Логопедические упражнения на дифференциацию звуков с ш. Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж картотека по логопедии на тему. Дид. игра «Большой и маленький моторчики»
С - Ш 1
сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.
2. «Запомни, повтори»
4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».
1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»
С - Ш 2
Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.
2. «Запомни, повтори»
4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»
- мешать суп лож/ш/кой
1. Проговаривать
С – Ш 3
2. «Добавь слог СА или ША»
3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок
4. придумай предложения со словами:
- пшенный суп
- сладкие плюшки.
1. «Запомни, повтори»
С – Ш 4
3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»
- с уш ить дедуш кины с апоги
4. «Запомни, повтори»
Саша – шелест – слушать
спешка – страшно – шесть
сушка – стёклышко - шоссе
1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:
С – Ш 5
2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка
3. «Путаница» - составить из слов предложения:
- сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
- играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
- школа, утро, Соня, спешить, в - …
- босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
- машина, шоссе, нестись, по - …
4. Выучить
С аш а с тих пис ал с меш ной. С тих повеш ен на ш ес ток.
Дождик хлынул проливной. С уш ит С аш а с вой с тиш ок.
1. - Послушай рассказ.
Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.
Вдруг шофёр видит : по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь !».
Неожиданно мотор заглох . Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь !». /Ткаченко Т.А./
2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.
3. Пересказать рассказ.
Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?
Разделы: Работа с дошкольниками
Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
- недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие фонематического восприятия;
- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
- отклонения в нервно-психической сфере;
- снижение уровня познавательной активности;
- отклонения в поведении детей.
(Коноваленко, “Фронтальные логопедические занятия”).
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Чаще всего картинки я вырезала из старых списанных учебников по начальной школе.
1. “Построй домик”.
Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры : построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
2. “Собери цветочек”.
Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал : предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры : собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3. “Солнышко”.
Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
4. “Собери яблочки”.
Цель игры : закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
5. “Украсим елочку”.
Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал : силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия : педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
6. “Напои куклу чаем”.
Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
7. “Кукла наряжается”.
Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал : бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры : перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.
8. “Украсим комнату флажками”.
Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал : натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
9. “Собери бусы”.
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.
Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал : длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры : педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.
Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
10. “Сложи пирамидку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всемправилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
11. “Веселые матрешки”.
Цель игры
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры : педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
12. “Сложи снежинку”.
Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал : нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры : педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.
13. “Подбери фигуры”.
Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал : на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.
Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку” .
Все эти игры помогут ребенку сделать
длительный этап автоматизации и дифференциации
звуков интересным и увлекательным. Ребенок с
удовольствием будет ходить на индивидуальные
занятия с учителем-логопедом, а, следовательно,
повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных
или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием
играют, соревнуясь в командах, что дополнительно
повышает мотивацию к занятию.
Чтобы наглядно увидеть, как можно использовать
данные игры на подгрупповых занятиях с детьми, я
предлагаю конспект одного из занятий по
совершенствованию навыков звукового анализа и
обучению грамоте.
Тема: Звуки [З – З"], буква З.
Цель:
- Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з"], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.
- Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.
Предварительная работа : повторение сказки “Золушка”.
Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент
- Психогимнастика
- Определение темы занятия
- Характеристика звуков
- Знакомство с буквой
- Физминутка. Игра “Наоборот”
- Д/и “Укрась платья”
- Работа по индивидуальным карточкам
- Звуковой анализ слов
- Д/и “Разгадай слово”
- Д/и “Зашифрованные слова”
- Итог занятия
Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).
Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.
Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з"]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з"]).
Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з"]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з"]? (Зеленым). Почему?
Педагог знакомит детей с буквой “З”. Читает четверостишие:
На эту букву посмотри
она совсем, как цифра… три.
На что еще похожа буква “З”? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.
Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру “Наоборот”. Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, мягкий, если он называет мягкий, дети – твердый. Например “за – зя”.
Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з]). А на платье сестры Разини? ([з"]). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.
Следующее задание злой мачехи заключается в том, что каждому ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в слове слышится звук [з] или [з"] (в начале, середине или в конце слова), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.
Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.
Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово - ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.
Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр).
Золушка появляется в красивом платье,
благодарит ребят за то, что они помогли ей и она
может отправляться на бал.
Логопед просит детей показать, какое настроение
у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки
помогли справиться с заданиями злой мачехи.
1. «Самолет»
Цель:
Ход: воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно.
2. «Перетягивание каната»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.
3. «Договори словечко»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).
4. «Садовники»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).
5. «Измени слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).
6. «Закончи слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова, а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).
7. «Ловишки из круга»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Оборудование: фанты у детей.
Ход: дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать слова на звуки Р – Л).
8. «Найди себе пару»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как можно быстрее.
9. «Звериная лечебница»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.
Лариса Малышева
Игры на дифференциацию звуков.
Дидактическая игра «Молоток и дудочка»
Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [д] и [т].
Ход: Воспитатель постукивает деревянным молоточком по столу и говорит:
«Тук – тук – тук,
Ток – ток – ток,
Бей покрепче молоток.
У дудочки песенка звонкая, она начинается со звука [д]. А песенка молоточка незвонкая. Она начинается со звука [т]».
У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок четко проговаривает слово, интонационно выделяет звук [д] или [т]. Кладет картинку к дудочке, если в слове слышится звук [д], а к молоточку, если в слове звук [т].
Дидактическая игра «Звуковая дорожка»
Цель: Автоматизировать звук [с]в словах в различных позициях.
Ход: В игре принимают участие 2 – 4 игрока. По считалке дети выбирают первого игрока. Он кидает кубик и проходит по игровому полю столько клеточек подряд, сколько очков выпало на верхней грани кубика. При этом по ходу фишки называет предметы, изображенные на картинках. Это слова со звуком [с] в различных позициях. Затем ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до последней картинки на дорожке.
Дид. игра «Логопедическое домино»
Цель: Автоматизировать звук [р] в словах в различных позициях.
Ход: Игра проводится по принципу домино. Количество детей от 2 до 4. Предложите первому игроку выложить любую карточку и назвать на ней изображенные предметы. Следующий участник подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы изображения на ней и карточке предыдущего игрока совпали с одной или с другой стороны. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной карточки. (Ракета, радуга – ракета, гитара – гитара, кровать).
Дид. игра «Путаница»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение различать в словах звуки [з] и [с].
Ход: Воспитатель показывает предметные картинки. Если в слове слышится звук [з], то картинку кладут к комару, если звук [с] – насосу.
Дид. игра «Большой и маленький моторчики»
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков [р] и [р"] в словах.
Ход: На столе стоят 2 машины (большая с синим кузовом и маленькая с зеленым кузовом). Дети по очереди интонационно выделяют в словах звуки [р] или [р"], кладут картинку в кузов, объясняя свой выбор (в слове рак первый звук [р] – это твердый согласный звук, значит в синий кузов.
Дид. игра «Какой звук заблудился»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.
Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно.
Вот колючий, серый ешик.
На крылечке сидит кожечка.
На травинку села красивая стрекоса.
Мама намазала хлеб мазлом.
С – Ш 1
Различай звуки «С» и «Ш».
1. Исправь ошибки (устно):
В берлоге живет Ми с ка (Ми ш ка)
У солдата на голове ка ш ка (ка с ка)
Папа наточил но с (но ж )
Ракета летит на мар ш (Мар с )
На доме красная кры с а с трубой (кры ш а).
2. Взрослый прочитает текст, а ты только выполняй
соответствующие упражнения (языком и ладонью) и
произноси звуки «С» или «Ш»:
Море спокойно. Язык, словно плот (Язык «лопаткой»)
Плавно и сонно по морю плывет: («С-с-с-с-с…»)
Море волнуется, шторм начинается. (Язык «чашечкой»)
Лодочкой к нёбу язык поднимается: («Ш-ш-ш-ш…»)
Море спокойно: (С-с-с-с…) Море штормит: (Ш-ш-ш-ш…)
Море спокойно: (С-с-с-с…) Море штормит: (ш-ш-ш …)
3. Много раз подряд четко повторяй: «Ё ж нё с но ж »
С – Ш 2
1. Повторяй по три слога:
С А – С А – Ш А С А – Ш А – С АШ А – Ш А – С А Ш А – С А – Ш А
2. Взрослый вразнобой будет показывать тебе картинки,
а ты называй их: «кры с а – кры ш а – кры ш а – кры с а –
кры ш а – кры ш а – кры ш а – кры с а …»
3. Добавь нужное по смыслу слово «КРЫ С А » или «КРЫ Ш А »:
Была на доме … (кры ш а).
Жила в подвале … (кры с а).
Кот залез на … (кры ш у)
Караулить … (кры с у).
Ходит кот по … (кры ш е),
Не дает спать … (кры с е).
Очень хочет … (кры с а),
Чтоб ушёл кот с … (кры
ш
и).
С – Ш 3 Четко произноси звуки «С» и «Ш».
«Прочитай» по картинкам рифмовку:
С анки, ш апка, с умка, ми ш ка,
Ш ляпа, бу с ы, ш уба, ми с ка,
С тул, но с ок, поду ш ка, кры с а,
Ш и ш ка, с тол, лягу ш ка, кры ш а,
С апоги, камы ш , с лон, ка ш ка,
Ш каф, автобу с , ш а ш ки, ка с ка.
С – Ш 4 Четко произноси звуки «С» и «Ш».
и произноси звуки «С» и «Ш»:
Мой язык похож на лист, что упал с березки вниз.
(Упр. «Лопатка»)
Широкий, мягкий, плоский – совсем, как лист березки.
(Звук «С-с-с…»)
Листья высохли, свернулись, краешки их вверх загнулись.
(Упр. «Чашечка»)
Ветер листья подхватил, поднял вверх, подул, завыл…
(Звук «Ш-ш-ш-ш…»)
Ветер в листьях шелестит - то свистит он, то шуршит:
Свистит - … Шуршит - … Шуршит - … Свистит - … Шуршит - …
2. Замени в словах звук «С» на звук «Ш»:
Мар с - … (мар ш ), ми с ка - … (ми ш ка), ири с ка - … (Ири ш ка),
ма с ка - … (Ма ш ка), ка с ка - … (ка ш ка), с уметь - … (ш уметь)
ба с ня - … (ба ш ня), кры с а - … (кры ш а), пу с ки - … (пу ш ки).
3. Много раз повтори скороговорку: «На ш О с ёл на с о с на ш ёл»
С – Ш 5
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
Замени в словах звук «С» на звук «Ш», например:
мыС – мыШ ь.
сила - … (ш ило) солить - … (ш алить)
миска - … (ми ш ка) маска - … (Ма ш ка)
каска - … (ка ш ка) басня - … (ба ш ня)
крыса - … (кры ш а) Марс - … (мар ш )
2. Внимательно рассмотри картинку. Как одним словом назвать все
предметы? (игрушки) Перечисли их по порядку.
3. Выбери игрушки, в названиях которых слышится звук «С».
4. Назови игрушки со звуком «Ш».
С – Ш 6
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
1. Хлопни в ладоши, услышав в слове звук «Ш»:
Сахар, санки, ш арик, слон, ш каф, салат, ш ум,
лиса, мы ш ка, ко ш ка, маска, ми ш ка, ду ш , нос.
2. Добавь в конце слов нужный звук «С» или «Ш»:
каранда… (ш ) анана … (с ) абрико … (с )
вопро … (с ) малы … (ш ) автобу … (с )
ланды … (ш ) матро … (с ) камы … (ш )
3. Повтори словосочетания:
Кра с ная кры ш а. С тра ш ная кры с а.
С ме ш ная ба с ня. С торо ж евая ба ш ня.
Ду ш и с тая ка ш ка. С олдат с кая ка с ка.
4. Много раз подряд повтори скороговорку:
«Ли ш ь у ли с нет лы ж »
С – Ш 7
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
- Ми
ш
ка, ми
с
ка
…
2. Выучи скороговорку и повторяй ее с ускорением:
С лон у ш ами, С ом у с ами
Ш
евелят во
с
не ча
с
С – Ш 8
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
1. Прочитай скороговорку по картинке:
Прячут с я от Ко ш ки Мы ш ки:
Мы ш ка с бро ш кой Мы ш ка с кни ж кой,
Мы ш ка с кры ш кой, Мы ш ка с ш и ш кой,
Мы ш ка с кру ж кой, Мы ш ка с мо ш кой,
Мы ш ка с клю ш кой, Мы ш ка с ло ж кой
Повторяй скороговорку быстром темпе, но помни:
Е с ли я з ычок с поткнет с я
– Мы ш ка к Ко ш ке попадет с я!
С – Ш 9
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
Замени первый звук С на звук Ш, например: С ушки – Ш утки.
Сок - … (ш ок) Сайка - … (ш айка)
Скала - … (ш кала) Споры - … (ш поры)
Срам - … (ш рам) Стиль - … (ш тиль)
Читай пиктограмму слева – направо и обратно:
- Ми
ш
кина ми
с
ка, мы
ш
кина ми
с
ка
…
Выучи скороговорку и повторяй ее с ускорением:
С
ли
ш
ком много но
ж
ек
у
с
ороконо
ж
ек.
С – Ш 10
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
Закончи слово нужным слогом «С КА » или « Ш КА»:
ПРИЧЁ … (с ка), МАТРЁ…(ш ка), ПОГРЕМУ… (ш ка),
КОЛЯ … (с ка), МАРТЫ …(ш ка), РАСЧЁ…(с ка),
ИГРУ…(ш ка), РАСКРА…(с ка), ЛЯГУ…(ш ка),
ПОДСКА…(з ка), ПОДУ …(ш ка), КОРМУ …(ш ка).
2 . Пять раз подряд без запинки проговори скороговорку:
По
с
пе
ш
и
ш
ь – людей на
с
ме
ш
и
ш
ь.
С – Ш 11
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
1. Договори незаконченные слова:
Для художницы Ли с ы купим мы каранда … (ш и).
Мы подарим Ми ш ке два пучка реди … (с ки),
Килограмма два лап ш и и кусочек колба … (с ы).
Принесём для Пету ш ка два пшеничных коло …(с ка),
Купим для Лягу ш ки мягкие поду … (ш ки).
Сварим для пугливой Мы ш ки очень вкусные соси … (с ки) .
Сладкие ири с ки купим для Марты … (ш ки).
2. Выучи языколомку:
Пу ш и с тая Ко ш ка на с олны ш ке с у ш ит
Ш ёр с тку на с пинке, у с ы и у ш и.
С – Ш 12
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
1. Повторяй каждую фразу:
Ш а – ш а. С а – с а. Вот какие чуде с а:
С а – с а. Ш а – ш а. На горе растет лап ш а
Ш у – ш у. С у – с у. Я возьму свою ко с у
С у – с у. Ш у – ш у. И с ко ш у я в с ю лап ш у.
Ш и – ш и. С ы – с ы. Для козы и для ли с ы
С ы – с ы. Ш и – ш и. Хватит на зиму лап ш и
2. Игра «СМЕШИЛКА»
Первый игрок спрашивает второго:
« С ку ш ае ш ь или надене ш ь на с ебя?»
Второй игрок сначала отвечает, например: « С ку ш аю»,
а затем бросает игральный кубик и соотносит выпавшее число
с порядковым номером картинки.
Если у второго игрока выпадет, предположим, «5», то он
четко должен сказать: «Я с кушаю с апо ж ки»
Игроки меняются ролями. Возможно, теперь игроку придется
признаться: «Я надену на
с
ебя ка
ш
у
»?
С – Ш 13
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
Повторяй по три слога:
Ш А – С А – Ш А С А – Ш А – С А
Ш А – Ш А – С А С А – Ш А - Ш А
2. Повтори слова:
С пе ш и ш ь, с ме ш и ш ь, ш ути ш ь, с у ш и ш ь,
с оли ш ь, с мотри ш ь, с лу ш ае ш ь, с пи ш ь.
3. Выучи скороговорку:
С порили в с емье ш мелей:
- Кто в с емье ш мелей с мелей?
Ока з ало с ь, чт о с мелей
С амый с тар ш ий и з ш мелей.
С – Ш 14
Четко произноси звуки «С» и «Ш».
(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а
на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)
1. Выучи скороговорку:
С ов с ем не с тра ш ен
мне С тра ш ила:
С тра ш илу
из ме ш ка я сш ила!
2. Найди предмет, к которому подходит действие и составь
предложение о том, что сделал Саша, например:
С а ш а с ма с терил корму ш ку.
С ломал, с делал, с орвал, и с купал, и с пачкал,
уго
с
тил,
с
нял,
с
пас,
с
вязал, на
ш
ел,
с
ъел.
С – Ш 15
Четко произноси звуки С, Ш, З, Ж
1. Назови все картинки (выделенные слова).
2. Повтори за взрослым предложения с этими словами.
С ОВУ Ш КА не с пит. С ТАРУ Ш КА ус тала. С аш а ест С У Ш КИ.
Пакетик чая в С О Ш ЕТЕ . Маш иныедутпоШ О СС Е .
ПУТЕ Ш Е С ТВЕННИК на вершине горы. Лучистое С ОЛНЫ Ш КО.БабушкиныС ЕРЕ Ж КИ. Красивая С НЕ Ж ИНКА.
С – Ш 16 Четко произноси свистящие и шипящие звуки
1. Внимательно послушай сказку:
За ночь сшила Совушка – швея всем жителям леса пушистые зимние шубки. Проснулось солнышко, и на
з а с не ж енную лу ж айку з а с пе ш или о з орные з веру ш ки.
Ра сш умели с ь, ра сш алили с ь малы ш и!
Ми ш ка с лепил боль ш ую с не ж ную бабу. Пё с Ш арик
по с троил с торо ж евую крепо с ть. Мы ш онок отбивал
с воей клю ш кой ш айбу. Ё ж про с то ра з гребал на лу ж айке
с не ж ок. З айчи ш ка катал с я на лы ж ах, а Ко ш ечка –
на с анках. Хоро ш о з веру ш кам з имой в ле с у!
2. Ответь на вопросы: Кто сшил жителям леса зимнюю одежду?
Какими были эти шубки?
Как играли зверушки на лужайке?
3. Послушай сказку еще раз и перескажи ее.