Дифференциация ц ть речевой материал. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Установка на занятие

Урок 1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`]изолированно и в слогах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] изолированно и в слогах
Задачи:
- совершенствовать звуко-буквенный анализ;
- продолжать работу по совершенствованию слогового анализа и синтеза;
- учить дифференцировать понятия «слово» и «слог»;
- совершенствовать навыки словообразования.
Оборудование: Приложение на каждого ученика, зеркала.
***
Орг.момент
- Рассмотрите картинки – что общего между ними? (На них нарисованы солнце, лестница, птица)
- Какой общий звук мы слышим во всех этих словах? (Звук [ц])
- Найди отличие в картинах (Задание 1) (На одной из картинок нет цветка)
- Узнайте название цветка по первым буквам слов, написанных на его лепестках (Задание 2)
- Начните со слова, написанного с большой буквы. (Дети отвечают: тюльпан)
- Какой первый звук в слове тюльпан? (Звук [т`])
Сообщение темы занятия
- Какие звуки в прозвучавших словах можно спутать? (Звуки [ц] и [т`])
- Тема занятия сегодня – звуки [ц] и [т`].

Характеристика звука [т`]
Назови первый звук в словах: тёплый, тигр, телефон;
Назови последний звук в словах: петь, гулять, шить
Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий.)
Повторите его несколько раз так, как тикают часы: «ть-ть-ть»
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т`]”:
Ть, и, мь, а, пь, кь, сь,ть; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь
Какой буквой мы обозначим звук [т`]? (Буквой «тэ»)
- Отгадай загадки, запиши только первую букву слова-отгадки.

Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Сколько по ней не иди –
Будет бежать впереди. (Тень)

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные (тетрадки)

Договори последний слог в словах:
ТЯ: ВИ, Ка, Ми, Нас;
ТИ: пус, мес, вез, пас

Характеристика звука [ц]. Работа перед зеркалом.
- Вспомните - как образуется звук [ц]. Описание артикуляции звука [Ц].
- Как получается звук [Ц]? (Если очень быстро произнести два звука - [т] и [с])
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребёнку артикуляцию звука [Ц]:
губы в улыбке;
зубы сближены, но не сомкнуты;
передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними – за нижними зубами;
Фонетическое упражнение: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦ..
Логопед просит дать характеристику звука - согласный, всегда твёрдый, глухой.
При необходимости логопед может предложить дополнительную опору:
Т - И.п. руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы, сильно сжаты в кулаки;
- воспроизводим движение руками вниз и первоначально произносим резко, громко межзубное Т, тогда язык под сильным напряжением самостоятельно отходит вглубь ротовой полости;
- динамика очень сильная, при убыстрении темпа вначале ступня полностью отрывается от пола, затем носок не отрывается, работают только пятки, далее ступня не отрывается, работают колени, и, наконец, при очень быстром темпе колени ровные, мышцы бёдер напряжены, кисти на уровне диафрагмы;
С - руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладонями от себя, пальцы разомкнуты;
- “Накачай насос” : ладошки выводятся вперёд, слегка вверх и, работая плечевым поясом, с напряжением опускаются вниз, в конце воспроизведения кисти сжимаются в кулаки, ударяются о бёдра, колени подгибаются, расслабление;
- динамика сильная.
Ц - И.п. как на Т, сжатые кулаки поднимаются над головой, резко разжимаются, произносится т и без интервала в движении и произношении переходим на движение и произнесение долгого С. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем Ц. На автоматизацию остаётся краткое движение “Брызгалочка” (вверх).Мышечная динамика двойная.

Что общего между звуками [ц] и [т`]? (оба – согласные, глухие)
- Есть ли разница между звуками [ц] и [т`]? (Да, в твёрдости – мягкости)
ВЫВОД: Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий.

Различение [Ц] - [Т`] в слогах
- Прочитай слоги (Задание 3) по цепочке.

Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц – птиц
- Закончите цепочку слогов по образцу (Задание 4). Прочитайте вслух.
- Вспомните названия лесных жителей. Заполните строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА (Задание 5).
Логопед задаёт детям наводящие вопросы типа: «Как мы назовём маму тигрёнка?»
Слова для справок: тигрица, медведица, волчица, львица, лисица.
- Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова. (Задание 6)
Дети записывают на доске: котенок, цыплёнок, курица, телёнок.
- Как мы подчёркиваем твёрдые и мягкие согласные? (По программе «Гармония» твёрдые - одной, а мягкие - двумя чертами).
- Подчеркните буквы Ц и Т в словах соответственно.

Самостоятельная работа. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги запиши.(Задание 7)
Проверка: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.

Итог
- О каких звуках мы говорили сегодня?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание. Придумайте как можно больше слов, оканчивающихся на –ец. (Подсказка логопеду: ранец, огурец, пловец, танец, колодец, перец, дворец, удалец, кузнец, глупец, беглец, леденец, продавец, мизинец, братец, палец.) (Задание 8)

Различение Ц – Т` в слогах
13 EMBED PBrush 1415
1. Найди отличие в картинах.
2. Игра «Как называется цветок?» аист нос
Узнай название цветка по первым
буквам слов, написанных на его пчела Тигр
лепестках.
___________________________ ь лиса юла
Прочитай слоги.
Ца - цо - цу - ци тя - тё - тю - ти цать – тец
Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц - птиц
4.Закончи цепочку слогов по образцу.
Ца - тя - тя тя - ца - тя ца - тя - тя - ца
Цо - тё - ____ тё - цо - ____ цо - тё - ____- ____
Цу - тю - ____ тю - цу - ____ цу - тю - ____ - ____
Цы - ти - ____ ти - цы - ____ цы - ти - ____ - ____
5.Вспомни названия лесных жителей. Заполни строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА.

_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________

6. Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова, подчёркивая буквы Ц, Т
тё – ко – нок _________________
плё – цы – нок _________________

ку – ца – ри _________________
те – нок – лё _________________ 7. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги выпиши: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.
_________________________________________________________________
8. Придумай как можно больше слов, оканчивающихся на –ец
__________
Примечание. Данное задание можно использовать при дифференциации [т] и [т`]
-Посмотри на картинку. Чем отличаются пары слов? Составь с каждым из слов предложение (устно).Какой одинаковый звук встречается в словах тяпки и шесть?

Урок 2
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в словах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в словах.


- расширять представления об окружающем мире;
- развивать мышление

***
Орг.момент
Проверка домашнего задания.
- Посмотрите на картинки. (Задание 1)Прочитайте.
- Каких слов не хватает в предложениях (сцену – стену).
- Одинаково ли звучат эти слова? (Нет).
- Чем они отличаются? (В слове «сцена» мы слышим звук [ц], а в слове «стена» - звук [т`]

Сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [ц] - [т`] в словах.
- Чем похожи звуки [ц] - [т`]? (Оба согласные, глухие)
- Чем отличаются? ((Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий)

Различение звуков [ц] и [т`] в словах
- Впишите подходящие по смыслу слова.
Тима вышел на сцену. Тёма красит стену.

Прочитайте слова (Задание 2) . Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т`, 3 - с Ц, Т`.(Дети читают слова и объясняют по цепочке)
Слова: Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, милиционер, интерес, птица.

Прослушайте загадки (Задание 3) . Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.
Например: __ __ ц_ - «курица»,Клохчет, квохчет
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик.
(Ножницы)

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
(овца)

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь – в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Чудо –ящик. В нём окно.
В том окошечке – кино.
(телевизор)

Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
(телефон)

Гладит всё,
Чего касается,
А дотронешься –
Кусается.
(утюг)

Что летом вырастает,
А осенью опадает?
(листья)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(огурец)
- Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т` (Задание 4). Подчеркни «лишнее» слово (теплица)

Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. (Задание 5).
- Подчеркни их соответственно: твёрдый [ц]– одной чертой, мягкий согласный [т`] – двумя. (По программе «Гармония»)
Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
Итог
- Какие виды работ вам понравились?
- Оценка работы учащихся.
- Дом. задание (Задание 9). Придумай слова со звуками [Ц],[Т `] : в начале, в середине и в конце слова.


- в конце слова: ________________________________________________

Различение Ц – Т` в словах
_______________________
_______________________
Посмотрите на картинки. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Тима вышел на ________. Тёма красит _________.

2.Прочитай слова. Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т, 3 - с Ц, Т.
Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, интерес, птица.
Ц Т` Ц, Т`
_________________ __
·___________________ _______________________

___________________ _____________________ _______________________
3. Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т. Подчеркни «лишнее» слово

Певи____а, писа____ельни____а, ____епли____а, воспита____ельни____а.

5. Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Придумай слова со звуками [Ц],[Т ] : в начале, в середине и в конце слова. Запиши эти слова, подчёркивая Ц, Т`.
- в начале слова: _______________________________________________

В середине слова: _____________________________________________

В конце слова: ________________________________________________ Урок 3
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] во фразах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] во фразах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза;
- учить выделять на слух звуки [ц] и [т`] в словах, различать их между собой;
- развивать умение интонационно оформить предложение, обозначить на письме;
- развивать грамматический строй речи (согласование);
- учить составлять предложение.
Оборудование: Приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Проверка домашнего задания.
- Что нарисовано на картинке? (Шатёр, цирк)
- Прочитайте стихотворение о цирке про себя.(Задание1)
На большой арене ирка
Выступает клоун имка.
В ентр арены вышли игры,
Мы от страха все приихли.
- Какие буквы пропущены в словах?(Буквы Ц и Т).
- Впишите пропущенные буквы.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – чем отличаются звуки [ц] и [т`]?
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различить звуки [ц] и [т`] во фразах.

Упражнения на различение звуков [ц] и [т`]во фразах
- Прочитайте (на доске) по-разному следующую фразу: «П_и_ы приле_ели» (Задание 3)
- Какие буквы пропущены в словах? («ц» и «т»)
- радостно:
- с вопросом:
- как сообщение:
- Запишите предложения, вставив буквы и нужный знак препинания. (Птицы прилетели! Птицы прилетели? Птицы прилетели.)

Вставьте пропущенные буквы Ц или Т (Задание 4)
- Составьте словосочетания, подбирая подходящие слова из разных столбиков. Соедини их стрелками. (По цепочке дети выходят к доске, остальные – в тетради)
____яжёлая мо_____ив
тан___евальный с____екло
____елое ____епь
разно___ветное рукави____ы
____ёмная поло___ен___е
____ёплые пугови____а
Проверка: тяжёлая цепь, танцевальный мотив, целое стекло, разноцветное полотенце, тёмная пуговица, тёплые рукавицы.

Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.(Задание 5)
- Напиши, кто и что умеет делать по образцу.

Игра «Путаница» (Задание 6)
- Составьте и запишите предложения по схеме:

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?

Болото, по, цапля, ходить.
Жить, скворечник, в, скворец.
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.
Деревце, дятел, сидеть, на.
Коллективная проверка: Цапля ходит по болоту. Скворец живёт в скворечнике. Красавец-тетерев прячется на поляне. Дятел сидит на деревце.
Итог
- Какие виды заданий вам понравились?
Оценивание деятельности учащихся.
Дом. задание.
- Придумай и запиши фразы так, чтобы в каждом слове была бы буква Ц. Например: целился в цель, оцарапал лицо, целое яйцо, сахар в сахарнице, синица с гусеницей.

Различение Ц – Т` во фразах

1. Игра «Буква потерялась» - вставь потерявшуюся букву Ц или Т`13 EMBED PBrush 1415
- радостно: ___________________________________
- с вопросом: _________________________________
- как сообщение: ______________________________
4. Вставь пропущенные буквы Ц или Т. Составь словосочетания, подбирая слова из разных столбиков. Соедини их стрелками.
____яжёлая
тан___евальный
____елое
разно___ветное
____ёмная
____ёплые
мо_____ив
с____екло
____епь
рукави____ы
поло___ен___е
пугови____а
5. Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.
Напиши, кто и что умеет делать по образцу.
О б р а з е ц: Собака умеет тявкать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: тигр, скворец, ученица, котёнок, заяц, телёнок, гусеница, курица.
6. Игра «Путаница» - составь и запиши предложения.
Болото, на, цапля, ходить. ___________________________________________________
Жить, скворечник, в, скворец. ________________________________________________
__________________________________________________________________________
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.______________________________________
__________________________________________________________________________
Деревце, дятел, сидеть, на. __________________________________________________
Урок 4
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в текстах

Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в текстах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа;
- учить выделять и оформлять предложения:
- учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;
- учить определять последовательность предложений в тексте;
- учить дифференцировать понятия «предложение» - «текст»;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Оборудование: приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Составьте новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица. (Цапля)
- Какое из названных слов - лишнее? (Ящерица – она не птица)
- Обобщи оставшиеся слова. (Птицы)
- Посчитай в слове «П Т И Ц Ы» - количество букв, звуков, слогов.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – о чём мы говорили на предыдущих занятиях.
- Чем отличаются [ц] и [т`]?
- Сегодня мы продолжим учиться различать эти звуки в текстах.

Упражнения на различение [ц] и [т`] в текстах
- Прочитайте рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. (Задание 2)
- Впишите слова в текст.
Птица помогла.
У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала дорогое кольцо.

Прочитайте рассказ. Понятен ли он вам? (нет) (Задание 3)
- Почему нам не понятен смысл в этом тексте? (потому что нарушена последовательность предложений).
- Расставьте в пустых клеточках цифры, показывающие правильную последовательность предложений.

Коллективная проверка.
Птицы
5. Птицы стали клевать корм. 1. У дома росло деревце. 4. Петя и Катя насыпали им крошки хлеба. 2. На ветки деревца сели птицы. 3. Это были галки.

Итоговая контрольная работа. Диктант.
Зимние постельки
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведица в берлоге лежит. Бобёр спит в хате из брёвен. Обмазал стены илом, крышу землёю завалил.
Синица устроилась на ночлег под кустиком. Мороз там послабей. Тетерев уснул в снежной перине. Там ветер не задувает. Старый воробей решил подремать в скворечнике. (76 слов) (По Н. Сладкову)

Слова для справок: тетерев, берлога.

Итог
- Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание.(Задание 4). Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»

Различение Ц – Т` в текстах

1. Составь новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица: ______________________________
Какое слово лишнее? _____________________________
Обобщи оставшиеся слова: ________________________
Обозначь количество: в слове П Т И Ц Ы - ____букв
________________звуков
_________________слога
2. Прочитай рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни буквы Ц и Т.
Птица помогла.
У тёти Тани на ________________ было золотое ________________. Проходила раз

Таня по мосту через ___________________ и уронила в воду _________________.

Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по ______________________ большая

Подошла ___________________ поближе, сунула длинный клюв в воду

и достала дорогое ________________.

Слова для справок: кольцо, тётя, палец, болотце, цапля.

3. Прочитайте. Установите правильную последовательность предложений, указав их порядок в пустых клеточках.
Птицы
Птицы стали клевать корм. У дома росло деревце. Петя и Катя насыпали

им крошки хлеба. На ветки деревца сели птицы. Это были галки.

4. Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»!

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115

Конспект группового логопедического занятия,

с фонематической дислексией и акустической дисграфией

Этап логопедической работы : основной этап.

Тема: звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц ») и «Т», «т» («Т», «т»).

Задачи:

    Совершенствовать умение дифференцировать звуки «ц» и «ть» в закрытых, открытых слогах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»; Формировать умение дифференцировать данные звуки в двухсложных и трехсложных словах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»;

    Формировать умение определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах.

Оборудование: карточки с лабиринтами (6 шт.); карточки с цифрами 1-5 (6 шт.); карточки с изображением цапли, мастера, тела, стекла, ботинок, пальца; карточки со словами, в которых пропущены буквы (ц ена, палец , т ени, ст ена, ст ихи, вет ер, ц ыган); карточки с изображением букв «ц» и «т» (по 6 шт).

Ход занятия:

Орг. момент:

Приветствование детей. (дети рассаживаются за парты, логопед раздает им тетради)

Основной этап:

Упражнение №1, направленное на совершенствование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в закрытых, открытых слогах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т».

Логопед: ребята, сейчас я вам буду называть разные звуки, если вы услышите звук «ц», то хлопнете в ладоши. Всем понятно, что надо сделать (логопед у одного ребенка просит повторить задание).

Ряд звуков: б, ц, р, ть, п, ц, ц, к, ть.

Логопед: молодцы, а теперь вы должны будете хлопнуть в ладоши, когда услышите звук «ть». Ребята, когда мы будем хлопать в ладоши?

Дети: когда будем слышать звук «ть»

Ряд звуков: м, ть, ц, к, ть, в, ш, ц, ть.

Логопед: ребята, а теперь вы будете хлопать в ладоши, если услышите слог со звуком «ц» и подымать руку, если услышите слог со звуком «ть» (логопед у одного ребенка просит повторить задание).

Ряд слогов: ац, те, ти, цо, тё, це, уц, тю, ци, оц, ете, тя.

Логопед: вы достаточно хорошо справились с этим заданием. Откроем свои тетради, запишите дату и день недели и запишем несколько слогов. Слога со звуком «ц» буем писать в левом столбике, а слога со звуком «ть», будем писать в правом столбике.

Слога для написания: ца, те, оц, цу, тё, тя, ци, ти.

Логопед: Коля, прочитай, какие слога ты записал в левом столбике. Все остальные проверяют, такие же у них записаны слога или нет (ребенок читает слога, которые он записал. В случае нахождения ошибки, логопед спрашивает у других детей, есть ли у них данный слог, и исправляет ошибку).

Логопед: а теперь Маша прочитает те слога, которые она записала в правый столбик, а вы ребята проверяйте, такие же у вас записаны слога или нет. (ребенок читает слога, которые он записал. В случае нахождения ошибки, логопед спрашивает у других детей, есть ли у них данный слог, и исправляет ошибку).

Логопед: ребята, назовите мне слог находящейся в левом столбике, вторым сверху.

Логопед: в правом столбике третий слог с низу.

Логопед: в левом столбике слог, который записан после слога оц.

Упражнение №2, направленное на формирование умения определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах и

Логопед: (логопед раздает каждому ребенку карточки с лабиринтами). Ребята, это лабиринты. Каждый из вас должен довести своего сказочного героя до домика. Если вы правильно проведете глазками по лабиринту и найдете домик именно вашего героя, то вы найдете картинку (дети проводят глазами по лабиринту и находят картинку).

Логопед: кто назовет изображение на своей картинке? (дети по очереди называют изображения на их картинках.).

Дети: цапля, мастер, тело, стекло, ботинки, палец.

Логопед: ребята, в слове «цапля» есть звук «ц» или «»ть.

Логопед: а, какой именно вы слышите звук, «ц» или «»ть?

Логопед: Коля, а какой звук «ц» по очереди?

Ребенок: 1-ый.

Логопед: правильно, Коля, запиши слово «цапля» на доске, а остальные – пишите в своих тетрадях (ребенок записывает данное слово, а остальные дети пишут это слово в тетрадях).

Логопед: в слове «мастер», есть звук «ц» или «ть»?

Дети: да, звук «ть».

Логопед: а звук «ть, какой по счету»?

Дети: 4-ый.

Логопед: правильно, Маша запиши это слово на доске.

(аналогичная работа выполняется с остальными словами: тело, стекло, ботинки, палец. По ходу выполнения упражнения логопед следит за тем, чтобы дети правильно определяли наличие звука «ц» или «ть» в словах, последовательность данных звуков и правильно передавали их на письме. В случае допущения ошибки, логопед говорит, что ребенок допустил ошибку и просит ее исправить)

Упражнение №3, направленное на формирование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть».

Логопед: ребята, сейчас я вам раздам карточки, на которых будут написаны разные слова, но в каждом слове не будет хватать одной буквы –«ц» или «т». Ваша задача: вставить пропущенную букву. (слова на карточках: ц ена, палец , т ени, ст ена, ст ихи, вет ер, ц ыган. Подчеркнутая буква – это пропущенная буква).

Логопед: (после того как дети выполнили задание) теперь каждый прочитайте про себя какие слова у них получились. Коля, прочти первое слово, которое у тебя получилось.

Ребенок: цена.

Логопед: Коля, какую ты букву вставил?

Ребенок: ц

(в дальнейшем логопед по очереди спрашивает у каждого ребенка, какое слово у него получилось и какую букву он вставил)

Физкультминутка

Мы писали, мы писали, (сгибают в кулак обе кисти рук)

Наши пальчики устали, (сгибают в кулак обе кисти рук)

Захотели поиграть – (сгибают в кулак обе кисти рук)

Балуются пальчики, (постукивание подушечками пальцев по парте)

Озорные мальчики. (встряхивание кистей рук)

Крепкие, дружные, (сводят ладони вместе)

Все такие нужные.(выполняют «замочек»)

Ловкие, Быстрые, (постукивание подушечками пальцев по парте)

Очень даже чистые.(переворачивают кисти рук ладонями вверх)

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибание пальцев на двух руках одновременно)

Хватит. Нам пора решать. (кладут руки на парту)

Упражнение №4, направленное на формирование умения определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах

Логопед: ребята, закройте свои тетради и скажите мне, есть ли в слове «тема» звук «ть» или «ц»?

Логопед: а, какой именно здесь звук?

Дети: 1-ый.

Логопед: а в слове «цифра», какой вы слышите звук, «ть» или «ц»?

Логопед: а он, какой по счету?

Дети: 1-ый.

Логопед: слово «костер»?

Логопед: а, какой он по счету?

Дети: 4-ый

(аналогичная работа проводится со следующими словами: синица, ботинки, корица.)

Упражнение №5, направленное на формирование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах

(предварительно на доске записаны слова с пропущенными буквами – «ц» или «т»: тяжело, овца, бантик, конец, тишина, лисица)

Логопед: ребята, посмотрите на доску, здесь написаны слова, но в каждом слове не хватает одной буквы. Давайте попробуем отгадать какой буквы не хватает (логопед дает детям минуту, для того, чтобы они прочли слова). Коля, какой буквы не хватает в первом слове? (логопед по очереди спрашивает каждого ребенка)

Ребенок: т

Логопед: и какое у нас слово получилось?

Ребенок: тишина.

Логопед: Маша, какой буквы не хватает во втором слове?

Ребенок: ц

Логопед: какое у нас слово получилось?

Ребенок: овца.

(аналогичная работа проводится с оставшимися словами: бантик, конец, тишина, лисица. Затем, та часть доски, на которой написаны слова закрывается. Детям раздаются карточки с изображением букв «ц» и «т»).

Логопед: ребята, какой звук вы слышите в слове бантик, «ть» или «ц»? если слышите звук «ц», то подымите карточку с изображением буквы «ц», а если слышите звук «ть», то подымите карточку с изображением буквы «т» (дети подымают соответствующею карточку. Если допускается ошибка, то логопед ее исправляет)

(затем проводится аналогичная работа со словами: тяжело, овца, тишина, конец, лисица)

Подведение итогов:

Логопед: ребята, какие звуки мы сегодня изучали?

Дети: «ц» и «ть»

Логопед: а какими буквами они обозначаются на письме?

Дети: «цэ» и «тэ»

Логопед: давайте каждый из вас по очереди назовет любое слово со звуком «ть» (дети называют различные слова с данным звуком: кровать, ботинки, тишина, тяжело и т.д.)

Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.

Цы (ци) - ти, це - те

цирк - тир цепкий - терпкий цыкать - тикать ценный - тесный цыплята - тигрята сцены - стены медицина- Валентина целлофан - телефон

Ец - еть, яц - ять

борец - гореть глупец - глупеть заяц - лаять боец - болеть кузнец - тускнеть месяц - десять жилец - жалеть молодец - молодеть паяц - паять

Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Нету месяца - темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.

Загадки

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь .)

Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их. (Трое .)

В ярком платье модница -

погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

утомится - отдыхает. (Бабочка .)

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Ната вытирается

Во дворе и

Растут в теплице.

Буква Ц

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы ц.

Есть слова, где ц - в начале,

Где - в средине, где в конце,

Цепь, цветок и цифра - тут

Ц в начале все прочтут,

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке - буква ц

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице.

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы ц.

(Л. Дьяконов.)

Цыплята и утята

У курицы было десять цыплят, а у утки - пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору, Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли.

Одиннадцатый цыплёнок

Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А одно яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннадцатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.

Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка.

Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый.

Ты кто? - спросил незнакомец.

Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков.

«Мы - цыплята!» - кричали они. И цыплёнок узнал своё имя. (По М. Петрову.)

Описание работы: данный конспект логопедического занятия будет полезным учителям-логопедам, учителям начального обучения, дефектологам и студентам. Данное занятие направлено на развитие артикуляции, формирование фонематического восприятия и слуха, коррекцию письма и чтения. В занятии представлены направления коррекционной работы в виде систематизации и уточнения имеющихся учебных знаний, умений и навыков.

Форма занятия: групповое.

Возраст учащихся: 3 специальный (коррекционный) класс для детей с ОВЗ.

Тема: Дифференциация звуков Ц - Т в словах.

Предварительная работа:

    Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и Т.

    Развитие речеслуховой памяти.

    Развитие произносительной дифференциации звуков Ц и Т в слогах.

Оборудование:

Предметные картинки, «светофорчики», карточки-домики, доска, мел, тетради, ручки, карточки с буквами, изображения: Царства, улиц, площадей, бульвара и проспекта.

Программное содержание:

Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать звуки Ц и Т в словах.

Задачи:

    Уточнить сравнительную характеристику звуков [ц] и [т].

    Упражнять детей в подборе слов на заданные звуки.

    Развивать фонематический слух, внимание, память и мелкую моторику.

    Развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [ц] и [т].

    Воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

План занятия:

    Организационный момент.

    Установка на занятие.

    Повторение изученного:

а) Игра «Эхо»

б) Характеристика звуков [ц] и [т]

    Работа по теме:

Тренировочные упражнения:

а) Игра «Светофорчик»

б) Улица «Затерянных звуков»

    Пальчиковая гимнастика.

    Закрепление нового материала:

Упражнения:

а) Бульвар «Смекалистых»

б) Проспект «Угадай-ка»

в) Улица «Собирай-ка»

    Подведение итогов.

Ход

    Организационный момент.

Сегодня у нас гости! Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, чтобы узнать, где мы сегодня окажемся, необходимо определить какой звук стоит первым в названии данного предмета.

Например, какой первый звук услышишь в слове слон? Назовите еще слова со звуком [с]. Аналогично со звуком [в].

Ц апля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.

А ист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.

Р ыбки в крапинку, в горошек, с плавниками, но без ножек.

С пит спокойно старый слон – стоя спать умеет он.

Т аракан живет за печкой, то-то теплое местечко.

В оробей просил ворону вызвать волка к телефону.

О слик был сегодня зол: он узнал, что он осел.

Так какое же это слово, ребята? Давайте вместе его прочтем с ударением.

Это Царство!

Как по вашему, а что такое Царство? (ответы детей). Вспомните царства из сказок (подводное, царство царя Берендея и т.д.)

Мы сегодня попадем в волшебное Царство.

    Установка на занятие.

А сейчас, приглашаем вас посетить Царство. Чтобы пройти в ворота Царства, надо произнести волшебные слова (дети повторяют за логопедом):

Ох, как хочется трудиться!

Делать все охота.

Чтоб трудом своим гордиться,

Пусть кипит работа!

Я и бодр, и силен,

Всю работу сделаю.

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

    Повторение изученного.

Ворота открыты. Добро пожаловать! Проходите на свои места.

Сегодня мы продолжим слушать, правильно произносить и различать звуки.

Знаете ребята, у каждого царства есть название и у нашего тоже оно есть, в нем живут звуки, а какие вы должны догадаться!

а) Игра «Эхо»

Повторите слоги скажите, какие два согласных звука в них повторяются. А кто правильно повторит, тот садиться.

Та-ца-та, цо-то-цо, цу-цу-ту, ты-ты-цы, аца-ата-аца, ото-оцо-ото, уцу-уцу-уту, ыцы-ыты-ыты.

Какие согласные звуки повторялись. Правильно, это звуки [ц] - [т].

Итак, это «Царство звуков [ц] - [т]».

б) Характеристика звуков [ц] - [т]

Дайте пожалуйста характеристику звуков.

Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твердый.

Звук [т] – согласный, глухой, твердый.

    Работа по теме.

а) - Знаете ребята, у нас на пути новое препятствие. К Царству можно подойти пройдя через дорогу. А чтобы перейти дорогу, нужен светофор. Светофор у нас волшебный. Он будет синего цвета.

Как вы думаете, почему? (потому, что твердые согласные обозначаются синим цветом).

А так как звук [ц] тоже глухой, чтобы его отличить от звука [т] на светофоре будет – кружок?

Какому звуку соответствует светофорчик без кружка? (звуку [т]) А какому – с кружком? (звуку [ц])

Игра «Светофорчик»

Логопед называет слова со звуками [ц] - [т], а дети поднимают соответствующий «светофорчик».

Слова: цапля, моток, толкушка, солнце, курица, палец, туфли, кот, топор, цыпленок, молоток, колодец, мыльница, комната.

Хорошо работали ребята! Не допустили не одной ошибки.

б) - И вот мы попали в царство звуков [ц] - [т]. Здесь необыкновенные улицы, площади, проспекты и бульвары.

Первая улица, на которую мы попали это:

Улица «Затерянных звуков»

- Частенько так случается, что звуки из слов теряются. А звуки на письме мы обозначаем буквами, в нашем случае это буквы Ц – Т.

Логопед раздает детям карточки с заданием.

Надо вставить в слова буквы Ц – Т. Приготовили ручки.

Слова: си…е…, пугови…а, …ве…ок, пя…ни…ца, …ыква, …арапина, лукови…а, огуре…, ледене…, …ве…ник, …арелка, коль…о, грани…а, …ан…ор, кана…, мо…о…икл.

    Пальчиковая гимнастика.

Мы заходим на

Площадь «Веселинка»

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

    Закрепление нового материала.

Бульвар «Смекалистых»

Здесь нужно открыть тетради, записать число.

Распределите и напишите слова в три столбика (слова написаны на доске). В первый столбик нужно записать слова, в которых встречается буква Ц. Во второй столбик – слова с буквой Т. А в третий – слова с буквами Ц-Т.

Будьте внимательны.

Давайте проверим правильно ли вы записали слова (читают дети).

б) – А сейчас мы находимся на

Проспекте «Угадай-ка»

Загадки:

    Желтые комочки, легкие, как вата! Бегают за квочкой. Кто это? … (цыплята)

    По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка)

    Овощ с острым жгучим вкусом. (перец)

    Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)

    С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (лист)

    Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети – на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)

    Без окон, без дверей полна горница людей. (огурец)

    Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи. (капуста).

в) И вот мы пришли на

Улицу «Собирай-ка»

Сейчас у вас появятся конверты, и вы станете волшебниками, если отгадаете секретное слово, которые они содержат.

У каждого ребенка в конвертах разрезные буквы, из которых они должны составить слова, содержащие буквы Ц-Т.

Дети читают слова, которые у них получились и записывают их в тетрадь.

Слова: синица, яйцо, цифра, танец, тополь, талон, спица, цена, цветок, сцена, платок, ножницы.

    Подведение итогов.

Давайте вспомним слова со звуками [ц] - [т]. Кто запомнил три слова, а кто больше, кто запомнил пять слов? (ответы детей)

Сегодня на занятии вы были внимательными и без ошибок различали звуки [ц]-[т].

Что вам больше всего понравилось?

Молодцы! Вы хорошо поработали!

Алифанова Е.А., Егорова Н.E. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с. (В помощь логопеду)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С", 3, 3", Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л",Р,Р".Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки - это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, - максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.

Автоматизация звуков С, С"

А они сосут конфеты.

Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет - самокат.

Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.

Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут
На охоту летят.

Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете...
Так бегом в постели, дети!
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
Сколько всего у Сони котят,
Если два - под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?

2 Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий всюду, всюду иней.

Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, -
Он катать всех станет.
У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит...
Не спит сама и лес не спит.

Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидитна сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.

Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!

Автоматизация звуков 3, 3"

Потоптали все газоны.
У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.

Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине - мозаику.
Знает Зоя: иногда
Падает с небес звезда.
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.

Выпустить позёмки, вьюги,
Замести везде пути -
Ни заехать, ни зайти.

Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.*
Котёнок Цап кусается,
Цыплёнок Цып клюётся,
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
И вместе веселиться
Им не удаётся.

ПЕВЦЫ

Вот какие мы певцы! Как папа!
В пятницу мы будем выступать на сцене.
- Какие вы певцы? - удивляется утёнок. - В пятницу съедутся знаменитые певцы, а не птенцы.

Цыплята, попив из блюдца водицы, пели под акацией весь день, пока не осипли. Потом поплелись к наседке узнать, когда наконец они станут певцами. Наседка смеётся: «Вы у меня умницы. Если будете заниматься, обязательно станете знаменитыми певцами». *

5* Может быть использован для дифференциации звуков С - 3 - Ц.

Дифференциация звуков с-з-ц

Звуки С-3

Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.

Сто загадок, сто затей.
Созывает всех весной
Он в свой домик под сосной.

Завесили своё окно.
Засов задвинув,
Засыпают сазан с фазаном.
И не знают,
Как за окном на высоте
Мигают звёзды в темноте.

Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный день.

6 Собака не знает ни сна, ни покоя.
Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку зовёт на охоту.
Одна у собаки там будет забота:
В засаде сидеть, не зевать
и не спать,
Взять след, если надо кого-то
поймать.

ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА

Захотела коза посадить у себясладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли около дома. Зацвела веснойземляника, а потом поспели ягоды.Позвала коза соседей и угостила всехсвоей земляникой.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА

Не спит лупоглазая сова когда темно. В темноте глаза совы всё видят:вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когдавесь лес заснёт, сова вылетит из дупла; везде заглянет, всех напугает, апотом усядется на сук и заухает.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Звуки С-З-Ц

Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.

На месте не сидится.
Весь день та обезьяна
Поёт и веселится.

Хвалится соседке:
- Али я не умница,
Али я не модница?
Сойка удивляется:
- Цепь к лицу цепному псу,
А если птица умница,
То не станет птица
Цепью хвалиться.

8 Звёздная медведица.
Помогают звёзды те
С пути не сбиться в темноте.

САНИН СОН

Спит Саня и снится ему сон. Садится он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Восне Саня совсем не боится высоты.

Думает змейка о том:
"Не надо бояться змей,
Ведь змеи не всех сильней;
И только тогда они злятся,
Когда сами кого-то боятся".

Автоматизация звука Ш

Кыш! -
Ты мышонок, а не мышь!

Мешают Гоше и Пашке.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
У Маши книжка «Мишкина каша».
У Миши книжка «Медведи и Маша».
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

Шутит с мышкой по-немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

9У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.

ШАХМАТЫ И МЫШИ

Два мышонка шумели и шутили наопушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.

ШУБА ДЛЯ ПУШКА

Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:
- Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.

Автоматизация звука Ж

Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.

Как же жутко быть жуком, -
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?

Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко - не одна
Такая жадная она!

10Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

ЖИК-ЛЕЖЕБОКА

Между двух ёлок живёт лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нуждыникуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, важный такой.Никто его не уважает. Да и как же можно так жить?!*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Жук отважный однажды,
Жужжа, ожидал ужин важный.
Должен он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.

11 Лей, лей!
Капель не жалей! Лей!
Дождик, дождик,
Ты нам нужен! -
Пели жабы, лёжа в луже.*

ЖЕНЯ И ЖУК

* Может быть использован при автоматизации звука Л.

Дифференциация звуков С-Ш

Снова он шутками всех насмешит.

Весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались.
Саша с Машей, не спеша,
Шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка
Носить эти сапожки.
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня хотят,
А наша Наташа даёт им кашу.
Вот смешная Наташа!

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

У меня смешные сушки! На них веснушки, не буду их есть. Это надо! Суметь в сушки засунуть веснушки!
- Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!
- Ясно. Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!

Дифференциация звуков З-Ж

С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.

ЗАВОДНОЙ ЗАЙКА

У Жени живёт.
Женя не знает
С зайкой забот.
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустынь знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живутони в песках. Эти животные иногдадаже забывают, что такое дождик.Тяжко им там жить.

ЖАБА ЗАБОЛЕЛА

Зелёная жаба никогда ни о ком незаботилась. Всю жизнь жила онаодна: нежилась в лужах, скакала полужайкам и вот однажды - о, ужас! Жаба заболела. Лежит она, еле квакает. Никто даже не знает, как ей плохо. Бежал мимо жук.

Я жаба, мне никто не нужен.
- Как же ты всю жизнь жила? -ужаснулся жук и побежал за соседями.
Помогли соседи жабе каждый по-своему: кто ужином угостил, кто камин зажег. Поняла жаба, как важно заслужить уважение, тогда бы в тяжёлую минуту она не осталась совсем одна.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Автоматизация звука Ч

Моет плечи, личико,
Моет пальчики, бочок.
- Как бы вымыть язычок?

Отбивает чечётку.
Ни у кого чечётка
Не звучит так чётко.

Почта, ночь, водичка, чётки,
Чемодан, овечка, печь,
Девочка, печенье, меч,
Кабачок, начинка, почка,
Чайка, чайник, мячик... Точка.

Пухлые, как кабачки?
Отвечают хомячки,
Пухлые, как кабачки:
- Не в почёте хомячок,
Если худ его бочок.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

14Часто бывает.
Пачку печенья она покупает,
Булочку к чаю,
Сайку и пончик,
Сладкий кулик
И хлеба батончик.*

ПОЧЕМУЧКА

Почему ночью не летают бабочки?
- Почему есть солнечные зайчики, а лунных нет?
- Почему в темноте не видно чудесных цветов, а на солнышке никто
не замечает, какая необычная у меня спинка?
Мама светлячка очень довольна тем, что у неё такой любознательный сын. Она мечтает о том, что Почемучка станет учёным.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Дифференциация звуков Ч-Т

Дан котёнку язычок,
Чтобы чистить свой бочок,
Чтобы ночью песни петь,
Чтоб меня лизнуть суметь.
Птичка-синица
Совсем невеличка.
Тенькает она весь день:
- Тень-тень-тень, да
Тень-тень-тень.
О чём тенькает синичка?
О мечте заветной птички.

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

У Кати бычок
Глупый чудачок:
Вздумал обучать
Катю мычать.*

Дифференциация звуков С-С-Ц-Ч-Т

Но не ходят, а стоят.
День и ночь они скучают
О починке всё мечтают.

Чайник, печку, мяч, бачок,
Баночку, часы, посуду,
Чистота будет повсюду.
Мечтаю я стать силачом,
Ведь силачу все нипочём.
Смельчаку и силачу
Любое дело по-плечу.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Гусь гогочет и гогочет,
Не пойму чего он хочет?
- Я хочу чистой водички,
Семечек и чечевички.

Ездить на мопеде.
Учатся олени
Танцевать на сцене.
Дети учатся читать,
Чтобы обо всём узнать.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

16Очень плохо спится.
Мечтает лисица
Навестить куницу.
Сплетница лисица
В неведенье томится:
Зачем куница
Ездила в столицу?*

Спела Таня Свете.
Танины частушки
Обо всём на свете:
О чистой водице,
О смелой кунице,
О чуткой медведице,
О чудесах и волшебнице.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ЧИП - ТКАЧ

Заказала модница-бабочка паучку Чипу платье для танца. День и ночьткал паучок. Днём ему помогали гусеницы, а ночью - светлячки. Паучок вплетал в ткань солнечный лучик, частичку лунного света, капельку тучки, пыльцу цветов. Когда ткань была готова, Чип уселся на скамеечку и начал шить. Платье получилосьчудесное. Так Чип стал знаменитым ткачом.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ХОМЯЧОК-МЕЧТАТЕЛЬ

Хомячок ночью в клетке мечтает.Очень он хочет помочь кому-нибудь:часики починить, песенку сочинить,блинчиков испечь. Все бы тогда сказали: «Какой чудесный хомячок!» -и угостили меня чем-нибудь вкусным, - думает он.

Какой чудесный хомячок! Хочешь семечки или печенье? - сказали они.
Оказывается мечтать очень полезно. Ведь мечты иногда сбываются. Надо только немножечко подождать.

ЧУДЕСНЫЙ ПОЛЁТ ЧИПА

Жил-был маленький паучок поимени Чип. Часто мечтал Чип о том, как он когда-нибудь сможет полетать. «Птички летают, пчёлки летают, бабочки летают и даже тучки летают, а паучки чем хуже?» - думал он.
И вот однажды сплёл Чип тонкую паутинку, забрался на веточку и прыгнул вниз. Ветерок подхватил и понёс паучка. Чип от радости дажезапел:
- Чудесный полёт,
Прекрасный полёт,
Вот только бы мне
Не сбить самолёт.
Мимо пролетал воробей, увидел паучка и зачирикал: «Чик-чирик! Чудеса! Паучки летают! А может ты и чирикать научился?»

А Чип был очень рад, что его мечта сбылась. Он и других паучков летать научил.

ясный сентябрьский день и ты можешь увидеть, как летят пауч ки, держась за паутинки. И Чип где-то среди них.*

Автоматизация звука Щ

Обещали угостить.
Пищу подходящую
Для щуки поищи,
Ведь хищная щука
Не будет есть щи.

Ищут щётки, ищут клещи,
Плащ, ботинки, ящик, лейку.
Папа купит им ищейку.

19Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.

Щенок тащит щепку.
Ведь для щенка
Пока и щепка велика.

ЩЕНОК-НЕПОСЕДА

Катя обещала маме помыть овощи для щей. Её отвлек щенок. Он хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но несиделось щенку в ящике. Он попытался вылезти. Ящик наклонился иупал. Щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовёт Катю на помощь.Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: «Сиди спокойно. Я домою овощи, ведь обещанья надо выполнять; а потом мы вместе погуляем». Щенок понимающе кивнул.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Дифференциация Ч-Щ

Щуку он поймать мечтает,
Но поплавок, как часовой,
Не качнётся над водой.
Почему не хочет щука
Пообедать? Вкусно ведь!
Может видит плохо щука?
Может ей очки надеть?*

Нам не надо помощи.
Тащит воду Ванечка,
Таня чистит овощи.

ДОБЫЧА

Около плотины мальчики ловили лещей и складывали их в ящик. Севв кустах, лисёнок не сводил глаз сящика и, улучив момент, стащил одного леща. Тащит весёлый лисёнок леща в чащу леса. Донесёт до своегожилища, не отщипнув ни кусочка.Очень хочет лисёнок удивить свою маму.*

ЩЕНОК И ПЛАЩ

С вешалки упал плащ. Никогда ещё щенок не видел таких чудных вещей.Он ощетинился, укусил плащ, пощипал его, а потом утащил в угол свою косточку, подальше от незнакомой вещи.

Автоматизация звуков Л, Л

Дупло у белок - это дом.

Он за хвост слона водил.

21Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

Луна на облако легла,
А облако как одеяло
Луну окутало, поймало.
Листья клёна пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Дождику идти не лень
И всю ночку, и весь день.

Клубнику и хлеб,
Молока полбокала,
Булку и лук,
Лимон и малину,
Похлёбку, бульон
И блина половину.

20Кипятила Клава молоко. Молоко кипятить нелегко. Внимательно Клава глядит, когда молоко закипит.

Волк завоет на луну.
Нет оленя, белки, тёлки.
Плохо, голодно ему.

Ей платье, платок и панаму купил.
В платье над лугом голубка летала.
Не только меня она напугала.

Плыла на лодке лайка.
У лайки балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.

22Надела платье, белый бант.
Сказала: «У меня талант:
Могу я лаять, петь, скакать,
Вальс и ламбаду танцевать».

ЛУНА И ВОЛКИ

Волки сегодня охотились на лугу около болота. Не поймали ни лося, ни лани. В полнолуние уселись голодные волки на холме и завыли.

Над облаками плыла луна. Поглядела она на волков и улыбнулась им холодной улыбкой: ведь только волки поют ей песни.

Лось поел котлету.
Долго топал он потом
И плевался под кустом:
«Не надо мне котлету,
Не надо мне конфету!
На лугу, в лесу и в поле
Сена я наемся вволю».

БЕЛКА

Клава гуляла по аллее и увидела белку. Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету и показала белке. Та ловко спустилась с ёлки иуселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла её в дупло.

Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.

Автоматизация звуков Р, Р


Рае и Егорке.
Кроит из бархата портной
Роме куртку с бахромой.
Подруга выдра у бобра.
Она проворна и хитра.
Бобёр и выдра поутру
Играют в новую игру.
Храпит медведь в корнях ракиты.
К нему попробуй подойди ты.

Тигры храбры,
Кобры мудры,
А бобры добры.

Играет Рома на трубе,
Макар играет на гармони,
А Герман на аккордеоне.
Квартет играет в парке
Под кедрами у арки.

Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
(Работать раку неохота,
Не радует его работа.)

Захар и Егор.
Захар дрова рубит,
Егор метёт двор.

В каждый дом идёт с экрана.
Вот такой у папы труд.
Его диктором зовут.
Есть у Ромы огород,
В нём морковка растёт
И горох, и помидоры.
Рома фермер будет скоро.



Где-то в роще за бугром, -
Не боится грома Рома,
Ведь у Ромы папа дома.

Там морковка и горох,
Справа огород Федоры.
В основном там помидоры.
В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка
Съехать с крутой горки.
Фёдор встаёт с петухами с утра.
Много забот у него и Петра.
Надо двум братьям дров нарубить,
Чтоб спозаранку печь протопить.

Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?

Несъедобен мухомор.
Не смотря на красоту,
Не годится он в еду.

Едет крот.
У крота под горкою огород.
Радует крота природа:
В реке рыба, бобр у брода,
Радует крота дорога
От огорода до порога
Дома радует крота
И уют, и темнота.

Ведёт к норе водопровод.
Протянет трубы от пруда.
Кран поверни - и есть вода.

Дай, повар, крупы воронятам,
Дай, повар, раков енотам,
Баранок дай бегемотам.
Дай, повар, Роману тортик в обед,
Творог Егору, а Рае - конфет.

Спорит Рая со всем домом;
И поэтому народ
Её спорщицей зовёт.

Борису суп из риса,
А Борис Раису
Угостит ирисом.

О том, как красива
Природа вокруг.
Говори красиво:
Фёдор, ветер, грива,
Барабан, мундир, топор,

Карта, марка, мухомор.

Будка Трезора.
Не пустит Трезор
Гостей за забор.

25 И гостей зовёт с утра,
Но никто из зверей
Не приходит в гости к ней.
Почему-то звери
Кобре той не верят.


МЕЧТА ТАРАКАНА

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи - мечта каждого таракана.

ИГРА

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Друг друга Юра и Рая понимают.