Конспект логопедического занятия зимующие птицы подготовительная группа. Тематическое занятие: Зимующие птицы. Интеграция образовательных областей

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

по теме «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»; активизации познавательных интересов; развивать умение согласовывать числительные с существительными; Развивать умение давать полные ответы на поставленные вопросы;

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи: Способствовать формированию познавательного интереса детей к жизни птиц; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия

I . Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите и назовите, кто изображен на картинке.

– Как одним словом можно назвать тех, кто изображен на картинках? (Зимующие птицы)

II . Объявление темы занятия

– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

– Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Ребята, я вижу здесь птичек (слайд), значит, не все птицы улетели.

Игра «Бинокль»

Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос: «Где сейчас можно увидеть птиц?» (на крыше, на снегу, на заборе, в кормушке, около дома). Как называются эти птицы? (зимующие).

Проводится игра «Птичий концерт»

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробей: чик-чирик

Синица –тинь-тинь

Ворона: кар-кар

Сорока: стрр-стрр

Снегирь: дю-дю-дю

Дятел: дрр-дррр

Клест: цок-цок-цок

Свиристель: тюр –тюр – тюр

III. Закрепление знаний

Д/и «Сложи птичку

У вас на столах лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц.

Как нам узнать, какие птицы изображены на этих картинках? Соберите картинки и вы узнаете свою птичку.

Ребята, почему птицы в холодное время года прилетают поближе к жилью человека? (Человек их подкармливает.)

Ребята, в холодные дни птички не поют, тогда мы споем про них чистоговорку.

Д/у «Журавли» (звучит музыка).

Ли-ли, ли-ли - улетели журавли,

Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,

Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля,

Лю-лю, лю-лю – Новый год встречать люблю!

VII. Составление предложений

Логопед: Ребята, мы должны зимой помогать птицам? Как?

Д/и «Кого чем угостим?»

Посмотрите, как много прилетело птиц, их надо покормить! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)

Наелись птицы. Предлагаю рассмотреть их внимательно. Обратите внимание на то, какие они все разные.

Д/и «Скажи какая? Какой?»

Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)

Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

Ребята, птицы наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Динамическая пауза Игра «Отгадай и присядь»

Я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в дальний путь.

Ребята сравните птиц с людьми и животными.

У человека - дети, а птицы-птенцы

У человека – нос, а у птицы –клюв

У животных – шерсть, а птиц-перья

У кошки –лапы, а у птицы – лапы.

Предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Снегирь, синица, кормушка, голубь;

Дятел, ворона, синица, заяц.

Упражнение «Посчитай-ка»

Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. (Дети считают птиц.)

1,2,…5 (Снегирь, синица, голубь, сорока, дятел.)

IV. Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какая игра вам больше всех понравилась?

Татьяна Мацаева
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Цель : Формировать и закреплять знания о зимующих птицах .

Задачи. Образовательные : закреплять знания о зимующих птицах ; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц ; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы » . Воспитательные : формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам . Развивающие : совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Материал. Для воспитателя : магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц ; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей : раскраски по теме , подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище) . На стене – плакаты : «Зимний лес» , «Зимняя избушка» , под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц ? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц .

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать . Как их можно назвать?

Дети. Зимующие .

Младший воспитатель (входит) . Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Солнышко» . Детям старшей группы ».

Воспитатель (читает письмо) .

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах , а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки : «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы , из которых дети собирают птицу . Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили ?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем : для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые ? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки : «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах . Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц .

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться : срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет : «Кле -кле -кле!» .

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы ?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы .

Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички» ).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны) .

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети «разлетаются» , машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают) .

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка» . Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки : «Отгадай и назови!» .

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц , воспитатель дополняет ответы при необходимости.

У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные . Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ворона – крупная птица . Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

Вороны – всеядные птицы .

У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки : «Расставь птиц . На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка» , под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице , называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец : «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек» .

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка , и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам ? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки : «Найти предмет!» . Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе) . здесь корм на любой вкус : мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц , и выполняют седьмое задание Сороки : «Наполни кормушку для зимующих птиц » . Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец : «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные» .

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки : «Назови правила подкормки птиц . Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках ; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки : «Не зевай – на вопросы отвечай!» . Итак, вопросы.

Как называют птиц , которые не улетают в теплые края? (Зимующие .)

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Кого называют «доктором лесного царства» ? (Дятла.)

Почему зимой нужно подкармливать птиц ? (Зимой корма птицам не хватает .)

Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки) . «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы , разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму . И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы » .

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах . Давайте сделаем альбом «Птицы » и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том , как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно . Постепенно создают альбом «Птицы » и дарят его детям средней группы .

Разработала учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с комбинированного вида №6 "Антошка"

г. Павлово, Нижегородской области

Пулина Нина Павловна

Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

2. Расширять лексический запас по данной теме.

3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на -ья, -ьи.

4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным.

6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.

9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.

4. Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Материал :

Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.

ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);

Мяч;

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный: карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Ход занятия

I.Организационный момент:

Психогимнастика:

Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко

II. Сообщение цели:

Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.

1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

(выставляется картинка синички)

Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! (снегирь)

(выставляется картина снегиря).

Угадайте, что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)

(выставляется картинка совы).

В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

(выставляется картинка воробья).

Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

Кто это?

Вороны! (выставляется картинка ворон).

Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

А это кто?

Дятел! (выставляется картинка дятла.)

Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?

Дети: - Зимующие!

Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.

Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)

Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?

Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)

Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?

Дети: - Размером, окраской, оперением.

Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.

2. Сейчас у нас игра с мячом «Один - много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов

Ворона - (вороны) сорока - (сороки)

Голубь - (голуби) сова -(совы)

Снегирь - (снегири) галка - (галки)

Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)

Перо - (перья) крало - (крылья)

Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)

3. Игра Какой? Какая? Какие? (Образование сложных прилагательных.)

Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:

Галки-галочки, галчата.

Снегири - снегирики, снегирёчки, снегирята.

Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.

Голуби, голубочки, голубята.

Логопед: А что умеют делать эти птицы?

Дети: -летать, прыгать, ходить.

6. Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ? Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?

Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно - синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).

8 . У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

Ленивый, грустный, малоподвижный.

У какая по характеру синица?

Тонкая, умная, весёлая, юркая.

А какой воробей?

Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

А что можно сказать про сороку? Какая она?

Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

9. Игра «Накорми птиц»

У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.

Это семена дыни. Какие семена?

Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?

Синица.

Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?

Дынными.

А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?

Снегири.

Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. - Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)

А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.

А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)

А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)

Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)

10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)

Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.

III. Релаксация.

Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)

Дети: - Я слышала, как каркает ворона,

А я слышала, как чирикает воробей.

Я слышал, как свистят синицы и снегири.

А я - как трещит сорока.

IV. Итог:

Птицы - полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице, на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель :

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела;
  • закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы».

Задачи :

  • образовательные: закрепление умения детей делить слова на слоги;
  • развивающие:
    • развитие мышления детей на материале описательных загадок;
    • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
    • развитие зрительного и слухового восприятия, развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  • воспитательные:
    • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
    • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;
  • здоровьесберегающие задачи:
    • профилактика утомления детей на занятии;
    • обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки информации.

Интеграция образовательных областей:

Виды детской деятельности:

  • познавательно-исследовательская,
  • коммуникативная,
  • игровая,
  • продуктивная.

Планируемый результат : Использование и применение знаний о зимующих птицах в беседах с детьми и взрослыми.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на прогулке.
  • Беседы о зимующих птицах.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение познавательных рассказов о птицах.
  • Изготовление вместе с родителями кормушек.

Оборудование и материалы:

  • экран,
  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц,
  • модели птиц на каждого ребенка,
  • картинки зимующих птиц,
  • магнитная доска,
  • 6 блюдец с кормом для птиц (хлебные крошки, ягоды, сало, гречка, пшено, семечки),
  • дидактическая игра «Назови по части целое»,
  • губки (по 2 штуки на каждого ребенка),
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия

Здоровьесберегающее сопровождение

I. Организационный момент.

Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику.

1. - Сначала натянем «умную шапку» (указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитируем завязывание узелка под подбородком).

2. - Теперь позеваем (открываем широко рот и нажимаем указательными пальцами на середину щек.)

3. - Покажем «умную сову» (правую руку кладем на левое плечо и слегка надавливаем, медленно поворачиваем голову влево назад, затем вправо назад, меняем руку и повторяем движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.

(Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий.

4. - И глазки надо подготовить для работы. Гимнастика для глаз «Найди названную птицу». По заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, висящую на стене картинку с изображением названной птицы.

Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

Укрепление глазодвигательных мышц.

II. Основная часть.

1. Обобщение материала по теме «Зимующие птицы».

Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии (ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах.

Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

Воспитатель обращает внимание детей на экран <Слайд 8>:
- Назовите известных вам зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел).

Молодцы. Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах, а отгадку на столе найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа. (Ребёнок выходит, находит картинку, воспитатель вешает её на доску).

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки –
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Желтая грудка –
Это …(Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

Всех я за день навещу,
Всё, что знаю растрещу!
Расскажу всё раньше срока,
Потому что я…(сорока)
Как откроет рот – кошмар! –
Слышно только кар-кар-кар! (Ворона)

Увеличение двигательной активности.

2. Д.И «Сжимай и считай»

А теперь давайте, определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. Возьмите губки с подноса. На каждый слог сжимаем губку.

3. - Молодцы! Посмотрите на экран.<Слайд 11>

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем)

Возьмите на столе конверты соберите из мозаики птичку и назовите её.

4. Дидактическое упражнение «Для чего? »

Для чего птице клюв?
- Для чего птице крылья?
- Для чего птице лапки?
- Для чего птице пёрышки?
- Для чего птице хвост?

5. Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Для того чтобы выполнить следующее задание, подготовим свои пальчики.

Птичка крылышки сложила (переплести пальцы рук)
Птичка пёрышки помыла (пошевелить пальцами)
Птичка клювом повела (сложить клюв из мизинцев)
Птичка зёрнышки нашла
Птичка зёрнышки поела (поклевать по столу)
Птичка песенку запела (раскрывать мизинцы)
Птичка крылышки раскрыла (изобразить крылья)
Полетела, полетела!

Опора на наглядный материал

6. Игра «Найди и заштрихуй»

– Посмотрите внимательно на экран. Что изображёно на картинке? <Слайд 15>
- А теперь узнаем, кто самый внимательный. Сколько птиц спряталось на картинке?
- Назовите птиц, которые спрятались на картинке.
- Такая же картинка лежит перед каждым на столе. Покажите мне воробья. Давайте обведём и заштрихуем воробья. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание под спокойную музыку).
Вы штриховали?
Дети: Мы штриховали.
- А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

Элементы релаксации и музыкотерапии.

7. Физминутка «Птички».

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают,
Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили?
Пёрышки почистили!
Клювики почистили?
Клювики почистили!
Дальше полетели
И в кружочек сели!

Физминутка «Птички»

8. Д.И «Покормим птиц»

Голодно и холодно птицам зимой. Как мы заботимся о них? (сделали кормушки и подкармливаем) Много птиц прилетает к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Чем можно угостить птиц? (хлебными крошками, ягодами, салом, гречкой, пшеном, орехами, семенами).
- Посмотрите, я приготовила угощенье для птиц, возьмите каждый картинку с птичкой и поставьте её к блюдечку.
- Скажите, кто какую птичку чем накормил? (Я накормил свою синичку салом и т.д.).
– Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу).
– А почему?
(Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)
- Как можно назвать хлебные крошки, ягоды, семечки, пшено, сало, орехи одним словом? (Еда, корм, пища)
- Для кого этот корм? (Для птиц)
- Чей это корм? (Птичий корм)
- Чья это пища? (Птичья пища)

Поддержание умственной работоспособности в последней части занятия с помощью игрового метода.

9. Д.И «Назови ласково»

А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.
- птица – птичка, пичужка
- синица – синичка
- воробей – воробышек – воробьишко
- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
- голубь – голубка, голубок
- галка – галочка
- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости.

III. Итог занятия.

О ком мы с вами говорили?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Занятие окончено, спасибо.

Снятие эмоционального напряжения.

Использованная литература.

1. Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П.Г. Саморуковой.

2. Книга «Птицы России». Составитель Л. Л. Семаго. М. Советская Россия, 1992.

3. Рахманов А. И. «Птицы – наши друзья», М. Росагропромиздат, 1989.

4. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание». № 8 1995, с 28 -30.

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11 . Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"