Упражнения для дифференциации звуков г и х. Дифференциация г— к в словах Тренировочные упражнения. «Эти глухие звонкие»

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АЛАЛИКОВ

Учитель-логопед

Нищева Н.В.

Санкт – Петербург

ЗАДАНИЕ № 1

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Широко открываем рот, громко поём:

    Как мама укачивает малыша?

Округляем губы, громко поём:

  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

  • Как гудит паровоз?

Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

  • Как кричит лошадка?

Дети заблудились в лесу. Они кричат:

  • Малыш плачет:

  • Ослик кричит:

    ЗАДАНИЕ № 2

    РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

    1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

    опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

      О-о-о! И т.д.

    • У-а-и-о! И т.п.

      Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:

      Как мама укачивает малыша?

      Как гудит паровоз?

      У-у-у! И т.п.

    ЗАДАНИЕ № 3

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:

      Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!

      Как мычит корова? - Как кричит овечка?

      Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

      Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!

      Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?

      Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:

      Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!

      Как кричит кошка? - Как лает собака?

    ЗАДАНИЕ № 4

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:

      Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!

      Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?

      Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:

      Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!

      Как кричит гусь? - Как крякает утка?

      Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:

      Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!

      Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?

    ЗАДАНИЕ № 5

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:

      Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!

      Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?

      Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:

      Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!

      Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?

      Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,

      Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,

      Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.

    ЗАДАНИЕ № 6

    ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.

      Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:

      Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!

      У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:

    Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!

    ЗАДАНИЕ № 7

      Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:

      Но! Но! Но! НА-НА-НА

      Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО

      Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ

      На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ

      Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ

      Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ

      Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,

      Как дядя погоняет ослика? называем:

      Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.

      Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и

      Как капризничает малыш? назвать девочек.

    ЗАДАНИЕ № 8

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.

    2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут

    крыльями.

    ЗАДАНИЕ № 9

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

      Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в

    лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.

      Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,

    потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.

    ЗАДАНИЕ № 10

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

    Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

      Ляля, Киса, Зая, би-би.

    Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:

      Что я убрала?

    Ребёнок отвечает:

      БИ-БИ. и т.п.

    ЗАДАНИЕ № 11

        Малыш топает: 4. Часы бьют:

    ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ

    Как топает малыш? - Как бьют часы?

        Вода капает: 5. Охотник стреляет:

    КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ

    Как капает вода? - Как стреляет охотник?

        Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:

    ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ

    Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?

    ЗАДАНИЕ № 12

    Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:

      Папа! Ау! - Дядя! Ау!

      Мама! Ау! - Катя! Ау!

      Тётя! Ау! - Нина! Ау!

    Помоги девочке, покричи вместе с ней.

    ЗАДАНИЕ № 13

    Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

      У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

    Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!

      Катя, дай Лялю!

      Тётя, на Лялю!

    Просим ребёнка повторить.

    ЗАДАНИЕ № 14

    Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

      Это Вова. У Вовы би-би.

      Вова, дай би-би.

      Тётя, на би-би.

      Мама, на би-би.

      Папа, на би-би.

    Просим ребёнка повторить.

    ЗАДАНИЕ № 15

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Прыжки на обеих ногах. 3. Ходьба на месте.

      Прыжки на левой ноге, на правой ноге. 4. Ходьба на носочках.

    5. Ходьба на пятках.

    ЗАДАНИЕ № 16

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».

      Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.

      Прыгаем на двух ногах через низко натянутую верёвочку.

    ЗАДАНИЕ № 17

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

    Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:

      Что я поменяла местами?

    Ребёнок показывает и называет.

    ЗАДАНИЕ № 18

      Вот солдатики идут,

    Вот идут, идут, идут.

    Ружья на плечах несут,

    Вот несут, вот несут.

      Тра-та-та! Тра-та-та!

      Тра-та-та! Тра-та-та!

    ЗАДАНИЕ № 19

    Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

      Вот охотник в лес идёт,

    Он идёт, он идёт.

    Волка серого убьёт,

    Он убьёт, он убьёт.

    Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

      Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    ЗАДАНИЕ № 20

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

        Ходьба по узкой доске, положенной на пол.

        Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и

    ловить двумя руками.

    3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.

    ЗАДАНИЕ № 21

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

      Складывание пирамидок по образцу и по памяти.

      Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.

      Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.

    ЗАДАНИЕ № 22

    Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

      Пошёл зайчик под кусток.

        Поймал белку за хвосток.

      Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

        Прыг-скок! Прыг-скок!

      ЗАДАНИЕ № 23

      Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

      Задавайте ребёнку вопросы:

        Где мама?

        Где папа?

        Где баба? И т.д.

      Пусть показывает и называет.

      Подберите фотографии для составления простых предложений:

        Мама идёт.

      Папа сидит. И т.д.

      Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

      Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

      Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.

      ЗАДАНИЕ № 24

      Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:

        Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

      Показывайте и называйте:

        Это кубик. Это мяч. И т.п.

      Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

      Работаем над простыми предложениями:

        Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

      Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.

      ЗАДАНИЕ № 25

      ЗВУКИ [В], [ВЬ]

      ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.

      ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.

      ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.

      ЗАДАНИЕ № 26

      ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

      ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.

      ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.

      ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.

      ЗАДАНИЕ № 27

      ЗВУКИ [П],[ПЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.

      ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.

      ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.

      Мама мыла пол. Петя пьёт.

      У Паши палка. Поля поёт.

      ЗАДАНИЕ № 28

      ЗВУКИ [Б], [БЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.

      БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!

      БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.

      Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

      У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!

      ЗАДАНИЕ № 29

      ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.

      ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.

      ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.

      КОТ ГОСТИ

      У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!

      Кто тут?

      Тут Тоня. Тут Таня.

      ЗАДАНИЕ № 30

      ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

      ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.

      ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.

      ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.

      ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.

      ДУДКА ДЫНЯ

      У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.

      Дина, дай дыню!

      На, Дуня, дыню!

      ЗАДАНИЕ № 31

      ЗВУКИ [К],[КЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.

      КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.

      КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.

      КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.

      МАК БАНТ

      У Кати мак. У Кати косы.

      На, мама, мак. – На, Катя, бант.

      Дай, Катя, мак.

      ЗАДАНИЕ № 32

      ЗВУКИ [Г], [ГЬ]

      ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова.

      ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка.

      ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак.

      На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

      ЗАДАНИЕ № 33

      ЗВУКИ [Х], [ХЬ]

      ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха.

      ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух.

      УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех.

      УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.

      ЗАДАНИЕ № 34

      ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

        – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам!

      Кур стерегу! Кто там?

      Как кричит петушок? - Как кричит собачка?

      2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му!

      Снеслась в кустах! Молока кому?

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит курочка? - Как кричит корова?

      3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра!

      Пугаю кур! Будет дождь с утра.

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит кот? - Как кричит ворона?

      ЗАДАНИЕ № 35

      ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

      Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

      Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху:

      Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

      Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно:

      Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

      А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт:

      Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!

      ЗАДАНИЕ № 36

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        – Тра-та-та! Тра-та-та! 3. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

      Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.

        Мы на поезде сидим, 4. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

      Паровозами гудим: Потерял пастух дуду!

      ЗАДАНИЕ № 37

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 2. Гули-гули-голуби

      В клетке жить я не могу! Сели возле проруби.

      Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

      Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»

      ЗАДАНИЕ № 38

      ЗВУКИ [В], [ВЬ]

      :

      ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.

      ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.

      ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.

      ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

      ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.

      ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.

      ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.

      ЗВУКИ [П],[ПЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.

      ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.

      ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.

      Мама мыла пол. Петя пьёт.

      У Паши палка. Поля поёт.

      ЗВУКИ [Б], [БЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения :

      БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.

      БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!

      БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.

      Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

      У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!

      ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.

      ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.

      ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.

      КОТ ГОСТИ

      У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!

      Кто тут?

      Тут Тоня. Тут Таня.

      ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.

      ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.

      ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.

      ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.

      ДУДКА ДЫНЯ

      У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.

      Дина, дай дыню!

      На, Дуня, дыню

      ЗВУКИ [К],[КЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения :

      КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.

      КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.

      КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.

      КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.

      МАК БАНТ

      У Кати мак. У Кати косы.

      На, мама, мак. – На, Катя, бант.

      Дай, Катя, мак.

      ЗВУКИ [Г], [ГЬ]

      ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова.

      ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка.

      ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак.

      На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

      ЗВУКИ [Х], [ХЬ]

      ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха.

      ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух.

      УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех.

      УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.

      ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

        – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам!

      Кур стерегу! Кто там?

      Как кричит петушок? - Как кричит собачка?

      2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му!

      Снеслась в кустах! Молока кому?

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит курочка? - Как кричит корова?

      3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра!

      Пугаю кур! Будет дождь с утра.

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит кот? - Как кричит ворона?

      ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

      Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

      Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху:

      Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

      Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно:

      Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

      А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт:

      Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        Тра-та-та! Тра-та-та! 4. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

      Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.

        Мы на поезде сидим, 5. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

      Паровозами гудим: Потерял пастух дуду! - У-у-у!

      3– Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 6. Гули-гули-голуби

      В клетке жить я не могу! Сели возле проруби.

      Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

      Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!

      Побуждаем ребенка к произвольному выдоху,

      Игра "Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры. привязав ее к карандашу).

      Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

      Развиваем собственные ощущения с использованием различных поверхностей

      Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Хлоп-хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

      Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и Т.п.

      Формируем произвольный ротовой выдох.

      Игра «Шарик» : взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга , который находится в тазике с водой.

      Учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение:

      А . Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например справа) с предва рительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрят ался. Посмотри, где спрятался?»). прослеживание движения игрушки в заданном на правлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для ку кольного театра).

      Б . Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).

      Развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных дей ствий ручками

      Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, дей ствуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются слова ми:

      С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки)

      На горку-ух! (движение от копчиков пальцев до локтя)

      По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям

      Учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произ вольному произнесению звукоподражания «а -а- а», развивать слуховое внимание.

      Игра «В гости пришла кукла».

      С помощью сюрпризного мешочка предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а - а - а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами:

      «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.

      Активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

      Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровож даются словами:

      По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

      Топ-топ! (стучит ладонью по зеркал у)

      По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

      Скок-скок! (постукивающие движения).

      Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

      По кочкам, по кочкам - топ-топ,

      На бугорочки - скок-скок,

      В ямку - бух!

      Формируем произвольный выдох.

      Игра «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

      Учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.

      Игра «Айболит »: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знако мые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

        У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»

        Как плачет Зайка?

        У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

      Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит само стоятельно звукоподражание «а - а - а!»

      Учим продолжительному ротовому выдоху.

      Игра «Ветерок»: взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопро вождая действия ребенка стихотворным текстом:

      Очень жаркий день-денечек.

      Дунь - подунь, наш ветерочек.

      Ветерочек, ветерок,

      Дунь - подунь, наш ветерок!

      Учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разво дя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

      Взрослый произносит слова:

      Поехали - поехали, Поехали - поехали,

      С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком,

      К дедушке за репкой, За мячиком твоим,

      Желтой, большой, Круглым и большим,

      Вот какой! Вот каким (показ руками)

      (Взрослый разводит руки ребенка

      в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).

      Учить продолжительному ротовому выдоху.

      Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цвет ной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопро вождается стихотворным текстом:

      Бабочка летала,

      Над Вовочкой порхала.

      Вова не боится -

      Бабочка садится.

      Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.

      Учить ребенка произвольному выдоху.

      Игра «Горячий чай ». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!»

      Учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.

      Игра « Разноцветная коробочка». В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрос лый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: «Ты достал не такой шарик», - вынимает шар нужного цвета и говорит: «Достань такой же».

      Формируем длительный произвольный выдох.

      Игра «Кораблики»: взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассо вый кораблик в тазике с водой

      У чить соотносить предметы по признаку цвета

      Игра «Разноцветные домики»: ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (ку бики) в домики (2-4 коробочки, раскрашенные в основные цвета). Предлагаемые инструкции:

      Учить соотносить предметы по признаку цвета .

      Игра «Цветное мороженое»: взрослый предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики) такого же цвета и угостить кукол (побуждает к произнесению слова «на»).

      Формируем длительный целенаправленный ротовой выдох .

      Упражнение «Загоним мяч в ворота»: используя бумажный или выполненный из ваты «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

      Формируем длительный целенаправленный ротовой выдох.

      Игра «Задуй свечу». Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.

      Развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста .

      Упражнение «Веселые маляры»: взрослый читает двустишье: «Мы покрасим этот дом, жить Ванюша будет в нем», побуждая ребенка к имитационным движениям кистей обеих рук в направлении вверх - вниз, слева- направо (локти на уровне груди).

      Учить продолжительному и целенаправленному выдоху.

      Игра «Чей паровоз громче гудит».

      Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пу зырек по очереди (не надувая при этом щеки).

      Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырь ков гудел (свистел) громче.

      Формируем целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

      Игра «Погреем руки». Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Не обходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

      Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».

      Развивать моторику обеих рук.

      Взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги или газеты, сделав из него бу мажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

      Виды упражнений с бумажным мячиком:

      Кистью руки отталкивать, перекатывать по столу

      Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох)

      Игра "Пузырьки » проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).

      Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вола выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

      Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ро товой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.

      Игра «Мотыльки»: на уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бу мажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылек определенного цвета или величины.

      На весеннем на лугу

      Мотыльки летают.

      Красный мотылек взлетел и т.п.

      Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.

      Игра «Воздушные шары» ; ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, кото рый находится на уровне лица ребенка. Игровая цель: подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

      Слово на

      Мама, на у-у-у... (дудочку). Мама, на у-у-у... (паровоз).

      Мама, на пи-пи... (птичку). Мама, на ко-ко-ко... (курицу). Папа, на ам-ам... (собачку). Папа, на би-би... (машину). Папа, на тук-тук... (молоток). Папа, на ту-ту-ту... (трубу). Баба, на ку-ку! ку-ку!., (кукушку). Баба, на га-га-га... (гуся). Баба, на кря-кря-кря (утку). Баба, на му-му... (корову).

      Примечание. Если в кабинете сидит мать, отец или бабушка, то картинки или игрушки дают матери, отцу или бабушке.

      Слово дай

      Мама, дай мяу-мяу... (кошку).

      Мама, дай му-му... (корову).

      Мама, дай ко-ко-ко... (курицу).

      Папа, дай ту-ту-ту... (трубу).

      Папа, дай бум-бум-бум... (барабан).

      Папа, дай динь-динь-дииь... (колокольчик).

      Игры для налаживания контакта с ребенком

      Дай ручку !

      Цель : ,

      налаживание контакта .

      Ход игры : Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку .

      -Давай здороваться . Дай ручку !

      Чтобы не испугать малыша , не следует проявлять излишнюю напористость : не

      подходите слишком близко , слова обращения к ребенку произносите негромким ,

      детский стульчик - лучше , чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне ,

      могли смотреть в лицо друг другу .

      Привет ! Пока !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Педагог подходит к ребенку и машет рукой , здороваясь .

      -Привет ! Привет !

      Затем предлагает ребенку ответить на приветствие .

      -Давай здороваться . Помаши ручкой ! Привет !

      При прощании игра повторяется - педагог машет рукой .

      -Пока ! Пока !

      Затем предлагает малышу попрощаться .

      -Помаши ручкой на прощание . Пока !

      Этот ритуал встречи - прощания следует повторять регулярно в начале и в конце

      занятия . Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы , научится

      приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно . Эта игра полезна

      тем , что учит правилам поведения между людьми .

      Хлопаем в ладоши !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Педагог хлопает в ладоши со словами :

      -Хлопну я в ладоши , буду я хороший ,

      Хлопнем мы в ладоши , будем мы хорошие !

      Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним :

      -Давай похлопаем

      в ладоши вместе .

      Ку - ку !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание контакта ; развитие внимания .

      Оборудование : кукла Петрушка { в ступке ).

      Ход игры :

      Педагог показывает малышу игрушку ( Петрушка спрятался ).

      - Ой ! Кто это там прячется ? Кто там ? Затем Петрушка показывается со словами : - Ку - ку ! Это я , Петрушка ! Привет !

      Петрушка кланяется , вертится в разные стороны , затем снова

      прячется . Игру можно повторить несколько раз .

      Котёнок

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта . Оборудование : мягкая игрушка котёнок .

      Ход игры : Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает

      погладить его .

      - Смотри , какой к нам . пришёл котёнок - маленький , пушистый .

      Давай погладим котёнка - вот так .

      Действие сопровождается стихотворением :

      Киса , кисонька , кису ля ! -

      Позвала котёнка Юля .

      Не спеши домой , постой ! -

      И погладила рукой .

      Можно продолжить игру с котёнком : напоить его молочком , показать , как

      котёнок умеет прыгать , махать хвостиком

      Шарик

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Оборудование : маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в

      зажатой ладони ).

      Ход игры : Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть .

      - Смотри , какой красивый шарик . Давай поиграем : я шарик буду прятать , а

      ты угадывай , в какой он руке .

      После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак . Затем

      выставляет обе руки , зажатые в кулаки , вперед и предлагает ребенку угадать и

      показать , в какой руке находится шарик . После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь .

      - В какой руке шарик - угадай ! Правильно угадал - вот он , шарик , смотри !

      Давай спрячем шарик еще раз !

      Хлопушки

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по

      ним .

      Детка хлопать так умеет ,

      Своих ручек не жалеет .

      Вот так , вот так - так ,

      Своих ручек не жалеет !

      Тритатушки - три - та - та !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Взрослый усаживает ребенка на колени , лицом к себе , держит

      ребенка за пояс . Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево - вправо ,

      вверх - вниз ), сопровождая движения многократным проговариванием слов :

      - Тритатушки - три - та - та ! Тритатушки - три - та - та !

      По ровненькой дорожке !

      Цель : развитие эмоционального общения со взрослым , налаживание контакта .

      Ход игры : , затем начинает

      ритмично подбрасывать его , . В конце игры педагог

      делает вид , что роняет ребенка .

      По ровненькой дорожке ,

      По ровненькой дорожке ,

      По кочкам , по кочкам ,

      По ухабам , по ухабам ,

      Прямо в яму - Бух !

      Тушки - тутушки !

      Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

      контакта .

      Ход игры : Педагог усаживает ребенка к себе на колени , затем начинает

      ритмично подбрасывать ребенка вверх , сопровождая движения потешкой . В конце

      игры педагог делает вид , что роняет ребенка .

      Тушки - тутушки !

      Сели на подушки .

      Пришли подружки ,

      Столкнули с подушки -

      Бух !

      Развитие общего подражания

      Котята


      Цель : развитие подражания движениям взрослого ; развитие понимания речи .

      Ход игры : Предложите детям поиграть в котят .

      Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.

      Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь ве­чером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…»

      Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к].

      Педагог. Кто жил на колхозном дворе?

      Ребенок. Гуси, куры.

      Педагог. Как их можно назвать одним словом?

      Ребенок. Птицы.

      Педагог. Какие это птицы?

      Ребенок. Домашние.

      Педагог. Почему?

      Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.

      Педагог. Как кричали гуси?

      Ребенок. Га-га-га.

      Педагог. Как кричали куры?

      Ребенок. Ко-ко-ко.

      Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?

      Ребенок. Со звука [г].

      Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?

      Ребенок. Со звука [к].

      Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

      Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твер­дые. Различаются тем, что звук [г] - звонкий, [к] - глухой.

      Напоминаем!

      Звук [г] - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку - чувствуется вибрация.

      Проверь себя! Сравни звуки,

      • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание - это звонкий звук, если дро­жания нет - глухой.
      • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].

      Задание 2. Игра «Назови первый звук в слове».

      Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].

      Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

      Задание 3. Игра «Песенки».

      Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.

      Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.

      Слоги:

      га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

      гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

      ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

      Слова, в которых есть звуки [г] и [к]: глоток, когти, губка, голубика, гудок, галка, гусенок, уголок.

      Задание 4. Игра «Вставь правильное слово».

      Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.

      Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).

      Достал мешок… (костей) И пригласил… (гостей).

      Издалека… (шагал) На пир к нему… (шакал). Я. Козловский

      Задание 5. Повторение словосочетаний с четким прогова риванием звуков [г] и [к]: гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.

      Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]:

      га - га - га - вышли гуси на луга;

      ка - ка - ка - наша елка высока;

      го - го - го - не увижу никого;

      ко - ко - ко - по теченью плыть легко;

      гу - гу - гу - много пчелок на лугу;

      ку - ку - ку - Катя сыпала муку.

      Задание 7. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к].

      Гоша катается на катке.

      Коля любит есть галеты.

      У Кати в косе голубой бантик.

      Пол выложен голубой плиткой.

      Крупная гусеница сидит на кусте.

      Галя купила кабачки, капусту, огурцы.

      Мама купила попугая.

      Катя пасла гусей.

      У Кати на полке нитки, иголки.

      Голубь клюет клюкву.

      Задание 8. Повторение скороговорок с четким проговариванием всех звуков.

      Котик ниток клубок

      Укатил в уголок.

      Покатил Костя к Гоше в гости.

      Клава клала лук на полку,

      Кликнула к себе Николку.

      Шлепают гуськом

      Гусак с гусаком.

      Голубь, гусь и галка -

      Вот и вся считалка.

      У елки иголки колки.

      На дворе - галка,

      На берегу - галька.

      Нес Григорий пирог через порог.

      Стал на горох и упал на порог.

      Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четким проговариванием звуков [г] и [к].

      Мне купили в магазине

      Голубой костюм и синий,

      Юбку в складку и в горошек,

      И красивые сапожки.

      Нет, напрасно мы решили

      Прокатить кота в машине.

      Кот кататься не привык,

      Опрокинул грузовик.

      Солнце по небу гуляло

      И за тучу забежало.

      Глянул заинька в окно -
      Стало заиньке темно.

      К. Чуковский

      Гусь гогочет и гогочет.

      Не пойму, чего он хочет?

      Я хочу чистой водички,

      Семечек и чечевички.

      Задание 10. Пересказ.

      Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды - в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

      Задание 11. Пальчиковая игра .

      Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [г] и [к].

      На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик».

      Много зелени кругом. Волнообразные движения кистя­ми рук.

      Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты.

      Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон,

      распускающийся цветок.

      Окружает все забор. Пальцами показать забор.

      За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.

      Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота,

      как ворота отрываются.

      К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

      В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

      «Тук-тук-тук!»

      Кто-то к нам идет на стук… Ладонь приставить к правому уху.

      Цели:

      1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Г-К в устной и письменной речи;

      2.

      3.

      4. Развитие связной речи;

      5.

      Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, карточка с текстом «Мышка испугалась», 2 бумажных колеса.

      Ход занятия.

      I. Организационный момент.

      II. Повторение пройденного материала . С какими звуками в работали на прошлом занятии? Характеристики звуков (согласные, К - глухой, Г- звонкий). В чем сходство и различие артикуляций этих звуков?

      Игра «Буква потерялась».

      Найдите потерявшиеся буквы в словах.

      Ора...орка кни...а доро...а

      …рибы сне…овик...ошка...рот.

      нет...и Ни...ита...рокодил.

      III. Закрепление пройденного материала.

      1. Дифференциация звуков Г-К в слогах.

      Записать слоги в две строчки: с Г - в первую, с К - во вторую.

      КЫ, КО, ГИ, ГЯ, КЁ, АГА, АКА, ГАК, КАЧ.

      2. Дифференциация Г-К в словах.

      1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

      Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

      2) Где больше слов (в левом или правом колесе)? Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд.

      (Ответ: справа - песок, сок, покос, око; слева - коса, оса, док

      Словарная работа: око, код.

      3) Изменените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный.

      УТЮГ - УТЮГИ МОЛОТОК -

      ЛИСТОК - БЕРЕГ -

      ОВРАГ - ПОЛОГ -

      ГАЛСТУК - САПОГ -

      СТОГ - КЛУБОК -

      4) Ответьте на допросы одним словом. Запишите ответы, Подчеркните Г и К разными пастами.



      Вопросы:

      Чтона спине у верблюда?

      Как называется вид качелей, сплетенных из веревок в виде сети?

      Что остается на столе после разрезанного хлеба?

      Что грохочет во время грозы?

      Как называется зеленый массив в городе?

      Чем измеряют температуру?

      Слова для справок: горб, гамак, крошки, гром, парк, градусник.

      3. Дифференциация Г-К в предложениях.

      а) Окончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

      гости-кости Собака грызет ….

      В четверг к нам приедут ….

      горка-корка Гриша любит хлебную....

      В понедельник весь класс ходил на....

      Галина-калина В саду цветет....

      Катину подругу зовут....

      икра-игра. Во дворе шла интересная....

      Очень полезна черная....

      Прочтите предложения.

      б) Работа с перфокартами: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами Г, К.

      Сегодня на уроке мы отгадывали ____________.

      Подул сильный ветер, __________ гром.

      В лесу кукует ______________.

      Галя раскрашивает картинку цветными _____________.

      В лесу ребята собрали белые __________и спелые ___________.

      Дождь перестал и __________ солнышко.

      Прочтите предложения, назовите главные члены предложения.

      Логопедический физминутка.

      4. Дифференциация Г-К в связной речи.

      Письмо по памяти. Прослушайте рассказ. Запишите, как запомнили.

      Мышка испугалась.

      Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась первая звездочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблудилась. Вдруг мышка видит, между елками светятся два глаза «Наверное, это кошка», - испугалась мышка и юркнула под пенек. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испугалась окон своего дома.

      Прочтите записанный рассказ.

      IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

      ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 41

      Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ж-Ш.

      Цели:

      1. Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные Ж, Ш в устной и письменной речи;

      2. Развитие фонематического восприятия;

      3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

      4. Развитие связной речи;

      5. Развитие памяти, мышления, внимания.

      Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, индивидуальные карточки с заданиями; картинки: жук, шар, желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

      Ход занятия.

      I. Организационный момент.

      II. Повторение пройденного материала.

      С какими звуками работали на прошлом занятии? Назовите звонкий, глухой. В чем сходство и отличие артикуляции этих звуков?

      Игра «Доскажи словечко».

      Вы должны подобрать слова с каким-либо из этих звуков.

      Что за скрип, что за хруст? Михаил играл в футбол

      Это что еще за куст? И забил в ворота...(ГОЛ).

      Как же быть без хруста.

      Если я... (КАПУСТА). Лодки по морю плывут,

      Люди веслами …(ГРЕБУТ).

      Кругла, рассыпчата, бела.

      На стол она с полей пришла На вербе с треском рвутся почки.

      Ты посоли ее немножко. На речке лёд трещит в ночи.

      Ведь правда вкусная... (КАРТОШКА). И гнезда вьют без проволочки

      На ветках первые... (ГРАЧИ).

      Кто альбом раскрасит наш?

      Ну, конечно... (КАРАНДАШ).

      III. Знакомство с новым материалом.

      1. Выделение звуков. Что изображено на картинке? (ЖУК, ШАР) из начала слов по предметным картинкам. Выделите первый звук. Характеристика звука. (Аналогичная работа со вторым звуком).

      2. Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия.

      3. Сопоставление артикуляции звуков их графическим изображением.



      Эта буква широка Ах, табуретка хороша!

      И похожа на жука, Псревернул - и буква - Ш!

      И при этом точно жук

      Издаст жужжащий звук: Ж-Ж-Ж.

      4. Дифференциация Ж-Ш.

      а) в слогах (слоговая таблица).

      1) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими буквами отличаются эта пары слогов.

      ЖА-ША ЖУ-ШУ ША-ЖА ШУ-ЖУ

      ЖО-ШО ЖИ-ШИ ШО-ЖО ШИ-ЖИ

      2) Прослушайте слоги и звукосочетания. Запишите только согласные.

      ЖА, ШИ, ША, ЖИ, ШУ, ШУ, ЖО, ШО, ШТА, ЖДА, ШТУ, ЖДУ, ЖДЕ, ШЛО, ЖНЕ, ШТЫ, ШТИ, ЖНИ.

      Подсчитайте количество букв, определите каких букв больше.

      3) Прослушайте ряды слогов. Повторите их в той же последовательности. Запишите.

      жа-ша-жа жу-шу-жу жа-ша-жа-ша

      ша-жа-ша шу-жу-шу ша-жа-ша-жа.

      б) Дифференциация Ж, Ш в словах .

      1) Слоговой аукцион. Придумайте слова со слогом (жаворонок, жара, жало и т.д.); со слогом ША - шар, шапка...

      2) «Лесенка». Принимайте слова, которые начинались с Ж, Ш.

      ЖИРЫ ШУРА

      ЖЕЛЕЗО ШАЛИТЬ

      ЖУРАВЛЬ ШЕЛЕСТИТ

      3) Отхлопывание слогов.Прослушайте слова, отхлопайте ладошками количество слогов, входящих в слово.

      шум, жук, жаба, шапка, шуба, шаги, шумел, журчал, шалун, пешеход, стрижи, сторожил, кожаный, мешок, мешал, мошка, жеребенок, медвежонок, школа, жирный.

      4) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

      ШАР-ЖАР ШАЛИТЬ-ЖАЛИТЬ

      ШАЛЬ-ЖАЛЬ УШИ-УЖИ

      5) Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков Ж, Ш в названиях картинок.

      Приблизительные перечень картинок: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

      6) Вставьте в слова недостающий слог ЖИ или ШИ. Запишите эти слова. Перед записью слов повторите правописание ЖИ-ШИ.

      7) Запись слов в два столбика (разными пастами):

      ОКОШКО, ЖУРАВЛЬ, ШАЛАШ, ЧИЖ, ПЛЯЖ, ЛАНДЫШИ, АБАЖУР, ШЛЯПА, КРУЖКА, МЕШОК.

      Прочтите слова 1-го столбика, второго.

      в) Дифференциация Ш, Ж в предложениях.

      1) Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами Ж или Ш.

      В болоте квакала...

      Миша пил молоко из...

      Бабушка печет вкусные...

      Кошка ловит...

      Туристы воду носят во...

      Слова для справок: кружки, пирожки, лягушка, мышку, фляжке.

      Прочтите предложения. Найдите главные члены предложения.

      Логопедическая физминутка.

      г) Дифференциация Ж - Ш в связной речи.

      Работа с карточками. Прочитайте тексты, запомните их и запишите по памяти. (Каждый учащийся, получив карточку с индивидуальным заданием, читает содержание, запоминает. Затем переворачивает карточку и пишет по памяти. После выполнения работы опять переворачивает карточку и проверяет правильность написанного. Кроме этого, в карточке есть дополнительное задание).

      Карточка № 1

      Загадка

      В гору деревяшка, а под гору - коняшка.

      Отгадай загадку, напиши отгадку. Вспомни, как пишутся ЖИ, ШИ.

      Карточка № 2

      Они похожи

      Ель на ежика похожа:

      Еж в иголках, елка - тоже.

      Вспомни, как можно проверить согласную в конце слово.

      Карточка № 3

      Загадка

      На дорожку вышли рожки .

      Вы не будете бодать.

      Я потрогал их немножко

      Рожки спрятались опять.

      Отгадай загадку. К выделенным словам подбери проверочные слова.

      Карточка №4

      Семейка

      Мышка в кружечке зеленой.

      Наварила каши пшённой .

      Ребятишек дюжина

      Ожидает ужина

      Обрати внимание как пишутся выделенные слова. Напиши эти слова по слогам.

      Карточка №5

      Загадка

      У меня три подружки, у каждой по кружке,

      Сколько кружек у всех моих подружек?

      Отгадай загадку. Напиши отгадку. К выделенным словам найди в тексте проверочные слова.

      Карточка №6

      Загадка

      На бахче у нас растет,

      Как разрежешь - сок течет,

      Свеж и сладок он на вкус,

      Называется...

      Отгадай загадку. Подбери проверочное слово к слову СВЕЖ. Обрати внимание, как пишется выделенное слово. Напиши его по слогам.

      IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

      ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 42

      Светлана Ходаковская
      Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]»

      Цели занятия :

      Развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г ;

      Развивать умение соотносить звуки К , Г с буквами К и Г,

      Развивать фонематический слух;

      Расширять словарный запас;

      Развивать внимание, логическое мышление;

      Воспитывать самоконтроль.

      Материал к занятию :

      1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г ?

      Найдите слово с мягким звуком Г .

      Между собой уже века

      Живут в согласье Г и К

      И не впадает К в обиду,

      Когда ее сменяет Г,

      Что схожа с цаплею по виду

      И на одной стоит ноге.

      Думаю, не ошибусь -

      Г запомним наизусть - Г – как голубь, Г – как гусь.

      Это – гордость, это грусть. Г грибы, горох, галеты,

      Все слова на Г нужны- Город, газ, графин, газета.

      В речи так они нужны!

      Сколько раз в стихотворении встретился звук К ?

      Назовите слова с мягким звуком К .

      Кролик, куры, кот и кошка, К – кино, компот, котлета,

      И капуста, и картошка, Книга, краски и конфета,

      Клевер, кактусы и клены, Кружева, корабль, кит –

      Кипарис вечнозеленый. Слышишь, К – везде звучит!

      Куст калины, роща кедров,

      Ах, какой язык наш щедрый.

      Напоминаем!

      Звук Г – звонкий , в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация.

      2. Проверь себя! Сравни звуки :

      а) Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук , если дрожания нет – глухой.

      б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Г и глухой К .

      3. Игра «Эхо» . Повтори слоги :

      га-ка ка-га ка-га-ка га-ка-га ка-ка-га

      гу-ку-ку га-ка-га-ка го-ко-ко-го ко-го-го-ко.

      4. Назвать первый звук в слове :

      Гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

      5. Определи, какой звук в слове – Г или К и его место :

      Кот, мак, газ, огород, загадка, майка, берега, пирог, вагон, танки, рога, огонь, галка, нога, горка, гусак.

      6. Подумай, на что похожа буква Г?

      На что похожа буква К?

      7. Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Г.

      Выложи эти буквы из мелких предметов.

      8. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Гг и Кк?

      9. Прочитай слова с буквой Г, затем с буквой К :

      10. «Кто больше?»

      Необходимо придумать и записать как можно больше слов : начинающихся на буквы Г, К; имеющих их в своем составе.

      11. Вставь букву К зеленым цветом, Г – синим. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

      Рыб…а, …аша, но…а, раду…а, мар…а, …апуста, бал…он, …азета, доро…а, о…онь, о…но, бу…варь, …итара, …ерой, …осмос, …омната, …увшин.

      12. Итог занятия .

      Публикации по теме:

      Конспект занятия «Дифференциация звука [С]-[З] в словах» Конспект урока «Дифференциация звука [С]-[З] на фоне слова. Цель: Дифференциация звука [С]-[З] в словах. Коррекционно-образовательные цели:.

      Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.