Традиционные промыслы и ремёсла на Руси: редкие исторические фото

Народные художественные промыслы - трудовая деятельность народных мастеров, основанная на коллективном опыте, художественные мастерские, развивающие местные культурные традиции, в т. ч., выпускающие сувенирную продукцию (напр., игрушки).

Ремесло́ - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.

Художественное ремесло - основанное на коллективном опыте, культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (кожа, металл, дерево и др.).

Наро́дные худо́жественные про́мыслы имеют широкий спектр изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу, благодаря которому создавались предметы первой необходимости. Сельские ремесла известны ещё с древних времен, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов культура и искусство различались, следовательно, различались и их ремесла.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на автоматизацию или массовое изготовление промышленного или фабричного типа. Мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий в народных художественных промыслах передавалось из поколения в поколение.

Русские народные промыслы в России

Федо́скинская миниатю́ра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки », «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки , украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото или поталь , или делаются вставки из перламутра . Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

жостовская роспись, Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

палехская миниатюра, Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин ипесен. Работы обычно выполняются темперными красками на черном фоне и расписываются золотом.

дымковская игрушка, Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди,скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

каргопольская игрушкаИз остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Вирентурга и Екатерины Абдулаевой Дружининых, работавших в 1930-х-1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан - полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

Абашевская игрушка - свистульки , изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

абрамцево-кудринская резьба, художественный промысел резьбы по дереву,

В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. Изделия Ворноскова и его последователей - ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов - веточек, завитков, розеток - к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.

богородская резьба, богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области). Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным , превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. Игрушка «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. Игрушка «Курочки», очень похожая по принципу работы на «Кузнецов», - тоже долгожитель: ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

ростовская финифть, Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω - «смешиваю» ) - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Ростовская финифть - русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка


Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись


В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома


Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись


Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань


Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит


Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь


Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка


Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть


Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар


В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра


Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали


Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево


Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста


Шемогодская резьба - традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник




Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Исчезающие Художественные промыслы России: инновационное измерение.

Материал научной конференции. Шуя. 2012

Полежаев А.А.

г. Вельск – г. Санкт-Петербург

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ

В 2007 году в Вилегодском районе Архангельской области проходил II открытый конкурсмастеров художественных ремёселсреди людей разного возраста и положения – от школьников до известных мастеров. На конкурсе нужно было представить свою исследовательскую работу по какому-либо виду традиционного народного ремесла Арангельской области. Один школьник из г. Вельска подготовил своё выступление о берестяном пестере. После выступления ему задали один вопрос – «А сейчас пестери востребованы в вашем районе?». Ответ был таков – «Нет, они сейчас не нужны». Этот ответ на вопрос очень показателен для современного общества и выражает настоящее положение дел с востребованностью традиционных народных ремёсел. Перед тем, как продолжить тему, обозначим несколько понятий, которыми далее будем оперировать.

Под традиционными народными ремёслами будем понимать крестьянские домашние ремёсла, результатом производства которых являются утилитарные предметы, орудия труда, постройки, одежда и другие предметы и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность человека в естественной природной среде.

Ремесленные предметы и объекты – это предметы крестьянского быта, одежда, орудия труда, жилые и хозяйственные постройки, являющиеся результатом ремесленной деятельности деревенского жителя.

Функция традиционных народных ремёсел – обеспечение утилитарными предметами человека для нужд жизнеобеспечения.

Актуализация традиционных народных ремёсел это деятельность:
- по изучению и фиксированию накопленных ремесленных знаний прошлого и настоящего времени современными информационными технологиями,
- по освоению ремесленных навыков,
- по включению в культуру современного общества предметов, образов и мотивов народного искусства.

Цели актуализации традиционных народных ремёсел: сохранение традиционной народной культуры, повышение степени важности прикладного творчества и популяризация ручного труда.

Традиционные народные ремёсла сегодня не востребованы с той функцией, которая существовала века и тысячелетия. А это значит, что предметы ремесленного производства не соответствуют современному окружению человека. Нужно ли, чтобы традиционные народные ремёсла были востребованы в современном обществе, нужно ли делать востребованными предметы ремесленного производства? Традиционные народные ремёсла – это неотъемлемая часть культуры народов России, а «народную культуру необходимо рассматривать как постоянно присутствующее и фундаментальное – исходное и основное – условие воспроизводства обществом самого себя» , а значит как основу для существования народов и государства. Если народная культура не будет иметь современных, доступных и понятных форм существования в обществе, то она не сможет выступать в качестве его основы.

В данной статье делается попытка показать на практических примерах, как можно сделать востребованными традиционные народные ремёсла, как их актуализировать в современном окружении человека. Данная статья объединяет личный опыт автора и опыт коллег – мастеров народных ремёсел.

В последние годы немало говорится о необходимости обращения к народному искусству, к его бесценному духовному наследию. Это бесспорно так. Проблемы возрождения народных художественных промыслов так же широко обсуждаются в искусствоведческой среде. А как обстоят дела с традиционными народными ремёслами? С теми занятиями жителей сельской местности, которые бытовали повсеместно по всей России? Ни количественно по числу жителей, ни территориально народные художественные промыслыне могли сравниться с традиционными народными ремёслами, домашние ремёсла были как воздух – везде. Что сегодня осталось от них? Угасающая память о мастеровых предках, музейные коллекции предметов народного искусства и редкие мастера в регионах, некоторые из которых делают традиционные утилитарные предметы – это всё что осталось от ремёсел.

Сегодня в центрах традиционной народной культуры, школах народных ремёсел, студиях ведётся работа по сохранению, возрождению и развитию традиционных народных ремёсел. Что непосредственно понимать под словами «сохранение, возрождение, развитие традиционных народных ремёсел»? Сохранение ремёсел - это поиск мастеров, предметов, инструментов, технологий производства, сбор, фиксация и представление информации о них. Возрождение традиционных народных ремёсел - этоосвоение технологий изготовления и реконструкция предметов крестьянского быта. Развитие - качественное и количественное освоение ремесла, освоение различных ремёсел на определённой территории. Так ли это?

Возрождение ремёсел в том виде, в каком они существовали на момент 20-30 годов XX века, подходит только для зон консервации народной культуры, и вот почему. Возрождение ремёсел напрямую связано с жизненной необходимостью ремесла в каждой конкретной ситуации. Если нет необходимости в ремесле, то нет смысла его возрождать, поскольку любое ремесло в любой точке своего жизненного цикла жёстко привязано к жизнедеятельности человека. Ремесло существует для жизни человека, иначе это реконструкция, игра в "старое".

Возрождение традиционных народных ремёсел возможно только при условии полного и точноговоссоздания внешней (природной) и внутренней (общественной) среды обитания человека. Если такие условия выполнимы на определённой территории, то возрождение традиционных народных ремёсел возможно. Такой территорией потенциально могут быть места экологических поселений в удалении от городов, но такие поселения людей редки в наши дни и серьезных предпосылок для их появления нет. В нашей стране большинство населения проживает в городах и посёлках городского типа, где ремёсла не могут существовать в точно каком же виде, как они бытовали на селе, поэтому возрождение на подавляющей территории России невозможно. Что же делать?Нужно изменить отношение к традиционным народным ремёслам и к народной культуре вообще - относиться не как к отдельному забытому явлению, а как к явлению, которое должно быть непосредственно связано с современной жизнью человека.

Понятия «сохранение» и «возрождение» традиционных народных ремёсел - это понятия осохранении ремёсел сегодня на том уровне исторического времени, после которого началось их разрушение. Объединив два понятия вместе, «сохранение» и «возрождение» традиционных народных ремёсел, мы получили очень ёмкую связку отдельных процессов: поиск мастеров, предметов, инструментов, технологии производства, сбор и фиксация их, реконструкция, обучение технологиям, организация свободного доступа к коллекциям музеев. Всё это составляет процесс передачи традиций с целью детального, точного и полного сохранения традиционных народных ремёсел.

Сохранение традиционных народных ремёсел не обеспечит их востребованности. Развитие традиционных народных ремёсел в понятии качественного и количественного освоения ремесла на определённой территории тем более не позволит сделать ремёсла востребованными, поскольку ремёсла неактуальны в современном окружении человека.

Понятие актуализации традиционных народных ремёсел приводилось в начале данной статьи. Посмотрим, какое определение дают словари понятиям «актуальный» и «актуализация». Актуальный - важный для настоящего времени; злободневный, насущный , соответствующий современному состоянию . Актуализация (лат. actualis - деятельный, действенный) - действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации . Очевидно, что проблему невостребованности традиционных народных ремёсел может решить актуализация, которая позволит изменить традиционные народные ремёсла в соответствии с требованиями современности. Отметим, что необходимо актуализировать не только ремесло как таковое, но и процесс сохранения ремёсла. Причины актуализации традиционных народных ремёсел и средства актуализации не будут рассмотрены в данном докладе. В настоящее время готовится отдельный доклад по этому вопросу, но здесь необходимо кратко описать метод актуализации процесса сохранения традиционных народных ремёсел, без которого невозможно дальнейшее повествование.

Метод актуализации процесса сохранения ремесла заключается в следующем: восстановить причинно-следственную связь процесса создания крестьянского ремесленного предмета: назначение – материал – форма – технология - эстетика. Начинать изучение ремесленной традиции следует с назначения (функции) предмета - сохранить, защитить, ускорить, облегчить, развить навык и пр. Затем изучить различные материалы: дерево, глина, кора, корни, рог, кость и пр. Изучение формы предмета проводить с учётом функции предмета и свойств материала. Изучать технологию производства необходимо с пониманием формы предмета и свойств материала. Эстетические свойства предмета рассматривать относительно формы предмета и декорирования. Изучать каждый этап создания объекта последовательно на основании причинно-следственной связи.

Мы можем утверждать, что актуализация – естественный путь развития ремесла, так как она существовала всегда, поскольку среда обитания человека изменялась постоянно в длительном историческом контексте. Человек приспосабливался к новым условиям жизни – будь-то изменение климата, переселение народов, изменение общественного строя и многие другие изменения. Очевидно, что актуализация ремёсел была естественным процессом в жизни людей. С другой стороны, когда появляются новые технологии для облегчения труда человека, то ремесло актуализируется посредством этих технологий, например, с появлением токарных станков по дереву изменялись ремёсла деревообработки. Такая актуализация является процессом развития ремесла.

Так было на территории России до начала советского периода индустриализации. После этого времени традиционные народные ремёсла стали терять свою роль в жизнеобеспечении человека: предметы домашнего ремесла стали заменяться предметами промышленного производства. Миграция населения из деревни в город, преследование частной собственности, коллективное хозяйствование на земле так же не способствовали поддержанию ремесленного производства. Функция ремёсел стала переходить к промышленности, плану и массовому производству.

В середине 70-х годов ХХ века ремёсла вызывают интерес у искусствоведов на фоне поддержки народных художественных промыслов правительством СССР. Функция ремёсел в этот момент рассматривается не со стороны жизнеобеспечения человека, а со стороны эстетического восприятия предметов и объектов ремёсел, со стороны народного искусства. Восхищение искусствоведов от вновь открытого народного искусства– это большое признание мастерства и художественного вкуса деревенского мастера. Но с тех пор и до наших дней исконная функция традиционных народных ремёсел так и не восстановилась, а лишь ещё более изменилась – стала сувенирной.

Изложим основные правила актуализации традиционных народных ремёсел с точки зрения мастера с приведением пояснений и примеров.

Для рассмотрения принципов актуализации ремёсел обратимся к ремесленным предметам. Ремесленный предмет характеризуется физическими свойствами и эстетическим содержанием. Физические свойства предмета - это те характеристики предмета, которые решают задачи жизнеобеспечение человека.Физическими свойствами ремесленного предмета являются: утилитарное назначение или функция, форма, размер, материал, технология. Эстетическое содержание ремесленного предмета – это художественный образ предмета, определяемый формой (не с точки зрения назначения, а с точки зрения совершенства пропорций) и декорированием (графичность, колорит, элементы, символика, композиция и другие характеристики украшения).

Обозначим актуализацию ремёсел с точки зрения характеристик ремесленного предмета – это процесс изменения физических свойств и эстетического содержания ремесленных предметов в соответствии с изменениямив окружении современного человека. Но это не только прямой процесс преобразования ремесленных предметов прошлого в формат современности, но и обратный процесс изменения окружения современного человека под формат ремесленных предметов.

Преобразование ремесленных предметов прошлого в формат современности

Миграция населения из сельской среды обитания в городскую среду определяет требования к ремесленным предметам. Изменилось жилище человека с деревенских просторных домов на тесные квартиры в многоэтажных кирпичных домах – значит, изменился весь быт человека. Изменились требования к кухонной утвари – ёмкости для хранения продуктов не должны быть такого размера как были в деревенском доме, а должны соответствовать размеру шкафов и полок кухни. От туеска, бытовавшего в Архангельской области, сейчас никто не требует того, чтобы в нём носить молоко или квас, а только то, чтобы он стоял на полке и сохранял сыпучие продукты, поэтому можно изменить принцип закрывания туеска крышкой – закрывать сверху, а не изнутри. Соразмерно изменению внутреннего пространства дома должны быть изменены игрушки в сторону уменьшения размера.

Изменения в жизни связаны не только с изменением размеров жилища, но и с изменением применяемых материалов в строительстве домов, отделки помещений, изготовлении мебели, предметов быта, одежды и всего другого, что нас окружает дома, в том числе с изменениями в образе жизни. Напольное покрытие современной квартиры чаще всего гладкое – линолеум, кафель, ламинат, и традиционные тканые дорожки будут скользить под ногами, что неудобно. Такие тканые половики можно стелить на диван, стулья и кресла. Пример такого использования можно увидеть в Башкирии в туристическом комплексе «Тенгри» – из тканых дорожек сшиты чехлы на офисные стулья, которые красивы и удобны в использовании .

Поясним данный подход к актуализации традиционных народных ремёсел следующими примерами:

Пример 1. Изготовление мебели на основе буфета, горки, сундука – сохранение назначения, формы, материала, но изменение размера под современную квартиру и изменение технологии: автоматизация производства с применением современных станков, использование клееной древесины, современный крепёж и современная технология сборки мебели.

Пример 2. Традиционная посуда из традиционных материалов, дерева, глины, бересты, изменяется под размеры жилища (квартиры) человека – высота шкафов и полок меньше, так же численность семьи меньше. Посуда уменьшается в размерах, оставаясь неизменной в назначении, форме, материале и технологии.

Пример 3. Окружение детей – игры, игрушки и прочие предметы детского быта могут в большей степени воспринять традиционную культуру. Немалая доля современных заботливых и думающих родителей хочет окружить ребёнка экологически чистыми и безопасными игрушками. В данном случае традиционные игрушки могут придти в мир современного ребёнка с минимальными изменениями размера и технологии. Деревянный коник на колёсах можно выполнить меньшего размера с учётом пространства детской комнаты. Не нужно покрывать дерево краской, а покрывать экологически безопасным лаком на водной основе или оставлять материал без дополнительного покрытия. Использовать подвесную люльку для детей в возрасте до 6 месяцев. Люлька изготавливается из бересты по типу традиционной полотухи (полотуха – плоская ёмкость для перебора каких-либо сыпучих продуктов). В данном случае остаются неизменными форма, материал и технология, изменяются лишь размер и назначение. Берестяные солоники в форме птиц можно использовать в качестве игрушек – изменяется только назначение. Если из такого солоника сделать уточку-каталку, то немного изменится технология при добавлении колёс.

Пример 4. Орнаментирование традиционных предметов быта росписью, которые ранее или не украшались, или украшались другой росписью. Можно оставлять неизменными все свойства декора, но изменять технологию росписи - использовать современные краски, лаки, кисти и другие приспособления.

Пример 5. Изготовление вязаной одежды с традиционным орнаментом – свитера, платья, жилеты и прочие тёплые вещи. Неизменными остаются такие свойства, как графичность, колорит, элементы, символика, но композиция и соразмерность орнамента меняются в зависимости от формы и размера одежды.

Примеров можно приводить множество, но принцип должен быть один – целесообразное соединение ремесленных традиций и современности для целей жизнеобеспечения человека.

Изменение окружения современного человека под формат ремесленных предметов

За последние 100 лет технологический прогресс настолько изменил окружение человека, что ручной мельнице и прялке в доме просто нет места и смысла – мука, хлеб, нитки и одежда продаются в магазине и доступны всем слоям населения. Можно ли говорить о каком-либо воздействии традиционных ремесленных предметов на окружение человека? Несомненно, да!Дело здесь в физических свойствах и эстетическом содержании ремесленных предметов. С одной стороны, назначение и технологии изготовления предметов устарели настолько, что им нет места в домашнем быту. С другой стороны, эти качества являются уникальными в наши дни и используются дизайнерами в качестве новых и привлекательных идей для дизайна кафе, ресторанов, магазинов, развлекательных центров, различных мероприятий. Эстетическое содержание используется ещё шире, поскольку украшать можно не только интерьеры общественных мест, но и всё, что окружает человека каждый день: экстерьеры, одежду, упаковку продуктов, посуду, мебель. Декорируются традиционным орнаментом поверхности из различных материалов, как натуральных, так и искусственных: дерево, керамика, пластик, стекло, различные ткани, полиэтилен, бетон и другие. Многие из предметов и объектов декорирования являются современными и выполняют новые функции в жизнеобеспечении людей, по сравнению с доиндустриализационным периодом. Супруга автора данного повествования, например, любит покупать молоко в упаковке, на которой изображён фрагмент павловопосадского платка с цветами. Часто люди выбирают полиэтиленовый пакет из множества на прилавке с рисунком стилизованным под «гжель» или другую роспись. Яркий пример декорирования современных предметов и поверхностей орнаментами на основе традиционных росписей – проект Ru.branding фонда «Открытая коллекция».

Придумывают и украшают современные предметы мастера по традиционным росписям и дизайнеры. Работа мастеров ручная и предполагает копирование элементов росписи отдельно или в композиции на новые нетрадиционные предметы, такие, как посуда, сумки и прочие утилитарные предметы. Дизайнеры выполняют стилизацию элементов росписи и размещают созданные элементы на различных поверхностях предметов по законам современного дизайна: остановках транспорта, информационных табличках, посуде, бетонном заборе, одежде, автомашинах, самолётах.

Данный подход к актуализации традиционных народных ремёсел поясним примерами:

Пример 1. Орнаментирование современных предметов быта, изготовленных из традиционных и нетрадиционных ремесленных материалов. Необходимо изменять или оставлять неизменными свойства декора в соответствие с формой и пропорциями предмета, и изменять технологию росписи - использовать современные краски, лаки, кисти и другие приспособления.

Пример 2. Изготовление галантерейных аксессуаров, таких как дамские сумки, косметички, портмоне, кошельки и пр. с применением традиционных техник ткачества, вязания, валяния, лоскутного шитья и пр. Орнаментирование элементами традиционной вышивки, традиционными образами и символами в нетрадиционных техниках (аппликация и прочее).

Пример 3. Использование техники инкрустации в изготовлении современных предметов из традиционных ремесленных материалов. Инкрустация традиционных орнаментов на традиционном материале.

Необходимо отдельно сказать о таком явлении, как изготовление традиционных ремесленных предметов из нетрадиционных материалов . Плетёные корзины из пластиковых лент (разрезанные использованные пластиковые бутылки)и вязанные круглые коврики из полиэтиленовых пакетов. На первый взгляд человека неравнодушного к народному искусству такие вещи вызывают оторопь и отвращение – как можно заменять бересту на пластик использованных бутылок? С точки зрения художественного восприятия предмета это так. А вот с точки зрения деревенского мастера, изготовившего такую корзину, несколько иначе – в лес идти далеко, снимать бересту тяжело, с ногами плоховато, а у соседей много использованных пластиковых бутылок, которые никто не утилизирует, а в огород закапывать никто не хочет, можно корзин для всех соседей наплести, которые износу знать не будут. Защитник окружающей среды встанет на сторону мастера – отличное решение по утилизации бытовых отходов. На Западе уже продолжительное время существует плетение корзин и других предметов из нетрадиционных современных материалов. Хорошо это или плохо – оценивать каждому лично, но актуализация ремесла здесь налицо – замена традиционного материала на нетрадиционный для обеспечения жизнедеятельности человека в век пластиковой упаковки.

Выделим ещё одно направление актуализации – изменение физических свойств предметов с изменением утилитарной функции на сувенирную . Существует такое мнение, что производство сувениров мастером – это вырождение ремесла. По нашему мнению, производство сувениров – это потребность нашего времени, нашего современного окружения и условий жизни, и задача мастера – наиболее корректно перенести свой ремесленный опыт и знания в новый вид изделий.

Можно определить два вида ремесленных сувениров: аутентичные предметы и новые предметы.

Предмет, аутентичный вышедшему из употребления предмету быта десятилетия назад, теряет утилитарную функцию и становится хранителем информации как о самом предмете, так и, возможно, о событии, человеке, месте, что может иметь своё ценное значение в исторической перспективе. Историческая наука основывается на источниках. Среди таких источников, как летописи, эпос, обряды, отдельно стоят ремесленные предметы, поскольку письменные и устные источники неизбежно изменяются во времени, а созданный столетия назад предмет остаётся неизменным. Это означает, что ремесленный предмет - самый достоверный источник информации. Поэтому изготовление вышедших из употребления предметов в качестве сувенира и подарка очень важно.

Новые ремесленные сувениры изготовляются для создания образа какого-либо ремесленного предмета и для создания образа памятного места, события, человека с помощью ремесленных технологий и традиционных материалов. Задача мастера состоит в том, чтобы минимальными средствами добиться максимальной выразительности и узнаваемости задуманного образа. Вопрос о производстве сувениров мастером-ремесленником очень важный как со стороны развития индустрии туризма в российских регионах, так и со стороны повышения благосостояния мастеров и повышения художественного уровня сувениров.

Приведённые выше соображения можно сформулировать в правила актуализации традиционных народных ремёсел:

Правило №1. Изменение физических свойств традиционного предметапод формат современности, при использованиитрадиционных материалов и изменении назначения в рамках утилитарности.

Правило №2. Применение эстетического содержания одних традиционных предметов для изготовления других традиционных предметов.

Правило №3. Применение эстетического содержания традиционных предметов для изготовления нетрадиционных предметов (ремесленных и промышленных).

Правило №4. Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при использовании нетрадиционных материалов.

Правило №5. Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при изменении утилитарного назначения.

Актуализация традиционных народных ремёсел – это не новое течение в работе современных мастеров, а это естественный процесс развития ремёсел во все времена. Современный мастер вносит изменения в ремесленные традиции предков, тем самым продлевает им жизнь и, возможно, сам создаёт традиции.

Обобщение индивидуального опыта может открыть путь не только к восстановлению функции ремёсел, но и к востребованности народной культуры в целом в современном обществе. Надеемся, что настоящий доклад может послужить толчком к осмыслению и обобщению опыта современных мастеров для решения проблемы востребованности ремёсел.


Список литературы:

Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник. Вологда, 2008. Стр. 21.

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.

Художественная роспись в России

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.

Полховско-Майданская роспись

Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.


Палехская роспись

Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.


Роспись Жостово

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.


Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.


Русские ремесла, ставшие промыслами

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.


Филимоновская игрушка

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.


Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.


Вятские кружева

О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.

Новые народные промыслы

Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись ёлочных игрушек

Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.

Фабрика «Ариель»

Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариель». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин. Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел

Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях. На сайте сайт есть о самых больших музеях в мире.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен