Виды медицинской психологии функции. Роль и задачи медицинской психологии в профессиональной подготовке психолога. Болезнь как базовая категория медицинской психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Направления деятельности социального работника по социальной поддержке молодой семьи. Обобщение опыта социальной работы с молодой семьей в сельской местности. Методические рекомендации специалистам по организации социальной работы с молодой семьей.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2014

    Семья - компонент социальной структуры любого общества. Молодая семья, как объект социальной защиты. Проблемы молодых семей и пути их решения. Особенности социальной работы с молодой семьей. Выявление эффективных методов работы по социальной поддержке.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2010

    Молодая семья - понятие, сущность, тенденция развития. Проблемы молодых семей и пути их решения. Особенности социальной работы с молодой семьей. Формы и методы социальной работы с молодой семьей. Структура и задачи социальной работы с молодыми семьями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Понятие молодой семьи, их структура, основные трудности, возникающие в ней. Молодая семья и трудная жизненная ситуация. Основные цели и задачи, механизмы и главные этапы социальной работы с молодыми семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2010

    Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Качество услуги. Система качества учреждений социального обслуживания.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Положение молодой семьи в современных экономических условиях, правовые гарантии занятости и охраны материнства. Современные особенности вопроса планирования семьи. Практика социальной работы с молодой семьей в России, анализ и пути решения проблем.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2011

    Теоретические и методологические основы потребностной сферы человека. Понятие трудной жизненной ситуации и ее основные виды. Практика организации помощи социальных служб в удовлетворении потребностей женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    дипломная работа , добавлен 13.02.2011

Основными задачами медицины являются: поддержание здоро­вой жизни человека, профилактика, лечение болезней и облегче­ние страданий пациентов.

Умения, навыки и практический опыт медика, и в том числе, фельдшера, медицинской сестры, в большинстве случаев позволяют им успешно справляться со своими профессиональными обязанностями.

Однако работа с пациентом заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях в психической деятельности, которые появляются как первичные заболевания (психические болезни), возникают под влиянием болезней тела (соматогенные психические расстройства) или, наоборот, провоцируют последние (психосоматические болезни). Медицина представляет собой профессию, в которой отношения строятся на уровне человек - человек. Понимание психологических основ этих отношений и дает медицинская психология.

Медицинская психология – раздел общей психологии, изучающий психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования медицинской психологии входит:

а) широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней;

б) влияние тех или иных заболеваний на психику человека;

в) обеспечение оптимальной системы оздоровительных воздействий;

г) характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.

Медицинская психология является пропидевтикой (предварительный круг знаний о чем-нибудь) по всем клиническим дисциплинам; способствует не только улучшению необходимых контактов с больными, быстрейшему и наиболее полному выздоровлению, но и предупреждению болезней и охране здоровья. Условно медицинскую психологию подразделяют на общую и частную :

Общая медицинская психология изучае т следующее:

Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии повседневного общения больного и медицинского работника, психологической атмосферы лечебных учреждений;

Учение о психосоматических и соматических взаимовлияниях;

Медицинскую деонтологию, вопросы врачебного долга, этики, тайны;

Психогигиену, объединяющую такие разделы медицинской психологии, как психогигиена семьи, брака, психогигиена лиц в кризисные периоды жизни, психогигиена обучения и воспитания ит.д.;

Психопрофилактику, предупреждение расстройств психической деятельности;



Психотерапию, как метод воздействия на психику больного, обеспечивающую устранение болезненных расстройств у больного;

Частная медицинская психология раскрывает ведущие аспекты врачебной этики при общении с конкретным больным и при определенных формах болезней. Главное внимание при этом обращается на:

Особенности психологии больного с пограничными формами нервно-психических расстройств;

Психологию больных на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и послеоперационном периоде;

Особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями;

Психологию больных с дефектами органов и систем;

Медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз.

Кроме этих разделов медицинская психология включает в себя еще:

Нейропсихологию, которая изучает нарушения высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.

Патопсихологю, которая изучает нарушения психической деятельности у больных с психическими расстройствами (психические заболевания, психопатии, неврозы).

Психосоматическая медицина

В 1818 году немец. Врач Хайнрот высказал мнение, что телесные болезни могут иметь душевные причины. Он был тогда просто осмеян коллегами за идею, представлявшуюся ошибочной. А ведь еще Сократ 2400 лет назад заявил: «Нет телесной болезни отдельно от души», а Платон, ученик Сократа, жаловался: «При лечении совершают большую ошибку, допустив существование врачей для тела и врачей для души, ведь одно неотделимо от другого».

Волнение обычно сопровождается сердцебиением, представление о еде вызывает слюноотделение и т.д. Неоднократно описывалось душевное состояние воинов в ожидании боя. В этих условиях у солдат наблюдались различные соматические нарушения, выражавшиеся в учащении пульса и дыхания, чувство озноба или ощущения жара, позывы на мочеиспускание и др. Указанные проявления представлений и эмоций являются нормальными и естественными, если они обусловлены трудной ситуацией и исчезают с переменой обстановки. При болезненных состояниях изменения в организме, вызываемые представлениями и эмоциями, могут быть более выраженными и более длительными или же совершенно не соответствующими психическими воздействиям (неадекватными). По результатам исследований, человек с крайне низким проявлением эмоциональности и тяжелой реакцией на стрессовую ситуацию, порождающую чувство подавленности, угнетенности, безнадежности, склонен к раковым заболеваниям. Человек же склонный к ишемической болезни сердца в стрессовой ситуации демонстрирует чувство враждебности, агрессивности.



Психосоматическая патология – это своеобразный соматический резонанс психических процессов.

«Плачет мозг, а слезы в желудок, в сердце, в печень… » - так образно писал известный отечественный врач Р.А. Лурия. По данным отечественных и зарубежных авторов от 30 до 50% пациентов соматических клиник нуждаются лишь в коррекции психологического состояния. К числу истинных психосоматозов относят:


Бронхиальную астму;

Гипертоническую болезнь;

Ишемическую болезнь сердца;

Язвенную болезнь 12-перстной кишки;

Язвенный колит;

Нейродермит;

Неспецифический хронический полиартрит.


Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов, называются психогениями .

Когда психические расстройства вызываются соматическими причинами - соматогениями . Психогенные расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы могут выражаться в изменении частоты пульса (тахикардия и брадикардия), нарушение ритма сердечных сокращений, повышение или понижение кровяного давления, ослаблении сердечной деятельности, обмороках. Нарушения со стороны дыхания проявляются в виде кашля, одышки, удушья. Многообразны нарушения желудочно-кишечного тракта – тошнота, рвота, запоры, изменения двигательной и секреторной деятельности желудка. Со стороны мочевыделительной и половой системы может быть психогенная задержка мочеиспускания, различные проявления половой слабости у мужчин и половой холодности у женщин.

Выделяют три механизма психогенного возникновения заболеваний:

1 «срыв» высшей нервной деятельности;

2 влияние механизмов внушения и самовнушения;

3 условнорефлекторно закрепившиеся патологические реакции и состояния.

В заболевании могут играть роль одновременно два или три этих механизма. Причины психогенных заболеваний могут присоединиться к физическим, химическим, биологическим факторам в этиологии заболевания (причины возникновения болезни).

Одним из наиболее существенных в проблеме психосоматических зависимостей является вопрос о том, - чем определяется место соматического нарушения при психогенных заболеваниях.

Факторы, предрасполагающие к психогенным заболеваниям:

а) наследственность, прежде всего в смысле создания в организме слабого места или места наименьшего сопротивления, которое в условиях психогенного воздействия поражается, прежде всего;

б) результат жизненного опыта, включая травмы, инфекции и др. заболевания, приводящие к ослаблению соматической системы;

в) активная деятельность системы при психогенном напряжении.

Социопсихосоматика здоровья

Социопсихосоматика – направление мед. Психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний в обществе. Условия жизнедеятельности населения не только напрямую воздействует на здоровье, но и стимулирует у людей стрессовые реакции, которые в свою очередь являются пусковым механизмом многих патологических процессов в организме. Научный анализ показал значение духовного неблагополучия людей как фактор риса заболеваний. Особенностью нашего времени являются факторы:

1. Бурный научно – технический прогресс.

2. Огромный лавинообразный поток информации.

3. Насыщенность человеческих отношений.

4. Ускоренный стремительный темп жизни.

5. Значительные изменения в экономической и политической жизни общества.

Все это приводит к психоэмоциональному перенапряжению человека, постоянному стрессу. Психоэмоциональные стрессы реализуют свое действие на организм, приводя в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней как гипертоническая, язвенная болезни, сахарный диабет, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, в других случаях – к развитию неврозов, неврозоподобных состояний, психических расстройств.

Неудовлетворенность жизнью, приводит к чрезвычайному стрессу, оказывающему повреждающее влияние на сердечно-сосудистую и иммунную системы. Чрезмерный стресс приводит к росту простудных болезней, гриппа, инфекционных заболеваний. Среди различных причин неудовлетворенности жизнью сильное негативное влияние на здоровье оказывает неудовлетворенность работой, жизненной перспективой, неопределенность будущего, - что способствует повышению в 2 раза частоты психических расстройств и телесных заболеваний.

Исследования говорят о том, что зачастую

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

План

1. Внешняя и внутренняя картина болезни.

2. Заболевания сердечно-сосудистой и кроветворной систем.

3. Заболевания пищеварительной системы.

4. Заболевания дыхательной системы.

5. Заболевания кожи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.Понятие медицинской психологии

2. Разделы медицинской психологии

Заключение

Литература

Введение

Медицинская психология является актуальной и одной из ведущих отраслей современной психологии. Медицинская психология характеризуется тесной связью ее теоретических основ с практическим использованием их в решении широкого круга проблем охраны и укрепления здоровья населения.

В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения, возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Объективно созрела необходимость активного внедрения в практику органов здравоохранения новых форм и методов социальной работы.

В 90 гг. XX в. начала формироваться и активно внедрятся в практику здравоохранения новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности - медико-социальная работа. Особенностью медико-социальной работы является в том, что она, как вид профессиональной деятельности формируется на стыки двух самостоятельных отраслей

- социальной защиты населения и здравоохранения. Такой характер медико-социальной работы требует особых подходов к подготовке специалистов по социальной работе, направленных на формирование основ знаний в области медицины и медицинской психологии.

В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой -- знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики -- это, прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

1. Понятие медицинской психологии

Медицинская психология -- раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

Медицинская психология (от лат medicus--врачебный, лечебный)-- отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования Медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с макросоциальным окружением. Структура Медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию нейропсихологию и соматопсихологию Интенсивно развиваются отрасли Медицинской психологии, связанные с психокоррекционной работой психогигиена, психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация. Кербиков О. В., Избр. труды, М., 1971, с. 300--11: О психогигиенической работе в школе.

Среди важнейших проблем Медицинской психологии -- взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их положительного максимального влияния на физическое и психическое состояние пациента. Существенное место среди исследуемых Медицинской психологии вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара санатория поликлиник и т д.), изучение отношений больных с родственниками персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса, предупреждение ятрогений Психология Словарь. / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990

2.Разделы медицинской психологии

медицинский психология болезнь психокоррекция

Медицинская психология, включает в себя следующие разделы:

1.) Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В. М. Бехтеревым и С. С. Корсаковым.

В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии патопсихологии в России большую роль сыграли идеи Л. С. Выготского.

Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики. Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется, прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.

Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

Патопсихология использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила патопсихология детского возраста, в которой на основе положения Выготского о «зоне ближайшего развития» разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.

Методы медицинской психологии, не отличаясь в принципе от методов общей психологии, конкретизируются в зависимости от характера болезни. Особое внимание медицинской психологии уделяет анамнезу - анализу прошлых переживаний пациента от младенчества до момента заболевания.

2). Анамнез (греч. anamnesis -- воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни.

Анамнез -- неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза болезни. Различают общий анамнез и анамнез данного заболевания. В общий анамнез входят ответы на следующие группы вопросов: заболевания родителей и ближайших родственников (наследственные заболевания, злокачественные опухоли, психические заболевания, туберкулёз, сифилис и др.); предшествующие данному заболевания и операции, образ жизни (семейное положение, условия питания), привычки (употребление алкоголя, курение), половая жизнь, условия труда, все бытовые условия.

Анамнез данного заболевания касается начала болезни, течения и лечения её до дня исследования. Анамнез собирают из рассказа самого больного или окружающих его лиц.

В ветеринарной практике анамнез собирают, опрашивая ухаживающих за животными, изучая документальные данные (истории болезни и т. п.). Устанавливают происхождение животного и состояние здоровья его родителей, наличие заболеваний в хозяйстве, которому принадлежит животное, условия ухода и содержания (характеристика кормления, водопоя, помещения для животного, условия эксплуатации). Выясняют предшествующие заболевания, время возникновения данной болезни, её признаки, случаи подобной болезни в хозяйстве, сведения о примененном лечении. Шкляр В.С., Диагностика внутренних болезней. К., 1960

3). Болезненный характер переживания, неразрешимость патогенной обстановки, длительность психотравмирующего стресса - все эти факторы могут быть поняты и объяснены только с учётом индивидуальных особенностей личности и характера больного.

Стресс (от англ. stress -- давление, нажим, напряжение),

1) в технике -- внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию.

2) в психологии, физиологии и медицине -- состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения, особенно в подобных условиях.. Левитов Н. Д., О психических состояниях человека, М., 1964: Эмоциональный стресс, пер. с англ., Л., 1970.

Дальнейшее развитие медицинской психологии приводит к выделению в ней таких её ответвлений, как клиническая психофизиология (клиническая психосоматология) и клиническая нейропсихология, психологические проблемы дефектологии и патопедагогики. Медицинская психология является основой психотерапии и психогигиены.

4) Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии.

В течение столетий идеалистическая психология исходила из представления о параллельности мозговых (физиологических) и сознательных (психических) процессов или из представления о взаимодействии между этими двумя областями, считавшимися самостоятельными.

Лишь во 2-й половине 19 в. в связи с успехами изучения мозга и развитием клинической неврологии был поставлен вопрос о роли отдельных частей коры больших полушарий головного мозга в психической деятельности. Указывая на то, что при поражении определённых зон коры левого (ведущего) полушария у человека нарушаются отдельные психические процессы (зрение, слух, речь, письмо, чтение, счёт), неврологи предположили, что эти зоны коры больших полушарий -- центры соответствующих психических процессов и что «психические функции» локализованы в определённых ограниченных участках мозга. Так создавалось учение о локализации психических функций в коре. Однако это учение, носившее «психоморфологический» характер, было упрощённым.

Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий -- аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры -- аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием.

Таким образом, в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии.

В России проблемами нейропсихологии занимаются на кафедре нейропсихологии факультета психологии МГУ, в ряде лабораторий и неврологических клиник. Большой вклад в разработку нейропсихологии внесли учёные др. стран: Х. Л. Тойбер и К. Прибрам (США), Б. Милнер (Канада), О. Зангвилл (Великобритания), А. Экаэн (Франция), Э. Вейгль (ГДР). Проблемам нейропсихологии посвящены специальные журналы «Neuropsychologia» (Oxf., с 1963). «Cortex» (Mil., с 1964) и др. Имеется международное общество нейропсихологии. Введение в клиническую нейропсихологию, Л., 1973; А. Р. Лурия.

5) Психотерапия (от психо... и греч. therapeia -- лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель психотерапии -- устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможность оказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формирование научной началось в 40-х гг. 19 в. (работы английского врача Дж. Брэда, который объяснил действенность психического влияния функциональными особенностями нервной системы человека). Теоретическое обоснование и практическая разработка специальных методов психотерапии связаны с деятельностью Ж. М. Шарко, В. М. Бехтерева и многие др. Определенное влияние на развитие психотерапии оказал метод психоанализа, усиливший внимание к миру внутренних человеческих переживаний, к той роли, которую они играют в происхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее -- в 1-й половине19 в. -- школе «психиков» рассматривавшей психические болезни как результат «гнета греха») присущ иррациональный подход к пониманию природы психических заболеваний. Психотерапия в СССР основывается на данных медицинской психологии и физиологии высшей нервной деятельности, клинико-экспериментальном методе исследования.

Различают общую и частную, или специальную, психотерапию. Под общей психотерапией понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая психотерапия -- необходимый компонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная психотерапия -- метод лечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы, психопатии и др.), использующий специальные способы психотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) психотерапию, внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе, отвлекающую психотерапию, аутогенную тренировку, коллективную психотерапию и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). Психотерапия неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным. Платонов К. И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962;

6) Психогигиена, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Теоретическая основа Психогигиена -- социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности. Первый специальный труд «Гигиена страстей, или Нравственная гигиена» принадлежит Галену. Исходная для Психогигиены идея зависимости психического здоровья людей от условий их общественной жизни была выдвинута Ж. Ж. Кабанисом. Основоположник Психогигиена в России И. П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности. Для Психогигиены в России характерно преимущественное внимание к таким социальным мерам, как улучшение условий труда и быта, последовательное формирование у подростков активных социально-ценных установок, профессиональная ориентация, способствующая реализации этих установок, а также к психогигиеническому просвещению и обучению специальным методам управления собственным психическим состоянием и самочувствием. Важный метод Психогигиены-- диспансеризация лиц с нервно-психическими нарушениями. К актуальным задачам П. относятся предупреждение психических травм у детей и разработка способов рационализации процесса обучения в средней и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психических перегрузок). В связи с последствиями научно-технической революции возрастает значение управления психологическим климатом в больших и малых социальных группах, а также методов повышения психической стойкости работников профессий повышенной сложности. Разделы Психогигиены: производственная (Психогигиена труда), умственного труда, половой жизни и семейных отношений, детей и подростков, людей пожилого возраста.

Заключение

Таким образом, в решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология (В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую. Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий "медицинская" и "клиническая" психология как синонимов). Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.

Литература

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии, М., 1973;

Шкляр В.С. Диагностика внутренних болезней. К., 1960

Введение в клиническую нейропсихологию, Л., 1973;

Кербиков О. В., Избр. труды, М., 1971, с. 300--11: О психогигиенической работе в школе.

Платонов К. И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962;

Психология Словарь. / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Внушенные изменения уровня активности психических процессов. Гипнорепродукция психических состояний. Репродуктивное внушение заданных психических состояний. Квалифицированная репродукция психических процессов и состояний. Изменение самооценки личности.

    практическая работа , добавлен 23.11.2009

    Поиск объективных методов диагностики эмоционально значимых состояний человека. Влияние особенностей межполушарной организации психических процессов на характер протекания различных эмоциональных состояний в условиях актуализации мотивации достижения.

    реферат , добавлен 11.05.2010

    История изучения психических состояний от древности до наших дней. Функции и виды психических состояний. Методики определения уровня тревожности. Признаки и виды аффективных состояний. Методы борьбы со стрессом. Отличия чувств и эмоций, понятие эмпатии.

    шпаргалка , добавлен 19.06.2014

    Основные теоретические подходы к изучению нервно-психических напряжений. Классификация психических состояний человека. Понятие тревожности и субъективные факторы, влияющие на ее возникновение и проявление. Влияние тревоги на эффективность деятельности.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    Исследование влияния рефлексивности, личностного смысла и временного фактора на структурно-динамические особенности взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов естественнонаучных специальностей.

    диссертация , добавлен 14.06.2011

    Психология - научное знание о закономерностях возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Педагогика: предмет, категории, методы исследования. История становления современной педагогики и психологии.

    шпаргалка , добавлен 01.04.2011

    Психология как научное исследование поведения и психических процессов. Исследование воздействия различных факторов на поведение личности. Исторические основания психологии. Обзор развития основных школ в психологии, их основные положения, значение.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2009

    Характеристика психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности. Исследование особенностей изменений психических состояний студентов в период сессии. Изучение рекомендаций студентам для психологической подготовки к экзаменам.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Анализ проблемы психических состояний в психологической науке. Эмпирическое исследование психических состояний у младших школьников. Организация и методы исследования, анализ его результатов.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Отличительные черты невротических и личностных расстройств - психогенных заболеваний, возникающих из-за различных факторов, травмирующих психику. Обобщение факторов, влияющих на возникновение пограничных психических расстройств. Методы их профилактики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.Понятие медицинской психологии

Заключение

Литература

Введение

Медицинская психология является актуальной и одной из ведущих отраслей современной психологии. Медицинская психология характеризуется тесной связью ее теоретических основ с практическим использованием их в решении широкого круга проблем охраны и укрепления здоровья населения.

В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения, возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Объективно созрела необходимость активного внедрения в практику органов здравоохранения новых форм и методов социальной работы.

В 90 гг. XX в. начала формироваться и активно внедрятся в практику здравоохранения новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности - медико-социальная работа. Особенностью медико-социальной работы является в том, что она, как вид профессиональной деятельности формируется на стыки двух самостоятельных отраслей

Социальной защиты населения и здравоохранения. Такой характер медико-социальной работы требует особых подходов к подготовке специалистов по социальной работе, направленных на формирование основ знаний в области медицины и медицинской психологии.

В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой -- знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики -- это, прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

1. Понятие медицинской психологии

Медицинская психология -- раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

Медицинская психология (от лат medicus--врачебный, лечебный)-- отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования Медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с макросоциальным окружением. Структура Медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию нейропсихологию и соматопсихологию Интенсивно развиваются отрасли Медицинской психологии, связанные с психокоррекционной работой психогигиена, психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация.

Среди важнейших проблем Медицинской психологии -- взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их положительного максимального влияния на физическое и психическое состояние пациента. Существенное место среди исследуемых Медицинской психологии вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара санатория поликлиник и т д.), изучение отношений больных с родственниками персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса, предупреждение ятрогений

2. Разделы медицинской психологии

медицинский психология наука

Медицинская психология, включает в себя следующие разделы:

1.) Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В.М. Бехтеревым и С.С. Корсаковым .

В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии патопсихологии в России большую роль сыграли идеи Л.С. Выготского .

Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики . Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется, прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.

Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

Патопсихология использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила патопсихология детского возраста, в которой на основе положения Выготского о «зоне ближайшего развития» разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.

Методы медицинской психологии, не отличаясь в принципе от методов общей психологии, конкретизируются в зависимости от характера болезни. Особое внимание медицинской психологии уделяет анамнезу - анализу прошлых переживаний пациента от младенчества до момента заболевания.

2). Анамнез (греч. anamnesis -- воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни.

Анамнез -- неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза болезни. Различают общий анамнез и анамнез данного заболевания. В общий анамнез входят ответы на следующие группы вопросов: заболевания родителей и ближайших родственников (наследственные заболевания, злокачественные опухоли, психические заболевания, туберкулёз, сифилис и др.); предшествующие данному заболевания и операции, образ жизни (семейное положение, условия питания), привычки (употребление алкоголя, курение), половая жизнь, условия труда, все бытовые условия.

Анамнез данного заболевания касается начала болезни, течения и лечения её до дня исследования. Анамнез собирают из рассказа самого больного или окружающих его лиц.

В ветеринарной практике анамнез собирают, опрашивая ухаживающих за животными, изучая документальные данные (истории болезни и т. п.). Устанавливают происхождение животного и состояние здоровья его родителей, наличие заболеваний в хозяйстве, которому принадлежит животное, условия ухода и содержания (характеристика кормления, водопоя, помещения для животного, условия эксплуатации). Выясняют предшествующие заболевания, время возникновения данной болезни, её признаки, случаи подобной болезни в хозяйстве, сведения о примененном лечении.

3). Болезненный характер переживания, неразрешимость патогенной обстановки, длительность психотравмирующего стресса - все эти факторы могут быть поняты и объяснены только с учётом индивидуальных особенностей личности и характера больного.

Стресс (от англ. stress -- давление, нажим, напряжение),

1) в технике -- внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию.

2) в психологии, физиологии и медицине -- состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома .

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения, особенно в подобных условиях..

Дальнейшее развитие медицинской психологии приводит к выделению в ней таких её ответвлений, как клиническая психофизиология (клиническая психосоматология) и клиническая нейропсихология , психологические проблемы дефектологии и патопедагогики. Медицинская психология является основой психотерапии и психогигиены .

4) Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга ; развивалась как раздел неврологии .

В течение столетий идеалистическая психология исходила из представления о параллельности мозговых (физиологических) и сознательных (психических) процессов или из представления о взаимодействии между этими двумя областями, считавшимися самостоятельными.

Лишь во 2-й половине 19 в. в связи с успехами изучения мозга и развитием клинической неврологии был поставлен вопрос о роли отдельных частей коры больших полушарий головного мозга в психической деятельности. Указывая на то, что при поражении определённых зон коры левого (ведущего) полушария у человека нарушаются отдельные психические процессы (зрение, слух, речь, письмо, чтение, счёт), неврологи предположили, что эти зоны коры больших полушарий -- центры соответствующих психических процессов и что «психические функции» локализованы в определённых ограниченных участках мозга. Так создавалось учение о локализации психических функций в коре. Однако это учение, носившее «психоморфологический» характер, было упрощённым.

Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий -- аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры -- аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием.

Таким образом, в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии .

В России проблемами нейропсихологии занимаются на кафедре нейропсихологии факультета психологии МГУ, в ряде лабораторий и неврологических клиник. Большой вклад в разработку нейропсихологии внесли учёные др. стран: Х.Л. Тойбер и К. Прибрам (США), Б. Милнер (Канада), О. Зангвилл (Великобритания), А. Экаэн (Франция), Э. Вейгль (ГДР). Проблемам нейропсихологии посвящены специальные журналы «Neuropsychologia» (Oxf., с 1963). «Cortex» (Mil., с 1964) и др. Имеется международное общество нейропсихологии.

5) Психотерапия (от психо... и греч. therapйia -- лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель психотерапии -- устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможность оказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формирование научной началось в 40-х гг. 19 в. (работы английского врача Дж. Брэда, который объяснил действенность психического влияния функциональными особенностями нервной системы человека). Теоретическое обоснование и практическая разработка специальных методов психотерапии связаны с деятельностью Ж.М. Шарко , В.М. Бехтерева и многие др. Определенное влияние на развитие психотерапии оказал метод психоанализа , усиливший внимание к миру внутренних человеческих переживаний, к той роли, которую они играют в происхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее -- в 1-й половине19 в. -- школе «психиков» рассматривавшей психические болезни как результат «гнета греха») присущ иррациональный подход к пониманию природы психических заболеваний. Психотерапия в СССР основывается на данных медицинской психологии и физиологии высшей нервной деятельности , клинико-экспериментальном методе исследования.

Различают общую и частную, или специальную, психотерапию. Под общей психотерапией понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания , предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая психотерапия -- необходимый компонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная психотерапия -- метод лечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы , психопатии и др.), использующий специальные способы психотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) психотерапию, внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе , отвлекающую психотерапию, аутогенную тренировку , коллективную психотерапию и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). Психотерапия неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным.

6) Психогигиена, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Теоретическая основа Психогигиена -- социальная и общая психология, психотерапия , социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности . Первый специальный труд «Гигиена страстей, или Нравственная гигиена» принадлежит Галену . Исходная для Психогигиены идея зависимости психического здоровья людей от условий их общественной жизни была выдвинута Ж.Ж. Кабанисом . Основоположник Психогигиена в России И. П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности. Для Психогигиены в России характерно преимущественное внимание к таким социальным мерам, как улучшение условий труда и быта, последовательное формирование у подростков активных социально-ценных установок, профессиональная ориентация, способствующая реализации этих установок, а также к психогигиеническому просвещению и обучению специальным методам управления собственным психическим состоянием и самочувствием. Важный метод Психогигиены-- диспансеризация лиц с нервно-психическими нарушениями. К актуальным задачам П. относятся предупреждение психических травм у детей и разработка способов рационализации процесса обучения в средней и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психических перегрузок). В связи с последствиями научно-технической революции возрастает значение управления психологическим климатом в больших и малых социальных группах, а также методов повышения психической стойкости работников профессий повышенной сложности. Разделы Психогигиены: производственная (Психогигиена труда), умственного труда, половой жизни и семейных отношений, детей и подростков, людей пожилого возраста.

Заключение

Таким образом, в решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология (В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую. Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий "медицинская" и "клиническая" психология как синонимов). Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.

Литература

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии, М., 1973;

2. Шкляр В.С. Диагностика внутренних болезней. К., 1960

3. Введение в клиническую нейропсихологию, Л., 1973;

4. Кербиков О.В., Избр. труды, М., 1971, с. 300--11: О психогигиенической работе в школе.

5. Платонов К.И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962;

6. Психология Словарь. / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основы медицинской психологии и деонтологии, основные принципы взаимоотношений врач-больной. Психология больного и психотерапия, этические нормы коллектива медицинского учреждения. Законодательство по здравоохранению, страховая и судебная медицина.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Характеристика основных областей клинической психологии. Теоретические основы отечественной клинической психологии. Вклад клинической психологии в разработку общепсихологических проблем. Методы клинической психологии.

    курс лекций , добавлен 24.04.2007

    Медицинская интроскопия (визуализация) - раздел медицинской диагностики. Методы медицинской интроскопии, ее цели и задачи. Рентгенологические методы визуализации. Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Ультразвуковая диагностическая система.

    презентация , добавлен 05.05.2015

    Главные цели и задачи медицинской реабилитации. Донозологический, постнозологический, компенсационный уровень. Современные технологии. Краткая характеристика аспектов реабилитации. Общее понятие об эрготерапии. Индивидуальная и групповая психотерапия.

    презентация , добавлен 30.10.2017

    Анализ проблем правового обеспечения в области охраны репродуктивного здоровья. Уголовная ответственность работников здравоохранения. Правовые основы медицинской деятельности в области планирования семьи. Характеристика проблем медицинской стерилизации.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Оказание скорой медицинской помощи. Система стационарной медицинской помощи населению. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Совершенствование системы управления здравоохранением, медицинской помощи населению, лекарственной политики, развития фармацевтической и медицинской промышленности. Медицинская наука и образование. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении, в клинике хирургических болезней, в акушерско-гинекологической клинике.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Политика качества в здравоохранении. Повышение качества и доступности медицинской помощи. Механизмы реализации основных направлений в управлении качеством медицинской помощи. Структуры по управлению качеством медицинской помощи на федеральном уровне.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Правила и порядок осмотра пострадавшего в ЧС мирного и военного времени. Определение признаков жизни, смерти, клинической смерти. Психология толпы и правила поведения спасателей, способы удаления паникеров. Виды медицинской помощи. Медицинская сортировка.