Проблемы периодизации русской литературы XIX века. Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Основные темы ипроблемы русской литературы XIX века.

Цель:

дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ п оловине ХІХ века, обрисовать главные черты реализма в указанный период, дать представление о ключевых литературных спорах в русской литературной критике;

развивающая: развивать познавательную деятельность студентов, умение составлять тезисы;

воспитательная: воспитывать интерес к литературе.

Тип занятия: практическое занятие

ХОД ЗАНЯТИЯ

І . Актуализация опорных знаний

Беседа

Какие политические события повлияли на культуру России во ІІ половине

XIX века?

Назовите основные черты реализма ІІ половины XIX века.

Каковы художественные достижения в литературе этого периода времени?

Почему русскую классику называют пророческой и проповеднической?

ІІ . ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ІІІ . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во ІІ половины XIX века расцвел талант писателей, которых весь мир теперь признает классиками: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева в России, Г.Флобера и Ги де Мопассана во Франции, О.Уайльда в Англии и многих других. Эти писатели создали совершенные по форме и глубочайшие по содержанию произведения. В каких общественных, политических и культурных условиях происходило становление и развитие их творчества?

ІІІ . ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вспомните из уроков истории, какие важные события произошли во Франции, Германии, России в конце 40-х начале 60-х гг. XIX века?

1. Лекция преподавателя

Наряду с общественно-политическими событиями на литературу воздействовала и философская мысль. Представители философии позитивизма

считали, что литература не должна заниматься поиском ответов на вечные вопросы. Литература должна лишь описывать явления.

Во ІІ половины XIX века зародилось множество литературных течений: символизм, импрессионизм, натурализм и т. д. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод - реализм, как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа - принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

Русский реализм второй половины ХIХ века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.

Итак, ведущим методом стал реализм. Реализм утверждается в 30–40-е гг. XIX в., сменяя романтизм в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. реализм в литературе и изобразительном искусстве - это правдивое, объективное отражение действитель ности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. русское изобрази тельное искусство второй половины XIX в. стало подлинно великим, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа, откликаясь на запросы жизни и активно вторгаясь в жизнь.

Во второй половине XIXв. критический реализм становится основным господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены ещё А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, пороков нового буржуазного общества было основным направлением прогрессивной литературы в России такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский,

И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пласты жизни россиян с их радостями и печалями, светлыми и тёмными сторонами жизни. Показателем развития просвещения в России было увеличение количества изданных книг, журналов и газет. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно «Современник», «Отечественные записки». Искусство критического реализма - основного художественного направления того времени - было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. п.). Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные вопросы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

Целую эпоху в истории России отразил Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»). Ф. М. Достоевский поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», социальных контрастов самодержавной России (романы «Униженные и оскорблённые»,

«Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.). Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил идейные искания русской интеллигенции 50–70-х гг. (романы «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»). Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова. М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.

На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики.

Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Ф. М. Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением ми- молётных настроений человеческой души.

2. Особенности реализма ІІ половины XIX века:

- масштабность проблематики, стремление постичь характер и угадать будущее направление исторического развития;

- расширение сферы художественного мира: в него все шире включаются все новые слои общества и стороны быта;

- тонкий анализ неуловимых движений внутреннего мира человека;

- воплощение положительного начала в виде униженной красоты, растоптанной добродетели;

- эстетизация безобразного, болезненного;

- создание более жизнеподобных образов.

Во ІІ половины XIX века особую нишу занимает литературная критика, представленная именами таких деятелей культуры, как А.В.Дружинин,

Григорьев, Н.А.Добролюбов. Д.И.Писарев.

Выдающиеся художественные достижения и нравственная глубина русской литературы дали повод критикам говорить о ее пророческом и проповедническом характере. Критика в России развивалась «...про полной дремоте общественных сил и общественной инициативы». Благодаря критике литература стала «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово, нравственная проповедь. Философ Н.Бердяев утверждал, что русской реалистической литературе XIX века свойственны пророческий

характер, мучения о судьбе народа, искания правды и спасения.

3. Работа с учебником

Самостоятельно изучить материал на стр. 12- 14 (учебник «Литература» под ред. Ю.В.Лебедева)

4. «Мозговой штурм» (в парах)

- Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах романтиков и реалистов на жизнь, человека, роль искусства? Обсудите с товарищами свою точку зрения.

5. Заключительное слово учителя

Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников, композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству, поражает исключительной многогранностью. Их произведения учат видеть и понимать прекрасное в жизни, при роде, искусстве; любить родину, осмыслять и ценить её историю; помогают формировать гармоничную личность. Вторая половина XIXв. - время окончательного утверждения и закрепления наци ональных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В живописи «русская тема» отразилась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах репина и Сурикова, в пейзажах «просёлочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почётное место в семье европейских культур. таким образом, эстетическое наследие второй половины XIXв. и поныне сохраняет свою актуальность и значительность.

Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только

пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений ХХ века. Нам всем есть над чем задуматься.

6. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Проблемный вопрос:

- Ньютону принадлежит знаменитая фраза: «Я видел дальше других потому, что стоял на плечах титанов». Как вы считаете, можно ли утверждать, что открытия в познании мира, природы, человека, сделанные романтиками, были в какой-то мере подготовлены просветителями, а реалисты не смогли бы создать свою художественную систему без учёта творческих исканий своих предшественников - романтиков?

- Искусство XIXв. обозначило многие проблемы, которые пыталось разрешить человечество в XXв. Пригодятся ли художественные искания и открытия индустриального века людям тре тьего тысячелетия?

Домашнее задание

Подготовить развернутый ответ на вопрос: как развивалась литературная и журнальная критика 60-х годов ХIХ века.

События, произошедшие в последние десятилетия прошлого столетия, отразились на всех сферах жизни, в том числе и на культуре. В художественной литературе тоже наблюдались значительные перемены. С принятием новой Конституции в стране произошёл перелом, который не мог не отразиться на образе мышления, на мировоззрении граждан. Появились новые ценностные ориентиры. Писатели, в свою очередь, отразили это в своём творчестве.

Тема сегодняшнего повествования — современная русская литература. Какие тенденции наблюдаются в прозе последних лет? Что за черты присущи литературе XXI столетия?

Русский язык и современная литература

Литературный язык обработан и обогащен великими мастерами слова. Его следует относить к высшим достижениям национальный речевой культуры. При этом литературный язык от народного отделить нельзя. Первым, кто это понял, был Пушкин. Великий русский писатель и поэт показал, как нужно пользоваться речевым материалом, созданным народом. Сегодня в прозе авторы нередко отражают народный язык, который, впрочем, нельзя назвать литературным.

Временные рамки

Употребляя такой термин, как "современная русская литература", мы подразумеваем прозу и поэзию, созданную в начале девяностых годов прошлого века и в XXI столетии. После развала Советского Союза в стране произошли кардинальные перемены, в результате которых другой стала и литература, и роль писателя, и тип читателя. В 1990-е годы, наконец-то, доступны стали обычным читателям произведения таких авторов, как Пильняк, Пастернак, Замятин. Романы и повести этих писателей читали, конечно, и ранее, однако лишь продвинутые книголюбы.

Освобождение от запретов

В 1970-е годы советский человек не мог спокойно зайти в книжный магазин и приобрести роман "Доктор Живаго". Эта книга, как и многие другие, была запрещена долгое время. У представителей интеллигенции в те далёкие годы было модно, пусть не вслух, но ругать власть, критиковать "правильных", одобренных ею писателей и цитировать "запрещенных". Прозу опальных авторов тайком перепечатывали, распространяли. Те, кто занимался этим непростым делом, мог в любой момент лишиться свободы. Но запрещенную литературу продолжали перепечатывать, распространять и читать.

Прошли годы. Поменялась власть. Такое понятие, как цензура, на некоторое время просто перестало существовать. Но, как ни странно, люди не выстроились в длинные очереди за Пастернаком и Замятиным. Почему так произошло? В начале 1990-х люди выстроились в очереди к продуктовым магазинам. Культура и искусство находились в упадке. Со временем ситуация несколько улучшилась, но читатель уже был не тот.

Многие сегодняшние критики о прозе XXI века отзываются весьма нелестно. О том, в чём заключается проблема современной русской литературы, сказано будет ниже. Прежде стоит рассказать об основных тенденциях развития прозы последних лет.

Обратная сторона страха

Во времена застоя люди боялись сказать лишнее слово. Эта фобия в начале девяностых годов прошлого века обернулась вседозволенностью. Современная русская литература начального периода полностью лишена поучительной функции. Если, согласно опросу, проведенному в 1985 году, самыми читаемыми авторами были Джордж Оруэлл и Нина Берберова, спустя 10 лет популярными стали книги "Мент поганый", "Профессия — киллер".

В современной русской литературе на начальном этапе ее развития преобладали такие явления, как тотальное насилие, сексуальные патологии. К счастью, в этот период, как уже было сказано, стали доступны авторы 1960-1970-х годов. Читатели получили возможность ознакомиться и с литературой зарубежья: от Владимира Набокова до Иосифа Бродского. Творчество ранее запрещенных авторов оказало положительное влияние на русскую современную художественную литературу.

Постмодернизм

Это течение в литературе можно охарактеризовать как своеобразное сочетание мировоззренческих установок и неожиданных эстетических принципов. Постмодернизм получил развитие в Европе в 1960-е годы. В нашей стране он оформился в отдельное литературное течение значительно позже. Единой картины мира в произведениях постмодернистов нет, но есть многообразие версий реальности. В список современной русской литературы этого направления входят, прежде всего, произведения Виктора Пелевина. В книгах этого писателя существует несколько версий реальности, и они отнюдь не исключают друг друга.

Реализм

Писатели-реалисты, в отличие от модернистов, полагают, что в мире смысл есть, правда, его следует найти. В. Астафьев, А. Ким, Ф. Искандер — представители этого литературного течения. Можно сказать, что в последние годы снова обрела популярность так называемая деревенская проза. Так, нередко встречается изображение провинциального быта в книгах Алексея Варламова. Православная вера является, пожалуй, основной в прозе этого писателя.

У прозаика может быть две задачи: нравоучительная и развлекающая. Существует мнение, что развлекает, отвлекает от обыденности литература третьего сорта. Настоящая же литература заставляет читателя задуматься. Тем не менее среди тем современной русской литературы не последнее место занимает криминальная. Произведения Марининой, Незнанского, Абдуллаева, может быть, и не наводят на глубокие размышления, но тяготеют к реалистичной традиции. Книги этих авторов нередко называют "криминальным чтивом". Но отрицать сложно то факт, что и Марининой, и Незнанскому удалось занять в современной прозе свою нишу.

В духе реализма созданы книги Захара Прилепина — писателя, известного общественного деятеля. Герои его преимущественно обитают в девяностых годах прошлого века. У критиков творчество Прилепина вызывает неоднозначную реакцию. Некоторые считают одно из самых известных его произведений - "Санькя" - своеобразным манифестом для молодого поколения. А рассказ Прилепина "Жилка" нобелевский лауреат Гюнтер Грасс назвал весьма поэтичным. Противники творчества русского писателя обвиняют его в неосталинизме, антисемитизме и прочих грехах.

Женская проза

Имеет ли право на существование этот термин? В трудах советских литературоведов он не встречается, все же роль этого явления в истории литературы отрицают не многие современные критики. Женская проза - это не просто литература, созданная женщинами. Она появилась в эпоху зарождения эмансипации. Такая проза отражает мир глазами женщины. Относятся к этому направлению книги М. Вишневецкой, Г. Щербаковой, М. Палей.

Являются ли произведения лауреата Букеровской премии — Людмилы Улицкой — женской прозой? Может быть, только отдельные произведения. Например, рассказы из сборника "Девочки". Героями Улицкой в равной степени выступают и мужчины, и женщины. В романе же "Казус Кукоцкого", за который писательница была удостоена престижной литературной награды, мир показан глазами мужчины, профессора медицины.

Не многие современные русские произведения литературы сегодня активно переводятся на иностранные языки. К подобным книгам относятся романы и рассказы Людмилы Улицкой, Виктора Пелевина. Почему сегодня так мало русскоязычных писателей, интересных на Западе?

Отсутствие интересных персонажей

По мнению публициста и литературного критика Дмитрия Быкова, в современной русской прозе применяется устаревшая повествовательная техника. За последние 20 лет не появилось ни одного живого, интересного персонажа, имя которого стало бы нарицательным.

Кроме того, в отличие от зарубежных авторов, пытающихся найти компромисс между серьезностью и массовостью, российские писатели словно разделились на два лагеря. К первому принадлежат создатели упомянутого выше «криминального чтива». Ко второму — представители интеллектуальной прозы. Создается немало артхаусной литературы, которую понять не в силах даже самому искушенному читателю, и не потому, что она чрезвычайно сложна, а потому, что нет в ней связи с современной реальностью.

Издательский бизнес

Сегодня в России, по мнению многих критиков, талантливые писатели есть. Но недостаточно хороших издателей. На полках книжных магазинов регулярно появляются книги "раскрученных" авторов. Из тысячи произведений некачественной литературы искать одно, но стоящее внимания, готов далеко не каждый издатель.

В большей части книг писателей, упомянутых выше, отражены события не начала XXI века, а советской эпохи. В русской прозе, согласно мнению одного из известных литературоведов, за последние двадцать лет не появилось ничего нового, так как писателям не о чем говорить. В условиях разложения семьи невозможно создать семейную сагу. В обществе, в котором приоритет отдается материальным вопросам, не вызовет интереса поучительный роман.

С подобными утверждениями можно и не согласиться, но в современной литературе действительно нет современных героев. Писатели, как правило, обращаются к прошлому. Быть может, вскоре ситуация в литературном мире изменится, появятся авторы, способные создавать книги, которые не утратят популярности через сто-двести лет.

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом "Отцы и дети". Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей - все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по стихотворению Узник Пушкина 6 класс

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации

  • Каждый из не знает, зачем появился на свет. У каждого человека есть собственное предназначение, индивидуальная миссия. Во всяком случае, хочется в это верить

  • Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

    Произведение Отцы и дети является своеобразной темой для споров либеральной половины населения с половиной демократической, у которых рознятся взгляды. Когда автор писал данный роман тема человеческой свободы

XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы 19 века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении. Несомненно, предпосылками для столь стремительного культурного взлета послужили события в политической и социальной жизни.

История

Основные тенденции в искусстве и литературе формируются под влиянием исторических событий. Если в XVIII столетии общественная жизнь в России была относительно размеренной, то следующий век включил в себя множество важных перипетий, повлиявших не только на дальнейшее развитие общества и политику, но и на формировании новых течений и направлений в литературе.

Яркими историческими вехами этого периода стали война с Турцией, вторжение наполеоновской армии, казнь оппозиционеров, отмена крепостничества и многие другие события. Все они нашли отражение в искусстве и культуре. Общая характеристика русской литературы 19 века не может обойтись без упоминания о создании новых стилистических норм. Гением искусства слова был А. С. Пушкин. С его творчества и начинается это великое столетие.

Литературный язык

Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было.

Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.

Романтизм

Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества.

Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды.

Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр. Яркие примеры романтической прозы - ранние произведения Николая Гоголя.

Сентиментализм

С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая прозы - это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.

Сатирическая проза

Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик "прошелся" почти по всем слоям общества.

Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателей-сатириков, стали отправной точкой для зарождения

Реалистический роман

Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского - неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался.

В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов. Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».

Народная поэма

В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.

Конец века

На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей.

В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.

Общая характеристика 19 века заслуживает более пристального внимания. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.