«Современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования. Предшкольное образование, как инновационное направление в работе с детьми дошкольного возраста. Цель и задачи п

Практика реализации инноваций по подготовке детей к школьному обучению в условиях учреждений дополнительного образования

Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, в детских садах и раньше ей уделялось огромное значение, так как в дошкольных учреждениях есть все условия для решения этой проблемы. Но на практике вопросы подготовки детей к школе рассматривались довольно узко и сводились к усвоению знаний обязательного базового компонента - элементарных математических представлений и обучению грамоте.

В современном мире школы очень различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Поэтому вопрос о готовности и подготовке ребенка к школе стоит особенно остро. Дошкольное образование - основа всей образовательной системы, в процессе которого закладывается личность ребенка, определяющая дальнейшее его развитие.

Подготовка детей к школе в настоящее время осуществляется не только в детских садах, сейчас существует много дошкольных учреждений, ведущих подготовку детей к школе.

В условиях модернизации современной системы образования возникает потребность в обновлении содержания дошкольного образования.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих развитию различных направлений в учреждениях дополнительного образования. Инновационная деятельность-процесс, который позволяет перейти на более качественную ступень в образовании при использовании новых методов, программ, технологий. Общая цель внедрения инноваций- достижение высоких результатов в дошкольном образовании, воспитании и развитии личности. В настоящее время вся система образования включена в инновационный процесс.

С 2009 года в МОУ ДОД ЦДТ реализуется интегрированная образовательная программа студии предшкольной подготовки «АБВГДейка», специализирующейся на подготовке детей к школе.

Целью обучения данной студии является развитие разносторонней творческой личности, создание у ребенка целостного представления об окружающем мире. Интеграция же в обучении как цель должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны (Ю.М. Колягин).

Так, направлениями деятельности студии предшкольной подготовки, помимо обучения основным предметам, таким как основы письма и математики, стали: ознакомление с основами безопасности жизни, использование здоровьесберегающих технологий, экологическое образование дошкольников, интеграция учебного процесса, большое внимание уделяется совместной работе с родителями.

Для активизации позиции семьи в воспитании ребенка вводятся новые формы работы с родителями. По мнению психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина “развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка, в том числе и формирование его адаптационных возможностей”. Поэтому, работа с семьей – важная задача образовательной системы в целом и дошкольного и дополнительного образования в частности.

В МОУ ДОД Центр детского творчества г. Балашова при работе с родителями проводятся как общепринятые мероприятия, такие как собрания, диагностико-аналитическое анкетирование при поступлении ребенка в студию предшкольной подготовки, беседы с родителями, в том числе посещение семьи с целью познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для ребенка обстановке, консультации, так и инновационные, одним из которых является творческая гостиная «Мама, папа, я – творческая семья». В творческом процессе таких мероприятий происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности, происходит спокойное, доверительное общение, а родители выступают не как зрители, а как активные участники. Все это способствует заинтересованности родителей в дошкольном образовании детей, проявлению интереса к содержанию занятий, побуждению родителей к анализу тех или иных способов воспитания, повышения их заинтересованности в обсуждении вопросов и решении тех или иных педагогических ситуаций и задач.

Еще одно инновационное направление студии предшкольной подготовки - обучение воспитанников основам безопасности жизни. Современные условия жизни доказывают необходимость введения данного предмета уже детям дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей личной безопасности и безопасности жизнедеятельности осуществляются как правило не только на специально организованных занятиях, но и в ходе прогулок, экскурсий, режимных моментов, занятий по другим предметам. Воспитанники студии предшкольной подготовки являются активными участниками и зрителями районного конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо», который проходит ежегодно. Воспитанники узнают правила личной безопасности на интегрированных занятиях. Примером таких интегрированных занятий могут стать занятия на уроках «Занимательный английский», по темам «Мой дом», где дети повторяют названия предметов домашнего обихода, изучают их названия на английском языке, рисуют рисунки по теме «Мой дом», а на физкультминутках изучают и закрепляют правила поведения в доме, или по теме «Транспорт», где воспитанники изучают название видов транспорта на английском языке, составляют рассказ «Мое путешествие» выполняют аппликацию, а так же изучают правила безопасности на транспорте.

Занятия, построенные на интеграции, дают возможность эффективнее и качественнее подготовить воспитанника к школе и достичь целей программы студии предшкольной подготовки. На таких занятиях воспитанники обучаются не по принципу «меня учат», а по принципу «мы учимся вместе».

Большое внимание уделяется изучению окружающего мираи экологическому воспитанию и образованию. В программу входит раздел «Познаем мир», который направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, о природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы, развиваются познавательные интересы будущего школьника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе, что опять говорит об интегрированности занятий.

Одной из задач учреждений дополнительного образования является охрана жизни и здоровья воспитанников. Из-за плохой экологии ежегодно ухудшается состояние здоровья подрастающего поколения, растет заболеваемость воспитанников зрительными заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Поэтому возникла необходимость внедрения в процесс физического воспитания дошкольников оздоровительных технологий. Помимо общепринятых физкультминуток, некоторые занятия проходят в форме игры или в форме совмещенного урока и физкультуры. Так, например, при изучении цветов на уроке английского языка используется игры «Цветик-семицветик» и «Веселый кубик», задачами которых являются не только изучение цветов и оттенков на английском языке, но и общее укрепление организма, мышц спины, сводов стоп. Воспитанники, используя цветные ленты, кубики не только изучают цвета в процессе игры, но и выполняют физические упражнения. Такие занятия формируют привычку к сохранению правильного положения тела во время занятий, помогают сохранить здоровье воспитанников, способствуют гармоничному развитию дошкольников. Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится воспитанникам, это способствует благоприятному эмоциональному настрою и повышает интерес к занятиям.

Таким образом, внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на новую, более качественную ступень развития. Инновации в программе подготовки дошкольников в студии предшкольной подготовки позволяют выполнить цели программы в более полном объеме. В то же время внедрение инноваций требует профессиональной компетентности, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Поэтому весь педагогический коллектив должен находиться в постоянном поиске новых форм работы с воспитанниками и родителями.

Использованная литература:

    Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. - М., 1992.

    Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону,1999.

    Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., 2005.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.

    Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2

    Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987.

    Лисина Н.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3.

    Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.

    Эльконин Д.Б. Из научных дневников // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с родителями при подготовке детей к школе

“Школа для родителей всегда выступает

в качестве новой формы власти над их ребёнком.

А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,

причём наиболее незащищённой частью”.

А.И. Луньков.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.

Педагогическая практика показала наличие несоответствия ценностно-смысловых установок педагогов и родителей в отношении понимания сущности готовности ребенка к школе. Этот настрой содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению, мешает продуктивному сотрудничеству.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Детский сад воспитывает ребенка и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Во всех случаях дошкольному образовательному учреждению необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий.

Новая образовательная парадигма предоставляет педагогу дошкольного учреждения возможность выступать не только как воспитатель детей, но и как партнер родителей по воспитанию детей.

В ряд иностранных исследованиях было рассмотрена проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора подготовки детей к обучению в школе (Т.И.Бабаева, А. Бига, А.В.Бурма, Т.А. Березина). Взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь субъектов, положительная цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.

Сущность педагогической системы представляется через некоторые ее параметры. Выделены два основных направления взаимодействия с семьей при подготовке детей к школе:

Первое направление – информационно-познавательное. Эго цель повышение уровня компетенции родителей о сущности и видах готовности к школе, о возможности семейного воспитания улучшить подготовку детей к школе.

Второе направление – оперативноно-действенное . Цель - привлечение родителей к работе детского сада и приобретение умений работать с детьми по общепсихологической и специальной готовности к школе.

Основные принципы организации работы с семьей :

· сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей при проявлении

толерантности, общей ответственности, доверия и уважения между субъектами;

· „ день открытых дверей” детского сада для семьи (каждому родителю можно знать и

видеть, как живет и развивается его ребенок);

· координация и командная работа с семьей;

· генерировать идеи и получать обратную связь; принятие чужих мнений;

· стимулирование активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые

игры .

Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т.е. то, что приобретали, надо интерпретировать сообразно своих индивидуальностей (родителя).Эти умения рефлексируют на специфику технологических аспектов семейного воспитания их детей.

Важное условие при применении инновационных форм является сочетание форм с наглядностью, потому что это способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания .

Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать совместное творчество детей и родителей, работа в команде.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия педагогов и родителей.

Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике на развитии ребёнка сказывается единство воздействия семьи и детского сада. Главное требование - это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

К вопросу подготовки к новой, более взрослой жизни ребенка нужно относиться более чем серьезно. Но не надо стремится напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребёнка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальчиков. Поэтому иными словами родителям нужно:

Развивать в ребёнке способность слушать;

Учить пониманию прочитанного;

Развивать умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление;

Решать с ним простые задачи;

Вместе с ребёнком анализировать, сравнивать слова.

Будущий школьник должен уметь:

Слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;

Осознавать необходимость спрашивать, если задание ему непонятно;

Оценивать свою работу;

Владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше";

Сравнивать самые простые предметы.

Примерные игровые занятия для подготовки ребенка к школе(для родителей и педагогов):

Игра в "повторения"

Эта игра помогает детям развить внимательность и точность воспроизведения услышанного.

Скажите ребёнку: "Я произнесу вслух одно предложение. Повтори его - это просто. Попробуем?"

Велосипед прижимается троллейбусом к стене.

Тетя, которая живет очень далеко, пришла в гости.

Полочка, которую я тебе купила, очень красивая.

Папа купил рюкзак прежде, чем мы отправились путешествовать.

Это тот мужчина, у которого сын - школьник.

Солнце светит после того, как долгое время шел дождь.

Игра "НУ-КА, ПОВТОРИ!"

Эта игра поможет вам проверить, как ребёнок воспринимает информацию на слух.

Произнесите не спеша десять разноплановых слов: трава, пять, рука, буква, солнце, карандаш, восемь, телефон, нос, дом.

Пусть он повторит слова, которые запомнил, норма - 6 слов.

Игра "КАЛЕЙДОСКОП"

Проверьте, как развита зрительная память и внимательность вашего ребёнка. На листе бумаги А4 начертите двенадцать квадратов 3 на 3 см. И в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например: солнышко, цифру, руку,

хлеб, кораблик, букву. Пусть ребёнок внимательно рассматривает рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить рисунки, которые он запомнил.

Нормальный уровень - 8 картинок, больше 8 - высокий, меньше 5 - плохой.

Игра "Мягкие слова"

Проверьте, как ваш ребёнок "чувствует" слово. Скажите ему: "Я буду называть слова, а ты скажешь, какое из них длиннее, а какое короче (или - какое больше, какое меньше). А ты обязательно расскажешь мне почему".

Мяч или мячик. Какое из них меньше?

Хвост или хвостик. Какое из них короче?

Зима и год. Какое слово длиннее?

Кит и кот. Какое слово больше?

Хороший результат - 4 правильных ответа.

Разберите с ребёнком все допущенные им ошибки.

Игра "ОТСЕБЯТИНА"

В эту игру можно играть с ребёнком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает её произнеся: "Я положил в мешок яблоки". Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок (подключите папу) повторяет всю фразу и тоже добавляет что-то от себя и так до бесконечности.

Игра "КАКОЙ Я?"

Определите самооценку будущего школьника. Ведь это тоже важный фактор успешной учебы. Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребёнок даст положительный или отрицательный ответ.(да, нет, незнаю).

Например:хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный.

Эти игровые задания помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словарный запас.

Главное - помнить, что данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

Составила учитель-дефектолог

МБДОУ №63 г. Нижнекамск

Аппакова А.В.


Анна Куленцова
Опыт работы «Использование инновационных форм и методов при обучении грамоте детей с ОНР»

Важным моментом при систематической работе с детьми с общим недоразвитием речи по устранению речевых нарушений и подготовке к обучению в школе становится выбор методов , приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи. И этот поиск новых путей повышения результативности логопедической работы не утратил своей актуальности.

Цель : Подготовить детей к обучению грамоте .

Задачами коррекционного обучения началам грамоты являются :

- формирование у детей необходимой готовности к процессу обучения грамоте : общая ориентировка в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Профилактика дислексии и дисграфии, возникающих в процессе школьного обучения у детей с ОНР .

Педагогическая технология разделена на два периода :

Первый период – подготовительный, на этом этапе осуществляла работу с детьми 5-6 лет старшей логопедической группы детского сада. Он включает 31 занятие на учебный год, по одному занятию в неделю, исключая адаптационный период в сентябре.

Во втором периоде проходит непосредственная подготовка к обучению грамоте с дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы.

В своей работе по обучению детей грамоте использовала нетрадиционные формы и методы .

В настоящее время обучение грамоте в большинстве образовательных учреждений осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом . Профессор Эльконин подчёркивал : «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова , зависит не только усвоение грамотности , но и всё последующие усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии».

В основе метода лежит изучение звуков живой речи. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки (анализ) ; наряду с разложением предложений на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез) .

Хотелось бы заострить внимание на некоторых преимущественных особенностях данного метода :

1) Медленно, но верно ребенок продвигаться вперед. Метод учит читать правильно, согласно психическим особенностям человека. Поэтому, как только малыш разберется со слогами, потренируется, он будет читать чисто, без ошибок.

2) Ребенок, начавший обучение чтению с изучения звуков, не будет испытывать трудности в школе. Ни фонематический разбор, ни деление слов по слогам при переносах, ни выделение гласных и согласных звуков не будут представлять для него сложности.

3) Как уже говорилось выше, звуковой метод наиболее подходит к структуре русского языка. Дети легко ориентируются в правилах, интуитивно чувствуют язык и поэтому быстро научатся писать грамотно .

4) Этот метод часто называют логопедическим. Ведь детки учатся не только читать, но и слышать звуки, произносить их правильно и четко. Одно из несомненных достоинств метода в том , что он развивает фонематический слух и борется с дефектами произношения.

Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Подготовку детей к обучению письму проводила в нескольких направлениях :

а) гимнастика пальцев и кистей рук;

б) ориентировка на листе бумаги;

в) формирование элементарных графических навыков.

Использовала в работе по обучению детей грамоте приёмы мнемотехники .

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи и обучении грамоте детей . Я их использую при обучении составлению рассказов о букве. Для дошкольника с ОНР важным является подготовка к восприятию информации о букве , особенно ее графического образа. Знакомя детей с буквой , соблюдаю последовательность :

1. «Имя» буквы, т. е. ее название в алфавите;

2. Количество элементов, в какую сторону (влево – вправо, вверх - вниз) «смотрят» элементы буквы;

3. В каком положении относительно строки расположены элементы;

4. Какие звуки обозначаются на письме данной буквой, заглавная буква или строчная, похожи заглавная со строчной или нет :

5. На какие предметы или другие буквы она похожа.

Достоинство таблицы в том, что ребенок может самостоятельно рассказать о букве.

Сейчас в обучении грамоте целесообразно использовать игры нового типа , которые, с одной стороны, моделируют само творчество ребенка, а со второй, - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это - игры-ребусы, изографы, кроссворды. Детям нравится разгадывать изографы, когда буквы наложены одна на другую или нарисованы в виде какого – либо предмета.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой и раскладывают картинки в порядке возрастания или убывания, составлять слова из заданных букв и слогов.

В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, умение классифицировать и моделировать материал, комбинировать его, закрепляют навык чтения, знания букв, прогнозируя результаты.

Игровой метод – это использование дидактических , словесных, строительных игр, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся фонетико – фонематические представления, упражняются в выделении звуков в словах, закрепляют знание букв, совершенствуют чтение : «Речевой серпантин» , «Мои первые слова» , «Растения и животные» , «Дополни слог» , «От звука к слову» , «Буквенный конструктор» .

Строительные игры с природным материалом : песком, мелкими камешками, каштанами, ракушками, косточками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов, выкладывают из них буквы и слова, развивают мелкую моторику пальцев рук.

Логосказка – метод : использовала опыт Ирины Николаевны Шевченко, заключается в подборке авторских логопедических сказок, способствующих формированию у детей дошкольного возраста различных компонентов речи : правильного звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя , слоговой структуры, связной речи. Опробировала «Логопедические сказки на дифференциацию звуков» , где решали такие задания как : четкое проговаривание смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.

Применяла в работе и «Сочинение сказки о звуках» - не только интересная форма автоматизации поставленных звуков в связной речи, развитие у детей фантазии и речевой творческой активности, но и запоминание графического образа буквы. Для этого разработала таблицы с рисунками на каждый звук : в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько предметных картинок, в названиях которых есть этот звук. При составлении сказки использовали начало : «Жил – был звук…» или «Однажды звук отправился в путешествие…» . Дети охотно составляют самостоятельно сказки, пытаясь не повторять сюжеты.

Пластилиновая азбука – метод Железновых знакомства детей с буквами и обучению чтению по слогам вызывает живой интерес детей и способствует развитию мелкой моторики, а также развитию речи. Под фонограмму дети лепили буквы из палочек и колечек, подпевали звуки, слоги, выкладывали из букв слоги, слова и читали их. Фонограмму использовала для проговаривания слова, чистоговорок, потешек, пропевания логопедических песенок для закрепления звуков и букв, а так же их дифференциации.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте . Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения не подкрепляются иллюстративным материалом.

Помимо традиционных пособий по обучению грамоте , использовала пособия , изготовленные из бросового и природного материала. Так, для обозначения гласных звуков, сделала из красной ткани цветы, фигурки божьих коровок) и т. д. Для обозначения твердых согласных звуков использовала косточки , пуговицы, плоды дикого каштана и др. Для обозначения мягких согласных звуков предлагала использовать кусочки ваты , листочки. Трубочки для коктеля использовала при составлении схем предложений, выкладывая их на столе, или нанизывая их на веревочку.

Для лучшего запоминания образа буквы использовала шнуровки , зерна фасоли, пуговицы, спички. Очень нравится детям рисовать буквы пальчиком на песке, конструировать буквы из разрезного конструктора, «рисовать» буквы нитками, изображать их из различных мелких круп, конструировать из пальчиков, коллективно изображать буквы, лежа на ковре, выискивать буквы в песке на ощупь.

Итогом работы при использовании инновационных форм и методов в обучении грамоте явилась положительная динамика развития.

периоды 2012 – 2013г. 2013 – 2014г.

Начало года 57% 67%

2 полугодие 85% 92%

Немаловажное значение отводилось и взаимодействию с родителями воспитанников. С целью повышения уровня просветительной работы использовала разнообразные формы взаимодействия :

Родительские собрания, где знакомила родителей с результатами обследования и успеваемостью; Подготовкой детей к обучению в школе в процессе работы по развитию речи .

Анкетирование, в сравнительном анализе, показало положительный рост взаимодействия в работе ;

Выпуск буклетов : «Экологические игры и речь ребенка» ;

Выпуск журнала «Диалог с семьей» : «Первые шаги в грамоте » .

Разработка памятки : «Обучение детей грамоте »

Выставка литературы : «Родителям в помощь по обучению грамоте детей » ;

Оформление папки – ширмы : «Как научить ребенка читать» ;

Проведение практикума : «Готовим ребенка к письму» ;

Домашние задания, где родители закрепляли полученный материал за неделю и отрабатывали автоматизацию звуков;

Родительские пятиминутки – родители получали рекомендации о правильности выполнения домашнего задания и обговаривались успехи и неудачи ребенка;

Логопедический уголок : «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе » .

«Педагогические часы» с консультациями «Готовим ребенка к письму» , «Предупреждение дисграфии у старших дошкольников» .

По завершении пребывания в логопедической группе дети овладели всеми звуками и буквами, научились читать любой текст, ориентироваться в тетради, печатать короткие предложения.

Предложенные формы и методы в обучении грамоте не только решают поставленные задачи : формирование общей ориентировки в звуковой системе языка, но и подтвердили свою актуальность.

Разработка и внедрениепрограммы «Подготовка детей к школе»

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

Каменская средняя общеобразовательная школа

«Не догонять прошлое, а создавать будущее»

Тема проекта

Инновационныйпроект « Подготовка детей к школе » ориентированнаразвитиесовременных формвзаимодействиясубъектовобразовательногопроцесса –обучающихся,педагогов,родителей на основе разработки вариативных форм предшкольного образования, адекватных особенностям дошкольного детства, с учетом полноценнойподготовки к обучению в школе.

Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта

Основу политики в области предшкольного образования определяют на наш взгляд три группы стратегических целей:

1. Цели качества:

повышение качества и эффективности системы предшкольной подготовки, разработка и внедрениепрограмм, технологий, реализующих качественную подготовку к школе.

2. Цели доступности:

обеспечение альтернативных форм образования детей старшего дошкольного возраста,повышающих качество образования на последующих его ступенях.

3. Цели управления:

открытие инновационной системы дошкольного образования по обеспечению равных стартовых возможностей для дошкольников; создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и общего начального образования

Конечной целью реализации данного проекта является:

реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придающая педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

2. Разработатьи реализовать образовательнуюпрограмму по основам преемственности дошкольного и начального образования;

3. Обеспечить плавный, бесстресовый переход от игровой к учебной деятельности;

4. Укрепить и развить эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться;

5. Организовать деятельность по оказанию психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста;

6. Создать условия для организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольное образовательное учреждение, посещающими несистематически или посещавшими не на всем протяжении дошкольного детства.

Показатели эффективности реализации инновационного проекта школы

Единица измерения показателя

1. Целевая направленность современного дошкольного образования

Обеспеченность обязательной части программы на достаточном уровне для развития ребенка и успешного освоения программ начального общего образования

Обеспеченность деятельности обучающихся современной материально-технической базой

Рост количества обучающихся, охваченныхподготовкойк школе

Доля учителей, обеспечивающих реализацию ФГТ И ФГОСчерез интеграцию трех видов образовательной деятельности учащихся: учебную, внеучебную и внеурочную деятельности

Внедрение в воспитательный компонент школы элементов социального проектирования учащихся, обеспечивающих высокую эффективность их социализации

Построение системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, способствующей выявлению и поддержке детей в различных сферах их жизнедеятельности

2. Принципы образовательной деятельности и содержание образования

Повышение роли преемственности с начальным образованием и усиление роли индивидуальных достижений в оценке готовности ребенка к школе

Удельный вес численности учащихся, проходящих обучение по программе, построенной в форме «совместной деятельности», «самостоятельной деятельности»

Повышение интеграции образовательных областей, организация образовательной работы в адекватных возрасту формах

3 . Планируемые результаты дошкольного образования

Увеличение количества и разнообразия программ образования, реализующих направлениявсестороннегоразвития ребенка, реализуемые во всех образовательных областях и адекватных видах деятельности

Повышение удовлетворенности детей и родителей результатами работы: «Социальный портрет» ребенка 7 лет. Интегративные качества, которые ребенок МОЖЕТ приобрести в результате освоения Программы.

4.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

Вовлечение родителей, посредством развития системы государственно-общественного управления, в процесс реализации программы « Подготовка детей к школе», направленной на обеспечение возможности единого старта первоклассников

Повышение адаптации будущих первоклассников к школе на раннем этапе обучения

Мониторинг физических, интеллектуальных, личностных качества ребенка путем наблюдений, бесед и критериально-ориентированных методик

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

  • Создание системы непрерывного образования дошкольного и начального звена школы, способствующей наиболее успешной адаптации ребенка к школе.
  • Использование образовательной программы для учителей начальных классов «Стратегия и тактика преемственности дошкольного и начального образования в условиях модернизации образования».
  • Увеличение охвата учащихся предшкольным образованием, в том числе платным.
  • Обеспечение готовности учащихся к непрерывному продолжению образования и работе в постоянно изменяющихся социальныхусловиях.
  • Представлениепедагогического опыта учителей школы по обеспечению преемственности в развитии ребенка.
  • Создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
  • Обеспечение базового и дополнительного образования, соответствующего государственному стандарту.
  • Активизация участия обучающихся и родителей в решении конкретных образовательных проблем.
  • Оптимизация системы социального партнерства с учреждениями сельского поселения и района.
  • Расширение финансового обеспечения через привлечение дополнительных источников.

Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 30 ноября 2010 г. поставил ряд задач по развитию системы дошкольного образования перед руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителями органов местного самоуправления:

а) разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов;

б) обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы, льгот по налогу на имущество;

в) предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах.

В настоящее время в территориях отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации подготовительных классов детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ.

Мыпредставляем опыт организации предшкольного образования детей 5-6 лет на базе нашей школы, которая одной из первых школ в районепроводит такуюработу.

Данный опыт может быть полезен не только педагогам дошкольного и начального образования, но и родителям, а также всем, интересующимся вопросами организации предшкольного образования детей.

Необходимость открытия подготовительного классана базенашейшколы была обусловлена наличием в селеединственного дошкольного образовательного учреждения,дефицита свободных мест в нём, и вследствие этого высоким процентом детей, не готовых к школьному обучению.

Исходя из выше названных проблем, акцент сделан на предшкольное образование, которое направлено на выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения в получении качественного общего образования, на обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

В основе проекта – идея апробации, внедрения исоблюдения преемственности между ступенями развития и образования – от дошкольного до полного среднего, что обеспечит последовательное устойчивое наращивание уровня образования.

Сроки и этапыреализации проекта

Реализация проекта состоит из трёх этапов.

1-й этап – подготовительный (январь –август 2010 г.)

Цель: научно-теоретическое обоснование проекта.

Задачи:

- Изучение нормативно-правовых документов по проблеме проекта;

- Уточнение целей и задач, основных направлений деятельности по реализации проекта;

- Разработка проекта;

Планируемый результат: разработка проекта (выполнено).

Ключевые мероприятия1-го этапа:

1. Изучение нормативно-правововых документов по проблеме проекта;

2. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов попроблеме подготовке детей к школе:

Мониторинг уровня развития профессиональной компетентности педагогов по вопросампредшкольного образования;

Мониторинг мотивация педагогов к повышению профессиональной компетентности по вопросампредшкольного образования;

3. Проведение мониторингавостребованности организации подготовительного к школе класса на базе МБОУ Каменской СОШ.

4. Разработка проекта, создание творческих мастерскихпедагогов и родителей-специалистов.

5. Создание нормативной базы по организации предшкольной подготовке детей дошкольного возраста.

2-й этап – экспериментальный, коррекционный (август 2010г. – май 2011г.)

Цель: реализация проекта в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Организация работы педагогов и родителей-специалистов в творческих мастерских;

- Организация работыподготовительного класса;

- Создание благоприятного психологического микроклимата;

- Промежуточный контроль реализации проекта;

Планируемые результаты:

1. Выявление проблемных зон в деятельности педагогов;

2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, направленных на повышение их педагогического мастерства по вопросам подготовки детей к школе;

3. Обобщение опыта краткосрочной работы проекта;

4. Вынесение предложений по коррекции проекта;

Ключевые мероприятия 2-го этапа:

1. Изучение нормативно-правовой, методической базы;

2. Проведение мастер-классов, консультаций в творческих мастерских;

3. Разработка методических рекомендаций для учителей;

4. Изучение, обобщение и представление положительного опыта работы творческих мастерскихна педагогическом совете.

Цель: создание и внедрение проекта « Подготовка детей к школе » - подготовительныйклассв МБОУКаменскойСОШ.

Задачи:

Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

Разработкаи реализация образовательнойпрограммы по основам преемственности дошкольного и начального образования;

Обеспечение плавного, бесстресового перехода от игровой к учебной деятельности;

Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться;

Планируемые результаты:

1. Создание и внедрение проекта « Подготовка детей к школе » - подготовительныйклассв МБОУКаменскойСОШ.

Ключевые мероприятия 3-го этапа:

  1. Обновление образовательной программы школы, направленное на выявление и поддержку детей, не охваченных дошкольным образованием, развитие эффективного социального партнерства, сетевого взаимодействия и управления качеством образования.
  2. Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, внешкольной образовательной деятельностью обучающихся подготовительного класса;
  3. Проведениеродителями – специалистамиконсультаций по вопросам на родительских собраниях;
  4. Привлечение к сотрудничеству предприятийсельского поселенияАтепцевское;
  5. Приобретение оборудования имебели для занятий учебной и игровой деятельностью, укрепление материально-технической базы;
  6. Привлечение медицинских работников сельской амбулатории к диспансеризаии и витаминизациидетей.
  7. Размещение результатов работы по проекту на школьном сайте;

Внедрение проекта вобразовательнуюпрактикушколы

Коллектив школы вошел в деятельность по апробации программы обучения и развития старших дошкольников «Подготовка детей к школе» 1 сентября 2010 года.

В словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Способ - действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь»

Словарь Д.Н. Ушакова: «СПОСОБ, способа, ·муж. 1. Тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели. 2. Материальное средство, орудие для чего-нибудь (устар)».

Система действий по внедрению данного проекта:

1. Информирование всех участников образовательного процесса о настоящем проекте.

2. Вынесение проекта на широкое обсуждение всеми заинтересованными сторонами.

3.Разработка системы мероприятий по отдельным этапам внедренческой деятельности.

4. Определение системы методов, инструментария для внедрения проекта.

5. Использованиесовременных педагогическихтехнологий для внедрения данного проекта.

6. Систематическоепроведение анализа и корректировки действий по организации внедренческой деятельности.

Финансовоеиресурсное обеспечение реализации инновационного проекта

Финансовый ресурс

Известно, что для развития школы недостаточно бюджетного финансирования. Определяя разницу между реальными затратами для полноценной деятельности школы в целях реализации инновационных программ и бюджетным финансированием, нами осознана задача поиска дополнительных источников.

Источниками внебюджетного финансирования определены:

1. Социальные партнёры (бизнес - структуры);

2. Платные образовательные услуги;

3. Безвозмездная помощь в виде имущества.

Организационно-управленческий ресурс

Организационно-управленческий ресурс реализуется через структуру управления образовательным учреждением на основе компетентностного подхода:

  • первый уровень (стратегический)- Управляющий совет, Педагогический совет, Родительский комитет, директор ОУ;
  • второй уровень (тактический)- Координационный совет,заместители директора;
  • третий уровень (организаторский)- методические объединения учителей, Совет профилактики, Ученический совет;
  • четвертый уровень (исполнительский)- общественные организации, обучающиеся, педагоги, родители.

В результате информационного поиска, современного опыта педагогической деятельности, анализа социального заказа мы убедились в том, что, чтобы выжить, школа должна измениться. Для этого необходимо вскрыть свои внутренние ресурсы и активно привлечь внешние. В нашей школе мы обнаружили следующие внутренние ресурсы: создание творческих мастерских педагогов с привлечением родителей-специалистов.

Реализуя задачи ПНПО, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами, собственным потенциалом, необходим выход школы за пределы собственного образовательного пространства. Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы - представляем публичные отчеты школы, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых школой.

1. Проводим Дни открытых дверей, «Круглые столы» по вопросам образования и воспитания с руководителями заинтересованных организаций, массовые спортивные мероприятия с участием родительской общественности, презентации достижений школы, отчетные концерты.

2. Рассказываем об интересных и значимых делах школы в СМИ.

3. Управляющий совет школы активно участвует в решении вопросов обучения и воспитания детей.

Кадровый ресурс

Обеспеченность кадрами, а также постоянное повышение уровня профессиональной подготовки администрации и учителей-предметников.

Социокультурное взаимодействие школы и среды как основополагающий ресурс.

Данный ресурспозволяет выстроитьгоризонтальное взаимодействие между различными учреждениями, работающими над общими проблемами. У участников наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Материально-техническое обеспечение: – помещение для занятий и совместной деятельности детей (здание спального корпуса на территории школы); спортивный зал со спортивным инвентарем для детей дошкольного и младшего школьного возраста; видеозал; музыкальный класс, столовая, учебный класс, игровая комната, спальня. Наборы наглядного и раздаточного материала по предметам, образцы для выполнения практических работ, рабочие тетради, письменные принадлежности, аудио - и видеозаписи, наборы настольных игр, мягких игрушек; наглядные пособия для проведения занятий по развитию элементарных математических представлений; развитию речи и обучению грамоте; ознакомлению с художественной литературой. (См. приложение)

Контроль как условие ресурсного обеспечения.

Воплощая на практике позиции гуманизации образования, мы исходим из того, что контроль будет действенным, если он проводится открыто, объективно, доброжелательно и при педагогическом участии.

Цели контроля:

Соблюдение организации учебной деятельности;

Осуществлениепреемственности дошкольногои начального звена;

Организация системы всестороннего развития;

Методы контроля:

Анкетирование;

Тестирование, социальный опрос;

Мониторинг;

Наблюдения, изучение документации;

Анализ занятий;

Беседа,результаты учебной и воспитательной деятельности учащихся;

Анализ исполнения принятых управленческих решений в школе.

Формы организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями

Руководствуясь определением новой школы как центра «взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы» ( Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа") МБОУ – Каменская СОШ осуществляет сетевое взаимодействие со следующими учреждениями:

Учреждения, с которыми осуществляется взаимодействие

Направления взаимодействия

Планируемые результаты взаимодействия

МАОУ Учебно-методический центр(г. Наро-Фоминск)

Организация курсов повышения квалификации, оказание методической помощи

Назначение школы узлом сетевого взаимодействия по вопросам здоровьесбережения

Администрация сельского поселенияАтепцевское

Организация спонсорской помощи

Приобретение необходимогооборудования для организации работы подготовительного класса

Каменская амбулатория

Проведение диспансеризации, витаминизации учащихся.

Повышение иммунитета, снижение уровня заболеваемости

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 59

Осуществление преемственности.

Успешная адаптация детей к условиям школьной жизни

ДК вселе Каменское

Организация дополнительного образования; проведение совместных культурно-массовых мероприятий

Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием

МОУ ДОД дом детского творчества № 1 им. В.Волошиной (г. Наро-Фоминск)

Организация дополнительного образования.

Увеличение количества детей, посещающих кружки и секции

Родители - специалисты

Оказание консультативной помощи педагогам и родителям по адресным вопросам;

Повышение уровня образованности, осведомлённости педагогов и родителей.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

М.М.Безруких, С.П. Ефимова выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе :

  • 1. Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
  • 2. Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
  • 3. В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе - одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

В.И. Логинова в своих работах отмечает, что работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе должна быть направлена на решение трех основных задач :

  • 1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
  • 2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
  • 3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности разных сторон в условиях открытости.

А) Взаимодействие и сотрудничество детского сада, семьи и школы.

Е.Ю. Аншукова выделяет внутренние и внешние взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения. К внутренним она относит сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов. К внешним - партнерство с государством, школой, вузами, культурными центрами, медицинскими учреждениями, спортивными организациями и др., обеспечивающее целостное развитие ребенка дошкольного возраста.

Плодотворно такое сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

ѕ установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

ѕ выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

ѕ создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;

ѕ всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

ѕ оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

ѕ формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Первое - диагностико-коррекционное направление - предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.

Второе - психолого-педагогическое направление - подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: "Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления", "Гармония общения - залог психического здоровья" и др. Педагоги составляют памятки для родителей (как развить у ребенка любовь к чтению, дают рекомендации по подготовке детей к школе). Специально для родителей в методическом кабинете ДОУ ведется папка "Сотрудничество со школой", где они могут найти полезную информацию.

Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета.

Таким образом, для плодотворной подготовки дошкольника к обучению в школе необходимо использовать различные методы работы, направленные, прежде всего, на взаимодействие и сотрудничество воспитателей, семью и школы.

  • Б) Использование экскурсий.
  • - Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни;
  • - Практиковать приходы детей - школьников в детские сады.
  • В) Игровой прием
  • - Использовать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»
  • - Использовать сюжетно-ролевые игры со школьной тематикой «Уроки», «Библиотека», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания».
  • Г) Словесный прием
  • - Выполнять домашние задания (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, из которых затем можно сделать выставку «Наши папы и мамы - школьники»);
  • - Рассказы о своих любимых учителях;
  • - Семейное чтение художественной литературы.
  • - Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах;
  • - Использовать загадки на школьную тему
  • Д) Наглядный приём
  • - Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей;
  • - Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обучением.

Примеры игр по психологической готовности к школе представлены в приложении 1.

Работа с родителями по формированию психологической готовности к школе строится по следующим направлениям:

оказание помощи семье в воспитании;

вовлечение семьи в образовательный процесс;

культурно-просветительская работа;

создание совместно с родителями условий для реализации личности ребёнка;

изучение запросов семьи и их удовлетворение через совершенствование образовательного процесса.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.

В приложении 2 приведены примеры работы с родителями по психологической подготовке ребенка к школе.

Руководителю дошкольного учреждения и воспитателю подготовительной к школе группы необходимо с самого начала учебного года организовать работу с семьями своих воспитанников использовать все формы работы с родителями для того, чтобы помочь им уяснить задачи и специфику обучения и воспитания детей седьмого года жизни, подготовки их к школе в современных условиях. Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между детским садом и школой и повышению ответственности родителей за воспитание детей.