Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду. Машины Lego конструирование Программа КОП для детей среднего дошкольного возраста.docx - Машины (Lego – конструирование) Программа краткосрочной образовательной практики для детей среднего дошкол

Много раз повторял, 99% процентов я копаю по монетам. И мой основной источник точек копа это старинные карты. Да, трактиры и постоялые дворы по ним уже копать это не сливки снимать, но хутора легко выдают по 5-15 монет. А их очень много. В последнее время для меня коп на хуторах, это вообще превратился в серийный процесс. Ставишь 10-15 точек в одном районе, выезжаешь и копаешь. Если в течении часа не вылезло ни одной монеты, переезжаешь дальше.

Для такого процесса использую свой небольшой набор программ навигации. На большом компьютере это Ozi Explorer и SASPlanet. В поле на одном телефоне Androzic и на втором мобильная версия Ozi Explorer.

По большому гамбургскому счету, можно и совсем обходится только мобильными версиями. Все тоже самое и прекрасно все работает. Но все равно сначала смотрю на большом ПК, тут экран большой и можно одним взглядом охватить хоть целую губернию.

Программа Ozi Explorer

Лично для меня программа Ozi Explorer, это самый основной инструмент навигации для копа (и вообще ориентирования за городом). Ее смысл и назначение, работа с растровыми (изначально рисованными не на компьютере) картами. Есть картинка карты и она соответствует какой-нибудь сетке координат – ее всегда можно воткнуть в Ozi Explorer и привязать к системе GPS. Даже нарисованная от руки карта может быть использована!

Старые карты для Ozi Explorer у меня есть привязанные листы 3 верстовки и 10 верстовки. Кстати, супер подробные (детализированные) карты ПМГ, Планы Генерального Межевания – хуже всего совпадают с действительностью навигации.

Современные карты для Ozi Explorer. Конечно же это километровка генштаб СССР. Есть некоторые районы 500 метровок. Иногда использую военные карты РККА и немецкие. Но отнюдь не для копа по ВОВ, по ним очень хорошо вычислять хутора которые снесли перед войной (сгоняли в колхозы).

Также есть обзорные карты 5 и 10 километровки. Часто подгружаю созданные самостоятельно, карты спутниковых снимков (делаю с помощью SASPlanet, это очень легко).

Androzic

Непосредственно в поле на копе, в качестве навигатора использую телефон на Андроиде. (бесплатная). Эта программа понимает файлы большого брата Ozi Explorer и имеет практически весь базовый функционал. По крайней мере есть все то, что надо и присутствует в мобильных версиях Ozi Explorer.

Ozi Explorer для WM

Второй телефон у меня на Windows Mobile. Да, согласен, телефоны на Винде унылое говно отстали от жизни но… Как это не неприятно будет для Google (система Андроид от него), у меня телефон на WM на порядок стабильнее чем на Андроиде. И навигация работает быстрее и лучше. Если я поставил на запись трек, на WM могу быть уверен что я ничего не потеряю, и дома смогу детально рассмотреть где я походил. На Андроиде это бабка в платке, может записать а может и не записать.

Программа КОП технической направленности.

Краткосрочная образовательная практика технической направленности - это методика обучения детей конструированию из счетных палочек, лего- конструктора и т.д.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Выкладывая изображения, создавая продукт своей деятельности, ребенок учится анализу и синтезу: исследует образец и придумывает собственную оригинальную конструкцию, анализирует промежуточные варианты, исправляет ошибки и погрешности. Так, тренировка в создании простых и сложных конструкций становится стимулом развития мышления ребенка. Отдельно хочется сказать о лего-конструкторе. Данная программа реализуется с участием детей старшего возраста. Это отличный обучающий материал. Игра в конструктор развивает цветовое и логическое мышление, пространственное воображение, цепкость пальцев, одним словом, развивает все познавательные процессы. Показав один раз ребенку принцип игры с конструктором, вы не сможете его оторвать от этого увлекательного занятия очень долго. Лего тем и хорош, что можно бесконечно изменять его конструкции, создавать что-то новое. Именно это разнообразие так притягивает детей, давая им пищу для творческого мышления.

В процессе КОП технической направленности решаются следующиезадачи :

    Образовательная – обучение технике конструирования;

    Развивающие – тренировка мышления, развитие меткой моторики руки, пространственного мышления, логики, воображение ребенка, расширяет его представление об окружающем мире;

    Воспитательные – воспитание целеустремленности, настойчивости, вырабатывается терпение и умение доводить начатое дело до конца.

В основе каждого занятия практики лежит сюжет, который предлагается детям. При работе будут использованы такие методы как: метод наблюдения (показ способов и приемов выполнения работы), рассматривание предмета, метода демонстрации, сюжетных игр, словесный метод (рассказ, объяснение и беседа).

Результат практики заключается в получении продукта деятельности, придумывать собственную конструкцию. Обучение детей конструированию развивает у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

В программу включены разные виды конструктора.

«Электронный конструктор»

КОП №1 «Первые шаги в электронике»

Как с ним играть?

Что входит в набор юного физика?

Проект: «Лампа».

Проект: «Электрический вентилятор»

«Электронный конструктор»

Проект: « Лампочка с изменяемой яркостью света»

Проект: «Вентилятор с переменной скоростью вращения»

«Электронный конструктор»

Проект: «Сирена пожарной машины»

Проект: «Дверной звонок»

«Металлический конструктор»

Конструктор металлический представляет собой познавательную игру, знакомящую детей с основами конструирования.

Как с ним играть?

Что входит в набор?

Проект: «Санки»

Проект: «Карусель»

Проект: «Самолет»

Проект: «Машина»

Лего – конструирование

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

КОП №1 - №2

Проект «Строительство рабочих машин»

КОП №1 - №2

Проект «Рвемся в космос или в небо»

КОП №1 - №2

Проект «Лего Кремль»

Чупина Вероника Евгеньевна, педагог МБДОУ №4 г.Пермь

Программа КОП «Волшебные снежинки»

Актуальность:

Цель: научить детей вырезать снежинки из бумаги.

Задачи: («Познание»)

  • (сквозь нее все видно) (сквозь нее ничего не видно) («Познание»)
  • («Коммуникация»)
  • («Коммуникация»)
  • («Физическая культура»)
  • Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции. («Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского) . («Музыка»)
  • Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в

Количество занятий: 4 часа.

Характеристика: фигурное вырезание из бумаги.

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

Снежинки – волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые, они неизменно сопровождают каждый Новый год. Снежинки вырезают из бумаги и картона, сочиняют и рассказывают о них стихи Дедушке Морозу. С помощью вырезания снежинок и оформления ими группы детского сада можно создать чуточку новогоднего волшебства!

Интеграция образовательных областей : «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Физическая культура»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».

1.Беседа о зиме.

2.Опытноэкспериментальная деятельность

3.Дидактическая игра «Где снежинки?»

4.Художественное творчество

5.Рефлексия. (выставка снежинок, оформление группы)

(голубая или фиолетовая) , белая гуашь, кисточки

Перспективный план:

Оборудование

Результат

Пришла зима – снег и радость принесла

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге. («Познание»)

Опытно-экспериментальным путем дать детям понять, что вода прозрачная (сквозь нее все видно) , но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной (сквозь нее ничего не видно) . Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ее по формочкам. («Познание»)

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ. («Коммуникация»)

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. («Коммуникация»)

Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх. («Физическая культура»)

Развивать фантазию. («Художественное творчество»)

Картинки с признаками зимы, прикрепляемыми на мольберт; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинка, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.; для экспериментирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др. мелкие предметы, формочки для льдинок; для рисования: цветная бумага (голубая или фиолетовая) , белая гуашь, кисточки, непроливайки; муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

1.Дети получили дополнительные знания о зиме.

2.Провели опыт с водой.

Простые узоры

2.Научить правильно наносить узор для вырезания.

3.Практиковаться в вырезании снежинок.

1.Бумага цветная

2.Простой карандаш

3.Ножницы

4.Схемы (прилагаются)

Дети научились правильно складывать бумагу, наносить узор и затем вырезать его

Сложные узоры

1.Научить детей складывать бумагу для последующего вырезания снежинок.

2.Научить правильно наносить узор для вырезания с усложнением орнамента.

Практиковаться в вырезании снежинок.

1.Бумага цветная

2.Простой карандаш

3.Ножницы

4.Схемы (прилагаются)

Дети научились правильно складывать бумагу, наносить узор и затем вырезать его

Удивительный снегопад

1.Сложение бумаги для последующего вырезания снежинок.

2.Нанесение узора для вырезания.

3.Вырезание снежинок.

4.Создание коллективной композиции

1.Бумага цветная

3.Простой карандаш

4.Ножницы

5.Схемы (прилагаются)

Дети научились правильно складывать бумагу, наносить узор и затем вырезать его, создали совместную работу.

Программа КОП «Весёленькие ребусы»

Актуальность: Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления, очень трудно обеспечить на уроке. Этому должна служить организация систематических занятий во внеклассной работе. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Цель: Научить детей решать и составлять ребусы.

Задачи:

Дать понятие «ребус», познакомить с правилами и приёмами, которые употребляются при их составлении.

Выучить алгоритм решения ребусов.

Развивать умения:

Умения пользоваться логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация;

Умение вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;

Длительность практики: 4 занятия по 25-30 минут.

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

Игры-головоломки и ребусы или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, в частности, математического развития детей младшего школьного возраста.

«Мозговая гимнастика»;

беседа с детьми о том, что такое ребус и какие они бывают; для чего и как их решать, физкультминутка; работа с простыми ребусами.

правила составления ребусов; примеры их составления;

весёлая игра в слова; работа с ребусами. Вручение детям сертификатов о прохождении краткосрочной образовательной практики.

1.Интерактивная доска, ноутбук, презентация.

2.Сборник ребусов.

3.Карандаши, бумага.

4.Картинки.

5.Жетоны для викторины.

6.Сертификаты о прохождении краткосрочной образовательной практики.

Научить составлять и решать ребусы

Перспективный план:

1.Занятие: «Понятие «ребус» и правило их решения»

Задачи: Дать понятие-«ребус»; познакомить с правилами и алгоритмом решения ребусов; расширять интерес детей к решению ребусов.

Ход занятия: «Мозговая гимнастика»; беседа с детьми о том, что такое ребус и какие они бывают; для чего и как их решать, физкультминутка; работа с простыми ребусами.

2.Занятие: «Составление ребусов»

Задачи: Познакомить детей с приёмами и правилами составления ребусов; развивать воображение; закрепить алгоритм решения ребусов; упражнять в решении и составлении ребусов.

Ход занятия: «Мозговая гимнастика»; правила составления ребусов; примеры их составления; весёлая игра в слова; работа с ребусами.

3.Занятие: «Логические приёмы: сравнение, обобщение, классификация»

Задачи: Познакомить детей с логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация; закрепить алгоритм составления ребусов; развивать концентрацию внимания.

Ход занятия: «Мозговая гимнастика»; знакомство с логическими приёмами (сравнение, обобщение, классификация) ; решение логических задачек; игра на концентрацию внимания; самостоятельная работа с ребусами.

4.Занятие: «Игра-викторина: Путешествие в царство Логики»

Задачи: С помощью заданий заинтересовать детей, побуждая их творчески мыслить; учить работать в группах; отработать умение решать ребусы.

Ход занятия: Сюрпризный момент; деление детей на две команды, выполнение заданий викторины на составление и решение ребусов; рефлексия. Вручение детям сертификатов о прохождении краткосрочной образовательной практики.

Программа КОП «Завязывание бантиков»

Актуальность темы:

огромная проблема научить ребенка завязыванию шнурков, ведь мы сами покупаем обувь на липучках и резинках для удобства.

Игра со шнурками способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще.

Игры со шнурками развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение.

Цель:

Задачи:

Способствовать усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;

Способствовать развитию речи; развивать творческие способности; развивать усидчивость.

Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук, пространственного ориентирования

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

огромная проблема научить ребенка завязыванию шнурков, ведь мы сами покупаем обувь на липучках и резинках для удобства. Игра со шнурками способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще. Игры со шнурками развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение.

2.Рассматривание схем

3.Игры со шнуровками

4.Игра «Одень Машеньку» с завязыванием шапок и ботинок

одежды кукол

5.Самостоятельное одевание с завязыванием шнурков на одежде

1.Схемы – иллюстрации с последовательным выполнением завязывания бантиков

2.Игры – шнуровки

3.2-3 куклы с комплектом верхней одежды

научить самостоятельно, завязывать шнурки двумя способами.

Программа КОП «Умелая иголочка»

Актуальность: Новизна предлагаемой дополнительной программы по трудовому обучению старших дошкольников основана на практических занятиях, где дети знакомятся со свойствами ткани, со швейными принадлежностями, способами работы швейной иглой, а так же изучают технику безопасности при шитье. Такая деятельность позволяет вызвать устойчивый интерес у детей к процессу рукоделия, а так же эффективно развивается мелкая моторика рук, обогащается словарь дошкольников. Предлагаемый материал достаточно активно развивает детскую фантазию.

Цель: научить подшивать края полотняной ткани на швейной машинке.

Задачи: познакомить детей со свойствами ткани, со швейными принадлежностями;

Закреплять правила ТБ при шитье;

Вызвать интерес детей к процессу рукоделия.

Учить шить по прямой на детской швейной машине,

Показать способ изготовления петель из ниток, при помощи их переплетения.

Возраст: 6-7 лет.

Длительность практики: 2 занятия по 30 минут.

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

Такая деятельность позволяет вызвать устойчивый интерес у детей к процессу рукоделия, а так же эффективно развивается мелкая моторика рук, обогащается словарь дошкольников. Предлагаемый материал достаточно активно развивает детскую фантазию.

1 часть – организационная;

2 часть – показ, объяснение;

3 часть – начало практической части;

4 часть – пальчиковая игра;

5 часть – окончание практической части;

6 часть – итог.

Основной метод - показ, зрительный ориентир, помощь воспитателя.

Словесный – указание, объяснение

Практический – отработка практических навыков на ткани и картоне.

Длительность реализации: 1 часа.

Количество занятий: 1 занятие в неделю по 30 минут.

Материально – техническое обеспечение: ткань разной фактуры и видов, ножницы, иголки с широким ушком, подушки для хранения иголок, нитки, детские швейные машины, алгоритм выполнения действия, схемы по правилам работы со швейными принадлежностями.

2.Детская швейная машинка

4.Полотняная ткань

Изготовление кухонных полотенец из полотняной ткани к женскому дню.

Программа КОП «Веселые человечки»

Актуальность:

Цель: собирать из лего конструктора человечка

Задачи:

Дать понятие «Лего»

Выучить алгоритм сбора деталей лего.

Умение развивать концентрацию внимания.

Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.

Отработать умения решать ребусы.

Развивать логическое мышление

Развивать пространственное воображение

Развивать мелкую моторику пальцев.

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

Это отличный обучающий материал. Игра в конструктор развивает цветовое и логическое мышление, пространственное воображение, цепкость пальцев, одним словом, развивает все познавательные процессы. Показав один раз ребенку принцип игры с конструктором, вы не сможете его оторвать от этого увлекательного занятия очень долго. Лего тем и хорош, что можно бесконечно изменять его конструкции, создавать что-то новое. Именно это разнообразие так притягивает детей, давая им пищу для творческого мышления.

1.Рассматривание образцов человечков из лего конструктора

2.Изучение схемы последовательности сборки

3.Начало практической части

4.Окончание практической части

5.Самостоятельные игры с человечками из лего конструктора.

Конструктор «Лего»

Самостоятельное собирание человечка из деталей лего конструктора

Отправляясь на коп мы, как правило, заранее выбираем место и лучше не одно, где могут быть находки. Как найти такие места мы уже обсуждали в . Это же актуально и для других видов отдыха, места для которых следует выбрать заранее во избежание неприятных неожиданностей. С помощью каких средств и ресурсов это удобнее делать мы и поговорим.

Карты

Яндекс и Google. Многие наверняка пользовались картами и спутниковыми снимками Яндекса и Гугла. Их картографические сервисы в плане функциональности и интерфейса примерно одинаковы. По моему наблюдению качество карт лучше у Яндекса, а спутниковых снимков - у Гугла. Хотя в некоторых районах ситуация может быть противоположная. Кстати, существует множество других подобных картографических сервисов: Bing, Microsoft и т.д. Но Yandex и Google являются наиболее популярными в России. Перечислим основные возможности этих ресурсов:

  • просмотр карт и спутниковых снимков любого участка земной поверхности;
  • просмотр улиц и крупных трасс (весьма интересная функция);
  • просмотр фотографий, привязанных к конкретным местам;
  • измерение расстояний;
  • автоматическая прокладка маршрута и многое другое.

По сути представляет собой те же карты или спутниковые снимки с наложенными на них объектами: населенные пункты, водоемы, здания и прочие, включая интересующие нас урочища. Добавить новый объект может даже незарегистрированный пользователь. Нередко объекты сопровождаются подробным описанием и фотографиями. Весьма полезный ресурс для начинающего копателя.


ЭтоМесто

Отличный ресурс для просмотра исторических карт. Огромный выбор старых карт, начиная с XVII века, которые привязаны к современным координатам. Это позволяет проследить историю интересующего места; когда появился населенный пункт, его размеры и дата исчезновения. Можно также накладывать на исторические карты современные. В общем, очень полезный ресурс с массой функций.

Программы


SAS.Планета

Приложение для Windows, позволяющее просматривать огромное количество карт. Функционал впечатляющий:

  • загрузка карт и сохранение в различных форматах;
  • экспорт и импорт меток и треков;
  • измерение расстояний;
  • создание треков;
  • наложение слоев на карты;
  • поддержка внешнего GPS-приемника.

Интерфейс программы прост, удобен и понятен. Подробнее можете почитать .

Google Earth. Те же карты Гугл, только устанавливаемые на компьютер. Программа обладает богатым функционалом. Особенно интересны симулятор полета и возможность просматривать спутниковые снимки за прошлые годы.

RMaps

Приложение для смартфонов и планшетов на ОС Android, упрощенный аналог SAS.Планета. Отличительной особенностью является возможность работы с загруженными картами, т.е. наличие сотовой связи для работы навигации необязательно. Подробнее про это приложение .

Вывод

Это лишь основной набор программ и интернет-ресурсов, которые могут пригодиться кладоискателю. В этот список можно также включить сервисы (Гисметео, например), некоторые региональные порталы с информацией об истории местности и многие другие сайты и программы. Пишите в комментариях, чем пользуетесь вы, отправляясь на коп или просто отдохнуть на природу.

Копрограмма – исследование калового содержимого для выяснения его свойств, физического и химического состава, наличия патологических включений с целью диагностики заболеваний и слежения за динамикой болезни, процессом лечения.

Каловые массы формируются при прохождении пищевого комка (химуса) через весь пищеварительный тракт человека от полости рта, до прямой кишки. Поэтому данные копрограммы наиболее ценны при диагностике заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Что показывает копрограмма

В каловых массах обнаруживаются разнообразные по виду и количеству микроорганизмы, частички непереваренной пищи, каловые пигменты, эпителий различных участков кишечника.

Обратите внимание : зная эти особенности, врач-лаборант может определить патологические процессы в отдельных участках кишечника при некоторых заболеваниях.

Копрограмма показана при:

Копрологическое исследование позволяет выявить (нарушение соотношения микроорганизмов и размножение болезнетворных форм).

Копрограмма редко применяется как изолированное исследование, чаще всего она является дополнительным, но при этом информативных методом диагностики.

Подготовка для сдачи анализа не составляет особого труда, но некоторые правила надо чётко соблюдать.

Если пациент принимает медикаменты с содержанием железа и висмута, то их необходимо отменить. Также, не следует принимать слабительные средства, ректальные свечи. Запрещается промывание кишечника клизмами.

Если исследуемому человеку проводили рентгенографию с контрастным веществом (барием), то копрограмму не следует делать ранее 7-10 дней после исследования. Барий может изменять свойства кала.

В питании пациента в течение нескольких дней, предшествующих сдаче анализа, следует ограничить чрезмерное разнообразие, экзотические блюда и т.д.

Подготовительное правило сдачи кала на копрограмму:


Как собирать кал для копрограмы

Важно : правила сбора несложные, но выполнить их следует аккуратно.

Для сбора каловых масс необходимо:

  • опорожнить мочевой пузырь, провести тщательный туалет половых органов и анальной зоны с применением тёплой воды и нейтрального мыла без ароматических добавок. Затем ополоснуть помытые области тёплой, кипячёной водой;
  • в заранее подготовленную чистую посуду с широким горлышком при помощи шпателя (который имеется в аптечных контейнерах для сбора кала) собрать материал из разных участков полученных испражнений;
  • после сбора кал закрывается крышкой и подписывается с указанием имени и фамилии пациента, а также даты сбора.

Не следует использовать в качестве посуды для каловых масс деревянные коробки, пищевые банки. Общее количество собранного материала должно быть 15-20 грамм (примерный объем чайной ложки). Старайтесь приносить в лабораторию приблизительно такой объем каловых масс.

Кал следует собирать утром и доставить его на исследование как можно скорее.

Обратите внимание: чем быстрее материал будет принесён в лабораторию, тем точнее и достовернее будут результаты копрограммы.

При необходимости контейнер с биоматериалом помещают в холодильник, где его можно хранить не более 8 часов, при температуре около 5 градусов Цельсия.

Результаты копрограммы обычно получают в течение 2-3 дней, иногда анализ занимает 5-6 суток.

Если ребёнок самостоятельно ходит на горшок, то к нему применяются те же самые правила, как и ко взрослым.

У грудных детей используется пелёнка или клеёнка (если стул жидкий).

При запоре для стимуляции дефекации надо проводить массаж живота, в некоторых случаях можно ставить газоотводную трубку, которая стимулирует акт дефекации.

Все материалы должны быть чистыми, руки перед процедурой забора необходимо вымыть с мылом.

Расшифровка копрограммы у взрослых

Вначале проводится макроскопическое исследование кала .

В расшифровке копрограммы у взрослых оценивается:

  • внешний вид испражнений;
  • плотность каловых масс;
  • окрашивание (нормальное или патологическое);
  • наличие специфического запаха;
  • наличие кровянистых вкраплений, прожилок, непереваренной пищи, гнойных выделений, слизистых комков;
  • наличие зрелых форм гельминтов;
  • возможное выделение желчных и панкреатических камней.

Микроскопический анализ позволяет оценить способность желудочно-кишечного тракта к перевариванию пищи.

При микроскопическом исследовании возможно обнаружение:

  • белка , который появляется при воспалительных процессах в системе пищеварительного тракта, при язвенных изменениях слизистой, полипозных образованиях, онкологических заболеваниях. В норме белка в кале нет;
  • крови – появляющейся при скрытых внутрикишечных кровотечениях, которые могут вызывать язвы, опухоли, . Изменённая кровь говорит о процессах в верхних отделах кишечника, неизменённая – в нижних. Скрытая кровь характерна для опухолей;
  • стеркобилина . Это пигмент, являющийся метаболитом билирубина, который придаёт калу специфическую окраску. За сутки образуется около 75-350 мг этого пигмента. Увеличение показателя в расшифровке копрограммы у взрослых характерно для гемолитических анемий. Уменьшение указывает на возможный процесс непроходимости желчных протоков (камнями, опухолью);
  • . Появление этого химического вещества свидетельствует об ускорении процесса пищеварения, в результате чего билирубин не успевает метаболизироваться в стеркобилин. Такая ситуация возникает при острых воспалениях и при дисбактериозе;
  • слизи . Слизь выполняет защитную функцию в кишечнике, поэтому увеличенное ее образование говорит о сильных воспалительных изменениях кишечника при острой инфекционной патологии (сальмонеллёзе, дизентерии, инфекционных колитах и т.д.);
  • йодофильной флоры . Появление в расшифровке копрограммы у детей и взрослых патологических бактерий характерно для дисбактериоза;
  • детрита . Клеточный разрушенный материал, который появляется из кишечного эпителия. Уменьшение количества наблюдается при нарушении пищеварительного процесса;
  • нейтральные жиры . Чрезмерное содержание характерно для недостаточного выделения (выработки желчи), а также процесса всасывания желчи в кишечнике;
  • мышечных волокон . Появление этих элементов в неизменённом виде (в норме они изменяются) указывает на болезненный процесс в поджелудочной железе, из-за нарушений состава сока, который участвует в переваривании мясной пищи;
  • крахмала . В норме он подвергается процессу расщепления, если при исследовании обнаруживается в виде зёрен, то следует заподозрить ускоренное прохождение пищевого комка при синдроме , также этот признак появляется при хроническом ;
  • мыл . Мылистые вещества в норме присутствуют в небольших количествах. Увеличение может быть при пищеварительной недостаточности тонкого отдела кишечника, желудка и 12-перстной кишки. Эти проблемы встречаются при воспалении поджелудочной железы, при камнях в желчном пузыре;
  • лейкоцитов . В норме не определяются. Появление их в расшифровке копрограммы говорит о воспалительных заболеваниях пищеварительного тракта;
  • жирных кислот . В выделениях здорового кишечника отсутствуют. Появляются при пищеварительной и ферментативной недостаточности, нарушениях оттока желчи, ускоренной кишечной деятельности;

  • растительной клетчатки
    . Если в расшифровке копрограммы у взрослых отмечаются растворимые волокна, то можно говорить о недостаточности выделения в желудке хлористоводородной кислоты. В норме растворимые волокна растительной клетчатки отсутствуют в кале. Нерастворимые волокна (кожура фруктов и овощей, внешняя оболочка зёрен и бобовых) – относятся к нормальному содержимому кишечника. Нерастворимые волокна выводят из кишечника неусваиваемые продукты, яды, холестерин. Количество этих элементов зависит от качественного состава пищи;
  • волокон соединительной ткани . Эти волокна образуются из непереваренных остатков животной пищи. В норме их быть не должно. Появление волокон характерно для состояний, при которых снижается кислотность желудочного сока – (антацидный гастрит). Также эти элементы заметны при уменьшении выработки хлористоводородной кислоты желудка, ферментативной недостаточности, возникающей при панкреатите;
  • аммиака . Увеличение содержания этого химического соединения характерно для процессов, сопровождающихся гниением в просвете кишечника. В норме аммиака в кале содержится 20-40 моль/кг. Если в расшифровке копрограммы у взрослых указано увеличенное значение аммиака, то следует подозревать наличие у человека воспаления кишечника;
  • патологических и условно-патологических микроорганизмов , вызывающих заболевания кишечника, .

Реакция кала (pH) может быть разной (слабощелочной, нейтральной, слабокислой). Этот показатель зависит от характера питания.

Особенности расшифровки копрограммы у детей

Основные показатели копрограммы у детей сходны с таковыми у взрослых. Но имеются некоторые особенности.

У большинства детей в норме копрограмма с нейтральной или слабощелочной реакцией (в диапазоне рН 6-7.6.

Обратите внимание : у грудничков реакция чаще всего кислого характера, в результате особенностей питания, характерного для этой возрастной категории.

Щелочная реакция у детей определяется при нарушении процесса всасывания, при усиленных гнилостных процессах в кишечнике, длительном нахождении в желудке и кишечнике непереваренной пищи.

До трёхмесячного возраста ребёнка при грудном вскармливании наличие в кале билирубина является вариантом нормы. После 3 месяцев в расшифровке копрограмму у детей в норме должен определяться только стеркобилин.

Лотин Александр, медицинский обозреватель