Все условные знаки на карте. Обозначения и условные знаки (география). Условные пояснительные знаки возраста и породы лесов

Топографические (картографические) условные знаки – символические штриховые и фоновые условные обозначения объектов местности, применяемые для их изображения на топографических картах .

Для топографических условных знаков предусмотрена общность обозначений (по начертанию и цвету) однородных групп объектов, при этом основные знаки для топографических карт разных стран не имеют между собой особых различий. Как правило, топографические условные знаки передают форму и размеры, местоположение и некоторые качественные и количественные характеристики воспроизводимых на картах предметов, контуров и элементов рельефа.

Топографические условные знаки принято разделять на масштабные (или площадные ), внемасштабные , линейные ипояснительные .

Масштабные, или площадные условные знаки служат для изображения таких топографических объектов, занимающих значительную площадь и размеры которых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты или плана. Площадной условный знак состоит из знака границы объекта и заполняющих его знаков или условной окраски. Контур объекта показывается точечным пунктиром (контур леса, луга, болота), сплошной линией (контур водоема, населенного пункта) или условным знаком соответствующей границы (канавы, изгороди). Заполняющие знаки располагаются внутри контура в определенном порядке (произвольно, в шахматном порядке, горизонтальными и вертикальными рядами). Площадные условные знаки позволяют не только найти расположение объекта, но и оценить его линейные размеры, площадь и очертания.

Внемасштабные условные знаки используются для передачи объектов, не выражающихся в масштабе карты. Эти знаки не позволяют судить о размерах изображаемых местных предметов. Положению предмета на местности соответствует определенная точка знака. Например, для знака правильной формы (например, треугольника, обозначающего пункт геодезической сети, круга – цистерну, скважину) – центр фигуры; для знака в виде перспективного рисунка объекта (фабричная труба, монумент) – середина основания фигуры; для знака с прямым углом в основании (ветряной двигатель, бензоколонка) – вершина этого угла; для знака, сочетающего несколько фигур (радиомачта, нефтяная вышка), – центр нижней из них. Следует учесть, что одни и те же местные предметы на картах или планах крупных масштабов могут быть выражены площадными (масштабными) условными знаками, а на картах мелких масштабов – внемасштабными условными знаками.

Линейные условные знаки предназначены для изображения протяженных объектов на местности, например железные и автомобильные дороги, просеки, линии электропередач, ручьи, границы и другие. Они занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными условными знаками. Длина таких объектов выражается в масштабе карты, а ширина на карте – вне масштаба. Обычно она получается больше ширины изображаемого объекта местности, а его положению соответствует продольная ось условного знака. Линейными топографическими условными знаками изображаются также горизонтали.

Пояснительные условные знаки применяются в целях дополнительной характеристики показываемых на карте местных предметов. Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и т. д. Различные надписи и собственные названия объектов на картах также носят пояснительный характер; каждая из них выполняется установленным шрифтом и буквами определенного размера.

На топографических картах, по мере умельчения их масштаба, однородные условные знаки объединяются в группы, последние – в один обобщенный знак и т.д., в целом систему данных обозначений можно представить в виде усеченной пирамиды, в основании которой лежат знаки для топографических планов масштаба 1: 500, а на вершине – для обзорно-топографических карт масштаба 1: 1 000 000.

Цвета топографических условных знаков едины для карт всех масштабов. Штриховые знаки угодий и их контуров, строений, сооружений, местных предметов, опорных пунктов и границ печатаются при издании черным цветом; элементов рельефа – коричневым; водоемы, водотоки, болота и ледники – синим (зеркало вод – светло-синим); площади древесно-кустарниковой растительности – зелёным (карликовые леса, стланики, кустарники, виноградники – светло-зелёным); кварталы с огнестойкими строениями и шоссе – оранжевым; кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги – желтым.

Наряду с условными знаками для топографических карт установлены условные сокращения собственных названий политико-административных единиц (например, Московская область – Моск.) и пояснительных терминов (например, электростанция – эл.-ст., болото - бол., юго-западный – ЮЗ). Стандартизованные шрифты для надписей на топографических картах позволяют дополнительно к условным знакам давать существенные сведения. Например, шрифты для наименований населенных пунктов отображают их тип, политико-административное значение и населенность, для рек – величину и возможность судоходства; шрифты для отметок высот, характеристик перевалов и колодцев дают возможность выделить главные из них и т.д.

Рельеф местности на топографических планах и картах изображается следующими методами: методами штрихов, отмывки, цветной пластики, отметок и горизонталей. На картах крупного масштаба и планах рельеф изображается, как правило, методом горизонталей, имеющим значительные преимущества перед всеми остальными методами.

Все условные знаки карт и планов должны обладать наглядностью, выразительностью и легко вычерчиваться. Условные знаки для всех масштабов карт и планов устанавливаются нормативными и инструктивными документами и являются обязательными для всех организаций и ведомств, выполняющих съемочные работы.

Учитывая многообразие сельскохозяйственных угодий и объектов, которое не укладывается в рамки обязательных условных знаков, землеустроительные организации издают дополнительные условные знаки, отражающие специфику сельскохозяйственного производства.

В зависимости от масштаба карт или плана местные предметы показываются с различной подробностью. Так, например, если на плане масштаба 1: 2000 в населенном пункте будут показаны не только отдельные дома, но и их форма, то на карте масштаба 1: 50 000 – только кварталы, а на карте масштаба 1: 1 000 000 весь город обозначится небольшим кружком. Подобное обобщение элементов ситуации и рельефа при переходе от более крупных масштабов к более мелким называется генерализацией карт .


Железные дороги на картах и планах изображаются с подразделением их по числу и ширине путей на трехколейные, двухколейные, одноколейные и узкоколейные, а также по состоянию: действующие, строящиеся и разобранные. Кроме того, выделяются электрифицированные, подвесные, конно-железные дороги и трамвайные линии.

На железных дорогах обозначаются все придорожные сооружения – станции, разъезды, будки и т. п. Исключение составляют лишь линии связи, расположенные в полосе отчуждения дороги, и километровые столбы, которые на карты не наносятся.
Рядом с железнодорожными постройками всегда даются пояснительные сокращенные подписи (Б. – будка, каз. – казарма, ст. – станция, тов. ст. – товарная станция, платф. – платформа, раз. – разъезд и т. д.).

Условные топографические знаки железнодорожных станций учитывают разделение их на три класса. Чем больше пропускная способность станции (развитие путей, число обслуживаемых направлений), тем выше класс станции. Условный знак станции 1-го класса имеет два зачерненных прямоугольника, 2-го класса – один. Станции же 3-го класса изображаются так же, как и станции 2-го, но знаком меньшего размера. Черные прямоугольники условного знака станции помещаются с той стороны дороги, с которой располагается главное станционное здание; если же оно находится среди путей, то прямоугольник ставится посреди условного знака. Собственное название станции подписывается на карте рядом с ее пояснительной подписью – ст.; например: ст. Климашевка. Название станции не подписывается, если она расположена в одноименном населенном пункте или же поблизости от него. В последнем случае название населенного пункта, общее с названием станции подчеркивается тонкой линией. У насыпей и выемок иногда подписывается их высота или глубина в метрах.

Топографические знаки и условные обозначения железных дорог и железнодорожных сооружений

Автогужевые дороги на картах разделяются на следующие виды:

Топографические знаки и условные обозначения автогужевых дорог

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах обозначаются спуски и подъемы круче 10 градусов.

На автогужевых дорогах также обозначаются насыпи, выемки, тоннели, гати, гребли, фишины, мосты, километровые столбы, указатели дорог, линии связи и перевалы (в горных районах).

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах цифрами вдоль оси дороги подписывается ширина проезжей части. На шоссейных дорогах при этом подписываются ширина одетой части дороги и ширина всей дороги – от канавы до канавы. Вторая подпись ставится справ от первой в скобках, например 10 (14).

Цифры при километровых столбах на автострадах показывают километраж. Подписи у условных картографических знаков мостов на шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах дают длину моста в метрах (числитель) и грузоподъемность его в тоннах (знаменатель).

Длина мостов, имеющих протяжение на карте более 1, 5 мм, показывается всегда в масштабе, менее же значительные наносятся вне масштаба, и длину их поэтому нельзя измерять по карте. Если перед знаком моста на шоссейных и улучшенных грунтовых дорогах стоят две черточки, перпендикулярные к оси дороги, то это означает, что мост имеет ширину на две и более автомашины. В населенных пунктах наносятся только крупные мосты.

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками - реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Изолинии

Есть отдельная категория условных знаков — изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами , линии равной температуры воздуха - изотермами , линии равных высот земной поверхности — изогипсами ил и горизонталями.

Рис. 2. Примеры изолиний

Способы картографирования

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы . Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном - подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

Изображение рельефа на планах и картах

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали, как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр.niveau - уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Провести нивелирование холма - это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.


География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "условные знаки" в других словарях:

    Символические, штриховые и фоновые обозначения объектов местности, боевой и метеорологической обстановки, применяемые на топографических и других географических картах, а также на графических документах. В зависимости от предназначения различают… … Морской словарь

    Условные знаки - Условные знаки … Географический атлас

    Графические, буквенные и цифровые обозначения объектов и элементов местности, оперативно тактической и метеорологической обстановки, применяемые на топографической и др. географических картах, а также на графических документах. В зависимости от… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Условные знаки - графические условные обозначения и стандартные сокращения пояснительных надписей к ним, применяемые в военно оперативных документах, на схемах, картах, отчетных карточках и т. п. для обозначения положения войск, тыловых частей (подразделений)… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    условные знаки - sutartiniai ženklai statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Vietovės objektų, kovinės ir meteorologinės situacijos žymėjimo žemėlapiuose ir kt. koviniuose grafiniuose dokumentuose ženklai. Pagal paskirtį jie būna taktiniai, topografiniai ir… … Artilerijos terminų žodynas

    условные знаки - sutartiniai ženklai statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Grafiniai simboliai, kuriais žemėlapiuose reiškiamas jų turinys. Simboliais vaizduojami fiziniai Žemės paviršiaus objektai (jų padėtis, kiekybiniai ir kokybiniai… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

    Условные знаки - знаки, используемые при составлении планов и схем места происшествия и иных мест производства следственных действий. Представляют собой совокупность стандартных топографических знаков и обозначений объектов, встречающихся в следственной… … Криминалистическая энциклопедия

    Условные знаки - символические штриховые и фоновые обозначения объектов местности, боевой и метеорологической обстановки, применяемые на географических картах и графических документах. Различаются топографические, тактические и метеорологические У. з. Они могут… … Словарь военных терминов

    УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИКАХ Название материка Площадь в тыс. кв. км Координаты крайних точек Наибольшая высота над уровнем моря Наименьшая высота от уровня моря Евразия 54 870 сев. м. Челюскин 77º43′ с.ш. 104º18′ в.д. юж. м.… … Географический атлас

    Картографические условные знаки система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки, используемые на карте,… … Википедия

Книги

  • , Условные знаки для топографических планов. Масштабов 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000 и 1: 500 Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1973 года (издательство`Недра`).… Категория: Сельхозмашины Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Условные знаки для топографических планов , Главное управление геодезии и картографии при Сове , Показаны условные знаки геодезических пунктов, строений, зданий и их частей, железных дорог и сооружений при них, автомобильных и грунтовых дорог, гидрографии, мостов, путепроводов и… Категория: Сельхозмашины Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель:

Основные элементы содержания карты. Масштабные, внемасштабные и пояснительные условные знаки. Оформление карт. Общие правила чтения топографических карт

Основные элементы содержания карты

Условные знаки - это графические обозначения, показывающие положение какого-либо объекта на местности и передающие его качественную и количественную характеристику. В РФ и странах СНГ используется 465 условных знаков (в США - 243, во Франции - 288. в ФРГ - 231).

Группы однородных местных предметов изображаются на картах с помощью основного (ба-зового) условного знака. Качественная и количественная характеристика объектов одной группы определяется с помощью усложнения базового условного знака.

Чем крупнее масштаб карты, тем больше объектов и с большими подробностями показыва-ется на ней при изображении данной территории. С уменьшением масштаба карты сокраща-ется информационная емкость изображения на ней различных объектов.

На топографических картах масштаба 1:25000 - 1:100000 показываются по возможности все топографические объекты и их характерные особенности, имеющие значение для войск. На картах масштабов 1:200000 и 1:500000 отображаются лишь наиболее существенные из них, причем со значительным обобщением их плановых очертаний и других показателей.

Условные знаки местных предметов делятся на три основные группы:

Масштабный;

Внемасштабные;

Пояснительные.

Масштабными (или контурными) условными знаками обозначаются объекты, выражающиеся в масштабе карты, то есть такие, размеры которых (длину, ширину, площадь) можно измерить по карте.

Каждый такой знак состоит из контура, т.е. планового очертания изображаемого объекта и заполняющего его пояснительного обозначения в виде фоновой окраски, цветной штриховки или сетки одинаковых по своему рисунку значков (запоминающих знаков), указывающих род и разновидность объекта. Контуры объектов показываются на картах пунктиром, если они не совпадают с другими линиями местности (канавами, береговыми линиями, дорогами и т.д.), которые обозначаются своими условными знаками.

Внемасштабными (точечными) условными знаками изображаются малоразмерные объекты (колодцы, отдельные дома, башни, памятники и др.), не выражающиеся в масштабе карты, фигурный рисунок такого знака включает главную точку, показывающую точное положение объекта на местности, и обозначает, что это за предмет.

Внемасштабные условные знаки можно разделить на 4 группы в зависимости от положения главной точки:

Знаки, имеющие центр симметрии, (кружок, квадрат, прямоугольник, звездочка и т.д.); главная точка совпадает с центром симметрии;

Знаки, имеющие широкое основание, главная точка - в середине основания;

Знаки, имеющие основание в виде прямого угла; главная точка - в вершине утла;

Знаки, представляющие сочетание нескольких фигур; главная точка - в центре симметрия нижней фигуры.

Геометрический центр фигуры

Рис. 1. 1 - пункты геодезической сети; 2 - точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами; 3 - астрономические пункты; 4 - церкви; 5 - заводы, фабрики и мельницы без труб; 6 - электростанции; 7 - водяные мельницы и лесопилки; 8 - склады горючего и газгольдеры; 9 - шахты и штольни действующие; 10 - нефтяные и газовые скважины без вышек.

Середина основания знака


Рис. 2. 1 - заводские и фабричные трубы; 2 - терриконы; 3 - телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения, телефонные станции; 4 - метеорологические станции; 5 - семафоры и светофоры; 6 - памятники, монументы, братские могилы, туры и каменные столбы высотой более 1 м; 7 - буддийские монастыри; 8 - отдельно лежащие камни.

Вершина прямого угла у основания знака

Рис. 3. 1 - ветряные двигатели; 2 - бензоколонки и заправочные станции4 3 - ветряные мельницы; 4 - постоянные знаки речной сигнализации; 5 - отдельно стоящие лиственные деревья; 6 - отдельно стоящие хвойные деревья

Геометрический центр нижней фигуры


Рис. 4. 1 - заводы, фабрики и мельницы с трубами; 2 - будки трансформаторные; 3 - радиостанции и телецентры; 4 - нефтяные и газовые вышки; 5 - сооружения башенного типа; 6 - часовни; 7 - мечети; 8 - радиомачты и телевизионные мачты; 9 - печи для обжига извести и древесного угля; 10 - мазары, суборганы.

Этими главными точками необходимо пользоваться при точных измерениях расстояний между объектами по карте и при определении координат объектов. К внемасштабным условным знакам относятся такие знаки дорог, ручьев и других линейных объектов, у которых в масштабе выражается только длина, ширина же не может быть измерена по карте. Точное положение таких объек-тов на местности соответствует продольной оси (середина) знака на карте.

Пояснительные условные знаки применяются для дополнительной качественной и количественной характеристики изображаемых объектов и показа их разновидностей (например, условный знак дерева внутри леса).

Оформление карт

Зарамочное оформление топографических карт. На каждом листе топографической карты с внешней стороны рамки помещаются различные сведения, необходимые для работы с картон.

Под номенклатурой даются номер и год издания карты.

Под нижней (южной) стороной рамки слева приводятся данные о магнитном склонении, сближении меридианов и поправке направления, а на чертеже показана взаимосвязь этих угловых величин; посередине помещаются линейный и численный масштабы карты, указываются величина масштаба и высота сечения рельефа; правее масштаба находится шкала заложений, предназначае-мая для определения крутизны скатов; справа указывается, когда и каким методом создана карта. Данные о времени создания карты позволяют судить о соответствии карты местности на данный момент (период).

Между внутренней и внешней линиями рамки листа карты даются оцифровка вертикальных и горизонтальных линий координатной (километровой) сетки и подписи географических координат (широты и долготы) углов рамки.

Стороны рамки разбиты на минутные деления (по широте и долготе), а каждое минутное деление точками разбито на шесть частей по десять секунд каждая.

Кроме того, у выходов железных и шоссейных дорог дано название ближайшего города, поселка или станции, куда ведет данная дорога, с указанием расстояния в километрах от рамки до этого населенного пункта (станции).

Внутри рамок подписываются также собственные названия населенных пунктов, которые только частично изображены на данном листе, а большая часть их расположена на соседнем листе.

Общие правила чтения топографических карт

Читать карту - это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства.

Изучение местности по карте (чтение карты) включает определение общего ее характера, количественных и качественных характеристик отдельных элементов (местных предметов и форм рельефа), а также определение степени влияния данной местности на организацию и ведение боя.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой.

Ознакомление с картой. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.

Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рель-ефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка.

По первому взгляду на карту можно сказать, о наличие населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствующих о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что неизбежно затрудняет движение боевой и транспортной техники вне дорог, создает трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д.

Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.

Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности (местных предметов и рельефа) делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.

Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

При изучении по карте населенных пунктов определяют количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность, определяют степень обжитости того или иного участка (района) местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность за

стройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

При изучении по карте дорожной сети уточняют степень развития дорожной сети и качество дорог, определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Изучая гидрографию определяют по карте наличие водных объекты, уточняют степень изрезанности местности. Наличие водных объектов создает хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При изучении почвенно-растительного покрова устанавливают по карте наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия.

Изученные по карте характеристики участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника и просеки.

Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком как проходимые, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида и направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т. д.