Соловецкие кресты. Поклонные кресты соловецких островов

БЕСЕДА

У КАЖДОГО КРЕСТА СВОЯ СУДЬБА

27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

В 1992 году на Соловках мне довелось участвовать в установке первого после советской власти Поклонного креста. Это происходило у подножия Секирной горы в присутствии и по благословению нашего Святейшего Патриарха. Нашу группу собрали в спешке за считанные минуты прямо у ворот монастыря, где я по случаю оказался, а возглавил её Георгий Георгиевич Кожокарь, тот самый человек, который этот 7-метровый крест и изготовил. Но тогда я об этом так и не узнал. А познакомиться с Георгием Кожокарем, 55-летним руководителем соловецкой кресторезной мастерской на Сельдяном мысу, мне довелось лишь минувшим летом.

Выбор

– Вы помните те дни 1992-го?

– Конечно. Тогда совершилось незабываемое возвращение на Соловки мощей истинных хозяев этой земли – преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Перед этим торжеством отец Иосиф, наместник монастыря, предложил мне изготовить крест, чтобы затем установить его под Секирной горой, в том месте, где пострадало очень много людей. У архимандрита Иоанна (Крестьянкина) мы взяли благословение, чтобы сделать крест по размерам того, что упавшим лежал на острове Анзер. То есть тем самым как бы совершалось воспреемство от традиции древних соловецких крестов – к современным, новым. И мы изготовили копию, единственно что изменив, так это текст на кресте: написали, что он посвящён новомученикам и исповедникам Российским.

Это был первый крест, установленный нами и первый после революции здесь. Хотя нет… Первым был крест, установленный на кладбище организацией «Мемориал». Правда, он не имел имён божественных, а ведь крест без них – как икона, на которой изображён святой, но не написано, кто именно. В этом плане есть вопрос. Но крест есть крест.

– А что предшествовало в вашей жизни установке креста под Секирной горой? Как вы попали на Соловки?

– На Соловки я переехал из Молдавии в 1989-м. Нас поселили на территории монастыря, который в ту пору готовили под гостиничный комплекс, единственный на Севере такого масштаба. Интересно, что, когда потом освободилась квартира и нас переселили сюда, в здание бывшей биологической станции, в келью, где мы жили, вселился отец Герман – он тоже приехал из Молдавии.

– Сюда, на Соловки, вас закинула судьба или выбор был сделан сознательно?

– Сознательно. Моя специальность – архитектор. К тому времени объёмным проектированием я занимался уже 10 лет, участвовал в разных конкурсах, проектах, а все отпуска мы с женой проводили на Севере, ездили с рюкзачками – где ночь застанет – от храма к храму, снимали, зарисовывали. Север нас покорил и своей природой, и людьми, и деревянной архитектурой – здесь мы подпитывались красотой. В моём понимании работа архитектора состоит не только в том, чтобы создавать современные здания, но и в постижении мудрой простоты древних строителей.

– Тогда же и возникла идея создания кресторезной мастерской?

– Нет, позже. Интерес к крестам возник в 1989–90-х годах. Тогда я решил обмерять кресты, которые сохранились на Соловецком архипелаге. С экспедицией из четырёх человек мы тогда нашли около 30 крестов, учитывали и упавшие, и стоящие. А с 1992 года, когда в монастыре появился постоянный наместник отец Иосиф, началась работа в мастерской.

Сила живого креста

– Я удивлён, что, несмотря на многолетнее варварство советской власти на Соловках, вы всё-таки смогли найти здесь столько крестов в начале 90-х…

– Состояние их было самое разное: подрубленные и поцарапанные, обожжённые, подгнившие, упавшие…

– И, обнаружив эти кресты, вы решили их восстановить?

– Конечно, это первое желание. Но дело в том, что у креста есть своя мистическая жизнь. Крест ставится не просто так, а по определённому поводу, именно на данном месте. Ставя его, люди вкладывали в это определённые смыслы. Мы – люди другого времени, другого опыта. И вот мы приходим и видим: стоит крест, на нём, может быть, уже не разобрать текст, он уже ветхий, в него стреляли, его жгли – но пусть он стоит. Ведь жизнь его не окончена. Господь послал ему тяготы, и он претерпевал, в принципе, так же, как и православный человек, – над ним совершали те же действия. И если крест вынуть и перенести – произойдёт как бы нарушение его личной жизни. Это моё мнение.

– То есть вы отвергаете музейный подход?

– Встреча человека с крестом в помещении, предназначенном для хранения тысяч всяких информаций, – это, я считаю, совершенно не то. Люди поставили крест, теперь их нет, а крест остался. Я пришёл, увидел его, помолился, задумался, но должен же и другой кто-то прийти и увидеть. Вот в чём смысл. Даже если крест упал, я считаю, пусть он остаётся на месте, потому что сила креста от этого не исчезает. Другое дело, если мы можем понять, почему здесь был поставлен этот крест, и можем изготовить подобный или другой – неважно, – и с пониманием, со значением снимем один крест и установим на его месте другой, тогда это возможно и правильно.

Но духовно сегодня нам открыто не так много, в этом смысле мы ещё очень слабы. Сегодняшний наш уровень показывает то, что творится ныне на Соловках: такого унижения эта святая земля не испытывала даже во время нахождения здесь лагеря, тогда почитание святынь было большим. Тогда, по-видимому, среди руководителей оставалась толика благоговения, потому и не всё здесь разрушили. В отличие от тех, кто распоряжается здесь сегодня.

Сделать крест музейным экспонатом нетрудно, но лишь с ростом нашего духовного самосознания, с пониманием значения и силы креста в нашей жизни мы найдём возможность сохранить его на более длительное время, как это делали раньше. Человечество накопило огромный опыт сохранения святынь, он более древний, чем любая музейная организация, существующая на земле. В отношении крестов – раньше строили вокруг них часовню или же открытый продуваемый навес – и так сохраняли их.

– В поездках по России нередко попадаются недавно изготовленные кресты у дорог – корявые, непропорциональные: то косая перекладина великовата, то основа не в меру длинна… А посмотришь старинные кресты – гармония почти всегда идеальна. Что это – профессионализм утерян или что-то в христианской жизни ныне сбилось?

– Гармоничность креста в том, что он сделан под тело Спасителя – Богочеловека. Поэтому и пропорции должны быть совершенны. Есть такой крест, который был изготовлен по благословению Патриарха Никона под пропорции креста Спасителя на Голгофе, он хранится в московском храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках. Но трудно изготовить правильный гармоничный крест человеку, не имеющему внутри себя чувства меры. Вкус воспитывает среда. То, что мы видим сейчас, – представление о кресте современного человека. В древности, когда человек жил гармонично в природе и в обществе, с иерархией ценностей, с пониманием, что всё есть творение Божие, и среда была особенной. Представьте, в XVI веке вы оказываетесь на ярмарке, где всё, от ложек и расчёсок до упряжи, воспитывает в человеке вкус и меру... При этом нельзя забывать, что любой крест, даже не очень гармоничный, – святыня. Нельзя только делать его совершенно необычной формы.

– Как вы относитесь к крестам, которые у нас не признавали староверы, называя их «крыжами латынскими»?

– Есть две формы креста – одна повторяет пропорции креста, на котором был распят Христос, а другая форма – она бывает самой разной – только напоминает об этом кресте. Православная традиция почитает все кресты, которые существуют на земле, и все они для нас имеют значение. А так ведь можно не признавать и «правильные» кресты только из-за надписей на них. Будет ли надпись «IНЦI», Иисус Назорей Царь Иудейский, или «Царь Славы» – это не вопрос богословия креста, потому, по Писанию, правильно и то и другое. Это вопрос лишь страстей человеческих. Христос Себя распял, умертвил страсти на кресте, а мы будем свои страсти на крест возносить?

Традиции

– Какие кресты традиционны для Соловков?

– Поморье – это особая среда, здесь особое общение человека с природой, здесь всё суровей и, наверное, поэтому традиция благодарить Бога, обращаться к Нему перед какими-то испытаниями здесь крестовая. Ставили обетные кресты главным образом миряне. Ещё были поклонные кресты, которые ставили как монахи на месте своих подвигов, так и миряне на перекрёстках, на горках. Кресты ставили в памятных местах – в память о каком-либо событии. Другая местная особенность – установка навигационных крестов, использовавшихся как ориентиры, их было издалека видно, и верхний рог нижней косой перекладины такого креста указывал на север.

– В чём особенность соловецких крестов?

– Соловецкий крест вобрал в себя все поморские традиции, но в богословском плане они более строги. Я разделяю их на две традиции: народную и чисто монастырскую. Часто кресты устанавливали обетники: например, попадал рыбак в шторм и давал обет перед Богом, что за избавление от смерти поставит крест. Вырезали на них обычно текст, что крест сей поставлен, например, сыном Иоанна Петром в таком-то году. Но больше было крестов, что устанавливали монахи. На них резчиками наносились имена божественные, то есть тексты о том, что Христа распяли на горе Голгофа, что здесь место лобное и др. Монастырская традиция богословски более ёмкая.

– Вы говорите о надписях, а изображения?

– Наш Преображенский монастырь имеет корни исихастские, основанные на глубоком молитвенном делании, а исихастская традиция объёмные изображения не то чтобы отвергала, но не применяла. Потому что изображение Спасителя в объёме отвлекает от молитвы, к тому же в объёме зачастую невольно передаются черты знакомых людей, близких. Поэтому в традициях именно Соловецкого монастыря так называемые аскетические кресты только с именами Божьими. Среди изобразительных моментов лишь терновый венец, глава Адама, а также – схематично – солнце и луна. А если вы увидите крест с изображением распятого Спасителя, значит, его делали где-то в другом месте. Кресторезные мастерские существовали и в Троице-Сергиевой лавре, и в Кирилло-Белозерском монастыре…

Центр ставрографии

– Что из себя представляет ваша мастерская, сколько в ней человек?

– Сейчас, в июле, я один работаю, но скоро подъедут трое помощников, будут мне помогать в летние месяцы. А работа всё время ведётся. Она вначале состоит из проектирования (на это уходит основное время), изготовления документации и нанесения на крест изображения. Брёвна сами мы не заготавливаем – пользуемся тем, что нам пожертвуют. В основном это сосна, кедр. Дерево полежит, даст трещины, после чего заносим его в помещение, здесь оно ещё полежит, и мы начинаем работать с ним. Но кресторезная мастерская – это и своего рода ставрографический центр, здесь сосредоточено огромное количество материала по крестам, наверное, нигде в России такого материала нет, а если нет в России, то нет и нигде в мире. Накопленный за 18 лет материал сейчас систематизируется.

– Думаю, для многих читателей будет неожиданностью узнать, что в кресторезном деле много значат математика и расчёт.

– Не дай Бог допустить просчёт. Вот сейчас я запроектировал крест 20-метровый, он посвящён 400-летию рода Романовых, династии, которая несла несколько веков крест России и последний царь которой взошёл на мученическую голгофу. Это огромнейшее архитектурное сооружение с подходом, лестницей, часовней и пр. Столб креста я предлагаю сделать составным – из трёх цельных брёвен, и нужно определённым способом ориентировать само бревно, чтобы ствол креста являлся также несущей конструкцией, как мачта корабля.

– Насколько я понимаю, ваша деятельность уже давно не ограничивается Соловками. Минувшим летом крест, изготовленный в вашей мастерской, был доставлен в Бутово, место массовых расстрелов под Москвой.

– Да, вот сейчас делается 10-метровый крест, подобный бутовскому, для установки на Валааме. 24 сентября, на перенесение мощей Сергия и Германа, он, даст Бог, будет установлен на входе в монастырскую бухту рядом с Никольским скитом. Кстати, на Валааме уже установлен один наш крест. В Норвегии три наших креста: один восстановлен по фотографиям 20-х годов прошлого века у входа на кладбище русских поморов, второй – намогильный, а третий – поклонный крест с надписями, дар нашей братии городу Вадсё. В Измаиле установлен наш крест на том месте, где произошёл перелом в войне благодаря тому, что войсковой священник в армии Суворова, взяв крест, поднял воинов в атаку и погиб. Есть кресты в Москве, Санкт-Петербурге, Царском Селе …

– Почему одни кресты больше, другие меньше, чем тут вы руководствуетесь?

– Мы определяемся тут совместно с заказчиком, и стараемся, чтобы размер креста был соразмерен почитанию того, чему он посвящён. Это ни в коем случае не вопрос самовыражения строителя или количества денег у попечителя, ещё чего-то.

Соловецкое море работы

– Случалось ли, что вандалы покушались на крест, установленный вами?

– Я думал прежде, что такое невозможно. Но потом случилось: подрубили топором крест в Исаково. Что тут скажешь? Это страшно для близких и родных этого человека, но более всего это опасно для души самого вандала.

Это, однако, не говорит о том, будто я считаю наши кресты установленными на века. Не надо стараться делать ничего вечного. Меня ругают, что я не покрываю кресты защитными составами: как же так, столько труда! А зачем этим заниматься? Крест – это не тот предмет, который надо защищать. Это должно быть естественное дерево, не покрытое никакими отравами, чтобы можно было приложиться к нему. Но главное – крест должен стоять временно, чтобы другое поколение видело, как он разрушается, проявляло заботу о нём и ставило свои кресты. Так продолжается и обновляется жизнь. Чего проще, казалось бы, поставил крест из нержавеющей стали и забыл. А деревянный крест подгнивает, значит, нужен за ним уход. Значит, рядом должен быть человек, и в нём должна быть жива память крестная.

– Вы считаете, у мастерской большое будущее?

– По тому, сколько на Соловках установлено крестов, можно мерить, насколько Россия за все эти годы смогла подняться. И то, что сейчас их не наберётся трёх десятков, показывает, как много перед нами ещё работы. После установки первого креста, о котором мы говорили вначале, я спросил отца Иоанна (Крестьянкина), как долго мне заниматься изготовлением крестов. Он переспросил: «Так-так, а сколько, говоришь, крестов на Соловках было?» «Три тысячи». – «Вот когда все три тысячи поставите, так можете и отдыхать». Так что впереди ещё много трудов.

Беседовал Игорь ИВАНОВ
Фото автора

Что произошло? Что случилось со мной за эти три дня на Соловках? Иногда мимолетное воспоминание говорит: «Да ничего особенного. Просто прикоснулся к еще одной святой и печальной странице итстории Отечества». А иногда…

И все чаще и чаще, все настойчивей и настойчивей Соловки заставляют меня усомниться, что я вообще жил и продолжаю жить, и что я христианин, которому полагается и жить по-христиански, всегда помня Того, кто дал мне, всем нам, жизнь, Кто оставил нам такие простые для восприятия, но, как оказывается, такие непростые для нас, затырканных суетливой повседневностью, Заповеди.

Соловки. С детских пор я слышал это слово. Я понимал, что это какое-то место, где живут плохие люди, потому как в разговорах взрослых я часто слышал: «Раскулачен и сослан на Соловки». Или: «На Соловках ему место». Или: «Сгинул на Соловках. Будто бы врагом народа оказался». И так далее.

Я и все мои сверстники долго не знали, где эти самые Соловки находятся, что из себя представляют. В школе даже по географии мы их не проходили. И только любопытный ученик мог разглядеть на карте Соловецкие острова в Белом море. Я их нашел на географической карте СССР, кода учился, кажется, в шестом классе. И, кажется, именно тогда запало в мою душу, казалось, неисполнимое желание увидеть это жуткое место. Уже много позже я мало-помалу узнавал историю столь удивительно прекрасного и в то же время столь трагического места. Оказывается, люди здесь бывали тысячелетия тому назад. А много позже, когда на Руси незыблемо укрепилось православное христианство, там стали селиться первые монахи-подвижники. И поставили они монастырь -крепость, которую ни шведы, ни англичане не могли одолеть.

Напротив нашей сельской школы-семилетки метрах в пятидесяти стоял замечательной архитектуры уже разрушающийся храм, который закрыли в 1940 году. Батюшку с семьей куда-то выслали, а в их доме устроили постоялый двор для транзитных подвод и обозов.
Моя учеба в школе пришлась на первые послевоенные годы. У вдов-солдаток еще слезы на глазах не просохли, а в некоторые семьи еще приходили после скитаний по госпиталям солдаты-инвалиды. Тут бы самое время и помолиться в храме о сложивших свои головы за Родину воинов и за здоровье оставшихся в живых. Нет. Церковь стояла пустой и соблазняла растущих в безбожии юных пионеров пальнуть из рогаток по незащищенным стеклам и похваляться своей меткостью. Или нацарапать железякой на белой стене свое имя, а то и что похуже. И что характерно – мальчишеские безобразия никто не останавливал, не пресекал. В том числе и учителя. Никто. Разве что случайно проходившая мимо пожилая женщина пристыдит негромко, так над ней громко посмеются. Учителя, возможно, и возмущались в себе, да выйти и пресечь забавы малолетолк побаивались: как бы по доносу кого-нибудь из коллег не навлечь на себя гнев чиновников от народного образования. И только Бога никто не боялся.

Но вот прошли богоборческие ленинско-сталинские времена. И что? Хрущевская «оттепель», пожалуй, даже усугубила положение. Во всяком случае, для возрождения духовности не было сделано ровным счетом ничего. Именно в эти годы мне довелось служить в советской армии. Да, тогда в армии была относительно крепкая дисциплина. Но эта дисциплина никак не была связана со страхом перед Богом совершить грех при исполнении служебного долга. У верующего же солдата дисциплина держалась на совести, стержнем которой были Евангельские заповеди. Впрочем, не так то и много было верующих. А уж если у кого старшина увидит крестик на груди – неминуем разбор на комсомольском собрании (читай – ротном собрании). Замордуют парня так, что он даже письмо матери напишет: и зачем, мол, я тебя послушал, покрестился, смеются, мол, надо мной. И вернется ли потом этот парень к вере? Вопрос. А ведь мать благословляла его этим крестиком на честную службу и на благополучное возвращение домой.

Да что говорить о ком-то! Давно ли я, будучи коммунистом и должностным лицом, уверял свою верующую мать, что Бога нет. И пришел я, многогрешный, в храм не в молодые годы, а на седьмом десятке лет. Господи, прости изувеченную мою душу.

Кто знает, когда бы удалось нам с женой моей сподобиться посетить эти загадочные для меня острова, если бы не замечательные молодые женщины Инна Айрих и Ирина Якунина, организаторы-энтузиасты, «авторы» многих полезных для души и для глаз (особенно для души) поездок по святым и историческим местам России. И не только России. Не перестаю удивляться их позитивной энергии.

И вот мы, группа из десяти человек, до Карельского городка Кеми на поезде, а от Кеми по Белому морю на теплоходе, держим путь к Большому Соловецкому острову. Море спокойно, стая чаек сопровождает теплоход, устраивая целое шоу, ловко хватая клювами подбрасываемые пассажирами куски хлеба или колбасы. Примерно через два часа показались очертания острова с белым силуэтом монастыря. И этот силуэт нам предвещал нечто грандиозное. Защелкали фото- и видеокамеры. Пассажирам стало не до чаек. Все всматривались в приближающуюся святыню. Ожидание чуда, кажется, оправдывалось. Но это было первое чудо – зрительное.
Сойдя на берег, нас без проволочек доставили в уютные коттеджики с номерами, отлично покормили. Теперь можно и за духовную пищу приниматься. И пища эта то комом в горле застревала, то переворачивала душу, то возмущала разум, не сразу воспринимавший виденное и слышанное. А как, например, можно спокойно воспринять то, что в 20-е и 30-е годы прошлого столетия здесь было расстреляно, умерло от болезней, каторжных работ, издевательств охраны более 40 тысяч человек. И в большинстве своем – невиновных. А всего через Соловки прошло более 80-ти тысяч заключенных. Тут были взрослые и днти, мужчины и жнщины, русские и представители других народов России и не только России, политические и уголовники, православные христиане, священники и иерархи Русской Православной Церкви, ученые и вовсе неграмотные, дворяне и аристократы высших сословий, недовольные советской властью рабочие и раскулаченные крестьяне, военные самых разных чинов и званий. Называлась эта ссыльная тюрьма – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). А позже и вовсе – Соловецкая тюрьма особого назначения – СТОН. Это слово, пожалуй, в большей степени отвечало сути здесь происходящего. Говорят, принцип устройства СТОНа потом переняла и усовершенствовала нацистская Германия…

65-я параллель в месте пересечения Соловецкого архипелага, насчитывающем более ста больших и малых островов, находится в 165 километрах от Полярного круга. Общая площадь островов около 300 квадратных километров. Самый большой остров – Большой Соловецкий – 218 квадратных километров. Далее – Анзер, Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие.

История Соловков берет свое начало из глубины веков, примерно с пятого тысячелетия до нашей эры, когда стали здесь появляться древние обитатели Поморья – протосаамы. Здесь они ловили рыбу, промышляли морского зверя, здесь же хоронили своих соплеменников, складывая над ними валунные курганы, а рядом выкладывали из мелких камней загадочные культовые лабиринты.

Но вот в начале ХV века на Соловках появляются первые иноки, преподобные Савватий, Герман и Зосима, и языческий край стал преображаться в Православный. Причем, уже вскоре трудами этих святых Соловки стали средоточием Православия на русском севере.
С тех пор история Соловков стала историей Соловецкого монашества.
В XVI веке монастырь превратился в духовный, хозяйственный и военный центр Поморья. А к концу века над Белым морем возвышались несколько каменных храмов, завершено строительство каменной стены-крепости.
Сказать, что сооружения на Соловках каменные, значит, ничего не сказать. Огромные многотонные природные валуны (наследие ледникого периода) уложены в основания стен, а по мере их возведения валуны уменьшаются. Ширина стен в отдельных местах достигает семи метров. Высота одиннадцати метров. Длина монастырской стены по периметру. – 1200 метров. Это чудо зодчества и строительного мастерства, а также методы подвоза и укладки таких огромных и в таком количестве валунов полностью не раскрыто до сих пор. А ведь валунных строений на островах немало, причем в самых труднодоступных местах. И сооружения на Соловках впечатдяют не менее, чем Египетские пирамиды.
В 1854 году монастырь подвергся атаке двух английский кораблей, но стены без особого урона выдержали многочасовой обстрел из корабельных пушек. Англичане ушли восвояси. Монастырь еще более прославился. На острова потянулись паломники. Даже члены императорской семьи считали важной для себя духовной обязанностью посетить Соловецкий монастырь.

На Вологодчине, на живописном берегу реки Сухоны по Божьему промыслу в 1137 году возник посад Соль Тотемская, ныне уютный, дорогой моему сердцу, городок Тотьма. Многие десятилетия и даже столетия славен он был солеварением, а пуще – купцами-меценатами, которые снаряжали экспедиции и отправляли их за тысячи верст, к морю Охотскому и к самому Тихому океану для промысла морского зверя: котиков, черных лис и бобров. Многие купцы с того промысла большие доходы имели и щедро жертвовали на строительство храмов в Охотске, Иркутске и, конечно, в самой Тотьме.
А еще Тотьма хранима многими святыми, на ее земле просиявшими. Конечно, особо почитаемый здесь - преподобный Феодосий Тотемский (Суморин), по Божьему промыслу устроитель и первоначальник Спасо-Суморина монастыря. И, может быть, не все знают, что и преподобный Герман, рано подвизавшийся в монашестве, искавший молитвенного уединения и ставший одним из первых монахов на Соловках - уроженец Тотьмы. Преподобные Герман и Савватий обусловили возникновение Соловецкой обители, а преподобный Зосима начал ее устройство и стал первым настоятелем Соловецкого монастыря, ставшего теперь одной из главных святынь православной России. Известен такой факт. Однажды пресвитеру Григорию, служившему в Тотьме, во сне явился преподобный Герман и повелел написать образ его вместе с Савватием и Зосимой. Григорий исполнил повеление. Икона стала чудотворной и многие, с верой подходившие к ней, получали исцеление.
Из многих небесных молитвенников о Тотьме широко известны Вассиан Тиксненский, блаженные Максим и Андрей Тотемские.
Вот и прошли, как один час, три неповторимых и незабываемых дня на Соловецких островах. Смею говорить от лица всей группы, ибо я видел выражения лиц и негромкие разговоры о впечатлениях. Мы все почувствовали и прочувствовали Соловецкий крест, который Божественно распростерт над этой суровой, с избытком политой потом и кровью землей в холодном море.

Один из наших экскурсоводов, неравнодушно рассказывавший историю Соловков, сказал: «Вся земля здесь святая. В любом месте можно творить молитву и она дойдет до Бога».. Но приходилось слышать и другое. Водитель микроавтобуса, отвозившего нас на пристань, ворчливо выговаривал:
- Патриарх с губернатором архангельским да еще и с министром культуры прилетели.. А зачем?
- Зачем? – спросил я.
- Объекты опять какие-то будут монастырю передавать. Говорят, даже пекарню отдадут.
- Ну, а если пекарню передадут, то поселок без хлеба останется?
- Да нет, хлеб монахи пекут получше, чем в нашей пекарне. Многие у них покупают. Да и дешевле у них.
- Так в чем дело?
- А в том, что доход опять монастырю пойдет.
- Но если на этот доход он построит храм, например, или гостиницу для паломников, или благотворительность умножит, - кому от этого будет плохо?
- Плохо не будет, но как-то…

Или вот еще один пример духовной поврежденности. На острове Анзер, на Голгофо-Распятской горе, Божественным чудом выросла крестообразная береза. Именно на этой горе и близлежащих местах было расстреляно и умерло мученической смертью несколько тысяч политических лагерников в двадцатых и начале тридцатых годов прошлого столетия. На захоронениях большевики не ставили крестов и даже каких бы то ни было обозначений. Убраны были и те покаянные и поклонные кресты, которые стояли десятки лет. И, видимо, по промыслу Божию и выросла на самой вершине горы крестообразная береза. Но куда денешься от сомневающихся и скептиков? Причем, очень дотошных в поисках деталей, якобы указывающих на обратное истине.
По приезде из Соловков, я поделился впечатлениями с двумя знакомыми женщинами. Рассказал и о березе. На что одна из них сказала:
- Мой сын тоже недавно был на Соловках и говорил про эту березу. Он говорит, что сучья сами собой так вырасти вряд ли могли. Ему показалось, что их кто-то гнул.
И стоит ли такого человека убеждать в обратном? Мне жаль и эту женщину, и особенно ее сына, непонятно зачем посещающего святые места.

И вот еще что приходит на ум. При всей нашей нынешней неустроенности жизни, мы, бывая в святых местах, сожалеем, а то и праведно возмущаемся былыми лихими временами, жестокостью, безверием власти. Слава Богу, нынче этого нет и, даст Бог, не будет. Об этом неустанно молится братия Соловецкой обители и островных скитов. И разве мы, кому, якобы, некогда лоб перекрестить, не должны быть ей благодарными? «Ах, монастырю переходит то и это». А в XVIII веке монастырь имел огромные вотчины, и крестьяне Поморья были довольны принадлежностью монастырю, ибо были сыты, одеты и обуты, а дети их учились в приходских школах. Монастырь имел целый флот и торговал с Англией и Скандинавскими странами. А за счет доходов обустраивал обитель, которая сыграла выдающуюся роль в укреплении Российской державы.

Ну, а то, что мы теперь имеем возможность беспрепятственно посетить Соловецкие острова, молитвенно прикоснуться к святыням и хотя бы немножко очиститься душой – разве это не чудо?

На Соловках до революции было огромное количество деревянных крестов. По одним данным - до 3000, по другим - до 5000. Назначение их было различно: поклонные, обетные, навигационные, памятные, освящающие языческие памятники и пр. Большая их часть была уничтожена в советское время, оставшиеся погибают уже сейчас от неумолимого течения времени. Эта запись - попытка увидеть современные и старые кресты острова Анзера. В связи с последними событиями уничтожения крестов, я думаю, что это актуально. В этом посте будут использованы личные наблюдения,описания А. А. Евневича и П. К. Казаринова за 1934 год , заметки главного соловецкого крестореза Г. Г. Кожокоря за 1991 год.

Ключевые слова: кресты, Соловки, Соловецкий архипелаг, острова, Белое море, поморы, поклонные кресты, обетные кресты, поморская культура, православная культура, Анзер, Соловецкий монастырь.

В 1934 году сотрудники СОКа Евневич и Казаринов исследовали исторические памятники Соловецкого архипелага. На Анзерском острове они выделили 10 групп крестов. Большинство из этих крестов не сохранилось. Вот их список:
1) Крест поклонный в Троицкой губе, в 1 км от берега, на возвышенном месте в лесу, в 2,5 км от Троицкого скита.
2) Крест недалеко от Троицкой губы, на рундуке, с надписью: «На сем месте работал крестьянин…ставил сей крест Иван Осипов Андронов 1882 г. октября 2 дня».
3) Крест поклонный около колодца при дороге из Троицкого скита в Троицкую тоню, в 1,5 км от скита, около колодца с журавлем, высота креста 3 м., дата «1916 года октября 24-го».
4) Крест поклонный на берегу моря между Плотничьей губой и Кеньгой, в ста метрах от моря; высота 8 метров, бревна креста четырехугольные (28 х 24 см.), на боковой стороне вертикальной стойки вырезано «1903».
5) Группа крестов на западном берегу Капорской губы, крест высотой 3 м и еще пять таких же крестов рядом; восьмиконечный крест из тонких брусьев на Капорском мысу с датой 1883 г.; крест высотой 7 м. на Капорском мысу с датой 1879 г.; крест высотой в 3 м.; крест с датой 1899 г. и еще три креста рядом на Капорском мысу; остатки большого бревенчатого креста на стрелке того же мыса.
6) Восьмиконечный крест на вершине валунного холма, известного под названием «Городок Петра 1-го»
7) Группа маячных и поклонных крестов на мысе Колгуй; бревенчатый восьмиконечный крест высотой в 4 м с досчатой кровлей; бревенчатый восьмиконечный крест высотой в 4 м.; крест рядом такой же.
8) Крест восьмиконечный, в 0,5 км к северо-западу от мыса Колгуй; высота 5 м., дата 1845 г.
9) Группа крестов на северо-восточном мысу острова Анзер: три креста высотой в 4 м.
10) Крест на безымянном мысу западной части Троицкой губы, в 1,5 км к северу от Троицкого скита, высота 7 м., на обратной стороне средней перекладины восьмиконечного креста вырезана надпись «1816 года мца майа».

Из старых крестов, зафиксированных в 30-ее гг., сейчас можно увидеть крест у источника (возникают вопросы по датировке и наличию колодезного журавля), крест у Плотичьей губы (стоит прислоненным к дереву, возможно уже лежит на земле), кресты на мысе Колгуеве. Итак, пройдемся к ныне существующим крестам (кроме памятных крестов 2008 года у Елеазаровой пустыни и в Капорской губы, поклонного креста 1994 года у Голгофы - если еще попаду на Анзер, то добавлю их фотографии).

Первое что мы видим, когда прибываем на Анзер к мысу Кеньга (Красный) - два креста. Один крест - 90-хх гг ХХ века. Это своеобразный створный знак. Он уже порос лишайником и весьма похож на старый.



Рядом с ним крест на месте часовни иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радости".

В 2007 году у Троицкой спасательной станции был установлен поклонный крест.


На Троицком мысу поставлен крест "в память Александра Всеволодовича Баженова 1941 2001".



В самой Троицкой губе сохранилось несколько срубов-колод для навигационных крестов. Между Троицким скитом и станцией стоит крест 1917 года.


Так в 1991 году описал состояние креста Георгий Кожокарь: «Крест у колодца. Деревянный сруб, в котором крепится основание креста почти полностью сгнил и съехал по склону так, что сам крест оказался не в центре сруба. Полностью утрачена кровля сруба, в связи с чем происходит намокание основания креста и быстрое гниение древесины. Выше сруба конструкции креста в целом в удовлетворительном состоянии». А так крест выглядел после поновления сруба.

На кресте множество надписей: о дате воздвижения, о кресторезе и строителе скита, традиционная символика.








Недалеко от источника раньше стоял полуистлевший крест высотой ок. 30 см. Сейчас его нет, но на его месте можно видеть новый крест.


Рядом с часовней священномученника Петра (Зверева) стоит крест 2005 года на месте братского скитского кладбища. Рядом стоит еще один крест на лагерной братской могиле.

Внутри часовни раньше был старый монастрыский крест. В этом году его нет.

На Голгофе, у Распятского храма напротив алтаря еще один крест.


Береза-крест на склоне Гологофы. Подобная сосна-крест есть у Савватиевского скита на о. Большой Соловецкий.

22 сентября 2003 года на Кирилловском мысу был установлен 7-ми метровый поклонный крест. Крест изготовил Георгий Кожокарь в кресторезной мастерской Соловецкого монастыря на деньги бизнесмена Ю. Степанова.


Ряд крестов сохранился на мысе Колгуй (Колгуевский). В 1991 году их было 6. Видимо, многие из крестов сгорели в пожаре 1975 года (спасибо за информацию mitin_i_v ).

Кресты эти и навигационные, и обетные, и освящаяющие языческие памятники. И на мой взгляд, это самые интересные кресты острова Анзер.
Крест "вверху" мыса.






Кресты внизу, на стрелке мыса.

















Неохваченными остались: крест у губы Плотичьей, крест на г. Вербокольской (возможно и нет его уже). Буду рад любым дополнениям и комментариям. Спасибо!
Другие "анзерские" посты:

Столяров Вячеслав Павлович - научный редактор Издательского Совета Соловецкой обители, заведующий Сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.

Крест, как священный символ давнего, Животворящего Креста, на котором совершилось распятие Господне, является изначальным объектом поклонения христиан. Символическое, центральное место креста в православной духовной культуре отражается в Пасхальной молитве (Часы святы Пасхи):
Воскресение Христово видевше, // поклонимся Святому Господу Иисусу, // Единому Безгрешному. // Кресту Твоему поклоняемся, Христе, // и святое воскресение Твое поем и славим: //Ты бо ecи Бог наш, // разве Тебе иного не знаем, // имя Твое именуем. // Приидите вси вернии, // поклонимся святому Христову Воскресению: // се бо прииде Крестом радость всему миру. // Всегда благословяще Господа, // поем воскресение Его: // распятие бо претерпев, // смертию смерть разруши.

Анализируя многочисленные исторические изображения, фотографии, иконопись Соловецкого монастыря, нетрудно заметить, что крест был одним из основных элементов священной топографии, опорной точкой духовно-символического пространства Соловков. Многометровые восьмиконечные деревянные кресты воздвигались по всему побережью архипелага и центральной части островов.

В 1429 году первоначальники Соловецкие, преподобные Савватий и Герман, после долгого морского путешествия, "на третий день достигли... острова Соловецкого... И вышли на берег, и поставили шатер свой, и воодрузили крест на месте том, где пристали к острову". И лишь после воодружения креста пустынники стали строить себе постоянные кельи . Другой подвижник Соловецкий, преподобный Елеазар, ища уединения осенью 1616 года добрался на утлой лодочке до пустынных берегов Анзера, выбрал себе место для проживания "и ту абие крест постави, по времени же келию згромаждь" . Водружение креста на пустынной, необжитой еще земле было первоочередным и важнейшим делом. Об этом в первую очередь заботились подвижники еще до сооружения жилища.
У Креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель Православному миру. Крест был опорой и защитой в духовной брани против нечистой силы и врагов христианства. "Спаси, Господи, люди Твоя, // и благослови достояние Твое, // победы на сопротивныя даруя, // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство", - возносился иноками тропарь Кресту и молитва за Отечество.

Традиция воздвижения деревянных восьмиконечных крестов не прерывалась на протяжении многих веков как на Соловецких островах, так и по всему Поморью. К концу XVIII - началу XIX веков сложилась определенная ставрография Соловецкого Поклонного Креста. Один из типичных соловецких крестов, ныне утраченный, был зафиксирован историком П. К. Казариновым в 1934 году . На его лицевой (западной) части вырезаны круглые клейма-монограммы с титлами:

вершина опоры креста — /W/ или /0 WH/ — Сущий;
малая перекладина — /ЦРЪ/ /СВЫ/ — Царь Славы;
промежуток между малой и большой перекладинами (на опоре креста) — /INЦI/ — Иисус Назаретяин Царь Иудейский;
большая перекладина креста — /IC/ /ХСЪ/ /СНЪ/ /БЖIЙ/ — Иисус Христос Сын Божий;
средняя часть опоры креста — /К/ /Т/ — Копие, Трость;
/М/ /Л/ — Место Лобное;
/Р/ /Б/ — Раю Бысть (Раб Божий);
/Г/ /Г/ — Гора Голгофа;
подножие креста — /NI/ /КА/ — Победитель;
нижняя часть опоры — /Г/ /А/ — Глава Адама;
изображение черепа;
кладка из валунов, укреплявших крест, символизировала Голгофу.
Иногда на большой перекладине вырезался текст молитвы: /КТПВCВТС/ — «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим».

Высота Поклонных Крестов достигала 7-9 метров. Часто крест дополнялся копием (слева) и тростью (справа). Обычно для устойчивости и сохранности опора креста устанавливалась в сруб. Вершина креста защищалась кровлей с причелинами.
Функции креста в символическом пространстве Соловецкого архипелага были удивительно многообразны. Крест, являвшийся для христиан духовным символом, становился на Соловках вполне материальным, путеводным знаком спасения. Жизнь Соловецкого монастыря, со всех сторон окруженного Белым морем, была тесно связана с мореплаванием. Многометровые приметные кресты по берегам архипелага являлись навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Системы приметных крестов обозначали вход в гавань Благополучия у стен Соловецкой обители, располагались в Троицкой губе острова Анзер, стояли по берегам губы Долгой.
Мореходство на Беломорье было весьма опасным. Сильные шторма, изменчивые течения, подводные мели и камни-корги были причиной частых крушений морских судов. Соловки, располагавшиеся в самом центре Онежского залива, для поморов-мореплавателей обычно служили промежуточной стоянкой на пути до Архангельска или районов морского промысла в Баренцевом море (у Мурмана, Груманта и Новой Земли), желанным местом отдыха по возвращении, а в случае кораблекрушения - и единственной надеждой на спасение.

Купцы и промышленники перед дальними плаваниями посещали Соловецкий монастырь и возносили молитвы о благополучном путешествии. На доске большого деревянного креста Фаворской часовни (о. Большая Муксалма) прежде была надпись: "О, преблаженный и честной крест Господень: тебе поклоняемся, православные, и величаем, радующиеся о божественном возвышении твоем. Но яко победительное и оружие непобедимое, огради и покрой твоею благодатию от всякого злоключения, преплывающих сию морскую пучину. На кресте пригвоздитися изволенный, за грехи всего мира, Господи Иисусе Христос! Умоляю тебя пред величеством славы Твоея! Подай и мне руку, в море сем плавающему, якоже подал еси апостолу Петру утопающему. Прими меня, кающегося, яко же принял еси разбойника, блудницу, Павла, и да не потопит меня буря водная. Аще бо и согрешив, но от Православной Церкви в раскольничьи заблуждения не отступив, даруй мне кончину живота моего христианскую, мирну, причастную Святых Твоих Тайн, Тела и Крови, очищающих грехи наша. В час смертный и день судный помилуй мя, Господи! Молитвами пречисты владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии и Преподобных и богомольных отец наших Зосимы, Савватия и Германа и прочих соловецких чудотворцев и сокровенных угодников, на сей горе подвигавшихся и моего Ангела Хранителя помилуй, помилуй, аминь" .

Сотни обетных крестов устанавливались мореплавателями на Соловках "в благодарность" по окончании трудных морских путешествий. Скопления обетных крестов располагались у морских стоянок Анзера (мыс Капорский) и гавани Большого Заяцкого острова. Кресты устанавливались и в местах спасения мореплавателей, терпевших кораблекрушения. Очень часто поморские суда выбрасывало на мыс Колгуев острова Анзер.
Памятные кресты воздвигались в честь знаменательных событий. Сохранился Поклонный Крест 1812 года на месте обретения иконы чудотворной иконы Богородицы Корсунской (затем именованной Сосновской). Памятный крест (1702 г.) был установлен на пирамиде-останце у побережья Анзера в честь посещения Соловков Петром I.
Охранительные освятительные кресты устанавливались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага. Оппозиция капища и православного креста создавала новое семантическое поле. В этом случае древнее капище теряло свой первоначальный сакральный смысл и становилось памятником христианской истории. Крест, возвышавшийся над капищем, наглядно демонстрировал торжество христианства над язычеством. Деревянные освятительные кресты сохранились на мысе Колгуев острова Анзер, над древним капищем на горе Сигнальной Большого Заяцкого острова были выложены каменные кресты.

В 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи крестов соловецких были уничтожены . Но в глухих уголках архипелага (мыс Колгуев) появлялись новые, наспех сколоченные узниками концлагеря кресты. Традиция воздвижения многометровых Поклонных Крестов возродилась на Соловках в 1990 г. после восстановления Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1992 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II был освящен и воздвигнут поминальный Поклонный Крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (где во времена СЛОН был штрафной изолятор). В июле 1994 г. в память о всех новомучениках был воздвигнут поминальный Поклонный Крест у горы Голгофы на острове Анзер.
Знаменательное событие состоялось 3-4 февраля 2001 года. В Москве, на Соловецком подворье у храма великомученика Георгия в Ендове, был воздвигнут и освящен Святейшим Патриархом Алексием II еще один Соловецкий Поклонный Крест. Православный трехчастный крест с копием и тростью высотой около 9 м изготовлен в Соловецкой обители по древним монастырским и поморским образцам из соловецкого древа. Размах большой перекладины креста - 4 м. Кровля с причелинами завершается охлупнем, напоминающим форму ладьи - символа спасения. На свесе кровли - сквозные прорези: слева - солнце о двенадцати лучах - символ Иисуса Христа, справа - месяц - символ Пресвятой Богородицы. На причелинах вырезаны тексты оградительных молитв: "Огради нас, Господи...", "До воскреснет Бог...", "Непобедимая сила...". На лицевой части креста вырезаны традиционные клейма, с четырех сторон вертикальной части столпа приводятся выдержки из кондака Кресту Господню, творение прп. Григория Синаита.

Крест укреплен в сруб, заполненный валунами, привезенными из Соловков. На табличке у креста надпись:
"Поставлен сей Честный и Животворящий Крест Господень во имя Святыя Живоначальный Троицы, на поклонение православным христианам, в память о новомучениках и исповедниках Соловецких, в годину лютого гонения за веру и благочестие пострадавших благолосвением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Священноархимандрита Спасо-Преображенския Соловецкия обители, при Наместнике архимандрите Иосифе с братией, в лето 2001-е месяца февраля 4-го дня, изготовленный в обители преподобных отец Зосимы, Савватия и Германа в месте, идеже подвизася Святый священномученик и исповедник Российский Филипп, игумен Соловецкий, Митрополит Московский, всея Руси чудотворец, идеже пострада и прославися святый новомученик и исповедник Соловецкий Петр (Зверев), Архиепископ Воронежский, и с ним же сонм архиереев, иереев и монахов, братий и сестер и множество верных чад Русской Православной Церкви, их же молитвами Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй и спаси нас. Аминь".

Величественный Поклонный Крест, по древней традиции, воздвигался вручную, всем миром, без использования современной техники. Он сегодня как бы ограждает территорию маленькой монашеской обители в самом центре столицы от вторжения современной цивилизации, противостоит "миру сему" - внешнему блеску респектабельных зданий банков и пятизвездочных отелей. Здесь, на Соловецком подворье, у стен древнего храма, каждый может оценить роль символики в общем восприятии исторического комплекса. Явление новой опорной точки духовно-символического пространства изменило семантику всей прилегающей территории. Частица Земли Соловецкой, олицетворяющая монашеские традиции и трагедию узников концлагеря, появилась на духовной карте столицы рядом с храмом небесного покровителя Москвы - великомученика Георгия. Именно сюда направляются теперь люди, желающие помянуть своих погибших в лихую годину сородичей. Интересно, что установленный на Лубянке Соловецкий камень значимым мемориальным символом так и не стал. Несмотря на церковные свечи, возжигаемые здесь, он притягивает, в основном, политизированное сообщество, а место это служит для проведения митингов.

Заключение

Прикасаясь к историческому наследию Соловков, человек внутренне прозревает, что это не только совокупность памятников или культурных ландшафтов. Контекст восприятия наследия Земли Соловецкой гораздо шире и не всегда поддается рациональному толкованию, о чем свидетельствуют впечатления многочисленных туристов и ученых (не говоря уже о паломниках). И это "неназванное", складывавшийся и шлифовавшийся веками "монастырский мир" тоже является нашим национальным достоянием и нуждается в охране.

Угрозы сохранению традиционного духовно-символического пространства могут идти с разных сторон. Безусловно, невосполнимый ущерб приносят разрушения опорных символических точек и историко-культурных памятников. Не меньшую опасность могут представлять вторжения на историческую территорию чужеродной символики, экспансия нетрадиционных видов деятельности, демонстрация поведения, нехарактерного для данного места. Причем, последствия этих действий не всегда осознаются. Такое положение характерно и для Соловков.
Международная группа экспертов , проводившая инспекционную поездку для оценки состояния Соловецкого историко-культурного комплекса, констатировала:
"Меры охраны наследия на Соловках при существующих механизмах их осуществления на национальном уровне неадекватны уровню значимости Соловков как объекта Всемирного наследия. В настоящее время наряду со вниманием, уделяемым реставрации нескольких отобранных архитектурных памятников, необходимо зафиксировать негативный, продолжающий усиливаться процесс деградации культурного ландшафта и всех его составляющих. Весь целостный культурный ландшафт с его архитектурными и инженерными сооружениями, угодьями, символикой, природными и историческими достопримечательностями, ландшафтными взаимосвязями должен находиться под охраной" .
"Современные ландшафты Соловков являют собой примеры преобразования земли усилиями Православной Церкви и Русского государства в различные времена и в соответствии с насущными нуждами, и при этом многие символические ассоциации в ландшафте проявляются через взаимосвязанную сеть приметных знаков и видимых на горизонте ориентиров" .
"Приоритетные права должны быть представлены монастырю как носителю культурной традиции, формировавшей культурный ландшафт и его ценности. При этом недопустимы действия, снижающие аутентичность и целостность ландшафта" .
Программу охраны материального наследия Соловков и перспективные планы развития Соловецкого музея-заповедника необходимо дополнить мерами по сохранению аутентичности духовно-символического пространства архипелага. Это пространство, наряду с историко-культурными памятниками и культурными ландшафтами, следует признать культурным достоянием России. Всякие действия, ведущие к вторжению на архипелаг чужеродной символики, равно как и разрабатываемые проекты развития здесь нетрадиционных для Соловецкого монастыря видов деятельности, должны быть ограничены. Только таким образом можно сохранить в полном объеме уникальное духовое, историко-культурное и природное наследие Соловецкого архипелага. Международная инспекционная поездка была предпринята по поручению совместной Норвежско-Российской группы по культурному наследию в период с 3 по 10 августа 1998 г. В состав группы экспертов входили: Г. Стовел, Монреальский университет, Канада; П. Аггер, Роскильдский университет, Дания; К. Шанке, Музей саами в Варангере, Норвегия; М. Кулешова, РосНИИ Наследия, Россия; Т. Семенова, РосНИИ Наследия, Россия.
Отчет о проведении мониторинга объекта Всемирного наследия «Соловецкий; историко-культурный комплекс» // Экология культуры. Информационный бюллетень. № 4 (17). Архангельск, 2000. С. 65
Там же. С. 44.
Там же. С. 64.

Две тысячи лет - это только та история, которая была ознаменована крестоношением Спасителя. На самом же деле история креста гораздо глубже, гораздо древнее. Есть прообразы креста в виде жезла Моисея, которым он осенил воды, и израильтяне перешли через Мертвое море. Авраам нес хворост для приношения Исаака в жертву, - это тоже образ креста. Хворост он нес на плечах, сам он - как вертикальная перекладина, а дрова - как горизонтальная перекладина. Образ креста - древо спасения - Ноев ковчег. И также мы находим изображение креста в других цивилизациях.

Есть такое изречение, что промысел Божий был настолько глубок, что он предуготовлял появление креста на земле в разных цивилизациях, в разных народах, в разных образах и видах. А потом уже он появляется как виселица, как орудие для казни. И после распятия Иисуса Христа на самом кресте он освещается как символ спасения для христиан. А его духовный смысл, богословие креста, раскрывается в подвигах мучеников, исповедников, подвижников.

Интересно, что на Соловках было очень много крестов. На всем пространстве Севера, в тех местах, где христианство осваивало Север, везде стояли кресты: на перекрестьях дорог, на морских путях, на возвышенностях. Это был символ, который освящал пространство, направлял людей, - по нему же можно ориентироваться, в лесу, например. Сам перекресток дороги есть тоже символ креста, пересечение. Это место, где человек испытывает некое сомнение, куда идти. Также это некая мера пройденного пути, где человек останавливается, совершает молитву, успокаивается, принимает решение, приходит в определенное состояние, укрепляется и движется дальше. Считается, что на Руси первый крест был установлен апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, в знак того, что Русь православит - правильно славит Христа. На этом месте сейчас Киево- Печерская лавра.

В традиции кресторезания все символично. Сруб, так называемый рундук, который удерживает крест, символизирует, что Иисуса Христа распяли на горе Голгофа. Мы ничего не придумываем, у нас нет такого дерзновения, мы повторяем те кресты, которые были сделаны когда-то. Конечно, тексты систематизируем, обобщаем, но все это материал, который был в древнехристианской традиции. Свобода проявляется несколько в другом, что ты обдумываешь саму структуру креста, как что размещать, в каком порядке; какие-то декоративные элементы. Когда само бревно размечаешь, делаешь крест из круглого бревна, он получается в определенных геометрических формах, и эти формы мы так пилим, что бревно меняется постоянно, здесь шире, там уже, по всей длине. Получается, что один и тот же рисунок надо вписывать в разные размеры, он переходит, перетекает на другую сторону бревна. То есть здесь так много разных интересных моментов творчества. Изображение креста в его разных видах - это наука ставрография, графика креста. И ставрология - это сущность креста, смыслы, которыми он наполняется. Есть богословие креста. Каждый крест богословски цельный, наполнен определенной темой. Крест победительный, крест святилен, крест тропарион, крест милостивый (элеймон на греческом). Это очень древняя традиция - посвящать крест одной теме. Эту тему нужно в нем выразить, и по смыслу крест должен эту тему показать. Это ставрология креста. Есть археология, есть история креста в Священном Писании. Все это отдельные науки, которые нам приходится вместе соединять и систематизировать. Так что тема креста очень глубокая. Богословы считают, что если понять смысл креста, то поймешь и Ветхий Завет, и Новый Завет. Крест есть ключ к пониманию и Ветхого, и Нового Завета. Это понял даже разбойник, который через крест в рай попал.

Мы за время работы пришли к выводу, что существует два креста. Один Крест - на котором был распят Христос, а все остальные кресты - напоминают об этом кресте. Так мы классифицируем. Есть формы, которые пытаются растолковать что-то, пояснить какие-то богословские смыслы. Символы - они и существуют для того, чтобы нам легче было перейти от земли к небу.

Георгий Кожокарь, кресторезных дел мастер

Вехи истории Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря

21 января 1990 года впервые после лагерного времени на Соловках была отслужена Божественная литургия. Совершил ее игумен Герман в жилой квартире в здании бывшей Биологической станции на Сельдяном мысу. Теперь именно в этом здании работает монастырская Кресторезная мастерская.

21 августа 1992 года, когда в обитель возвращались мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, был установлен первый поклонный крест у подножия Секирной горы - у лестницы, ведущей к Свято-Вознесенскому скиту. Это стало началом деятельности Мастерской.

Образцом послужил один из обретенных - во время специально предпринятой экспедиции по островам было найдено около 30 крестов. В результате спроектировали и вырезали семиметровый крест на Голгофе со срубом, с копием и тростью. Его освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

За двадцатилетний период Кресторезной мастерской было установлено 25 крестов от 6 до 12 метров как в России, так и за рубежом. В предстоящий праздник Крестовоздвижения .

В 2004 году был установлен крест в бухте Благополучия на том самом месте, где и ранее стоял крест, поставленный братией монастыря. На нем вырезаны более 170 изречений о кресте, он двусторонний, - читается как со стороны моря, так и со стороны монастыря. Высота креста около 9 метров.

Один из наиболее памятных крестов - это Бутовский крест, на котором выполнено около 30 кв м резьбы. 25 июля 2007 года от соловецкой пристани начался водный крестный ход Соловки-Бутово. 12-метровый поклонный крест отправился в Москву Его везли по Беломоро-Балтийскому каналу, затем по системе рек и озер до Волги и далее, каналом Москва-Волга, в столицу. Путь пролегал по водно-транспортным путям, созданным руками заключенных. Чин освящения креста совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий, специально прибывший для этого на Соловки. На Бутовском полигоне крест был установлен 7-го и освящен 8 августа, в день начала массовых расстрелов, прокатившихся по всей стране в 1937 году. Соловецкий крест связал два наиболее памятных места крестных страданий российских новомучеников.

Несколько лет именно на Крестовоздвижение мастерская устанавливает крест, - начиная с Валаама, где в 2008 году был установлен 12-метровый крест на о. Чаячьем напротив Никольского скита. Это произошло в праздник прямо перед Всенощным бдением.

На следующий год было установлено два креста в один день: 7-ми и 9-метровый. Один в НовоГлаголево под Москвой, а другой в поселке Саперный рядом с Приозерском в Ленинградской области. Так началась традиция воздвигать крест на Крестовоздвижение.

Также мастерская создала крест для общины русских поморов в Норвегии, который они установили на своем кладбище. Были сделаны реконструкции намогильного и поклонного крестов, а также изготовлен дарственный крест от братии Соловецкого монастыря православной общине города Вардье.

Мастерская изготавливаются два типа крестов: поклонные большие и малые кресты, которые размещались традиционно над входом в дом, в помещение по четырем сторонам света, в молитвенном углу и т.д.

Электронный адрес Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря: [email protected]

    Кожокарь Г.Г. «Установка креста – дело соборное»

    Четверть века назад отец Иоанн (Крестьянкин) благословил основать на Соловках кресторезную мастерскую. Зачем? Об этом рассказывает главный кресторез архипелага Георгий Георгиевич Кожокарь.

    Кожокарь Г.Г. Крест. Школа отца Иоанна

    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) стоит у истоков возрождения Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Именно к нему за благословением и советами приезжали первые насельники обители. Он же благословил и создание Соловецкой кресторезной мастерской. Сегодня в день тезоименитства отца Иоанна о нем вспоминает главный кресторез Соловков Георгий Георгиевич Кожокарь

    Кожокарь Г.Г. Рождение Креста

    Личность Георгия Кожокаря, который много лет живёт на архипелаге и возглавляет кресторезную мастерскую, привлекает не только своей историей, но и особым отношением к выбранному делу. Газета «Северный рабочий» публикует интервью с ним о вере, смысле существования и символизме традиции кресторезания.