Логопедическое занятие с гиперактивным ребенком. Коррекционная программа для детей с сдвг, ммд, рда. Нарушения развития речи, с которыми мы работаем

Организация: ГБОУ Школа № 199 ДО №5

Населенный пункт: г. Москва

В настоящее время проводимые реформы дошкольного образования Правительством Российской Федерации ставят своей целью создание равных стартовых возможностей для всех дошкольников, поступающих в школу.

Преемственность между дошкольным учреждением и школой – одна из главных задач современной системы образования. За последние годы требования учителей к уровню знаний детей, поступающих в школу, значительно повысились. Однако уровень готовности детей к обучению в школе оказывается неодинаковым. По данным статистики речевая готовность дошкольников 6-7лет к школьному обучению такова: 68% детей имеют разные речевые нарушения, из них 28% - тяжелые нарушения речи (ТНР). Выделяется отдельная группа детей –группа риска при адаптации к школе, это дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), с нарушением поведения. Практика показала, что 20 – 30% детей, посещающих логопедические группы с заключением общее недоразвитие речи (ОНР), страдают данным расстройством.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что в последнее время отмечается значительный рост количества этих детей. В логопедических группах нашего дошкольного учреждения в существующих условиях возникла проблема обучения, воспитания и подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи в сочетании с синдромом гиперактивности, так как уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецелевые движения, импульсивны, эмоционально неустойчивы. У детей с СДВГ нарушены все характеристики внимания, восприятие, память. Речевое развитие гиперактивных детей часто отстает от нормы. Отмечаются нарушения произношения, недоразвитие фонематических процессов, общее недоразвитие речи, заикание. Нарушение поведения, внимания, недоразвитие речи отрицательно влияют на овладение дошкольником определенных умений и навыков, на формирование коммуникативных качеств, затрудняют процесс подготовки к школьному обучению. Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. Согласно мнению специалистов (А.Л. Сиротюк, Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.), оптимальным сроком коррекции СДВГ является старший дошкольный возраст. Считается, что полностью излечить СДВГ невозможно, но возможно корректировать.

Поэтому перед педагогами нашего дошкольного учреждения встали вопросы изучения и поиска новых методических подходов, приемов и правил, позволяющих повысить эффективность занятий с детьми с ОНР с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

К коррекционно-образовательной работе с детьми данной группы осуществляем комплексный подход. В нашем дошкольном учреждении с детьми с ОНР с СДВГ ведут совместную работу специалисты: учитель–логопед, воспитатели, педагог-психолог, физкультурный работник, музыкальный работник, а также привлекаем к коррекционному процессу родителей детей. Ведь родителям как никому другому важно научиться жить со своим ребенком и его СДВГ, понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок и терпеливо помогать ему в их преодолении. Для просвещения родителей используем информационный стенд «Логопед советует», родительские собрания, буклеты, Интернет – ресурсы, консультации, обращаем внимание родителей на то, что СДВГ является хроническим расстройством и для его преодоления необходимо медицинское лечение (курс 2-3 раза в год).

Всю коррекционно-образовательную работу с детьми с СДВГ строим на основных принципах взаимодействия с ребенком:

  1. В любой совместной деятельности демонстрируем позитивное отношение к ребенку. Исключаем раздражение и приказной тон.
  2. Общаемся эмоционально, потому что монотонная речь быстро утомляет этих детей.
  3. Больше хвалим, стараемся меньше делать замечаний.
  4. Поддерживаем зрительный, тактильный контакт.
  5. Не допускаем заискивания перед ребенком, вседозволенности.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ОНР у дошкольников с СДВГ имеет свои трудности и особенности. А в современной логопедической практике пока не разработаны методики по устранению СДВГ. Коррекционно-логопедическую работу с детьми данной категории осуществлять очень трудно: дети дезорганизуют работу на занятиях, не могут контролировать свое поведение, перебивают педагога и сверстников, отвлекаются сами и мешают другим и в результате не усваивают программный материал. Чтобы логопедическая работа была результативной создаю специальные условия в группе и ищу эффективные методы и приемы, развивающие внимание и произвольность поведения и позволяющие скорректировать речь ребенка.

  1. Занятия провожу в первой половине дня по стереотипным правилам.
  2. В работе с детьми с СДВГ отдаю предпочтение подгрупповым и индивидуальным занятиям.
  3. Не даю многоступенчатых инструкций и контролирую запоминание и понимание инструкций.
  4. Планирую ход занятия так, чтобы у ребенка была возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, действовать, менять позу.
  5. Использую разнообразный наглядный материал, не отвлекающий внимание ребенка от поставленной задачи.
  • осложняет работу логопеда то, что ребенок с СДВГ постоянно находится в движении. И требовать от него соблюдения дисциплины бессмысленно. Поэтому стараюсь правильно организовать занятие, чтобы ребенок меньше сидел в статичной позе, а больше двигался. Но все движения должны носить осмысленный характер и служить целям коррекционно-развивающего обучения – развития общей и мелкой моторики, развитию слуховой и зрительной памяти, фонематического слуха и т. д. Расходование избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными. Для этого на каждом логопедическом занятии использую физкультминутки. Составила картотеку физкультминуток с заданиями, где нужно не только говорить, но и действовать, подборку игр с мячом для детей старшей и подготовительной к школе группы для закрепления лексико-грамматического материала. Чтобы занятие было интересным и имело сюжет, все задания детям приносят сказочные герои, а на каждое занятие по звукопроизношению и обучению грамоте приходят сказочные герои «Шумок» и «Звукоша», которые выполняют речевые задания в движении вместе с детьми.

При работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков я также использую игровые упражнения с двигательными заданиями:

  • «Качать насос», наклоняя туловище вперед – назад, произносить – с-с-с;
  • «Змея ползет». Ползти с игрушечной змейкой по нарисованной на листе бумаги дорожке, имитировать шипение – ш-ш-ш;
  • «Летай с комариком». Расправив руки – «крылья», летать по группе и произносить – з-з-з.

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в слогах:

  • «Чтобы вьюга не заморозила и подобрела, надо повторить ее песенки и подвигаться, погреться» - ва (руки вперед) - во (руки вверх) – ву (руки опустить);
  • «Игра на пианино» (на листе бумаги нарисованы клавиши). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: ра-ру-ры-ро. Можно петь грустную или веселую, громкую или тихую песенку.

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах:

  • Подборка игр с мячом. Игры с перекатыванием или перебрасыванием мяча друг другу «Вставь пропущенный звук», «Повтори слово», «Скажи наоборот», «Сложи слово», «Назови ласково», «Назови детеныша» и др.
  • «Шаги» - сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.
  • «Нарисуй правильно» - прорисовывание различных линий (при произнесении слога проводим по контуру линию).
  • «Нарисуй отгадку» - ребенок отгадывает загадку и быстро схематично рисует предмет.
  • Игровые упражнения с сюжетным действием – «Рыболовы», «Магазин».

Игры и игровые упражнения при работе над предложением:

  • «Прохлопай предложение», «Прошагай предложение». Ребенок идет и произносит предложение, каждому шагу соответствует одно слово.

«Скажи и покажи». Ребенок составляет предложение по сюжетной картинке, а затем демонстрирует его с помощью пантомимы (Самолет летит по небу. Наташа пишет.)

  • «Живые слова». Каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении.

Игры и игровые упражнения по формированию лексико-грамматических средств языка:

  • Игры и игровые упражнения с реальными предметами и игрушками (часто использую игрушки из «киндер-сюрприза»): «Овощи и фрукты», «Большой – маленький», «Кому что дадим» и др. Ребенок действует, раскладывает предметы и происходит запоминание определенной грамматической категории.
  • Использую авторские игры по формированию лексико-грамматических средств языка: «Играем вместе», «Что из чего?» «Танина квартира», «Кто, где живет?», «Играем со словами: летел, шел, бежал, ехал» и др. Особенность этих игр в том, что они оснащены панно и картинками, которые ребенок выбирает, перемещает, меняет, многократно повторяет речевой материал, движется сам, взаимодействует с другими детьми и в результате накапливает словарный запас и запоминает определенную грамматическую категорию.

Игры и игровые упражнения по формированию связной речи:

  • Пересказ текстов и составление рассказов с использованием реальных предметов и предметов заместителей.
  • Зарисовка картинно-графического плана для составления рассказа.
  • Составление картины из элементов, описанных в рассказе, с составлением предложений и оформлением их в связный рассказ.

Игровые упражнения при работе по обучению грамоте:

  • «Путешествие в Город Звуков», «Живые звуки». Звуковой анализ слов с использованием трехцветных фишек, мячиков.
  • «Кто в домике живет?» «Доскажи словечко». Деление слов на части (слоги) с использованием цветных полосок.

Таким образом, применение этих и аналогичных им заданий, игр, приемов и правил в работе с дошкольниками с ОНР с СДВГ помогает не только скорректировать речь детей и подготовить их к школьному обучению, но и является эффективным средством в коррекции СДВГ.

Список использованных информационных источников:

  1. Гончаренко Е.Б. Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью // Логопед. 2009. №4.
  2. Сиротюк А.Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации // Дошкольное воспитание. 2007. №8.
  3. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте. // Н. Новгород.1995.

Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу? Коррекционные занятия c логопедом-дефектологом для детей, имеющих диагноз задержки речевого развития, задержки психо-речевого развития, общего недоразвития речи.

Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские логопеды-дефектологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов речи и других психических функций ребенка, в том числе на постановку звуков, развития восприятия и слуха, коррекцию лексико-грамматических нарушений, формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу?

Логопедические занятия проводятся с детьми возраста 10 месяцев и старше при появлении первых признаков следующих речевых нарушений:
  • 10 мес - 1,5 года (когда «словарный запас» ребенка активно пополняется): в лексиконе ребенка долгое время не появляются «новые слова»;
  • с 2 до 3 лет (период очень быстрого освоения речи): ребенок употребляет мало частей речи, не проговаривает простейшие предложения;
  • с 3-х лет: ребенок не заговорил.

Если после 5 лет ребенок:

  • ребенок заикается;
  • неправильно выговаривает некоторые звуки; переставляет слоги в словах;
  • грамматически неправильно строит фразы (опускает все предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);
  • испытывает большие сложности логично и последовательно передать смысл высказывания;
  • имеет неотчетливую речь: слова смазаны, эффект «каши во рту».

Почему важна логопедическая коррекция в раннем возрасте?

Очень важно, чтобы любые отклонения в развитии речи у ребенка были вовремя замечены и скорректированы. В наше время почти каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, в идеале, перед школой требуется именно речевая подготовка. Например, если вы планируете отдать малыша в государственный или частный детский сад, то посещение корректирующих занятий логопеда-дефектолога позволит подготовить Вашего ребенка к получению дошкольного образования. Дело в том, что многие речевые проблемы детей очень трудно обнаружить в обиходе, но они становятся очевидны тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму. В таких ситуациях коррекция потребуется уже в школьном возрасте, чтобы ребенок не отставал от сверстников в освоении материала.

Как проводятся занятия?

Перед началом курса занятий логопед-дефектолог проводит , и, по факту обнаружения речевых нарушений , разрабатывают индивидуальную программу коррекционных занятий.

В нашем Центре коррекционные занятия с ребенком проводятся индивидуально в специально оборудованном логопедическом кабинете, в игровой форме с использованием упражнений на развитие страдающих компонентов речи и других психических функций:

  • постановка и автоматизация вызванных звуков;
  • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • коррекция лексико-грамматических нарушений;
  • активизация и обогащение словаря;
  • коррекцию и формирование моторных функций: артикуляционной моторики (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика), мелкой и общей моторики;
  • развитие различных видов внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы;
  • работа над просодикой речи: (высотой, силой, тембром голоса, интонационной выразительностью).
  • а также массаж (зондовый, либо ручной).

Что делать если мы не можем приехать?

On-line (дистанционные) занятия с учителем-логопедом


Часто бывают ситуации, когда в процессе занятий с логопедом семья уезжает на некоторое время из Москвы, но курс занятий прерывать нельзя. В таких случаях в ЦДКРН проводятся занятия с учителем-логопедом дистанционно (on-line).

Перед началом курса он-лайн занятий учитель-логопед проводит как , так и несколько занятий для установления контакта с ребенком, выработки программы коррекции,

Если у ребенка нет возможности приехать в Центр для диагностики, то процесс работы строится на основании первой он-лайн сессии с ребенком и родителями, после которой становится в общих чертах понятна степень речевых нарушений и отклонений. Учитывая неизбежную ограниченность он-лайн системы коммуникаций, логопед педагог выбирает такую программу занятий, которая возможна в данной ситуации.

Уточнение и более адресная работа с ребенком возможна только после полной очной диагностики речевых нарушений в ЦДКРН.

В нашем Центре коррекционные он-лайн занятия с ребенком проводятся индивидуально в специально оборудованном логопедическом кабинете, со специальным оборудованием для двусторонней коммуникации.

Клиент обеспечивается специальными материалами для подготовки дома

Во время он-лайн сессии через видео систему демонстрируется материал. Учитель-логопед и ребенок работают по высланным и распечатанным родителями заранее рабочим заданиям и текстам.

Работа с ребенком в режиме он-лайн (дистанционно) допускается в следующих случаях:

  • Существует качественный интернет канал (не менее 10 мбт./сек) со стороны клиента;
  • Распечатан заранее специально высланный рабочий материал
  • Организовано время и место со стороны клиента, которое позволяет провести сессию без отвлечений и перерывов
  • Проведена предварительная работа с ребенком, в том числе диагностика.
  • Родители имеют возможность оплатить занятия через удаленный банк по выставленному заранее и предоплаченному заранее счету.

Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Для достижения определенного результата, в зависимости от возраста ребенка, требуется курс нескольких занятий.

Нарушения развития речи, с которыми мы работаем:

Специалисты ЦДКРН (Центра детского коррекционного развития и нейропсихологии ) имеют большую практику комплексных исследований и коррекции у детей следующих речевых нарушений:

  • Алалия
  • Дизартрия
  • Заикание, мутизм, сурдомутизм
  • Речевые нарушения, связанные с дефектами артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалии)
  • Дисграфия
  • Дислалия
  • Дислексия
  • Дисфония
  • Задержка речевого развития (ЗРР)
  • Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
  • Общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Ринолалия
  • Фонетико-фонематическое нарушение речи

а также речевых нарушений при:

  • Аутизме
  • Задержке психического развития (ЗПР)
  • Синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Синдроме Дауна
  • Умственной отсталости

Наши логопеды-дефектологи:

Одинокова Галина Юрьевна

Кандидат педагогических наук, супервайзер ЦДКРН, логопед, дефектолог. Стаж практической работы с детьми - 26 лет. Проводит диагностику речевого и психического развития ребенка, начиная с младенческого и раннего возраста (до 3 лет), а также детей дошкольного и школьного возраста, определяет направления коррекционной помощи. Является участником многочисленных международных конференций. Автор более 40 научных и научно-методических публикаций.

    Сообщения

    Здравствуйте, я воспитываю сына Илюшку 4-х лет. Со множественными проблемами. Основная из них конечно же гиперактивность и отсутствие речи, точнее речь есть., но это «как тут говорят» скорее абракадабра какая-то. Очень верю что есть какие-то рекомендации для работы с детьми, у которых «дефицит внимания» в избытке. Логопеда посещаем не первый месяц, но заниматься с ним крайне тяжело.
    Еще хотелось бы узнать по какой методике (или используя, какую литературу) можно наиболее эффективно заниматься с ребенком дома? Для ребенка диагноз которого — сенсорная алалия (на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, гидроцефального синдрома).
    Благодарю за понимание.

    Mary, у моего сына подобные проблема, правда мы младше нам 2,4. Литературу пока не подскажу, но могу рассказать о приеме развития концентрации внимания который у нас хорошо идет. Как ни странно это банальная игра в наперстки(перекатываете шарик из под одного под другой наперсток, а потом спрашиваете где). В маршрутке по пути из сада я перебрасываю из руки в руку каштан. 🙂

    Mary, мы с трех лет начали заниматься с логопедом, сменили двух. Причина, как мне казалось, в гиперактивности и неусидчивости сына. Результат от занятий был 0, а если точнее то за год(учебный) прибавили в словарь около 50 слов с косноязычным произношением. В этом году в сентябре мы попали к логопеду с огромным стажом работы с детьми с МА, СДВГ, и более тяжелыми формами отставания в развитие. И что же я услышала в конце первого занятия про своего ребенка? «Совершенно отсутствует воспитание!» Я была в шоке!!! Мой сын и не воспитан!!! Она объяснила «Даже самый больной ребенок должен четко знать что можно, а что нельзя. Если сегодня это можно, то можно и завтра, а если чего то сегодня нельзя, этого НЕЛЬЗЯ никогда. Ребенок должен понимать и знать что перед ним педагог которого нужно слушать и который работает ему на благо». Скажу честно, идти на второе занятие не хотелось, но настоял муж «Сыну не помешает строгости». Так вот уже с третьего занятия он её слушает и продуктивно занимается. Наше СДВГ никуда не делось, просто занятия строятся так что как только он устает от одного вида деятельности, сразу внимание переключается на другой. Так за 45мин они могут отрабатывать звуки, слоги, разложить пазлы, вырезать, клеить, поиграть в пальчиковые игры, сделать артикуляц.гимнастику, массаж лица, ушек, попеть песни, выучить стишки. Я убежденна, что каждому ребенку нужно своего логопеда. Ну если не получается у Илюшки с этим логопедом попробуйте другого.
    А про занятия дома-почитайте архивы форума. Очень много написано: и книги, и игры, и ссылок много.

    В этом году в сентябре мы попали к логопеду с огромным стажом работы с детьми с МА, СДВГ, и более тяжелыми формами отставания в развитие.

    Таня-Матвейка,я думаю в нашли хорошего специалиста,строгость действительно не помешает детишкам с СДВГ.Моему только такой педагог и нужен,что бы он побаивался.Если не секрет,с кем занимаетесь,координатики не подскажешь?

    Тань, это так пишут, когда хотят полностью согласится с написанным, тобишь плюс еще одно такое же мнение.

    У меня с педагогами та же история, как только вижу СЮ-СЮ-канье, знаю точно, дело не тронется с места.

    Бывают такие логопеды(причем знающие, что говорят сенсорному алалику с СДВГ):
    -Солнышко-лапочка-миленький-славненький-нука-пожалуйста-родненький-ды-ды-дыды….

    Пока она третье свое «КИТАЙСКОЕ» слово сказала он уже далеко ….висит на дверной ручке и рвет когти из кабинета….

    Вообще, диагноза СДВГ нет.
    Сюсюканьем точно не наработать. Должны дети в конце концов понять, что эта тетя не играет. Моему тоже психолог удивилась, что он совершенно ничего не понимая(как кажется) из-за стола не выходил на занятиях, а встал ровно через 45 минут. И так мы разобрались(почему сколько сидит и встает)на третий раз. У него уже это отработано на подсознании(мне кажется). Но на это нужно время. 1000 раз некоторым(как мой)

    Вооот, чем мне нравится логопед с которой мы этим летом занимались в Евпатории, дама старой закалки, усадила сына и все, никакой беготни, прижала его к стулу (приобняла) и работать! Результат за месяц был такой, какого мы год с нашим логопедом дома добиться не могли. Ротому что у нее выполнил задание — «молодец детка, побегай», потом усаживаем обратно 5 минут….
    Приехали домой, скатились снова на старое поведение (((
    Кстати, невролог мне сказала что с такими детьми хорошо работает техника «глаза в глаза» , это именно то что я описала выше, т.е. прижать и работать.

    «техника «глаза в глаза» , это именно то что я описала выше, т.е. прижать и работать.»

    Сижу и думаю, это ж как, это ж в какой позе?? Чтоб прижать и работать это только со спины в обнимку, чтоб не рыпался…
    А так чтоб в глаза, это только его спиной к стене припереть что-ли?

    МОи логопеды «учат сидеть» и слушать первое время(сложных детей) , у нас с этим проблем нет.. может и посидеть..Я сама работаю с СДВГ, обучаю их английскому языку, мне сложно потому как абсолютно не подготовлена к такой работе, все методом проб и ошибок, но могу сказать точно, что дети очень необычные, обычно я легко могу вступить в контакт, но вот конкретно процесс обучения строится сложно…зато их успехи для меня самые приятные.

ВНИМАНИЯ

Повышенная психомоторная возбудимость – это патология поведения у детей, всё чаще встречаемая в различных странах. Чаще всего такое отклонение в поведении классифицируется как ADHD . В России такое нарушение называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

ADHD – это диагноз, который ставят и детям и взрослым, имеющим проблемы в познавательной деятельности, а также нарушенную регуляцию поведения, проявляющуюся в наиболее важных жизненных сферах (например, в семейных и межличностных отношениях, в учёбе или в работе). Такие проблемы являются следствием отклонений в сфере контроля импульсов, а также повышенной возбудимости и расстройства внимания.

В классификации выделяются три подтипа ADHD :

Преобладают нарушения концентрации внимания;

Преобладают повышенная моторная возбудимость и

чрезмерная импульсивность;

Смешанный тип.

Согласно классификации МКБ -10, мы имеем дело с синдромом гиперактивности при наличии следующих симптомов: рассеянность, повышенная возбудимость и импульсивность.

Типичное для СДВГ отклонение в поведении обычно проявляется в возрасте от трех до пяти лет, однако первые симптомы могут проявиться в любом возрасте. Если первые симптомы проявляются в возрасте старше 7лет, то диагноз СДВД исключается. Часто уже в младенческом возрасте сверхвозбудимые дети капризны, плаксивы, имеют проблемы с засыпанием. У некоторых детей наблюдается неприязнь к физическим контактам. Иногда такие дети проявляют отвращение к определённым вкусам, запахам или продуктам, а также чрезмерную чувствительность к свету, к звукам.

Увы, повышенная психомоторная возбудимость – это нарушение, которое не проходит с наступлением периода полового созревания. Симптомы данной патологии могут проявляться и после 20-года жизни. Большая часть взрослых, которым в детстве был поставлен диагноз СДВГ, несмотря на отсутствие типичных отклонений, имеют проблемы с адаптацией в своей школьной, профессиональной среде либо в иных социальных ситуациях.

Дети с СДВГ в два, а в некоторых случаях и в три раза чаще, чем сверстники, терпят школьные неудачи, остаются на второй год либо вообще бросают школу. Даже дети, у которых уровень интеллектуального развития средний и выше среднего, достигают намного меньше своих возможностей.

Несмотря на то, что дети с СДВГ такие же способные, как и их сверстники, они, однако, имеют проблемы с пониманием, переработкой и передачей вербальной информации, ведут себя неадекватно, проявляют иные познавательные стили. Такое поведение часто трактуется как признак низкого уровня интеллектуального развития. Педагоги воспринимают сверхвозбудимых детей как рассеянных, невнимательных, иногда определяют их как способных, но ленивых, в связи с чем не ждут от них хорошей успеваемости.

У детей с СДВГ появляются также проблемы с социальной адаптацией.

Эти дети имеют повышенную потребность в контактах со сверстниками. Увы, низкий уровень способности соблюдать правила поведения в группе, неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции нередко приводят к тому, что дети с СДВГ бывают социально изолированными и чувствуют себя одинокими.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто встречаются в практике логопедической работы. Чаще его выявляют у мальчиков.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Причины данного расстройства чаще всего проявляется при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.

Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребёнка становятся все заметнее.

Полная картина синдрома разворачивается к 7 – 12 годам.

В дошкольном возрасте взрослые не всегда осознают глубину проблемы, считая что ребёнок «просто маленький, вот пойдет в школу, тогда...». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются.

Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация.

Её последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению

Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию.. Важное место занимает медикоментозная терапия

Она назначается врачом, по два-три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.

Необходимо знать, что не во всех случая. Проявления ребёнком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

Возникает в возрасте до 8 лет;

Присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в

школе, дома, в труде, играх);

Не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными,

диссоциативными расстройствами или психопатиями;

Вызывает значительный психологический дискомфорт и

дезадаптацию;

Признаки сохраняются не менее 6 мес.

На основании изучения медицинских и педагогических источников, из многолетнего опыта разработаны некоторые методические подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ

    Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

    Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

    Меньше замечаний – больше похвалы, так как психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок.

    Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, тактильный (для привлечения внимания и взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

    Вседозволенность, заискивание перед ребёнком недопустимы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

1.Форма проведения занятий – индивидуальная или в небольшой группе.

    В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

    Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

    Использовать разнообразный наглядный материал.

    Использовать игровые приёмы, сюрпризные моменты.

    Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

    Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

    Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объёме предстоящей работы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СНЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ.

Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований

По отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны быть дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения – совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в логопедической практике используются физкультминутки, но для ребёнка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением:

Использование биоэнергопластики (соединение артикуляционной гимнастики с движением руки).

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ША(руки вперёд) – ШО (руки вверх) – ШУ(руки опустить);

- «игра на пианино». « Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со;

Можно предложить сделать «песенку» грустной или весёлой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

Игры с перебрасыванием друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь

пропущенный звук», «Назови детёныша» и др.);

- «Шаги»: сделать шаг вперёд только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребёнок сможет дойти до заранее оговоренного

предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

- «Живые слова»: каждый ребёнок выполняет роль определённого слова, его задача –

занять своё место в предложении;

- «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем

продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьёт

ананасовый сок») Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения,

затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает её содержание;

- «Прошагай предложение»:

Ребёнок идёт и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Эти и аналогичные задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы.

Таким образом логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА

ВНИМАНИЯ

Учитель-логопед: Ерышева Ольга Николаевна.

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью МБОУ «СОШ №5»

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу. Термин «децелерация» (замедленный темп физического и интеллектуального развития) появился в нашем обществе на рубеже XX и XXI вв., увеличивается число детей с задержкой речевого и психического развития, появились дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Более 70 процентов детей нуждаются в медико-психолого-педагогической коррекции.

Впервые описание заболевания, характеризующегося двигательной расторможенностью, дефицитом внимания и импульсивностью, появилось около 150 лет назад. Согласно последней редакции Международной классификации болезней, выделяют две подгруппы: с наличием гиперактивности («синдром дефицита внимания с гиперактивностью» - СДВГ) и без неё («синдром дефицита внимания без гиперактивности», или СДВ). Развитие синдрома связано с работой лобных долей головного мозга. Учёные считают, что у детей с СДВГ данные доли мозга работают медленнее. Наблюдается недостаток определённых химических веществ – нейтротрансмиттеров (дофамин и норадреналин), которые передают информацию от мозга к телу. Из-за нехватки этих веществ в головном мозге, мозг перестаёт адекватно реагировать на информацию.

СДВГ среди мальчиков 7-12 лет диагностируют в 2-3 раза чаще, чем среди девочек, в последнее десятилетие этот диагноз уже выставляют уже детям в возрасте 4-5 лет. Доктор медицинских наук О.В.Гончарова выявила широкую вариабельность данных по распространённости СДВГ: в США эти цифры колеблются от 4 до 13%, в Великобритании - 1-3%, Германии - 9-18%, Италии - 3-10%, Чехословакии - 2-12%, Китае - 1-13%, в России (г.Москва и Московская обл.) - 15-28%. На школьный логопункт при МБОУ СОШ примерно 17% детей поступают с речевыми нарушениями, которые осложнены синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Кроме сниженного внимания, для этих детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении этого времени они теряют контроль над умственной активностью, 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается». У гиперактивных детей проблемы внимания сопровождаются повышенной двигательной расторможенностью.

Такой ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы, не может до конца закончить поставленную задачу (слушает, но, кажется, что не слышит). Он рассеян: часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки), забывчив. Ребёнок суетлив: не способен усидеть на одном месте, много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своём месте). Он не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге, всегда нацелен на движение, ведёт себя как «perpetuum mobile», очень болтлив.

Импульсивность выражается в том, что такие дети часто начинают отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок. Гиперактивным детям свойственна «мягкая» неврологическая симптоматика: дискоординация движений, тики и навязчивые движения. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Нарушения эмоциональной сферы у детей с СДВГ характеризуются импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, повышенным уровнем тревожности, частой сменой настроения. Школьные нагрузки у таких учащихся часто приводят к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развитию синдрома школьной дезадаптации.

У учащихся с СДВГ, как правило, к началу обучения в школе при обследовании устной речи обнаруживается несформированность всей звуковой стороны речи: произношение, фонематические процессы; также нарушены лексико-грамматические средства языка. Как правило, это дети имеют речевой диагноз «общее недоразвитие речи». По результатам обследования устной речи у детей с СДВГ и СДВ, проведенных в нашей школе, выявлены следующие проявления общего недоразвития речи:

  1. Фонематические процессы нарушены у 100% учеников.
  2. Артикуляционная моторика нарушена у 80% учеников.
  3. Звукопроизношение (дефектное произношение звуков от 1 до 8 у 80%).
  4. Звуко-слоговая структура слова нарушена у 80% учеников.
  5. Особенности динамической стороны речи (тахилалия – 40%, брадилалия – 20%).
  6. Грамматический строй речи нарушен у 80% учеников.
  7. Словарь и словообразование страдает у 80% учеников.
  8. Связная речь не сформирована (носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога) у 100% учеников.
  9. Недостаточность развития мелкой и общей моторики у 100%.
  10. Нарушена ориентация в пространстве у 100% учеников.

Речь ребенка с СДВГ характерна тем, что она как бы опережает мысль. Но параллельно с такой неуемной болтливостью у детей с СДВГ имеются задержки в развитии языковых навыков, связанных как с пониманием, так и с самовыражением. Они могут пропускать слова, неправильно понимать сказанное, с трудом запоминают слова, понимают устную речь и организуют свои мысли. Такому школьнику нужно гораздо больше времени для того, чтобы собраться с мыслями и дать ответ на поставленный учителем вопрос.

Низкий уровень развития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной проявления вторичного дефекта, который проявляется в специфических нарушениях чтения и письма. Характер расстройств письма и чтения обнаруживает недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций в различных сочетаниях: чаще всех трех, реже двух, но иногда одной. Отставание развития зрительной функции ведет к сложностям воспроизведения и запоминания графического образа букв и цифр. Неполноценность пространственной ориентировки и конструктивной деятельности приводит к тому, что такие дети с трудом ориентируется в пространстве тетрадного листа.
Учащиеся первых классов с СДВГ с трудом научаются обозначать границы предложений. Это вызвано трудностями распределения внимания между технической стороной письма и необходимостью выделять законченную мысль и правильно оформить ее на письме.

Такие дети часто при письме нарушают звукобуквенную структуру слова (пропуски и замены букв). Это объясняются как недоразвитием устной речи, так и регуляторными трудностями – слабость произвольного внимания одинаково отражается на распознавании акустических или артикуляционных признаков звуков, актуализации зрительных образов буквы и слова.

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. должна быть «мультимодальной». Основными направлениями являются: психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, лечение неврологической патологии. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому. Задача школьного учителя-логопеда оказывать максимально эффективную логопедическую помощь.

К сожалению, дети с СДВГ на школьном логопедическом пункте могут посещать только групповые занятия, индивидуальных часов для таких детей не предусмотрено нормативными документами. Для таких учащихся все же предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий для максимального раскрытия.

Учитель-логопед должен консультировать родителей и учителей начальных классов о причинах расстройств, особенностях работы с такими детьми. Логопед, работая над звуковой стороной, общим развитием речи, обязательно должен учитывать также нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия. Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии.

Развитие произвольного внимания происходит на базе непроизвольного. Немаловажную роль имеет речь учителя. Она должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение. Качество выполняемого задания будет резко страдать, если в тексте будет много незнакомых слов. Успех в усвоении нового учебного материала очень часто зависит от темпа его предъявления. Следует повторять один и тот же материал и не приступать к новому, пока не убедитесь в том, что предъявленный материал понят и воспринят.

При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предлагать ребёнку больше игр на развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, давать ребёнку выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих пособий. Мальчикам с СДВГ необходимо развивать речь через движение. Одно из главных условий в работе с детьми с СДВГ – это вовремя суметь предупредить переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключить его на другие виды игр и занятий. Проблемное обучение повышает мотивацию учеников, хорошо использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и наоборот, избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Необходимо давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика, избегать предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

Контролируйте ребёнка с СДВГ, так как ему сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у таких детей очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки. Позитивная мотивация в занятиях - это самый главный, основополагающий принцип, который должен использоваться при проведении логопедических занятий с учащимися с СДВГ. Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно добиться положительных результатов по поддержанию внимания и коррекции гиперактивности младших школьников.

Литература:

  1. Собина Досани 52 способа преодоления дефицита внимания и гипреактивности у детей // М. Центрполиграф, 2010
  2. О.В. Гончарова, Г.Д. Тарасова Особенности состояния здоровья детей с снидромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Российская отоларингология. – 2008. №2. – с. 20-24
  3. Громова О.А., Красных Л.М., Лиманова О.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - возможности коррекции // Российский педиатрический журнал.- № 2. -2005. - С. 17-22.