Занимательный материал на букву ю. Буква ю и звуки, которые она обозначает. Пословицы и поговорки на букву Ю

Принято на Совете педагогов Утверждаю

В МДОУ детского сада № Заведующая МДОУ детского сад №

_________________________ ________________________________

протокол № _______________________________

«____»_____________ 20 г. «____»_______________20 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедической группе

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ.

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы МДОУ д/с№ ___ (далее МДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»

1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью:

· организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера);

1.4. Основные задачи логопедической группы:

· коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

· своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

· коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

· активизация познавательной деятельности детей;

· пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.5. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.

2. Организация логопедической работы

2.1. Логопедическая группа в дошкольном образовательном учреждении открывается на основании приказа отдела образования Советского района и комплектуется в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении.

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

Общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

Фонетическое недоразвитие (ФН);

Заикание.

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе коллегиального заключения ПМПК Советского района. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

Нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

Задержку психического развития;

Фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;

Заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

С детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

С детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся:

С детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;

С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:

В старшей группе - 20-25 минут;

В подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную психолого-медико-педагогическую комиссию.

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

3. Руководство логопедической группой

3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующая МДОУ:

Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

Подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

4. Права и обязанности учителя-логопеда

4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

4.6. Учитель-логопед:

Обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

Обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

Проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

Готовит документы для обследования детей на психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения в специальные группы;

Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

Представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

Поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

Информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;

Ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

Участвует в работе методического объединения учителей-логопедов и педагогических советах муниципального дошкольного образовательного учреждения;

Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед логопедической группы дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации. - журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки; - отчет логопеда за год.

5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Законодательством РФ, квалификационной категории.

5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.

5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.


Положение о логопедическом пункте

1.Общие положения

1.1Настоящее положение разработано в соответствии сФедеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

1.2.Н. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта в организации.

2.Задачи логопедического пункта

2.1.Своевременно выявлять нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся; определять их уровень и характер.

2.2.Устранять эти нарушения.

2.3. Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).

3.Организация деятельности логопеда

3.1.Логопедический пункт создаётся для обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:

Общее недоразвитие речи разных уровней;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

Недостатки произношения-фонетический дефект.

3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.

по25мая. Данные обследования регистрируются в журнале обследования устной и письменной речи.

3.4.Предельная наполняемость логопедического пункта-не более 20человек (сельского общеобразовательного учреждения) на каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту.

3.5.Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений устной и письменной речи.

3.6.Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 2 лет и более.

3.7.Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и с подгруппой и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.

3.8.Периодичностьподгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут (с учётом передвижения детей) Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

3.9.В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель МОУ СОШ, родители (законные представители).

3.10.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов (1ставка), из которых 18ч отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с обучающимися, а 2часа –на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, повышение ставки заработной платы на 20%, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.

3.11.В каникулярное время учитель логопед привлекается к педагогической, методической и организационной работе, которая заключается в следующем:

Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи при записи детей в школу;

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов;

Участие в семинарах, практических конференциях школы, района, области;

Подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям;

4. Руководство логопедическим пунктом

4.1.Общее руководство логопедическим пунктом МОУ СОШ осуществляет директор.

4.2.Директор МОУ СОШ:

Обеспечивает создание условий для проведения с обучающимися коррекционно-педагогической работы;

4.3.Учитель-логопед:

Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи.

Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку)

Разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по определению дефектов речевого развития обучающихся, представляет до 15 июня ежегодный отчёт.

4.4.Логопедический кабинет обеспечивается документацией и специальным оборудованием.

Документация логопедического пункта при МОУ СОШ _______

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

Индивидуальная карточка ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопункт.

Годовой план организационно-методической работы учителя-логопеда с педколлективом и родителями.

Тетрадь учёта консультаций.

График работы учителя-логопеда.

Рабочие тетради для занятий по коррекции звукопроизношения и письма.

Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи.

Паспорт кабинета.

Анализ о проделанной за учебный год работе.

Приложение 1

Список обучающихся, имеющих

Нарушения в развитии устной и письменной речи.

(заполняется учителем- логопедом после обследования обучающихся.)

Сентябрь 2014г

Фамилия, имя

обучающегося.

Г.р.

Класс

Дата обследо-

вания.

Реальная

успеваемость

по родному

языку.

Заключение

учителя-

логопеда.

Примечание.

1.Котов Олег

14.05.08

1-а

09.09.13

Начало у/года

НВОНР

Приложение 2

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося,

зачисленного в логопедический пункт)

  1. Фамилия, имя, возраст.
  2. Класс.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. Дата зачисления в логопедический пункт.
  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
  6. Жалобы учителей или родителей (законных представителей).
  7. Заключение психиатра.
  8. Состояние слуха.
  9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
  10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
  11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части

речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие

аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие,

искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков, воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

  1. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового

состава слова.

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и

замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

  1. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное,

слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

  1. Проявления заикания: а) предполагаемая причина; выраженность

заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

  1. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя

(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

  1. Заключение учителя-логопеда.
  2. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту

отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Приложение 3

Индивидуальная карточка учащегося

1.Фамилия, имя, дата рождения_________________________

2.Класс____________ Домашний адрес__________________

____________________________________________________ _______________________________________________________________

3.Телефон________________________ ___________________________________________

4.Посещал ли детский сад?______________________________

5.Речевая среда(есть ли в семье заикающиеся, с дефектами

речи, двуязычие) _____________________________________ двуязычие)_____________________________________________________

6.Раннее физическое развитие (когда стал сидеть) _____________

(когда стал ходить)_______________________________

7.Раннее речевое развитие (когда появились первые слова) _____

______________________________________________________ ________________________________________________________________

(первая фраза)___________________________________________

занятий при школе.

Расписание занятий:____________________________________

________________________________________________________________

Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение

своими детьми логопедических занятий.

Подпись родителей _________________________ родителей______________________

Дата заполнения ___________________________

8.Дата зачисления на логопедический пункт________________

9.Логопедическое заключение при поступлении на логопункт____________ _________________________________________________________________

10.результат коррекционной работы _________________________________________________________________

_______________________________________________________ _________________________________________________________________

Подпись логопеда __________

Приложение 4

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся

Ф.И. Р

Год рождения

класс

Дата обсл.

Логопедическое заключение, принятые меры

примечания

Петров Иван Сергеевич

05.10.2008.

1-а

12.09.2014

Выпущен 15.05.20014

Приложение 5

Журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт

(название учреждения)

в 2014-2015 учебном году.

Месяц Сентябрь

Список детей

Артемьев Евгений

Приложение 6

Годовой план организационно-методической работы

Учителя - логопеда МОУ СОШ________

Ф. И. О. на 2014-2015 учебный год.

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Утверждено на заседании актива дефектологов
г. Москвы на основании решения коллегии
Московского комитета образования
от 24 февраля 2000 г.

Пояснительная записка

1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп , направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года.

6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.

8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.

11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

12. Документация учителя-логопеда в детском саду , не имеющем специализированных групп:

Журнал состояния речи всех детей;

Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения,

Индивидуальные тетради для занятий детей;

Журнал посещаемости занятий;

Речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;

План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

13. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

14. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).

3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).

6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.

8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.

Должностная инструкция учителя-логопеда:

1. Общие положения:

1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется:

Конституцией Российской Федерации;
законами Российской Федерации;
решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
Конвенцией о правах ребенка;
Уставом дошкольного образовательного учреждения;
инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;
настоящей должностной инструкцией;

Логопед должен знать:

Возрастную и специальную педагогику и психологию;
анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников);
нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии;
новейшие достижения дефектологической науки;
правила и нормы труда; техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Функции учителя-логопеда:

1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).

3. Должностные обязанности:

1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

6. Ведет необходимую документацию.

7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.

9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденному руководителем образовательного учреждения, согласованному с профсоюзной организацией.

15. Осуществляет связь с родителями.

16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями ДОУ.

Права учителя-логопеда:

1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством России.

2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.

3. Повышать свою квалификацию.

4. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908.

5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

Ответственность учителя-логопеда:

1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.

3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда:

Вводная часть.

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

1. Тщательно вымыть руки.

2. Подготовить для работы все необходимое.

3. Произвести стерилизацию логопедических зондов:

Кипячением в стерилизаторе;
- обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

1класс

Тема урока: Буквы Ю ю .

Обозначение буквой ю звуков [ y ] и [й’ y ]

в начале слова и слога.

Составление рассказа «Режим дня».

Цели: - развивать умение учащихся читать слова и предложения с буквой ю

Обогащать словарный запас

Развивать фонематический слух, речь, память, внимание

Развивать умение формулировать собственную точку зрения

Воспитывать интерес к чтению

Воспитывать умение правильно распределять своё рабочее время

Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

Оборудование: - презентация

Таблицы

Карточки с буквами

Индивидуальные карточки

Картинка проводника

ХОД УРОКА

I. Приветствие гостей

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становится

Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

II. Сообщение темы урока. Слайд

Дети! Сегодня мы отправляемся в кругосветное путешествие на веселом поезде по стране звуков и букв, во время которого мы продолжим работу с буквой Ю , будем учится читать, выполнять интересные задания.

III. Закрепление и обобщение знаний. Слайд

    Вот мы и на вокзале.

Что нам нужно, для того чтобы попасть на поезд.

Но проводник ( рисунок на доску ) говорит, что билеты получат только те, кто правильно ответит на вопросы.

Давайте ответим на вопросы и отправимся в путь.

Слайд

    Из чего состоит наша речь?

    Из чего состоят предложения?

    Из чего состоят слова?

    Из чего состоят слоги?

    Какие бывают звуки?

    Какими бывают гласные звуки?

    Какими бывают согласные звуки?

    Чем звуки отличаются от букв?

    Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие.

    Какие звуки обозначают мягкость согласных?

Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получают билеты. Сохраните эти билеты до конца поездки, они нам ещё пригодятся.

А сейчас в путь до станции Повторялкино .

    Станция Повторялкино. Слайд

С какой буквой познакомились на прошлом уроке?

    Игра «Узнай букву»

Если увидите букву ю , хлопайте в ладоши.

( Вылетают буквы: С, Н, Ю,М,Ю,В,К,Ю,Ю,О,Я,Ю )

Слайды (вылетают буквы)


В купе едут пассажиры:

Люда, Юнона, Ксюша и Юля ( карточки )

Что между ними общего?

На какие две группы можно разделить имена

детей? По какому признаку?

Какую работу может выполнять буква ю ?

Таблица

- Сделайте звуко-буквенный анализ слов

Юля Люда

Одинаковое ли количество звуков и букв? Почему?

    Станция Зарядкино.

Слайд

В окошко мы увидели

И речку, и цветы. (Поворот головы вправо, влево )

Узнали много нового

И я, и мы и ты. (Движения руками)

Зарядкино! Зарядкино! (Прыжки с хлопками над головой )

Довольна детвора, (Руки в стороны )

Скорее все в вагоны (Бег )

Все по вагонам. Следующая станция Смекалкино.

Слайд

    Станция Смекалкино .

Работа в парах

1 ряд – «Составь слово» Карточки

и лют

са зюм

юб хо

брю дюк

ин ка

2 ряд – Анаграммы

ТГЮУ – утюг

СПЮЛ – плюс

РЮБКИ – брюки

СТЮЛАР – люстра

3 ряд – Расшифруйте предложение

реЮ месь тел.

рьпеТе раЮ ченику.

нО итход в выйреп сскла.

Молодцы! (проверяем по слайдам)

Слайды

    Станция Закреплялкино.

Слайд

Игра «Живые буквы»

Отгадайте загадку.

Ученики получают карточки с буквами и выкладывают слово.

Загадки

Слайды

Кручусь, верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день. Юла

Грянул гром,

Веселый гром,

Засверкало все кругом!

Брызги света всюду льют.

Это праздничный …. салют

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки,

Эта палка – для хоккея

И она зовется … клюшка

    Станция Зарядкино 2. Слайд

Я буду называть слова. Если в слове есть буква ю – приседают мальчики. Если нет – приседают девочки.

Юбка, кофта, север, юг, юный, старый, девушка, юноша, январь, июнь, дом, юрта.

Какое непонятное слово вам встретилось? (юрта)

Слайд

    Станция Читайкино. Слайд

Работа по Букварю

    Чтение слов по цепочке. Что общего в словах каждого столбика?

    Развитие речи учащихся

Прочитайте слова, написанные вокруг буквы Я.

- О чём мы будем говорить?

- Расскажите о своём распорядке дня.

- Для чего человеку нужен режим дня?

3) Чтение «Пробуждальной песенки»

С каким настроением нужно просыпаться?

Каждый день, как только вы проснулись, подумайте – у меня есть бесценная человеческая жизнь, и я не буду тратить её впустую. Я буду тратить свою

энергию, чтобы развивать себя, чтобы быть полезным людям, я буду думать о других только хорошее.

    Подведение итогов. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.

Продолжите предложения:

Слайд
-Я узнал, что…
- Мне было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…

Я хочу поблагодарить вас за работу, за ваше старание, за стремление к знаниям.

У вас на партах лежат билеты. Кому понравилось сегодняшнее путешествие, сдайте их, чтобы по ним можно было ещё совершить поездку.

Спасибо за урок!