Конспект занятия дифференциация звука ж. Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков. Сообщение темы занятия

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие — звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - змея шипит — Ш-Ш-Ш.

2. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - жук жужжит — Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач -

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке - рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни - топни» На слог ЖА - хлопнуть в ладоши, на слог ША - топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш — Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж - в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить - жить Житье - шитье

Шаль - жаль Жито — шито

Шалить - жалить Лежа — Леша

Шутка - жутко Мажут — машут

Уши - ужи Наживка - нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед

Светлана Панкратова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Цель :

Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж] . Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш] и [ж] из ряда звуков , слогов , слов. Различать звуки [ш] и [ж] в словах , парах слов. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза , развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед : Жили-были змея и жук. Змея любила шипеть : «Ш-ш-ш.» , а жук очень громко жужжал : «Ж-ж-ж.» Вот какую историю о них мы расскажем вместе со Старичком Звуковичком . Услышав слово «змея» , ты будешь шипеть : «Ш-ш-ш.» , а при слове «жук» - жужжать : «Ж-ж-ж.» Решил ежик пойти в сад, чтобы сделать запасы на зиму. По дороге он встретил жука. (Ребенок : «Ж-ж-ж.» )

Жук. Куда идешь, ежик?

Ежик. Хочу запастись яблочками и грушами.

Жук. Но у нас в саду поселилась злая змея. (Ребенок : «Ш-ш-ш.» ) Она никому не дает собирать фрукты.

Ежик. Не волнуйся, я ее прогоню.

Ежик и жук подошли к саду. Вдруг в траве что-то зашелестело и зашипело. Это была змея (Ребенок : «Ш-ш-ш.» ) Испугался и улетел жук. (Ребенок : «Ж-ж-ж.» ) А ежик свернулся в клубок и налетел на змею (Ребенок : «Ш-ш-ш.» , змея зашипела. Ежик уколол ее своими иголками. Змея испугалась и быстро уползла из сада. Вернулся жук (Ребенок : «Ж-ж-ж.» ) и поблагодарил ежика.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж] .

Логопед : Вспомним песенки этих звуков :

«Ш-ш-ш» - шипит в камнях змея,

Змей здесь целая семья.

Ребенок. Ш-ш-ш.

Логопед :

«Ж-ж-ж» , конечно, звук жужжащий , -

Это жук жужжит блестящий.

Т. Куликовская

Ребенок. Ж-ж-ж.

Логопед : Чем похожи эти звуки ?

Ребенок. При произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки - согласные .

Логопед : Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споем снова эти песенки.

Ребенок. Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - звенит . Звук [ш] - глухой , а звук [ж] - звонкий .

Задание 2. Игра «Поймай звук » . Выделение звуков [ш] и [ж] из ряда звуков , слогов , слов.

Логопед : Я буду произносить ряд звуков , слогов , слов, а вы поднимайте правую руку, если услышите звук [ж] , левую - если услышите звук [ш] .

Звуки : [к], [п], [ш], [л], [ф], [ж], [н], [ш], [д], [ж], [м], [р], [ш], [т], [ж].

Слоги : жу - ла - ко - шо - пы - жи - ро - шо - су - шу.

Слова : школа, стол, лыжи, зубы, ландыш, книга, пижама, сок.

Задание 3. Игра «Закончи слово» . Развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах ; формирование навыков звукового анализа и синтеза .

Логопед : добавьте слоги : -ша или -жа. Ма., лап., лу., ко., кры., афи. ;

Логопед : добавьте слоги : -ши или -жи. Малы., ланды., но., эта., лу., камы., лы.

Задание 4. Игра «Добавь слово» . Различение звуков [ш] и [ж] в словах .

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему. {штанишки).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая. {ушами).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по. {животикам).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе. {живот).

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему. (поможет) .

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на. (машине) .

Задание 5. Игра «Пары слов» .Различение звуков [ш] и [ж] в парах слов.

Логопед : Змея и жук решили дружно петь свои песни. Когда услы-шишь в их песнях звук [ш] , стукни по столу один раз, когда звук [ж] - два раза .

Пары слов : шар - жар, жила - шило, нужно - душно, уши - ужи, жутко - шутка, книжный - пышный, шаль - жаль, шить - жить, можно - мошка, шесть - жесть, лужок - мешок, пиджак - башмак.

Задание 6. Игра «Подбери пару» . Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед : Подбери правильно слово. Повтори пару слов, четко артикулируя звуки [ш] и [ж] : шапка - душистый; шарф - шоколадное; жук - желтый; жасмин - большой; желе - кожаная.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким проговарива- нием звуков [ш] и [ж] :

ша - жа - ша - свежая лапша;

ши - жи - ши - Женя с Мишей - малыши;

шу - жу - шу - вижу и пишу;

жа - ша - жа - шапка у ежа;

жи - ши - жи - положи ножи;

жу - шу - жу - Маше покажу.

Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [ш] и [ж] .

В луже сидит большая жаба.

Наташа поймала большого жука.

Алеша и Паша ухаживают за животными.

Жук жужжит над камышом.

Миша положил книгу в книжный шкаф.

Маша ест свежую кашу.

У Даши желтая пижама.

Ежиха и ежата нашли ландыш.

Мышка убежала от кошки.

Малыш упал в лужу.

Задание 9. Заучивание стихотворений и скороговорок.

Эту шаль мне не жаль,

Мне не жаль эту шаль.

Умеешь шить - легко жить.

Легко жить, когда умеешь шить.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Аленка наша не спеша

Из шишки сделала ежа,

Из желудя мышонка -

Умеет все Аленка.

Задание 10. Пересказ.

Логопед : Заболели у Жучки ноги. Два дня она лежала в конуре голодная. Никто не вспомнил о Жучке. Все ее забыли. Вспомнил Миша про Жучку. Он принес ей суп и хлеб. Жучка радовалась и виляла хвостом. Каждый день кормил Миша Жучку. Скоро Жучка выздоровела и побежала с Мишей по двору.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: Укреплять мышцы артикуляционного.

Тема: «Дифференциация К - Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

Цель: дифференциация звуков [к] - [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме Задачи: учить дифференцировать звуки [к],.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

Новикова С.Н., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань “Детский сад № 2 “Сказка”.

Задачи занятия:

  • Коррекционные
    • уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [ш] и [ж];
    • упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
    • упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
  • Развивающие
    • развивать умение подбирать к объекту определенное качество признака;
    • развивать зрительное внимание, мыслительные навыки, связную речь.
  • Воспитательные
    • воспитывать интерес и желание работы с компьютером.

ОБОРУДОВАНИЕ

    • Мультимедийное оборудование
    • Настольное зеркало.
    • Дидактическая игра “Умный поезд”.
    • Магнитная доска.
    • Каринка “Теремок”

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
  2. Логопед показывает картинку “Теремок”.

    В какую игру поиграем?

    Игра “Теремок” (Дети по очереди, говорят слова “Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок не высок, в теремочке этом звук … живет”, называет любой речевой звук и садятся на стульчики).

    Вот мы и попали на полянку к Теремку. А кто тут живет? (Речевые звуки)

    Проблема:

    Дети, посмотрите на экран, тут что-то произошло? Как вы думаете, что?

    Как помочь этим звукам попасть в теремок?

  3. Изолированное произношение и характеристика звуков.
  4. Логопед. Как звучит песенка змеи? Пошипите (коротко, а теперь длительно). Как звучит песенка жука? Пожужжите (тихо, а теперь громко).

    Расскажите, как получаются эти песенки. (Дети поочередно рассказывают характеристику звуков [Ш], [Ж] – губы округляются, язычок поднимается вверх, превращается в чашечку, по середине “чашечки”, проходит теплый ветерок, звонок не работает (работает при [ж]. Так как во рту есть преграда – язык, значит этот звук согласный и твердый).

    Чем похожи, чем отличаются звуки?

  5. Звуковой анализ и синтез слов.
  6. А все ли звуки нам нужны? Почему? Докажите.

    Что получится если исчезнет звук [Ш].

    На экране появляется картинки: шапка, шуба, мышка, карандаш . (Ребенок объясняет, что может получиться из этих слов, и из-за того объект на экране исчезает).

    Аналогично с картинками, в названии которых есть звук [Ж] - жаба, жираф, ежик, ножницы.

  7. Дифференциация звуков в слогах.
  8. Логопед. Рассказали вы о звуках, они уже не ссорятся и поют песенки. Поддержите их, пропойте вместе с ними. (Один ребенок проговаривает слоги со звуком [Ш], а второй слова со звуком [Ж]. Затем меняются)

  9. Зрительная гимнастика.
  10. Открываем глазки - раз,

    А зажмуриваем - два,

    Раскрываем глазки шире.

    А теперь опять сомкнули,

    Наши глазки отдохнули.

  11. Дифференциация в словах.

А теперь звуки предлагают вам поиграть “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:

  • Шуба, рубашка, шорты, жилет . (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
  • Ножницы, пассатижи, шпатель , ножовка.
  • Ежик, кошка , жираф, жеребенок.
  • Ложка, чашка, ножик, кувшин.

Логопед. Молодцы. Чтобы звуки не ссорились и побыстрее вернулись в теремок речевых звуков, подарим им подарки. Отгадайте загадку и узнаете, что вы им подарите.

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Игра “Умный поезд”

Как вы думаете “песенке змеи” какой поезд нужно подарить? (Поезд, который повезет вагончики с предметами, в названиях которых есть звук [Ш]).

А “песенке жука”? (ребенок отвечает).

Не забудьте использовать признаки, чтобы поезд был красивым и умным.

Самостоятельная работа детей на магнитной доске.

А теперь … расскажи про свой подарок. (Ребенок описывает предметы, подбирая им значения признака, который будет расположен над вагончиком с этим предметом: например - поезд со звуком [Ж] повезет вагончики с жужжащим жуком, зеленой жабой, железными ножницами ).

Аналогично рассказывает свой рассказ и второй ребенок.

Отлично. Давайте проверим, вернулись наши звуки в Теремок? На слайде звуки находятся в Теремке.

  1. Рефлексия.

Что мы сейчас делали?

Как мы это делали?

Для чего мы это делали?

Конспект логопедического занятия в 1 классе VII вида.

Тема. «Дифференциация звуков [ш] - [ж] ».

Цель: развитие двигательной, познавательной и речевой активности в ходе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

I. Образовательные.

1. Дифференцирование звуков [ш], [ж].

2. Закрепление навыков правильного произношения, фонематиче­ского анализа, синтеза.

3. Уточнение и расширение словаря учащихся.

II. Коррекционные.

1. Развивать ВПФ.

2. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

3. Развивать коммуникативные функции у детей.

III. Воспитательные.

1. Формировать положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях на основе игрового момента.

2. Воспитывать желание учиться и развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать культуру учебного процесса.

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Оборудование : зеркала, компьютер, обучающее – развивающая программа «Учимся говорить правильно», предметные картинки, карточки с заданиями, картинки с профессиями.

План занятия

1. Организационный момент.

3. Объявление темы занятия.

6. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах. Звукослоговой и графический анализ слов.

7. Физ.минутка.

8. Лексико – грамматические упражнения.
9. Итог занятия.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Дети проходят в кабинет, садятся за парты. Здороваются с логопедом и гостями.

Логопед: - Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети и гости здороваются друг с другом.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Для того, чтобы наша речь была четкой и понятной,

Надо сделать язычку зарядку!

«Сказка о Весёлом Язычке».

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Что это за домик?

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик - рот.

(При выполнении артикуляционной гимнастики, каждое упражнение повторяется

5 – 7 раз).

Двери в домике то открыва­ются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт). Непо­седливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из доми­ка (высунуть язык). Но нельзя далеко убегать из дома, давайте накажем непослушный язык (приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и, пошлёпывая губами, произносит звуки пя- пя- пя). Вот он вышел погреться на солнышке, от­дохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подуллегкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятал­ся в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот за­крыть), А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язы­чок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молоч­ко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), по­том котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки спра­ва налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

3. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами будем продолжать различать в произношении и написании звуки Ж – Ш.

4. Закрепление учебных высказываний по характеристике звука.

Гласные или согласные звуки Ж – Ш? (ответы детей)

Твёрдые или мягкие эти согласные?

Какой из этих согласных звуков звонкий, а какой глухой? (ответы детей).

5. Проговаривание изолированных звуков.

Произнесём все вместе Ш –Ш- Ш .

Произнесём все вместе Ж –Ж -Ж (во время произнесения звука напоминается правильная артикуляция, кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка напоминая правильную) .

6. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах.

Звукослоговой и графический анализ слов.

Логопед: - Что бы узнавать насколько хорошо вы научились различать звук Ш – Ж, я приготовила для вас различные задания.

Работа с компьютером

Включатся обучающее – развивающая программа «Учимся говорить правильно», раздел «Речевые звуки», тема: «Звуки – двойняшки, игра: «Помести в ящик звуки «Ж», «Ш».

Физ.минутка для глаз.

Логопед: - С заданием на компьютере вы успешно справились, вы правильно различали звуки. Следующее задание будет посложней.

Послушай слова: ЖАР, ШАР.

Покажи картинку, которая подходит к слову ЖАР, ... ШАР.

- Повтори, что нарисовано на каждой картинке. Расскажи, что такое ЖАР и что такое ШАР.

В каком слове - ЖАР или ШАР - есть звук [ж]? В начале, в конце или в середине слова этот звук;

Какой первый звук в слове ШАР?

Назови все звуки по порядку в слове ЖАР, ... ШАР.

Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?

Прочитай слова между картинками. Найди у себя на столе карточку со словом ШАР, ... ЖАР.

Какие буквы одинаковые в этих словах? А какие буквы в этих словах разные?

Напиши слово ШАР. Напиши слово ЖАР.

Придумай предложение с любым из этих слов.

жар шар

Аналогично выполнить задание со словами ЖУК - ШУМ, ЛУЖОК - ПУШОК.

.

у-жи у-ши

лу-жок Пу-шок

7. Физ.минутка.

Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили:

Вот так и вот так, еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали, дружно дерево качали:

Вот так и вот так, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили:

Вот так и вот так, они из речки воду пили,

А потом они плясали дружно лапы поднимали

Вот так и вот так, дружно лапы поднимали.

Дети имитируют игры медвежат.

8. Лексико –грамматические упражнения.

«Игра с мячом».

Логопед: Показывается картинка с профессией (сапожник, швея, пожарный, шахтёр, шофёр, художник) . Бросается мяч и задаётся вопрос: - Какая профессия изображена. Ученик кидает мяч и называет профессию.

Также задаются вопросы: - Что делает на работе сапожник? Швея… и т. д.

Какой звук встречается «Ж » или «Ш» в слове сапожник? Швея… и т. д.

9. Итог занятия.

Какие звуки различали сегодня на занятии?- Чем отличаются звуки в произношении? (ж – звонкий, ш – глухой).

10. Оценка работы детей на занятии.

Благодарю детей за хорошую работу на занятии (поименно). Прощаемся с гостями и дети выходят из кабинета.

Разработала учитель - логопед

Черкашина Юлия Александровна

МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 28 "Журавлик"

Цели:

коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов;

коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь;

воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.

Оборудование: интерактивная доска; презентация к занятию; картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях; картинки раздаточные «Колокольчик», «Наушники»; доска с кроссвордом; конверт, листы бумаги, трафареты, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки:

Красотка, звезда,

И совсем не свинюша!

Узнали кто это?

Конечно же... (Нюша)

Колючки, очки,

Пара ручек и ножек.

Узнали кто это?

Конечно же... (Ёжик)

На интерактивной доске появляются Нюша и Ёжик.

Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

2. Введение в тему.

Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).

- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

- Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).

Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.

3. «Звонкий - глухой».

Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, - «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом.» Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).

Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] - глухой.

4. Дидактическая игра «Колокольчик и наушники».

Дети садятся за столы.

- Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками.

Включается запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

5. Дидактическая игра «Подари картинку».

На интерактивной доске дерево с картинками. У детей на столах лежат аналогичные картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях.

Шли Нюша и Ёжик по волшебному лесу и увидели там необычное дерево. На этом дереве росли не яблоки, не груши, а картинки. Давайте снимем их с дерева и подарим их Ёжику и Нюше. Но помните: Нюше мы отдадим картинки, в названии которых есть звук [Ш], а Ёжику - в названии которых есть звук [Ж].

Словарный материал: шары, жук, ракушка, пижама, жёлудь, шоколад, машина, ежи.

Дети прикрепляют картинки к наборному полотну, где изображены Ёжик и Нюша.

6. «Собери слово».

На столах лежат листы бумаги, карандаши, трафареты.

- Сейчас Нюша будет говорить слова, а вы должны записать первую букву того слова, в названии которого есть звук [Ш]. Если же в слове вы услышите звук [Ж], то вы ничего не пишите, а просто его пропускаете.

Слова: вышка, жаба, Ёжик, Женя, Иванушка, шапка, Нюша, ужин, живот, Яша.

В ЫШКА

И ВАНУШКА

Ш АПКА

Н ЮША

Я ША

Теперь прочитайте, какое слово у вас получилось?

В И Ш Н Я.

Посмотрите, так вот где прятался звук [Ш]. Пред вами буква «Ш», она обозначает звук [Ш]. (На интерактивной доске появляется вишня, на которой расположена, буква «Ш»).

Нюша дарит звуку [Ш] - наушники.

Вот мы и помогли Нюше, мы нашли её любимый звук!

Теперь поможем Ёжику: разгадаем вот этот кроссворд.

На доске кроссворд. Дети отгадывают загадки. Как только загадка отгадана, каждый ребёнок выходит к доске и записывает ответ.

Есть копытный великан. Всех перелетных птиц черней,

Шея как подъемный кран, Чистит пашню от червей,

С рожками, пятнистый, Взад-вперед по пашне вскачь,

Но не очень быстрый. (Жираф). А зовётся птица... (грач ).

Хвост пушистый, В омуте речном живет,

Мех золотистый, У него огромный рот,

В лесу живет, Вы слыхали о таком?

А в деревне кур крадёт. (Лиса). Ну конечно, это… (сом).

Это что за чудо-птица?! Днем молчит,

Не сова и не синица, Ночью кричит,

Не журавль и не дрозд... По лесу летает,

Как раскрытый веер хвост... Прохожих пугает. (Филин).

Голубой, зеленый, красный -

Сколько же на перьях красок?

Точно важный господин,

Ходит по двору... (павлин ) .

Посмотрите на доску и скажите, кто же здесь лишний? Почему? (Лиса, грач, павлин, филин).

Лишняя лиса, потому что это - животное, а все остальные - птицы.

(Лиса) В лесу обитачью питается да в курятник забирается,

Молодцы, ребята! Теперь давайте прочитаем по вертикали, какое слово у нас получилось?

Ж А С М И Н.

На интерактивной доске появляется картинка «Цветок жасмина».

Смотрите, так вот где прятался наш звук [Ж]! Сейчас Ёжик подарит ему колокольчик, потому что он согласный, звонкий!

7. Завершение работы. Подведение итогов.

Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!