Николай 1 внутренняя и внешняя. Внешняя и внутренняя политика Николая I

Николай 1 приходился третьим сыном императора и Марии Федоровны, поэтому не должен был занять престол. Это и обусловило направленность его обручения и воспитания. С юных лет Николай интересовался военным делом и готовился к карьере военнослужащего. В 1819 году императором Александром 1 было сообщено об отречении их брата Константина от престола. Поэтому в 1825 году после внезапной смерти Александра 1 власть перешла к Николаю. Годы правления: 1825 – 1855.

Внутренняя политика

Основными ее направлениями были «закручивание гаек» для вольнодумцев с одной стороны и острожные, но прогрессивные реформы – с другой. Начало правления Николая 1 ознаменовано в 1825 году, которое потерпело поражение. После этого император усилил репрессивные меры. Несколько декабристов были казнены, сотни сосланы на Кавказ и в Сибирь.

При Николае 1 окончился период «просвещенного абсолютизма». Наступает сокращение экономических и общественно-политических полномочий дворянства с целью укрепления самодержавия. Сократилось участие дворян в собраниях. Среди госслужащих укрепилась дисциплина.

Было создано Третье отделение канцелярии императора под руководством (позже во главе с Орловым), которое противоборствовало инакомыслию, а также занималось надзором за прессой, иностранными гражданами, анализировало претензии крепостных на помещиков и пр. Переписка вскрывалась. После восстания декабристов император панически опасался любого проявления активности в обществе.

В этот же период проводились ограниченные реформы. Законодательство было упорядочено, что облегчило административную практику. В 1837 году во главе с Киселевым стало проводиться , касающееся управления крестьянами. Они получили больше земли, в поселениях строились медпункты и вносились агротехнические новшества. Права помещиков стали ограничиваться: крестьян запрещалось отдавать за долги и отправлять на работы в горы.

С 1839-го года по 1843-й год проводилась денежная реформа под руководством министра финансов Канкрина. Установилось четкое соотношение между ассигнациями и серебряным рублем.

Однако основной вопрос, касающийся крепостного права, так и не был решен, так как Николай опасался общественных волнений.

Внешняя политика

В сфере внешней политики существовало 2 основных вопроса: восточный и европейский. В Европе Николай Первый боролся с революционным течением. В 1830 году император направил войска на подавление польского национально-освободительного восстания. В 1849 году, по просьбе впоследствии предавшего Россию австрийского правителя, русские войска подавили революцию в Венгрии.

Восточный же вопрос затрагивал влияние могущественных государств на европейские области Османской империи, так как в результате ожесточенной войны Россия получила определенную территорию на побережье Черного моря.

В середине столетия восточный вопрос обострился, что спровоцировало Крымскую войну. Армия России провела успешные действия, направленные на борьбу с Турцией на Кавказе, флот действовал в Черном море. Позже в войну вступили Франция и Англия. Существовала угроза подключения Пруссии, Швеции и Австрии. Россия оказалась один на один с Европой.

Решающей ареной боевых действий оказался Севастополь, оборона которого растянулась практически на год. В результате, император был побежден в войне, что привело к утрате права иметь военную базу на Черном море. Таким образом, основным итогом внешней политики Николая 1 явилась ссора со свой Европой, ссора сильно повредившая России. Впрочем, вины царя в этом не было, поскольку он вынужден был отстаивать интересы своей страны.

Таким образом, внешняя и внутренняя политика Николая 1 была довольно консервативной. Но никто не подвергает сомнению, что император стремился к благополучию России и работал для этого, не покладая рук.

Э. Верне "Портрет Николая I"

По описанию современников, Николай I был «солдат по призванию,
солдат по образованию, по наружности и по внутренности».

Личность

Николай, третий сын императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны, родился 25 июня 1796 года - за несколько месяцев до вступления Великого князя Павла Петровича на престол.

Поскольку цесаревичем считался старший сын Александр, а его преемником Константин, младших братьев — Николая и Михаила — не готовили на престол, они воспитывались как великие князья, предназначенные к военной службе.

А. Рокштуль "Николай I в детстве"

С самого рождения он был на попечении бабушки, Екатерины II, а после ее смерти – на воспитании няни, шотландки Лайон, к которой был очень привязан.

С ноября 1800 года воспитателем Николая и Михаила стал генерал М. И. Ламздорф. Это был выбор отца, императора Павла I, который сказал: «Только не делайте из моих сыновей таких повес, как немецкие принцы». Ламздорф был воспитателем будущего императора в течение 17 лет. В учёбе будущий император никаких успехов не проявлял, за исключением рисования. Живописи он обучался в детстве под руководством живописцев И.А. Акимова и В.К. Шебуева.

Николай рано понял своё призвание. В своих воспоминаниях он писал: «Одни военные науки занимали меня страстно, в них одних находил я утешение и приятное занятие, сходное с расположением моего духа».

«Ум его не обработан, воспитание его было небрежно», - писала об императоре Николае Павловиче королева Виктория в 1844 году.

Во время Отечественной войны 1812 г. он страстно желал участвовать в военных событиях, но от императрицы-матери получил решительный отказ.

В 1816-1817 г.г. Николай для завершения образования совершил две поездки: одну – по всей России (он посетил более 10 губерний), другую – в Англию. Там он познакомился с государственным устройством страны: посетил заседание английского парламента, но остался равнодушным к увиденному, т.к. считал, что подобное политическое устройство неприемлемо для России.

В 1817 г. состоялась свадьба Николая с прусской принцессой Шарлоттой (в православии Александрой Федоровной).

До вступления на престол его общественная деятельность ограничивалась командованием гвардейской бригадой, затем дивизией, с 1817 года он занимал почётную должность генерал-инспектора по военно-инженерному ведомству. Уже в этот период военной службы Николай начал проявлять заботу о военных учебных заведениях. По его инициативе стали функционировать в инженерных войсках ротные и батальонные школы, а в 1818г. были учреждены Главное инженерное училище (будущая Николаевская инженерная академия) и Школа гвардейских подпрапорщиков (затем-Николаевское кавалерийское училище).

Начало правления

Николаю пришлось вступить на престол в исключительных обстоятельствах. После смерти в 1825 году бездетного Александра I по Указу о престолонаследии следующим царём должен был стать Константин. Но ещё в 1822 году Константин подписал письменное отречение от престола.

Д. Доу "Портрет Николая I"

27 ноября 1825 г., получив известие о смерти Александра I, Николай присягнул новому императору Константину, находившемуся в то время в Варшаве; привел к присяге генералитет, армейские полки, правительственные учреждения. Между тем Константин, получив известие о смерти брата, подтвердил свое нежелание занять престол и присягнул Николаю как Российскому императору и привел к присяге Польшу. И только тогда, когда Константин дважды подтвердил свое отречение, Николай согласился на царствование. Пока шла переписка между Николаем и Константином, существовало фактическое междуцарствие. Чтобы надолго не затягивать возникшее положение, Николай принял решение принять переприсягу 14 декабря 1825 г.

Этим коротким промежутком междуцарствия воспользовались члены Северного общества – сторонники конституционной монархии, которые с требованиями, заложенными в их программе, вывели на сенатскую площадь воинские подразделения, отказавшиеся присягать Николаю.

К. Кольман "Восстание декабристов"

Новый император картечью разогнал войска с Сенатской площади, а затем лично руководил следствием, в результате которого пятеро руководителей восстания были повешены, 120 человек отправлено на каторгу и в ссылку; полки, участвовавшие в восстании, были расформированы, рядовые были подвергнуты наказанию шпицрутенами и разосланы по отдаленным гарнизонам.

Внутренняя политика

Царствование Николая проходило в период обострившегося кризиса феодально-крепостнической системы в России, нарастающего крестьянского движения в Польше и на Кавказе, буржуазных революций в Западной Европе и как следствие этих революций — формирование буржуазно-революционных течений в рядах российского дворянства и разночинной интеллигенции. Поэтому дело декабристов имело огромное значение и отражалось на общественном настроении того времени. В пылу откровений царь называл декабристов «своими друзьями 14 декабря» и хорошо понимал, что их требованиях имеют место в российской действительности и порядки в России требуют реформ.

Вступая на престол, Николай, будучи неподготовленным, не имел определенного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю. Уверен он был лишь в том, что благоденствие страны может быть обеспечено исключительно через жесткий порядок, строгое выполнение каждым своих обязанностей, контроль и регламентацию общественной деятельности. Несмотря на репутацию ограниченного солдафона, он внес некоторое оживление в жизнь страны после мрачных последних лет царствования Александра I. Он стремился ликвидировать злоупотребления, восстановить законность и порядок, провести реформы. Император лично ревизовал государственные учреждения, осуждая волокиту и коррупцию.

Желая укрепить существующую политическую систему и не доверяя аппарату чиновников, Николай I значительно расширил функции Собственной Его Величества канцелярии, практически подменившей высшие государственные органы. Для этого было образовано шесть отделений: первое занималось кадровыми вопросами и следило за исполнением высочайших повелений; Второе занималось кодификацией законов; Третье следило за законностью и порядком в управлении и общественной жизни, впоследствии превратилось в орган политического сыска; Четвертое заведовало благотворительными и женскими учебными заведениями; Пятое разработало реформу государственных крестьян и следило за ее проведением; Шестое готовило реформу управления на Кавказе.

В. Голике "Николай I"

Любил император создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии. Одним из первых таких комитетов стал «Комитет 6 декабря 1826 года». Перед ним Николай поставил задачу рассмотреть все бумаги Александра I и определить, « что ныне хорошо, что оставить нельзя и чем заменить». Проработав четыре года, комитет предложил ряд проектов преобразования центральных и губернских учреждений. Эти предложения с одобрения императора поступили на рассмотрения в Государственный совет, но события в Польше, Бельгии и Франции заставили царя закрыть комитет и совсем отказаться о коренных реформах государственного строя. Так первая попытка осуществить хоть какие-либо реформы в России окончились неудачей, стране продолжались усиливаться канцелярско-административные методы управления.

В первые годы царствования Николай I окружил себя крупными государственными деятелями, благодаря которым удалось решить ряд капитальных задач, не выполненных его предшественниками. Так, М.М. Сперанскому он поручил кодифицировать русское право, для чего были выявлены в архивах и расположены в хронологическом порядке все законы, принятые после 1649 г., которые опубликовали в 1830 г. в 51 томе «Полного собрания законов Российской империи».

Затем началась подготовка действующих законов, оформленных в 15 томах. В январе 1833 г. «Свод законов» одобрил Госсовет, и Николай I, присутствующий на заседании, сняв с себя орден А. Первозванного, наградил им М.М. Сперанского. Главным достоинством этого «Свода» явилось уменьшение хаоса в управлении и произвола чиновников. Однако эта сверхцентрализация власти не привела к положительным результатам. Не доверяя общественности, император расширил количество министерств и ведомств, которые создавали свои органы на местах с целью контроля все области жизнедеятельности, что привело к разбуханию бюрократического аппарата и волокиты, а расходы на их содержание и армию поглощали почти все государственные средства. В.Ю Ключевский писал, что при Николае I в России «завершено здание русской бюрократии».

Крестьянский вопрос

Наиболее важным вопросом внутренней политики Николая I являлся крестьянский вопрос. Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но не мог осуществить этого из-за противодействия дворянства и боязни «общего потрясения». В силу этого он ограничивался такими незначительными мерами, как издание закона об обязанных крестьянах, частичным проведением реформы государственных крестьян. Полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось.

Но некоторые историки, в частности, В. Ключевский, указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I:

— произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян, они перестали составлять большинство населения. Очевидно, немалую роль сыграло прекращение практики «раздачи» государственных крестьян помещикам вместе с землями, процветавшей при прежних царях, и начавшееся стихийное освобождение крестьян;

— сильно улучшилось положение государственных крестьян, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние госкрестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20%, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства;

— значительно улучшилось положение крепостных крестьян: был принят ряд законов, улучшавших их положение: помещикам было строго запрещено продавать крестьян (без земли) и ссылать их на каторгу, что ранее было обычной практикой; крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность и получили относительную свободу передвижения.

Восстановление Москвы после Отечественной войны 1812 года

В царствование Николая I завершилось восстановление Москвы после пожара 1812 г., по его указанию в память императора Александра I, «восстановившего Москву из пепла и развалин», построены Триумфальные ворота в 1826г. и начались работы по реализации новой программы планировки и застройки Москвы (архитекторы М.Д. Быковский, К.А. Тон).

Расширились границы центра города и прилегающих к нему улиц, реставрированы памятники Кремля, в том числе Арсенал, вдоль стен которого были расставлены трофеи 1812 - пушки (всего 875), отбитые у «Великой армии»; построено здание Оружейной палаты (1844-51). В 1839 состоялась торжественная церемония закладки храма Христа Спасителя. Главная постройка в Москве при императоре Николае I - Большой Кремлёвский дворец, освящение которого состоялось 3 апреля 1849 г. в присутствии государя и всей императорской фамилии.

Улучшению водоснабжения города способствовало строительство «Алексеевского водопроводного здания», заложенного в 1828. В 1829 «на каменных быках и устоях» возведён постоянный Москворецкий мост. Большое значение для Москвы имело строительство Николаевской железной дороги (Петербург - Москва; движение поездов началось в 1851) и Петербург-Варшава. Было пущено 100 пароходов.

Внешняя политика

Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы».

Осенью 1831 г. русскими войсками было жестоко подавлено восстание в Польше, в результате чего Польша потеряла автономию. Русская армия подавила революцию в Венгрии.

Особое место во внешней политике Николая I занимал Восточный вопрос.

Россия при Николае I отказалась от планов по разделу Османской империи, которые обсуждались при предыдущих царях (Екатерине II и Павле I), и начала проводить совершенно иную политику на Балканах - политику защиты православного населения и обеспечение его религиозных и гражданских прав, вплоть до политической независимости.

Наряду с этим Россия стремилась обеспечить своё влияние на Балканах и возможность беспрепятственного мореходства в проливах (Босфор и Дарданеллы).

В ходе русско-турецких войн 1806-1812 гг. и 1828-1829 годов Россия добилась больших успехов в осуществлении этой политики. По требованию России, объявившей себя покровительницей всех христианских подданных султана, султан был вынужден признать свободу и независимость Греции и широкую автономию Сербии (1830); по Ункяр-Искелесикийскому договору (1833), ознаменовавшему пик российского влияния в Константинополе, Россия получила право блокировать проход иностранных кораблей в Чёрное море (которое было ей утрачено в 1841 году). Эти же причины: поддержка православных христиан Османской империи и разногласия по Восточному вопросу - толкнули Россию на обострение отношений с Турцией в 1853 году, следствием чего стало объявление ею войны России. Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. Это был последний крупный бой парусного флота.

Военные успехи России вызвали негативную реакцию на Западе. Ведущие мировые державы не были заинтересованы в усилении России за счет дряхлеющей Османской Империи. Это создало основу для военного союза Англии и Франции. Просчёт Николая I в оценке внутриполитической обстановки в Англии, Франции и Австрии привел к тому, что страна оказалась в политической изоляции. В 1854 году Англия и Франция вступили в войну на стороне Турции. Из-за технической отсталости России было сложно противостоять этим европейским державам. Основные военные действия развернулись в Крыму. В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь. Русская армия потерпела ряд поражений и не смогла оказать помощи осаждённому городу-крепости. Несмотря на героическую оборону города, после 11-месячной осады, в августе 1855 года, защитники Севастополя были вынуждены сдать город. В начале 1856 года по итогам Крымской войны подписан Парижский мирный трактат. По его условиям России запрещалось иметь на Чёрном море военно-морские силы, арсеналы и крепости. Россия становилась уязвима с моря и лишалась возможности вести активную внешнюю политику в этом регионе.

Увлеченный смотрами и парадами, Николай I опоздал с техническим переоснащением армии. Военные неудачи произошли в большой степени и ввиду отсутствия шоссейных и железных дорог. Именно в годы войны он окончательно убедился, что созданный им же самим государственный аппарат ни на что не годен.

Культура

Николай I подавлял малейшие проявления вольнодумства. Он ввел цензуру. Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку. Хотя Пушкина он освободил от общей цензуры, но сам подвергал личной цензуре его произведения. «В нём много прапорщика и немного Петра Великого», - так писал Пушкин о Николае в своём дневнике 21 мая 1834 г.; вместе с тем в дневнике отмечаются и «дельные» замечания к «Истории Пугачева» (государь редактировал её и дал Пушкину 20 тысяч рублей в долг), простота в обращении и хороший язык царя. Николай арестовал и отправил в солдатчину за вольные стихи Полежаева, дважды распорядился сослать на Кавказ Лермонтова. По его распоряжению были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П.Чаадаев и его издатель, был запрещён к постановке в России Ф. Шиллер. Но в то же время он поддерживал Александрийский театр, ему читали свои произведения и Пушкин, и Гоголь, он первым поддержал талант Л. Толстого, у него хватило и литературного вкуса, и гражданского мужества, чтобы отстоять „Ревизора“ и после первого представления сказать: «Досталось всем - а больше всего МНЕ».

Но отношение современников к нему было довольно противоречивым.

С.М. Соловьев писал: «Он хотел бы отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем».

Н. В. Гоголь вспоминал, что Николай I своим приездом в Москву во время ужасов эпидемии холеры проявил стремление воздвигнуть и ободрить падшего - «черта, которую едва ли показал кто-нибудь из венценосцев».

Герцен, с юности болезненно переживавший провал восстания декабристов, приписывал личности царя жестокость, грубость, злопамятность, нетерпимость к «свободомыслию», обвинял его в следовании реакционным курсом внутренней политики.

И. Л. Солоневич писал, что Николай I был, подобно Александру Невскому и Ивану III, истинным «державным хозяином», с «хозяйским глазом и хозяйским расчетом».

«Николая Павловича современники его не «боготворили», как во время его царствования было принято выражаться, а боялись. Необожание, небоготворение было бы, вероятно, признано государственным преступлением. И постепенно это заказное чувство, необходимая гарантия личной безопасности, вошло в плоть и кровь современников и затем было привито и их детям и внукам (Н.Е. Врангель).

Тема урока: Внутренняя политика Николая I

Задачи:

Образовательные: познакомить с внутренней политикой Николая I , проверить знания студентов по теме «Движение декабристов».

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление, монологическую речь.

Воспитывающие: воспитывать патриотизм, познавательный интерес.

Тип урока – комбинированный

Методы: информационный, репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал (тексты документов).

Ход урока.

    Организация начала урока.

Слайд 2

Вступление на престол этого императора не предполагалось. Но волей судьбы он правил Россией 30 лет. Его внутренняя политика не была такой активной, как внешняя, но тем не менее, именно при нем завершился промышленный переворот в России. Тема нашего урока – Внутренняя политика Николая I .

    Актуализация знаний

    1. Индивидуальный опрос по вопросам:

Возникновение тайных обществ

Восстание декабристов

2.2. Фронтальный опрос по вопросам:

В чем причины зарождения движения декабристов?

Каковы их главные цели?

Почему восстание декабристов произошло 14 декабря 1825г?

Почему декабристы потерпели поражение?

3. Изучение нового материала.

Слайд 3

Будущий император Николай I , третий сын императора и императрицы Марии Федоровны, родился 6 июля (25 июня ст.ст.) 1796 года в Царском Селе (г. Пушкин).

В детстве Николай очень любил военные игрушки, а в 1799 году впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка, шефом которого числился с младенчества. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. Его готовили, прежде всего, к военной карьере.

Образование Николая было ограничено, главным образом, военными науками.

Тем не менее, император с юных лет неплохо рисовал, имел хороший художественный вкус, очень любил музыку, неплохо играл на флейте, был тонким ценителем оперного и балетного искусства.

СЛАЙД4

Женившись 1 июля 1817 года на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III немецкой принцессе Фридерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, принявшей православие и ставшей великой княгиней Александрой Федоровной, Николай жил счастливой семейной жизнью. У императора было семеро детей: император ; великая княгиня Мария Николаевна, в замужестве герцогиня Лейхтенбергская; великая княгиня Ольга Николаевна, в замужестве королева Вюртембергская; великая княгиня Александра Николаевна, супруга принца Фридриха Гессен Кассельского; великий князь Константин Николаевич; великий князь Николай Николаевич; великий князь Михаил Николаевич.

Кумиром Николая I был . Крайне неприхотливый в быту, Николай, уже будучи императором, спал на жесткой походной кровати, укрываясь обычной шинелью, соблюдал умеренность в еде, предпочитая самую простую пищу, и почти не употреблял спиртного. Был очень дисциплинирован, работал по 18 часов в сутки.

Прекрасная память, помогавшая ему узнавать в лицо и помнить по имени даже простых солдат, снискала ему большую популярность в армии. Император отличался немалой личной храбростью. Когда в столице вспыхнул холерный бунт, 23 июня 1831 года он выехал в коляске к пятитысячной толпе, собравшейся на Сенной площади, и прекратил беспорядки. Так же пресёк он волнения и в Новгородских военных поселениях, вызванные всё той же холерой. Незаурядную смелость и решительность проявил император во время пожара Зимнего дворца 17 декабря 1837 года.

Николай I скончался 2 марта (18 февраля по ст.ст.) 1855 года, по официальной версии - от простудной болезни. Похоронен в соборе Петропавловской крепости.

Слайд 5

Внутренняя политика Николая I

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она возникла еще при Павле I в 1797 г. При Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного". 3 июля 1826 г. создано III отделение (высшая полиция). В 1828 г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя), а в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843 г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии.

Слайд 6

Еще в начале царствования Александра I действовала Комиссия для составления законов под руководством графа П. В. Завадовского. Однако ее 25-летняя деятельность оказалась бесплодной. Вместо нее было учреждено II отделение во главе с профессором права Петербургского университета М. А. Балугьянским. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в "помощники". Хотя Николай относится к Сперанскому сдержанно, даже с подозрением, но именно в нем видел единственного человека, который мог выполнить это важное дело, дав Балугьянскому наказ "смотреть" за ним, "чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году" (имелся в виду План преобразования России, составленный Сперанским).

Сперанский подал императору четыре записки со своими предложениями о составлении Свода законов. По плану Сперанского кодификация должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с "Уложения" царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем предусматривалось составление и издание "Уложения" - нового систематического свода законодательства, "с дополнениями и исправлениями, сообразно нравам, обычаям и действительным потребностям государства". Николай I, согласившись на проведение двух этапов кодификации, отверг третий - как введение нежелательных "новшеств".

В течение 1828 - 1830 гг. было издано 45 томов (а с приложениями и указателями 48) "Полного собрания законов Российской империи", куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. Законодательные акты, изданные с 1825 по 1881 г., составили впоследствии второе, а с 1881 по 1913 г. - третье собрание. Все три собрания составили в общей сложности 133 тома, в них вошли 132,5 тыс. законодательных актов - важный источник по истории России за более чем два с половиной столетия.

В 1832 г. издан 15-томный "Свод законов Российской империи", заключавший в себе расположенные в систематическом порядке 40 тыс. статей действующего законодательства. Кроме того, в 1839 - 1840 гг. были изданы подготовленные Сперанским (уже после его смерти) 12 томов "Свода военных постановлений", "Свод законов Великого княжества Финляндского", своды законов для остзейских и западных губерний.

Кодификация законов при Николае I играла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой и четкой юридико-правовой основы российского абсолютизма. Однако она не меняла ни политической, ни социальной структуры самодержавно-крепостнической России (да и не ставила этой цели), ни самой системы управления. Не устраняла она произвола, коррупции чиновников, которые именно в николаевское царствование достигли особого расцвета. Правительство видело пороки бюрократии, но искоренить их в условиях абсолютистского режима было не в состоянии.

Слайд 7

Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40-х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией.

III отделение было не только органом осведомления и борьбы с "крамолой". В круг его обязанностей также входили проверка деятельности госаппарата, центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений. Оно должно было следить за состоянием мест заключения, рассматривать поступавшие просьбы и жалобы населения.

Слайд 8

Крестьянский вопрос был одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX в. Само крестьянство напоминало об этом возраставшими с каждым десятилетием бунтами. "Крепостное право - пороховой погреб под государством", - писал в одном из своих годовых отчетов шеф жандармов А. Х. Бенкендорф и предлагал приступить к постепенной ликвидации крепостной зависимости крестьян: "Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа". Сам Николай I признавал, что "крепостное право - зло", и заявлял, что он "намерен вести процесс против рабства". Однако отменить крепостное право в данный момент он считал еще "большим злом". Опасность этой меры он видел в том, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на нее. Характерно заявление Николая I о помещиках как о своих "ста тысячах полицмейстерах", охраняющих "порядок" в деревне. Самодержавие боялось, что освобождение крестьян не пройдет мирно и будет сопровождаться народными волнениями. Оно чувствовало и сопротивление этой мере "справа" со стороны самих помещиков, не желавших поступиться своими правами и привилегиями. Поэтому в крестьянском вопросе оно ограничивалось паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. Правительство боялось открыто заявить о своих намерениях по этому крайне острому вопросу. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее грозило суровое наказание. Конкретные результаты деятельности секретных комитетов были весьма скромными: разрабатывались различные проекты и предположения, которые обычно ограничивались их обсуждением, издавались отдельные указы, которые, однако, нисколько не колебали основ крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни разных узаконений, касавшихся помещичьих крестьян. Указы были направлены лишь на некоторое смягчение крепостного права. Ввиду их необязательности для помещиков они либо оставались мертвой буквой, либо находили весьма ограниченное применение, ибо ставилась масса бюрократических преград к их реализации. Так, были изданы указы, запрещавшие продавать крестьян без земли или одну землю в населенном имении без крестьян, продавать крестьян с публичного торга "с раздроблением семейств", а также "удовлетворять казенные и частные долги", расплачиваясь за них крепостными крестьянами, переводить крестьян в категорию дворовых; но и эти указы, казалось, обязательные для помещиков, игнорировались ими.

2 апреля 1842 г. был издан указ об "обязанных крестьянах", призванный "исправить вредное начало" указа 1803 г. о "свободных хлебопашцах" отчуждение части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли) в пользу крестьян. Николай I исходил из принципа незыблемости помещичьего землевладения. Земельную собственность помещиков он объявил "навсегда неприкосновенной в руках дворянства", как гарантию "будущего спокойствия". Указ гласил: "Вся без исключения земля принадлежит помещику; это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может". Исходя из этого, указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли не в собственность, а в пользование, за что крестьянин был обязан (отсюда и название "обязанный крестьянин") выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк, какие он нес ранее, но с условием, что помещик не мог впредь их увеличивать, равно как и сами наделы не мог отнять у крестьян и даже уменьшить. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал: все зависело от воли помещика, отпускавшего по этому указу на свободу своих крестьян. В селениях "обязанных крестьян" вводилось "сельское самоуправление", однако оно находилось под контролем помещика. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса этот указ не имел. За 1842 - 1858 гг. на положение "обязанных" было переведено всего лишь 27 173 души муж. пола крестьян в семи помещичьих имениях. Такие скромные результаты были обусловлены не только противодействием помещиков, которые встретили указ в штыки, но и тем, что сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные для себя условия, не дававшие им ни земли, ни подлинной свободы.

Смелее действовало правительство там, где его меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересов собственно русского дворянства, а именно в западных губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине), где помещиками были преимущественно поляки. Здесь проявилось намерение правительства противопоставить националистическим устремлениям польской шляхетской фронды православное белорусское и украинское крестьянство. В 1844 г. в западных губерниях были созданы комитеты для выработки "инвентарей", т. е. описаний помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые нельзя было впредь изменять. Инвентарная реформа с 1847 г. сначала стала проводиться в Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Она вызвала недовольство местных помещиков, выступавших против регламентации их прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых нисколько не улучшилось.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа в государственной деревне П. Д. Киселевым. Этот видный государственный деятель, некогда близкий друг декабристов, являлся сторонником умеренных реформ. Николай I называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление учрежденного в 1837 г. Министерства государственных имуществ во главе с Киселевым. Для управления государственной деревней в губерниях были созданы палаты государственных имуществ, им подчинялись округа государственных имуществ, в которые входили от одного до нескольких уездов (в зависимости от численности в них государственных крестьян). Вводились крестьянское волостное и сельское самоуправление, волостной суд, рассматривавший мелкие проступки и имущественные тяжбы крестьян. Взимание оброка с ревизской души сохранялось, но при этом учитывался уровень доходности крестьянского хозяйства с земли и неземледельческих промыслов.

Реформа в государственной деревне носила противоречивый характер. С одной стороны, она несколько смягчала земельную тесноту, способствовала развитию предпринимательства зажиточной части казенной деревни, но, с другой - она значительно усилила податной гнет и ввела мелочную чиновничью опеку над крестьянами. Государственная деревня Приуралья, Поволжья и Центральной России ответила на реформу массовыми выступлениями, в которых приняло участие свыше полумиллиона крестьян. На усмирение их были брошены крупные воинские силы, применявшие даже артиллерию.

В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая I дали ничтожные результаты. Положение как помещичьих, так и других категорий крестьян не улучшилось, зато было много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только потрясения Крымской войны заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.

Слайд 9

В сфере экономической политики правительство оказалось более последовательным и шло значительно дальше, нежели в вопросах политики социальной. Сами процессы экономического развития страны заставляли покровительствовать промышленности, сельскохозяйственному предпринимательству, торговле, т. е. в конечном счете способствовать развитию буржуазных отношений. Более того, самодержавие не без успеха использовало новые явления в экономике в своих интересах. Военные затраты и расходы на растущий бюрократический аппарат требовали новых источников денежных поступлений. Отсюда проведение поощрительных мер для предпринимателей: принятие покровительственных тарифов, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок.

В 1839 - 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром. В течение последующих четырех лет удалось накопить для проведения реформы необходимый запас в золоте и серебре. Манифестом 1 июня 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Денежная реформа Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны.

При Никоале I в России завершался промышленный переворот. О строительстве железных дорог вы узнаете, просмотрев отрывок из документального фильма «Романовы»

Просмотр видеофильма- слайд 10

Слайд 11

При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. К началу правления Николая 1 в России было 49 гимназий, а к концу – 77.

Главное место в правительственной идеологии занимала «Теория официальной народности». Немалую роль в ее разработке сыграл граф С.С. Уваров. Он сумел доказать Николаю I , что науки при опоре на исконные русские начала – просвещение, самодержавие и народность – станут надежной опорой власти.

1848 - 1855 гг. ознаменованы резким усилением политической реакции в России. Современники назвали последние годы царствования Николая I "мрачным семилетием". Усиление реакции проявилось в первую очередь в карательных мерах в сфере просвещения и печати. С целью более эффективного надзора за периодической печатью 27 февраля 1848 г. был учрежден "временный" секретный комитет под председательством А. С. Меншикова. Через месяц его заменили "постоянным" под председательством Д. П. Бутурлина. Комитет призван был осуществлять негласный надзор за всеми материалами, уже прошедшими предварительную цензуру и появившимися в печати. Николай I поставил перед ним задачу: "Как самому мне некогда читать все произведения нашей литературы, то вы станете делать это за меня и доложите о ваших замечаниях, а потом мое уже дело будет расправляться с виновными".

Многочисленный штат чиновников бутурлинского комитета ежегодно просматривал тысячи названий книг и десятки тысяч номеров газет и журналов. Следили за содержанием даже губернских ведомостей - изданий официального характера. Комитет осуществлял также надзор и за деятельностью цензуры. Была введена цензура и на иностранную литературу, поступавшую в Россию, тщательно просматривались учебные руководства и программы, даже ежегодные отчеты ректоров университетов, публикуемые в печати. Император неоднократно высказывал свое удовлетворение работой Комитета и напутствовал его "продолжать дело столь же успешно".

Наступила эпоха "цензурного террора", когда подвергалась взысканиям даже благонамеренная газета Греча и Булгарина "Северная пчела". Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за повесть "Запутанное дело". И. С. Тургенева за похвальный некролог о Н. В. Гоголе в 1852 г. сначала посадили в полицейскую часть, затем сослали под надзор в его орловское имение. Даже у М. П. Погодина тогда возникла мысль о подаче адреса царю от имени литераторов с жалобой на излишние стеснения цензуры. Но коллеги по перу не поддержали его, испугавшись последствий.

Правительством были приняты меры для прекращения связей русских людей с Западной Европой. Иностранцам фактически запретили въезд в Россию, а русским - за границу (за исключением особых случаев с разрешения центральных властей). Начальству предоставлялось право увольнять подчиненных, признанных "неблагонадежными", без объяснения причин увольнения; при этом не принимались во внимание жалобы увольняемых на произвол вышестоящих чиновников.

Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Был сокращен контингент студентов (не более 300 человек для каждого университета), усилен надзор за студентами и профессорами; некоторых из них уволили и заменили более "благонадежными"; отменено преподавание государственного права и ненавистной для Николая I философии. Разнеслись слухи о закрытии университетов, что побудило С. С. Уварова выступить с благонамереннейшей статьей в их защиту. Статья вызвала гнев Николая I. Уваров был заменен на посту министра народного просвещения крайним мракобесом кн. П. А. Ширинским-Шихматовым, который потребовал от профессоров, чтобы они все выводы наук основывали "не на умствованиях, а на религиозных истинах". Знаменитый историк С. М. Соловьев писал в начале Крымской войны об этом времени, а точнее, безвременье: "Мы находились в тяжком смятении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой - мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могли произвести спасительный переворот, остановить дальнейшее гниение".

Итоги внутренней политики Николая I . Бросается в глаза совершенно формальное отношение правительства и всего чиновничества к государственным делам. Ничего удивительного в этом нет. Министры, бюрократия рассматривались лишь как исполнители верховной воли. Зачастую Николая I упрекают за нерасположенность к переменам. Беда же заключалась в обратном, император брался за многие нововведения, не вникая в их суть, и старался лично, но лишь формально руководить каждым из них. В этом стремлении самодержца, даже при его прекрасной памяти и огромной работоспособности, таилась слабость государственного управления во второй четверти XIX в. Недостаточная компетентность Николая I имела в данном случае отнюдь не решающее значение.

Опасно было то, что чиновники, получая задания и оценку своей деятельности от монарха, оказывались в положении слепых и нерассуждающих исполнителей. Подобная работа не требует ни особого профессионализма, ни заинтересованности в ней. Более того, оценка сделанного чиновником мало зависела от конечного результата его деятельности. Николай I , естественно, не мог проследить за ежедневной работой государственного аппарата, поэтому он был вынужден удовлетворяться докладами министров, отчетами ведомств и т. п. Все это приводило к припискам, грубому обману, фанфарности отчетов. Россией начинал править не только Зимний дворец, но и бюрократия, точнее, ее среднее звено, поскольку об истинном положении дел в стране знали не министры, а столоначальники. Безнаказанность и круговая порука еще больше развращали государственный аппарат.

Реальная же ситуация была далеко не блестящей. В 1842 г., например, во всех служебных местах империи было не закончено 300 тысяч дел, изложенных на 3 млн листов бумаги.

Попытка Николая I походить в управлении страной на Петра I не удалась. Николай Павлович не сумел поставить все сословия на службу России. В его намерение входило подчинить все сословия власти монарха и возглавляемого им государственного аппарата.

Вместо государства «общего блага» Россия превращалась в государство общего бесправия. Жизнь страны, пронизанная не столько направляющей идеей, сколько всепроникающим шпионством и доносительством, бюрократизировалась и формализовалась.

Руководствуясь лозунгом: «Мне нужны не умники, а верноподданные», Николай! не требовал от своих министров инициативы и профессионализма в делах, знакомства с передовыми идеями и т. п. В таких руках управление империей не могло не прийти в упадок. Правда, для того чтобы это стало абсолютно ясно, понадобилась внешнеполитическая катастрофа, подчеркнувшая призрачность величия николаевского строя.

Крепостничество давно ощущалось правящими кругами как главная угроза существующему строю. С другой стороны, крепостное право являлось основным связующим звеном всего российского государственного механизма. Неудивительно, что в подобных условиях попытки самодержавия отменить или изменить крепостное право выглядели нерешительными и половинчатыми, говорившими скорее о желании «облагородить» этот варварский институт, нежели расстаться с ним.

    Закрепление

    1. Фронтальный опрос:

В чем состояли причины преобразований, осуществленных при Николае I ?

Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения?

Почему, несмотря на неограниченную власть императора, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права?

Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов?

Как развивалось образование при Николае I ?

В чем суть теории «официальной народности»?

3.2. Работа с документом «Из апологии Л.В. Дубельта, управляющего III Отделением в 1839-1856 гг, в защиту отечественных устоев»( см. приложение)

Вопросы к документу:

На основании документа охарактеризуйте аргументы в пользу теории «официальной народности», которые высказывали ее сторонники.

Как вы думаете, для чего автор документа написал его?

4. Задание на дом: параграф 55, используя дополнительную литературу, написать биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I .

Использованная литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История – учебник.М., 2012

Биография Николая I

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя и внешняя политика при Николае I

Николай I был осторожным и расчетливым человеком, поэтому не проводил резких изменений во внутренней политике Российской империи. Одним из главных аспектов деятельности его правительства была кодификация российского законодательства, осуществленная впервые в российской истории М.М. Сперанским. Самой важной проблемой при Николае I оставался крестьянский вопрос, который так и не был решен окончательно при императоре. Были проведены некоторые реформы, сначала в отношении государственных крестьян, а потом и помещичьих, но комплексного решения проблемы добиться не удалось. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Взойдя на престол, Николай I понял, что Российской империи необходимы были реформы. Однако вместо резких изменений Николай, человек осторожный, предпочел сначала добиться стабильности в государстве и устойчивости российских законов.

Император прекрасно осознавал проблему крестьянского вопроса, но в свое правление он не нашел возможности разрешить этот вопрос до конца. Николай, в отличие от своего предшественника, пытался решить не только глобальные общегосударственные проблемы, но и вникал в проблемы ниже уровнем. Он желал контролировать все дела, происходившие в Российском государстве. Для этого монарх значительно расширил полномочия собственной Канцелярии. После этого Канцелярия стала контролировать деятельность министерств и других ведомств, фактически став важнейшим институтом в Российской империи.

В 1826 г. указом Николая I было создано Второе отделение Канцелярии. Его руководителем стал М.М. Сперанский (рис. 2), ссылка которого закончилась фактически в 1816 г., а в 1821 г. он вернулся в Санкт-Петербург. Задачей Второго отделения было кодификация, то есть упорядочение российского законодательства. Эта работа была очень необходимой, так как в российском законодательстве на момент правления Николая I имелось огромное количество законов, начиная с 1500-х гг. Какие из них действующие, а какие нет, было весьма важным вопросом на территориях частей Российской империи. Попытки кодифицировать российское законодательство предпринимались и ранее, но безуспешно. М.М. Сперанский же всего за 5 лет осуществил грандиозный проект - в 1832 г. было опубликовано «Полное собрание законов Российской империи», а еще через год, в 1833 г., было опубликовано «Полное собрание действующих законов Российской империи».

Рис. 2. М.М. Сперанский - российский государственный деятель ()

Что касается крестьянского вопроса, то Николай I понимал необходимость отмены крепостного права. Но первые его шаги в крестьянской политике были направлены на улучшение положения не всех, а только государственных крестьян. Этим занялся сподвижник императора, член Государственного Совета и министр государственных имуществ П.Д. Киселев (рис. 3). Среди крестьянских реформ Киселева можно выделить следующие:

1. В государственных деревнях увеличилось строительство школ и больниц.

2. Были выделены специальные земли, которые использовались совместно членами крестьянской общины для предотвращения неурожая и голода. В основном вышеназванные земли с указания сверху засаживались картофелем. Народ был этим очень недоволен, поэтому крестьяне поднимали т. н. «картофельные бунты» (рис. 4): в 1834 г. был бунт удельных крестьян, а в 1840-1844 гг. - бунт государственных крестьян.

3. Была проведена попытка решить проблему малоземелья. В тех регионах России, где у крестьян не хватало земли, осуществлялись переводы государственных крестьян на свободные участки, в основном на восток. Позднее эта практика была существенно расширена.

Рис. 3. П.Д. Киселев - создатель и руководитель крестьянских реформ ()

Рис. 4. Картофельный бунт ()

Первые шаги, предпринятые правительством Николая I в отношении государственных крестьян, вызвали недовольство помещиков. Это происходило потому, что жизнь государственных крестьян в ходе реформ действительно улучшалась, а это вызывало ропот среди крепостных крестьян. Именно поэтому дальнейшего развития реформы П.Д. Киселева не получили.

Российское правительство не остановилось только на государственных крестьянах. Вскоре были изданы законы, касавшиеся крепостных крестьян. Они были следующими:

1. Закон о запрете розничной торговли крестьянами. Это означало то, что теперь помещик не имел права продавать крестьян по отдельности, отлучая от семьи, а мог продавать их только целиком семьями (рис. 5).

2. Разрешение помещикам отпускать крестьян без земли, а также разрешение помещикам отпускать крестьян с землей. Но за такое освобождение крестьяне должны были своему бывшему владельцу выплачивать определенные долги. Данный закон назывался указ «Об обязанных крестьянах» (1842).

3. Крестьяне получили право выкупать землю (и, соответственно, освобождаться) в том случае, если имение, в котором они проживали, будет продано за долги владельца.

4. Крестьяне получили право покупать собственность - незаселенные земли или строения.

Рис. 5. Крестьянская семья XIX в. ()

Все приведенные выше реформы были только первыми шагами в крестьянском вопросе, и как помещики, так и крестьяне активно новыми возможностями не пользовались. Однако стоит заметить, что крестьянские реформы Николая I были важным шагом на пути к отмене крепостного права.

Список литературы

1. Коркунов Н.М. Значение Свода законов // Журнал Министерства народного просвещения. - 1894. - № 9.

2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.

3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.

4. Николай Первый и его время / Сост., вступ. ст., коммент. Б. Н. Тарасова. - М., 2000.

5. Николай I: личность и эпоха: новые материалы / Отв. ред. А. Н. Цамутали; отв. сост. Т. В. Андреева и др. - РАН, С.-Петерб. ин-т истории. - СПб., 2007.

6. Труайя А. Николай I / Пер. c фр. Е. Сутоцкой. - М., 2007.

7. Юртаева Е. А. Исторический опыт создания Свода законов Российской империи // Журнал российского права. - 1998. - № 1.

4. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

Домашнее задание

1. Почему главным государственным органом при Николае I стала его собственная Канцелярия? Чем она занималась? Какие полномочия у нее были?

2. Что такое кодификация российского законодательства? Кем и каким образом она была проведена?

3. Перечислите реформы в отношении государственных крестьян. К чему они привели?

4. Перечислите реформы в отношении помещичьих крестьян. Какие последствия этого были?

Главными приоритетами внутренней политики Николая I были стремление укрепить социально-экономическое положение страны и, не затрагивая крепостнической основы экономики, ускорить развитие промышленности; усилить самодержавие, которое воспринималось как единственная сила, способная не допустить революционное движение в стране, обеспечить политическую стабильность и порядок. Вместе с тем, часть верхов осознала неизбежность изменений.

С правлением Николая I связано укрепление самодержавия. Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств была заменена, до определенной степени, Собственной Его Императорского величества канцелярией. Она состояла из V отделений.

В 1826 г. было создано II отделение императорской канцелярии, приступившее к кодификации законов и их систематизации. Эта мера была призвана регламентировать жизнь общества, утвердить принцип верховенства закона, т.е. показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под руководством М.М. Сперанского к 1833 г. были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи», 30 томов), а также составлен «Свод действующих законов Российской империи» (15 томов), включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

В 1826 г. учреждено III отделение, занимавшееся политическим сыском и политическими преступлениями. Начальнику отделения А.Х. Бенкендорфу с 1827 г. подчинялся корпус жандармов. Появились новые министерства и ведомства. Император использовал свою канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов. Это привело к увеличению бюрократического аппарата, усилению управленческого централизма и режима личной власти. Николай I осознавал пагубность крепостничества, которое могло вызвать новую «пугачевщину», задерживало экономическое развитие, ослабляло военный потенциал. Признавая, что крепостное право есть зло, но, опасаясь общественных потрясений, вызванных его отменой, он считал, что «прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Император провел ряд мер, не затронувших основы крепостничества: запрещено продавать крестьян поодиночке и без земли (1841 г.); безземельные дворяне лишены права приобретать крестьян (1843 г.); вышел указ «Об обязанных крестьянах» (1842 г.), по сути, дублировавший указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах».

Более активно и целеустремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа 1837-1841 гг. министра государственных имуществ графа П.Д. Киселева упорядочила отношения государства с государственными крестьянами, которые получили свободу и наделы земли, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и школ. Однако реформа сохранила и увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними. В целом, крестьянский вопрос вел к обострению экономического положения страны.


Тяжелым было финансовое положение – очень большие внешние долги и инфляция. Денежная реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина 1839-1841 гг. упорядочила денежное обращение в России. Она сдерживала расходование средств государственной казны. Серебряный рубль стал главным платежным средством.

В результате утверждения жесткого внутриполитического курса была подавлена не только оппозиция, но и любое свободомыслие в стране; бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея. Поэтому правление Николая I называют «апогеем самодержавия ». Хотя осознавалась вредоносность крепостного права, но оно было сохранено, а отдельные реформы лишь регламентировали повинности, упорядочивали отношения крестьян с государством. Внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, привела к застою и отставанию от передовых стран Запада.