Сознание индивидуальное и общественное. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания

Индивидуальное сознание.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее ᴇᴦο индивидуальное бытие и через посредство ᴇᴦο в какой-либо степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностями сознаний отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание должна быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны˸ самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в данном процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индивидом своей и общества материальной жизни.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания˸

1. Начальный (первичный) - ʼʼпассивныйʼʼ, ʼʼзеркальныйʼʼ. Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы˸ понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания˸ воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - ʼʼактивныйʼʼ, ʼʼтворческийʼʼ. Человек преобразует и организовывает мир.
Размещено на реф.рф
С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы˸ цели, идеалы, вера. Главные факторы˸ воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Между первым и вторым уровнями существует промежуточный ʼʼполуактивныйʼʼ уровень. Главные формы˸ феномен сознания - память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.


  • - Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания.

    Категория сознания употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является... .


  • - Общественное и индивидуальное сознание, их соотношение.

    Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности... .


  • - Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания.

    Мир человека начинается с его непосредственного бытия и распространяется до границ вселенной. В этом интервале оформляется объективный фактор жизнедеятельности человека, формируются условия его самореализации, самовыражения, самоутверждения. Личное бытие человека... .


  • - Общественное и индивидуальное сознание.

    Как уже говорилось, центральным моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, например, духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к... .


  • - Общественное и индивидуальное сознание. Их диалектическая взаимосвязь.

    Индивидуальное сознаниеэто духовный мир личности, отраженное общественное бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивид и... [читать подробнее] .


  • - Общественное и индивидуальное сознание и их структура.Экономическое сознание.

    1)Понятие “сознание” неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном... .


  • 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание

    Общественное сознание - это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

    Индивидуальное сознание - это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

    ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

    Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию , охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

    Таким образом,

    общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания .

    Но, с другой стороны , любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

    индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания .

    Таким образом, диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

    Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

    ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ - это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности : политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т. д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

    1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

    2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

    3. Нравственное сознание . Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т. д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

    4. Эстетическое сознание . Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

    5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

    6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

    7. Естественнонаучное сознание . Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание является одним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

    8. Экономическое сознание . Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

    9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т. д.

    Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

    Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ :

    1. Обыденное, или эмпирическое сознание . Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

    Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений , или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

    2. Научно-теоретическое сознание . Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

    Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка - мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т. д.

    Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

    Основные термины

    АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной.

    ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ - система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

    ИНДИВИД - отдельный человек.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - нечто отдельное, своеобразно неповторимое.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ - совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку.

    НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т. д.

    ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

    РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ - внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.

    ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ - система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности.

    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории и социально-экономические потребности общества.

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.

    Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

    4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ Труд как первейшее условие удовлетворения витальных потребностей, а также язык как средство общения обеспечили не только становление сознания, но и формирование общественного человека и человеческого общества. Труд и язык

    Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

    9.1. Индивидуальное и общественное сознание Стержнем духовной сферы является общественное сознание (или как его иначе называют – сознание общества).Общественное и индивидуальное сознание связаны друг с другом, но не тождественны. Индивидуальное сознание человека – это

    Из книги Лекции по буддийской философии автора Пятигорский Александр Моисеевич

    9.4. Общественное сознание в жизни общества В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» . Такое состояние называется

    Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

    Лекция пятая Сознание и мышление; «остаточное» сознание; от сознания опять к мысли; заключение Эту лекцию я не начинаю с вопроса «возможно ли сознание?» - ибо в смысле позиций Возникновения Мысли и континуума мысли, изложенных в предыдущей лекции, сознание всегда есть. Но

    Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

    Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь

    Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

    Общественное сознание и его уровни Оставаясь верными нашему примеру с «духовным» пирогом, можно условно сказать, что общественное сознание формируется из центральной части индивидуальных «духовных» пирогов, поскольку характерное для всего общества, сущностное для

    Из книги Душа человека автора Франк Семен

    2. Общественное сознание и его структура Идеальное Переходя к анализу общественного сознания как совокупного продукта духовного производства, мы избавлены от необходимости повторять то, что было сказано об этом феномене в связи с кратким обзором материалистического

    Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

    Общественное и индивидуальное сознание На первый взгляд, выделение наряду с общественным сознанием сознания индивидуального, их подразумевающееся противопоставление друг другу может показаться непонятным. Разве человек, индивид, не есть существо общественное, а

    Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

    34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности Труд - это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной

    Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

    Из книги Формирование философии марксизма автора Ойзерман Теодор Ильич

    1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewu?tsein), самосознание, сущее сознание. - Сознание не есть бытие, каково бытие вещей, но бытие, сущность которого в том, чтобы быть мнящим образом направленным на предметы (dessen Wesen ist, auf Gegenst?nde meinend gerichtet zu sein). Этот первофеномен, столь же

    Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

    Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и

    Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

    [л. 5] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные

    Из книги автора

    11. Общественное сознание и общественное бытие Исследование роли материального производства в развитии общества, анализ его социальной формы, т.е. экономической структуры общества, образующей основу политической и правовой надстройки, – все это позволяет развить и

    Из книги автора

    Общественное сознание и общественное бытие. Идеология Исследование роли материального производства в развитии общества, анализ его социальной формы, т.е. экономической структуры общества, образующей основу политической и правовой надстройки, – все это позволяет

    Из книги автора

    § 1. Общественное сознание и его исторические формы Вне истории взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии и философии, морали и искусства, науки,

    Индивидуальное сознание - субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся соци­альными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

    Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание - неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид - представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индиви­дуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.

    Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня - обыденное и теоретическое сознание.

    Обыденное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфере быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др.

    Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности, консервативно, замкнуто, догматично. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты.

    Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

    Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и групп, несет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология суть те элементы, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания.

    37. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Развитие концепций познания в истории философии.

    Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?

    Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

    Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. - недоступный познанию, непознаваемый).

    Важно отметить, что понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

    Элементы агностицизма содержались в релятивизме (от греч. - относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов. Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одной и той же столько, сколько людей ее воспринимает: как кому кажется так оно и есть на самом деле; любое суждение об одной и той вещи равнозначно любому другому.

    Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. - рассматривающий, исследующий - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Если логическое познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным - считали скептики.

    Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

    Скептицизм - необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.

    Однако крайний скептицизм как философская концепции смыкается с агностицизмом.

    В наиболее последовательной форме агностицизм проявился и скептицизме Юма. Если древние скептики не сомневались в существованли объективного мира, ставя под вопрос истинное и. знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувственные восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти. Поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности.

    В отличие от Юма Кант признавал существование объективного мира (вещей в себе), но считал их непознаваемыми. Юм и Кант также не отрицали полностью возможность познания, ограничивая его чувственными восприятиями.

    Во второй половине XIX и в XX в. позиция агностицизма характерна для ряда течений философии, а также для некоторых естественно-научных теорий: «физиологического идеализма» «теории иероглифов» и др.

    Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно прежде всего рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самою познавательного процесса.

    Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом.

    В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой - схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления.

    СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - создание конкретной личности, принадлежащей к определенному об-ву, классу, различн. соц. группам и коллективам. В С.и. обществ. бытие отражается и осознается через призму индивидуального своеобразия бытия отдельной личности. С.и. представляет собой единство познания, рез-том к-рого является система знаний личности, составляющих ядро, способ существования сознания и переживания, формирующего личности к различн. сторонам объективного мира, - людям, их взаимоотношениям. На основе этого единства создается субъективный опыт личности в виде обобщенного отражения внешнего вида в знаниях и отношениях, а также становится возможной и регуляция всех ее проявлений в деятельности, поведении, общении. Конкретное содержание С.и., существующее в форме убеждений, взглядов, понятий, эмпирич. знания личности, обусловлено воздействием и взаимодействием общих и специфич. факторов соц. и материального бытия личности, каждый историч. период развития об-ва, с характерным для него экономич. укладом, выдвигает соответствующие типы С.и. В классовом об-ве каждый как представитель своего класса выражает прежде всего интересы и потребности данного класса. В классовом об-ве можно выделить типы Си. представителей основных классов. Однако по содержанию Си. - единство соц.-типич. и индивидуализированного. Соотношение этих двух сторон Си. отражает место и роль личности в об-ве. Помимо непосредственного личного опыта в становлении содержания Си. существенную роль играет совокупный опыт человечества и прежде всего обществ. сознание эпохи. Но если обществ. сознание охватывает все стороны обществ. бытия, то Си. никогда не может подняться до осознания всего обществ. бытия и вместить в себя все содержание обществ. сознания. Вместе с тем между обществ. и индивидуальным сознанием существует внутренняя необходимая взаимосвязь, к-рая объединяет общее и отдельное. Обществ. сознание существует лишь в Си. и через него, и далеко не все, что составляет содержание Си., включается в общественное, т. е. Си. неполно входит в обществ. сознание. Процесс усвоения личностью содержания обществ. сознания детерминирован рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам относятся условия обществ. и личного материального бытия и той духовной атмосферы, к-рая создается в данном об-ве и выражается в господствующих идеях, морали, традициях, нац. обычаях и др. Субъективные детерминанты усвоения личностью содержания обществ. сознания составляют ее психологич. особенности в целом, а также такие соц.-психо-логич. характеристики, как мировоззрение, убеждение, соц. потребности, интересы и т. д. Лит: Меграбян А.А. О природе индивидуального сознания. Ереван, 1959; Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961; Буева Л.П. Индивидуальное сознание и условия его формирования// Вопр. филос. 1963, № 5; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. И.И. Чеснокова.

    Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

    Смотреть что такое "СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ" в других словарях:

      СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - – понятие традиционно связывавшееся с общественным сознанием принципом дихотомии или производности (выведения С.и. из общественного, культуры и т. д.). Основным критерием определения С.и. является его определение как сознания личности (в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      сознание - я, только ед., с. 1) филос., психол. Способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; психическая деятельность как отражение действительности. Сознание функция мозга. Сознание субъективный образ… … Популярный словарь русского языка

      сознание - СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

      СОЗНАНИЕ - многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия

      сознание - Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия

      СОЗНАНИЕ - СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия

      СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ Глоссарий по политической психологии

      СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - отражение и осмысление людьми политического бытия, а также предметное отношение к нему. В структуру С.п. включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания. С.п. формируется в… … Политология: словарь-справочник

      Индивидуальное сознание - Личность относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и… … Википедия

      КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ - англ. consciense, collective; нем. Kollektivbewusstsein. По Э. Дюркгейму духовное единство общества, не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний, существующее независимо от них в виде соц. факторов (обычаев, морали, права, традиций,… … Энциклопедия социологии

    Книги

    • Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке , Володина Майя Никитична, Ашуркова Татьяна Григорьена, Байгарина Герта Петровна. В коллективной монографии освещаются общие и частные проблемы изучения языка и дискурса СМИ, наиболее актуальные в настоящее время. К ним относятся: информационно-языковая экология общества,…

    Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности.

    Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств. Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира. Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение.

    Понятие сознания
    С помощью сознания человек не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

    Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

    В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

    Сознание и материя
    Материалисты сузили функции сознания до свойства сущности, которая не может существовать вне человеческого тела, тем самым выдвинув на первое место материю. Их теория о том, что индивидуальное сознание - это материя, порожденная исключительно человеческим мозгом, не имеет под собой оснований. Видно это в противоположности их качеств. Сознание не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, его нельзя осязать или придать какую-либо форму.

    Но и принимать теорию идеалистов о том, что сознание - это самостоятельная субстанция, по отношению к человеку нельзя. Это опровергают химические и физические процессы, которые возникают в мозге при восприятии индивидуумом окружающей действительности.

    Таким образом, ученые пришли к выводу, что сознание - это высшая форма психики, отображающая бытие, которая имеет возможность воздействовать и преобразовывать реальность.

    Составляющие сознания
    Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:

    • С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
    • С другой - оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.

    Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.

    Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.

    Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:

    • Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
    • Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
    • Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.

    Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.

    Общественное сознание
    В философии и психологии существует такое понятие, как взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. При этом следует учитывать, что общественное является продуктом индивидуальных или коллективных понятий, которые были сформированы в течение длительного времени наблюдения за действительностью, ее объектами и происходящими явлениями.

    Самыми первыми в человеческом обществе сформировались такие формы общественного сознания, как религия, мораль, искусство, философия, науки и другие. Например, наблюдая за природными стихиями, люди приписывали их проявления воле богов, создавая через индивидуальные выводы и страхи общественное знание об этих явлениях. Собранные вместе, они передавались следующим поколениям как единственная, присущая данному обществу, истина об окружающем мире. Так зарождалась религия. Люди, принадлежащие другим народам с противоположным общественным сознанием, считались иноверцами.

    Таким образом, формировались общества, большинство членов которого придерживались общепринятых принципов. Людей в подобной организации объединяют единые традиции, язык, вероисповедание, правовые и этические нормы и многое другое.

    Чтобы понять, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, следует знать, что именно второе является первичным. Сознание одного члена общества может влиять на формирование или изменение общественного, например, как это было с идеями Галилея, Джордано Бруно и Коперника.

    Индивидуальное сознание
    Особенности индивидуального сознания в том, что они могут быть присущи одним личностям, но совершенно не совпадать с восприятием действительности другими. Оценка окружающего мира каждым индивидуумом уникальна и составляет его конкретную картину реальности. Люди, имеющие одинаковое мнение по каким-либо явлениям, образуют организации единомышленников. Так формируются научные, политические, религиозные и другие кружки и партии.

    Индивидуальное сознание - понятие относительное, так как на него воздействуют общественные, семейные, религиозные и другие традиции. Например, ребенок, рожденный в семье католиков, с детства получает информацию о догматах, присущих именно этой религии, которые становятся для него естественными и нерушимыми по мере его взросления.

    С другой стороны, каждый человек проявляет свой интеллект, проходя стадии развития сознания, как в творчестве, так и в познавании окружающей действительности. Внутренний мир каждого индивидуума уникален и не похож на другие. Ученые до сих пор не знают, откуда берет свое начало индивидуальное сознание, так как в «чистом виде» его вне конкретного носителя в природе не существует.

    Связь индивидуального сознания с общественным
    Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми - в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

    В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

    По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

    Структура индивидуального сознания
    Сущность индивидуального сознания заключается в способе и восприятии свойств реальности:

    • За время эволюции у людей сформировалась генетическая память, способствующая им адаптироваться к окружающей среде. Благодаря ей в каждом человеке записаны программы - от сложных метаболических процессов в организме, до сексуальных взаимоотношений полов и воспитания потомства. Эта часть индивидуального сознания программирует поведение субъекта и его эмоциональную оценку при событиях, знакомых ему из прошлого опыта.
    • Другая часть осуществляет анализ среды через органы чувств и формирование новых знаний на основе полученной информации. При этом сознание находится в постоянном развитии, создавая внутренний мир, присущий только данному индивидууму.

    Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.

    Самосознание
    Осознание собственного «я» на физическом и духовном уровне делает человека индивидуальностью. Все внутренние ценности, представления о действительности, осмысление происходящего с ним и вокруг него, все это формирует самосознание человека.

    Именно его развитие помогает людям понять причину их поступков, их ценность в обществе и дает осознане того, кто они на самом деле.

    Сознательное и бессознательное
    Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с коллективным бессознательным. Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.
    К ним относятся:

    • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
    • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
    • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
    • внутренняя речь и многое другое.

    Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.