Сады и парки средневековья. Сады в эпоху средневековья Влияние востока на европейские сады средневековья

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее
науками, искусством, архитектурой завершила свое
существование, уступив место новой эпохе феодализму.
Период
времени,
насчитывающий
тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и
эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется
средними веками, или эпохой средневековья. Это было
время
формирования
европейских
государств,
постоянных междоусобных войн и восстаний, время
утверждения христианства.
В истории архитектуры средневековье делят на
три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.),
романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.).

Смена архитектурных стилей существенно не
отражается на паркостроении, поскольку в этот период
садово-парковое искусство, являющееся самым
уязвимым из всех видов искусства и более других
требующее для своего существования мирной
обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно
существует в виде небольших садов при монастырях и
замках, т. е. на территориях, относительно
защищенных от разрушения.
Период средневековья, который продолжался
почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не
создал своего готического стиля садовой архитектуры.

Типы садов:
1.
2.
3.
4.
Монастырский сад
Сады замков или феодальный тип садов
«Луга цветов» – для турниров и светских забав
«Сады любви»

Средневековые сады Европы значительно уменьшились в
размерах по сравнению с античными, изменилось и их
назначение. Декоративные, прогулочные сады стали большой
редкостью и уменьшились до крохотных участков, зажатых среди
мощных стен феодальных замков и монастырей. Эти сады
использовались, в основном, для разведения плодовых и
лекарственных растений.

Монастырский сад
Сады сначала начали
возникать
только
в
монастырях.
Средневековые
монастыри
представляли
собой центры науки и
искусства
феодального
мира. Будучи относительно
защищенными
от
разрушения
во
время
многочисленных
средневековых воин и междоусобиц они стали центрами, в
которых сохранялось и в некоторой степени, развивалось,
парковое искусство. Здесь разрабатывались смысловые
концепции идеального сада – рая.

Монастырские садики были композиционно связаны с
архитектурой окружающих его построек и были наполнены
символизмом, отражающим познание Бога человеческой душой –
райский сад – это сад, насажденный богом, безгрешный, святой,
обильный всем, что необходимо человеку – это непременная и
характерная черта – наличие в саду всего того, что может
доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу,
осязанию – всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай
красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением,
равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают
сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.
Этот первоначальный рай был окружен оградой, за которую
бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная
"значимая" особенность райского сада – его огражденность.
Такой сад часто называли "hortus conclusus" – "закрытый сад".

Ограниченная площадь определяла небольшие размеры
монастырских садов. Для них была характерна прямоугольная
планировка выровненных внутренних двориков, закрытых от
окружающего «грешного мира». Планировка сада и растения в
нем, наделялись аллегорической (религиозной) символикой. Сад,
отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал
символом райского сада.
Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими
дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что
имело символическое значение – крест, образуемый дорожками,
должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на
пересечении дорожек, сооружался колодец или фонтан, как
символ чистоты веры и неиссякаемой благодати.
Нередко центральное место занимало «древо жизни» или
«древо познания» – райское дерево – небольшое апельсиновое
деревце или яблоня – символ утраты райского состояния –
символ единства добра и зла, ибо на нем растут плоды добра и
зла.

По назначению сады делились на аптекарские огороды со
всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные
огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые
сады. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был
символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское
кладбище.

Монастыри в то время были, пожалуй, единственным
местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так
и паломникам. Разведение лекарственных растений стало
важной заботой средневековых садовников. Аптекарский
огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с
домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней. В
нем выращивались как лекарственные, так и декоративные
растения, а также растения, которые могли служить
красителями. Цветущие и ароматные растения привносили
красоту аптекарским грядкам. Но красиво цветущих растений
не так много разводили в средние века, для них не хватало
места в мрачных замках и тесных городах. На небольших
клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен
и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных
растений…

В садах трав росли лилии, гладиолусы, розмарин, мята,
шалфей, рута и другие полезные виды растений, которые к тому
же еще и были красивы. Эстетическое начало присутствовало во
всем, что находилось в саду, а тут можно было встретить и грядки
с овощными культурами, душистыми травами, цветами,
кустарниками-ягодниками, плодовыми деревьями - все это было
необходимо монахам, которые имели собственное хозяйство и
сами обеспечивали себя всем необходимым.
Примечателен факт, что целебность растений в раннем
Средневековье определялась очень просто: считалось, что
растение само своей формой показывает, какие органы или части
тела оно исцеляет.

Например, думали, что полынь, похожая на завиток, средство против головных болей; волосовидные укроп и спаржа
помогают укреплять волосы; розы и маргаритки, несколько
напоминающие глаз, излечивают глазные болезни; щавель,
похожий на язык, его и лечит, а ландыш с цветками,
напоминающими каплю, - прекрасное средство от паралича…

Так как в средневековье садов было мало, выращенные
растения очень ценились и строго охранялись. Свидетельством
того, насколько большое внимание уделялось садам и цветам,
служит рескрипт 812 г., в котором Карл Великий распорядился
о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт
содержал список около шестидесяти названий цветов и
декоративных растений. Этот список переписывался и
распространялся затем по монастырям всей Европы.
Так же были установлены определенные законы против тех,
кто портил или уничтожал растения. Согласно закону того
времени, человеку, испортившему привитое дерево, грозило
прожигание пальцев ног. А иногда виновного в порче чужого
сада прибивали к позорному столбу, отсекали правую руку и
осуждали на вечное изгнание.

Основной чертой монастырского типа садов были их
уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность.
Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными
беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от
другого.

Среди монастырских садов особенно славился СентГалленский сад в Швейцарии.
Монастырь Святого Галла, расположенный в швейцарском
городе Сент-Галлен, был в средние века одной из крупнейших
бенедиктинских обителей Европы, основанный в 613 году Св.
Галлом.
Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых
рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и
слывет одной из самых полных в Европе. Одним из самых
любопытных экспонатов является «План Святого Галла»,
составленный в начале IX века и представляющий
идеализированную картину средневекового монастыря (это
единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего
Средневековья).

«План Святого Галла»

План средневекового монастыря Святого Галла
1. Домик лекаря.
2. Сад лекарственных
растений.
3.
Монастырский
дворик – клуатр.
4. Фруктовый сад и
кладбище.
5. Огород.
6.
Хозяйственные
пруды.

Клуатр (от лат. Claustrum – закрытое место) - крытая
обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор
или внутренний сад монастыря. Обычно клуатр располагался
вдоль стены здания, при этом одна из его стен была глухой, а
вторая представляла собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром
называли и сам открытый двор, окруженный галереей.

В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в
центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие
пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался
к длинному южному фасаду собора. Одно из первых изображений
клуатра видно на плане монастыря Сент-Галлен в Швейцарии.
Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его
главный коммуникационный центр, место медитации и ученой
работы. Клуатр играл существенную роль как место
торжественных процессий на Пасху или на Рождество.

Сад-лабиринт – еще один прием, сформировавшийся в
монастырских садах и занявший прочное место в
последующем паркостроении.
Если римляне использовали мотив лабиринта в декоре
мозаик и фресок, христиане превратили его в символ
препятствия к спасению. Лабиринты часто встречались в
интерьере церквей. В средние века для кающихся богомольцев
на полу храма выкладывали мозаичные спирально извилистые дорожки, по которым верующие должны были
пройти на коленях от входа в храм до алтаря по всем изгибам и
поворотам лабиринта. Такое наказание налагалось для
искупления своих грехов на тех, кто не мог совершить
паломничество к святым местам.

В дальнейшем от выполнения утомительного обряда в
церкви лабиринты перешли к прогулкам в садах, где дорожки
разделялись стенами стриженой изгороди.
Занимая маленькую площадь, такой лабиринт создавал
впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность
совершать длительные прогулки. Говорят, в таких лабиринтах
были скрыты люки тайного подземного хода. Наверное,
именно о таком лабиринте писал Джефф Савард в своей книге
«…лабиринт воспринимается как островок спокойствия в
хаотичном мире, тихое место, предназначенное для раздумий и
созерцания. Извилистая тропа лабиринта приглашает
посетителя очистить свой разум, освежить душу, умерить пыл,
сбавить скорость…»

Сады-лабиринты

Впоследствии
сады-лабиринты
получили
широкое
распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы.
В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), в
регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке
Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов,
вписанных в еловый массив (утрачен).

Современные сады-лабиринты

Сады замков или феодальный тип садов.
Особый характер носили сады в замках. Феодальные
сады в отличие от монастырских были меньшего размера,
располагались внутри замков и крепостей – были небольшими
и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник –
колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти
всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, – прием,
получивший впоследствии широкое распространение в
парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда,
розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые
в клумбы по специальным рисункам.

Сады замков

Замковые сады
находились
обычно
под
особым
наблюдением хозяйки
замка
и
служили
маленьким
оазисом
спокойствия
среди
шумной
толпы
обитателей
замка,
наполнявшей
его
дворы.
Здесь
же
выращивались
как
лекарственные травы,
так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое
значение. Особое внимание уделялось душистым травам.

Их душистость отвечала
представлениям
о
рае,
услаждающем
все
чувства
человека, но другой причиной их
культивирования было то, что
замки и города, вследствие
низких санитарных условий,
были полны дурных запахов. В
средневековых садах сажались
розы, вывезенные крестоносцами
с Ближнего Востока.
В первые века после падения Римской империи розы в
Европе, отнесенные к языческой, нечестивой, греховной
роскоши, были уничтожены, и лишь спустя столетие вновь
появились в садах.

Растения с ценными
целебными
свойствами
становятся в средневековье
основой
духов
и
косметических
средств.
Такие садики называли
садами «ученых женщин»,
которые изобрели первые
ароматические снадобья. В
странах
Европы
в
средневековье люди почти
не мылись и, чтобы отбить
запах, обмазывали себя
пахучими
смесями
из
десятков ингредиентов, так
появились первые духи.

Выращивались «сладко пахнущие» растения - розы, лилии,
примулы, фиалки, васильки, - не только для использования в
ритуалах, украшениях, но и даже в кушаньях. Фиалки добавляли
в салаты. Примула, фиалки, розовые лепестки и боярышник в
смеси с медом и сахаром составляли любимое лакомство.
Первое упоминание о цветочном саде роз и фиалок
относится примерно к 1000 году.

Именно в это время появляются такие декоративные
элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на
горшечные растения. В горшках выращивали пряноароматические растения, цветы и экзотические комнатные
растения, которые попадали в Европу после крестовых походов.
При замках крупных феодалов создаются более обширные сады
не только утилитарного назначения, но и для отдыха.

Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались
"луга цветов" – сады для турниров и светских забав.

Большой
известностью
пользовались
сады
императора Карла Великого
(768-814 гг.), они делились на
утилитарные и «потешные».
«Потешные»
сады
украшались
газонами,
цветами,
невысокими
деревьями,
птицами
и
зверинцем.
В позднее средневековье
появились «сады любви»:
сады, предназначенные для
любовных
уединений,
свиданий, а также просто для
отдыха
от
шумной
придворной жизни.

Такие сады имели в
центре небольшие бассейны
для
купаний.
Здесь
музицировали, вели беседы,
читали
книги,
танцевали,
играли в различные игры.
Хорошее изображение
такого
«сада
любви»
сохранилось на миниатюре
«Сад удовольствий». Молодые
люди купаются в «Фонтане
Юности», пьют вино и
наслаждаются
музыкой.
Совместное
купание
в
небольших бассейнах мужчин
и женщин довольно часто
изображается в средневековых
миниатюрах.

Совместное купание в
небольших
бассейнах
мужчин
и
женщин
довольно
часто
изображается
в
средневековых
миниатюрах: по-видимому,
в этом не было ничего
удивительного в условиях
«коммунальной»
жизни
средневековых замков и
городов, где уединение
было желанным, но не
всегда доступным.

Основные
объекты
садово-паркового
искусства
средневековья:
- монастырские сады
- внутримонастырские сады-клуатры,
- аптекарские огороды,
- плодовые (райские) сады,
- сады-лабиринты
- феодальные сады
- декоративные и утилитарные сады,
- потешные сады,
- увеселительные рощи (цветочный луг и сад любви).
Для средних веков характерно использование достижений
античного естествознания и теории садово-паркового искусства и
дальнейшее их усовершенствование. Можно выделить такие
особенности
садового
строительства
средневековья:
геометричность планировки внутренних садиков; рядовые
посадки и стрижка деревьев; лабиринт; символика.

Лабораторно-практическая работа № 3
«План средневекового монастыря Святого Галла».
стилевые особенности:
5. Огород.
6. Хозяйственные пруды.
осевое построение;
использование
симметрии;
формирование
замкнутых
композиций
основные элементы:
1. Домик лекаря.
2. Сад лекарственных
растений.
3. Клуатр.
4. Фруктовый сад и
кладбище

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства.

В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.), романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.

Феодальный тип садов. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали Цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, - прием, получивший широкое распространение в парках. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также Цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814 гг.), они делились на утилитарные и <потешные>. <Потешные> сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады - прато, не только утилитарного назначения, но и для отдыха.



Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады. В 1525 г. в г. Пизе был устроен первый ботанический сад. Вслед за ним появились примерно такие же сады в Милане, Венеции, Падуе, Болонье, Риме, Флоренции, Париже, Лейдене, Вюрцбурге, Лейпциге, Гессене, Регенсбурге. Наряду с ботаническими устраивались и частные сады.

С открытием Америки в 1493 г. и с развитием торговых связей с Индией сады стали наполняться экзотическими растениями. Широкое распространение получили плодоводство и разведение лекарственных растений, в садах культивировались апельсины, лавры, фиги, яблони, вишни и т.д., а также устраивались пруды, каскады, бассейны, фонтаны, беседки, павильоны. Утилитарные сады постепенно превращались в декоративные.

Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.

Средневековье видело в искусстве второе "откровение", обнаруживающее в мире мудрость, гармонию, ритм. Эта концепция красоты мироустройства выражена в ряде письменных произведений средних веков - у Эригены, в "Шестодневах" Василия Великого и Иоанна Экзарха Болгарского и мн. др.

Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл, сад же - это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами", или "Лимонариями", "Садами заключенными" и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление. Книги носили названия также "Пчел" - название, опять-таки связанное с садом, ибо пчела собирает свой мед в саду.

Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно (что имело символическое значение) на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати и т. д. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы.

Однако хозяйственные фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни. В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли служить красителями для раскрашивания инициалов и миниатюр рукописей. И целебные свойства травы определялись главным образом символическим значением того или иного растения.

Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 1812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях.

Особый характер носили сады в замках. Они находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. Особое внимание уделялось душистым травам. Их душистость отвечала представлениям о рае, услаждающем все чувства человека, но другой причиной их культивирования было то, что замки и города, вследствие низких санитарных условий, были полны дурных запахов. В средневековых монастырских садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока розы. Иногда здесь росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. "Розовый сад" и "луг цветов" - один из мотивов средневековой живописи XV-XVI вв.; мадонна с младенцем чаще всего изображалась на фоне сада.

После падения Римской империи в течение многих веков доминирующую роль в европейском обществе вместо культуры светской стала играть церковная. Центрами просвещения стали монастыри: там находились библиотеки, больницы, школы; при монастырях для хозяйственных нужд разбивались небольшие по площади сады.

Римская традиция общедоступных парков для горожан была забыта. Монахи, работавшие в саду, в первую очередь руководствовались не эстетическими соображениями, а практической пользой. В монастырских садах выращивали пряные травы, овощи и фрукты — по сути, это были огороды, снабжавшие обители пищей. Обычно огороды располагались за монастырской оградой. Были также аптекарские огороды – там растили лекарственные растения, их устраивали вблизи больницы или богадельни при монастыре. Во многих случаях, при низком уровне развития медицины тех лет, целебные свойства растения определялись приписываемым ему символическим значением, а не врачебной практикой. Там же культивировали растения, дающие яркие красители (некоторые из них были даже ядовитыми): до изобретения книгопечатания книги писали от руки ученые монахи, и природные краски нужны были для оформления колонтитулов, иллюстраций и заглавных букв в рукописи.

Но вместе с тем первооснова самой идеи сада никогда не забывалась – это Эдем, райский сад, созданный Богом, прекрасный, полный растений, птиц и животных, изобилующий всем, что нужно было человеку. После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из райского сада. Поэтому любая попытка человека устроить сад на земле трактовалась как своего рода «возвращение в Эдем», стремление руками человека воплотить рай на земле. Так, фруктовый сад трактовался как символ рая и должен был напоминать монашествующей братии о христианских добродетелях.

Узкие дорожки крестообразно делили сад на четыре части – эта деталь, конечно, имела символическое значение. На перекрестке в центре располагался колодец, водоем, может быть, был и фонтанчик, для питьевой воды и полива растений. Источник воды имел значение символа чистоты христианской веры. Росли там декоративные растения и фруктовые деревья, и, конечно же, цветы. Если в саду было место для пруда, там разводили рыбу для поста. Привезенные в Европу во время крестовых походов экзотические растения, особенно розы, завоевали большую популярность. Часто с розой отождествлялась Мадонна, также символом Богоматери была лилия. Каждое растение в саду имело символическое значение.

Все монашеские ордена, даже нищенствующие, как францисканцы, которым долгое время уставом было запрещено иметь землю в собственности, кроме небольшого огорода, культивировали сады. Многие монастыри прославились и памятны до сих пор именно своими садами и огородами.

Короли и знать в Средние века тоже уделяли немалое внимание садоводству: сохранился указ Карла Великого, касавшийся цветов, которые нужно было посадить в его садах, перечень включал порядка шести десятков названий. Сеньоры устраивали сады при замках, забота о саде была одной из главных обязанностей хозяйки замка. За оградой, рядом с оборонительными стенами устраивали «луга цветов» для рыцарских турниров и забав знати.

Замковые сады в те годы устраивались по тем же принципам, что и монастырские. Большое значение имела культивация пряных трав: это был, во-первых, один из немногих способов разнообразить довольно скудную даже в богатых домах средневековую кухню, во-вторых, пряные ароматные растения издавали приятный запах. Райские сады, воссозданные человеком на земле, давали пищу всем пяти чувствам. Деревья — яблони, сливы, абрикосы, вишни питали вкус. Цветы – радовали глаз, пряности – обоняние, птицы, жившие в садах, своим пением очаровывали слух. Можно с гордостью признать, что славная средневековая традиция садоводства продолжается в наши дни на каждом российском дачном участке.

Часть IV

Маргаритка

Нежные маргаритки были любимыми цветами Девы Марии и появились из отражений звезд в каплях росы. В северных сагах маргаритка посвящалась богине весны и любви и считалась «невестой солнца». Ну а во времена трубадуров, рыцарей и прекрасных дам появилась игра в «откровенную маргаритку» — гадание «любит — не любит».

В целом в Средние века роскошных декоративных садов не было. Неспокойные времена вынуждали строить высокие стены и башни и сокращать внутризамковые пространства. Крепости строились на неприступных вершинах или окружались широкими рвами, поэтому в замках можно было сооружать лишь крошечные садики, которые были любимы всеми и трактовались, как «оазисы спокойствия». Вокруг замков устраивались луга для турниров и светских развлечений.

Сады замков сначала были в большей степени утилитарными — обеспечивали нужды стола и лечения. Аптекарские сады дополнялись фруктовыми деревьями и кустарниками, а также овощными участками. Выращивались «сладко пахнущие» растения: розы, лилии, примулы, фиалки, васильки, которые использовались в ритуалах, украшениях и кушаньях. Из цветов приготавливались духи и специи. Фиалки добавляли в салаты. Примула, фиалка, розовые лепестки и боярышник в смеси с медом и сахаром составляли любимое лакомство. Девушки и женщины носили цветы в волосах и венки на голован. Во Франции венки из цветов получили название «шапейрон-де-флер», а из роз «шапель». Людей, занимающихся вязанием венков, стали называть «шапелье», как и сегодня называют изготовителей шляп. Очевидно, от этих венков произошло и французское слово «шапо» — шляпа.

Первое упоминание о цветочном саде роз и фиалок относится, примерно, к 1000 году. С этого времени плодовый сад уже часто содержал декоративные участки. Любимым деревом была липа, которая часто высаживалась рядом с колодцем.

В начале второго тысячелетия образовались централизованные государства в Европе, выросли города, распространились крестовые походы, культуру стал пронизывать мирской дух, повысился уровень образования населения. Пробудился интерес к человеку и земной жизни. Теперь уже можно было показывать красоту человеческого тела и выражать любовь к земному. Роль центров культуры монастыри уступают городам.

Важной частью культуры зрелого Средневековья была рыцарская культура. Понятие «рыцарь» стало синонимом знатности и благородства. Сложился «кодекс рыцарской чести» и «правила куртуазии». Отражением рыцарской культуры была поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров, «рыцарские романы», а также «сад удовольствий» рыцарского общества. Эти сады служили молитвенному или философскому уединению. Обязательными занятиями были чтение, музицирование, пение и танцы.

Устройство такого сада описано доминиканским монахом Альбертом Великим (1193-1280 гг.), известным натуралистом Средневековья . Он писал, что для «сада удовольствий» «всегда на любой территории найдется место, непригодное для выращивания урожая. «Сады удовольствий» служат, в основном, для удовлетворения двух чувств — зрения и обоняния, и они не требуют большого ухода, поскольку ничто так не радует глаз, как чудесный травяной покров средней высоты». Эти сады устраивались на выровненных, очищенных от старых корней площадках (для уничтожения старых семян в земле Альберт Великий предлагал хорошо поливать кипятком весь участок). Сад включал прямоугольник клумб для ароматных растений. Центром сада была дивная поляна, где можно было посидеть, отдохнуть и восстановить душевное равновесие. Между поляной и клумбами на возвышении росли красивоцветущие растения.

Он сформулировал и практические рекомендации: «Деревья и виноградники должны высаживаться на солнечной стороне поляны; их листва защитит поляну и обеспечит освежающей тенью». Для этого не годятся, поскольку не дают много тени и требуют удобрений, что может повредить поляне. «Сад удовольствий» должен быть открыт северным и восточным ветрам, так как эти ветры несут здоровье и чистоту. Но закрыт для ветров противоположных направлений (южных и западных) потому, что штормовая природа этих ветров и нечистота оказывают ослабляющий эффект. Северный ветер может помешать созреванию плодов, но очень благотворен для здоровья человека. «Сад удовольствий» предоставляет наслаждение — не плоды». В это же время в городах распространялась антифеодальная и антицерковная культура, оппозиционная рыцарской. Появились произведения городского сатирического эпоса. Таков знаменитый «Роман о Розе» в двух частях, первая из которых написана Гильомом де Лоррисом в 1220-1230 годах. Автор описывает «сад — земной рай»:

«... Я увидал во сне тот сад;

Цветущий май узрел во сне,

Когда все радо так весне,

Когда в восторге все и вся:

И все пичужки, пух нося,

С листвою новою дубравы,

И все сады, кусты и травы ».

В этот сад его ведет сама Госпожа Праздность в восхитительном венке и с гирляндой из роз. По тропинке среди свежих ароматных трав он выходит на поляну, где резвится господин Мирт (хозяин сада) с друзьями; и семь девушек, украшенные венками и гирляндами из роз, танцуют вместе с ними. Лоррис видит множество деревьев из теплых и дальних стран (родом из «Александрии»: финиковую пальму, инжир, миндаль, гранатовое дерево, кипарисы, пинии, оливы и лавры. Некоторые деревья соединены ветками вместе и образуют арки. Воздух пьянит пряным ароматом имбиря, кардамона, гвоздики и корицы. Картина оживляется присутствием животных — косуль, оленей, кроликов, белок и птиц, а водяные струи, бьющие из чистого прозрачного источника, окропляют цветы и травы искрящейся на солнце влажной пылью. Однако на садовой стене автор видит галерею живописных и скульптурных портретов: Ненависти, Предательства, Жадности, Скупости, Зависти, Печали и Старости.

Миниатюра из «Романа о розе» сад удовольствий

Это талантливое произведение переводилось на многие языки и неоднократно переиздавалось. Подлинные сады при замках не сохранились, но яркие миниатюры, иллюстрирующие «Роман о Розе», донесли до нас атмосферу средневекового рыцарского «сада удовольствий», сгладив сатирическую и назидательную остроту литературы.

Сады зрелого Средневековья приобрели декоративность (О появлении первых декоративных садах вы можете прочитать в статье Сады Древнего Египта и Крита). Развитие ремесел сказалось на искусстве украшения фонтанов, скамей, беседок, мозаичных мощений. Входы в сад оформлялись орнаментальными деревянными воротами с крышами из дранки. Части сада тоже разделялись легкими плетнями с калитками. Распространены были перголы и трельяжи, восходящие к античному Риму.

Important!

Еще одним достижением Средних веков было появление ботанических садов , имевших исламское происхождение.

Арабы перевели и сохранили научное наследие античности, пополнили знания в области ботаники и садоводства, собрали описания многих растений. Гарун-аль-Рашид и его преемники привозили из Азии и Африки растения и их семена. Великий ботаник Ибн-аль-Байтар из Малаги дал классификацию, примерно, 14000 растений. Участники крестовых походов привозили сведения о разных странах и растениях, развивая интерес к естественным наукам.

Important!

Арабский прием сеять семена разных растений на газон был также перенят европейцами, а подобный газон получил название мавританского .

Газоны бывают не только мавританские , но и декоративные, партерные, обыкновенные, луговые . Об этом написано в статье Классификация газонов на нашем .

Ботанический сад

В 1250 году в Монпелье уже был ботанический сад , входивший в состав медицинской школы, созданной арабскими врачами в Испании. Образование перестало быть монополией монастырей, а садоводство стало делом купцов и школяров, интересующихся ботаникой. Создание университетов также подтолкнуло собирание ботанических коллекций. В начале XIV века появились ботанические сады в Салерно, Падуе, Пизе, Болоньи, Венеции, Праге. Эта страсть к коллекционированию редких и иноземных растений сохранилась до наших дней.

Important!

В XII-XIII веках стали появляться общественные открытые сады представительного характера для отдыха граждан.

Сначала их устраивали в городах Италии и Франции. Они занимали сравнительно большие территории и использовались для городских ярмарок. Пространство формировалось газонами лугового типа и тенистыми аллеями с декоративными садовыми элементами. Газоны классифицируют на декоративный, луговой, партерный . Об этом вы можете прочитать в статье Классификация газонов. В позднее Средневековье , когда города достигли экономического процветания и относительного спокойствия, их окружили периферийные зеленые пояса с лугами и рощицами. Эти луга были названы по латыни: «pratum commune», откуда произошли названия «Прадо» в Мадриде и «Праттер» в Вене.

Однажды сын Карла Великого принц Пипин спросил своего учителя: «Что такое дождь?». И ученый англосакс Алкуин - один из почитаемых «энциклопедистов» Средневековья , ответил: «Зачатие земли, кончающееся рождением плодов». Пожалуй, на этом можно закончить рассказ о Средних веках - «непогоде», в которую была зачата и рождена социально-культурная общность Европы. Конец.