Кровавая графиня батори читать историю. Графиня Батори – кровавая графиня Трансильвании. Невеста из знатного рода

Что такое Сознание?
Есть ли жизнь после смерти, и есть ли смерть после жизни – вопросы, которые волновали человечество всегда. В ХХI веке в исследовании этого вопроса произошел определенный сдвиг. Сказать со стопроцентной уверенностью, что со смертью тела не прекращается жизнь духа, пока еще нельзя. Но многочисленные факты, накопленные наукой за долгие годы и последние научные разработки в этой области, говорят, что смерть – это не конечная станция. Материалы исследований и опытов, которые опубликовали в научных изданиях П. Фенвик (Лондонский института психиатрии) и С. Парин (Центральная клиника Саутгемптона), доказывают, что Сознание человека не зависит от мозговой деятельности и продолжает жить, когда все процессы в мозге уже прекратились. Клетки мозга, по мнению ученых, не отличаются от других клеток организма. Они вырабатывают различные химические вещества, белок, но не создают ни мысли, ни образы, которые мы принимаем за сознание. Мозг выполняет функции «живого телевизора», который просто принимает волны, и преобразует их в изображение и звук, из чего складывается целостная картина. А раз так, заключают ученые, то сознание продолжает существование и после смерти тела.

В конце статьи ВИДЕО: Сто процентов, смерти нет…

  • Что такое Сознание?


    Проще говоря, если выключить телевизор, это не означает, что все телеканалы исчезают. Если выключить тело, то сознание так же не исчезнет.

    Но для начала, надо разобраться, что же такое сознание.

    Большую часть жизни человек проводит в бессознательном состоянии. Это не значит, что он не контролирует свои поступки, не может логически мыслить, поддерживать беседу или заниматься другими делами.

    Нет. Просто в это время он не осознает себя как личность. Последние два дня я, например, занимался переездом на другую квартиру. Собирал вещи, ходил в магазин, заказывал транспорт.

    В какой-то момент, заклеивая скотчем коробку, я вдруг понял, что уже несколько часов в моей голове вертится двадцатилетней давности, и я ее про себя напеваю.

    С какого ляду она залетела в башку, ведь я точно ее не слышал в последние часы, я их провел бессознательно, за рутинной работой, не осознавая, что вот это Я, именно я ее выполняю.


    Какой такой транслятор запустил мне в мозг шлягер прошлых лет? Можно, конечно, предположить, что его сгенерировал мозг, но тогда надо признать, что он выполняет бестолковую и ненужную работу, на которую расходуется уйма энергии.

    Не думаю, чтобы эволюция не отсекла эту бесполезную функцию. Поневоле согласишься с гипотезой о том, что мозг улавливает сигналы и мысли извне, а не генерирует их.

    А вот академик Андрей Дмитриевич Сахаров писал, что не представляет себе человеческую жизнь и Вселенную без источника духовной «теплоты», без осмысленного начала, лежащего вне материи.

    Жизнь души после смерти тела

    Известный физик, профессор Института регенеративной медицины Роберт Ланца заявляет, что смерти просто не существует. Смерть это не завершение жизни, а переход нашего «Я», нашего Сознания в параллельный, мир.


    Он также уверен в том, что окружающий нас мир зависит от нашего Сознания и все то, что мы видим, слышим и ощущаем, не существует без него.

    Интересную идею выдвинул американский ученый анестезиолог С. Хамерофф. Он считает, что наша душа и Сознание существовало во Вселенной всегда, со времен Большого взрыва, что душа состоит из ткани самой Вселенной, и обладает другой более фундаментальной структурой, чем нейроны.

    В заключение давайте вспомним о взглядах академика РАМН, профессоре Наталье Петровне Бехтеревой, о которой мы уже писали . Долгое время Наталья Петровна возглавляла Институт Мозга человека и была убеждена в посмертной жизни души. К тому же она сама лично стала свидетелем посмертных феноменов.


    Жизнь после смерти. Доказательства

    15 доказательств существования жизни после смерти

    Подпись Наполеона

    Факт из истории. После Наполеона на французский престол взошел король Людовик XVIII. Однажды ночью он томился без сна. На столе лежал брачный контракт Маршала Мармона, который Наполеон должен был подписать. Неожиданно Людовик услышал шаги, дверь отворилась, и в спальню зашел сам Наполеон. Он надел корону, подошел к столу и вял в руки перо. Больше Людовик ничего не помнил, сознание его покинуло. Очнулся он только утром. Дверь в спальню была закрыта, на столе лежал подписанный императором контракт. Документ этот долгое время хранился в архиве, а почерк был признан настоящим.


    Любовь к матери

    И вновь про Наполеона. Видимо, дух его никак не мог смириться с такой судьбой, поэтому метался в пространствах неведомых, пытаясь как-то примириться, осознать свою телесную жизнь и проститься с дорогими людьми. 5 мая 1821 года, когда император умер в заточении, призрак его предстал перед матерью и произнес: «Сегодня, пятого мая, восемьсот двадцать один». И только через два месяца она узнала, ее сын окончил земное существование именно в этот день.

    Девушка Мария

    В состоянии , находясь без сознания, девушка по имени Мария покинула свою палату. Она поднялась над кроватью, всё видела и слышала.


    В какой-то момент оказалась в коридоре, где заметила брошенную кем-то теннисную туфлю. Когда ее привели в сознание, она рассказала об этом дежурной медсестре. Та с недоверием, но все же пошла в коридор, на этаж, который указала Мария. Теннисная туфля лежала именно там.

    Разбитая чашка

    Похожий случай, о котором рассказал известный профессор. Во время операции у его пациентки произошла остановка сердца. Какое-то время она была мертва. Сердце удалось запустить, операция прошла удачно, и профессор пришел ее осмотреть в реанимационную палату. Женщина уже вышла из наркоза, была в сознании и рассказала очень странную историю.

    Мнение:

    С. Хамерофф считает, что наша душа и Сознание существовали во Вселенной со времен Большого взрыва


    Во время остановки сердца пациентка увидела себя, лежащую на операционном столе. Почти тут же подумала, что умрет, не попрощавшись с дочерью и мамой, после чего оказалась у себя дома. Увидела дочку, увидела соседку, которая зашла к ним и принесла дочери платье в горошек. Они сели пить чай, и во время чаепития разбилась чашка. Соседка сказала, что это на счастье. Описывала свои видения больная так уверенно, что профессор отправился в семью пациентки. . Во время операции в квартиру действительно приходила их соседка, было тут и платье в горошек и на счастье разбитая чашка. Если профессор и был атеистом, не думаю, что остался им после этого случая.

    Загадка мумии

    Невероятно, но факт, иногда после смерти отдельные фрагменты человеческого тела остаются неизменными и продолжают жить. В Юго-Восточной Азии найдены монахов, тела которых сохранились в отличном состоянии.


    Кроме того, их энергетическое поле даже превышает показатели живых людей. У них растут волосы и ногти и, вероятно, в них живо ещё то, что не измерить никакими современными приборами.

    Возвращение из ада

    Мориц Роолинг профессор, врач-кардиолог за свою практику сотни раз выводил из состояния клинической смерти своих пациентов. В 1977 году он делал непрямой массаж сердца молодому человеку. Сознание к парню возвращалось несколько раз, но потом он его терял опять. Каждый раз, возвращаясь в реальность, пациент умолял Роолинга продолжать, не останавливаться, при этом было видно, что он испытывает панический ужас.


    Парня все же удалось вернуть к жизни, и доктор спросил, что его так сильно напугало. Ответ пациента был неожиданным. Больной заявил, что . Мориц стал изучать этот вопрос, и оказалось, таких случаев в международной практике полным полно.

    Образцы почерка

    В возрасте двух лет, когда дети еще толком не умеют говорить, индийский мальчика Таранжита, заявил, что, на самом деле, у него другое имя и живет он в другой деревне. О существовании этой деревни он знать не мог, однако произнес ее название правильно. В шесть лет он вспомнил и обстоятельства своей смерти — его сбил мотоциклист. Таранжит в тот момент учился в 9-м классе и шел в школу. Невероятно, но после проверки история эта подтвердилась постностью, а образцы почерка Таранжита и погибшего подростка совпали.

    Родимые пятна на теле

    В некоторых странах Азии есть традиция наносить после смерти на тело человека метки. Родственники верят, что так душа покойника вновь родится в той же семье, а метки, в виде родимых пятен, проявятся на телах детей.


    Именно это произошло с маленьким мальчиком из Мьянмы. Родимые пятна на его теле точно совпадали с метками на теле умершего деда.

    Знание иностранного языка

    Средних лет американка, которая родилась и выросла в США, под воздействием гипноза вдруг заговорила на чистейшем шведском языке. На вопрос, кто она такая, женщина ответила, что она шведский крестьянин.

    Особенности сознания

    Профессор Сэм Парния, долгое время изучавший клиническую смерть, пришел к выводу, что Сознание человека сохраняется и после смерти мозга, когда нет электрической активности, а в не поступает кровь. За многие годы он собрал большое количество свидетельств о переживаниях и видениях больных, когда мозг их был не активнее камня.

    Опыт вне тела

    Американскую певицу Пэм Рейнолдс во время операции на мозге ввели в состояние искусственной комы. Мозг был лишен кровоснабжения, а тело охладили до пятнадцати градусов по Цельсию. В уши вставили специальные наушники, которые не пропускают звуки, а глаза были закрыты маской. Во время операции, по воспоминаниям Пэм, она могла наблюдать за собственным телом и тем, что происходило в операционной.


    Изменения личности

    Пим ван Ломмел голландский ученый проанализировал воспоминания пациентов, перенесших клиническую смерть. По его наблюдениям многие из них начали смотреть на будущее более оптимистично, избавились от страха смерти, стали счастливее, общительнее, позитивнее. Почти все отмечали, что это был положительный опыт, который сделал их жизнь другой.

    Счастливая возможность, если можно так выразиться, представилась человеку, который сам занимался проблемой существования жизни после смерти. Семь дней провел в коме американский нейрохирург Александр Эбен. По выходе из этого состояния Эбен, по его же словам, стал другим человеком, потому что в своем вынужденном сне он наблюдал такое, что сложно даже представить.


    Он окунулся в иную , наполненную светом и прекрасной музыкой, хотя его мозг был в это время отключен, и по всем медицинским показателям ничего подобного он наблюдать не мог.

    Видения слепых

    Оказывается, что во время клинической смерти прозревают слепые. Эти наблюдения описали авторы Ш. Купер и К. Ринг. Они специально опросили фокус-группу, состоящую из 31 слепых людей, переживших клиническую смерть.


    Все без исключения, даже те, кто был слеп от рождения, заявили, что наблюдали визуальные образы.

    Прошлая жизнь

    Доктор Ян Стивенсон проделал гигантскую работу и опросил более трех тысяч детей, которые могли что-то вспомнить из своей прошлой жизни. Например, маленькая девочка из Шри-Ланки отчетливо помнила название города, где она жила раньше, а также в деталях описала дом и свою прошлую семью. Прежде никто из ее нынешней семьи и даже знакомых с этим городом не были связаны никак. Позже 27 из 30 ее воспоминаний подтвердились.


    Мнение:

    После смерти физического тела Сознание остается и продолжает жить

  • Видео: Жизнь после смерти? Да, сто процентов, смерти нет…

    Можно предположить, что из всех научных дисциплин именно философия должна больше других интересоваться исследованиями феномена предсмертных переживаний (ПСП) и тщательно их изучать. В конце концов, разве философия не занимается вопросами высшей мудрости, смысла жизни, отношения между телом, сознанием и о Богом?

    Предсмертные переживания предоставляют данные, которые прямо связаны со всеми этими вопросами. Как возможно, чтобы философия умудрилась коллективно игнорировать и даже высмеивать эти исследования? Тем, кто не связан с академической философией, возможно, покажется невероятным, что подавляющее большинство академических философов являются атеистами и материалистами. Некорректно используя науку для поддержания своего материализма, они систематически игнорируют научные данные, которые опровергают их мировоззрение.

    Ещё более удивительно то, что даже те философы, которые не являются материалистами (а их число, я думаю, растёт), отказываются взглянуть на эти данные. Можно было бы предположить, что картезианские дуалисты или платонисты с жадностью ухватятся за данные, которые убедительно подтверждают их точку зрения о том, что сознание превосходит физический мир, но это не так.

    К моему удивлению, он отнёсся так же скептически, как и мой коллега фундаматериалист. Когда я спросил его, почему он не заинтересован, он ответил, что его верования в Бога, загробную жизнь и т.д. основываются на вере; если бы эти вещи были доказаны эмпирически, то не осталось бы места для веры, которая является основой его религиозных убеждений.

    Я понял, что ПСП находятся между двух огней, поскольку они не воспринимаются всерьёз двумя науками, философией и теологией, которые должны бы заинтересоваться этим феноменом. Как только теология и религия откроют дверь эмпирическим данным, возникнет опасность, что эти данные могут противоречить некоторым аспектам веры. Действительно, так и получилось.

    Данные ПСП, например, говорят, что Бог не мстительный, он не карает и не осуждает нас, и не гневается на нас за наши «грехи»; конечно, осуждение существует, но, в этом сходятся все рассказы об ПСП, это осуждение исходит от самого индивидуума, а не от Божественного существа.

    Похоже, всё, что Бог способен нам дать — это безусловная любовь. Но концепция вселюбящего, не карающего Бога противоречит учениям многих религий, поэтому не удивительно, что религиозные фундаменталисты не чувствуют себя комфортно.

    За долгие годы я пришёл к заключению, что как атеист, так и верующий, от фундаматериалиста до фундаменталиста, имеют что-то общее. Действительно, с эпистемологической точки зрения, это общее намного важнее того, в чём их взгляды расходятся. Они сходятся в следующем: верования, относящиеся к возможному существованию трансцендентальной реальности, — Бога, души, загробной жизни и т.д. — основываются на вере, а не на фактах. Если это так, тогда не может быть фактических доказательств, подтверждающих эти верования.

    Убеждение, что вера в трансцендентальную реальность не может быть подтверждена эмпирически, так глубоко укоренилось в нашей культуре, что имеет статус табу. Это табу очень демократично, поскольку позволяет каждому верить в то, во что он хочет верить. Это позволяет фундаматериалисту чувствовать себя комфортно, будучи убеждённым в том, что на его стороне разум, что никакой загробной жизни не существует, а те, кто считают по-другому, пали жертвой иррациональных сил, принимая желаемое за действительное. Но это также позволяет фундаменталисту чувствовать себя комфортно, полагая, что на его стороне Бог, а те, кто думают по-другому, пали жертвой сил зла и Дьявола.

    Таким образом, хотя фундаменталист и фундаматериалист занимают крайние противоположные позиции по вопросу об отношении к загробной жизни, эти крайние положения объединяют их как «странных союзников» в борьбе против фактических свидетельств загробной жизни, которые могут обнаружить эмпирические исследования. Само предположение, что эмпирические исследования могут подтвердить верования в трансцендентальную реальность, противоречит этому табу и угрожает многим элементам нашей культуры.

    Смысл жизни

    Исследование ПСП привело к следующему недвусмысленному заключению: испытавшие ПСП подтверждают основные ценности, общие для большинства мировых религий. Они сходятся во мнении, что цель жизни — это знания и любовь. Изучение преобразующего воздействия ПСП показывает, что такие культурные ценности, как богатство, статус, материальные и т.д., становятся намного менее значимыми, а большее значение приобретают вечные ценности, такие как любовь, забота о других и божественное.

    То есть изучение показало, что пережившие ПСП не только на словах провозглашают ценности любви и познания, но и пытаются действовать в соответствии с этими ценностями, если не полностью, то во всяком случае в большей мере, чем до ПСП.

    До тех пор, пока религиозные ценности представляются как просто религиозные ценности, массовой культуре не сложно игнорировать их или упоминать вскользь во время воскресной утренней проповеди. Но если те же самые ценности будут представлены как эмпирически подтверждённые научные факты, тогда всё изменится. Если верование в загробную жизнь будет принято не на основе веры или спекулятивной теологии, а как подтверждённая научная гипотеза, тогда наша культура не сможет это игнорировать. В действительности, это будет означать конец нашей культуры в её настоящей форме.

    Рассмотрим следующий сценарий: дальнейшее исследование ПСП подтверждает в деталях то, что уже было обнаружено; ещё больше случаев подтверждённых достоверных «внетелесных» переживаний собраны и задокументированы; передовые медицинские технологии делают возможными ещё больше случаев типа описанного выше «дымящегося пистолета»; изучение испытавших ПСП подтверждает уже отмеченную перемену в их поведении, связанную с вновь обретёнными (или недавно усиленными) духовными ценностями и т.д. Исследования дублируются в различных культурах с такими же результатами.

    Наконец, вес фактических доказательств начинает сказываться, и учёные готовы объявить миру, если не в качестве факта, то, по меньшей мере, как достаточно подтверждённую научную гипотезу:

    1. Загробная жизнь существует.
    2. Наша истинная идентичность — не наше тело, а наш разум или сознание.
    3. Хотя подробности загробной жизни неизвестны, мы уверены, что каждого ожидает пересмотр его жизни, во время которого он переживёт не только каждое событие и каждую эмоцию, но также и последствия его поведения, положительного или отрицательного. Обычные защитные механизмы, с помощью которых мы скрываем от себя наше иногда жестокое и немилосердное отношение к другим, похоже, не действуют во время пересмотра жизни.
    4. Смысл жизни — любовь и знания, узнать как можно больше об этом мире и о трансцендентальном мире и повысить нашу способность чувствовать доброту и милосердие ко всем живым существам.
    5. Нанесение вреда другим как физически, так и психологически, обернётся большой неприятностью для нас, поскольку любая боль, которую причинили другим, во время пересмотра будет переживаться, как своя собственная.

    Этот сценарий ни в коем случае не надуманный. Я считаю, что существует достаточно доказательств, чтобы представить вышеприведенные утверждения как «вероятные» и «более возможные, чем нет». Дальнейшие исследования только увеличат эту вероятность.

    Когда это случится, эффект будет революционным. Когда наука объявит об этих открытиях, уже нельзя будет заниматься делами так, как раньше. Было бы интересно поразмышлять о том, как будет выглядеть экономика, которая попытается соответствовать пяти вышеуказанным эмпирическим гипотезам, но это выходит за рамки статьи.

    Открытия исследователей ПСП будут означать начало конца культуры, чьей движущей силой являются алчность и амбициозность, которая меряет успех в терминах материального богатства, репутации, социального статуса и т.д. Следовательно, современная культура в огромной степени заинтересована в том, чтобы воспрепятствовать исследованиям ПСП, игнорируя, опровергая и преуменьшая выводы исследований.

    Я закончу статью небольшой историей. Чарльз Броуд, писавший в середине 20-го века, был президентом Британского общества физических исследований. Он был последним философом с международной репутацией, который верил, что в этом что-то есть. К концу жизни его спросили, что он почувствует, если обнаружит, что всё ещё жив после смерти физического тела. Он ответил, что, скорее, будет разочарован, чем удивлён. Не будет удивлён, поскольку его исследования позволили ему сделать вывод, что загробная жизнь, скорее всего, существует. А почему разочарован? Его ответ был обезоруживающе честен.

    Он сказал, что прожил хорошую жизнь: он был материально обеспечен и пользовался уважением и восхищением своих студентов и коллег. Но нет гарантии, что его статус, репутация и обеспеченность сохранятся в загробной жизни. Правила, по которым успех измеряется в загробной жизни, могут совершенно отличаться от правил, по которым успех измеряется в этой жизни.

    В самом деле, исследования ПСП позволяют предположить, что страхи Чарльза Броуда вполне обоснованы, что «успех» по стандартам другого мира измеряется не в виде публикаций, заслуг или репутации, а добротой и состраданием к другим.

    Использовано с разрешения Journal of Near-Death Studies.

    Нил Гроссман имеет докторскую степень по истории и философии Университета Индианы и преподаёт в Университете Иллинойса, Чикаго. Его интересует Спиноза, мистика и эпистемология парапсихологического исследования.

    Исследователи задают вопрос: «Как можно объяснить феномен предсмертного переживания?» При этом они обычно подразумевают, что любое приемлемое объяснение должно быть выражено с помощью концепций - биологических, неврологических, психологических, с которыми они уже знакомы. Феномен предсмертного переживания (ПСП) стало бы возможно объяснить, если бы, например, можно было показать, какое состояние мозга, какие наркотические вещества или какие верования вызывают его.

    Те, кто считают, что ПСП невозможно объяснить, подразумевают, что его нельзя соотнести с каким-либо физическим или психологическим состоянием.

    Я хочу заявить, что этот подход к объяснению ПСП фундаментально неверен. Насколько я знаю, никто из испытавших ПСП не чувствуют необходимости в его объяснении в том упрощённом виде, который предлагают исследователи. Для пережившего ПСП это не нуждается в объяснении, поскольку является точно тем, чем является. Оно представляет собой, по меньшей мере, прямое переживание сознания, или разума, или эго, или личной идентичности - существующего независимо от физического тела. И только по отношению к нашей глубоко укоренившейся материалистической парадигме ПСП нуждается в доказательствах, вернее, в доказательстве его невозможности.

    Ложность материализма доказана эмпирически; отсюда то, что требует объяснения, так это коллективный отказ академических кругов рассмотреть факты и принять их за то, чем они являются. Сегодня академические круги находятся в положении епископа, который отказался взглянуть в телескоп Галилея. Почему так происходит?

    Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу рассказать о характере и силе фактов, которые опровергают материализм. В статье, опубликованной в Journal of Scientific Exploration в 1998, Эмилия Уильямс Кук, Брюс Грейсон и Ян Стивенсон описали «три характерные черты ПСП - повышенная умственная деятельность, возможность видеть физическое тело из иного положения в пространстве и паранормальное восприятие». Затем они описали 14 случаев, которые удовлетворяют этим принципам.

    С эпистемологической точки зрения третий критерий, паранормальное восприятие, является самым важным. Материалист может, в принципе, не объяснять, каким образом человек получает достоверную информацию о событиях, находясь вне тела.

    Рассмотрим, к примеру, случай, когда испытавший ПСП точно передаёт разговор, происходивший в приёмной, в то время как его тело находилось в бессознательном состоянии в операционной. Релевантная информация, передаваемая в виде звуковых или световых волн, не могла покинуть приёмную, пройти по коридорам и подняться вверх по лифтам, чтобы достичь органов восприятия человека, находящегося в бессознательном состоянии. Однако человек просыпается после операции, владея информацией.

    Этот случай (их множество) показывает совершенно прямо, что существуют нефизические способы, при помощи которых разум может получить информацию. Отсюда следует вывод, что материализм является ложным учением.

    Дымящийся пистолет

    Пожалуй, одним из таких случаев является «дымящийся пистолет», который Майкл Сабом описал в своей книге «Свет и Смерть». В данном случае пациентка испытала ПСП, когда температура её тела понизилась до 60 градусов F, а организм был полностью обескровлен.

    «Её электроэнцефалограмма молчала, отсутствовала реакция мозга, кровь не поступала в мозг». В таком состоянии мозг не может создавать какие-либо переживания. Однако пациентка сообщила о глубоком ПСП.

    Те материалисты, которые считают, что сознание является продуктом мозга, или что мозг необходим для сознательных переживаний, не могут объяснить такие случаи, пользуясь своими понятиями. Беспристрастному наблюдателю пришлось бы сделать вывод, что не все ощущения производятся мозгом, и что ложность материализма доказана эмпирически. Следовательно, объяснения требует крайняя неспособность академических кругов рассмотреть данные доказательства и сделать вывод: материализм является ложной теорией, и сознание может существовать и на самом деле существует независимо от тела.

    Более того, ПСП - не единственное доказательство, опровергающее материализм, их много и в других сферах исследований. Как спиритизм, обширно изученный со времени Уильяма Джеймса, так и описанные Стивенсоном достоверные случаи, когда дети вспоминали свои прошлые жизни, изобилуют фактами против материализма.

    Самый лучший эпистемологический анализ таких свидетельств сделан Робертом Альмедером. После длительного и детального обсуждения воспоминаний о прошлых жизнях он сделал заключение о том, что «рационально верить в реинкарнацию, при наличии фактов». Правильное заключение, согласно Альмедеру, должно быть таким: «Неразумно не верить в реинкарнацию, при наличии фактов». Я согласен с Альмедером.

    Наша коллективная неразумность в отношении богатства фактов, опровергающих материализм, проявляется двумя способами: (1) игнорированием фактов, и (2) настаиванием на слишком строгих стандартах фактических свидетельств, которые, если будут приняты, сделают любую эмпирическую науку невозможной.

    Догма и идеология

    «Галлюцинации, вызванные приёмом наркотических средств», «последний проблеск угасающего мозга», «люди видят то, что хотят увидеть» - таковы были наиболее распространённые фразы. Один разговор особенно ясно показал мне фундаментальную иррациональность учёных мужей в отношении свидетельств, которые опровергают материализм. Я спросил: «А как насчёт людей, которые точно описали подробности своей операции?»

    «А, - был ответ, - они, возможно, подсознательно слышали разговор в операционной, и их мозг подсознательно перевёл слуховую информацию в зрительный формат».

    «Ладно, - ответил я, - а как насчёт случаев, когда люди сообщают достоверную информацию о событии, происходившем вдалеке от их тела?»

    «О, это просто совпадение или удачная догадка», - отвечают.

    Потеряв терпение, я спросил: «Что требуется, чтобы убедить вас, что это правда, может, вам самому надо пережить предсмертное состояние?»

    Совершенно невозмутимо, не поведя бровью, мой коллега ответил: «Даже если я сам испытаю такое переживание, я посчитаю, что это галлюцинация, но не поверю, что разум может существовать отдельно от тела». Он добавил, что дуализм (философский тезис, который утверждает, что сознание и материя являются независимыми субстанциями, ни одна из которых не может быть сведена к другому) является ложной теорией, и что не может быть доказательств того, что является ложным.

    Для меня это был важный урок, поскольку передо мной был образованный, умный человек, который говорил, что не оставит материализм, что бы ни случилось. Даже собственные переживания не заставят его отказаться от материализма. В тот момент я понял две вещи. Во-первых, этот опыт отучил меня оспаривать такие вещи с твердолобыми коллегами; нет смысла спорить с тем, кто заявляет, что его взгляды уже устоялись, и он не изменит их, что бы я ни говорил.

    Во-вторых, этот опыт научил меня, что важно разграничивать между (а) материализмом как эмпирической гипотезой об устройстве мира, подчиняющейся доказательствам (это является признаком научной гипотезы - что факты существенны для её истинности или ложности) и (б) материализмом как идеологией или парадигмой о том, как «должно» быть, что не подчиняется фактам (это является признаком ненаучной гипотезы - доказательства не существенны для её истинности).

    Мой коллега верил в материализм не как в научную гипотезу, которая может оказаться ошибочной, а принимал его за догму или идеологию, которая «должна» быть истинной, невзирая на противоречащие факты. Для него материализм представляет собой фундаментальную парадигму, в терминах которой объясняется всё остальное, но которая сама по себе не подлежит сомнению.

    Я придумал термин «фундаматериалист» в отношении тех, кто считает, что материализм является непреложной истиной, не подчиняющейся эмпирическим доказательствам. Я называю это фундаматериализмом для недвусмысленного сравнения с фундаментализмом в религии. Фундаментализм подразумевает убеждённость в правоте своего верования.

    Так же, как христианский фундаменталист убеждён, что мир был создан таким образом, как описано в Библии (невзирая на ископаемые останки), фундаменталист убеждён, что всё сущее состоит из материи или физической энергии (невзирая на ПСП и другие свидетельства). На самом деле, и это важный момент, их соответственная вера не имеет ничего общего с фактическими доказательствами. Как это выразил мой коллега-фундаменталист: «Не может быть доказательств того, что не является истиной».

    В отношении (а) материализма как эмпирической гипотезы о строении мира свидетельств против ошеломляюще много. В отношении (б) материализма как идеологии доказательства логически невозможны. Усложняющим фактором является то, что фундаматериалист считает, что его вера в материализм является не идеологической, а эмпирической. То есть, он ошибочно относит себя в категорию (а), в то время, как его поведение явно попадает в категорию (б).

    Скептики полагают, что игнорируя и отвергая свидетельства против материализма, они демонстрируют «научный» подход. Но если спросить, какой вид эмпирических доказательств убедит их в том, что материализм ошибочен, они, как и мой коллега, обычно теряются, не зная, что сказать.

    Если они не знакомы с данными, то выдвинут критерий, который, на самом деле, уже выполнен. Если же указать на то, что существует много документированных случаев, которые удовлетворяют предложенному критерию, они просто сделают критерий более строгим, и в какой-то точке пересекут линию между разумным требованием научных доказательств и неразумным (и ненаучным) требованием логических доказательств.

    Можно предположить, что из всех научных дисциплин именно философия должна больше других интересоваться исследованиями феномена предсмертных переживаний (ПСП) и тщательно их изучать. В конце концов, разве философия не занимается вопросами высшей мудрости, смысла жизни, отношения между телом, сознанием и о Богом?

    ПСП предоставляют данные, которые прямо связаны со всеми этими вопросами. Как возможно, чтобы философия умудрилась коллективно игнорировать и даже высмеивать эти исследования? Тем, кто не связан с академической философией, возможно, покажется невероятным, что подавляющее большинство академических философов являются атеистами и материалистами. Некорректно используя науку для поддержания своего материализма, они систематически игнорируют научные данные, которые опровергают их мировоззрение.

    Ещё более удивительно то, что даже те философы, которые не являются материалистами (а их число, я думаю, растёт), отказываются взглянуть на эти данные. Можно было бы предположить, что картезианские дуалисты или платонисты с жадностью ухватятся за данные, которые убедительно подтверждают их точку зрения о том, что сознание превосходит физический мир, но это не так.

    К моему удивлению, он отнёсся так же скептически, как и мой коллега фундаматериалист. Когда я спросил его, почему он не заинтересован, он ответил, что его верования в Бога, загробную жизнь и т.д. основываются на вере; если бы эти вещи были доказаны эмпирически, то не осталось бы места для веры, которая является основой его религиозных убеждений.

    Я понял, что ПСП находятся между двух огней, поскольку они не воспринимаются всерьёз двумя науками, философией и теологией, которые должны бы заинтересоваться этим феноменом. Как только теология и религия откроют дверь эмпирическим данным, возникнет опасность, что эти данные могут противоречить некоторым аспектам веры. Действительно, так и получилось.

    Данные ПСП, например, говорят, что Бог не мстительный, он не карает и не осуждает нас, и не гневается на нас за наши «грехи»; конечно, осуждение существует, но, в этом сходятся все рассказы об ПСП, это осуждение исходит от самого индивидуума, а не от Божественного существа.

    Похоже, всё, что Бог способен нам дать - это безусловная любовь. Но концепция вселюбящего, не карающего Бога противоречит учениям многих религий, поэтому не удивительно, что религиозные фундаменталисты не чувствуют себя комфортно.

    Странные союзники

    За долгие годы я пришёл к заключению, что как атеист, так и верующий, от фундаматериалиста до фундаменталиста, имеют что-то общее. Действительно, с эпистемологической точки зрения, это общее намного важнее того, в чём их взгляды расходятся. Они сходятся в следующем: верования, относящиеся к возможному существованию трансцендентальной реальности, - Бога, души, загробной жизни и т.д. - основываются на вере, а не на фактах. Если это так, тогда не может быть фактических доказательств, подтверждающих эти верования.

    Убеждение, что вера в трансцендентальную реальность не может быть подтверждена эмпирически, так глубоко укоренилось в нашей культуре, что имеет статус табу. Это табу очень демократично, поскольку позволяет каждому верить в то, во что он хочет верить. Это позволяет фундаматериалисту чувствовать себя комфортно, будучи убеждённым в том, что на его стороне разум, что никакой загробной жизни не существует, а те, кто считают по-другому, пали жертвой иррациональных сил, принимая желаемое за действительное. Но это также позволяет фундаменталисту чувствовать себя комфортно, полагая, что на его стороне Бог, а те, кто думают по-другому, пали жертвой сил зла и Дьявола.

    Таким образом, хотя фундаменталист и фундаматериалист занимают крайние противоположные позиции по вопросу об отношении к загробной жизни, эти крайние положения объединяют их как «странных союзников» в борьбе против фактических свидетельств загробной жизни, которые могут обнаружить эмпирические исследования. Само предположение, что эмпирические исследования могут подтвердить верования в трансцендентальную реальность, противоречит этому табу и угрожает многим элементам нашей культуры.

    Смысл жизни

    Исследование ПСП привело к следующему недвусмысленному заключению: испытавшие ПСП подтверждают основные ценности, общие для большинства мировых религий. Они сходятся во мнении, что цель жизни - это знания и любовь. Изучение преобразующего воздействия ПСП показывает, что такие культурные ценности, как богатство, статус, материальные и т.д., становятся намного менее значимыми, а большее значение приобретают вечные ценности, такие как любовь, забота о других и божественное. То есть изучение показало, что пережившие ПСП не только на словах провозглашают ценности любви и познания, но и пытаются действовать в соответствии с этими ценностями, если не полностью, то во всяком случае в большей мере, чем до ПСП.

    До тех пор, пока религиозные ценности представляются как просто религиозные ценности, массовой культуре не сложно игнорировать их или упоминать вскользь во время воскресной утренней проповеди. Но если те же самые ценности будут представлены как эмпирически подтверждённые научные факты, тогда всё изменится. Если верование в загробную жизнь будет принято не на основе веры или спекулятивной теологии, а как подтверждённая научная гипотеза, тогда наша культура не сможет это игнорировать. В действительности, это будет означать конец нашей культуры в её настоящей форме.

    Рассмотрим следующий сценарий: дальнейшее исследование ПСП подтверждает в деталях то, что уже было обнаружено; ещё больше случаев подтверждённых достоверных «внетелесных» переживаний собраны и задокументированы; передовые медицинские технологии делают возможными ещё больше случаев типа описанного выше «дымящегося пистолета»; изучение испытавших ПСП подтверждает уже отмеченную перемену в их поведении, связанную с вновь обретёнными (или недавно усиленными) духовными ценностями и т.д. Исследования дублируются в различных культурах с такими же результатами.

    Наконец, вес фактических доказательств начинает сказываться, и учёные готовы объявить миру, если не в качестве факта, то, по меньшей мере, как достаточно подтверждённую научную гипотезу:

    (1) Загробная жизнь существует.

    (2) Наша истинная идентичность - не наше тело, а наш разум или сознание.

    (3) Хотя подробности загробной жизни неизвестны, мы уверены, что каждого ожидает пересмотр его жизни, во время которого он переживёт не только каждое событие и каждую эмоцию, но также и последствия его поведения, положительного или отрицательного. Обычные защитные механизмы, с помощью которых мы скрываем от себя наше иногда жестокое и немилосердное отношение к другим, похоже, не действуют во время пересмотра жизни.

    (4) Смысл жизни - любовь и знания, узнать как можно больше об этом мире и о трансцендентальном мире и повысить нашу способность чувствовать доброту и милосердие ко всем живым существам.

    (5) Нанесение вреда другим как физически, так и психологически, обернётся большой неприятностью для нас, поскольку любая боль, которую причинили другим, во время пересмотра будет переживаться, как своя собственная.

    Этот сценарий ни в коем случае не надуманный. Я считаю, что существует достаточно доказательств, чтобы представить вышеприведенные утверждения как «вероятные» и «более возможные, чем нет». Дальнейшие исследования только увеличат эту вероятность.

    Когда это случится, эффект будет революционным. Когда наука объявит об этих открытиях, уже нельзя будет заниматься делами так, как раньше. Было бы интересно поразмышлять о том, как будет выглядеть экономика, которая попытается соответствовать пяти вышеуказанным эмпирическим гипотезам, но это выходит за рамки статьи.

    Открытия исследователей ПСП будут означать начало конца культуры, чьей движущей силой являются алчность и амбициозность, которая меряет успех в терминах материального богатства, репутации, социального статуса и т.д. Следовательно, современная культура в огромной степени заинтересована в том, чтобы воспрепятствовать исследованиям ПСП, игнорируя, опровергая и преуменьшая выводы исследований.

    Я закончу статью небольшой историей. Чарльз Броуд, писавший в середине 20-го века, был президентом Британского общества физических исследований. Он был последним философом с международной репутацией, который верил, что в этом что-то есть. К концу жизни его спросили, что он почувствует, если обнаружит, что всё ещё жив после смерти физического тела. Он ответил, что, скорее, будет разочарован, чем удивлён. Не будет удивлён, поскольку его исследования позволили ему сделать вывод, что загробная жизнь, скорее всего, существует. А почему разочарован? Его ответ был обезоруживающе честен.

    Он сказал, что прожил хорошую жизнь: он был материально обеспечен и пользовался уважением и восхищением своих студентов и коллег. Но нет гарантии, что его статус, репутация и обеспеченность сохранятся в загробной жизни. Правила, по которым успех измеряется в загробной жизни, могут совершенно отличаться от правил, по которым успех измеряется в этой жизни.

    В самом деле, исследования ПСП позволяют предположить, что страхи Чарльза Броуда вполне обоснованы, что «успех» по стандартам другого мира измеряется не в виде публикаций, заслуг или репутации, а добротой и состраданием к другим.

    Использовано с разрешения Journal of Near-Death Studies .

    Нил Гроссман имеет докторскую степень по истории и философии Университета Индианы и преподаёт в Университете Иллинойса, Чикаго. Его интересует Спиноза, мистика и эпистемология парапсихологического исследования.