Женщины-воины. Русские Амазонки: Славянские поляницы сражались наравне с мужчинами

Имена многочисленных русских богатырей - мужчин, пожалуй, перечислит даже ребенок. Однако в былинах можно найти и богатырей женского пола.

Их называли поленицы (или поляницы). Женщины-воительницы были не только в сказках, но и жизни. Например, достоверно известно о том, что в Куликовской битве участвовали как минимум две представительницы прекрасного пола.

Значение Куликовской битвы

Битва на Куликовом поле сыграла колоссальную роль в истории Руси. Во-первых, эта битва повлекла за собой освобождение нашей родины от татаро-монгольской власти, а, во-вторых, сплотила русский народ и вселила в него веру в свою мощь.

Куликовская битва стала одним из самых жестоких и кровавых боев того времени. Мужество и смекалка русских воинов обратили в бегство не только самого хана Орды, но и его солдат. Однако потери с нашей стороны оказались огромны. Трупы павших в бою воинов убирали с поля и хоронили долгих восемь дней.

В битве на Куликовом поле сражались и две женщины, переодетые в мужские одежды.

Дарья Ростовская

В те годы неподалеку от Ростова в селе Пашино проживал князь Андрей Федорович, который впоследствии получил прозвище Ростовский. Он был участником многих военных сражений и походов и позднее тоже стал героем знаменитой Куликовской битвы. Дочь Андрея Федоровича – Дарья – уехала из дома накануне битвы под каким-то благовидным предлогом. Однако, как потом выяснилось, княжна сбежала на войну, переодевшись в мужскую одежду. Обмана никто из сослуживцев девушки не заметил. Она прекрасно владела оружием и храбро сражалась, ничуть не уступая ни в то, ни в другом своим однополчанам мужского пола.

Каких-либо сведений о том, осталась ли Дарья жива или погибла на Куликовом поле, к сожалению, не сохранилось. Зато точно известно, что ее отец после битвы прожил еще двадцать лет.

Феодора Пужбольская

Князь Иван Иванович Пужбольский-Верша тоже жил в селе рядом с Ростовом. Его дочь – Феодора – была влюблена в князя Василия Дмитриевича Бычкова. Когда Василию в числе ростовского войска пришлось отправиться в поход, Феодора, не долго думая, тут же отправилась следом за любимым. Девушка выдержала все тяготы и лишения долгой дороги, а после, на Куликовом поле, смело ринулась в бой. Но защитить своего суженого, Феодоре не удалось. Молодой князь пал смертью храбрых. А сама княжна получила многочисленные ранения. Ее перевезли в родную деревню, где она вскоре и скончалась.

  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    В русских былинах у князя Владимира очень часто пируют «поленицы, девицы удалые»; сказительница так поясняет это слово: «Поленичи удалы это были воины-женщины, богатырского роду, воинству ученые» (Былины Севера т2 N110, М/Л 1951).

    В былинах о Дунае поленницей выступает его жена; и Дунай и поленница превращаются в реки. В сказке Афанасьева (N173) «девица, которой с рук и с ног вода течет: кто этой воды изопьет на тридцать лет моложе станет (вариант - хозяйка молодильных яблок) выезжает со своим войском в зеленые луга тешиться - все войско из одних девиц набрано».

    Наконец, с Китежем и оз. Светлояром связана некая девка-Турка, хозяйка зверей и предводительница женского войска (Град Китеж. Горький 1985); можно предположить, что со Светлояром было связано представление о входе в нижний мир. (См. Комарович «Китежская легенда» М. 1936; Блинкова и др. Сов. этногр. N4, 1973). Тема полениц в русском фольклоре требует дальнейшего исследования.

    Как амазонки прибыли на славянские земли

    (Гипотезы)

    В «Илиаде» амазонки воюют с Троей против греков, пока Ахилл не лишает их боевого духа, убив царицу воительниц Пенфесилею. Историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал, что амазонки в итоге расселились в Скифии и смешались со скифами, а их потомков стали называть савроматами. Из более поздних источников мы узнаем больше сведений о племени амазонок. Например, Диодор Сицилийский, живший в I в. до н. э., утверждал, что амазонки обитали не в Малой Азии, а в Ливии.

    Геродот рассказывает, что после битвы эллинов с амазонками в Троянской войне эллины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить их страну.

    «Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки - это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, и уклоняться; когда же те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.

    План могилы амазонки в Холодном Яре. Южнорусские степи, раскопки А. А. Бобринского (конец XIX в.).
    В захоронении IV в. до н. э. скелет знатной женщины с оружием и дарами. Художник Кира Сошинская.

    «Амазонки русских степей» Кир Булычев

    Посланные юноши стали выполнять порученное. Амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, и не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Как и амазонки, юноши не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом. Амазонки в полуденный час расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга. Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, а совсем наоборот, позволила вступить с ней в связь. Она показала жестами (ведь они не понимали языка друг друга), чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого, и что она также приведет другую. На второй день юноша пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также "приручили” остальных амазонок.

    А после, соединив лагери, они стали жить вместе, и каждый выбрал себе в жены ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин . А после того, как они поняли друг друга, мужчины предложили амазонкам вернуться вместе с ними к их народу. Но свободолюбивые воительницы не захотели жить в племени, где занятие женщин - домашнее хозяйство: они не хотели ни противоречить местным обычаям, ни менять свои. И они вместе с мужчинами переправились через реку Танаис и стали жить сами по себе. Так, по легенде, появился народ савроматов, говорящих на скифском языке с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно.

    С того времени жены савроматов придерживались древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от мужей; они также ходили на войну и носили ту же одежду, что и мужья. И никакая девушка не выходила замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов . Следы амазонок можно отыскать не только в текстах древних авторов. Следы амазонок можно отыскать не только в текстах древк можно отыскать не только в текстах древних авторов. Сейчас есть и материальные свидетельства того, что они были. На Кавказе, в Северном Причерноморье и в других местах найдены захоронения женщин, где рядом с бусами на истлевшей нити лежали боевые ножи, щиты и доспехи - то, что служило воительницам в этом мире и должно было сопровождать их на пути в иной мир.

    Вместе с оружием часто обнаруживают и остатки сбруи: разве амазонка может быть без коня?

    Историк Эфор излагает другую версию происхождения амазонок: когда савроматы отправились воевать, их жены, возмущенные тем, что мужья их бросили, перебили всех оставшихся мужчин и постановили ломать ноги мальчикам, чтобы те не отобрали у них власть. (Косвен 1947 N2, с35).

    Бернхард Кайзер, немецкий историк-любитель, живет в Крефельде и уже около 9 лет изучает античные предания о стране амазонок, женщин-воительниц. Переворачивая горы научных фолиантов, изучая античные и средневековые карты в поисках прародины амазонок, Кайзер не на шутку увлекся историей славянских племен, их обычаев, преданий, происхождением их языческих верований и географических названий. Особенно его интересует происхождение географических названий русского севера. По мнению исследователя, легендарный край амазонок мог находиться где-то на территории современной России.

    Сравнение современных названий на карте Поморья, их значений и оттенков в различных языках привело автора к отзвукам преданий о прекрасных воинственных женщинах, какими представляли амазонок. Оказалось, что и в современном польском и в исчезнувшем ныне славянском диалекте - кашубском, а также в старогерманском языке, более близком к ним, нежели современный немецкий, некоторые из привычно звучащих для нас названий так или иначе связаны с женщинами. Кроме того, самому историку представляется наиболее подходящим местом для обитания амазонок именно Россия, женщины которой, как известно, могут и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти…

    Археологи все чаще убеждают нас, что за самым фантастическим мифом может стоять историческая достоверность. На юге России, на Украине, в древних захоронениях одного, сравнительно недолгого периода истории во множестве находят останки женщин, погребенных в полном боевом снаряжении. Легендарные амазонки, как будто воюют снова, теперь уже из могил, за свое место в истории.

    В I тысячелетии до нашей эры, на территории современной Курской области, бродили орды кочевников-сарматов. Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь проводили в движении, перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц, постоянно сражались и находили постоянную обитель лишь в погребальных курганах. Немало сарматских курганов и в Курской области…

    В современном мире, в рамках канонизированных исторических знаний, где воевали и воюют в основном мужчины, хорошо организованное племенное сообщество женщин-воительниц кажется нелепым. А потому долгое время ученые не обращали внимания на оружие и доспехи в женских сарматских захоронениях. Оружие, дескать, могло быть и ритуальным - для боев в мире ином, а не в этом. Но вот женские черепа со следами рубящих и колющих ударов, плечевые кости с торчащими в них наконечниками стрел - явно останки воинов.

    В 1994 г., нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати, погибшей от оружия. Рядом - боевой кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке, боевой топор, множество наконечников от когда-то полного колчана со стрелами… Если в женских сарматских могилах этого периода - обилие предметов, то в мужских почти ничего. В одной найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках… Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате…

    Сарматы не оставили ни письменных источников, ни строений. Все сведения о них добыты или при раскопках захоронений, или почерпнуты у древнегреческого историка Геродота, коему даже его современники не очень-то доверяли. Он же после своего путешествия в 450 г. до н. э. по Северному Причерноморью записал рассказы тамошних греческих колонистов о странном сарматском племени женщин-воительниц. Они разъезжали по степи верхом на лошадях, свирепо сражались, метко стреляя из луков. Никто из них не выходил замуж, пока не убивал врага.

    Если у амазонки рождался мальчик, его тут же убивали.

    Черноморские греки называли их «иорпаты» (мужеубийцы), но историк привел и другое насмешливое название - амазонки, от греческого амазес (безгрудая). Они якобы лишали себя одной груди (правой), чтобы лучше стрелять из лука - ее прижигали раскаленным железом еще у маленьких девочек… В мифах амазонки показаны как лютые враги древних греков, посмевшие однажды напасть на Афины, как племя, враждебное мужчинам вообще, с которыми они общались только для продолжения рода… Почти каждая легенда о битве греков с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивых, но свирепых воительниц, посмевших мериться силами с греческим героем. Но это в мифах, а у Геродота как раз наоборот - женщины чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья, и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн. Вот и разберись, где правда…

    Очень скоро после Геродота все сказанное им об амазонках сочли за небылицы. «Кто поверит, - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое, все равно, что заявить, будто в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей»… Вот она, наша неистребимая мужская самоуверенность.

    Благодаря археологическим открытиям хотя бы частично восстановлена добрая репутация Геродота, которого уже больше двух тысяч лет называют не только отцом истории, но и отцом исторических вымыслов. Последние из погребений сарматских амазонок относятся к периоду от IV до II века до новой эры. Дальше пошел уже чисто мужской мир - женщины степей утратили власть, и она перешла к их сыновьям и внукам.


    Как выглядели сарматские воительницы? В представлении большинства древние кочевники принадлежали к монголоидной расе «…с раскосыми и жадными очами». Так вот, сарматы (а стало быть, и амазонки) были европеози и в этом смысле мало чем отличались от нас с вами. Скажем прямо: вряд ли они соответствовали нашему сегодняшнему «киношному» представлению, да и покладистым характером наверняка не отличались. Хотя у древних греков они часто изображены сидящими на лошади или боком, или с ногами, закинутыми на круп лошади. Греки рисовали и ваяли амазонок, не отступив от своего взгляда на женскую красоту.

    «И нарекоша они поляницами…»

    «Амазонки могут жить вечно, если будут постоянно убивать…» (Эльфийское поверие последователей Толкиена)

    Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки как формация существовали. В южнорусских степях когда-то правили, женщины, пасли скот, охраняли стада, сражались за свои земли… С тех пор все перемешалось на территории, позже обозначенной как Русь: языки, поверья, человеческие гены. Разберись теперь, в ком из нас, жителей современной России, течет кровь древних воительниц. Может быть, как раз из этого источника русские женские характеры, о которых сказано: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»?

    Поляница Здесь в самый раз вернуться к мифам, но уже не к греческим, а к нашим собственным. Можно ли среди жалких остатков когда-то старательно вымаранных дохристианских древнерусских мифов отыскать что-либо о племени женщин-воинов? Оказывается, можно, и гораздо больше, чем у других народов. Когда-то в Древней Руси был обычай, происхождение которого сокрыто в глубинах, вполне сопоставимых со временем сарматов и скифов. Назывался он «полякование» : воин в одиночку выезжал в чисто поле, что тянулось до самого Черного моря, и искал в степи «поединщика» себе под стать. Пленных не брали, трофеев - тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные на показ.

    Но обратимся к первоисточнику:

    Едет поляница удалая, // Удалая поляничища великая, // Конь под нею как сильна гора, // Поляница на коне будто сена копна, // Она палицу булатную покидывает // Да под облако, под ходячее, // Одною рукой палицу подхватывает, // Как пером-то лебединым ею поигрывает.

    У древних греков был свой идеал женской красоты, у наших предков - свой. Это вам не стройная амазонка с древнегреческой вазы или из современного фильма-фэнтези, это женщина серьезная. Огорчает ее лишь то, что нет ей достойного соперника-поединщика:

    Коль Владимир князь стольно-киевский // Мне не даст да супротивника, // Из чиста поля да наездника, // Я приеду тогда во славный Киев-град, // Мужичков всех повырублю, // А все церкви на дым спущу, // Самому князю Владимиру я голову срублю…

    Ни Алеша Попович, ни Добрыня Никитич связываться с поляницей не решились и Илье Муромцу не советовали, но тот не послушался и чуть было не лишился головы… Так что, на известном полотне Васнецова три богатыря, внимательно всматривающиеся в степную даль, наверняка стараются не проглядеть крупную неприятность в лице очередной удалой поляницы…

    …Если верить социологам, современные женщины стран СНГ все больше одолевают свою «сильную» половину. Общепризнанно, что они куда лучше мужчин приспосабливаются к быстро изменяющейся обстановке, более ответственны, легче обучаются, менее подвержены стрессам. Удачливые, энергичные бизнес-леди давно перестали быть редкостью, и если уж они берутся за дело, то держись. Может быть, в них просыпаются дремавшие прежде гены амазонок и поляниц? Тем более что значительная часть мужской половины создает для этого самые благоприятные условий - своей прогрессирующей инфантильностью, а то и женственностью. Уж не грядет ли повторение матриархата? Похоже, что битвы амазонок продолжаются - не только за место в истории, но и за место под солнцем…

    Повторим же как заклятие: «Амазонки будут жить вечно, если будут постоянно убивать в себе мужские лень, спесь, ненависть, злобу, праздность, алчность, корысть, зависть, небрежность и… Бог весть ещё, и ещё кучу малу приобретенных на Земле пороков во имя не токмо собственного омоложения, а и духовного возрождения Человечества, у истоков которого они и были поставлены» .

    Ведь существует же научное предположения, что именно женщины исторически старше мужчин на добрых четыреста тысяч лет, и этому ищут и находят всё новые и новые научные доказательства!

    Знаменитые женщины воительницы

    Принято считать, что от женщины польза может быть только в пределах кухни. Да, и их святой обязанностью считалось воспитание детей и поддержание «жара» в домашнем очаге. Но история вносит свои коррективы в общепринятые нормы и описывает такие жизненные ситуации, в которых именно женщина, с оружием в руках, становилась на защиту собственной жизни и собственных земель. И необходимо добавить, что в ратном деле женщины нисколько не уступают мужчинам, а где-то даже лучше их…

    №1. Жанна д’Арк

    На первом месте находится Жанна д’Арк, прославившаяся во время столетней войны, когда Франции могло помочь только чудо. И этим чудом стала 17летняя Жанна. Орлеан три изнурительных года держал осаду англичан, когда силы были уже на исходе, горожан облетела весть о том, что дофин встречался с девушкой, которая называла себя Божьей избранницей, выбранной для спасения Франции и возведения дофина на трон. Современники так описывали эту бесстрашную юную девушку: высокого роста, с черными глазами и волосами, светящаяся неземным магнетизмом и обаянием, под действие которых попадали все, пообщавшиеся с ней. В ее руках было оружие, а за ее спиной вооруженные отряды, беспрекословно следовавшие за ней, как за вожаком, на любое сражение. Славная история женщины-воина закончилась печально. Дофин, когда в Жанне отпала необходимость и она стала мешать осуществлять ему свои планы, позаботился о том, чтобы девушку сожгли на костре, за колдовство.

    №2. Воинственные амазонки.

    Согласно древнегреческой мифологии, одно из воинствующих племен состояло исключительно из женщин, оно образовало собственное государство, в котором правила царица. Основным занятием амазонок была охота и набеги на соседние племена. Для того, чтобы род амазонок не прервался, им приходилось вступать в связь с мужчинами из разных племен. С греческого языка «амазонки» переводится, как «безгрудые». Мифы на этот счет упоминают об одной традиции племени: амазонки, еще будучи совсем юными, прижигали себе одну грудь, чтобы она прекратила расти и не мешала стрельбе из лука.

    №3. Яхотепп.

    Царица Яхотепп (1560-1530г.г. до нашей эры) правила в Древнем Египте. Она прославилась как могущественная воительница и основательница Восемнадцатой династии фараонов Египта. В гробнице царицы Яхотепп, кроме традиционных атрибутов и символов царской крови, были обнаружены множество боевых наград и кинжал - такие регалии полагались исключительно выдающимся воинам. Ранние военные подвиги царицы Яхотепп увековечены на стелле, расположенной в храме Амун-Ра.

    №4. «Черная Агнесс».

    Супруга графа Дунбара леди Агнесс, кроме того, что вместе с мужем принимала участие в военных походах, прославилась в качестве защитницы своего замка - Дунбара. Осаду замка в 1334 году предпринял один английский граф. Черная Агнесс, а именно так называли хозяйку владений, сдерживала вражескую осаду целых 5 месяцев. И после каждого очередного приступа давала слугам указания вычистить зубцы замка и амбразуры, выказывая таким образом свое презрения осадчикам.

    №5. Царица Клеопатра.

    Последняя представительница эллинистического царства Египетского царица Клеопатра (69-30 г.г. до нашей эры) была известна своей воинственностью и харизматичностью. Как известно, Клеопатра очень любила Марка Антония - талантливого римского полководца. Она, вместе с возлюбленным, предприняла попытку противостоять императору Римской Империи - Октавиану. Для решающего сражения Клеопатра объединила свой флот с флотом Марка Антония, но все же влюбленным не удалось выиграть битву - они оказались побежденными. После такого поражения Клеопатра предпочла добровольную смерть от укуса кобры, перспективе стать женой Октавиана.

    №6. Королева Корделия.

    Британская королева Корделия (700тые г.г.) была младшей дочерью короля Лира Британского. После кончины отца она правила страной целых пять лет, пока ее племянники не достигли совершеннолетия (кстати, они потом и организовали против Корделии военные действия). Королева Корделия принимала личное участие в большинстве сражений до тех пор, пока в одной из битв не стала пленницей. В неволе она решилась на самоубийство. Позднее, образ королевы Корделии стал прототипом героини знаменитой трагедии Шекспира «Король Лир».

    №7. Царица Олимпиада.

    Супруга Филиппа II эпирская царица Олимпиада (375-317 г.г. до нашей эры) известна как мать великого полководца Александра Македонского. После его смерти, Олимпиада стала во главе сторонников в борьбе с Филиппом III. Она казнила Филиппа III и приняла на себя правление от имени сына Александра Македонского - своего внука Александра IV . Но недолго удалось править Олимпиаде - уже через год она была свергнута и казнена Кассандром.

    №8. Королева Гвендолен.

    Британская королева Гвендолен (1000ые г.г.) стала легендой. Она выступила с войском против собственного мужа короля бриттов Локрина, после того, как он выбрал себе другую в жены. Королева Гвендолин вышла победительницей в сражении и стала единоличной правительницей Британии! Да, никогда нельзя так сильно обижать женщину, правда, Локрин?

    №9. Графиня Тосканская - Матильда.

    Местом рождения Матильды, а она появилась на свет в 1061 году, является Италия. Девочку с малых ногтей приучали к виртуозному владению различными видами оружия. В свои 15 лет Матильда впервые вышла на поле битвы, а после того, как скончался ее отчим - Дюк Годфри, стала во главе армии. И так, на протяжении 30 лет, Матильда служила сначала Папе Григорию, а затем Папе Урбану. Позднее ушла в монастырь, но так и не распрощалась с духом настоящего воина (во время восстания, вспыхнувшего в пределах близлежащего города, Матильда предупредила всех, что готова собрать войско и двинуться на подавление мятежников).

    №10. Графиня де Монтфорт - Жанна де Данпьер.

    Эта женщина - Жанна де Данпьер (примерно 1300ые г.г.) сражалась плечом к плечу со своим супругом графом де Монфортом, когда их замок был осажден вражеским войском. Жанна в доспехах и с оружием в руках появлялась в самых ожесточенных схватках. Она настолько умело распределила людей для защиты замка, что ей удалось выбраться из осажденной крепости вместе с тремя сотнями смельчаков, дойти до Бреста и вернуться оттуда с подмогой и разбить осадчиков. У графини безусловно был большой талант тактика, которому могли бы позавидовать и генералы и полководцы.

    Амазонки Древней Руси

    Амазонки, легендарные женщины-воительницы, которые прижигали себе правую грудь, чтобы облегчить стрельбу из лука, страстно ненавидели мужчин и допускали их к своему телу лишь раз в год для продолжения рода. Длительное время учёные спорили о том, существовали ли амазонки на самом деле или были плодом фантазий древних историков и путешественников, однако последние находки археологов подтвердили их реальность.

    Несмотря на последние находки археологов , об амазонках до сих пор известно очень мало. Ещё недавно многие историки довольно недоверчиво относились к свидетельствам о женщинах-воительницах греческого историка Геродота, который в своих трудах в качестве источников широко привлекал мифы и легенды. Если верить Геродоту, существовало гордое и свободолюбивое племя женщин-воинов, виртуозно владеющих оружием и презирающих мужчин.
    Чтобы продолжить свой род, амазонки иногда всё же встречались с мужчинами, но из родившихся детей оставляли у себя только девочек.
    Мальчиков, по одним источникам, просто убивали, по другим — отправляли их к отцам. Случалось, что амазонки до конца своей жизни оставались девственницами, ведь, чтобы познать мужчину, по словам Геродота, надо было убить хотя бы одного врага, конечно, им был представитель «сильного пола».
    Стрельба из лука являлась у амазонок одним из главных воинских приоритетов, они даже шли на страшную операцию — прижигание правой груди, которая мешала им натягивать тетиву и прицеливаться. Возможно, значение лука для этих женщин-воинов заключалось в нанесении максимального поражения врагу на расстоянии, но и в рукопашной схватке амазонки были страшны, особенно когда со страшным визгом бросались на врага, размахивая боевыми топорами. Представьте себе шок мужчин, когда после града стрел на него обрушивалось такое вопящее, визжащее и грудастое воинство… Пока они приходили в себя, часто было уже поздно — амазонки одерживали верх.
    Сомневаюсь, что амазонки выглядели так привлекательно, как их обычно показывают в приключенческих сериалах: отсутствие одной груди, боевые шрамы, поджарое мускулистое тело, кривые ноги от «кавалерийской жизни» — всё это вряд ли особо привлекало мужчин. Хотя, не исключаю, что я ошибаюсь, ведь похитил же легендарный Тесей, победитель Минотавра, царицу амазонок Антиопу. Тесей считал её прекрасной, что ж, давно известно, во все времена критерии красоты довольно сильно различались. Это похищение окончилось большой войной: амазонки, пытаясь отбить свою царицу , даже завоевали Аттику, потребовались определённые усилия, чтобы изгнать их оттуда. До сих пор в Афинах можно увидеть на северной стороне Парфенона барельефы, на которых изображены сцены сражения с амазонками.
    Об амазонках упоминается в «Илиаде» Гомера, а поэт Павсаний (2-й век) даже утверждал, что женщины-воительницы приходили на помощь троянцам, но были разбиты греками. Согласно одним источникам, царство амазонок со столицей Фемискирой находилось в Малой Азии у реки Фермодонт, а древнегреческий историк Диодор Сицилийский помещал амазонок на границы обитаемого мира. Любопытно, что, по его данным, амазонки всё же жили с мужчинами, которые выполняли вместо женщин всю домашнюю работу: заботились о детях, готовили пищу… В военных кампаниях эти домовитые мужички не участвовали. По мнению же Плутарха, амазонки обитали в Причерноморье.
    Очень многие писали об амазонках, но известные источники всё же не позволяют точно определить местоположение их царства. Может быть, это связано с постоянной миграцией женщин-воительниц? Сейчас это предположение находит некоторое подтверждение в находках археологов . Захоронения женщин с боевым оружием обнаружены даже на территории Казахстана. Считается, что они принадлежали к племени кочевников-сарматов и вполне могли быть искомыми легендарными амазонками. Именно к сарматским и скифским племенам кочевников, скорее всего, и принадлежали амазонки. Вероятно, они не вели оседлого образа жизни и постоянно кочевали, возможно, иногда на огромные расстояния из-за угрозы врагов или засухи. Этим и объясняется такое разночтение в определении места царства воинственных женщин.

    Уцелевшие островки матриархата

    Историки считают амазонок уцелевшими островками матриархата на заре человеческой истории. Практическое отсутствие исторических сведений о них довольно своеобразно объяснила одна из учёных-феминисток: «Мужчины приложили все усилия, чтобы уничтожить любые напоминания о былом царстве женщин. Древние историки дружно обошли эту эпоху молчанием. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: в истории человечества был этап, когда женщина взяла на себя функции руководителя и защитника».
    Позволю себе не согласиться с этим мнением. Наоборот, экзотические женщины-воительницы всегда интересовали мужчин и обнаружение некого подобия амазонок в любой части света всегда отражалось вотчётах путешественников . Так, даже Христофор Колумб во время своего путешествия, узнав от индейцев о каком-то острове, где живут одни женщины, загорелся идеей открыть царство амазонок. Он даже назвал группу островов Виргинскими (острова Дев). Марко Поло также описал открытый им остров рядом с Южной Индией с чисто женским населением.
    Любопытно, что и конкистадоры пытались разыскать в Южной Америке амазонок. Один из участников похода Франсиско де Орельяны даже описал сражение, которое произошло между испанцами и женщинами-воинами, вооружёнными луками и стрелами. По его словам, они были высокими и белокожими, с длинными волосами, заплетёнными в косы. Было это фантазией вояки или этот бой произошёл на самом деле, кто знает? До сих пор время от времени появляются сообщения об обнаружении племён женщин в малоисследованных районах бассейна реки Амазонки. Пока трудно сказать, являются ли они газетными утками или в них есть какая-нибудь доля истины.
    О воинском искусстве женщин, о том, что амазонки вполне реально могли существовать, свидетельствуют и более конкретные данные. Известно, например, что у последнего царя Дагомеи была охрана из 4 тысяч чернокожих женщин-воинов, свирепых и беспощадных. Почти амазонки существовали в Чехии ещё в 8-м веке, их резиденцией был «Замок девственниц» на горе Видолве.
    Они грабили окрестных крестьян и делали своими рабами мужчин. Предводителем этой женской вольницы была прекрасная Власта. Вместе со своими подругами-воинами она погибла в бою, когда мужчины наконец-то решили навести порядок.

    Амазонки жили на Руси!

    Пожалуй, не стоит искать страну женщин-воительниц на далёких берегах Амазонки и в жаркой Африке, она находилась на Руси. На карте Карла V, датируемой 16-м веком, между Волгой и Доном (район Азовского моря, Татарии, ниже Волго-Донского волока) написано «AMAXONYM», это и есть страна амазонок.
    А вот что пишет историк Мавро Орбини (16-17 века) в весьма любопытной главе «Об амазонках — славных воинах славянских», помещённой в одну из его книг: «К светлости славы рода Славянского прилагается храбрость жён сего народа. А более всего — АМАЗОН, которые были жёнами сарматов славян; жилища их были при реке Волге». Согласно историку, «амазоняны» прошли всю Малую Азию, «под иго взяли Армению, Галатию, Сирию, Киликию, Перейду», принимали участие в Троянской войне «и пребывали тверды в державстве своём даже до времён Александра Великого ».
    Есть упоминание об амазонках и в русской «Повести временных лет», только тут их называют «мазовняне». В этом древнерусском тексте идёт речь и о том, что амазонки постоянно не живут с мужчинами, а встречаются лишь с целью появления потомства, причём мальчиков убивают, а воспитывают только девочек. Вот этот отрывок: «И мазовняне же мужа не имут… но единою летом к вешним днём оземьствени будут, и сочтаются со окрестных… Аще родится отроча, погубятъ, аще ли девическъ полъ, то воздовать и прилежно въепитаютъ».
    Конечно, можно приводить сколь угодно много самых различных письменных упоминаний об амазонках, однако при большом желании их все можно объяснить кочующим от народа к народу мифом о женщинах-воительницах. Неудивительно, что рассказ Геродота об амазонках высмеивал ещё древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), он писал: «Кто поверит, что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое — всё равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жён, а жены — мужей…».
    Подобный скептицизм можно искоренить только вполне материальными доказательствами и они, к счастью, есть! Думаю, что останки амазонок в курганах находили уже давно, но одни курганы ещё в древности были разграблены, в других скелеты были значительно повреждены, не всегда находились специалисты, способные отличить сильно фрагментированные женские останки от мужских. Тем более в курганах находили оружие , что сразу наводило на мысль о мужском захоронении.
    Амазонки были как среди скифов, так и среди сарматов. Их захоронения обнаружены на территории России и на Украине. Пожалуй, одно из первых захоронений амазонок было обнаружено при вскрытии кургана в Воронежской области в начале 90-х годов 20-го века. Это было захоронение скифского периода, в нём находился женский скелет, рядом с которым лежали дротики и колчан со стрелами. В могиле археологи нашли и бусы. Сначала учёные, конечно, не поверили в находку захоронения амазонки, они предположили, что в кургане первоначально были погребены мужчина и женщина. По их мнению, мужской скелет мог быть выброшен или перенесён при разграблении могильника. Однако в таком случае в захоронении наверняка бы остались фрагменты мужского скелета, но московским антропологам обнаружить их не удалось, получалось, что в кургане была погребена именно женщина, и оружие принадлежало ей.
    В 1995 году учёные нашли в Краснодарском крае ещё два захоронения амазонок, рядом со скелетами лежали колчаны со стрелами, кинжалы для рукопашной схватки. Одна из захороненных, по оценке антропологов, была 14-летней девушкой, её кости ног выдавали в ней умелую наездницу — они были искривлены из-за постоянной езды верхом.
    В 1998 году археологи нашли сразу шесть захоронений амазонок в Воронежской области (Острогорский район). Газета «Московский Комсомолец» так писала о данном открытии: «Как установили специалисты института, это были женщины 20-25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30-40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице — бронзовое или серебряное зеркало».
    В 90-х годах 20-го века археологи проводили раскопки курганов в Поволжье, а в 2005 году в этом районе работала международная экспедиция. Хотя во многих курганах были погребены мужчины, встречались и женские захоронения, причём в них лежали добротное оружие и ценные, в том числе и золотые, погребальные дары. Исследование женских останков показало, что при жизни они много ездили верхом. В результате археологических раскопок оказалось, что из всех изученных в нижнем течение реки Волги курганов пятая часть принадлежала женщинам-воительницам.
    А к 2006 году курганы с захоронениями амазонок были обнаружены археологами и на Дону. Доктор исторических наук В. Гуляев рассказал об этих находках следующее: «Наша экспедиция установила (благодаря постоянному присутствию антропологов), что в шести из 59 исследованных курганов у сел Терновое и Колбино были похоронены вооружённые молодые женщины из знатных семейств. Рядом с ними — обычный набор оружия: пара дротиков, копьё, лук и стрелы с бронзовыми и железными наконечниками. Затем дорогие ювелирные украшения греческого производства и предметы чисто женского обихода — бронзовые зеркала, серьги, бусы, пряслица из глины и свинца».
    Сейчас вполне можно сказать, что в 30 км от Ростова-на-Дону невдалеке от развалин античного города Танаис найдены захоронения целого отряда амазонок. В одном из таких захоронений был обнаружен скелет молодой девушки, рядом с которым лежали щит и короткий меч. Кости ног девушки были искривлены, что свидетельствовало о постоянной езде верхом. И подобных захоронений здесь найдено немало. Старший научный сотрудник археологического музея-заповедника «Танаис» Валерий Чеснок уверен, что амазонки жили на территории современной России, ведь на древних картах реку Дон нередко называли рекой амазонок.
    Любопытно, что по историческим меркам женщины-воительницы существовали на Руси совсем недавно, всего несколько столетий назад. Известно, что в 1641 году во время известного Азовского сидения в битве с турками помимо воинов мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.
    На Руси женщин-воинов называли «полоницами» (в некоторых источниках — «поляницами»), они стали героями русских былин и сказок, а вот исторические сведения о них приходится собирать буквально по крупицам. Однако в свете последних находок в Поволжье и на Дону учёным явно предстоит пересмотреть нашу

    С древних времен и до наших дней в мире считается, что мужчины являются добытчиками, защитниками, воинами одним словом сильный пол. Женщина же создана природой для рождения детей и их воспитания, заботе об уюте в доме и семейном очаге. Девушки слабый пол, который не может постаять за себя, не говоря уже о том, что бы на равных сражаться и побеждать в битвах мужчин. Но мировая история хранит сотни фактов героических поступков и побед на поле боя именно женщин или благодаря им. О самых известных женщинах воительницах их подвигах совершенных в кровопролитных битвах и жизни в целом можно будет узнать здесь. Это далеко не полный список великих воительниц мировой истории.

    Жанна Дарк (Франция)


    Безусловно, самой известной в наше время женщиной воительницей является молодая французская девушка Жанна Дарк. Она появилась в самый сложный момент в истории своей родины во время столетней войны, когда у французского народа уже практически не осталось надежд на выдворение англичан с их родной земли и победу в этом затянувшемся конфликте. Родилась Орлеанская дева , так еще называли Жанну 6 января 1412 года. Когда девушке исполнилось 17 лет, она пришла на поклон к дофину Карлу VII и сказала, что послана самим Господом для спасения французского народа от английской агрессии и возведение самого Карла на королевский престол.

    После долгих раздумий дофин доверил Жанне руководство своей армией, и она за несколько дней под руководством девушки одержала ряд ярких побед в битвах и сняла многодневную осаду с города Орлеан. Жанна помогла Карлу взойти на престол, как и обещала и смогла одержать еще несколько военных успехов. Но из-за коварного предательства, была взята в плен, а после продана англичанам жаждущим наказать юную спасительницу Франции. Англичане признали Дарк еретичкой и сожгли на костре. Через несколько десятков лет все обвинения были сняты с «Орлеанской девы», а в 20 годы XX века Жанна была канонизирована, на сегодня является святой покровительницей Франции.

    Яххотеп (Египет)


    Яххотеп супруга фараона Таа II и мать основательница новой династии фараонов Египта восемнадцатой по счету. Жила и правила Яххотеп в районе 1500 годов до нашей эры. После смерти своего мужа лично возглавляла свои войска и прославилась как отличный воин и главнокомандующий войск.

    Гробница царицы была обнаружена в 1859 году и в ней были найдены предметы не только царской власти и женские вещи и принадлежности, но и в знак ее воинских заслуг кинжал, топор и множество боевых наград которые присущи для захоронения воинов мужчин. Главный артефакт, подтверждающий заслуги Яххотеп на поле боя это орден Золотой мухи, которым награждались воины только за самые героические заслуги в бою и он так же был найден в ее саркофаге. Также подвиги Яххотеп навеки запечатлены на стенах храма Амун-Ра в Египте.

    Агнесс Рэндольф (Шотландия)


    Леди Рэндольф по праву входит в число величайших женщин воинов. Под ее чутким руководством защитники замка Дунбара владелицей, которого она являлась вместе со своим супругом графом Патриком, в течение 5 месяцев сдерживали осаду от английских войск, агрессоров.

    После каждой отраженной атаки врага Агнесса приказывала защитникам города очищать стены и зубцы замка от его последствий, тем самым демонстрирую не сломность характера горожан и веру в итоговую победу над врагом. После 5 месяцев безуспешной осады англичане были вынуждены покинуть Дунбар ни счем. А известный шотландский писатель Вальтер Скотт написал, что славное имея леди Рэндольф ни когда не стереть из истории страны.

    Клеопатра (Египет)


    Клеопатра является последней правительницей Египта, до завоевания его Римской Империей. О жизни, красоте и суровом нраве царицы ходят легенды уже более 2 тысяч лет. Клеопатра на веки останется символом величественной, сильной и красивейшей женщины на планете Земля, эталоном к которому можно приблизиться, но никогда не превзойти.

    Египетская царица вела отчаянную и бесперспективную войну с сильнейшим на тот момент государством мира Римской Империей за независимость. Даже помощь ее возлюбленного Марка Антония и его армии не смогли помочь ей в битве с врагом. Не желая покоряться римскому императору и выходить за него замуж, покончила жизнь самоубийством.

    Матильда Тосканская (Италия)


    Родилась знаменитая итальянская воительница в 1061 году. С раннего детства занималась военным искусством и великолепно владела оружием. В настоящем бою приняла участие уже в 15 летнем возрасте. На протяжении 30 лет верой и правдой служила церкви сначала Папе Григорию, а потом еще и Папе Урбану.

    После смерти своего отчима, Матильда лично возглавила армию и не один раз принимала непосредственное участие в кровавых сражениях, из которых всегда возвращалась в целости и сохранности, ведя свое войско к новым победам. С возрастом бросила военную службу и ушла в монастырь, но когда возникали вспышки восстаний и волнений грозилась собрать войско и жестко наказать неверных. Свои владения после смерти завещала церкви.

    Жанна де Дампьер (Франция)


    Жанна де Дампьер проявила свои неординарные военно-тактические способности во время осады родного города врагами. Девушка до этого никогда не принимавшая участия в битвах, надела доспехи и с толком и пониманием дела руководила обороной города. Жанна сумела вывести около 300 человек из осажденного поселения, добраться до Бреста. Там собрала армию и вернулась домой на помощь мужу, чтобы разбить врага и снять осаду с крепости. Тактическим навыкам и умениям этой героической женщины могли позавидовать большинство ее современников, военноначальников.

    Королева Гвендолина (Британия)


    Легендарная королева Британии жившая в 1000 годы до нашей эры. Была женой правителя бриттов Локрина и матерью его сына Мадана, что не помешала ее супругу уйти к другой женщине, которую и сделал новой королевой. Грендолина не согласившись с таким отношением к себе и ребенку собрала могущественную армию и сама возглавив ее двинулась войной на Локрина что бы восстановить себя во главе страны. Гвендолина победила в этой войне, решающая битва которой состоялась возле реки Стур где и погиб Локрин. После своего триумфа Гвендолина на протяжении долгих 15 лет единолично правила Британией , после чего переда власть своему сыну Мадану. Мужчины, не стоит изменять женщинам, что бы ни оказаться на месте Локрина!