Метод программированного обучения в преподавании математики. Программированное обучение и контроль в начальной школе

Немало путаницы возникает при использовании таких понятий, как программированное обучение и обучение программированию. Первое - это технология, второе - изучение языков программирования. Можно заметить, что оба выражения звучат очень похоже, но имеют разную категориальную базу. И если процесс изучения и применения языков программирования не вызывает вопросов у большинства населения, то возникновение и функции программированного обучения понятны не всем.

Концепция программированного обучения

Официально принято рассматривать программированное обучение как новый современный этап развития педагогической мысли и практики. Общеизвестно, что любой педагогический опыт (с точки зрения науки) «должен иметь достаточную обоснованность с опорой на исследования учёных», быть отрефлексированным и, поскольку речь идёт о технологии, при применении приводить к неизменно положительному результату. На чём же основывается технология программированного обучения?

Началось всё с американского психолога и изобретателя Берреса Фредерика Скиннера, которому принадлежит патент на так называемый «ящик Скиннера». Профессор, известный как автор теории (была создана как своеобразный ответ с той разницей, что условный рефлекс формируется не на основе стимула, а на почве подкрепления «спонтанно» возникающей реакции), принял участие в «гонке» по изучению личности человека и управлению ею (велась между СССР, США, Великобританией, Германией). Как один из сопутствующих продуктов исследований и изучений в 1954 году появилась концепция, а затем (в 1960-х) и технология программированного обучения Берреса Фредерика Скиннера.

Стоит отметить, что сравнение скиннеровской технологии с диалогами Сократа о расчёте площади четырёхугольника по меньшей мере нерезонно и не придаёт работе профессора большего веса и значимости. С таким же успехом можно сравнить тульские русские наигрыши на гармошке (основной танцевальный жанр на посиделках в царской России) с современным роком. А ведь действительно общих характеристик много - это и ритм, и напористость подачи музыкального материала, и даже содержание текста в некоторых случаях. Но рок - это музыкальный жанр, возникший с появлением электронных инструментов, усилителей, так что заявлять, что прапрадедушки веселились под «рок на гармошках», по крайней мере, неэтично.

Что же касается теории Б. Ф. Скиннера, то название технологии программированного обучения заимствовано из технократического словаря (от слова «программа») и также обозначает систему методов, средств обучения, контроля, алгоритмизации, которая обеспечивает достижение определённых запланированных результатов. Сократа по определению не может быть технологией и не схожа с ней, хотя бы потому, что античные мыслители обучали и воспитывали учеников «по образу и подобию своему». Как утверждал классик педагогической мысли Советского Союза: «Только личность может воспитать личность».

Роль развития компьютерных технологий в формировании новой педагогической концепции

Декабрь 1969 года был ознаменован запуском Сети, которая связала четыре ведущих американских университета и явилась прообразом современной сети Интернет. А в 1973 году при помощи к Сети были подключены Великобритания и Норвегия, что автоматически перевело её в статус международной. Компьютерные технологии развиваются семимильными шагами. Стоит отметить, что свой нынешний вид и функции компьютер приобрёл только в 1986 году (тогда начали выпускать машины с мультимедийными возможностями). До этого момента информационные машины использовались как незаменимый помощник бухгалтера и секретаря. С применением новой техники появляется возможность быстро обрабатывать и передавать большие объёмы информации, что очень облегчает работу при исследовании. Закономерно, что в 1996 году использование информационных технологий объявляется стратегическим ресурсом образования. На протяжении многих лет (1960-1996) велась работа над совершенствованием технологии программированного обучения, которая позволяла осваивать новые алгоритмы работы и выявляла «слабые» места. В конечном счёте педагогическая общественность признала, что данная разработка не может претендовать на звание универсальной и применима в определённых областях, поддающихся алгоритмизации.

Методика или технология

Стоит уделить внимание некоторым путаницам, возникающим в современной педагогике. Часто термин "технология" заменяют термином "методика", что не может считаться правомочным.

Изначально термин "технология" перекочевал в педагогическое пространство из мануфактур. В 19-20 веках обучение велось только в определённых слоях общества и имело индивидуальный характер. Но с приходом идеи «всеобуча» встал вопрос о том, как одновременно обучить большое количество учащихся, достигнув при этом конечной цели (образованного человека). Наверное, впервые встал вопрос о контроле полученных знаний и умений. А поскольку человеческий мозг привык «сигать по аналогиям», решением явилась технология, применяемая при изготовлении продукта на заводе. Конечно, педагогическая технология под «продуктом» подразумевала обученного человека, умеющего применять знания согласно ситуации. Однако до сих пор неоспорим тот факт, что ручная работа мастера ценится дороже того же продукта из мануфактуры (не будем углубляться в дебри экономики, а рассмотрим только практическую составляющую этого вопроса). Другой вопрос, что экономически целесообразным государство считает обучение в классах по 30 человек. Поэтому технология - это выбор «наименьшего зла», система с ориентацией на процессе обучения (например, в качестве основного признака программированного обучения являлась автоматизация процесса изучения, закрепления и контроля знаний).

Методика при вариабельности процесса обучения и индивидуальном подходе ориентирована в основном на результат (мастерская работа). Но применение методики в аудитории численностью 30 человек - проблематично.

Исходя из приведённых данных, можно сделать вывод, что к программированному обучению применим термин "технология".

Новые средства обучения

Особое внимание следует уделить самому процессу обучения (цель оправдывает средства) и его оснащению. Изначально методы программированного обучения были призваны максимально формализовать общение учителя и ученика (чем меньше оказывает воздействие на обучающегося преподаватель, тем правильнее выполняется алгоритм технологии). А в «век компьютерных технологий» средства программированного обучения пополняются с каждым новым изобретением (будь то программа или новый тренажёр). Можно долго приводить за и против применения компьютера и информационных технологий в процессе обучения, но то, что только личность педагога оказывает влияние на формирование личности ученика - неоспоримый факт (в начальной школе то, что говорит учитель, весомее утверждений самых авторитетных родителей). Таким образом, учитель берёт на себя функцию контроля психосоматического состояния слушателя и освоения этапов обучающей программы.

На практике данная технология зачастую сводится к автоматизации контроля и оценки знаний учащихся, при этом сам процесс обучения упускается.

Между тем, к средствам обучения относятся школьные учебники, составленные по требованиям технологии и машины. Самым важным и проработанным фактором в программированном обучении становится текст (обучающие программы для детей). Учебники делятся на три типа в соответствии с алгоритмом изучения (линейный, разветвлённый или смешанный). А вот машины бывают разными: информационные, экзаменаторы и репетиторы, тренировочные и полифункциональные. Некоторые универсальные машины способны приспосабливаться к темпу обучения пользователя.

Выбор между учебниками и машинами, наверное, никогда не разрешится однозначно, так как с учебника «списать» проще, он стоит дешевле, но машины всегда сигнализируют о «шулерских наклонностях» воспитанников.

Управление обучением или сотрудничество

На основании всего вышеперечисленного можно утверждать, что во время урока с применением технологии программированного обучения имеет место не сотрудничество, а управление прохождением запланированных этапов учебного материала. Причём частично функция управления возложена на машину, в случае использования компьютера, а частично на учителя. При работе с учебниками функция контроля полностью лежит на учителе.

В чём же суть управления? Первоначально это воздействие на составляющие компоненты системы с определённой целью. В теории управления выделяют два типа: разомкнутое и цикличное. Если сделать выбор в пользу системы управления, которая обеспечивает обратную связь и регуляцию управляемого процесса, то это - цикличный тип (он же и наиболее эффективный). Его составляющие хорошо вписываются в «программу» (или учебный материал) технологии обучения, обеспечивая:

Определение цели (конечного результата) обучения;

Анализ фактического состояния управляемого объекта (изначально технология вообще не уделяла какого-либо внимания исходному состоянию, но со временем поворот в эту область стал актуальным);

Программу взаимодействия (или учебный материал, разбитый на части по требованиям алгоритма технологии);

Мониторинг состояния управляемой системы (данный этап в работе с компьютерами полностью находится в управлении машины);

Обратную связь и корректировку воздействий исходя из сложившейся ситуации.

Управление учебным процессом по данной схеме, с учётом специфики образовательного пространства, позволит эффективно достигать конечного результата.

Линейный алгоритм обучения

Алгоритм представляет собой указания по выполнению определённых операций в заданной последовательности. Общеизвестная модель линейного алгоритма была предложена Б. Ф. Скиннером с определением основных принципов:

Деление учебного материала на небольшие части, так как этот подход исключал переутомление и пресыщение материалом;

Достаточно низкий уровень сложности частей материала (это позволяло снизить долю неправильных ответов, что, по мнению Скиннера, позволяет приводить в действие «положительное подкрепление»);

Использование открытых вопросов в системе контроля и закрепления знаний (ввод текста, а не выбор из приведённого списка);

Соблюдая основы положительного подкрепления, подтверждать правильность (или ошибочность) ответа сразу после его предъявления;

Возможность работы в удобном для учащегося темпе (своеобразная индивидуализация);

Закрепление материала на самых разнообразных примерах, исключая механическое повторение;

Одновариантное прохождение «программы» (не учитываются способности учащихся, предполагается, что все освоят оду и ту же программу, но за разный промежуток времени).

Следует отметить, что линейный алгоритм неоднократно (и не без оснований) подвергался критике со стороны педагогов. И, как говорилось выше, он не может претендовать на универсальность.

Разветвлённый алгоритм обучения

Несколько позже был разработан иной алгоритм подачи учебного материала, но уже Норманом Аллисоном Кроудером. Отличие разветвлённого алгоритма от линейного заключалось в введении своеобразного индивидуального подхода к процессу. Путь прохождения программы зависит от ответов обучающегося. Разветвлённый алгоритм Н. А. Кроудера основывается на следующих принципах:

Подача материала по принципу от сложного к простому (программа подаётся большими кусками, если учащийся не справляется с заданным уровнем сложности, то автоматически переносится на более простой уровень);

Использование закрытых вопросов (выбор правильного ответа из представленных вариантов);

Каждый ответ (и правильный, и ошибочный) снабжён разъяснениями;

Многовариативность прохождения программы (всё зависит от подготовленности ученика).

Противники этого варианта алгоритма утверждают, что сформировать данным способом цельное и системное представление об изучаемом материале проблематично. Да и сам процесс обучения искусственен и безобразно упрощён, не воплощает в себе такой сложный и многогранный вид деятельности, как обучение.

Смешанный алгоритм обучения

Объединение двух предыдущих алгоритмов привело к возникновению третьего. Смешанный алгоритм обучения представлен шеффилдской (разработана психологами в Англии) и блочной технологиями.

Основные принципы английского алгоритма обучения:

  • при делении материала на части или шаги учитывается максимальное количество факторов (особенности темы, возраста ребёнка, цель изучения данного фрагмента и т. д.);
  • форма ответов смешанная (выбор и заполнение пробелов), определяемая целью «программы»;
  • прохождение следующего этапа возможно только при успешном освоении предыдущего;
  • индивидуальный подход к содержанию и темпу изучения программы (всё зависит от способностей учащихся и степени изученности данного предмета).

Блочная технология программированного обучения состоит из программы, учитывающей всё разнообразие действий при изучении материала с целью решения поставленных задач. Естественно, что и школьные учебники блочной системы будут качественно отличаться от аналогов предыдущих технологий. Во главу угла поставлен проблемный блок, решение которого требует от ученика мобилизации знаний, сообразительности, воли.

Программированное обучение в современном образовании

Плюсы и минусы рассматриваемой технологии позволяют сделать следующие выводы:

Приучая учащегося к исполнительности, точности действий, она замедляет формирование таких навыков, как нахождение новых способов решения задачи, творческое мышление, выдвижение собственных гипотез;

Программированное обучение - не универсальный метод решения задач и требует осознанного применения;

Как вспомогательный метод данная технология хороша при решении многих задач (ознакомление с информацией, закрепление знаний, контроль и оценка обучаемости и т. д.);

Как показала практика, автоматизация процесса обучения работает только при условии использования его педагогом, хорошо подготовленным к применению её на уроке.

Единый государственный экзамен

Как ни крути, а ЕГЭ - это тестовая форма программированного обучения. Много копий сломано в споре о полезности и вреде данного продукта, однако на сегодняшний день это один из способов быстро и с достаточной долей достоверности провести массовый контроль знаний.

Однако следует учитывать, что большинство одарённых детей не показывают высокие результаты на ЕГЭ в силу разных объективных причин. Поэтому переоценка и недооценка технологии программированного обучения чревата последствиями.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Педагогический стаж – 11 лет Чиркова Оксана Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 51 Канавинского района города Нижнего Новгорода

Развитие способностей самоконтроля и самооценки результатов деятельности обучающихся через использование технологий программированного обучения «Преподавание – это содействие обучению. Можно учиться и без педагогов, но учитель подготавливает условия, делающие процесс обучения быстрее и эффективнее» Б.Скиннер

Условия формирования личного вклада в развитие образования Реформа образования продолжается, главное условие её успешной реализации – учитель, готовый к новым формам и методам работы. Современный учитель – это не только человек, дающий знания, это и воспитатель, и организатор внеурочной деятельности класса, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс. Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате нет достижений. «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» А.Барбюс

Актуальность личного вклада в развитие образования Программированное обучение - обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога

Теоретическое обоснование опыта «Обучать – значит вдвойне учиться» Жозеф Жубер Опыт по формированию и развитию способностей самоконтроля и самооценки результатов деятельности обучающихся через использование технологий программированного обучения на уроках опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: А.Я. Герд (метод опытно-эвристического обучения) Н.Ф. Талызина (теория поэтапного формирования умственных действий и понятий) 3. Б. Скиннер (теория программированного обучения) 4. И.С. Якиманская, Е.Н.Степанова (Личностно-ориентированное образование)

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Цели и задачи: фиксировать результаты выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь). ознакомить учащихся со знаниями пассивного характера, т. е. с информацией, требующей главным образом запоминания Закрепить пассивные знания обучающихся контроль и оценка уровня овладения этими знаниями учащимися при значительной доле самоконтроля и самооценки преодоление разнообразных видов отставания в учебе путем ликвидации недостатков и пробелов в знаниях учащихся Актуальность и перспективность: Новая модель обучения реализует принципы личностно-ориентированного Образования. Технология программированного обучения предполагает: Возможность вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации Возможность по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения Активизация процесса обучения, реализация идеи развивающего обучения, увеличение объема самостоятельной работы учащихся Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Использование программы «1С» на уроках русского языка (школа «Кирилл и Мефодий »)

Основная педагогическая идея опыта Использование технологий программированного обучения:

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ – ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ Линейный Адаптивный Разветвленный Циклический 1.Малые шаги - учебный материал делится на малые части (блоки). 2.Вопросы открытого типа (один ответ) 3.Немедленное подтверждения правильности ответа - после ответа на поставленный вопрос обучающийся имеет возможность проверить правильность 4.Дифференцированное закрепления знаний - каждое обобщение повторяется в различных контекстах Поддерживает оптимальный уровень трудности изучаемого материала индивидуально для каждого обучаемого 1.Использование закрытых вопросов - в каждой порции учащемуся предлагается ответить на вопрос, выбрав один из вариантов ответа. Только один вариант ответа является правильным 2. Возможность самостоятельно выяснить в чём он ошибся, 3Дифференцированный ход инструментального учения - разные учащиеся пройдут обучение различными путями. информационный блок; - тестово-информационный; - коррекционно-информационный; - проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний; - блок проверки и коррекции.

Соответствие возрастным особенностям Класс Виды алгоритмов Примеры заданий 5 Линейный Выписать слово с ошибкой, исправить её Выполнить морфемный разбор слова Определить морфему, в которой была допущена ошибка Определить вид орфограммы Привести 3 примера на эту орфограмму 6 Адаптивный Определить часть речи Определить лексическое значение слова Выделить основу Написать слово, от которого образовано Найти морфему, с помощью которой образовано слово Определить способ словообразования 7-9 Разветвленный Тире в предложении 10-11 Циклический Прочитать текст Найти проблему Выявить позицию автора Подобрать 2 аргумента 4.1. Если подобрали – можно приступать к написанию сочинения 4.2. Если нет – вернуться к п.2 (в тексте всегда больше 1 проблемы) 4.3. Повторить действия с п.3

Тире в предложении ВЫДЕЛИТЬ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ Одна грамматическая основы (простое предложение) Две грамматических основы (сложное предложение) Между подлежащим и сказуемым Перед обобщающим словом НЕТ да да СОСТАВИТЬ СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Использование технологии программированного обучения на уроках русского языка Тип урока Этап урока Цель Пример алгоритма Изучение нового материала «Сложное предложение» 5 класс Первичная проверка усвоения знаний Выработать умения по применению знаний. 1.Выделите грамматическую основу 2. Определите вид предложения по количеству грамматических основ 3. Расставьте недостающие знаки препинания 4.Сделайте вывод: простое предложение – это____ ; сложное предложение – это______ Повторительно-обобщающий «Различение грамматических омонимов» 7 класс контроль и самопроверка знаний; определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками Определить часть речи

СВЕТЛО Определить, каким членом предложения является слово Обстоятельство Сказуемое да Наречие Нет Есть ли в предложении подлежащее да нет Краткое прилагательное Категория состояния

Результативность профессиональной педагогической деятельности Обученность Результаты ЕГЭ

Транслирование практических достижений профессиональной деятельности ШМО учителей русского языка и литературы Педагогический совет Проведение открытых уроков Педагогическое интернет-сообщество

Литература Гальперин П. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. - М., 1967 . Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы., М.: Высшая школа, 1970 Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1987. – 286 с. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. – СПб.: Речь, 2007. – 119 с; Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности//Педагогика. – № 8/2007 – с. 71 Ресурсы сети Интернет http:// www.imc-new.com http:// edu-teacherzv.ucoz.ru http://pedsovet.su / Википедия http:// knowledge.allbest.ru http://www.rusedu.info / http://festival.1september.ru/articles/641716/



1.Программированное обучение Программированное обучениеПрограммированное обучение 2.Особенности программированного обучения Особенности программированного обученияОсобенности программированного обучения 3.Линейная программа программированного обучения Линейная программа программированного обученияЛинейная программа программированного обучения 4.Разветвленная программа программированного обучения Разветвленная программа программированного обученияРазветвленная программа программированного обучения 5.Достоинства и недостатки программированного обучения Достоинства и недостатки программированного обученияДостоинства и недостатки программированного обучения 6.И в заключении... И в заключении. И в заключении.




Особенности программированного обучения правильный отбор и разбиение учебного материала на небольшие порции частый контроль знаний переход к следующей порции лишь после ознакомления учащегося с правильным ответом или характером допущенной им ошибки обеспечение возможности каждому ученику работать с индивидуальной, скоростью усвоения






Достоинства и недостатки программированного обучения достоинстванедостатки мелкие дозы усваиваются легко не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении темп усвоения выбирается ученикомтребует больших затрат времени обеспечивается высокий результат применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач вырабатываются рациональные способы умственных действий обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых воспитывается умение логически мыслить чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности



В обшей дидактике программированное обучение рассматривается как вид самостоятельной работы учащихся над специально подобранным материалом и как метод. Для программированного обучения характерно: «1) расчленение строго отобранного материала на отдельные небольшие группы; 2) включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части; 3) предъявление заданий по проверке усвоения каждой части; 4) соблюдение ответов, информирующих учащегося о степени правильности ста ответа».

Какова же сущность программированного обучения? Сущность такого обучения состоит в том, что массовым и групповым процессом обучения особыми способами и средствами придаются индивидуализированные черты, выносятся элементы непрерывного контроля за усвоением учебного материала. Этот вид обучения осуществляется по специально составленным программам, в которых не только содержится необходимый учебный материал, но и фиксируется программа деятельности учащихся по его усвоению. Предметный учебный материал располагается в строгой логической последовательности и делится на небольшие «порции» («шаги»). Содержание каждой «порции» - это минимальная доза информации, доступной и удобной для восприятия и самостоятельного изучения. Таким образом, программированное обучение индивидуализирует процесс приобретения знаний. Педагогу не нужно ориентироваться на среднего или же медленно усваивающего учебный материал ученика, т.к. программированное обучение обеспечивает работу в темпе, соответствующем каждому из них. Существенный момент при этом состоит в «обратной связи», или самоконтроле, что способствует сознательному усвоению материала, вселяет в детей уверенность в своих силах.

Таким образом, в программированном обучении можно выделить следующие характерные особенности:

Программированный метод позволяет при фронтальной работе вести обучение индивидуальным способом, т.е. каждый обучаемый работает по какой-либо определенной программе, не зависящей от заданий, полученных другими учениками.

2. Весь учебный материал или какой-либо его раздел разбивается на небольшие «порции», следующие одна за другой в строго согласованном порядке. Порция учебного материала обычно составляется таким образом, чтобы любой ученик мог освоить его самостоятельно.

3. При получении определенной «порции» информации обучаемый записывает соответствующие краткие ответы на контрольные вопросы, конструирует ответ из имеющихся элементов либо производит выбор правильного ответа из нескольких возможных, среди которых всегда содержится истинный, либо нажимает кнопку прибора, соответствующую нужному ответу.

4. В процессе обучения производится немедленное подкрепление правильности выполнения задания, т.е. в процессе обучения осуществляется обратная связь, обеспечивается проверка, а при необходимости и немедленное исправление ответа, прежде чем ученик перейдет к выполнению задания, связанного со следующей порцией информации.

Система работы по алгоритмам предполагает, прежде всего овладение алгоритмами поиска. Существуют алгоритмы курса, которые охватывают все изученные правила орфографии, (указывают на главные типы орфограмм и обязывают учащихся к всесторонней проверке текста. Каждый пункт этого алгоритма развертывается в самостоятельный алгоритм поиска, те, в свою очередь, иногда тоже распадаются на алгоритмы поиска. направленный, или выборочный, орфографический разбор с различными задачами. Алгоритмы позволяют разработать все до автоматизма.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Элементы программированного обучения на уроках русского языка. Роль алгоритмов и образцов рассуждения в закреплении нового материала и выработке навыков по орфографии и пунктуации.:

  1. 25. Орфография. Принципы русской орфографии. Условия развития орфографического навыка в начальной школе. Возможности нетрадицион­ных уроков в формировании орфографического навыка учащихся. Возрас­тные возможности младших школьников в освоении учебного материала. Динамический стереотип как физиологическая основа привычек и навыков.
  2. ВОПРОС 28. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М: АСТ, 2009; Розенталь Д. Э. Справочникпо орфографии и пунктуации. Саратов, 1994).
  3. ВОПРОС 29. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М: АСТ, 2009; Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Саратов, 1994).

Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную практику с середины 60-х гг. XX столетия. Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учеб­ным процессом. У истоков программированного обучения стояли амери­канские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отече­ственной науке технологию программированного обучения разрабатывали П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др.

Технология программированного обучения - это технология самостоя­тельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебни­ка, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она обеспечивает каждому уча­щемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индиви­дуальными особенностями (темп обучения, уровень обученное™ и др.).

Характерные черты технологии программированного обучения:

Разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваи­ваемые части;

Включение системы предписаний по последовательному выполне­нию определенных действий, направленных на усвоение каждой части;

Проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении конт­рольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

Фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, кото­рые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

Основное средство реализации технологии программированного обуче­ния - обучающая программа. Она предписывает последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие програм­мы могут быть оформлены в виде программированного учебника или дру­гих видов печатных пособий (безмашинное программированное обучение) или в виде программы, подаваемой с помощью обучающей машины (ма­шинное программированное обучение).

В основу обучающих программ кладутся три принципа программирова­ния: линейное, разветвленное и смешанное.

При линейном принципе программирования обучаемый, работая над учеб­ным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему. При этом все ученики последовательно выполняют предпи­санные шаги программы. Различия могут быть лишь в темпе проработки материала.

При использовании разветвленного принципа программирования работа учеников, давших верные или неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся выбрал верный ответ, то получает подкрепление в виде подтверж­дения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу про­граммы. Если же учащийся выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к како­му-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой под­программе.


Принцип разветвленного программирования по сравнению с линейным позволяет больше индивидуализировать обучение учащихся. Ученик, даю­щий верные ответы, может быстрее продвигаться вперед, переходя без за­держек от одной порции информации к другой. Ученики, делающие ошиб­ки, продвигаются медленнее, но зато читают дополнительные пояснения и устраняют пробелы в знаниях.

Разработаны также смешанные технологии программированного обучения. В качестве таковых известны шеффилдская и блочная технологии.

Шеффилдская технология программированного обучения была разрабо­тана английскими психологами. Согласно этой технологии учебный мате­риал делится на различные по объему части (порции, шаги). Основанием деления является дидактическая цель, которая должна быть достигнута в результате изучения данного фрагмента программированного текста с учетом возраста учащихся и характерных особенностей темы. В зависи­мости от дидактической цели определяется и способ ответа учащихся: пу­тем его выбора или заполнения пробелов, имеющихся в тексте.

Основу блочной технологии программированного обучения составляет гибкая программа, всесторонне учитывающая разнообразие действий, определяющих процесс учения. Она обеспечивает учащимся выполнение разнообразных интеллектуальных операций и оперативное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач.

Основным компонентом такой программы является так называемый проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллек­туальной работы, например решения задачи с неполными данными, фор­мулировки или проверки гипотезы, планирования эксперимента и т. п. Эта работа предполагает выполнение различных умственных действий (обоб­щения, доказательства, объяснения, проверки), обогащающих объем их знаний.

Независимо от характера технологической системы программированно­го обучения обучающая программа может быть представлена с помощью учебников или машин. Существуют учебники с линейной, разветвленной и смешанной структурами программирования материала.

Разными бывают и машины, предназначенные для представления за­программированных текстов. Их тип зависит от реализуемой дидактиче­ской функции:

Информационные машины, предназначенные для передачи учащим­ся новой информации;

Машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;

Машины-репетиторы, предназначенные для повторения с целью за­крепления знаний;

Тренировочные машины, или тренажеры, используемые для форми­рования у учащихся необходимых практических умений, например печата­ния на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устрой­ствах, обслуживания машин и т. п.

Принципиальной разницы между структурой программированных учебни­ков и программ к обучающим машинам нет. Основная разница заключается лишь в технике подачи учебной информации и заданий, получения ответа от учащегося и выдачи ему сообщения о степени правильности его действий.