Тест на нестандартное мышление. Тренируем навык нестандартного мышления

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В ХХ веке психологи Э. П. Торранс (Ellis Paul Torrance) и Дж. П. Гилфорд (Joy Paul Guilford) изучали интелектуальные способности людей и разработали уникальную систему тестов. Эта система дает оценку уровня интеллекта и креативности испытуемого. Раньше такие тесты использовали в обучении военные, а сегодня они входят в некоторые школьные программы.

Взяв исследования ученых за основу, сайт предлагает вам проверить нестандартность своего мышления.

Ниже представлены 10 картинок. Внимательно посмотрите на них и скажите, что же там изображено. Если ответ кажется чересчур очевидным, это лишний повод подумать подольше.

Результаты ищите в конце статьи.

В отличие от привычных нам тестов, этот не содержит заведомо правильных или неправильных ответов. Показателем креативности выступает то, насколько далеки ваши ответы от самых предсказуемых и как много разноплановых вариантов вы смогли придумать.

  1. Обычный человек, возможно, увидит здесь свечу на подставке, но также это штопор, который застрял в пробке.
  2. Думали, что это просто следы ног в круге? А другие видят, как парашютист летит на землю (вид снизу).
  3. Это похоже на компас. Но нестандартный человек увидит здесь, как голодный птенец в гнезде зовет маму (вид сверху).
  4. Напоминает лужи на дороге. Но на самом деле это жираф (вид из окна второго этажа).
  5. На первый взгляд это не похоже вообще ни на что. А если представить, что это медведь слезает с дерева? Причем видно только лапы.
  6. Увидели колесо автомобиля? Попробуйте теперь увидеть танцующего мексиканца в сомбреро (вид сверху).
  7. Обычные люди видят здесь половину куска любительской колбасы или след от каблука. Но это еще и поезд, который выезжает из туннеля (вид спереди).
  8. Думаете, что это просто мужская рубашка с галстуком-бабочкой? А некоторые считают, что незадачливого официанта зажало дверями лифта.
  9. Автолюбители видят здесь спидометр, физики - барометр. А люди с нестандартным мышлением могут разглядеть снеговика (вид сверху).
  10. Многие говорят, что «кто-то за чем-то прячется». Интереснее думать, что это бравые пограничники с собаками притаились за баррикадой.

Если для каждого изображения вы придумали:

1–2 варианта ответов : увы, вы мыслите как подавляющее большинство жителей Земли. Или же вы не восприняли тест всерьез и с любопытством сразу перешли к ответам. Такой вариант засчитывается в вашу пользу, ведь любопытство тесно связано с креативностью.

3–5 вариантов ответов : если все ответы далеки друг от друга по смыслу и вы не потратили на их поиски всю ночь, то примите наши поздравления. Вы мыслите нестандартно, творчески подходите к решению проблем и при желании способны свернуть горы! Или придумать, как этого избежать, если инициатива исходит не от вас.

6 и более вариантов ответов: ничто не устоит перед вашим упорством. Ваша креативность выше всяких похвал, а рамки и шаблоны буквально рассыпаются в прах при вашем приближении. Снимаем шляпу.

Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина. Но так же не имеет смысла ожидать другого результата от повторяющихся действий. Если вы устали наступать на грабли, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом.

Вся наша жизнь - это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться...

Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей. От выбора, сделанного нами, зависит наша судьба. Как в сказке: направо пойдешь - ?.. Налево пойдешь - ?.. Прямо пойдешь - костей не соберешь.

Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».

Думать, как все, - это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома - лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.

Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.

Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам - это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.

В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно - как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют , курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично - семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)

Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, - значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.

Зачем мыслить нестандартно

Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых - в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.

Человек, мыслящий иначе, чем все, - это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле , наш выдающийся современник и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.

Серые посредственности, которым удобно думать, как все, - стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.

Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация - вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг - значит деградирующий.

И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение - все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.

Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь - подальше от шаблонов, рутины и скуки.

Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.

Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны

Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое - сразу отвергаем или сначала обдумываем?».

Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».

Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его - это:

1. Делать нестандартные вещи

Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут - это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.

После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку - пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.

Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.

Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое - посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.

Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;

2. Нарушить привычную последовательность действий

Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы - домой? Один день похож на другой? Только был понедельник - и вот уже пятница, а там выходные. В выходные - уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник - пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.

Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.

Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий - все это заставляет мозг «не спать»;

3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление

Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.

Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.

Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;

4. Прочитать книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»

Американский профессор Дэвид Шварц - известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.

Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.

Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?

10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления

Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.

  1. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
  2. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  4. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
  5. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
  6. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
  7. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
  8. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?
  9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
  10. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?

Нестандартное мышление как качество личности – с пособность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную вертикально.

Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и обычаям, а ищетнестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность, тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо - напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру - в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба - преподаватель и студент - согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. - Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

Неплохо, - сказал Резерфорд. - Есть и другие способы? - Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

Если вы хотите более сложный способ, - продолжал студент, - то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

Наконец, - заключил студент, - среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 - 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев

Повседневная жизнь обуславливает каждого человека вырабатывать определенные поведенческие шаблоны, которые экономят время и энергию при выполнении обыденных задач. С возрастом человек все больше подвержен стереотипам, которые укореняются в сознании.

При желании внесения качественно лучших изменений в свою жизнь или достойного выхода из сложной ситуации - выручает нестандартное мышление, а также отказ от привычного образа действий.

НМ – что это такое?

Нестандартное мышление (НМ) - это навык, который позволяет человеку решать поставленные задачи гораздо эффективнее, применяя нестандартный подход.

С учетом стремительных изменений современного мира, способность применять нестандартные подходы к решению обыденных задач очень полезна как в трудовых аспектах, так и бытовых. Быстрый и насыщенный ритм обязывает развивать НМ и творческий подход даже к мелочам.

Чаще всего мышление неординарного типа свойственно детям, только познающим окружающий мир. Любое новое знание они могут интерпретировать самым неожиданным образом: окружающие предметы используются ими в непривычных для взрослого целях, а детские умозаключения часто ставят в тупик, хотя не лишены своей логики. Аналогичные приемы может применить и взрослый, задумавшийся над тем, как развить нестандартное мышление и выйти за границы обыденного.

Способы развития НМ

Основным инструментом, помогающим развить неординарное мышление, является решение тестов и задач. Это могут быть логические задачи, ребусы и головоломки, предназначенные для тренировки мышления у детей; кроме того, существует множество специализированных тестов.

Их основное свойство - создание видимости очевидного ответа, а человек, проходящий тест-онлайн на нестандартность мышления, должен придумать этому ответу эффективные альтернативы.

Презентация: "Активизация мыслительной деятельности"

При этом используются следующие методы:

  • В рамках теста сформулировать условия задачи и самый очевидный способ ее решения. Это позволяет понять, чего в дальнейшем нужно будет избегать.
  • Попробовать объяснить, почему общепринятый способ решения задачи именно таков. Подробно разобрать последовательность традиционных действий в той или иной ситуации, описанной в задаче.
  • Придумать каждому традиционному действию нестандартную замену. На этом этапе поможет "мозговой штурм": нужно записать все пришедшие в голову идеи, даже если сейчас они кажутся слишком странными. Также можно искать вдохновения в посторонних событиях, предметах и тестах - часто такая техника приносит самые интересные варианты решения задачи.
  • Когда альтернативные способы сформулированы, нужно проанализировать, насколько они осуществимы и эффективны. Из нескольких вариантов действий может сложиться последовательность, приводящая к нужному результату оптимальным путем. Именно так и работает нестандартное мышление.

Даже такая мелочь как перемена рабочей руки при чистке зубов помогает разбудить мозг и начать думать нестандартно.

Что дает способность к нестандартному мышлению

  • Осознанность действий. Человек, уделяющий достаточно времени занятиям на гибкость мышления, реже ошибается в мелочах и опаздывает на встречи, лучше запоминает полученные сведения и эффективнее ими распоряжается. Это происходит потому, что каждое его действие продумано, а последствия он представляет лучше человека, руководствующегося привычкой. Нестандартное мышление помогает нам держать любую ситуацию под постоянным контролем.
  • Высокая эффективность работы. Ежедневно мы выполняем множество рутинных действий, отнимающих силы и время, которое можно было бы потратить с большей отдачей. Нестандартное мышление позволяет избавиться от части хлопот и значительно сократить затраты на остальные. В результате - больше энергии, свободного времени и желания употребить их с толком.
  • Широкие горизонты возможностей. Уходя от накатанной колеи привычных решений, мы дарим себе новые шансы и пути движения. Мышление, привыкшее просчитывать все невероятные варианты дальнейших действий, способно найти выход из самой безнадежной ситуации, в которой большинство людей опустили бы руки.

И каждое новое жизненное испытание будет для нас еще одним интересным тестом, который мы пройдем с успехом и легкостью.

Еще в Древней Греции применялась техника эвристических вопросов, которые позволяют определить инструменты для тренировки критического мышления. При этом у каждого человека будет свой набор таких инструментов. Так Г.С.Альтшуллер в своей книге «Теория решения изобретательских задач» собрал более 70 методов, которые позволяют вывести мысль за пределы обыденного. Также существуют 5 правил по Эдварду де Боно, о том, как эффективно уйти от стереотипов:

  • Сомневаться в обыденных вещах. К примеру, клиенты – покупают, продавцы – продают. Почему не возможно иначе? Те, кто подумал об этом, создали магазины самообслуживания.
  • Альтернативы. Путей решения одной задачи, как правило, несколько. Поэтому необходимо учиться обобщать альтернативы и применять наиболее эффективный вариант решения.
  • Использовать новые идеи и наблюдать, что из этого выйдет. В основном к такому методу решения прибегают люди с активно развитым творческим потенциалом.
  • Новые точки входа.

Э.Боно разработал занимательный прием, который назвал «телефонная линия с подсознанием». Автор часто уходит в отпуск, занимаясь такими делами, которые не требуют сосредоточенности (слушает пение птиц, занимается растениеводством и т.д.). В это время мозг получает отдых, а подсознание шлет импульсы, которые зачастую нестандартные. Таким образом, Эдвард создает сногсшибательные тексты и рекламные акции.

  • Развитие восприятия с использованием всех органов чувств.
  • Больше читайте, а после обсуждайте с друзьями и анализируйте.
  • Сомневайтесь в обыденных вещах. Делайте творческие паузы. Провоцируйте, проверяя истинность стереотипов.
  • Ищите необычное в обычном.
  • При решении задач нестандартного характера, помните, что это сложный процесс и решить такой вопрос можно только при систематической и продолжительной работе.
  • Придумывайте по одной новой идеи, например, один раз в неделю. Рекомендуется фиксировать даже крайне фантастические идеи, и не важно, что за их исполнение вы не возьметесь никогда.
  • Записывая идея, иногда пересматривайте их. Возможно, они помогут в каком-то вопросе.
  • Будьте уверены в себе, ведь творческий человек рискует практически всегда.

Закрепить успех вам поможет многократное прохождение различных тестов, направленных на развитие нестандартного мышления. В дополнение к специальным занятиям и тестам вы можете попробовать свои силы в практическом применении новых возможностей: выполнять размеренные бытовые действия в другой последовательности или при помощи непривычных инструментов.

Итак, вас попросили найти нестандартный подход на работе, или вам нужна действительно креативная идея для вашей новой книги? Не волнуйтесь! Нестандартное мышление, как и любой навык, можно развивать, постоянно практикуясь. Чтобы начать развивать навыки креативного мышления, начинайте с шага 1.

Шаги

Часть 1

Придумывайте креативные решения

    Смените свое окружение. Важно уйти от обычной рутины, чтобы взрастить в себе креативность. Мысль о таком изменении ― это уже важный шаг к креативному мышлению. Это значит, что вам нужно либо создать специальный ритуал, связанный с креативностью, либо просто найти способ отвлечься и сделать перерыв в своей рутине.

    • Примите душ. Есть в этом что-то причудливо судьбоносное, так как у каждого возникала чудесная идея в душе (только вы забывали ее, пока наконец добирались до ручки с бумагой). Если вы под впечатлением от какой-либо идеи, идите в душ, но не забудьте взять с собой ручку и бумагу, и посмотрите, к чему это приведет.
    • Прогуляйтесь. Как и душ, что-то в пеших прогулках пробуждает креативность. Не важно, какая это прогулка ― для начала креативного проекта или уже часть его, она поможет высвободить много нестандартных решений. Стив Джобс устраивал встречи на прогулках для мозговых штурмов. Чайковский несколько раз прогуливался вокруг своей деревни перед тем, как начал работу над своим лучшим произведением.
    • Создайте психологическую дистанцию между вашей ежедневной рутиной и временем для креативности. Писательница Тони Моррисон всегда наблюдала солнечный рассвет перед тем, как начать писать. Она чувствовала, что это пробуждает в ней кративность.
  1. Устраивайте мозговой штурм. Обсуждение оттенков разных идей, особенно тех, которые кажутся немного выходящими за рамки обыденности, ― отличный способ найти действительно хорошее решение. Мозговой штурм помогает раскрыть свой разум, так, чтобы вы не были заключены в старых мыслительных рамках.

  2. Перемоделируйте проблему. Часть поиска креативных решений и идей состоит в рассмотрении проблемы под другим углом. Это дает вам возможность увидеть и другие возможные решения, которые вы раньше не принимали во внимание. К счастью, есть некоторые конкретные средства моделирования, которые вы можете использовать.

    • Переверните проблему вверх дном. Это можно сделать буквально или фигурально; переворот картинки может помочь вам лучше ее понять, так как ваш мозг на обычном для себя месте найдет другие компоненты там, где их раньше не было. Это срабатывает для большинства принципиальных проблем.
    • Например, если вы пишете книгу и вы не можете придумать, как внедрить главного героя в некоторые эпизоды всей истории, задайте себе вопрос: “А должен ли этот персонаж быть главным героем? какой была бы история с другим главным героем? Или более чем с несколькими героями?"
    • Работайте в обратном направлении. Иногда вам нужно сфокусироваться вначале на развязке, а потом исходя из этого построить действия. Например, вы работаете в отделе объявлений в газете. Газета теряет деньги, так как у нее не очень много объявлений. Начните с конца, лучший выход ― много объявлений правильного типа. Исходя из этой цели связывайтесь с теми предприятиями и людьми, которые могут дать вам самые лучшие, рентабельные объявления.
  3. Мечтайте. Мечты дают вам возможность провести связи, сформировать шаблоны и вспомнить информацию. Это ключевой момент нестандартного мышления, так как мечты могут вам помочь провести такие параллели, которые вы даже принимали во внимание. Так что ваши лучшие идеи могут прийти к вам ниоткуда, пока вы мечтаете.

    • Дайте себе время помечтать. Выключите компьютер, телевизор и телефон. Если вы периодически отвлекаетесь, вашему мозгу будет значительно тяжелее отдохнуть и связать информацию воедино.
    • Вы можете помечтать на прогулке или принимая душ (еще одна причина выделить себе время для прогулки или душа, это может привести вас к креативным мыслям). Мечтайте утром, перед тем, как встанете с постели, или ночью перед сном.
  4. Установите параметры. Когда вы ощущаете трудности с нестандартным мышлением, поставьте себе некоторые основные показатели. Может показаться, что это мешает креативности, но если вы установите себе правильные параметры, вы поймете, что благодаря этому вы можете настроиться на нужный лад.

    • Если вы поставите себе слишком объемную цель, это будет давить на вас. Например, вместо того, чтобы сказать: “Как я могу увеличить продажу объявлений” лучше спросите: “Как я могу убедить предпринимателей размещать свои объявления в нашей газете?”
    • Вам нужно ставить открытые вопросы и рассматривать множество вариантов решений, но вы должны привязать свои мысли к определенному вопросу или задаче. Это поможет вам получить более определенные идеи.
    • Другой пример: вместо того, чтобы спросить себя: “Как я могу сделать мой роман отличающимся от других на рынке?”, рассмотрите отдельные части истории: кто главный герой? главный герой такой же, как другие персонажи (белый, гетеросексуал, симпатичный, но не знает об этом)?; или если это фантастический роман, то “какая магическая система? это магия или неопределенность?”
    • Или вы можете сказать себе, что вы должны переписать эпизод в своей истории, только теперь у персонажа не будет доступа к магии. Как вы выйдете из ситуации?
  5. Продумайте самый плохой сценарий. Страх убивает креативность. Страх заставляет вас делать шаги, которые хорошо вам известны. Когда вы продумываете самые плохие сценарии, вы не только готовитесь к ним, но вы также можете убедить себя, что плохой сценарий не настолько уж и плох, что вы не должны пытаться.

    • Пример для человека, занимающегося объявлениями: вы могли бы подумать, что произойдет, если вы попытаетесь внедрить новую креативную схему, которую собираетесь предложить для долгосрочных партнеров (например, лучшее место на странице, выделение цветом, скидка и т.п.). Возможно, худшее, что может случиться, это никто не примет предложение, или вы на этом потеряете деньги. Придумайте план, что бы вы делали с таким результатом.
    • Пример для написания романа: ваш худший сценарий - издательство или агентство не захотят продавать ваш роман, так как он является клоном предыдущего бестселлера.

    Часть 2

    Поддержка нестандартного мышления в долгосрочной перспективе
    1. Смените свой распорядок. Для креативности нужно, чтобы вы не погрязали в одной и той же рутине каждый день. Даже самые маленькие изменения могут стать хорошим подспорьем для выдергивания вас из повседневности и развития нестандартного мышления.

      • Выходите из своей зоны комфорта. Делая это, особенно делая то, что не планировали, поможет вам лучше справляться с новыми ситуациями. Также это помогает открыть свой разум для новых мыслей и ситуаций, которые могут открыть в вас новые нестандартные мысли.
      • Будьте спонтанным. Делайте что, что не планировали, случайно. Это заставит вас адаптироваться к моменту и решать проблемы на лету. Вы даже сможете связать это с текущим проектом.
      • Меняйте небольшие привычки. Например, каждый день возвращайтесь домой с работы разными путями. Каждое утро ходите в разные кофейни.
    2. Изучайте другое поле деятельности. Это может показать вам, как работают люди в другой отрасли и дать возможность внедрить их идеи в вашу деятельность. Поле деятельности может совершенно отличаться от вашего, или в чем-то пересекаться с ним, но оно должно быть достаточно другим, чтобы дать вам свежий взгляд на ваше собственное.

      • Например, человек, занимающийся объявлениями может поискать темы по психологии или заглянуть особенности бизнеса, от которого он ждет объявлений.
      • Романисту следует почитать литературу не только своей выбранной области (для старшего школьного возраста, например), а посмотреть в сторону фантастики, мистики и классики для вдохновения.
    3. Познавайте новое. Чем больше вы расширяете свои горизонты, тем больше связей и аналогий ваш мозг может провести. Чем к большему объему информации у вашего мозга есть доступ, тем больше у него возможностей сгенерировать нестандартные решения.

      • Проходите обучение не по предмету из вашего поля деятельности. Это может быть что угодно ― от кулинарных курсов (если вы не повар) до кружка скалолазания. Писатель сможет использовать полученный опыт кулинарии в своем сюжете (люди, у которых есть чувство, что они знают, что делают и не пользуются инструкциями противопоставятся тем, кто тщательно следует точным указаниям инструкций).
      • Изучайте новый язык. Это не только будет поддерживать вашу остроту мышления и формировать новые связи, это также может открыть для вас новые способы мышления. Человек, занимающийся объявлениями, может использовать этот опыт, для начала раздела двуязычных объявлений, чтобы привлечь большее количество людей.

    Часть 3

    Креативное взаимодействие с другими людьми Идеи не существуют в вакууме. Даже нестандартные мыслители вроде Сальвадора Дали (например) начинали с прорисовки идей, которые они получили из более ранних источников. Если вы берете в расчет идеи других людей, это поможет вам развить свои собственные.
    • Вы увидите, как другие люди могут нестандартно мыслить. Изучение шаблонов и способов мышления других поможет вам уберечь от застоя свое собственное мышление. Вы даже можете сказать себе: "Как бы мой креативный друг-художник увидел эту проблему с объявлениями?"
    • Вы также можете посмотреть на идеи знаменитых новаторов. Изучите, какие у них были рабочие идеи, а какие идеи не сработали. Посмотрите на их практики развития креативного мышления (например, Стив Джобс, Чайковский и Тони Моррисон из первой части этой статьи) и попробуйте их практики применить.
  6. Учитесь слушать. Один из способов научиться мыслить нестандартно ― оставаться тихим и слышать, что говорят другие люди. Это отличная идея как минимум потому, что вы на самом деле можете услышать, что говорят другие люди и не презентовать те идеи, которые уже прозвучали. Это также поможет вам упорядочить свои мысли перед тем, как их озвучите.

    • Например, человек, занимающийся объявлениями, пытается продать место под объявления предпринимателю, который на самом деле ненавидит газету. Если сотрудник не выслушает возражения предпринимателя (например, он думает, что его объявления не поставили в приоритет и ему не нравится содержание газеты), он не сможет склонить бизнес к размещению объявления у него. А это предприятие затем может стать частью схемы привлечения неудовлетворенных клиентов обратно.
  7. Помните, вы будете презентовать идеи, которые могут отклоняться от “нормальных”. Это то, о чем вы должны помнить, вовлекая других людей, особенно в деловых отношениях. Иногда нестандартные идеи не являются правильными для решения задачи.

    • Также хорошо помнить, что ваши идеи могут не сработать. Это нормально! Это часть процесса обучения и поэтому вы должны принимать во внимание худшие сценарии развития событий, когда вы предлагаете свое решение.
  • Вам нужно жаждать осваивать те вещи, которые находятся за пределами вашей зоны комфорта. Это очень освежает, и вы можете найти новые интересы и встретить новых людей.
  • Почитайте что-либо не вашего обычного жанра. Например, если вы думаете, что “ненавидите” детективную литературу, почему бы вам ее не почитать? Вы можете быть приятно удивлены, и даже если нет, вы разнообразите ваш мыслительный процесс.