Поэзия "Серебряного века". Основные течения и взгляды на них. Серебряный век русской поэзии

Конец XIX-начало XX века - это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника и технология, культура, искусство. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившему всемирную славу русскому реализму - приходила эпоха эстетического многообразия. Русская реалистическая литература достигла вершины и, казалось, предела в своем развитии. Последнему титану русской литературы XIX века А.П. Чехову М. Горький писал: "Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм... Дальше вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете". Превзойти Достоевского, Толстого, Чехова было невозможно, надо было искать, создавать что-то новое. Была осознана потребность в обновлении языка искусства, языка литературы.

Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая название поэзии серебряного века . Расцвет поэтических жанров (в сравнении с прозой) объясним: в обществе сформировалось ощущение завершенности, исчерпанности традиционного уклада жизни, существующего миропорядка; общество жило ожиданиями предстоящих грандиозных перемен, и эти еще неясные предчувствия, предощущения и отразились в поэзии на уровне лирических переживаний, пророчеств, мечтаний, заклинаний...

Выдающийся русский философ Николай Бердяев об этом времени писал: "В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни".

Устойчивая историко-культурная метафора "серебряный век" возникла в кругах русских писателей-эмигрантов, считавших себя наследниками богатейшей культуры рубежа XIX-XX веков и называвших эту эпоху также "русским культурным ренессансом".

Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Алексей Гастев, Александр Безыменский, Яков Шведов, Михаил Светлов, Владимир Кириллов), и крестьянских (Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению (Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Михаил Кузмин, Марина Цветаева).

Тема и цель проекта Тема: Течения в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Цель: Показать стилевое разнообразие в русской литературе начала 20 века, отразившееся в поэзии символистов, акмеистов, футуристов, имажинистов и выявить отличительные особенности с Золотым веком.

Проблемные вопросы Основополагающий вопрос: каково влияние золотого века русской поэзии на серебряный? Какой из них вам близок? (Предполагается, что ученики освоили поэзию золотого века) Частные вопросы: 1. Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов этих направлений по сравнению с Золотым веком? 2. Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века? Какая взаимосвязь с Золотым веком? 3. Серебряный век – это новое слово в русской поэзии или последствия Золотого века?

Типологические признаки проекта По доминирующей деятельности – смешанный тип (исследовательско-творческий) По предметно-содержательной области – межпредметный (история, литературоведение) По характеру координации – открытый По характеру контактов – среди одного класса По количеству участников проекта – групповой По продолжительности выполнения – долгосрочный

Поисковый этап Формирование творческих групп (4 группы: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм) Выбор темы Распределение обязанностей в группах (историк, литературовед, издатель, баттл-поэты). Анализ проблемы

Поисковый этап Ученики делятся на 4 группы: - Исследователи творчества символистов; - Исследователи творчества акмеистов; - Исследователи творчества футуристов; - Исследователи творчества имажинистов В каждой группе выбираются ответственные по аспектам деятельности: историк, литературовед, издатель.

Поисковый этап Авторы, отобранные для проекта: - Для группы символистов (Брюсов, Блок) - Поэзия имажинистов (Есенин, Шершеневич). - Поэзия акмеистов (Гумилев, Ахматова, Мандельштам). - Для группы футуристов (Маяковский). - Поэты Золотого века для сравнения (Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Баратынский)

Конструкторский этап Составление плана практической реализации проекта. Обсуждение возможных источников информации. Выполнение заданий в группах. самостоятельная работа групп по обсуждению творческих заданий.

Конструкторский этап Задания для группы символистов: Каков исторический контекст русского символизма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты символистов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века? На примере стихотворений основных представителей символизма (Брюсов, Белый, Блок) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века.

Конструкторский этап Задания для группы акмеистов: Каков исторический контекст русского акмеизма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты акмеистов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века. На примере стихотворений основных представителей акмеизма (Мандельштам, Гумилев, Ахматова) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века.

Конструкторский этап Задания для группы футуристов: Каков исторический контекст русского футуризма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты футуристов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века На примере стихотворений основного представителя футуризма (Маяковский) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века

Конструкторский этап Задания для группы имажинистов: Каков исторический контекст русского имажинизма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты имажинистов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века На примере стихотворений основного представителя имажинизма (Есенин) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века

Технологический этап Самостоятельная работа групп по выполнению заданий и оформлению результатов. Каждая группа соединяет всю собранную информацию в единую брошюру по своему течению.

Технологический этап Работа в группе символистов: Работа для историка: изучить биографию основных представителей, историю течения. Провести сопоставление с Золотым веком. «Что общего и различного? » Работа для литературоведа: Провести анализ стихотворений, раскрыть основные черты стиля, указанные в манифестах. Сопоставить с творчеством поэта Золотого века (Пушкинская плеяда: стихи Баратынского, Вяземского) Работа для издателя: собрать и отредактировать сведения, собранные литературоведом и историком, подготовить их к изданию)

Заключительный этап Презентация проекта в виде брошюры, подготовленной каждой командой. Организуется выставка брошюр в библиотеке с последующей их защитой. Определение лучшей брошюры с помощью учительского жюри. Ответ на основополагающий проблемный вопрос Анализ и оценка результатов. Рефлексия.

Список основной литературы Литературное наследство. – М. : 1937. Белый А. Символизм как миропонимание. – M. : Республика, 1994. – 528 с. Колобаева Л. А. Русский символизм. – М. : МГУ, 2000. – 296 с. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. В. Я. Коровиной.

Русская литература XX века отличается удивительнейшим преображением самого литературного процесса в целом.

Самобытный и потрясающий своей яркостью и оригинальностью «Серебренный век» русской литературы сформировался в три неполные десятилетия – с 1890 по 1910-е годы, и его запоминающиеся представители пришли к истинно уникальным и самостоятельным по значению достижениям.

Лирика ранней литературы XX века ознаменована революционными мотивами и глубоким поэтическим осмыслением действительности.

С годами исторические события в России становятся более насыщенными и интенсивными, и совершенно естественно, что поэты посвящают свое творчество влиянию этих изменений и душевным откликам на происходящее в родной стране и в судьбах людей.

Творческое преображение поэзии начала XX века

Значительное творческое преображение действительности наиболее зримо проступает в поэзии начала века. Ведь начало этого переломного века насыщенно столькими важными историческими событиями для жизни россиян – страна пережила три революции, пережила несколько войн, и находилась в постоянном противоборстве трех политических позиций.

Романтические традиции «Золотого века» русской литературы больше не могли соответствовать той суровой действительности, которую приходилось переживать поэтам этого времени, как и всем гражданам России.

В одночасье границы между реальными и фантастическими представлениями поэтов о жизни и настоящем стираются, душевные страдания и мучения приобретают небывалую силу, которая преображается в творческую, – и посредством своих поэтических манифестов большинство поэтов пытаются преобразить реальный мир усилиям собственного творчества.

И. Анненским отмечено, что даже в напряженной и ужасающей холодной творческой атмосфере, которой была наполнена лирика того времени, есть непреодолимая тяга к «творящему духу», который отчаянно желает наиболее реально отобразить действительность, но при этом – зарядить ее мощью красоты и страдания лирики.

Ставшие уже признанными мастерами слова – А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, Н. Гумилев, Б. Пастернак – вкладывали в свою лирику столько животрепещущих и страстных мотивов, что этот творческий расцвет русской поэзии в период разрухи и постоянных потрясений можно назвать только феноменом. (Ахматова и Цветаева: великие поэтессы России и их судьбы)

С течением времени картина жизни становится все более трагичной и сложной, и естественно, что драмы человеческих судеб и общей судьбы человечества находят свое отражение в сложной и многогранной лирике той эпохи.

Поэтические направления поздней литературы XX века

Более поздней литературе XX века становится присущ социальный реализм и идеологизированная иллюстративность, а символизм и футуризм лирики в чистом виде постепенно исчезает.

Прежде всего, это обусловлено политической ситуацией в стране, и тому негативному влиянию, котором подвергалась свободная творческая мысль под гнетом власти. Та живая и сметающая все на своем пути сила лирики начала века постепенно растворяется в нормативизме и субъективном изображении действительности.

Поэзия становится откровенно политизированной, только ее политическая направленность отличается от поэзии «Серебреного века» творческой неволей и четко обозначенными границами того, что можно писать, а что – запрещено.

Постепенно изобразительная и истинно поэтическая тенденция описывать действительность полностью выветривается из русской литературы.

И несмотря на то, что начало века существенно изменило поэтический язык, обогатило его и преобразило, тоталитарный режим сводит это наследие к «штампованности» и очевидной скудности более поздней русской лирики.

Серебряный век русской поэзии.

Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1890 до 1930 годов.

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны - это явление рубежа 80-х - 90-х годов XIX века, то конец этого периода - вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва или самоубийства Владимира Маяковского, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Символизм.

Новое литературное направление - символизм - явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма - 1890-егоды - 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

Отечественная - поэзия Фета,Тютчева, прозаДостоевского;

Французский символизм - поэзия Поля Верлена,Артюра Рембо,Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты.

    Петербургские символисты: Д. С. Мережковский,З.Н. Гиппиус,Ф.К. Сологуб,Н.М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

    Московские символисты: В.Я. Брюсов,К.Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт - прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты.

А.А. Блок,А. Белый,В.И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм - философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм.

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма былиНиколай ГумилёвиСергей Городецкий. К течению присоединились жена ГумилёваАнна Ахматова, а такжеОсип Мандельштам,Михаил Зенкевич,Георгий Иванови другие.

Футуризм.

Русский футуризм.

Футуризм был первым авангарднымтечением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурныхстереотипови предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали такжеэго-футуристыво главе сИгорем Северянином(Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» вМоскве, группы вКиеве,Харькове,Одессе,Баку.

Кубофутуризм.

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого,эпатаж, активное использованиеокказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относилисьВелимир Хлебников,Елена Гуро,ДавидиНиколайБурлюки,Василий Каменский,Владимир Маяковский,Алексей Кручёных,Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм.

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкалиВадим Шершеневич,Рюрик Ивневи другие.

Новокрестьянская поэзия.

Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин,Николай Клюев,Пётр Орешин,Сергей Клычков. К этому течению также примыкалСергей Есенин.

Имажинизм.

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов -метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характеренэпатаж,анархическиемотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма -Анатолий Мариенгоф,Вадим ШершеневичиСергей Есенин. К имажинизму также примыкалиРюрик ИвневиНиколай Эрдман.

Символизм. «Младосимволизм».

Символизм - направление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма приносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма - даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов - это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая - есть ложь» - стих русского поэта Фёдора Тютчева - предшественника русского символизма.

Младосимволисты (второе «поколение» символистов).

Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв,А. Белый,А. Блок,Эллис, и люди весьма солидные, как директор гимназииИ. Анненский, учёныйВячеслав Иванов, музыкант и композиторМ. Кузмин. В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашеный кружок, где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты» или аргонавтизм.

«Подчеркиваю: в январе 1901 года заложена опасная в нас “мистическая” петарда, породившая столькие кривотолки о “Прекрасной Даме”… Состав кружка аргонавтов, в те годы студентов, - незауряден… Лев Львович Кобылинский (“Эллис”), в те же годы примкнувший к нам и ставший душою кружка; он был литературно и социологически образован; изумительный импровизатор и мим… С. М. Соловьёв, гимназист шестого класса, удивляющий Брюсова, юный поэт, философ, богослов…

…Эллис назвал кружком аргонавтов его приурочив к древнему мифу, повествующему о путешествии на корабле “Арго” группы героев в мифическую страну: за золотым руном… “аргонавты” не имели никакой организации; в “аргонавтах” ходил тот, кто становился нам близок, часто и не подозревая, что “аргонавт”… Блок почувствовал себя “аргонавтом” во время краткой жизни в Москве…

…и тем не менее “аргонавты” оставили некоторый след в культуре художественной Москвы первого десятилетия начала века; они сливались с “символистами”, считали себя по существу “символистами”, писали в символических журналах (я, Эллис, Соловьёв), но отличались, так сказать, “стилем” своего выявления. В них не было ничего от литературы; и в них не было ничего от внешнего блеска; а между тем ряд интереснейших личностей, оригинальных не с виду, а по существу, прошел сквозь аргонавтизм…» (Андрей Белый, «Начало века». - С. 20-123).

В Петербурге начала века на звание «центра символизма» более всего, пожалуй, подходит «башня» Вяч. Иванова, - знаменитая квартира на углу Таврической улицы, среди обитателей которой в разное время были Андрей Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, А. Р. Минцлова, которую посещали А. Блок,Н. Бердяев,А. В. Луначарский,А. Ахматова, «мирискусстники» испиритуалисты,анархистыи философы. Знаменитая и загадочная квартира: о ней рассказывают легенды, исследователи изучают здесь проходившие собрания тайных сообществ (Гафизиты, теософы и др.), жандармы устраивали здесь обыски и слежки, в этой квартире впервые публично прочитали свои стихи большинство знаменитых поэтов эпохи, здесь в течение нескольких лет одновременно жили сразу трое совершенно уникальных литераторов, чьи произведения нередко представляют увлекательные загадки для комментаторов и предлагают читателям неожиданные языковые модели - это неизменная «Диотима» салона, супруга Иванова,Л. Д. Зиновьева-Аннибал, композитор Кузмин (автор романсов сначала, позднее - романов и поэтических книг), и - конечно хозяин. Самого хозяина квартиры, автора книги «Дионис и дионисийство», называли «русскимНицше». При несомненной значимости и глубине влияния в культуре, Вяч. Иванов остается «полузнакомым континентом»; отчасти это связано с его длительными пребываниями за границей, а отчасти - со сложностью его поэтических текстов, кроме всего, требующих от читателя редко встречаемой эрудиции.

В Москве 1900-х годовавторитетным центром символизма без колебаний называют редакцию издательства «Скорпион», где несменным главным редактором сделался Валерий Брюсов. В этом издательстве готовили выпуски самого известного символистского периодического издания - «Весы». Среди постоянных сотрудников «Весов» были Андрей Белый, К. Бальмонт,Юргис Балтрушайтис; регулярно сотрудничали и другие авторы - Фёдор Сологуб,А. Ремизов, М. Волошин, А. Блок и т. д., издавалось много переводов из литературы западного модернизма. Существует мнение, что история «Скорпиона» - это история русского символизма, но, вероятно, это всё же преувеличение.

«Младшие символисты», вслед за В. Соловьевым, который оказал на них серьёзное влияние, не просто отрицали современный мир, но верили в возможность его чудесного преображения Любовью, Красотой, Искусством... Для «младосимволистов» Искусство, Красота обладают жизнетворческой энергией, способностью изменять, улучшать действительность, поэтому они получили еще одно название – теурги (теургия – соединение искусства и религии в стремлении преобразовать мир). Эта «эстетическая утопия», однако, длилась недолго.

Религиозно-философские идеи В. Соловьева были восприняты поэтами «младосимволистами», в том числе А. Блоком в его сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Блок воспевает женственное начало любви и красоты, несущее счастье лирическому герою и способное изменить мир. Одно из блоковских стихотворений этого цикла предваряет эпиграф из В. Соловьева, прямо подчеркивающий преемственный характер поэтической философии Блока:

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

После революционных событий 1905 года, после революционного кризиса становится очевидным, что «эстетический бунт» старших символистов и «эстетическая утопия» младосимволистов исчерпали себя – к 1910 году символизм как литературное течение перестает существовать.

Символизм как умонастроение, как литературное течение с его неопределенными надеждами – это искусство, которое и могло существовать на стыке эпох, когда новые реалии уже носятся в воздухе, но они еще не отчеканились, не реализовались. А. Белый в статье «Символизм» (1909) писал: «Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека; и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы – мертвецы, разлагающие старую жизнь, но мы же – еще не рожденные к новой жизни; наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются... Символическое течение современности еще отличается от символизма всякого искусства тем, что оно действует на границе двух эпох: его мертвит вечерняя заря аналитического периода, его животворит заря нового дня».

Символисты обогатили русскую поэтическую культуру важными открытиями: они придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла; плодотворными стали поиски символистов в сфере поэтической фонетики (см. мастерское использование ассонанса и эффектной аллитерации К. Бальмонтом, В. Брюсовым, А. Белым); были расширены ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика, был открыт цикл как форма организации поэтических текстов; несмотря на крайности индивидуализма и субъективизма, символисты по-новому поставили вопрос о роли художника; искусство благодаря символистам стало более личностным.

Андрей Белый .

Андрей Белый создал свой особый жанр – симфония – особый вид литературного изложения, по преимуществу отвечающий своеобразию его жизненных восприятий и изображений. По форме - это нечто среднее между стихом и прозой. Их отличие от стихов в отсутствии рифмы и размера. Впрочем, и то и другое словно непроизвольно вливается местами. От прозы – тоже существенное отличие в особой напевности строк. Эти строки имеют не только смысловую, но и звуковую, музыкальную подобранность друг к другу. Этот ритм наиболее выражает переливчатость и связность всех душевностей и задушевностей окружающей действительности. Это именно музыка жизни – и музыка не мелодическая… а самая сложная симфоническая. Белый считал, что поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и «органом мировой души…тайновидцем и тайнотворцем жизни». От того и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволявшие по слабым отражениям представить себе иные миры.

Тело стихий. В лепестке лазурево-лилейном Мир чудесен. Все чудесно в фейном, вейном, змейном Мире песен. Мы – повисли, Как над пенной бездною ручей. Льются мысли Блесками летающих лучей.

Автор способен увидеть красоту даже в самых нелепых, неприхотливых предметах: «В лепестке лазурево-лилейном». В первой строфе автор говорит, что все вокруг чудесно и гармонично. Во второй строфе строчками «Как над пенной бездною ручей. Льются мысли Блесками летающих лучей» автор рисует картину ручья, водопада низвергающегося вниз, в пенную бездну, и от этого в разные стороны разлетаются тысячи мелких сверкающих капелек, так льются и человеческие мысли.

Вячеслав Иванович Иванов .

Старинные речения, непривычный синтаксис, необходимость улавливать самые малоизвестные значения слова делают стихи Иванова очень сложными. Даже в тех стихах, которые кажутся совсем простыми, множество потаенных смыслов. Но мудрая простота, которая понятна любому в них, тоже встречается. Проанализируем стихотворение «Троицын день».

Дочь лесника незабудки рвала в осоке В Троицын день; Веночки плела над рекой и купалась в реке В Троицын день… И бледной русалкой всплыла в бирюзовом венке. Гулко топор застучал по засеке лесной В Троицын день; Лесник с топором выходил за смолистой сосной В Троицын день; Тоскует и тужит и тешет он гроб смоляной. Свечка в светлице средь темного леса блестит В Троицын день; Под образом блеклый веночек над мертвой грустит В Троицын день. Бор шепчется глухо. Река в осоке шелестит…

Введение.

Трамвай один из самых устаревших видов наземного общественного транспорта, во многих городах он до сих пор продолжает свое движение. История трамвая начинается в конце века в 1899 году в Москве, по воспоминаниям И. Эренбурга это событие производит на людей яркое впечатление: «…мы стояли, ошеломленные перед чудом техники, искры на дуге потрясли не менее, чем потрясают людей спутники Земли». Ошеломление передалось многим, в том числе поэтам. Трамвай становится романтическим образом, представляется силой, которая принесла новое в историю государства, к 30 годам отношение меняется: появляются такие понятия как «трамвайный хам» и «трамвайная перебранка». В поэзии трамвай упоминается неоднократно, он становится одушевленным, получает определенный характер, его образ становится многозначным.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что до этого образ трамвая в литературе был мало изучен. На данный момент трамвай пользуется все меньшей популярностью у горожан, было любопытно узнать, какое место он занимал в культуре и в жизни людей в момент своего расцвета. Актуальность и собственный интерес обусловили выбор темы дипломной работы.

Предметом исследования являются поэтические тексты, написанные в первой трети XXвека разными авторами, в которых важную смысловую функцию выполняет трамвай, особое внимание уделяется творчеству О. Э Мандельштама.

Объект исследования – структура и функции образа трамвая в лирике 1900-1930 годов.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ содержания и функций образа трамвая в стихотворениях поэтов первой трети XX века, как уже говорилось, более подробно рассматривается творчество О.Э. Мандельштама.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

    изучить теоретический материал о литературных направлениях начала XX века;

    изучить исторические сведения, связанные с появлением трамвая;

    рассмотреть, какое место трамвай занимает в творчестве поэтов и писателей начала 20 века, подробнее в творчестве О.Э Мандельштама;

    провести анализ поэтических текстов, выявить основные функции трамвая в поэтических текстах;

    составить классификацию функций трамвая;

    проанализировать содержание и функции этого образа в поэзии О.Э.Мандельштама

Источником текстов, в которых есть образ трамвая, стал сайт «Национальный корпус русского языка», в нем были отобраны стихотворения для анализа.

Теоретической базой послужили научные работы, посвященные образу трамвая в литературе и творчеству О. Э. Мандельштама, таких ученых как Р.Д. Тименчик «К символике русского трамвая», И. В. Сурат «Опыты о Мандельштаме», Е. Сливкин «Конечная остановка смерти», С. С. Аверинцев «Жизнь и творчество О. Мандельштама».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и содержания. Первая глава разделена на два параграфа: первый «Литературные течения начала XX века», второй – «Образ трамвая в творчестве поэтов начала XX века». Вторая глава также разделена на два параграфа: первый «Образ трамвая во взрослой поэзии О.Э. Мандельштама», второй – «Трамвай в детской поэзии О. Э. Мандельштама». В третьей главе представлен урок-лекция для старших классов.

В первой главе раскрывается теоретический материал о литературных движениях началаXX века, а также дается классификация функций образа трамвая.

Во второй главе рассматривается образ трамвая, его место и особенности в стихотворениях О.Э. Мандельштама для взрослых и детей.

Глава первая.

1.1. Литературные течения начала 20 века.

Прежде всего, следует сказать о значительности идейно-художественных принципов начала литературных течений начала XX века. Трамвай встречается в стихотворениях символистов, акмеистов, футуристов и представителей других направлений, поэтому для толкования этого образа, нам важно знать, какова основа того или иного поэтического произведения. (Дальше подробнее о символизме, акмеизме и футуризме)

В начале XX века первую очередь мы будем говорить о становлении акмеизма, о его принципах, о связи символизма и акмеизма. Это обусловлено тем, что в данной работе проанализированы в основном поэтические тексты этих направлений. Идеи акмеизма изложены в статье Николая Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Обратимся конкретно к ней, попробуем разобраться, на чем же основываются произведения поэтов-акмеистов.

Слово акмеизм, произошло от греческого akme, что значит высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие. Другое название – адамизм – мужественно ясный, твердый взгляд на жизнь. Акмеизм берет свое начало от символизма, направления, которого Гумилев называет «достойным отцом». Название «акмеизм» появилось после отделения некоторых поэтов от символистов,

Был организован «Цех поэтов» (осень 1911 года) в противовес «Академии стиха» (объединение символистов) из-за разгрома стихотворения Н.С. Гумилева «Блудный сын».

Наиболее активных участников течения было шесть: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. В разное время к ним присоединялись и другие поэты. Шесть основных представителей также делились на два лагеря: первые три относили себя к «чистому» акмеизму, остальные к адамизму. Они принадлежали к натуралистическому крылу течения.

Впервые идеи нового течения были изложены раньше, чем оно появилось. В статье М. Кузмина «О прекрасной ясности» в 1910г ода автором вводится такое понятие как «кларизм» (греч. ясность) – это основа произведения, автор или художник должен доносить ее, прояснять мир вещей, искать гармонии с окружающими, придерживаться стиля, следить за логикой. «Прекрасная ясность» стала востребована многими участниками «Цеха поэтов».

В январе 1913 года в первом номере журнала «Аполлон» акмеисты опубликовали свои программные статьи: «Наследие символизма и акмеизм» Н.Гумилева и «Некоторые течения в современной русской поэзии» С. Городецкого. В первой из них говорилось, что «на смену символизму идет новое направление, как бы оно не называлось, акмеизм ли или адамизм, во всяком случае, требующее большого равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем- то было в символизме. Однако чтобы то течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы».

Н. Гумилев заявлял, что «новое течение» отдает решительное предпочтение романскому духу перед германским», который преобладал в символизме. Если для германского духа и символизма характерны туманность, «слиянность всех образов и вещей, изменчивость их облика», то «романский дух слишком любит стихию света, разделяющего предметы, четко вырисовывающего линию». Он определил его как новую поэзию, которая идет на смену символизму, у которой нет цели проникнуть в запредельные миры и постигнуть непознаваемое, поскольку это «нецеломудренное занятие». Гумилев ориентировал новое литературное течение на восприятие западноевропейских художественных традиций. В отличие от Гумилева С. Городецкий подчеркивал русское национальное начало в акмеизме. Так же он отвергал художественное мировосприятие символистов и их поэтику. «Борьба между акмеизмом и символизмом, если это борьба, а не занятие покинутой крепости, есть, прежде всего, борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время. Символизм, заполнив мир соответствиями, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами и умалил его высокую самоценность».

Он предлагает заниматься доступными для понимания вещами, но не сводить все до практических целей.

Если символисты стремились к чему-то зыбкому и сверхреальному, к многозначности и текучести образов, то акмеисты - к ясности образа, чеканности слова. Они равнодушно относились политическим проблемам. Русский символизм берет свое начало во Франции, где «выдвигаются чисто литературные задачи: свободный стих, более своеобразный и зыбкий слог, метафору, вознесенную превыше всего». Благодаря этому определяющим фактором становится мимолетность, сиюминутность, тайна, покрытая ореолом мистики. У акмеистов же преобладает реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость заменяется точными словесными образами. Они обращаются чаще всего к сюжетам и образам из мифологии, ориентируются на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру и живопись. Символисты отдают предпочтение музыке.

Акмеизм просуществовал недолго. В феврале 1914 г произошел раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» и несколько альманахов.

Попытка возобновить действие цеха предпринималась не раз, последняя в 1920 году принадлежала Николаю Гумилеву.

Несмотря на недолгое существование, акмеизм дал литературе многое. В других европейских литературах аналогов ему нет. Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам – яркие личности, которые оказали значительное влияние на судьбу русской поэзии 20 века.

Помимо символизма и акмеизма важным для нас направлением является футуризм. В стихотворениях В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака, Н.Н. Асеева, В. Шершеневича и других поэтов часто встречается образ трамвая, поэтому необходимо поговорить об основных принципах направления. Футуризм(от лат. «futurus» – будущий) имеет итальянское происхождение. Основоположником считается Ф. Маринетти. Суть футуризма в механизации искусства, лишение его духовности, словесные изыски считались лишними, а духовность – отжившим мифом. Идеи Маринетти были подхвачены и в России. Первыми футуристами стали братья Бурлюки, затем вокруг них сплотились и другие поэты, их имена перечислены выше. Первые манифесты носили эпатирующий характер, название «Пощечина общественному вкусу» говорит само за себя.

Русские футуристы «ставили целью создать новую поэтику, новую систему эстетических ценностей. Виртуозная игра со словом, эстетизация бытовых предметов, речь улицы – все это будоражило, эпатировало, вызывало резонанс»(Николаев)

Футуризм имел внутри себя несколько течений, то сближавшихся, то конфликтовавших: кубофутуризм, эгофутуризм (Игорь Северянин), группа «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак).

Сильно отличавшиеся между собой, эти группы сходились в новом понимании сущности поэзии, в тяге к словесным экспериментам. Русский футуризм дал миру нескольких поэтов огромного масштаба: Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Велимира Хлебникова.

Итак, повторимся, исключительно для того чтобы еще четче представлять принципы акмеизма, опираясь на статьи Н. Гумилева, О. Мандельштама и С. Городецкого, попытаемся их сформулировать тезисами.

    освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

    отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии. Зримой конкретности, звучности, красочности;

    стремление придать слову определенное, точное значение;

    предметность и четкость образов, отточенность деталей;

    обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

    перекличка с минувшими литературными эпохами

Символизм - художественное направление, сформировавшееся во Франции в 1870 - 1890-х годах и получившее широкое распро- странение в литературе, живописи, музыке, архитектуре многих европейских стран, в том числе России, в период с 1890-х по 1910-е годы. Символизм теснейшим образом связан с национальными ва- риантами стиля модерн (югендстиль, «сецессион», «ар-нуво»). Его влияние распространилось не только на область художественного творчества, но также на оформление интерьера, стиль одежды и через различные формы жизнетворчества на модели бытового поведения. Возникновение этой первой по времени модернистской стилевой формации было связано с радикальной «переоценкой ценностей» (термин Ф. Ницше, одного из «духовных отцов» символизма), кото- рой подверглись на исходе XIX века позитивизм с его тезисом «мир познаваем», теории общественного прогресса, конфессиональные формы религиозной практики (историческое христианство), бур- жуазная мораль. В эстетической сфере были решительно отвергнуты бытописатель- ский реализм, натурализм и трафаретная риторика дидактической и гражданской поэзии. Взамен выдвигались свобода творческого самовыражения и религиозно-философских исканий, предпочтение интуитивного способа рациональному, интерес к «непознаваемо- му» - к «мирам иным», к опыту измененных состояний сознания (сон, греза, экстаз, визионерство) и его осмыслению в авторефлек- сивных формах. «Еще недавно думали - мир изучен. Всякая глубина исчезла с горизонта. Постиралась великая плоскость. Не стало веч- ных ценностей, открывавших перспективы. Все обесценилось. Но не исчезло стремление к дальнему в сердцах. Хотелось перспективы. Опять запросило сердце вечных ценностей. Не событиями за- хвачено все существо человека, а символами иного. В симво- лизме, как методе, соединяющем вечное с его пространственными и временными проявлениями, встречаемся с познанием Платоновых идей»1 - так формулировал основные мировоззренческие принципы нового литературного направления Андрей Белый в программной статье «Символизм как миропонимание» (1903). 12 Существенный компонент символистского credo - и это особенно характерно для русского символизма - убежденность в возможности «преображения мира» усилиями художника-теурга (мага) в акте ин- дивидуального жизнетворчества. Инструментом «теургии» призван стать символ (от греч. συµβολλον - знак, опознавательная примета, указывающая на общность, соединение). Он понимается как дина- мический принцип, связующий разные грани бытия и сознания; в своей многозначности, через цепь опосредованных смыслов, путем восхождения «от реального к реальнейшему» он соотнесен с идеей «мирового всеединства» - полнотой космического и человеческого универсума. Помимо неисчерпаемости смысла символ передает на сокровенном языке намека и внушения нечто невыразимое, «не- сказанное», то содержание, которое невозможно адекватно передать словами обыденного языка. Отсюда - стремление к особой вырази- тельности, музыкальности художественного образа (преимущественно поэтического), его суггестии, к тому, что символисты называли «ма- гией слов». Превращаясь в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая перспектива, где и оказывается возможным развертывание символа в миф, т. е. мифотворчество. На русской почве проявились такие особенности символизма, как многоплановость художественного мышления, усиление ре- лигиозно-философской проблематики, понимание искусства как способа познания мира, абсолютизация ценности творческого акта (жизнетворчество), экстатичность переживаний («дионисийство»), мечта о синтезе искусств, углубление в сферу бессознательного, неомифологизм. Русскому варианту символизма было свойственно особенно острое переживание современности как тотального кри- зиса - кризиса жизни, искусства, сознания. Это накладывалось на эсхатологические настроения его представителей, улавливавших в явлениях реального мира знаки приближающегося «конца истории». Вера в осуществление утопического проекта пересоздания общества и человека через «теургическое» творчество соотносилась с духовным максимализмом, с восприятием социальных революций как торже- ства «революции духа». В настоящее время история русского символизма детально рекон- струирована в общей динамике литературного процесса, осмыслена она и на уровне индивидуальных творческих биографий писателей- символистов2 . В научный оборот введен значительный корпус новых архивных материалов, к читателю пришли в современных обнов- ленных изданиях основные произведения корифеев символистского движения (А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, З. Гиппиус, Д. Мережковского, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба) и писателей второго и третьего ряда (Л. Зиновьевой-Аннибал, Г. Чулкова, Эллиса (Л. Л. Ко- былинского) и др.), мемуарная литература. Благодаря обобщающим академическим трудам, авторитетным словарям и справочным из- 13 даниям, монографическим исследованиям, издательским проектам российских и зарубежных литературоведов феномен символизма изучен достаточно обстоятельно и представлен в парадигме раз- личных интерпретационных подходов: историко-литературном, типологическом, мифопоэтическом, психоаналитическом, культур- но-антропологическом. Внесены коррективы и в традиционную классификационную схему развития символизма, построенную на принципе смены поколений («старшие» / «младшие» символисты) или эстетических и миро- воззренческих программ (декадентство / религиозно-философский символизм; идеалистический / реалистический символизм). Вместо нее предлагается систематизированная концепция эволюции симво- лизма, более адекватная изучаемому объекту. Так, З. Г. Минц выделяет три подсистемы символистского «панэстетизма»: 1) «эстетический бунт», или «декадентство» (1890-е годы); 2) «эстетическая утопия» (1901-1907 годы); 3) «самоценный эстетизм» (1908-1910 годы)3 . Австрийский славист А. Ханзен-Лёве, предпринявший опыт систем- ного исследования образно-поэтической и мотивной структуры основ- ного корпуса символистских текстов, различает три типологических модели: 1) диаволический символизм (от греч. ϑιαβαλλειυ - раздвое- ние, разделение); 2) мифопоэтический символизм; 3) гротескно-кар- навальный символизм. Каждая из моделей предполагает наличие двух хронологически и эволюционно связанных друг с другом программ: в рамках первой модели - «эстетизм» и «магический символизм» 1890-х - начала 1900-х годов; в рамках второй - «позитивный мифопо- этизм» начала 1900-х и «негативный мифопоэтизм» 1903-1908 годов; третья модель, с разделением на «позитивную де- и ремифологизацию» и на «разрушение и аутомифологизацию разнородных символизмов», заявляет о себе в 1907-1908 годах и продолжает существовать вплоть до 1920-х годов4 . В данной главе для удобства изложения материала будет представлена обобщенная схема развития русского символизма с выделением трех хронологических этапов, обозначенных в соответ- ствии с их стилевыми и содержательными доминантами. Первый этап - эстетизм - приходится на 1890-е - начало 1900-х годов. В этот период в литературу входят Н. М. Минский, Д. С. Ме- режковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Со- логуб, Ю. К. Балтрушайтис. Время рождения русского символизма четко зафиксировано: им считается 1892 год, в течение которого Д. С. Мережковский дважды читает в Петербурге лекцию «О причи- нах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в журнале «Вестник Европы» появляется статья З. А. Венгеровой «Поэты-символисты во Франции», знакомившая читателей с но- выми веяниями в западноевропейской литературе. Изданная в 1893 году отдельной брошюрой лекция Мережковского стала первым литературным манифестом зарождающегося направления, именно здесь впервые прозвучало слово «символизм». Декларативным было 14 и название поэтического сборника Мережковского «Символы» (1892); предварявший его эпиграф из Гёте «Все преходящее / Есть только символ» освящал ореолом преемственности первые шаги новой школы. Общие для эпохи «конца века» размышления о крушении рационализма, позитивного знания и веры Мережковский дополнял суждениями об упадке современной литературы, отказавшейся от «древнего, вечного, никогда не умиравшего идеализма» и отдавшей предпочтение натурализму. Возродить литературу, по его мнению, может лишь порыв к неведомому, к «святыням, которых нет». Давая объективную оценку состоянию литературных дел в России и Европе, Мережковский называл предпосылки победы новых литературных те- чений: тематическую и эстетическую исчерпанность реалистической литературы, забвение ею «идеального», что приходит в противоречие с мироощущением современного человека с его тягой к «запредельно- му» и чувством «близости тайны». Здесь же определялись три главных элемента нового искусства: «мистическое содержание», «символы» и «расширение художественной впечатлительности». И хотя данная эстетическая программа отличалась нечеткостью и размытостью критериев, она отвечала эстетическим устремлениям эпохи и на нее с энтузиазмом откликнулись как на проповедь «нового идеализма». В 1894 - 1895 годы в Москве выходят три тоненьких сборника стихов и переводов под названием «Русские символисты» - первое коллективное выступление «новых» поэтов. Большая часть стихотво- рений была написана В. Брюсовым и напечатана под псевдонимами, благодаря чему создавалось впечатление о существовании целой школы. Цель была достигнута: о символистах заговорила критика, сборники получили скандальную известность, стали предметом паро- дий, особенно эпатировал публику знаменитый моностих В. Брюсова «О закрой свои бледные ноги…». Стремление молодого поэта «найти путеводную звезду в тумане» было достигнуто: «…я вижу ее: это де- кадентство. Да! ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я!»5 - записывает он в дневнике в 1893 году. Для Брюсова символизм - явление исключительно эстетическое, а поэзия - инструмент для выражения утонченных переживаний современной души, «соответствием» которой может быть поэтика намека, недосказанности. Таково стихотворение «Творчество» (1895), передающее состояние поэтической грезы, выражающее идею ин- туитивности, безотчетности творческих импульсов, причудливости поэтического воображения. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. 15 Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. Сложные метафоры, экзотизмы, прихотливые ассоциации, гипно- тический эффект стихотворного ритма, с одной стороны, с другой - демонстративный эгоцентризм (ср. названия первых сборников Брю- сова «Chefs d’oeuvre» - «Шедевры» и «Me um esse» - «Это - Я») и эпатажный имморализм («Неколебимой истине не верю я давно / Хочу, чтоб всюду плавала / Свободная ладья, / И Господа, и Дьявола

Формируется и находит поэтическое воплощение комплекс «де- кадентского» (от фр. dcadence - упадок, закат) эстетического миро- ощущения. Мотивы отъединенности от мира, замкнутости личности в «земной тюрьме», «башне», «келье» или, напротив, бесконечного