Планирование по фэмп в подготовительной группе помораева. Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Дидактическая игра «Найди место в ряду»

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве...

План-программа коррекционно-развивающей работы, направленной на профилактику и коррекцию речевых расстройств у детей старшей логопедической группы. Перспективный план фронтальных занятий логопеда к плану-программе.

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам: развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5-7 лет с национально-региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников-процесс сложный и длительный. Эта весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию

Перспективные планы...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» Занятия 1 2 3 4 5 6 7 Цели и задачи Источник 1. Напомнить детям способы получения чисел первого пятка, упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 5. 2. Закреплять умение устанавливать соответствия между количеством и цифрой. Закреплять умение писать цифры от 1 до 10. Умение отгадывать математические задачи и записывать ее решение. 1. Метлина – 202 зан.1 2. Колесникова – зан. №1 зад.1,2,3 1. Закреплять у детей представление об образовании чисел 6 и 7, раскрыть значение способа практического составления множеств 1:1 для выяснения отношений > < . 2. Закреплять знания о квадрате и прямоугольнике, учить рисовать их в тетради клетку, уметь их выкладывать из счетных палочек. 1. Метлина – 203 зан.2 2. Колесникова – зан. №1 зад.5,6,7,8 1. Развивать общее представление о действии вычитания как удалении части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей; закрепить знания состава числа из двух меньших на конкретном материале; 2. Закрепление знаков, продолжать учить арифметические задачи, пользоваться знаками + и –. 1. ФГТ стр.36 2. Колесникова – зан. №2 зад. 1,2,3 1. Повторить образование чисел второго пятка; закрепить понятие об образовании последующего числа добавлением единицы к предыдущему, об образовании предыдущего числа удалением единицы из последующего. 2. Закреплять умения сравнивать величину предметов, записывать результаты сравнения. Продолжать ориентироваться на листе бумаги. 3. Продолжать учить арифметическую задачу. 1. ФГТ – 41 2. Колесникова зан.№2, зад. 5,6 3. Колесникова 2 – стр. 19 зад.1 1. Закреплять представление о том, что число предметов не зависит от их размеров, упражнять в счете и в воспроизведении количества движений. 2. Закреплять умение считать по образцу и названному числу. Закреплять умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов. 3. Продолжать учить решать арифметические задачи. 1. Метлина – 205 зан.5 2. Колесникова – зан. №3 зад. 1,2 3. Колесникова 2 – стр. 20 зад. 2 1. Закреплять представления о том, что число предметов не зависит от расстояния между ними, упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10. 2. Закреплять умение видеть в форме предметов геометрические фигуры. Закреплять знания о последовательности частей суток. 3. Продолжать учить решать арифметические задачи. 1. Метлина – 206 зан.6 2. Колесникова – зан. №3 зад. 3,5,6 3. Колесникова 2 – стр. 20 зад. 3 1. Закрепить умение сравнивать предметы, отличающиеся какимлибо одним признаком; устанавливать количественные соотношения между ними; учить группировать предметы по 2–3 1. ФГТ – 55 2. Колесникова – зан №4 зад. 1,2 Занятия 8 9 10 11 12 13 14 Цели и задачи Источник разным признакам (размер, форма, расположение); 2. закреплять умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков. Закреплять умение устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой. 3. Продолжать учить решать арифметические задачи. 3. Колесникова 2 – стр. 21 зад. 4 1. Закрепить представление детей об основном правиле счета, упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и толщине. 2. Закреплять знание о составе числа 6 из двух меньших чисел. Продолжать учить решать логические задачи на установление закономерностей. Закреплять умение рисовать треугольники, трапеции в тетради в клетку. 1. Метлина – 207 зан.8 2. Колесникова – зан. №4 зад. 3,4,6,7 1. Формировать понятие числа при счете не только реальных предметов и изображений, но и звуков, движений; учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь); 2. Закреплять умение устанавливать соответствия между количеством и цифрой. Учить составлять вопросы к сюжетной картинке. 3. Закреплять умение решать арифметические задачи. 1. ФГТ – 65 2. Колесникова – зан. № 5 зад. 1,2 3. Колесникова 2 – стр. 22 зад. 5 1. Познакомить со счетом в пределах 20, особенностью образования двузначных чисел (11–20); закрепить знание о составе чисел из единиц первого пятка; совершенствовать умение сопоставлять численность множеств предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, красных и синих); 2. Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать ее решение с помощью знаков и цифр. Познакомить с часами, их разнообразием и значением. 1. Раскрыть представление порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10. Обобщать предметы по признаку формы. 2. Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Закреплять знания о днях недели. Продолжать учить решать логическую задачу. 1. Формировать понятие числа (в пределах 20); уметь соотносить цифры с количеством предметов на картинке; 2. Закреплять умение определять словом положение предметов по отношению к себе, другому лицу. 3. Продолжать учить составлять арифметическую задачу и записывать ее с помощью знаков и цифр. 1. ФГТ – 74 2. Колесникова – зан. №5, зад. 4,5 1. Закреплять представление о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5, упражнять в порядковом счете, в счете и отсчете предметов, упражнять в сравнении предметов по длине и толщине. 2. Продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10. Воспроизводить количество предметов по названному числу. 3. Формировать условие задачи, ставить вопрос, пользоваться словами «прибавить» и «получается». 1. Формировать умение устанавливать соответствие между 1. Метлина – 210 зан. 13 2. Колесникова – зан. 7 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 23 зад. 7 1. Метлина – 208 зан. 11 2. Колесникова – зан. № 6 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 22 зад. 6 1. ФГТ – 84 2. Колесникова – зан. 6 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 22 зад. 6 1. ФГТ – 94 Занятия 15 16 17 18 19 20 21 22 Цели и задачи Источник количеством предметов и цифрой; познакомить с цифрами 1, 4 и 7; обратить внимание на конфигурацию этих цифр. 2. Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших. Закреплять умение рисовать овалы в тетради в клетку. 3. Записывать решение задачи соответствующим математическим выражением и читать запись. 1. Познакомить детей с количественным ставом из единиц 8 и 9, закреплять навыки порядкового счета, упражнять в ориентировке на плоскости листа. 2. Продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков. Учить измерять линейкой, записывать результаты измерения. 1. Закреплять названия дней недели, учить составлять число 9 из двух меньших чисел, закреплять название месяцев. 2. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, решать примеры. 3. Познакомить детей с новым видом арифметической задачи, учить составлять и решать задачи на отношение «меньше на …» 1. Учить детей с помощью условной мерки определять объем жидкости, учить составлять число 9 из двух меньших чисел, закреплять временные представления. 2. Закреплять знания о цифрах от 0 до 10, умение устанавливать соответствие между числом и цифрой. 3. Учить формулировать условие задачи, ставить вопрос, пользоваться словами «вычесть», «получится» 1. Учить детей составлять число 10 из двух меньших чисел, учить считать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку, упражнять в ориентировке в пространстве. 2. Познакомить с образованием числа 11, новой счетной единицы – десятком. Знакомить детей с часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до получаса. 2. Колесникова – зан. № 7 зад. 4,5,6 3. Колесникова 2 – стр. 24 зад. 8 1. Продолжать знакомить с составом и образованием каждого из чисел второго десятка. Учить детей считать в пределах 20, закрепить название геометрических фигур. 2. Продолжать учить отгадывать математические задачи, записывать решение, понимать независимость числа от величины предметов. 1. Новикова – 80 2. Колесникова – зан.10 зад.1,2,3 1. Продолжать учить считать до 20, знакомить с преобразованием и записью каждого из чисел второго десятка, учить называть слова противоположные по смыслу. 2. Закреплять умение составлять число 7 из двух меньших. Рисовать символическое изображение в тетради в клетку. 3. Познакомить детей с новым видом арифметической задачи, учить составлять и решать задачи на отношение «меньше на …» 1. Новикова – 83 2. Колесникова – зан.10 зад. 3,4,5 3. Колесникова 2 – стр. 26 зад. 11 Продолжать знакомить детей с часами и их предназначением. упражнять в счете в пределах 20, в ориентировке в пространстве. Учить отгадывать математические загадки, записывать решение, понимать независимость числа от величин. 1. Новикова – 85 2. Колесникова №10 зад. 1,2,3,4 Упражнять в счете в пределах 20, в составлении образования числа 1. Новикова – 89 1. Метлина – 211 зан. 15 2. Колесникова – зан. №8 зад. 1,2,3,4 1. Новикова – 72 2. Колесникова - зан. №8 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 25 зад. 9 1. Новикова – 75 2. Колесникова – зан.9 зад.1,2 1. Новикова – 77 2. Колесникова – зан.9 зад.3,4,5,6 Занятия 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Цели и задачи Источник 10 из двух меньших. Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. 2. Колесникова №11 зад. 3,4 Учить детей группировать предметы по размеру и цвету Продолжать учить детей счету в пределах 10. Формировать умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки. Закрепить умение анализировать форму геометрических фигур в целом. Развивать у детей искать выход из проблемной ситуации, развивать логическое мышление умение сравнивать, рассуждать. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, упражнять в счете в пределах 20, закреплять название месяцев. Познакомить с образованием числа 12, определять время, решать логические задачи. Упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, закреплять название месяцев. Умение составлять число8 из двух меньших чисел, записывать цифрами, читать запись. Продолжать решать логические задачи, составлять условие задачи. Конспект Продолжать развивать у детей представление о независимости числа предметов от из размеров и площади, учить сравнивать смежные числа. Знакомить с образование числа 13, записывать его, решать арифметическую задачу, записывать условие. Дать детям представление о том, что при увеличении числа на 1 всегда получается следующее число по порядку. Упражнять в умении решать логические задачи с разделением предмета на части. Упражнять в рисовании геометрических предметов в клетках. Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число. Развивать понимание взаимообратных отношений между числами в пределах 10. Продолжать учить решать арифметические задачи. Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел, развивать понимание взаимообратных отношений между числами в пределах 10. Формировать учебную задачу. знакомить с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы). Формировать навыки самоконтроля и самооценки. продолжать формулировать условие задачи, ставить вопрос, задавать к одной задачи несколько вопросов. Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10. Учить делить целое на две равные части. Знакомить детей с образованием числа 14, писать его. Объяснять что в двух неделях 14 дней. Продолжать учить детей записывать решение задачи соответствующим математическим выражением и читать запись. Учить детей делить предметы на 2 и 4 равные части. Упражнять в сравнении смежных чисел и в установлении разностных отношений между ними. Учить находить предметы указанных размерных соотношений. Развивать зрительное восприятие. Учить детей решать задачи на сложении по иллюстрации. Учить определять время по часам с точностью до получаса, упражнять в ориентировке на листе бумаги. Закреплять название геометрических фигур. Продолжать учить считать по образцу и названному числу, составлять арифметическую задачу и решать ее. Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи 1. Новикова – 91 2. Колесникова №12 зад. 1,2,3 1. Новикова – 94 2. Колесникова №12 зад. 4,5 2. Колесникова 2 – стр. 25 зад.10 1. Метлина – с. 213 №19 2. Колесникова №13 зад. 1,2,3 1. Метлина – с. 215 №20 2. Колесникова №13 зад. 4,5,6 1. Метлина – с. 216 №21 2. Колесникова №14 зад. 1,2,3 1. Метлина – с. 217 №22 2. Колесникова №14 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 26 зад.11 1. Метлина – с. 219 №23 2. Колесникова №15 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 26 зад.12 1. Метлина – с. 220 №24 2. Колесникова №15 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 28 зад.13 1. Новикова – 102 2. Колесникова №16 зад. 1,2,3 1. Новикова – 107 Занятия 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Цели и задачи Источник на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе, записывать задачи используя знаки, закреплять название месяцев. Составлять число 9 из двух меньших. Закреплять умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. Учить детей ориентироваться на листе бумаги, упражнять в счете на слух, учить уменьшать число на 1. Записывать образование числа 15, читать запись, учить писать 15. Учить составлять условно-схематическую модель соответственно иллюстрации. Продолжать решать логические задачи. Уточнить представление детей о том, что у квадрата 4 стороны, 4угла, все стороны равны. Упражнять в делении квадрата на 2 и 4 равные части. Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентироваться в тетради в клетку. Учить детей считать двойками, учить называть общее количество предметов в группах, закреплять название геометрических фигур, развивать внимание детей, закреплять название месяцев. Учить решать примеры в пределах второго десятка. Учить составлять условно-схематическую модель соответственно иллюстрации. Продолжать решать логические задачи. Упражнять детей в увеличении и уменьшении числа на 1, закреплять знания о квадрате и прямоугольнике. Учить дорисовывать овалы до знакомых предметов. Уметь находить нужные геометрические фигуры. Продолжать учить составлять условно-схематическую модель соответственно иллюстрации. 2. Колесникова №16 зад. 4,5 Упражнять в счете двойками, учить находить сходство и различие между предметами, уметь определять время по часам, учить соотносить число с цифрой. Знакомить с образованием числа 16, писать его. Измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по его результатам. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10, познакомить детей со структурной задачей, упражнять в счете в пределах 20, уметь называть соседей названного числа. Закреплять умение определять время по часам. Закреплять представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10. Продолжать учить детей делить предметы на 4 и 6 равных частей, устанавливать отношение между частью и целым. Продолжать учить отгадывать математическую загадку, определять какой математический знак надо написать в примере. Упражнять детей в делении предмета на 8 равных частей путем складывания по диагонали. Учить составлять силуэт предмета из 8 равнобедренных треугольников. Продолжать учить составлять число 9 из двух меньших чисел, записывать результаты составления. Дорисовывать треугольники до знакомых предметов. 1. Новикова – 117 2. Колесникова №19 зад. 1,2,3 Развивать представление о последовательности чисел в пределах 10. Уточнить представление детей о треугольнике, упражнять в зарисовке треугольников на бумаге в клетку. Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте. Знакомить с образованием числа 17 и писать его. Решать примеры в пределах второго десятка. 1. Метлина – с. 226 №32 2. Колесникова №21 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 30 зад.17 1. Метлина – с. 221 №26 2. Колесникова №17 зад. 1,2 3. Колесникова 2 – стр. 28 зад.14 1. Метлина – с. 222 №27 2. Колесникова №17 зад. 3,4 1. Новикова – 115 2. Колесникова №18 зад. 1,2,3 3. Колесникова 2 – стр. 29 зад.15 1. Метлина – с. 224 №28 2. Колесникова №18 зад. 4,5 3. Колесникова 2 – стр. 29 зад.16 1. Новикова – 120 2. Колесникова №19 зад. 4,5 1. Метлина – с. 225 №31 2. Колесникова №20 зад. 1,2 1. Новикова – 124 2. Колесникова №20 зад. 3,4 Занятия 43 44 45 46 47 48 19 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Цели и задачи Источник Учить решать задачи на вычитание по иллюстрации. Упражнять детей в счете двойками, развивать наблюдательность, внимание, упражнять в счете в пределах 20, упражнять в измерении длины равными мерками. Учить решать логическую задачу на установление закономерности. Продолжать знакомить с часами. 1. Новикова – 127 2. Колесникова №21 зад. 4,5,6 Продолжать учить детей составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать их используя знаки, закреплять название дней недели, упражнять в счете в пределах 20. Учить увеличивать и уменьшать число на единицу. Продолжать знакомить с образованием числа 17. Учить анализировать узор и продолжать его по образцу. Закреплять знание последовательности чисел. Упражнять в счете, в сравнении количества предметов и в постановке вопросов. Рисовать символическое изображение собаки в тетради в клетку. упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги. 1. Новикова – 130 2. Колесникова №22 зад. 1,2 1. Метлина – с. 227 №35 2. Колесникова №22 зад. 3,4,5 Занятия 69 70 71 72 Цели и задачи Источник

Годовое планирование по ФЭМП в подготовительных группах.

Сентябрь.

Занятие 1.

Тема . Путешествие воздушного шара.

ИОС. Воздушный шар прилетел в гости в детский сад, чтобы рассказать ребятам, где он побывал, что увидел. В течение года, от лица путешественника (воздушного шара), педагог будет предлагать детям путешествия в сказки.

Деятельность.

Шар воздушный шаловливый,

Не послушный и строптивый,

Вместе с ветром убежал,

А куда нам не сказал.

ИУ « Улица города».

Цель. Счет количественный, счет в обратном направлении, счет порядковый.

Материал. Изображения домиков с количеством окон от 10 до 1.

ИУ «На проезжей части».

Цель. Определение правильного и неправильного изображения цифры по написанию.

Материал. Изображения грузовых и легковых машин, отмеченных правильно и неправильно написанными цифрами, математический пенал.

ИУ «Номер дома».

ИУ «Какой шар выше?»

Материал. Изображения воздушных шаров с примерами на сложение и вычитание.

ИУ «Логический квадрат».

Цель. Составление сетки логического квадрата (комбинаторика).

Материал. Изображения воздушных шаров разного цвета и формы.

ИУ «Звездная ночь».

Цель. Закрепление знаний о геометрических фигурах, ориентировка на плоскости, конструирование из счетных палочек.

Материал. Карточки с изображением геометрических созвездий.

Занятие 2.

Тема . Коротышки из Цветочного города.

ИОС. Воздушный шар побывал в Цветочном городе и познакомился с коротышками. Путешествие в Цветочный город.

Деятельность.

ИУ « Улица Колокольчиков».

Цель. Определение неправильно написанной цифры.

Материал. Изображения домиков с цифрами.

ИУ « Номер дома».

Цель. Определение предыдущего и последующего числа к названному числу.

Материал. Касса цифр (математический пенал).

ИУ «Геометрические клумбы».

Цель. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение соотносить количество с числом его обозначающим. Конструирование восьмиугольника.

Материал. Изображения геометрических клумб с разным количеством цветов, счетные палочки.

ИУ «Картины художника Тюбика».

Цель. Развивать логическое мышление, умение рассуждать и выделять пары подходящие по смыслу.

ИУ «Рецепты доктора Пилюлькина».

Цель. Развивать умение декодировать информацию о цвете, форме, о принадлежности к овощам и фруктам.

Материал. Изображения овощей и фруктов, карточки - коды.

ИУ «Собираем гербарий».

Цель. Вычислительная деятельность.

Материал. Изображения листьев с примерами на сложение и вычитание.

ИУ «Ракета».

Материал. Игра «Крестики» Воскобовича.

Занятие 3.

Тема . Подготовка к полету на Луну.

Деятельность.

ИУ «Строим ракету».

Цель. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение декодировать информацию о форме, величине, цвете. Вычислительная деятельность.

Материал. Карточки коды с информацией о форме, величине, цвете, порядковом номере на чертеже.

ИУ «Скафандры».

Материал. Карточки с отрицанием цвета, изображения скафандров.

ИУ «Картины для лунатиков».

Цель. Развивать умение находить пару одинаковых по произношению и противоположных по назначению предметов.

Материал. Предметные картинки.

ИУ «Космическая еда. Рецепты салатов».

Цель. Состав числа 10 из двух меньших чисел.

Материал. Картинки с изображением овощей, палочки Кюизенера.

ИУ «Запуск ракеты».

Цель. Определение предыдущих и последующих чисел.

Материал. Числовые карточки.

Занятие 4.

Тема . Незнайка на Луне.

Деятельность.

ИУ «Созвездия».

Цель. Развивать умение выделять геометрическую фигуру из множества наслоенных контуров.

Материал. Наглядное пособие «Геометрические созвездия», математические планшеты.

Пальчиковая игра «Лунатики».

ИУ «Яблоки».

Цель. Определение предыдущего и последующего числа к названному числу (поиск червивого яблока).

Материал. Изображения яблок, отмеченных числами первого десятка.

ИУ «Альбом с фотографиями».

Цель. Развивать умение находить недостающие изображения в сетке логического квадрата.

Материал. Картинки с изображением разных эмоций, дощечки для рисования.

ИУ «Блины. Угощение для лунатиков»

Цель. Вычислительная деятельность.

Материал. Изображения блинов с примерами на сложение и вычитание.

ИУ «Подарки для лунатиков».

Цель. Развивать умение декодировать информацию на карточке-коде о свойствах предметов.

Материал. Изображения 6 предметов (яблоко, гитара, будильник, ведро, пирамидка, глобус).

ИУ «Бант для музыканта Гусли».

Занятие 5.

Тема . Бухтик из тихой заводи.

ИОС. Сказка В. Рудковского про маленького водяного.

Деятельность.

ИУ «Подводный телефон».

Цель. Развивать умение ориентироваться и правильно выбирать направление хода в лабиринте.

Материал. Лабиринт «Подводный телефон».

ИУ «Обитатели тихой заводи».

Цель. Развивать внимание и наблюдательность при счете произвольно расположенных объектов.

Материал. Наглядное пособие «Заводь».

ИУ «Подводный детский сад».

Цель. Закрепить умение группировать предметы, составлять выражение неравенства.

Материал. Касса цифр и знаков.

ИУ «Кусикова стража».

Цель. Вычислительная деятельность.

Материал. Изображения рыбок с примерами на сложение и вычитание.

ИУ «Лягушата».

Материал. Изображения лягушат, отмеченных числами первого десятка.

ИУ «Родничок».

Цель. Геометрический диктант.

Материал. Геометрический трафарет и фигуры-вкладыши.

ИУ «Квакуша премудрая».

Цель. Развивать конструктивные способности.

Материал. Игра «Крестики-2» Воскобовича.

Занятие 6.

Тема . Домовенок Кузя.

ИОС. Сказка про домовенка Кузю.

ИУ «Школа маленьких домовят».

Цель. Определение четных и нечетных чисел.

Материал. Изображения домовят, отмеченные числами первого десятка.

ИУ «Вкусный компот».

Цель. Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел.

Материал. Изображения банок с компотом, палочки Кюизенера.

ИУ «Спор посуды».

Цель. Развивать логическое мышление.

Материал. Изображение посуды, карточка-код.

Подвижная игра «10 домовят».

ИУ «Еда и напитки».

Цель. Вычислительная деятельность.

Материал. Карточки с изображением еды и напитков с примерами на сложение и вычитание.

ИУ «Пожар в избушке на курьих ножках».

Цель. Развивать умение соотносить величину палочки Кюизенера с силуэтным изображением.

Материал. Листы с заданием «Избушка», палочки Кюизенера.

Занятие 7.

Тема . Золушка.

ИУ «Цветы».

Цель. Определение четных и нечетных чисел.

Материал. Изображения цветов, отмеченных числами первого десятка.

ИУ «Платья для бала».

Цель. Развивать умение декодировать информацию, об отрицании цвета.

Материал. Изображения нарядов для бала, карточки-коды.

ИУ «Крошки для птиц».

Цель. Вычислительная деятельность.

Материал. Карточки с примерами и изображения птиц с ответами.

ИУ «Одеяло для Золушки».

Цель. Развивать умение находить лишнюю фигуру из ряда предложенных фигур.

Материал. Наглядное пособие «Геометрическая таблица».

ИУ «Тыква для кареты».

Цель. Развивать умение выстраивать числа первого и второго десятка в порядке возрастания, называть пропущенные числа.

Материал. Изображения тыкв с выборочными числами из первого и второго десятка.

ИУ «Мышеловка».

Цель. Закрепить умение соотносить палочку с числом ее обозначающим.

Материал. Наглядное пособие «Мышеловка», палочки Кюизенера.

ИУ «Часы».

Цель. Развивать умение определять время по часам.

Материал. Сюжетные картинки, макеты часов.

ИУ «Найди дорожку».

Цель. Развивать умение ориентироваться в лабиринте, правильно определять и называть направление хода.

Материал. Лабиринт «Найди дорожку».

Занятие 8.

Тема . Маленький Мук.

ИУ «Маленький Мук».

Цель. Развивать конструктивные способности, умение воспроизводить изображение по памяти.

Материал. Игра «Крестики-2» Воскобо

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Ма» - «Развитие элементарных математических представлений» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» 2005 г. под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и приоритетного направления работы ДОУ по развитию когнитивных процессов дошкольников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007 г.
  2. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006 г.
  3. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008 г.
  4. «Занятия по математике в детском саду» Л.С. Метлина, 1986 г.
  5. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко, 2000 г.

Программа рассчитана на 70 занятий в год (2 занятия в неделю), длительность одного занятия 30-35 минут.

Программой предусмотрено проведение:

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи обучения по направлению программы:

  • Формирование представлений о числе и количестве:
    - Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
    - Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
    - Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
    - Познакомить с цифрами от 0 до 9.
    - Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
    - Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
    - Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
    - Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
    - Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
    - Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
  • Развитие представлений о величине :
    - Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
    - Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
    - Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
    - Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
    - Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
  • Развитие представлений о форме:
    - Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
    - Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
    - Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
    - Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
    - Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Развитие пространственной ориентировки:
    - Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
    - Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
    - Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развитие ориентировки во времени:
    - Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
    - Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
    - Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
    - Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

  1. «Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
  2. «Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
  3. «Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года.
  4. «Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
  5. «Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

Основные требования к уровню подготовки детей подготовительной к школе группы по развитию элементарных математических представлений.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год. В середине декабря в форме срезовых заданий и в апреле – в форме итоговых занятий.

К концу года дети могут

  • Уметь
    - Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
    - Считать до 10 и дальше.
    - Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
    - Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
    - Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
    - Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
    - Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
    - Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
    - Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
    - Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
    - Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
    - Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
    - Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать
    - Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
    - Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
    - Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
    - Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
  • Иметь представление
    - О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
    - О временных интервалах: временем суток, года.
    - Об определении времени по часам
    - О количественной характеристике числа.

Календарно-тематическое планирование по развитию элементарных математических представлений (Приложение 4 )

Список литературы

  1. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
  3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  7. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
  8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.
  9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. 2008 г.
  10. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
  11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений

Тема занятия Программное содержание
Сентябрь
1. Повторение материала старшей группы. Закрепить: порядковый и количественный счет;
знание геометрических фигур; знания о временных отношениях: неделя, месяц, год; состав числа из единиц.
2. Место числа среди других чисел, сравнение двух групп предметов. Учить сравнивать две группы предметов. Закрепить знания о месте числа среди других чисел ряда, знание геометрических фигур, порядковый и количественный счет
3. Количественный и порядковый счет, цифры. Закрепить: знания о количественных и порядковых отношениях в натуральном ряду чисел; знание цифр; знания о месте числа среди других чисел ряда. Учить сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью геометрических фигур.
4. Пятиугольник Учить измерять объем с помощью условной мерки; определять равенства и неравенства нескольких групп предметов. Познакомить детей с пятиугольником. Закрепить знания о разнообразии геометрических фигур (четырехугольник), о количественном счете до 10 в прямом и обратном порядке.
5. Состав числа 3 из двух меньших чисел, знакомство с задачей. Познакомить с арифметическими задачами и их решением. Закрепить знания о составлении числа 3 из двух меньших чисел; количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке; умение сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе; знания о пятиугольниках.
6. Пространственные отношения, сравнение чисел. Учить определять равенства, неравенства по числу предметов; зрительно распознавать геометрические; самостоятельно придумывать задачи- драматизации. Закрепить: знания о пространственных отношениях; знания о величине предметов.
7. Измерение объема условной меркой. Учить: измерять объем с помощью условной мерки; определять место числа среди других чисел ряда; ориентироваться на листе бумаги. Закрепить умения: классифицировать предметы и объединять их в множества по трем признакам; решать арифметические задачи-драматизации.
8. Преобразование фигур, состав числа 4 из двух меньших чисел. Учить: преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению; измерению массы предмета. Познакомить детей с тетрадью. Закрепить: составление числа 4 из двух меньших чисел; умение определять место числа среди других чисел ряда.
Октябрь
9. Масса предмета, логические задачи.
Учить: устанавливать закономерность при решении логической задачи; измерению массы предмета; преобразовывать геометрические фигуры; проводить в тетрадях короткие и длинные горизонтальные линии на расстоянии одной клетки друг от друга. Закрепить состав числа 4 из двух меньших чисел.
10. Независимость числа от расстояния между предметами.
Учить: видеть независимость числа от расстояния между предметами; устанавливать закономерность при решении логической задачи; измерять массу предмета; ставить точки внутри клеток в тетрадях. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закрепить знание цифр.
11. Шестиугольник.
Учить: решать арифметические задачи-иллюстрации; сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе. Закрепить умение рисовать в тетради горизонтальные и вертикальные линии. Познакомить детей с шестиугольником. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
12. Упорядочивание предметов по размеру, знак «=».
Учить объединять фигуры в множества по трем, четырем признакам; упорядочивать предметы по размеру; сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе, используя знак «=»; решать арифметические задачи-иллюстрации; чередовать изображение прямых горизонтальных линий и точек в тетрадях.
13. Состав числа 5 из двух меньших чисел.
Учить: сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе, используя знак «=»; объединять фигуры в множества по трем, четырем признакам; упорядочивать предметы по размеру. Закрепить: составление числа 5 из двух меньших чисел; умение проводить в тетрадях горизонтальные и вертикальные линии разной длины.
14. Преобразование фигур.
Учить: распознавать и преобразовывать геометрические фигуры; сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе используя знак «=»; рисовать в тетрадях наклонные линии по диагонали клетки. Закрепить: знания о количественных отношениях в натуральном ряде чисел; составление числа 5 из двух меньших чисел.
15. Решение логических задач, определение места числа.
Учить: устанавливать закономерность при решении логической задачи; определять место числа, среди других чисел ряда. Закрепить: составление числа 6 из двух меньших чисел; знания о количественных отношениях в натуральном ряде чисел; умение рисовать в тетрадях наклонные лини в чередовании с точками.
16.
Ориентировка в пространстве, состав числа 6 из двух меньших чисел.
Учить: устанавливать закономерность при решении логической задачи; определять место числа, среди других чисел ряда. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закрепить: составление числа 6 из двух меньших чисел; умение рисовать в тетрадях наклонные линии, проводя их в разных направлениях.

Ноябрь
17. Состав числа 7 из двух меньших чисел, придумывание задач.
Учить: упорядочивать предметы по массе; работать в тетрадях; самостоятельно придумывать арифметические задачи. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закрепить составление числа 7 из двух меньших чисел; рисование в тетрадях наклонных линий разной длины.
18. Знакомство с календарем. Учить самостоятельно придумывать арифметические задачи. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Познакомить с календарем. Закрепить: названия дней недели, месяцев; составление числа 7 из двух меньших чисел; рисование коротких и длинных прямых и наклонных линий.
19. Место числа среди других чисел, состав числа 8 из двух меньших чисел. Учить: определять место числа среди других чисел ряда; упорядочивать предметы по объему. Закрепить: составление числа 8 из двух меньших чисел; знание дней недели, месяцев, изготовление календаря.
20. Равенства и неравенства нескольких групп предметов; Учить: определять равенство и неравенство нескольких групп предметов; преобразовывать геометрические фигуры; определять место числа среди других чисел ряда; соединять короткие прямые линии, изображая квадрат и прямоугольник в тетрадях. Закрепить составление числа 8 из двух меньших чисел.
21. Состав числа 9 из двух меньших чисел. Учить: распознавать и преобразовывать геометрические фигуры; определять равенство и неравенство нескольких групп предметов. Закрепить: составление числа 9 из двух меньших чисел; количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке; умение соединять короткие прямые линии, выполнять узор из квадратов и прямоугольников.
22. Счет в прямом и обратном порядке. Учить: решать логические задачи; сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе; определять место числа, среди других чисел ряда. Закрепить: составление числа9 из двух меньших чисел; количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке; рисование квадратов и наклонных линий в тетрадях.
23. Состав числа 10 из двух меньших чисел. Учить: сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе; определять место числа среди других чисел ряда; решать логические задачи; технике вертикальной штриховки в тетрадях. Закрепить составление числа 10 из двух меньших чисел.
24. Геометрические фигуры, составление схем. Учить: определять зависимость при делении целого на части; составлять схемы. Закрепить: знание геометрических фигур; знания о количественных отношениях в натуральном ряде чисел.
Декабрь
25. Временные отношения, логические игры. Учить: определять зависимость при делении целого на части; работать с логическими играми; технике горизонтальной штриховки в тетрадях. Продолжить знакомство со схемами. Закрепить: знания о временных отношениях; умение работать в тетрадях.
26. Классификация геометрических фигур, сравнение величин по глубине. Учить: создавать силуэты из геометрических фигур, сравнивать величины по глубине; штриховать квадрат по диагонали в тетрадях. Упражнять в классификации геометрических фигур. Развивать логическое мышление в логических играх.
27. Алгоритм, решение задач со знаками «+», «-», «=». Учить: пользоваться простыми алгоритмами; решать задачи и составлять примеры со знаками «+», «-», «=»; сравнивать величины по глубине. Совершенствовать классификацию геометрических фигур. Закрепить умение штриховать квадрат в разных направлениях в тетради.
28. Многоугольник. Дать детям понятие о многоугольниках. Учить: пользоваться простыми алгоритмами; ориентироваться на листе бумаги; решать простейшие задачи и примеры. Закрепить знание цифр и соотнесение их с числом.
29. «Логические игры и план». Закрепить: знания о многоугольнике; умение определять зависимость при делении целого на части; умение рисовать прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии при изображении больших и маленьких треугольников в тетрадях. Продолжить знакомство с планами. Развивать мышление с помощью логических игр.
30. Деление целого на части, цифры. Закрепить: определение зависимости при делении целого на части; знание цифр; названия дней недели.
Продолжать решать задачи и записывать решение, используя знаки «+», «-», «=». Развивать мышление с помощью логических игр.
31. Площадь объекта. Учить: решать логические задачи; сравнивать площадь объекта. Продолжать учить: сложению и вычитанию чисел по одному; создавать силуэты из геометрических фигур; изображать различные геометрические фигуры в тетрадях.
32. Танграм. Учить определять зависимость при делении целого на части; создавать силуэты из геометрических фигур; сравнивать величины по площади; изображать окружность, вписывая ее в одну или 4 клетки в тетрадях. Упражнять в решении логических игр и головоломок. Продолжать работать в тетрадях.
Январь
33. Схемы, состав числа из двух меньших чисел. Учить: выполнять действия по знакомым обозначениям; определять зависимость при делении целого на части; рисовать дуги в одной и двух клетках в тетрадях. Закрепить: составление чисел 7,8 из двух меньших чисел; умение решать логические игры и головоломки.
34. Сравнение величин по глубине. Учить: сравнивать величины по глубине; создавать силуэты из геометрических фигур. Закрепить: составление чисел 9 и 10 из двух меньших чисел; умение работать с планом, схемами; умение рисовать дуги, по разному располагая их в тетрадях.
35. Сложение и вычитание чисел (по одному). Учить: создавать силуэты из геометрических фигур; сравнивать величины по глубине. Продолжать учить сложению и вычитанию чисел (по одному); выполнять задания в логических играх; рисованию дуг и прямых горизонтальных линий в тетрадях.
36. Независимость числа от величины предметов. Учить находить закономерности, развивая логическое мышление. Продолжать учить: сложению и вычитанию чисел (по одному); работать с планом; рисовать дуги и прямые вертикальные линии в тетрадях.
Февраль
37. Независимость числа от расположения предметов. Учить: считать предметы по разному расположенные; определять зависимость при делении целого на части. Продолжать учить работать с планом. Развивать логическое мышление в логических играх.
38. Колумбово яйцо. Учить: создавать силуэты из геометрических фигур; классифицировать геометрические фигуры по двум свойствам; определять зависимость при делении целого на части. Совершенствовать умение рисовать прямые линии и дуги, создавая предметное изображение в тетрадях. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.
39. Соотнесение цифры к числу Учить самостоятельно создавать силуэты из геометрических фигур. Закрепить: знания о цифрах и соотнесение их к определенному числу; знания о временных отношениях умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.
40. Состав числа из двух меньших чисел. Учить: определению зависимостей при делении целого на части; самостоятельно создавать силуэты из геометрических фигур. Закрепить составление чисел 4 и 5 из двух меньших чисел. Продолжать учить рисовать прямые линии, упражнять в различной технике штриховки в тетрадях. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.
41. Временные отношения. Учить: определению зависимостей при делении целого на части; составлять план. Развивать логическое мышление в логических играх. Закрепить: знания о временных отношениях; знания о цифрах.
42. Количественный и порядковый счет, сложение и вычитание чисел. Продолжать учить сложению и вычитанию чисел (по одному). Закрепит: навыки количественного и порядкового счета; умение ориентироваться на плане. Совершенствовать умение классифицировать геометрические фигуры. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.
43. Ориентировка по плану. Продолжать учить: сложению и вычитанию чисел (по одному); ориентироваться по плану; работать в тетрадях. Совершенствовать: умение классифицировать геометрические фигуры; рисовать вертикальные и наклонные линии, создавая предметное изображение в тетрадях. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.
44. Классификация геометрических фигур. Дать детям знание об элементарной экономике. Совершенствовать навыки: классификации геометрических фигур; рисование вертикальных и горизонтальных линий, соблюдая определенное расстояние между изображениями, в тетрадях; сложения и вычитания чисел (по одному).
Март
45. Ориентировка по знаковым обозначениям. Учить детей ориентироваться по знаковым обозначениям. Расширять знания детей об элементарной экономике. Совершенствовать классификацию геометрических фигур. Развивать логическое мышление в логических играх.
46. Логические игры, элементарная экономика. Расширять знания об элементарной экономике. Продолжать учить: сложению и вычитанию чисел (по одному); создавать предметные изображения, используя прямые и наклонные линии, в тетрадях. Совершенствовать классификацию геометрических фигур. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.
47. Сложение и вычитание чисел, классификация геометрических фигур. Продолжать учить: сложению и вычитанию чисел (по одному); составлению узора из больших и маленьких квадратов и окружностей; закреплять навыки диагональной штриховки в тетрадях. Совершенствовать классификацию геометрических фигур. Развивать логическое мышление с помощью логических упражнений. Углублять знания об элементарной экономике.
48. Симметричное расположение предметов на плоскости. Учить: подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям; симметричному расположению предметов на плоскости; сравнивать величины по объему. Продолжать учить детей создавать в тетрадях сюжетные композиции при помощи прямых и наклонных линий. Закрепить сложение и вычитание чисел (по одному).
49. Знакомство с линейкой и циферблатом часов. Познакомить детей с циферблатом часов. Учить: создавать геометрические фигуры с использованием линейки; симметричному расположению предметов на плоскости; подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям. Закрепить умение рисовать предметы разной конфигурации, используя разные виды штриховки, заштриховывать изображения в тетрадях полностью или частично в соответствии с инструкцией.
50. Преобразование геометрических фигур с использованием линейки. Учить преобразовывать геометрические фигуры с использованием линейки. Закрепить: умение составлять число из двух меньших чисел; умение ориентироваться в пространстве. Уточнить знания детей о циферблате часов. Продолжать упражнять в создании предметных изображений в тетрадях, используя прямые линии и технику штриховки.
51. Счет до 11 и 12, сложение чисел по 2. Учить: счету до 11 и 12; сложению чисел по 2; ориентироваться в пространстве. Продолжать учить детей создавать предметное изображение, закрепляя технику штриховки в тетрадях. Закрепить умение составлять число 6 из двух меньших чисел.
52. Числа от 0 до 12. Учить детей сложению чисел по 2. Закрепить: знание чисел от 0 до 12; умение находить следующее и предыдущее числа; умение симметрично располагать предметы на плоскости. Продолжать учить составлять предметные изображения из прямых и наклонных линий разной длины, совершенствовать технику штриховки в тетрадях.
Апрель
53. Предыдущее и последующее числа. Учить: подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям; сравнивать величины по массе с помощью весов; составлять в тетради предметные изображения сложной конфигурации. Закрепить умение: находить следующее и предыдущее числа; симметрично располагать предметы на плоскости.
54. Трафарет, план, схема, взвешивание на весах. Упражнять в создании геометрических фигур с использованием трафарета; в умении сравнивать величины по массе с помощью весов. Закрепить: знания о пространственных отношениях на плане, схеме; умение подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям. Продолжать учить детей составлять предметные изображения, располагая их по диагонали в тетрадях.
55. Состав числа из нескольких меньших чисел. Учить: составлять числа из нескольких меньших чисел; создавать геометрические фигуры с использованием трафарета. Закрепить знания: о циферблате часов; пространственных отношениях на плане, схеме. Продолжать совершенствовать умение детей создавать предметное изображение, учить технике штриховки круга в тетрадях.
56. Вычитание чисел по 2, логические игры. Учить вычитанию чисел по 2. Продолжать: знакомство с циферблатом часов; упражнять в технике диагональной штриховки округлых фигур в тетрадях. Закрепить умения: подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям; составлять числа из нескольких меньших. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.
57. Сложение и вычитание чисел по 2. Совершенствовать умения: находить следующее и предыдущее числа; зрительно располагать геометрические фигуры; в технике диагональной штриховки округлых фигур в тетрадях. Закрепить сложение и вычитание чисел по 2. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.
58. Счет до 13. Учить: счету до 13; зрительно располагать геометрические фигуры. Совершенствовать умения: составлять число из двух меньших чисел; находить последующее и предыдущее числа. Продолжать упражнять в рисовании фигур округлой формы в двух и шести клетках в тетрадях.
59. Шаблон, счет до 14. Учить счету до 14. Закрепить: умение создавать геометрические фигуры с использованием шаблона; умение составлять числа из двух меньших чисел; умение создавать узор из разных геометрических фигур и линий, совершенствовать технику горизонтальной и диагональной штриховки в тетрадях; знания о пространственных отношениях на плане, схеме.
60. Часы, состав числа из нескольких меньших чисел. Учить преобразованию геометрических фигур с использованием шаблона. Закрепить знания о: часах; составлении числа из нескольких меньших чисел; пространственных отношениях на плане, схеме.
Май
61. Симметричное расположение предметов на плоскости. Закрепить: умение симметрично располагать предметы на плоскости; знание о часах; составление числа из нескольких меньших чисел; умение сложения и вычитания чисел по 2 при решении задач. Побуждать детей изображать в тетрадях предметы, состоящие из кругов, овалов, дополнять мелкими деталями разной конфигурации.
62. Деление целого на части, счет до 15. Учить: делить целое на части, устанавливать зависимость между целым и частью; счету до 15, понимать количественные отношения между числами. Закрепить: симметричное расположение предметов на плоскости; сложение и вычитание чисел по 2 при решении задач.
63. Операции с монетами, счет до 16. Учить: счету до 16; выполнять крупные изображения предметов, точно следуя инструкции при подсчете клеток в тетрадях. Закрепить: знание числового ряда в прямой и обратной последовательности; знание монет и их размен; деление целого на части, устанавливая зависимость между целым и частью; знание цифр.
64. Счет до 17. Учить выполнять в тетрадях узоры сложной конфигурации. Познакомить детей с числом 17. Упражнять в определении времени по часам. Закрепить: сложение и вычитание чисел при решении задач; навыки пространственной ориентировки.
65. Составление симметричных рисунков. Закрепить: умение составлять симметричные рисунки; умение составлять число 6 из нескольких меньших чисел; умение составлять целое из частей; ориентировку в пространстве, определяя направление движения; умение изображать в тетрадях большие и маленькие предметы, состоящие из линий, кругов и овалов.
66. Счет до 18. Учить счету до 18. Закрепить: знание цифр; умение составлять симметричные рисунки; представления о четырехугольниках: ромб, трапеция; умение составлять число 7 из нескольких меньших чисел.
67. Счет до 19 и 20. Упражнять детей в счете до 19 и 20. Закрепить: умение решать, используя знаковые обозначения; умение составлять число из нескольких меньших чисел; представления о различных геометрических фигурах.
68. Викторина «Веселые задачки». Обобщение и закрепление пройденного материала.