Одним из первых обосновал идею общественного. Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. а) быстрые, качественные изменения в жизни общества

М. Е. ЛИТВАК

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Учебное пособие по психотерапии и психологии общения

Издание второе, переработанное и дополненное

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Первое издание книги «Если хочешь быть счастливым» вышло в конце 1995 года тиражом 20 тысяч экземпляров, которые, к моему удивлению, разошлись довольно быстро, что потребовало новых изданий. Объясню, почему к удивлению. Книга фактически была изложением моей научной работы, из которой я просто убрал некоторые сложные термины, цифры, которые говорили о том, что выводы и рекомендации автора основаны на многолетней работе с пациентами, людьми, находящимися в кризисных ситуациях, педагогами, руководителями и вообще со всеми, чья деятельность связана с общением. Были также убраны статистические выкладки, подтверждающие достаточно высокую эффективность этих приемов. В книгу не были включены также упражнения и описания приемов групповой психотерапии и психологического тренинга, которые, как я думал, интересны только профессионалам. Но и последующие издания также довольно быстро исчезли с прилавков магазинов. Это были фактически допечатки, ибо изменения были минимальными, а объем и структура книги сохранились.

Я стал получать много писем, в основном, с положительными отзывами. Очень много было просьб помочь (часто это были крики о помощи!), многие просто благодарили за книгу, которая помогла им стать на ноги: наладить семейные отношения, поступить в вуз, закончить диссертацию, получить повышение по службе и даже добиться успехов на выборах. Многие читатели стали активными участниками нашего психотерапевтического клуба КРОСС (клуб решивших овладеть стрессовыми ситуациями). У большинства из них стало лучше не только со здоровьем, но и изменился социальный статус. Так, за это время 18 человек защитили кандидатские диссертации по разным наукам. Так что мне теперь не нужно искать себе юристов, экономистов, педагогов, бухгалтеров, строителей, программистов. Они есть среди тех, кто у меня учился. Это не просто честные люди и высококвалифицированные специалисты. Это еще и люди, приятные в общении. К моей радости, у меня появились последователи. Сейчас, насколько мне известно, мои ученики организовали подобные центры в Татарии, Башкирии, Кирове, Риге, Владивостоке, Астрахани, Калининграде, на Дальнем Востоке и Камчатке. Сейчас я веду переговоры о создании филиалов клуба в Барнауле, Тюмени и Москве.

Но шло время. Росли вы, я тоже старался не отставать от вас. 31 марта 1991 я даже защитил докторскую диссертацию. Но главное не это. Я записал все свои тренинги на аудио- и видеокассеты. Если у кого-то из иногородних есть желание, можно скопировать. Появились новые наработки. Материал разрастался и уже не помещался в одну книгу. Кроме того, был и ряд замечаний, которые мы внимательно изучили. В основном, они касались того, что книга, хотя и интересна для чтения, но носит описательный характер, и в ней очень мало конкретных рекомендаций. Тогда мы решили больше книгу «Если хочешь быть счастливым» не издавать. Мы ее разделили на три книги. Получился своего рода трехтомник. Первый том мы назвали «Как узнать и изменить свою судьбу», где объединялись все приемы работы над собой. Второй том «Психологический вампиризм» посвящен был проблеме общения с одним человеком и механизмам конфликта, третий «Командовать или подчиняться» давал рекомендации на тему, как управлять людьми без криков и нервотрепки, да так, чтобы они не замечали, что ими управляют. Все эти книги были изданы в 1997 году.

Все три книги вполне заменяли книгу «Если хочешь быть счастливым». Более того, в них были те самые практические рекомендации в виде коротких афоризмов и небольших пояснений к ним, которые хотели иметь наши читатели. Они пользовались достаточным успехом. Но тем не менее многие спрашивали «Если хочешь быть счастливым». Продавцы разъясняли, что, приобретая трехтомник, они будут иметь гораздо больше практического материала за гораздо меньшие деньги (к этому времени у перекупщиков цена книги доходила до 100-150 рублей, а весь трехтомник продавался меньше чем за пятьдесят рублей и был издан на лучшей бумаге). Издатель и я сомневались, будет ли пользоваться спросом «Если хочешь быть счастливым» в то время, когда рядом на полке лежит более полный трехтомник и еще одна книга «Принцип сперматозоида», который объединял только практические рекомендации всех трех книг. Под влиянием спроса читателей в 1998 году были сделаны допечатки. К нашему удивлению, тиражи расходились мгновенно, хотя можно было бы приобрести и вышеназванные четыре книги. Уже заканчивается 1999-й, а запросы на «Если хочешь быть счастливым» идут и идут...

17.03.2016 10:57

С чего начинать?

Многие читатели часто задаются вопросом - “С какой книги необходимо начинать изучение моей системы”. На этот вопрос нельзя дать четкого ответа. Вы должны начинать именно с той книги и с той главы, которая будет вам интересна.

Мои наиболее известные работы - «Если хочешь быть счастливым», «Принцип сперматозоида», «Психологический вампиризм», «Секс в семье и на работе».

Вас заинтересовало какое-то название?

Открываете оглавление и смотрите. Например, возьмем книгу «Если хочешь быть счастливым». В оглавлении вы увидите, что в части первой есть «Комплекс гадкий утенок». Если вам это действительно интересно, то вы просто открываете и читаете эту главу. Книгу можно начинать читать с любой страницы. Если вам не интересно, то вы переходите к той главе, которая вам больше понравится. Например, в части третьей есть «Психологическое Айкидо» - можете перейти сразу к ней.

«Если хочешь быть счастливым» - это моя самая первая книга. Она содержала в себе 600 страниц и вышла в издательстве «Феникс» в 1995 году, и уже выдержала несколько десятков изданий, где-то ближе к 40. Вначале я писал небольшие книги, например, «Психологическое Айкидо», «Я - алгоритм удачи», после этого издатель пригласил меня и попросил сразу написать более объемную работу об общении. Именно так появилось произведение «Если хочешь быть счастливым». Фактически, она является учебным пособием и энциклопедией, здесь разбираются многие вопросы общения в семье и на предприятии. Своего рода, это конспект.

После того, как книга вышла, материал начинал разрастаться. Но он уже никак не мог поместиться в данный формат. Именно поэтому после «Если хочешь быть счастливым» появилось еще три книги, которые имеют следующие названия: «Как изменить свою судьбу», «Командовать или подчиняться» и «Психологический вампиризм». Но на самом деле в каждой из этих трёх книг есть всё то, что есть в «Если хочешь быть счастливым». Поэтому, лучше всего начинать именно с неё. И в том случае, если по каким либо причинам захочется углубиться в какую-нибудь из глав, то вы всегда можете переключиться и найти эти знания в одной из следующих трёх книг.

Теперь поговорим об общении. Оно имеет четыре параметра. Первый параметр это общение с самим собой. Первая часть книги так и называется «Я». Второй параметр общения происходит тогда, когда мы общаемся один на один. Эту глава носит название «Я и ты». В неё как раз и входит «Психологическое Айкидо».

Многие мои ученики, после того, как перестали болеть и страдать, начали занимать организаторские должности, знаний у них не было - так появилась третья глава: «Я и ты». Она повествует о том, как общаться в группе, как ей управлять в том случае, если ты не начальник и, как комфортно себя чувствовать в этой группе.

Своими книгами я постарался внести вклад в развитие межличностных социальных отношений. Они по-настоящему заставляют пересмотреть свои взгляды на жизнь, а также дают тот самый толчок для психологического роста. Доказательство тому - письма читателей, в которых многие рассказывают, как начали смотреть на жизнь совершенно под другими углами.


Против брахманистской идеологии и системы варн было направлено в VI в. до н. э. учение Сиддхартха, прозванного Буддой (Просветленный). Дхарма у буддистов выступает как управляющая миром закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. Главное в – отличие от брахманизма буддизм провозгласил установку на индивидуальный путь спасения.

Определенные рационалистические трактовки государства и права наблюдаются в "Артхашастре" (IV–III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), советник и министр царя Чандрагупты I. Кроме морально-нравственных норм, акцент делался на практической пользе (артхе) и обусловленных ею политических мероприятиях и административно-властных установлениях.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (VI–V вв. до н. э.) признавал Божественное происхождение власти императора, но отказался от Божественного происхождения государства. Согласно его учению оно возникло из объединения семей. То есть государство – это большая патриархальная семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Благо народа – один из центральных пунктов политической части его доктрины. Мудрый администратор должен хорошо знать, что любят люди и что они ненавидят; он всегда должен стремиться к добру, и тогда люди пойдут за ним. Следование этим принципам означает "дао" (правильный путь). Сам Конфуций не добился особых успехов в попытках реализовать свои идеи на практике. Однако его доктрина стала той отправной точкой, той стандартной "измерительной шкалой" политической культуры, с которой сверяли свои теории мыслители и реформаторы последующих поколений.

В рамках даосизма, основателем которого считается Лао-цзы (VI в. до н. э.), правильный путь (дао) рассматривался не как путь в соответствии с требованиями богов, а как естественная природная необходимость. То есть по Лао-цзы, законы природы выше законов богов и несут в себе высшую добродетель и естественную справедливость. Тем самым он одним из первых подверг критике общественно-политическое устройство Китая. Его призывы к воздержанию, возврату к общинной жизни в ее патриархальности не получили широкой общественной поддержки.

Основатель моизма Мо-цзы (V в. до н. э.) обосновывал идею естественного равенства людей. Для этого он по-новому трактовал понятие "воля неба", рассматривая его как всеобщность, т. е. равное отношение ко всем людям. Отсюда его резкая критика существующих порядков. Мо-цзы стал одним из первых основателей договорной концепции происхождения государства. Он утверждал, что отсутствие управления и единого понимания справедливости определяло состояние вражды и хаоса в обществе. Для их устранения люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека и назвали его сыном неба.

Легисты Древнего Китая в лице одного из видных представителей этой школы Шан-Яна (IV в. до н. э.) критиковали взгляды Конфуция за идеализм в отношении морально-нравственных норм для правителя, которыми он должен руководствоваться. Шан-Ян считал, что управлять можно не с помощью добродетелей, а с помощью жестких законов, которым люди должны подчиняться под страхом наказания и насилия. Для этого легисты обосновывали принцип коллективной ответственности на основе круговой поруки (пятидворки и десятидворки) и внедряли идеи тотального доносительства. Эти идеи сыграли значительную роль в дальнейшем развитии системы государственного управления Древнего Китая и соседних стран, а впоследствии через монгольское завоевание – и в России.

Таким образом, первые попытки осмысления общественнополитического устройства в рамках религиозно-мифологического мировоззрения заключались в рассмотрении земных порядков как неразрывной части космических порядков, имевших Божественное происхождение. Тем самым утверждалось превосходство порядка над хаосом.

Вопрос 8. Политическая мысль Древней Греции и Рима

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной культуре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлинное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.

Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и общества как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подражания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образования, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безоговорочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.

Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.

Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.

Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге "Государство". Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.

Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия и аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она – не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

В политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился подчинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. "Мы лепим государство, – писал Платон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом" (см. Платон. "Государство"). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.

Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанализировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что "человек по природе своей есть существо политическое" и несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству". Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге "Политика" Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что "необходимо, чтобы целое предшествовало части". Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.

В учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть государства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.

а) общество – часть природы

б) природа – часть общества

в) общество и природа во взаимосвязи образуют единый реальный мир

г) общество, создав культуру («вторую природу»), потеряло связь с природой

5. Назовите неправильные утверждения:

а) свобода человека состоит в его способности жить вне общества

б) нет человека – нет общества

в) каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения

г) жизнь общества не подтверждена изменениям

д) знания, трудовые умения, нормы морали являются продуктами общественного развития

Кто был создателем учения о ноосфере?

а) В.И. Вернадский в) Ч. Дарвин

б) Л.Н. Гумилев г) О. Конт

Какое из утверждений верно?

а) общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом

б) общество и природа неразрывно связаны и подчиняются общим законом

в) общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей

8. «Многообразные связи, возникшие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности – это…»:

а) национальные отношения

б) общественные отношения

в) производственные отношения

9. Закончите определение: «Общество – это …»:

а) динамическая система

б) совокупность людей, объединенных историческими формами их взаимосвязи и взаимодействия

в) «коллектив» коллективов

г) все перечисленное выше

10. Приведите в соответствие название сферы общественной жизни и ее институтов:

1) духовная сфера жизни общества

3) экономическая сфера жизни общества

4) политическая сфера жизни общества

а) власть, государство, избирательное право

б) производство материальных благ, финансы, торговля

в) классы, нации, первичные коллективы

г) театр, религия, наука, нравственные нормы, образование

Как называют науки, изучающие общественную жизнь?

а) гуманитарные науки

б) естественные науки

в) общественные науки

12. К экономической сфере общественной жизни можно отнести:

а) все отношения между классами, общественными группами

б) отношения в процессе материального производства

в) отношения, возникающие по вопросу государственной влсти

13. Деятельность государственных организаций, политических партий относится к:

а) духовной сфере общественной жизни

б) социальной сфере общественной жизни



в) политической сфере общественной жизни

14. Приведите в соответствие названия наук об обществе и сферы общественной жизни, которые они изучают:

1) экономическая сфера жизни общества

2) социальная сфера жизни общества

3) политическая сфера жизни общества

4) духовная сфера жизни общества

а) социология

б) политология

в) правоведение

г) экономика

е) эстетика

Одним из первых обосновал идею общественного прогресса

а) древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII вв. до н. э.)

б) французский философ А. Тюрго (XVIII в.)

в) немецкий ученый К. Маркс (XIX в.)

16. Немецкий философ Г. Гегель (первая половина XX в.) утверждал, что:

а) общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному

б) социальный прогресс есть восходящее развитие человеческого разума

в) человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека

17. Закончите определение: «Общественный прогресс – это …»:

а) уровень (ступень) развития общества, его культура

б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития

в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким

18. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:

а) древнегреческие философы Платон и Аристотель

б) древнегреческий поэт Гесиод

в) французский просветитель Ж.А. Кондорсе

Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений?

а) внешние факторы, влияние природной среды

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества

в) стремление людей к новому, более совершенному

г) все перечисленное выше