Предупреждение речевых нарушений у дошкольников родительское собрание. Родительское собрание на тему: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений. Логопед: Правильная, выразительная речь

Цель: Расширение приставочных глаголов с пространственным значением по теме «птицы»

Задачи:

1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

2.Активизировать в речи детей образование слов с использованием приставок пространственного значения.

Оборудование:

Аудиозапись «Голоса птиц»; картинки с изображением перелетных птиц: аист, лебедь, журавль, утка, ласточка, трясогузка, стриж; атрибуты к игре «Дальний путь»: гимнастическая скамейка, тоннель из обручей, большое картонное дерево, «болото».

Ход занятия

Организационный момент.

Пальчиковая игра «Птички – пальчики» .

Игра может проводиться на первом этапе по показу взрослого, затем по словесной инструкции(как перед большим зеркалом, так и без него).

Птички-пальчики летали,

Птички – пальчики устали, - дети делают взмахи кистями рук

Полетели, полетели (« крылышками»)

И ко мне на носик (брови, колени …) - пальцами обеих рук дотрагиваются

Сели до названной взрослым части тела Окончание игры проводится следующим образом :

Пошумели, пошумели

И в окошко улетели - дети делают движение кистями рук

Посидели, погалдели, легкое постукивание кончиками пальцев

Пошумели, пошумели по названной части тела

Игра повторяется несколько раз. Каждый раз называется новая часть тела или лица

Шух-шух-шух в сторону окна

Логопед . Начинает фразу, дети её заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает)». Логопед обращает внимание детей на то, что они называли слова-действия. Логопед предлагает каждому назвать слово-действие.

Введение в тему.

Логопед . Читает стихотворение, дети выбирают приставочные глаголы:

Птицы могут летать высоко, пролетать над озерами синими,
Улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми,
Облететь они могут весь лес, залетать за башни высокие,
Подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в лес, на дальнюю поляну, на которой открылась летная школа для птиц, которые на зиму улетают от нас в теплые края. Как называются такие птицы? (Перелетные птицы)

Образование приставочных глаголов

Путь нам предстоит долгий и без карты нам не обойтись. Давайте рассмотрим ее(на доске нарисована карта пути)

На пути нам встретится болото, большой дуб, высокая гора, широкая река. До болота надо ДОЙТИ, болото ПЕРЕЙТИ, дуб надо ОБОЙТИ, гора такая высокая, что ее не обойти, поэтому мы ПРОЙДЕМ через пещеру в горе, в пещеру мы ВОЙДЕМ и из пещеры ВЫЙДЕМ, а широкую реку ПЕРЕЙДЕМ по мосту: на мост ЗАЙДЕМ с моста СОЙДЕМ. Вот и поляна, к которой мы шли. Итак, готовы? В путь!

Игра-путешествие «Дальний путь»

Следуя карте дети и логопед идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: ДОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ОБОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ЗАШЛИ, СОШЛИ, ПРОШЛИ.

До болота мы дошли и по кочкам перешли (шагаем по «кочкам» высоко поднимая ноги)

Вот и к дубу мы пришли , дуб тихонько обошли (ходьба на носочках, вокруг дуба)

Долго шли и вот – ура! Перед нами тут гора!

Гору нам не обойти, гору нам не перейти!

Но в горе пещера есть!

Это радостная весть!

Дружно мы в нее вошли – вышли и опять в пути! ( дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из обручей)

А вот здесь течет река,

Глубока и широка!

Мост я вижу впереди, по нему скорей иди,

По дощечке я пройду и вас всех переведу! («мост»- гимнастическая скамейка, ходьба по скамейке приставным шагом)

Вот мы и пришли на поляну, посмотрите, сколько здесь много разных птиц, назовите каких птиц вы увидели(Дети перечисляют птиц: Я увидел аиста. Я увидел лебедя… и т.д) Итог. Оценка работы детей.

Открытое логопедическое занятие во 2б классе.

Тема « Глагол ».

Учитель-логопед Кудрявцева

Наталья Владимировна.

2012-2013 учебный год

Логопедическая тема: устранение аграмматической дисграфии и дислексии.

Лексическая тела: Животное лиса.

Грамматическая тема: Глагол, как часть речи.

Цели и задачи:

Закрепить знания учащихся о глаголах;

Обучение постановки вопросов к глаголам;

Устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

Работа по словоизменению;

Развитие слухового внимания;

Развитие и корркекция согласования;

Развитие и коррекция управления;

Развитие логического мышления;

Формирование мотивации к обучению.

Оборудование: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки.

Л. Читает загадки.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара.

Какой зверек опасный

Ходит в шубке прекрастной.

Снег разгребает, мышек хватает?

Посмотри она какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Л. О ком были наши загадки?

У. О лисе.

Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

Файл с названием темы урока.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Л. читает каждое предложение.

У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

Л. К какой части речи они относятся?

У. Это глаголы.

Л. А что такое глагол?

У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать? (определение из учебника по русскому языку для 2-го класса Рамзаевой Е.А.).

Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

У. задают вопросы к каждому слову.

Живут – что делают?

Бегает – что делает?

Прыгает – что делает?

Видит – что делает?

Лает – что делает?

Роет – что делает?

Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

3.Л. Соберите слова из букв.

Слова написаны на доске:

и, с, л

а, л, и, с, и, ц

и, л, с, я, а, т

У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

Л. Что общего в этих словах?

У. У этих слов один корень.

У. Эти слова родственные.

У.Эти слова однокоренные.

Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

Что делают?- воспитыавают

Что делает? – охраняет

Что делает? – приносит

Что делает? – не оставляет

Что делают?- играют

Что сделает? – обнаружит

Что делает?- переносит

У. читают текст целиком по цепочке.

Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

У. Лис, лисица, лисята.

Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

У. Лиса всегда хитрая.

Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Л. Лиса семерых волков проведет.

У. Что сделает?- проведет

Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

У. Что делает? – спит, щиплет

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

Л. Каждая лиса свой хвост береги.

У. Что делай? – береги

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

6.Л. Возьмите карточку №3.

Карточка №3.

Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

Л. Как лисята учатся охотиться?

Л. Для чего нужно учиться лисятам?

Л. А для чего нужно учиться ребятам?

Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете что обозначает это слово?

У. Лиса ловит мышей.

Л.Демонстрирует отрывок из фильма «Лисица» - 40 секунд.

6. Л. О ком мы говорили на уроке?

У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

Л. Давайте сложим этих замечательных животных из бумаги.

У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных и приклеивают их на фоновый рисунок.

7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

Л. Что такое глагол?

III. Организованное окончание урока.


Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР по теме: «Приставочные глаголы»

Цель:

Продолжить учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Учить выделять приставочную часть слов-действий; используя для этого схемы;

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;

Учить выделять приставочные глаголы из текста;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: нарисованные фигурки Царевича, Прекрасной Царевны, игрушка Дракона, фея на ниточке, изображение замка с решетчатым окном, мольберт, доска, схемы для составления приставочных глаголов, сюжетные картинки для составления предложений, схематические картинки для рассказа, магнитофон, кассета.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Учитель-логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте, уважаемые гости.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по заколдованному лесу вместе с Царевичем. (Учитель-логопед показывает картинку с изображением Царевича). Давайте, поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй, Царевич.

Учитель-логопед: Злой Кощей Бессмертный захватил Царевну и нам предстоит спасти её.

Учитель-логопед: Ну, что-ж, ребята, возьмитесь за руки, и мы отправимся в сказочное путешествие (Воспитатель включает музыку).

Вместе с детьми подходит к столу.

Учитель-логопед: Ребята, нас кто-то встречает здесь. Кто же это? (демонстрирует фигурку феи, прикреплённую к длинной крепкой нитке).

Дети: Это фея.

Фея: Правильно, ребята. Я - фея. Расскажите, мне, что я умею делать?

Дети: Вы умеете колдовать, танцевать, бегать, летать и т. д.

Фея: Правильно, ребята. Мне очень нравиться летать. Смотрите внимательно, что я буду делать.

Учитель-логопед демонстрирует, как: фея взлетела со стола, подлетела к домику, облетела вокруг домика, перелетела с крыши домика на цветы, слетела с цветов, залетела в дом.

Учитель-логопед: Марта, что сделала фея?

Марта: Фея взлетела со стола….

При выполнении действий учителя-логопеда дети проговаривают соответствующие слова - действия, чётко выделяя их приставочную часть.

Фея: Молодцы, ребята, вы правильно ответили. А мне пора в путь, но я вам оставлю подсказки, которые вам помогут в вашем нелёгком пути.

Учитель-логопед открывает на доске схему образования приставочных глаголов, где одна общая полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае летела)

а другие полоски - изменяющиеся приставки.

Учитель-логопед: (указывая на схему) Ребята, начало у всех слов-действий разное, но само слово-действие неизменяемое. Например, приставка об- , а слово летела (логопед демонстрирует свои действия). Если присоединить эти две части получится слово облетела. Оно обозначает движение вокруг чего-либо.

А теперь, попробуй, Настя. Образуй слово из двух частей. Настя образует слово перелетела, комментируя свои действия.

Настя: Я присоединила приставку пере- и слово летела. У меня получилось слово: перелетела.

Учитель-логопед: Андрей, а что обозначает слово перелетела?

Андрей: Оно обозначает движение с одного предмета на другой.

Аналогично выполняется работа со словами: облетела, перелетела, подлетела, вылетела, отлетела, слетела.

  1. Динамическая пауза.

Учитель-логопед: Ну, а сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие вместе с Царевичем дальше. Встаньте в кружочек, давайте вспомним нашу песенку и тихонечко её споём, чтобы никого не испугать в волшебном лесу.

Дети идут по кругу и исполняют песню (На мелодию «Ой, берёзка, берёзка»)

Наш Царевич в лес пошёл, (Шаги по кругу).

Всю полянку он обошёл (Встать и покружиться на месте).

К старой ёлке подошёл (Движения в круг, вытягивая руки вперёд).

И Царевну там нашёл (Отойти назад и взяться за руки).

После двукратного выполнения упражнения.

Учитель-логопед: «Ребята, а назовите мне похожие слова-действия из этой песенки»

Дети называют похожие слова-действия из стихотворения.

  1. Из укрытия «вылетает» Дракон (игрушка). Вы идёте за Прекрасной Царевной. Нет вам пути в заколдованное королевство Кощея Бессмертного, пока не послушаете мою сказку и не запомните её.

Учитель-логопед: Ребята, не расстраивайтесь, добрая фея оставила нам подсказки.

По ходу рассказывания выставляются картинки-символы, являющиеся опорными сигналами при анализе текста и его пересказе.

Дракон: Слушайте сказку внимательно.

«Как-то раз вышел из своего дома Робин Гуд и пошёл со своими друзьями помогать людям и животным.

Появляется опорная картинка «дом».

По дороге Робин с друзьями перешёл через реку по мосту (появляется картинка «река»), взошёл на холм (появляется картинка «холм») и вышел на широкую поляну (появляется картина «поляна»).

Как красиво вокруг! Робин с друзьями обошли поляну и заметили бельчонка, (выставляется картинка с изображением бельчонка) который сломал лапу. Друзья перевязали лапу. Только Робин с друзьями отошли от бельчонка, как вдруг увидели горящий дом (появляется картинка с изображением горящего дома) бедной женщины. Подошли Робин и друзья к дому и быстро потушили его».

Дракон: Ну, а сейчас, ребята, назовите мне похожие слова - действия из рассказа.

Учитель-логопед: Ребята, перед вами символ слова шёл, назовите похожие слова-действия с помощью приставок.

Дети с помощью символов приставок и слова шёл называют похожие слова-действия.

Дракон: Ух, молодцы, ребята, придётся пропустить вас к замку.

  1. Рядом с партами стоит мольберт, на котором прикреплён замок. Закрытый большим покрывалом. Когда дети подходят к партам, то замок открывается. В окошке замка видна Царевна (за решётчатым окном).

Учитель-логопед: Ну, что ж, ребята мы нашли Прекрасную Царевну, но как спасти ёе, ведь она же в замке?

Появляется фея: Я помогу вам! На ваших партах лежат картинки, по которым вам нужно составить волшебные предложения. А потом составьте схему вашего слова действия с помощью карточек, которые лежат на ваших партах.

Словарь: перепрыгнул, вылетел, отъехала, входит, перелетела, спрыгнул, отплыл, переплыл, взлетел, подъехал, уполз, скатился.

Учитель-логопед: Какое слово-действие в твоём предложении, Настя?

Настя: В моём предложении слово-действие - перепрыгнул. Оно образовано с помощью приставки пере- и слова - действия прыгнул.

Остальные дети составляют предложения и схемы по этой же схеме.

  1. Итог занятия.

Учитель-логопед освобождает Царевну из замка.

Учитель-логопед: Ну, что ж Царевич нашёл свою Прекрасную Царевну. Царевна за своё освобождение и за хорошую работу всем ребятам дарит вкусные призы.

Самыми внимательными сегодня были………..

Самыми умными сегодня были………..

Самыми любознательными сегодня были………………..

ОТ - (ОТО-)

ВЗ - (ВЗО-)

ПОД - (ПОДО-)

ОБ - (ОБО-)

Юлия Флоренская
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Приставочные глаголы»

Тема : Приставочные глаголы . «Помоги Незнайке»

Цели :

1. Коррекционно-обучающие :

Учить образовывать приставочные глаголы ;

Практически использовать приставочные глаголы в речи ;

2. Коррекционно-развивающие :

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

Развивать навыки словообразования;

Активизировать и расширять глагольный словарь ;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать воображение;

Учить детей координировать речь и движения.

3. Коррекционно-воспитательные :

Поощрять стремление к грамматической правильности речи;

Прививать умение слушать друг друга;

Выполнять задания по речевой инструкции.

1. Организациооный момент.

Ребята, сегодня утром мне пришло письмо. Как Вы думаете от кого оно могло прийти?

Не знаете? Тогда отгадайте.

В этой шляпе голубой

Узнает меня любой!

Я шалун и непоседа,

От меня сплошные беды!

Но зато для всех вокруг

Я вернейший в мире друг!

Поиграем в угадайку!

Как зовут меня? (Незнайка)

Ребята! Незнайка, как и вы, готовится к школе . Он не может справиться с заданиями, которые ему предложил Знайка. Поэтому он просит вас о помощи. Незнайка по почте прислал все задания ! Поможем ему?

Добрый день, ребята! Как здорово, что вы согласились мне помочь! Ведь вы тоже скоро пойдете в школу и благодаря совместным усилиям вы справитесь со всеми заданиями. Буду ждать от вас ответа! До свидания!

Ребята, покажем Незнайке, какие мы смышлёные?

2. Образование приставочных глаголов по демонстрируемому действию.

1 Задание. «Найди похожее действие»

Картинки на столах (вышивает, пришивает, шьёт; Наливает, выливает, поливает;)

Посмотрите на картинки и составьте предложения.

Молодцы, ребята! А теперь выйдете дети , у которых на картинках изображены похожие действия.

Дети показывают, повторяют предложения. Выделяя приставочные глаголы .

Ребята обращаю ваше внимание на то, что во всех словах – действиях начало разное.

3. Понимание употребления приставочных глаголов .

Задание 2. «Исправь ошибку»

А теперь мы должны исправить ошибки Незнайки. Начальные частички слов, такие как на, при, по, вы, пере, за, под, от, с и т. д) Незнайка перепутал между собой. Получились разные неверные действия. Давайте попытаемся исправить эти ошибки.

Мама поливает суп в тарелку. (Наливает)

Садовник наливает цветы на клумбе. (Поливает)

Машина переехала к гаражу. (Подъехала)

Лодка подплыла от берега. (Отплыла)

Девочка вложила книгу на стол. (Положила)

Мальчик отошёл в школу . (Пришёл)

С дерева вылетел листок. (Слетел)

Молодцы, ребята! Мы справились с Вами еще с одним заданием.

4. Практическое образование приставочных глаголов .

Задание 3. «Собери цветик – семицветик»

Ребята, сейчас я предлагаю выполнить Вам следующее задание. Нам нужно собрать цветик – семецветик. Этот необычный, волшебный цветок поможет нам и Незнайке образовывать новые слова – действия. Посмотрите в середине цветка слово – действие, а на лепестках – маленькие частички слов (приставки , и когда они соединяются со словом, получается новое слово – действие.

Давайте соберём цветок и у нас получатся новые слова. Слово БЕЖАТЬ.

Приставки : ПЕРЕ, ПО, ПРИ, ДО, ЗА, ПОД, У, В.

5. Физкультминутка. «Девочки и мальчики» .

6. Подбор слов-антонимов

Задание 4. «Скажи наоборот»

Незнайка очень часто делает все наоборот. Скажут Незнайке : «Смотри, мальчик залез под стол, а он ответит : Нет, мальчик из-под стола вылез.

Залезть – вылезть Въехать - выехать

Отойти – подойти Заходить - выходить

Открыть – закрыть

Приходить – уходить

Налить – вылить

Подплыть – отплыть

7. Пересказ рассказа, составленного по серии картинок.

А сейчас я Вам расскажу историю о том, как Незнайка пошел в гости.

Однажды Незнайка решил пойти в гости к Знайке, чтобы он помог решить ему задачи. Давайте дальше вместе рассказывать, как Незнайка шёл в гости.

Добавляйте словечки.

Незнайка из дома (вышел… и по дороге (пошел…яму Незнайка (обошёл) …и к реке (подошёл, на мостик Незнайка зашёл, с мостика (сошёл… и дальше по дороге (пошёл… Шел, шел и в гости к Знайке (Пришёл) .

Молодцы, ребята!

8. Пескотерапия

Посмотрите, перед Вами тарелочки с песком. Нужно нарисовать пальчиком дорожку, по которой шёл Незнайка в гости к Знайке. Не забывайте по ямку, речку, про мостик.

Нарисовали?

Кто хочет рассказать нам рассказ о путешествии Незнайки?

Ну вот и все, заданий больше нет.

Как вы считаете ребята, вы справились со всеми заданиями?

Какие задания больше всего запомнились вам?

Какие задания были легкими, а какие трудными?

10. Оценка деятельности детей .

Вы молодцы! Вы проявили сегодня смекалку, сообразительность, внимание. Совсем скоро вы пойдёте в школу , и все эти качества вам пригодятся в школе .

Все выполненные задания я отправлю Незнайке по почте, и думаю, что он обязательно пойдёт в школу !

Публикации по теме:

Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Конспект интегрированного логопедического занятия «Игра-путешествие для детей подготовительной группы с ОНР» МБДОУ №234 г. Ростов-на-Дону Учитель-логопед Багаева С. В. 2018г. Цель: обобщение знаний детей по темам транспорт, лесные звери, животные.

Конспект комплексно-логопедического занятия в подготовительной к школе группе с ОНР «Домашние животные. Звук [К] и буква К» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района "Детский сад №14 "Теремок" Конспект.

Тема: "Мебель». Цели и задачи: расширение и активизация словаря по теме «Мебель», упражнять детей в подборе родственных слов, в образовании.

Тема: «Семья» Цель: Активизация словаря на тему «Семья» Задачи: активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства.

Доброго времени суток,уважаемые коллеги,представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной.

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы «В гостях у осени» Цель занятия: систематизация знаний детей по теме "Осень". Коррекционно-образовательные задачи: - продолжать учить детей выделять первый.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Продукты питания» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Продукты питания" Учитель- логопед Запащикова Ю. И. Цель занятия: Расширить.

Цель: Обобщение знаний детей о глаголах.
Задачи:

Дать понятие о глаголе как части речи;

Формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;

Выяснить роль глаголов в речи;

Развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы;

Развивать навыки формулирования вопросов;

Развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; -развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи;

Стимулировать интеллектуальное развитие. воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование:

Раздаточные карточки в конвертах;

Тетради, ручки;

Презентация к логопедическому занятию.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Мы рады всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Говорят, улыбка - это поцелуй души. Мы улыбаемся вам, а вы улыбнитесь нам и друг другу!

Мы хотим пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы и от общения друг с другом!

(на доске ФОРМУЛА УДАЧИ: Улыбка - хорошее настроение - вера в себя - результат)

1. Введение в тему занятия. Игра «Разгадайка»

Сегодня у нас с вами необычное занятие. У нас занятие - путешествие в страну Русского языка. Для того, чтобы узнать тему занятия и город, в который мы отправимся, предлагаю вам сыграть в «Разгадайку».

Посмотрите, пожалуйста на доску. Нам нужно убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, и разгадать тему занятия:

П Х Г Л С Ш А Г К О Л (глагол)

А для того, чтобы помочь вам в выполнении этого задания, сейчас на доске появится загадка:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает - расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

А зовут ее…

Итак, какова же будет тема нашего занятия? (глагол) Правильно! С какой же целью мы с вами сегодня будем говорить о глаголе?

Эпиграф нашего урока - слова Л.Н.Толстого:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит дать движение фразе». (на доске)

Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% - глаголы.

Мы с вами сегодня отправимся в город Глагольск. Для того, чтобы вернуться в наш родной Санкт-Петербург, нам нужно будет выполнить несколько заданий.

2. «Визитная карточка»

И первым заданием будет рассмотреть визитную карточку Глагольска. Нам нужно ответить на несколько вопросов об этом удивительном городе. На некоторые вопросы вам уже предложены варианты ответов, на некоторые из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ.

1. Глагол - это.............часть речи:

а) самостоятельная;

б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;

б) кто? что?;

в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет;

б) действие предмета;

в) признак предмета

4. У глагола есть три времени:

.......................,

.................

и........................ .

5. В предложении чаще всего глагол бывает...........

Ребята, все мы знаем, что один в поле - не воин. И для того, чтобы вам было проще и интересней путешествовать по Глагольску, я предлагаю вам разделиться на 2 команды.

3. И следующей нашей остановкой будет исторический центр Глагольска - то место, где был заложен первый кирпичик этого удивительного города. Для этого нам с вами нужно вспомнить, что же такое начальная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? (что делать? что сделать?)

Давайте заглянем в конверты, которые лежат у вас на столах. В них лежат карточки с заданием. Посмотрите на таблички. В таблице спрятаны глаголы в начальной форме (по горизонтали и вертикали). Пожалуйста, первая группа, найдите и выпишите глаголы в начальной форме, которые спрятались по горизонтали, а вторая группа - те, которые спрятались по вертикали:

По горизонтали: ловить, переходить (ходить),есть, петь, плыть.

По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.

4. Следующая остановка называется «Деревня». Здесь живут самые старые жители Глагольска. Жители этой части города разговаривают на устаревшем языке. И чтобы понять речь этих жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков похожие по смыслу глаголы (синонимы). Скажите, а как называются слова, которые перестали употребляться в нашей речи, потому что им на смену пришли новые названия? (архаизмы)

5. Вы молодцы! Жители города советуют нам посетить «Музей», в котором хранятся фразеологизмы. Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологический оборот? (устойчивое сочетание слов).

Давайте попробуем заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу. Например, была такова - убежала.

Клевать носом-

Зарубить на носу -

Унести ноги -

Надуть губы -

Выходить из себя-

Ломать голову-

6. Теперь я предлагаю вам заглянуть на «Поэтическую улицу». И на ней мы с вами видим стихотворение Р.Рождественского

Это в памяти остается,

Повторяется как молва:

Армия бьется,

Сердце бьется -

Одинаковые слова.

Одинаковые глаголы-

Не случайные наверняка.

Одинаковые законы

И у сердца, и у полка.

Говорится, словно поется

С интонацией вихревой:

Бьется армия,

Сердце бьется,

Бьется знамя над головой.

Пожалуйста, найдите и подчеркните в тексте глаголы.

Почему поэт называет глаголы «бьется» одинаковыми? Одинаковы ли они по смыслу? Как мы называем такие слова? (омонимы) Как вы понимаете слова поэта «Одинаковые законы и у сердца, и у полка»?

7. «Школа»

Ребята, школьники Глагольска просят нам помочь, иначе ни не выпустят нас из города. На уроке литературы они сейчас проходят тему «Пословицы» и им задали задание - дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)

Лентяй ест - греется, а работает - … (мерзнет)

Сумел завязать, сумей и … (развязать)

Чем зря кричать, лучше … (помолчать)

Легко друга потерять, но трудно… (найти)

По одежке встречают, а по уму …(провожают)

Итог урока

Ребята, наше путешествие подошло к концу и настало время возвращаться и подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас глаголом закончить фразу «Сегодня на уроке я…»

Поэт в плену возвышенных идей,

Не интригуй же прозу средней школы!

Чтобы глаголом жечь сердца людей,

Необходимо знать глаголы!

(на доске)

Спасибо вам за урок! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!