Задания на различение п и т. Логопедические занятия на тему: "Дифференциация букв п—т". Логопед дает задания

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила учитель-логопед МБОУ ЦПК Каримова Наталья Викторовна Дифференциация букв П-Т

Попугай в ажурной клетке Песню пел своей соседке. Повторил мой голосочек, Посмеялись мы разочек. Тигр- это та же кошка, Только дикая немножко. Те же уши, тот же хвост, Только чуть повыше рост. Какой звук повторяется в начале каждой строки?

Пиши правильно

Пиши правильно

Буква П Буква Т Дифференциация букв П-Т

Различай количество элементов

Губы Зубы Язык Голосовые связки П Пь Смыкаются Смыкаются сильнее Разомкнуты Лежит внизу Не работают Т Ть Разомкнуты Разомкнуты Язык за верхними зубами, работает кончик. Язык напряжен. Не работают Положение органов артикуляции

ПА- ТА- ПА ПО-ПУ- ТУ ТИ- ПИ- ТИ ИТ- ИП- УТ ЫТ- АТ- ОТ ЕП-ОП-АП Прочитайте слоговые таблицы

2а-3а 3у-2у-3у и2-и3 2и-3и 2е-3е-2е а3-а2 2у-3у 3ы-2а-3у о3-о2-ы3 Расшифруйте и запишите слоги

III ворог сиро II салю III II авлин зака III II ира III ла II ка с III анок III анец II о III III ол II а гало II жел III ок II ла III ок II о III олок кру II па с III епи III ор III Игра «Разведчики»

Вел.. нец.. лец кру.. ..кси.. мара.. ракан ПА ТА..рус..мятник.. поротник.. релка.. буретка.. ня.. ша Вставьте слоги «ПА» или «ТА» и прочитайте слова

Т П П Т Определи место звука в слове

П Т Т Т Определи место звука в слове

ПТ Т П Определи место звука в слове

Оло -но -ос-ель Ка- ок -е-ух Са-ог -ас -ила -ос- авил -о- емнел Вставьте буквы П или Т

Дерево трячет корни в земле, Искры паятся в зеленой золе, В желуде стелом стряпан дубок, В понкой скорлутке стряпан желпок. Что перепутал Зайчишка?

На крапиве, как на плитке, Вскипятили чай улитки. Заходи чайку напиться, Кто крапивы не боится. Физкультминутка

ПБРЮОГДЧЮГТБОРДВГДЫБЮЙР ДЗЕЯЖДЗЩЕЗЛИЕЛДЛЖКЕЖ Зачеркните все буквы, которые встречаются в строке 3 раза, и соедини оставшиеся.

получилось Почтовый ящик Молодец! Проверь себя

Над столом висит (толка, полка). Гадкий Утенок (стал, спал) прекрасной птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (порт, торт). Мало (толка, полка) от лентяев. Спиши предложения, выбрав из скобок слова по смыслу

Помоги медведям достроить мостики

Пот Степь Ступал Тряпки Теплица Замени п на т

Топ Спеть Спутал Прятки Петлица Проверь себя

молоток – молопок Стички – спички Капушка – катушка Капля – катля Тотугай - попугай Найди правильно написанное слово

Молодцы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи

Дыхательная гимнастика

«Чудесный нос » Говорятся слова «задержим дыхание». После глубокого вдоха задерживается дыхание. Потом под присказку делается упражнение: «Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо, Потом мое задание - задержать дыхание, Раз, два, три, четыре, Дышу глубже, шире....
1. Дифференциация звуков [Б] - [П].

Прочитай слова. батон, булка, баранка, суп, тулуп, сироп.

На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Б - п)

«Верите или не верите»

Верите ли вы, что эти звуки похожи? Что звуки могут обозначаться цветом? Что одна буква может изменить значение слова?

(согласные, бывают мягкие и твердые)

Чем различаются? (звонкий, глухой)

Как думаете чему будем учиться?

2. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]», топнуть «Б»

п, б, б, п...; ба, па, по, бу...; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба...

3. Дидактическое упражнение

1) Повтори слоговые ряды.

Ба-по-пу-бы
По-бу-бы-ба
Ба-бя-па-пя
Бо-бё-ло-пё

2) Назови лишний слог.

Ба-ба-па-ба
По-по-по-бо
Бу-пу-пу-пу
Пы-бы-пы-лы

4. Работа в парах на карточках

1) Вставь в слова пропущенные слоги БА или ПА . Прочитай слова.

2) БУ или ПУ

5. Задание Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?

Почка - бочка, пар - ..., пот - ..., пой - ..., папа - ..., пашня - ..., пас - ..., правый - ..., палка - ...

6. Что изменилось?

Бока - пока

Пять - путь

Поиск – писк

1) Игра “Звуковая мозаика”

Отгадайте загадку. К отгадке составьте схему из деталей мозаики (красный – гласный, синий – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий).

Один ученик работает у доски (составляет схему при помощи цветных магнитов, другой записывает слово на доске).

Коллективная проверка.

У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка –
Держит две косички. (Бант. )

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Песни распевает, время считает. (Петух. )

2). Восстановление деформированных слов с доски.

Отгадайте слова, поставив слоги в нужном порядке. Запишите их в тетрадь.

ЛА, ОБ, КА
БА, КА, ЧОК
БАК, РЫ
ПА, ЛАМ
БУ, КА, ЛАВ
А, КОС, БРИ

(Облака, кабачок, рыбак, лампа, булавка, абрикос.)

5. Повтори скороговорку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа.

7. Игра «Закончи предложение».

Взрослый предлагает ребенку послушать предложение и самостоятельно закончить их подходящими по смыслу сло­вами.

На цветок села разноцветная... (бабочка). Мы с мамой ждём дома нашего любимого... (папочку). Вокруг дома стоит высокий... (забор). Петя запирает забор на... (запор). Барабанщик барабанит в... (барабан). Стадо овец пасёт... (пастух).

6. Повтори предложения.

Папа покупает бусы. Бок у быка пока болит. У папы борода.

Составим схему предложения

    Работа на карточках. Поменялись. Проверили.

    Чтение задачи.

Над цветком кружилось 5 бабочек. Улетело 2. Сколько бабочек осталось?

Что это за текст? (задача)

Докажите

Условие: Над цветком кружилось 5 бабочек. Улетело 2

Числовые данные: 5, 2

Вопрос: Сколько бабочек осталось?

    Задача ли? Дополни до задачи

На дереве сидело 2 птицы. Сколько осталось?

В вазе стояли розы и маки. Сколько всего цветов в вазе?

На грядке росли 5 огурцов и 1 баклажан.

Тема: Преодоление акустической дисграфии (дифференциация звуков [п] - [б]) у учащихся 1 класса.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • различение звуков [б - п] на слух и в произношении;
  • уточнение различий между парными звонким и глухим [б - п];
  • закрепление соотнесения глухого звука [п] с буквой П, а звонкого [б] с буквой Б.

Коррекционно-развивающие:

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыкавзаимопроверки;
  • воспитание стремления добиваться поставленной цели.

Оборудование: картинка-ребус, предметные картинки (петух, пила, белка, перец, бабочка, паровозик, баран, попугай), карточки со словами с пропущенной буквой,тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики” (кинезиологическоеупражнение “Пальчики здороваются”:поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе).

II. Основная часть занятия.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(бочка)
На ветках -
Плотный комочек.
В нём дремлет
Зеленый листочек.
(почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
Какими звуками отличаются эти слова?

"Ребята, найдите на картинке буквы Б и П. Молодцы!"

"Итак, сегодня мы и поговорим о буквах Б и П о звуках, которые они обозначают".



1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются).

Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [б]. Б-Б-Б. (Дрожит).

2. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Повтори слова парами(каждый ребенок повторяет свою пару):
бас - пас
быль - пыль
бух - пух
боль - Поль
бар - пар
бить - пить
бот - пот
бока - пока
бел - пел
блошка - плошка
баня - Паня
забор - запор
блеск - плеск
барин - парень
борт - порт

«Поймайте звук [п] или звук [б]»:

- "Ребята вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [п] ([б]). Слушайте внимательно!" (кнопка, платье, бабочка, лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, рубашка, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан).

Буква заблудилась.
Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот, глухой [п] на звонкий [б].
Палка, почка, пой, балка,
бой, бочка, быль, панк,
пыль, блещут, панк, плещут, банк,
забор, пар, запор, бар, пробел, пропел.

Отбор картинок, в названии которых есть звуки [б - п]:
- “У каждого из вас на парте лежат картинки.Разложите их на 2 группы. Справаположите картинки, в названии которых есть звук [п], а слева - со звуком [б]."

3. Физкультминутка (действия по тексту).

Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно.
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!

4. Дифференциация звуков [б - п] на письме.

Помогите буквам [б - п]встать на свои места:

Аук,зу_ы, _уквы, шля_а, са_оги, ру_ашка.

- "Ребята, посмотрите на слова, у каждого из них потерялась одна буква. Помогите им найти каждому свою букву. Запишите в тетради слова с буквой П в один столбик, а с буквой Б - в другой столбик."
- "Подчеркните буквы Б и П карандашом."
- "Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, правильно ли вы написали."

Офтальмо пауза(электронная офтальмо пауза “Облака”, разработана Мишуковой О. И.):
"Ребята, сейчас я включу картинку. Вам надо будет следить за облачком глазами."
"Скажите, какой звук в слове облако - [б] или [п]?"
"Где он находится: в начале, середине или конце слова?"

Запишите услышанную букву:

- "Я прочитаю вам предложение, а вы запишите в тетради букву, которая чаще слышится в нем: Б или П."
Рыбаки удили рыбу.
Поля поливает тюльпаны.
Плавно плывет пароход.
На голубом цветке - бабочки.

III. Подведение итогов занятия

- “Ребята, с какими звуками и буквами мы сегодня работали?Чем они различаются? Молодцы! Все сегодня старались, мне понравилась ваша работа на уроке!”

Окт 15

Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.

Задачи:

Образовательные:

Учить различать звуки [П-Т], буквы п – т на письме.

Научить конструировать и реконструировать буквы п, т.

Закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык постановки ударения.

Коррекционные:

Развитие временных отношений, зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.

Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.

Развитие конструктивной деятельности.

Развитие языкового, фонематического анализа и синтеза.

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать орфографическую зоркость.

Развитие умения составлять словосочетания.

Развивать диафрагмальное дыхание.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.

Развитие аналитическо-синтетической деятельности.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Развитие мышечных ощущений, воображения и чувств.

Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

Воспитательные:

Развитие навыка самоконтроля и самостоятельности.

Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: шнурочки для конструирования; предметные картинки; цифровая линейка; карточки с буквами п – т; слоговые таблицы.

Конспект логопедического занятия с использованием компьютерной презентации .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.

Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.

II. Основная часть.

Сегодня мы будем выполнять много разных и интересных заданий и упражнений. Главная наша задача – научиться определять сходства и различия рукописных букв п и т .

1. Зрительный анализ букв т и п . Определение их сходства и различия.

Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы т ? у буквы п ?

Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)

2. Конструирование букв п и т .

(У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).

Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)

3. Дифференциация букв п – т в слогах.

  • Чтение слоговой таблицы.

  • Игра «Волшебный ластик».

Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

4. Дифференциация букв п – т в словах.

  • Сравнение слов по написанию и смыслу.

В начале урока для того, чтобы сесть, вы читали своё слово на карточке. Вспомните, кто какое слово читал. (Ответы детей: тачка, пачка, точка, почка, пушка)

Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т ”.

На доске карточка “тачка” .

Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка” )

Какое слово получилось? (“Пачка”) .

Объясните значение слова.

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т .

Запись слов в тетрадь.

Образец: тачка – пачка, точка – почка

  • Игра «Шпионы».

- Прочитайте слова, используя ключ шифра.

Запишите слова в тетрадь.

В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.

  • Классификация слов по наличию букв п – т.

Назовите картинку. Определите, какой звук произносится, и какую букву п или т нужно писать.

Запишите слова в два столбика.

  • Определение места букв п – т в слове.

- Определите место букв п и т в словах с помощью цифровой линейки.

У каждого ученика индивидуальные цифровые линейки и карточки с прописными буквами п-т.

Предметные картинки: топор, лопата, петух, тапки, лапти.

5. Дифференциация букв п – т в предложениях.

  • Формирование навыка понимания прочитанного.

Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова.

Над столом висит (толка, полка).

Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.

Теплоход приходит в (торт, порт).

Мише подарили (порт, торт).

От лентяев мало (полка, толка).

  • Работа с деформированными предложениями.

Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы п или т .

Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.

#одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и.
ку#ил, па#а, #ор#.

III . Итог занятия.

Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [п ] и [т ].

Чему учились сегодня на занятии?

Как различать при написании буквы п и т?

Учимся различать буквы П п - т.

1. Развитие умения конструирования и реконструирования.

Построй буквы из элементов под диктовку:

нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки;

отступить одну клетку;

рядом начертить параллельно такую же палочку;

соединить две параллельные палочки наверху перекладиной.

Это печатная заглавная буква П;

нарисовать вертикальную палочку высотой в одну клетку;

нарисовать наверху перекладину шириной в две клетки так, чтобы она

касалась вертикальной палочки.

Это печатная строчная буква т.

2. Запись букв п - т по заданию взрослого различным шрифтом.

- Напиши буквы п – т различным шрифтом:

рукописная строчная буква п;

рукописная заглавная буква Т;

рукописная заглавная буква П;

рукописная строчная буква тп;

печатная строчная буква п;

печатная заглавная буква П;

печатная строчная буква тп;

печатная заглавная буква Т.

3. Сравнение букв занятия.



пПодумай и скажи, в чем их сходство, а в чем различие. Сравни печат­ные и рукописные буквы.

Выбор символов для обозначения на письме букв занятия:

Вывод: у рукописной буквы п вертикально пишем две палочки, у рукописной буквы т - три палочки, поэтому можно выбрать для их обозначения цифры, соответствующие количеству элементов: п -2, т –3.

4. Развитие зрительного внимания

Напиши цифру 2 или 3 справа от соответствующей буквы п или т в таблице.

3. Игра «Волшебный ластик»


- Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах п и т перекладины. Посмотри, что получилось. Прочитай слоги, опираясь на количество ножек букв.

Восстанови перекладины в слогах и запиши все слоги.

Ответы: пу, па, та, пут, ты, пя, пот, тат, ет, пё.

Какое слово спряталось в слогах? (Пот.)

4.Знакомство с героями занятия.

- Собери имена детей из букв.

О, П, Л, Я - Поля.

Т, Л, Я, А-Толя.

Чем отличаются имена? (Написанием, значением.) Какое имя принадлежит девочке? А какое - мальчику?

(Взрослый показывает ребенку изображения детей и карточки с их именами).

5. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

- Однажды Поля и Толя составляли из слогов слова. Каждый из них хотел вставить в слово карточку со своим слогом - ПА или ТА. Давай разрешим спор детей.

Вставь карточки со слогами ПА и ТА и прочитай слова. Назови имена детей. Назовите самое длинное слово.


3А2КИ ____________

2АЛЬ3О ___________

2УХ0ВИК __________

СА20ГИ ___________

ША2КА ___________

БО3ИНКИ __________

3УФЛИ ____________

2ЛА3ЬЕ ______________

7. - Вспомни слова с буквой, при написании которой ты используешь три перекладины-ножки, а теперь такие, в которой есть две перекладины - ножки. Были ли у тебя слова, в которых встречаются обе буквы занятия?

Занятие 2

1.Соотнесение звука, буквы и символа.

- Всп омни тему прошлого занятия и разложи буквы п-т около картинок с изображениями предметов (взрослый предлагает картинки, в названиях которых есть буквы п – т).

2. Сравнительная характеристика букв занятия. Нахождение сходства и различий между элементами букв п-т (количественный и качественный анализ )

- Однажды Толя и Поля отправились в лес за грибами. Они набрали полные корзины рыжиков, маслят, груздей и хотели уже возвращаться домой, как» обнаружили, что ушли далеко от дома и не могут определить, куда теперь идти. Дети пошли по лесной тропинке и вышли на полянку. Там стояла старая избушка. Поля и Толя осторожно подошли к окну и заглянули внутрь.

Посреди комнаты стоял большой деревянный стол. На нём три миски: одна большая, вторая поменьше, а третья самая маленькая. Возле каждой миски лежало по одной ложке. Около стола стояло три стула: один высокий и широкий, второй - пониже, а третий - самый маленький... .

Как ты думаешь, кто жил в этой избушке? (выставляет силуэтные изображения медведей)

Определи, какой силуэт мог принадлежать Настасье Петровне, какой - Мишутке, а какой - Михаиле Потапычу?


3.Дифференциация букв п - т в словах

Поля и Толя попросили медведей помочь им выбраться из леса. Медведи помогут детям, если они выполнят ряд заданий.

Вставь буквы п - т в слова и подели их между медведями: слова с буквой т отдай Мишутке, с буквой п - Настасье Петровне, а с буквами пит - Михайло Потаповичу. Запиши эти слова рядом с соответствующей картинкой.

КРУ...А САЛЮАЛЬМА

О…О…

ГАЛО... ЛО...А...А

ОЛЬКА ЗА...ЛА...КА

ВОРОГ ЗАКА...

ЗА...АД...АБУРЕ...

СИРО... ЛА...КА

ВОРО...А...АВЛИН



4. Работа со словами-паронимами.

Подбери слова, отличающиеся друг от друга только одной буквой. Например: пачка - тачка…

5. Развитие зрительной и слуховой памяти. Работа со скороговоркой.

- Поля вспомнила скороговорку с любимыми буквами п - т и решила научить медведей произносить ее верно и быстро.

Прочитай текст скороговорки и постарайся произнести её быстро:

От топота копыт пыль по полю летит.

Запиши скороговорку по памяти и назови буквы занятия.

6. Дифференциация букв занятия на уровне текста

- Вставь пропущенные буквы в слова и прочитай текст стихотворения.

На кра...иве, как на...ли...ке, Вски...я...или чай ули...ки.

Заходи чайку на...и...ься,

Кто кра...ивы не бои...ся.

Перепиши это стихотворение.

7. Назови для Поли и Толи слова с их любимыми буквами.

Из книг: 1. . Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Издательство ГНОМ и Д. 2008.

2. Е. В . Мазанова Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Издательство: ГНОМ и Д, 2006 г.