки.

Дети приступают к рисованию. В процессе рисования напоминаю детям о правилах композиции, о переднем и дальнем планах.

По окончании работы дети рассматривают расписанные доски, и дарят их Снегурочке, она отмечает наиболее удачные работы в плане:

  • композиционного решения,
  • красоты, необычности сказочного терема,
  • цветового решения;

и дарит детям значки “Художник по росписи гжели!”