Завершающий этап работ. Филевская линия. Как идет реконструкция

В последние две недели абсолютно не было времени позаниматься новыми фотографиями, поэтому продолжаю выкладывать старое накопившееся. Сегоня на очереди опять Московское метро, в порядке работы над новой версией моего сайта "Прогулки по метро" . Для следующей серии выбрал Филёвскую линию.

Филёвская линия - одна из самых необычных в Московском метро. Это единственная на сегодняшний день линия с развилкой. На линии есть и самые старые подземные станции Московского метро, открытые в 1935 году, и ультрасовременные, открытые в двухтысячные, и примитивные наземные, построенные в 50-е..60-е годы 20-го века, были в составе линии и "сороконожки", а сейчас здесь есть и подземные станции глубокого заложения. Эта линия неоднократно подвергалась "перекраиванию": сначала (с 1935) работала как ответвление первой - Кировско-Фрунзенской линии; потом (с 1938) - как участок Арбатско-Покровской линии, в начале 50-х линия вовсе не работала; затем (в 1958), наконец, стала отдельной линией, обзаведясь наземными станциями; в 2005 году на линии появилось ответвление в сторону пресловутого копмлекса "Москва-Сити", а в 2008 году у линии "отобрали" несколько старых станций, переподключив их к Арбатско-Покровской линии.

[ | ]
1. Начало Филёвской линии - станция Александровский сад, построенная в 1935 году. Нетипичная станция - колонная, мелкого заложения, с боковыми платформами, расположена в кривой. Переход на станцию Библиотека имени Ленина Сокольнической линии, на станцию Арбатская Арбатско-Покровской линии и, через них, на станцию Боровицкая Серпуховско-Тимирязевской линии. Застать станцию без поездов оказалось нереализованным делом: поезд отправлялся с одного пути только после прибытия поезда на второй путь. Да и вообще, нормально пофотографировать этот узел не удалось из-за огромнейших толп народа на станциях и переходах, снующих там во все часы работы метро. Эх, была бы возможность попасть туда ночью...




[ | ]
4. Киевская. Тип станции - колонная мелкого заложения. Открыта в 1937 году в составе 2-й очереди Московского метро. Ещё один переход на Арбатско-Покровскую линию - на станцию Киевская, а также на Кольцевую линию - опять на Киевскую. Фотографировал там в самый час пик субботнего утра, поэтому поймать момент без людей в кадре не удалось, придётся туда наведаться ещё раз.


[ | ]
5. После Киевской Филёвская линия раздваивается. Сначала двинемся по старой ветке. Станция Студенческая. Открыта 7 ноября 1958 года в составе участка "Киевская" - "Кутузовская". Тип станции - наземная, с боковыми платформами, типовой проект.




[ | ]
8. Багратионовская. 13 октября 1961 года. Опять типовой проект, но уже другой - с одной островной платформой. Станция частично крытая - один ряд колонн по оси станции поддерживает эстакаду, станция находится под улицей Барклая. Другая часть станции накрыта временным навесом из-за ремонта в последние годы.


[ | ]
9. Филёвский парк. 13 октября 1961 года. Аналогичный типовой проект с островной платформой. Часть станции - крытая, расположена под Минской улицей. Другая часть станции накрыта временным навесом из-за ремонта в последние годы.



[ | ]
11. Кунцевская. Открыта 31.08.1965 как промежуточная станция на действующем участке "Пионерская" - "Молодёжная". Открыта после реконструкции 07.01.2008 как конечная станция Филёвской линии. Одна платформа станции - конечная для Филевской линии, вторая платформа передана в состав Арбатско-Покровской линии, вместе с новым вестибюлем на заднем плале фотографии.

Филёвская линия Москвы, ранее носила название Арбатско-Филёвская,(на карте изображена голубым цветом) - четвёртая линия Московского метрополитена. Длина 14,9 км, 13 станций. Конечные пункты остановки Александровский Сад, Крылатское и Деловой Центр.

История Филёвской ветки Москвы необычна. Участок "Александровский Сад - Смоленская" входил в первую очередь строительства, как вилочное ответвление. Поезда ходили от Сокольников до станции Охотный ряд и через один до Парка Культуры и Смоленской. В 1937 году этот радиус продлен до Киевской. После открытия в 1938 году, участок "Площадь Революции - Курская" глубокого заложения, "Александровский Сад - Киевская", был включен в новую Арбатско-Покровскую линию. В настоящее время Филёвская ветка Москвы стоит особняком, собрав наибольшее количество нестандартных решений: самые протяженные в метрополитене открытые участки; линия включает самый старый и самый новый участки; самые короткие перегоны; самые короткие станции (за исключением Бутовской ветки легкого метро); самые крутые кривые; единственная линия со станциями, расположенными в кривой; единственная - с вилочным ответвлением; ни на одной конечной нет полноценных оборотных тупиков.

На Арбатской появится второй выход, который будет интегрирован в новый офисно-торговый комплекс. Сегодня на Арбат, одна из самых известных и первых московских пешеходных улиц, нет удобного выхода из метро. Строительство второго выхода на Арбатскую позволит выходить из метро непосредственно на пешеходную зону, расстояние пешего пути к объектам на Новом Арбате так же значительно сократится. Новый выход, несомненно, привлечет дополнительный пассажиропоток на сравнительно пустынную сегодня Арбатскую. Это первый объект в Московском метрополитене, который частично сооружается на средства инвестора, возводящего торговый комплекс, в который и будет встроен новый выход.

От открытой 30 августа 2006 года станцией Международной, планируется продлить линию до Западного Речного Порта. Ранее также предполагалось строительство нового кольца, первым участком которого станет продление Филёвского пути по маршруту Международная - Беговая - Динамо - Савёловская. Однако, планы поменялись и эта "территория" станет отдельной линией, начинающейся от станции Выставочная.

Москва. 30 июня. сайт - В рамках второго этапа реконструкции станций и сопутствующей инфраструктуры наземного участка Филевской линии Московского метрополитена с 1 июля для пассажиров закроют платформы четырех станций, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе подземки.

"Для пассажиров станут недоступны платформы станций "Студенческая", "Фили" и "Багратионовская" при следовании в центр, а также платформа станции "Филевский парк" при следовании из центра. По-прежнему будет закрыта платформа "Пионерской" по направлению из центра. Также работы будут продолжены в восточных вестибюлях станций "Фили", "Кунцевская" и "Филевский парк", реконструкция затронет и западный вестибюль станции "Пионерская", - рассказал собеседник агентства.

Для проезда в центр города пассажиры станций "Багратионовская" и "Фили" смогут проследовать до станции "Кунцевская" и пересесть на поезд в сторону станции "Киевская", либо воспользоваться Арбатско-Покровской линией. Пассажирам "Студенческой" в этом случае достаточно будет доехать до "Кутузовской". Для выхода в город со станций "Филевский парк" и "Пионерская" при следовании из центра нужно будет доехать до "Кунцевской" и вернуться обратно. При следовании в центр для выхода со станций "Багратионовская" и "Фили" необходимо доехать до "Кутузовской", а для выхода со "Студенческой" - до "Киевской", затем проехать в обратном направлении. Все ремонтные работы на закрываемых платформах планируется завершить до ноября.

Для входа и выхода в город на станциях "Фили", "Кунцевская" и "Филёвский парк" на момент закрытия их восточных вестибюлей пассажиры смогут воспользоваться противоположными западными. Таким же образом поступают пассажиры станции "Пионерская", где западный вестибюль уже закрыт на реконструкцию.

Во время первого этапа реконструкции наземного участка Филевской линии заменены платформы станций "Студенческая" и "Фили" по направлению из центра, которые в пятницу вновь открылись для пассажиров. На этих же станциях при реконструкции в среднем на 100 кв. м увеличены площади вестибюлей, благодаря чему станции теперь смогут принять большее число пассажиров.

Филевская линия - одна из старейших в Московском метрополитене, она функционирует с 1958 года. Реконструкция ее наземного участка от станции "Студенческая" до станции "Кунцевская" - это плановая мера, обусловленная естественным износом инфраструктуры линии. Почти за 60 лет эксплуатации все конструктивные элементы и инженерные системы станций износились более чем на 70%.

Капитальный ремонт линии проводится в несколько этапов, что позволяет избежать ее полного закрытия. Увеличение времени пассажиров в пути из-за "оборотов" - необходимости доезжать до другой станции и возвращаться обратно - не превышает 10 минут. Ожидается, что реконструкция "голубой" ветки полностью завершится в середине 2018 года.

16 и 17 июня будет приостановлено движение поездов на участке Филёвской линии между станциями «Киевская» и «Кунцевская». Временные ограничения необходимы для ремонта путей, монтажа шумозащитных экранов и других работ в рамках реконструкции наземного участка. Для удобства пассажиров на время закрытия наземного участка Филёвской линии между станциями будут курсировать бесплатные компенсационные автобусы КМ. В обычном режиме метрополитен возобновит работу в понедельник 18 июня, в 5:30 утра.

В субботу и воскресенье для пассажиров будут закрыты на вход и выход станции «Студенческая», «Кутузовская», «Фили», «Багратионовская», «Филёвский парк» и «Пионерская». Со станции «Кунцевская» пассажиры смогут проехать по Арбатско-Покровской линии, а с «Киевской» - по Кольцевой и Арбатско-Покровской линиям, а также по Филёвской линии до «Международной» или «Александровского сада».

На время закрытия наземного участка Филёвской линии компенсационные автобусы КМ1 свяжут станции «Киевская» и «Кунцевская» – они будут следовать с промежуточными остановками у метро «Кутузовская», «Багратионовская», «Филевский парк» и «Пионерская». Маршрут КМ2 обеспечит связь между станциями метро «Багратионовская» и «Фили». Компенсационные маршруты будут работать с 5:00 утра до 2:00 ночи. Интервал движения не превысит 2 минут.

Помимо ремонта платформ и вестибюлей станций в рамках реконструкции Филевской линии, метрополитену необходимо обновить инфраструктуру, в том числе, пути. Сделать это без временной приостановки движения поездов невозможно. Необходимое двухдневное закрытие наземного участка Филёвской линии пройдет уже во второй раз. В первое такое «окно», прошедшее 26 и 27 мая, здесь работали свыше 2,4 тысячи человек. Всего за два дня рабочие заменили 62 шпалы, 935 м рельсов, сварили 46 стыков между рельсовыми плетями, чтобы в дальнейшем составы ходили плавнее и тише. Кроме того, на глубине более 2,5 метров под рельсами проложили инженерные коммуникации, подходящие к станциям.

Филёвская линия - одна из старейших в Московском метрополитене. Станции наземного участка были открыты порядка 60 лет назад и нуждались в ремонте. Сегодня уже завершена реконструкция вестибюлей на «Кутузовской». Строители отремонтировали 4 платформы на станциях «Фили» и «Студенческая», используя современные материалы. Установили навесы с новым светодиодным освещением и стеклянные витражи на путевых стенах, за счет чего на станциях стало светлее. Платформы облицованы гранитом, здесь уложена тактильная плитка для слабовидящих. На станциях размещены новые лайтбоксы с навигацией. Реконструкция пассажирской зоны на станциях «Кунцевская», «Пионерская», «Филёвский парк», «Багратионовская» близится к завершению.

В ближайшие выходные на временно закрытых станциях, а также на станциях «Киевская», «Кунцевская» и «Александровский сад» будут работать инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена. Они помогут пассажирам сориентироваться и выбрать нужный маршрут. Кроме того, для обеспечения безопасности на станциях метро «Киевская» и «Кунцевская» будут дежурить сотрудники Службы безопасности и УВД на Московском метрополитене.

Просим с пониманием отнестись к временным неудобствам.

Многие москвичи называют Филевскую линию метро если не самой любимой, то по крайней мере одной из самых необычных. Одна ее часть петляет по бывшему руслу речки, а затем вырывается в благоустроенные районы запада Москвы, другая ведет в царство хай-тек. Портал сайт напоминает о богатой истории голубой линии Московского метрополитена.

Продолжается реконструкция наземного участка Филевской линии — самая масштабная в ее истории. На станциях, построенных по стандартам середины XX века, меняются прослужившие почти 60 лет несущие конструкции. Перестраиваются, расширяются и оборудуются лифтами вестибюли, заново строятся платформы. Это необходимо, чтобы Филевская линия не только приобрела современный облик, но и стала более удобной для пассажиров и еще долго прослужила москвичам.

Интересные факты, о которых мало кто знает

— Филевская линия — единственная в Москве, большая часть которой проложена по земле. Эксплуатационная длина линии от «Александровского сада» до «Кунцевской» составляет 12,1 километра, еще 2,8 километра — длина ответвления до «Международной». Совокупная протяженность наземных участков — около восьми километров. На поверхности расположены семь из 13 станций голубой ветки;

— Филевская строилась как экспериментальная. Предполагалось, что подобные наземные линии могут соединить центр Москвы с городами ближнего Подмосковья;

— наземный участок Филевской линии местами совпадает с бывшим руслом речки Фильки, которая теперь течет по подземному коллектору;

— в радиусе двух километров от станций Филевской линии проживают свыше 550 тысяч человек. За период эксплуатации она перевезла более трех миллиардов пассажиров;

— между «Александровским садом» и «Смоленской» пассажиры проезжают по участку первой очереди московского метро, который иногда называют Староарбатским. Открыли его, как и всю первую очередь, 15 мая 1935 года. Поезда от «Сокольников» следовали до «Охотного Ряда», после чего часть составов шла до «Парка культуры», а другая — до «Смоленской». Такая схема движения существовала до 13 марта 1938 года;

— первый в Москве и России подземный пешеходный переход появился на месте бывшего входа на станцию «Смоленская». Вестибюль располагался почти посередине нынешнего Садового кольца (в 1935 году на его месте находился бульвар), но просуществовал лишь пару лет. В 1937-1939 годах магистраль расширили, наземный вестибюль станции разобрали, а подходные галереи продлили до обеих сторон Садового кольца и превратили в подземный переход, не связанный с входом в метро;





— 20 марта 1937 года было открыто движение по первому московскому метромосту — Смоленскому. Его можно увидеть во многих кинофильмах. Например, в ленте «Берегись автомобиля», снятой в 1966 году, Дима Самохвалов хранит свою «Волгу» около метромоста. Именно там на нее положил глаз Юрий Деточкин. В картине запечатлено «первозданное» состояние моста — еще до того, как наклон накрыли шумозащитной галереей;

— с 1938 по 1953 год участок от «Александровского сада» до «Киевской» относился к Арбатско-Покровской линии. Схема движения была следующей: поезда от станции «Курская», а с 1944 года — от нынешней «Партизанской», шли до «Площади Революции», откуда по перегонным тоннелям попадали на «Александровский сад» и следовали до конечной станции «Киевской» мелкого заложения;

— в годы Великой Отечественной войны метро использовалось как убежище во время налетов немецкой авиации. В ночь с 22 на 23 июля 1941 года тоннель мелкого заложения между «Арбатской» и «Смоленской» был пробит авиационной бомбой. В этот момент движение поездов не осуществлялось, но были жертвы среди укрывавшихся в тоннеле людей. Также в 1941-м от авианалета пострадал Смоленский метромост. «Латка» отверстия в перекрытии тоннеля сохранилась, ее могут видеть машинисты следующих по Филевской линии поездов;

— после войны было принято решение продублировать участок до станции «Киевская» линией метро глубокого заложения, пустив ее под Москвой-рекой. Новые станции «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская» были построены на глубине от 38 до 50 метров. 5 апреля 1953 года на них перевели движение поездов синей линии, а участок до «Киевской» мелкого заложения закрыли;

— с 1953 по 1958 год закрытые станции мелкого заложения использовались как склады и пространство для выставок. На путях «Арбатской» и «Смоленской» уложили настилы и выставили стеллажи для экспонатов. А в перегонных тоннелях метрополитен размещал старые вагоны. Многие из них были трофейными — их вывезли после из берлинского метро после окончания войны. Кроме того, на одном из путей участка «Александровский сад» — «Киевская» проводились испытания модернизированных вагонов и новых типов подвижного состава;

— в 1958 году закрытый участок был расконсервирован, чтобы превратить его в новую ветку метро, идущую на запад столицы. Арбатско-Филевская линия открылась 7 ноября 1958 года. Первоначально поезда следовали от «Александровского сада» до «Кутузовской», а ровно через год линию продлили до «Филей». В 1965 году голубая ветка дошла до «Молодежной», а в 1989-м была продлена до «Крылатского». Нынешний вид на схеме московского метро Филевская линия приобрела 7 января 2008 года, когда участок после «Кунцевской» был передан Арбатско-Покровской линии;





— все семь открытых станций Филевской линии спроектировал архитектор Римидалв Погребной (родители архитектора, пламенные революционеры, назвали своего сына перевернутым именем Ленина). Линия открывалась в годы борьбы с излишествами, и наземные станции получились брутальными. В облике станций частично отразились тенденции советского авангарда 1920-1930-х годов, а также европейского функционализма;

— платформы наземных станций Филевской линии короче обычных станций московского метро. Поэтому здесь никогда не эксплуатировались составы длиной более шести вагонов. Сегодня по этой линии курсируют сочлененные вагоны «Русич». Они длиннее обычных, состав на Филевской линии состоит из четырех сочлененных вагонов. «Русичи» разрабатывались в том числе и для эксплуатации на наземных линиях. Поэтому они оборудованы современной системой вентиляции и отопления;

— реконструкция наземного участка — первая в истории Филевской линии метро. За 60 лет эксплуатации конструктивные и инженерные элементы станций были изношены более чем на 70 процентов;

— пассажиры знают, что с ближней платформы станции «Александровский сад» поезда отправляются до «Кунцевской», а чтобы попасть в «Москва-Сити», надо перейти по мостику или тоннелю к поезду на дальнюю платформу. Филевская — единственная линия в Москве с вилочным движением поездов;

— все три конечные станции Филевской линии уникальны тем, что за ними нет оборотных тупиков. Приехавшим пассажирам не обязательно выходить из поезда, поскольку он через несколько минут отправится обратно. В период реконструкции Филевской линии, например, только таким способом можно попасть по ней на станцию «Пионерская». Поезда из центра на этой станции не останавливаются, пассажиры доезжают до «Кунцевской» и на том же составе возвращаются на «Пионерскую»;

— вход на станцию «Киевская» Филевской линии был оформлен в 2006 году французскими архитекторами в стиле декора парижского метрополитена. В ответ станцию Madeleine парижской подземки оформили витражом «Курочка Ряба», который содержит надпись «Московское метро»;

— пути за станцией «Александровский сад» до сих пор ведут к «Площади Революции». По ним постоянно ходят поезда, передаваемые из депо «Фили» на Арбатско-Покровскую линию;

— повторить схему движения 1935-1938 годов уже невозможно. Один из перегонных тоннелей между станциями «Александровский сад» и «Охотный Ряд» был разрушен в середине 1990-х годов при строительстве одноименного торгового комплекса под Манежной площадью;

— до 2011 года все станции с живописно изогнутыми платформами располагались в московском метро исключительно на Филёвской линии. Это «Александровский сад», «Кутузовская», «Выставочная» и «Международная». Лишь недавно в метро добавились еще две станции, расположенные «по кривой» — «Зябликово» на Люблинско-Дмитровской линии и «Пятницкое шоссе» на Арбатско-Покровской;







— все подземные станции московского метро островные. Единственное исключение — «Александровский сад». Это связано с тем, что при строительстве было крайне сложно развести пути в узком пространстве между Кутафьей башней Кремля и зданием Манежа;

— перегон «Александровский сад» — «Арбатская» на протяжении 71 года был самым коротким в московском метро. Его длина, если считать по серединным осям станций, — 515 метров. С 2006 года рекорд принадлежит другому перегону Филёвской линии «Выставочная» — «Международная» — 498 метров, а протяженность тоннелей между платформами еще меньше — всего 379 метров;

— «Кунцевская» — единственная наземная станция в московском метро, где можно пересесть с одной линии на другую. Через несколько лет она станет также единственной станцией, где будет работать подземно-наземная пересадка с линии на линию. Рядом с «Кунцевскими» будет открыта подземная станция «Можайская» Третьего пересадочного контура;

— станция «Студенческая» известна тем, что к ней не проложен ни один маршрут городского общественного транспорта. С 1983 по 2002 год она была единственной такой в Москве. При этом станция расположена гораздо ближе к центру Москвы, чем «Воробьевы горы», «Лесопарковая» и «Спартак»;

— на «Арбатской» Филевской линии издавна располагался буфет для машинистов, в котором мог поесть любой пассажир. Таких буфетов в только два: второй находится на «Войковской». В 2016 году буфет был реконструирован в ретростиле;

— расположенная в ядре делового центра «Москва-Сити» станция «Выставочная» — первая, оформленная в Москве в стиле хай-тек. На ней пассажиры могут посетить расположенную на балконе станции галерею «Метро».

— на «Выставочной» находится Центр профессиональной ориентации Московского метрополитена. Этот центр — по сути, музей метро, в котором сотрудники рассказывают посетителям (в основном детям) о тонкостях работы в подземке. На выставке можно ознакомиться с инженерными устройствами, расположенными в тоннеле, макетами вагонного оборудования и другими интересными экспонатами, недоступными пассажирам в обычном режиме. Можно даже прокатиться на симуляторе поезда нового поколения.