Согласные звуки л занятие подготовительная группа. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки,. Буква «Л» «Наш гость Лунтик. а) Дифференциация гласных и согласных звуков

Программные задачи:

1. Уточнить артикуляцию звуков

2. Учить детей находить слова по слоговой схеме.

3. Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных; работать над лексическим значением слов.

4. Ознакомить с образом буквы «Л, л», закреплять образ буквы «Л, л»

Материал демонстрационный: конверт с картин4ами и слоговыми схемами, буквы Л, л, панно букв.

Материал раздаточный: индивидуальные зеркала, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей, цветные карандаши, индивидуальные конверты с буквенным конструктором, рифмованный текст, зашумованные картинки с буквой «л».

Организационный момент

Дети стоят на ковре

В: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Какие милые дети! Вы всех прекраснее на свете!

I. 1. В: А сейчас опустите руки и сядьте на ковре поудобнее. Вспомните дети, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (звук [щ"])

Предлагаю вам поиграть в игру «Преврати слово» Я буду называть слова, а вы заменять первый звук в моем слове на звук[щ"]. У вас получится новое слово. (кепка-щепка, венок-щенок, тетка-щетка, мука-щука, тучка-щучка, река-щека, кит-щит, мель-щель) .

II. 1. В: А сейчас отгадайте загадки.

Угадайте, что за птичка темненькая невеличка?

Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает, мошек на лету хватает.

Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)

Хитрая плутовка, рыжая да ловкая

Пушистый хвост – краса, а кто это? (лиса)

В: Назовите первый звук в слове «ласточка», «лиса». Правильно! Вот сегодня со звуками [л-л"] мы с вами будем играть.

2. Артикуляция звуков

В: Послушайте внимательно, как я произнесу звуки [л-л"]. Возьмите свои зеркала и произнесите, глядя в зеркало эти звуки. Расскажите, как они произносятся. (Дети анализируют артикуляцию звуков: губы открыты, зубы сближены, кончик языка находится за верхними зубами, голосовые связки вибрируют). Какой можно сделать вывод об этих звуках? (бывают мягкие и твердые, всегда звонкие)

III. 1. Появляется ласточка с конвертом.

В: К нам в гости прилетела ласточка и принесла конверт. Что же в нем? Письмо.

«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Дед-Буквоед. Я невидимка и поэтому когда я к вам прихожу на занятие, то вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые, поэтому приготовил подарки. А вот что это, вы узнаете, если выполните мои задания.

В: Дед – Буквоед прислал нам картинки и схемы слов. Он хочет, чтобы мы нашли по картинкам слова со звуками [л-л"]. Но при этом в словах должно быть столько слогов, сколько слоговых душек показано на схеме. Если я покажу схему с одной душкой, вы должны найти слова со звуками [л-л"], состоящие из одного слога. Если я покажу схему с двумя душками, вы должны найти слова со звуками [л-л"], состоящие из двух слогов. А если я покажу схему с тремя душками, какое слово вы должны найти?

(Воспитатель выставляет картинки. Количество картинок больше количества детей. Карточки со схемами меняются после каждого ответа) .

2. Образование существительных в родительном падеже множественного числа.

В: Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

Ведь у ласточек есть перья, а у людей нет …. (перьев)

У ласточек есть крылья, а у людей нет …. (крыльев)

(птенцов, клювов, хвостов, гнезд, лап)

У людей есть волосы, а у ласточек нет …. (волос, рук. ног, лиц)

3. Физ. минутка

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он ни низок, не высок. (сесть, встать, руки вверх)

По тропинке два туриста шли домой из далека- (ходьба на месте)

Говорят, такого свиста мы не слышали пока. (плечи поднять)

IV. 1. Знакомство с буквой «Л, л»

В: Слово «ласточка» начинается со звука [л], а слово «лиса» - со звука [л"]. Звукам [л-л"] соответствует буква «Л» (показ буквы)

«Л» - шалаш, что скроен ладно,

Летом там в жару прохладно.

А в шалаш, как раз для нас

Есть на «Л» похожий лаз.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

В: Возьмите букву «Л» и посмотрите, как вы думаете, сколько в ней элементов? (3) Какие это элементы? (палочки). Все ли палочки одинаковые? (нет, одна палочка длинная, одна короткая и одна палочка с крючком) .

В: Чтобы убедиться в правильности ответов, разрежьте буквы. Выложите в ряд полученные элементы. Скажите, какие элементы и сколько нужно для получения буквы «Л»? а сейчас предлагаю вам из полученных элементов снова сложить букву. (Дети выкладывают). Молодцы дети. Сложите конструктор в свои конверты.

3. Закрепление образов букв.

В: Возьмите карточки с текстом и внимательно послушайте?

«Пробился лучик из-за туч. Я в кулачок его зажал,

Но выскользнул из пальца луч и снова в тучку убежал».

Найдите в рифмованном тексте все буквы «Л» и обведите их в квадрат. Какого цвета вы возьмете карандаш? (синего) Приступайте к выполнению второго задания, которое прислал нам Дед – Буквоед. (дети работают за столами) Сколько букв вы отыскали? (9) Молодцы!

В: Возьмите другую карточку, здесь тоже спряталась буква «Л» найдите ее и обведите в квадрат.

В: С какими звуками мы сегодня играли? Какое задание вам понравилось больше всего? Что вызвало трудности? Наше занятие подошло к концу, пора и подарки получать. За вашу старательность и терпение Дед – Буквоед дарит вам закладки. Они пригодятся вам в школе.

Занятие по грамоте: «Звуки [л], [л"]; буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л"]; знакомство с буквой Л.

Коррекционно-образовательные задачи:

Систематизировать знания детей о согласных звуках [Л], [Ль], вспомнить их характеристики, обозначения. Знакомство с буквой Л.

Обеспечить применения на практике умения находить место этих звуков в словах /начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».

Умение придумывать слова с этими звуками в разных позициях / в начале, в середине, в конце слова/.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] - [Ль],(дифференциация твёрдых и мягких согласных) д/и « Семафорчики». Совершенствование навыка составления и чтение слов из слогов, умение записывать слов а в тетради, а также делать полный звуковой разбор этих слов..

Заучивание стихотворения про букву Л.

Совершенствование навыка чтения: односложных и двусложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи: :

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: предметные картинки, « домики» «,семафорчики», тетради, карандаши

Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра с мячом « Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л"])

II. 1.Логопед объясняет: Звук [л] - губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам и язык упирается в верхние зубы; - горлышко «работает».

Символ звука : большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... (см. цветную вклейку).

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук [Л"]: Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см, цветную вклейку).

Характеристика звука [Л"]: согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение : зеленый кружок с колокольчиком.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:

звук [л] - согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком

звук [л"] - согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок с колокольчиком.

Логопед проговаривает,что на письме эти звуки обозначаются буквой Л Знакомство с буквой Л

*Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?» О.Гофман

*-Алфавит продолжит ваш

Буква Л - лесной шалаш. В.Степанов

2. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л"], топни ногой если услышишь звук[Л]»:

ль, мь, бь, л...; ля, лю, ми, ал, ла ...; аль, амь, пла, улы...; лист, Поля, машина, угол...

3. Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

4. Повторить чистоговорки:

Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу - стол стоит в углу.

Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

Ля-ля-ля - зеленые поля.

Ли-ли-ли - малину мы несли.

Лю-лю-лю - малину я люблю.

Ле-ле-ле - еду на осле.

5 .Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л"]), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг - то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

6 . Физминутка

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, - руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

7. Д/и «Синий - зеленый»./работа со семафорчиками/

Дети показывают «семафорчик », выделив зв у ки [л], [л’] в стихотворении:

Ежик, еж, ты что колючий?

Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи. Б.Заходер

8. Д/и « Домики»

Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] - в синий, со звуком [л"] - в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.

9. Пальчиковая гимнастика:

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.

Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.

Татьяна Осеева
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»

Тема : «Звуки Л , ЛЬ. Буква Л »

Цель звука л в слогах буквой Л .

Задачи звуков Л –Ль в слогах , словах, предложениях.

Упражнять в звуковом анализе слов .

звуков , позиции заданного звука в словах .

Развивать умение грамматически

детей : согласный звук , твердый звук , мягкий звук , звонкий звук , слова со звуками Л-ЛЬ .

Развивать мелкую моторику.

Ресурсы : магнитная доска, фишки для звукового анализа слов , магнитные буквы , косточки для выкладывания буквы звуками Л-ЛЬ

Методические приемы :

Психогимнастика.

Игровая мотивация

Артикуляционная гимнастика.

Речевая игра «Песенки гномов» .

Речевая игра «Повтори чистоговорки» .

Речевая игра «Добавь слог» .

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Волшебная кнопка» .

Речевая игра «Сосчитай до 10» .

Речевая игра «Хвастливый попугай» .

Речевая игра «Составь предложение» .

«Собери букву » .

Чтение слогов и слов.

Дидактическая игра «Напечатай слова» .

Подведение итогов занятия .

Оценка деятельности детей.

Организационный момент :

дыханием : дыхательные упражнения Стрельниковой : «Ладошки» , «Погончики» , «Кошечка» .

Упражнение «Китайский болванчик»

Повторение пройденного материала :

Игровая ситуация :

На лесной поляне жили два гномика : гном Лулу и гном Лили.

упражнения :

«Чашечка» .

«Дятел»

«Качели»

«Лошадка»

Работа над новым материалом :

звуков Л-ЛЬ .

Когда произносим звук звук ЛЬ

Характеристика звука с опорой на таблицу-схему (мягкий) .

2. Произнесение звуков Л-ЛЬ в слогах .

Вспомните как играла гитара : -л-л-л.

песенки :

Ла-ла-ла ла-ло-лу

Ло-ло-ло ло-лу-ла

Лу-лу-лу лу-лы-ло

песенку :

Ля-ля-ля ля-ли-ле

Ли-ли-ли лю-ли-ля

Лю-лю-лю ле-лю-ли

Ле-ле-ле ли-ля-лю

3. Произнесение звуков Л-ЛЬ в словах , предложениях.

Ла-ла-ла – лопата и пила

Ло-ло-ло – у меня весло

Лу-лу-лу – купили мы пилу

Ли-ли-ли - дрова пилили

Ли-ли-ли – мы полы помыли

Ла-ла-ла – наша Машенька мала

Ол-ол-ол - мы мыли пол

Ул-ул-ул – дайте мне стул

Ил-ил-ил - в речке крокодил.

Гномы рано утром встава…

Зарядку дела…

Затем е, пи…

А потом посуду мы…

Затем книжки интересные чита…

И немножечко гуля…

В огород они ходи…

И там грядочки копа…

Затем бега, игра,

Но и дом свой убира,

Чисто пол там подмета… .

Лулу :

В домике у Лили

.

говорят : «Мы верили» , попугай говорит : «Я верил» .

Мы пошли – я пошел

Мы загорали – я загорал

Мы смотрели – я смотрел

Физкультминутка

Под каким деревом на букву Л сидели и пили чай гномы?

Под липой.

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись

Ветер злится : «Повалю!

Я упрямых не терплю!»

Дунул снова, что есть сил,

Но деревья с ног не сбил.

4. Составление предложений.

(что есть в домике у гномов) .

Сколько слов в предложении?

Назови первое (второе) слово.

5. Звуковой анализ слов .

звука в слове ).

а) Игра «Волшебная кнопка»

звуком Л , нужно нажать синюю «кнопку» звуком

б) дети определяют позицию звуков в словах

в) звуковой анализ слова ЛУК .

Сколько звуков в слове ?

Назовите первый (второй, третий) звук .

звук ? Почему?

Назови 2, 3 звук . Обозначь его буквой .

Остался первый звук , его мы тоже обозначим буквой .

7. Знакомство с буквой Л .

Это буква Л .

На что похожа буква Л ?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш .

Предлагается выложить букву из косточек .

7. Чтение слогов и слов с буквой Л .

Подведение итогов занятия . Оценка деятельности детей.

Тема : «Звуки Л , ЛЬ. Буква Л »

Цель : Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах , словах, фразах, познакомить с буквой Л .

Задачи : Закрепить навыки правильного произношения звуков Л –Ль в слогах , словах, предложениях.

Упражнять в звуковом анализе слов .

Закрепить навыки определения твердости-мягкости согласных звуков , позиции заданного звука в словах .

Упражнять в печатании и чтении слогов и слов.

Продолжать учить анализу словесного состава предложений.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать умение грамматически правильно строить предложения.

Активизировать словарный запас детей : согласный звук , твердый звук , мягкий звук , звонкий звук , слова со звуками Л-ЛЬ .

Упражнять в образовании глаголов мужского рода, единственного числа, прошедшего времени.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать умение отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль. Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого и детей. Учить сдерживать импульсивные реакции.

Ресурсы : магнитная доска, фишки для звукового анализа слов , магнитные буквы , косточки для выкладывания буквы , музыкальный центр, предметные картинки со звуками Л-ЛЬ , кукла Родион для релаксации, индивидуальные зеркала.

Методические приемы :

Упражнения на формирование речевого и неречевого дыхания.

Психогимнастика.

Игровая мотивация : знакомство с гномами Лулу и Лили.

Артикуляционная гимнастика.

Речевая игра «Песенки гномов» .

Речевая игра «Повтори чистоговорки» .

Речевая игра «Добавь слог» .

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Волшебная кнопка» .

Речевая игра «Сосчитай до 10» .

Речевая игра «Хвастливый попугай» .

Речевая игра «Составь предложение» .

Упражнение на мелкую моторику «Собери букву » .

Чтение слогов и слов.

Дидактическая игра «Напечатай слова» .

Подведение итогов занятия .

Оценка деятельности детей.

Организационный момент :

1. Работа над неречевым и речевым дыханием : дыхательные упражнения Стрельниковой : «Ладошки» , «Погончики» , «Кошечка» .

Упражнение «Китайский болванчик» с произнесением слогов НА-НО-НЭ, МА-МО-МЭ, КА-КО- КЭ, БА-БО-БЭ на одном выдохе.

Прежде чем сесть на свои места скажем друг другу ласковые слова и с

хорошим настроением начнем заниматься.

Повторение пройденного материала :

Игровая ситуация :

На лесной поляне жили два гномика : гном Лулу и гном Лили.

Появляются соответствующие изображения и выполняются артикуляционные упражнения :

1. Гномы любили сидеть под липой и пить чай из чашек.

«Чашечка» .

2. А на дереве живет дятел и стучит по нему Д-д-д-д.

«Дятел»

3. Часто гномы качаются на качелях.

«Качели»

4. Иногда катаются на лошадях.

«Лошадка»

Работа над новым материалом :

В минуту отдыха гномы любят играть на музыкальных инструментах. Лулу берет в руку гитару и гитара поет л-л-л-л, а у Лили есть балалайка, которая нежно поет ль-ль-ль.

1. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков Л-ЛЬ .

Работа с индивидуальными зеркалами.

Когда произносим звук Л губы растянуты в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка прижат к бугоркам, которые находятся за верхними зубами. Горлышко работает. То же самое происходит, когда произносим звук ЛЬ . Только к бугоркам прожат не только кончик языка, но и его середина.

Характеристика звука с опорой на таблицу-схему : согласный, звонкий, твердый (мягкий) .

2. Произнесение звуков Л-ЛЬ в слогах .

Вспомните как играла гитара : -л-л-л.

Теперь гном Лулу предлагает вам спеть вместе с ним другие песенки :

Ла-ла-ла ла-ло-лу

Ло-ло-ло ло-лу-ла

Лу-лу-лу лу-лы-ло

А как играла балалайка? Ль-ль-ль.

Вместе с балалайкой споем еще одну песенку :

Ля-ля-ля ля-ли-ле

Ли-ли-ли лю-ли-ля

Лю-лю-лю ле-лю-ли

Ле-ле-ле ли-ля-лю

3. Произнесение звуков Л-ЛЬ в словах , предложениях.

Ла-ла-ла – лопата и пила

Ло-ло-ло – у меня весло

Лу-лу-лу – купили мы пилу

Ли-ли-ли - дрова пилили

Ли-ли-ли – мы полы помыли

Ла-ла-ла – наша Машенька мала

Ол-ол-ол - мы мыли пол

Ул-ул-ул – дайте мне стул

Ил-ил-ил - в речке крокодил.

Гномы весело проводят время и многое успевают делать. Мы сейчас перечислим, что они делали. Я начну слово, а вы закончите, добавляя слог ЛИ.

Гномы рано утром встава…

Зарядку дела…

Затем е, пи…

А потом посуду мы…

Затем книжки интересные чита…

И немножечко гуля…

В огород они ходи…

И там грядочки копа…

Затем бега, игра,

Но и дом свой убира,

Чисто пол там подмета… .

Молодцы. Гномы приглашают вас в свой домик (изображения синего и зеленого домика) . Угадайте в каком домике живет Лулу, а в каком Лили.

Посмотрите, что есть в домике у Лулу :

Лакированный пол, стол, стул, кресло, полка, лампа, ложки, вилки.

(На согласование существительных с числительными счет до 10 ложек и вилок).

В домике у Лили

Журнальный столик, альбом, на стене календарь, зеленые жалюзи, клетка, тбльпаны.

(На согласование существительных с числительными счет до 10 тюльпанов) .

У гномов есть попугай, очень любит хвастаться. Когда гномы говорят : «Мы верили» , попугай говорит : «Я верил» .

Я буду говорить за гномов, а вы за попугая.

Мы пошли – я пошел

Мы загорали – я загорал

Мы смотрели – я смотрел

Мы собирали – я собирал и т. д.

Физкультминутка

Под каким деревом на букву Л сидели и пили чай гномы?

Под липой.

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись

Ветер злится : «Повалю!

Я упрямых не терплю!»

Дунул снова, что есть сил,

Но деревья с ног не сбил.

4. Составление предложений.

Детям раздается по одной предметной картине (что есть в домике у гномов) .

Предлагается составить с ними предложения, сказать, сколько слов в предложении.

Сколько слов в предложении?

Назови первое (второе) слово.

5. Звуковой анализ слов .

Гномы любят играть с разными фишками (показываются фишки для составления схемы слов и полоски для обозначения позиции звука в слове ).

а) Игра «Волшебная кнопка»

Когда я назову слово с твердым звуком Л , нужно нажать синюю «кнопку» , когда я назову слово с мягким звуком ЛЬ нужно нажать на зеленую фишку.

б) дети определяют позицию звуков в словах : стул, стол, кресло, лампа, вилка, ложка, альбом, жалюзи, календарь, клетка.

в) звуковой анализ слова ЛУК .

Сколько звуков в слове ?

Назовите первый (второй, третий) звук .

Каким кружочком обозначается каждый звук ? Почему?

Назови 2, 3 звук . Обозначь его буквой .

Остался первый звук , его мы тоже обозначим буквой .

7. Знакомство с буквой Л .

Это буква Л .

На что похожа буква Л ?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш .

Предлагается выложить букву из косточек .

7. Чтение слогов и слов с буквой Л .

8. Печатание слов на магнитной доске.

Подведение итогов занятия . Оценка деятельности детей.