Какие пиротехнические сигнальные средства используются на судах. Пиротехнические средства сигнализации. Изменение осадки при изменении солёности воды

Сигнализацией называется прием и передача сигналов для связи между судами или между судном и берегом в целях обеспечения мореплавания. К средствам внешней связи судна относятся:

  • радиосвязь;
  • звуковые;
  • зрительные;
  • аварийное радиооборудование;
  • пиротехнические.

Любые из вышеперечисленных средств связи могут быть использованы вахтенным матросом только с разрешения капитана или вахтенного помощника.

Радиосвязь

С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.

В результате на судах внедрены современные средства связи, основанные на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) методов связи, позволяющих обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн (рис. 2.7). Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).

Рис. 2.7. Аппаратура ГМССБ

Кроме этого, аппаратура позволяет обеспечивать и обычный радиообмен как в УКВ и ПВ/КВ диапазонах, так и с использованием спутниковой связи ИНМАРСАТ. Система ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.

УКВ радиостанция предназначена для оперативной связи с береговыми службами и другими судами. Дальность действия стационарной судовой радиостанции примерно 30 миль. УКВ диапазон также используется для организации внутрисудовой связи при несении вахтенной службы, швартовке, постановке на якорь и т. п.

Основные каналы УКВ диапазона:

На каждом приборе аппаратуры имеется так называемая «красная кнопка», предназначенная для передачи сигнала бедствия. Вахтенный матрос должен быть внимательным с тем, чтобы случайно не нажать одну из них. Ложная передача сигнала бедствия грозит внеплановой проверкой всех судовых служб и штрафными санкциями.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь, для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон (рис. 2.8), колокол, туманный горн и гонг.

Рис. 2.8. Судовой тифон

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор (рис. 2.9), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Рис. 2.9. Панель прибора для подачи туманных сигналов

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные.

К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Рис. 2.10. Бортовой огонь левого борта

Рис. 2.11. Ратьер

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины. Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.


Рис. 2.12. Сигнальные фигуры

На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах, хранятся в рубке в специальных ящиках-сотах.

Рис. 2.13. Флаги МСС-65

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

  1. Правила пользования при всех видах связи.
  2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.
  3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.
  4. Медицинский раздел.
  5. Алфавитные указатели слов-определителей.
  6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спа-сательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Однобуквенные сигналы





Цифровые вымпелы



Заменяющие вымпелы

Вымпел свода и ответный вымпел

Аварийное радиооборудование

К аварийным средствам связи относятся: аварийный радиобуй спутниковой системы КОСПАС-SARSAT, радиолокационные маяки ответчики (Search And Rescue Transponder - SART) и УКВ носимые радиостанции. Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.

Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.

Система КОСПАС-SARSAT состоит из (рис. 2.13):

  • судовые аварийные радиобуи (АРБ);
  • геостационарные и низкоорбитальные спутники, которые позволяют обнаруживать сигналы и определять местоположение АРБ с точностью до 5 километров;
  • спасательно-коордионационные центры (СКЦ), которые получают информацию со спутников.

Рис. 2.13. Система КОСПАС - SARSAT

Аварийные радиобуи

АРБ устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство - гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение.

АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи.

Радиолокационный маяк – ответчик (AIS - SART)

Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.

При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна, он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.

Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного судна, находящегося на высоте 1 км - 30 миль.

SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.

На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот.

Батарея УКВ радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.

В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.

Пиротехнические средства связи и сигнализации

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300 – 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 – 400 метров, время горения – 45 секунд.

Фальшфейер – это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Звуковая ракета предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты..

Плавучие дымовые шашки используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль. Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

  1. пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;
  2. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
  3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
  4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;
  5. сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова "МЭЙДЭЙ";
  6. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;
  7. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;
  8. пламя на судне;
  9. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
  10. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;
  11. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
  12. радиотелеграфный сигнал тревоги;
  13. радиотелефонный сигнал тревоги;
  14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;
  15. установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяков-ответчиков на спасательных шлюпках и плотах;
  16. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);
  17. цветное пятно на воде.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

Световые пиротехнические средства сигнализации используют для подачи сигналов бедствия и для привлечения внимания. К ним относятся сигнальные ракеты, фальшфейеры, самозажигающиеся огни и автоматически действующие дымовые шашки для спасательных кругов, а также плавучие дымовые шашки.

Пиротехнические сигнальные средства должны быть влагостойкими, безопасными в обращении и хранении, действовать в любых морских гидрометеорологических условиях и сохранять свои свойства в течение минимум 3-х лет. Они должны гаснуть при снижении на высоте не менее 50м от поверхности моря.

По Правилам Регистра РФ пиротехнические средства 1 раз в 2 года подвергаются периодическому свидетельствованию путём наружного осмотра. Пиротехнические средства пассажирских судов подвергаются освидетельствованию ежегодно.

Маркировку пиротехнических средств осуществляют несмываемой краской. Маркировка включает в себя дату выпуска, срок на само пиротехническое средство, так и на его упаковку.

Звуковая ракета , или граната , взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. В трубке ракеты под воспламенительным устройством расположен взрывной патрон в алюминиевой оболочке, состоящих из 2-х зарядов. Верхний из них выбрасывается из корпуса ракеты нижним. Звуковую ракету запускают из пусковых стаканов, укреплённых на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. Сняв колпачок с хвостовой части ракеты, пропускают шнур с кольцом по пазу в боковой части стакана к его донному отверстию и выдёргивают сильным рывком.

Географические координаты. Разность широт и разность долгот

Географическая широта – это угол при центре Земли, угол между плоскостью экватора и отвесной линии, проведённой через точку наблюдателя

Измеряется широта от экватора до параллели данной точки от 0 до 90 градусов

Географическая долгота – двугранный угол между плоскостью Гринвинческого меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя

Измеряется от данной точки от 0 до 180 градусов

РШ= Фи2 – Фи1

РД= лямба2 – лямда1

Если фиN , то знак + если фи S , то знак –

Если лямбда E , то знак + если ляда W, то знак –

РШ и РД не должна превышать 180 градусов

Ширата2=ширата1+ РШ; Долгота2= долгота1+ РД

Использование этих формул обеспечивает вычисление поправок РШ и РД с погрешностями, не превышающих единиц метров, что удовлетворяет требованиям к точности решения навигационных карт.

Изменение осадки при изменении солёности воды

При переходе судна из одного водного бассейна в другой изменяется соленость (плотность) забортной воды. При плавании в воде плотностью ρ и ρ 1 водоизмещение судна соответственно будет: D = ρ×V и D = ρ 1 ×V 1 ,где V - объемное водоизмещение судна до перехода в воду другой плотности; V 1 - объемное водоизмещение судна после перехода. Приравнивая правые части равенств, получим: ρ×V = ρ 1 ×V 1 или V/V 1 = ρ 1 /ρ.

Объемное водоизмещение можно выразить через главные размерения L, В, Т и коэффициент общей полноты (δ- отношение водоизмещения к объёму описанного параллелепипеда): V = δ×L×B×T и V 1 = δ 1 ×L 1 ×B 1 ×T 1

При малых изменениях объемного водоизмещения, то есть при изменении солености воды, длина, ширина и коэффициент общей полноты практически не изменяются. В этом случае изменение водоизмещения происходит за счет изменения осадки. Таким образом: ρ×T = ρ1×T1или T/T 1 = ρ 1 /ρ . Следовательно, при переходе судна из воды одной солености в воду другой солености осадка его изменяется примерно обратно пропорционально плотности воды.

Изменение объемного водоизмещения определяется с помощью выражения:

ΔV = V 1 - V = D/ ρ 1 - D/ ρ = D(ρ - ρ 1)/(ρ×ρ 1) или ΔV = V×(ρ - ρ1)/ρ1 .

Но V = S×ΔT. Тогда: S×ΔТ = V×(ρ - ρ 1)/ρ 1 => ΔТ = V/S × (ρ - ρ 1)/ρ 1 или

ΔТ = D/(S×ρ) × (ρ - ρ 1)/ρ 1

При переходе судна из пресной воды (ρ = 1,0 т/м 3) в морскую (ρ = 1,025 т/м 3) судно всплывет, т.е. осадка судна уменьшится. При переходе судна из морской воды в пресную изменение осадки будет положительным, судно погрузится в воду, т.е. его осадка увеличится.

Задачи визуального наблюдения на судне и форма доклада обнаруженной цели вперёдсмотрящим

Ведение непрерывного визуального и слухового наблюдения является важнейшей задачей навигационной ходовой вахты.

Главное требование к организации наблюдения: оно должно быть непрерывным во времени и пространстве. Должно вестись постоянно наблюдение за всей обстановкой вокруг судна (включая не только водную поверхность, но и наблюдение за береговыми и воздушными объектами и даже небесными телами). Например, известны случаи, когда движение судна неверным курсом, из-за ошибки компаса, обнаруживалось по “неправильному” расположению созвездий. Наблюдение является настолько важной задачей, что ПДМНВ 78/95 запрещает возлагать на наблюдателя любые обязанности, которые могут препятствовать наблюдению или затруднить его.

Специально оговаривается, что у рулевого и впередсмотрящего – разные обязанности и рулевой не может считаться наблюдателем. Исключение делается для маленьких судов, на которых с места нахождения рулевого обеспечивается круговой беспрепятственный обзор.

В зависимости от ситуации наблюдение на судне ведут:

· вахтенный помощник капитана (вахтенный офицер);

· дополнительно один из судоводителей, находящийся на мостике для усиления ходовой навигационной вахты (чаще всего капитан (КМ) или старший помощник капитана (СПКМ));

· вахтенный матрос наблюдатель (впередсмотрящий);

· члены экипажа, расписанные в качестве наблюдателей по тревоге.

Вахтенный помощник может быть единственным наблюдателем в дневное время, если ситуация, несомненно, безопасна и состояние погоды, видимости, плотности движения и навигационные условия позволяют это. В этом случае вахтенный матрос может быть отпущен с мостика для выполнения каких-либо других работ или обязанностей при условии, что он будет в немедленной готовности прибыть на мостик. Вызов вахтенного матроса на мостик осуществляется либо по имеющейся у него носимой УКВ-радиостанции, либо подачей одного короткого звонка колоколами громкого боя, предназначенного для подачи тревоги. Услышав такой сигнал, вахтенный матрос должен немедленно прибыть на мостик.

Поскольку наблюдение – это вахта , то заступление на вахту впередсмотрящим, несение вахты и ее сдача должны осуществляться в соответствии со всеми требованиями, предъявляемые к ходовой вахте:

· при заступление на вахту следует испросить разрешение у вахтенного помощника капитана на смену впередсмотрящего, принять от него обстановку (где и что видно, какой был последний доклад, какие были особые инструкции и распоряжения), доложить о заступлении на вахту;

· бдительно нести вахту, непрерывно находясь на посту и проявляя повышенное внимание;

· при появлении сменщика получить разрешения на сдачу вахты, передать ему сведения об окружающей обстановке, последнем докладе, особых инструкциях и распоряжениях, доложить о сдаче вахты, получить разрешение покинуть пост.

Задачи наблюдения.

Согласно ПДМНВ 78/95 надлежащим наблюдением является такое, которое позволяет:

· полностью оценивать ситуацию и риск столкновения, посадки на мель, других навигационных опасностей;

· обнаруживать суда, самолеты или людей, терпящих бедствие, остатки и следы кораблекрушений.

Следует помнить, что в наблюдении нет мелочей. Не опознаваемый первоначальный мелкий плавающий предмет может оказаться поплавком, отмечающим сеть, плавающей миной или головой человека, для которого возможность быть замеченным судовым наблюдателем – единственный шанс спастись.

Для надлежащего выполнения этих задач наблюдения нужно уметь:

· своевременно обнаруживать объекты;

· быстро их опознавать;

· определять глазомерно направления и расстояния;

· контролировать перемещения наблюдаемых объектов.

Формы докладов

К докладу впередсмотрящего предъявляются три главных требования: своевременность, точность и достоверность.

Сразу же после обнаружения объекта должен последовать первый доклад, даже если еще не удалось объект идентифицировать. Не надо ждать дальнейшего сближения для опознания объекта. Лучше своевременно доложить, используя слова “неизвестный предмет”, “непонятный звук”, а в последующих докладах уточнить характеристики объекта.

Доклад должен быть максимально точный как в характеристиках объекта, так и в направлении и дистанции до него. Надо постоянно тренироваться в глазомерном определении направлений и дистанций, особенно в условиях мостика, где есть возможность уточнения позиций целей по радиолокатору.

Доклад должен быть достоверным. Никогда не надо что-то додумывать от себя или что-то предполагать. Главный принцип доклада: ”Что вижу(слышу), то и докладываю”.

Как правило, вахтенный помощник (ВПКМ) докладывает капитану (КМ) об обнаруженных объектах в следующей последовательности: что, где, как. Например: “Рыболовное судно справа 30, дистанция 5 миль, пеленг меняется на нос”.

Однако впередсмотрящий чаще докладывает ВПКМ в другой последовательности: направление, что, дистанция. В качестве направления указывается:

· курсовой угол от 0 до 180 градусов (округляя до 5 – 10 градусов);

· приблизительное направление с использованием слов: на траверзе, впереди траверза, сзади траверза, по носу, по корме.

Если обнаружен летящий объект, то дополнительно докладывается угол места от 0 до 90 градусов (от горизонта вверх).

В качестве характеристики объекта указывается наиболее характерная или наиболее важная для мореплавания его черта.

Дистанция докладывается в кабельтовых и определяется глазомерно.

Ниже приведены примеры типовых докладов.

“Справа 20 белый постоянный огонь”.

“Слева 45 два белых постоянных огня в растворе влево”.

“Слева 50 красный проблесковый огонь, дистанция 5 кабельтовых”.

“Справа впереди траверза слышу четыре удара в колокол”.

“Прямо по курсу силуэт судна”.

“Прямо по курсу что-то темнеет”.

“Справа на траверзе, угол места 5, вертолет”.

“Слева 5 плавающий предмет”.

Пиротехнические средства используются для привлечения внимания; подача любого из приведенных ниже сигналов означает, что судно или человек терпит бедствие и нуждается в немедленной помощи.

Парашютная ракета дает яркий огонь красного цвета, наблюдаемый как ночью, так и днем. При запуске в вертикальном направлении ракета взлетает на высоту не менее 300 м, и в ясную погоду ее огонь виден на расстоянии до 20-30 миль. Ракета спускается на своем парашюте со скоростью не более 5 м/с, а продолжительность горения пиротехнического состава составляет 40 с.

Фальшфейер представляет собой пиротехнический патрон, дающий яркий огонь красного цвета. В ясную погоду огонь виден на расстоянии около 6 миль. Во время горения фальшфейер удерживается в руке. Не следует при этом смотреть на огонь, так как это может привести к тяжелой травме зрения.

Продолжительность горения фальшфейера составляет 60 с. Фальшфейер продолжает гореть после погружения его в воду на глубину 10 см в течение 10 с.

Дымовая шашка используется для подачи сигнала в дневное время. Она создает облако густого дыма оранжевого цвета. Дымообразование продолжается в течение не менее 3 мин и не прерывается при погружении шашки в воду на 10 с на глубину 10 см.

Корпус шашки быстро нагревается до высокой температуры, поэтому, чтобы не обжечь руки, шашку нужно бросить в воду, как только дымообразователь начнет действие. Бросать шашку надо по ветру относительно спасательного средства, чтобы ветер относил дым в сторону и не было опасности задохнуться дымом.

Все пиротехнические средства требуют максимальной осторожности при использовании. Каждое такое средство снабжается инструкцией, содержащей указания о порядке действий при подаче соответствующего сигнала и мерах предосторожности. Инструкция нанесена на корпус (гильзу) сигнального средства. Порядок действия иллюстрируется пиктограммами, что позволяет использовать это средство человеку, не владеющему языком, на котором составлена инструкция. Ни в коем случае нельзя задействовать пиротехническое средство против ветра.

Сигнальное зеркало (гелиограф) позволяет в дневное время при ясной погоде привлечь внимание на расстоянии до 20 миль. Чтобы "зайчик" попал на соответствующую цель (судно, самолет, береговой пост), можно воспользоваться прицелом - пластинкой или щитком с отверстием. Для этого нужно держать щиток на вытянутой руке и наблюдать объект через отверстие в щитке. Гелиограф поднести к глазу и смотреть через отверстие в зеркале на отверстие в щитке и на цель; изменяя положение зеркала, добиваться, чтобы "зайчик" попал на отверстие в щитке, а, следовательно, и на цель.

Для подачи светового сигнала бедствия используется электрический фонарь. Сигнал представляет собой буквы СОС по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки.

Сигналом бедствия является поднятый на мачте (шесте, весле и т. п.) квадратный флаг и поднятый над ним или под ним шар или что-либо похожее на шар.

Сигналом бедствия является также медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук.

Радиотелефонным сигналом бедствия является произносимое вслух слово "Mayday" ("Мэдэ").

Для радиосвязи коллективных спасательных средств между собой и с оставленным судном, а также с другими судами, находящимися в пределах видимости, и для подачи радиотелефонного сигнала бедствия используется носимая ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция. На судне должно иметься 2-3 станции, находящихся в месте несения ходовой вахты. Если станции используются в повседневной работе, то вместе с ними должны храниться запасные батарейки; если же повседневное использование станций не допускается, то станции должны храниться в опечатанном виде. При оставлении судна радиостанции переносят в спасательные шлюпки и плоты.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция имеет водонепроницаемое исполнение. Телефон двусторонней связи должен обеспечивать работу на 16 канале УКВ и, как минимум, еще на одном дополнительном канале. Батарейное питание рассчитано на работу в течение 8 ч при соотношении 1:1:8 времени на передачу, прием и дежурное прослушивание. Работа радиостанции может осуществляться при пониженной мощности (0,25 Вт), обеспечивающей связь на борту судна, и полной мощности (2-5 Вт), используемой для связи спасательных средств с судном и друг с другом. Включение, выбор каналов и режимов осуществляется кнопочным управлением.

Расстояние, на котором может осуществляться связь в УКВ диапазоне, зависит от мощности передающей радиостанции и высоты антенны передатчика и приемника. Так, при достаточной мощности передатчика, высоте его антенны 1,5 м и высоте антенны приемника 12 м, это расстояние составляет около 9-10 миль.

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

Внешние средства сигнализации и связи делятся на визуальные, акустические и радиотехнические.

Визуальную связь обеспечивают: средства световой сигнализации и связи (клотиковые огни, прожекторы, специальные фонари для направленной передачи, приспособленные для передачи знаков азбуки Морзе и других сигналов); средства предметной сигнализации и связи (сигнальные флаги, фигуры и знаки); пиротехнические средства, служащие, как правило, для подачи сигналов бедствия.

К звуковым средствам сигнализации и связи относятся судовой свисток, судовой колокол, гонг, звуковые пиротехнические средства.

Основное средство внешней связи на море - радиосвязь. Радиообмен ведется в режимах телефонии, цифрового избирательного вызова, буквопечатания. Система спутниковой связи ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных. Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС). Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ) обеспечивает определение координат терпящего бедствие судна, связь и передачу информации при проведении поисково-спасательных операций, а также другие режимы радиообмена.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами. К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи, машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы, предусмотренные МППСС-72.

Аварийно-спасательное оборудование на море: судовая пиротехника и другие средства спасения

Плавание в открытом море, к сожалению, не всегда бывает безмятежным. Морская стихия в любое время может показать свой суровый характер и заставить моряков бороться за свое выживание. В критических ситуациях, когда судно теряет управление или тонет, чтобы обозначить свое местонахождение и дождаться помощи, экипажу приходится применять специальные судовые пиротехнические средства и иное спасательное оборудование.

Начнем с самого радостного для судоводителя вида спасательного оборудования, применяемого в тот момент, когда терпящего бедствие на воде уже нашли. Спасательный конец Александрова (в просторечии - спасательный линь) предназначен для оказания помощи утопающему. Данное аварийно-спасательное оборудование (также как и спасательный жилет) входит в обязательный перечень предметов спасения на маломерных судах, а также используется для оснащения спасательных постов в зонах купания и РОБСВОДа.

Спасательный конец Александрова представляет собой плавучий линь из полипропилена длиной 30м с петлей диаметром 40см, оснащенной двумя поплавками. Указанный конец спасатель забрасывает утопающему, при этом петля-кольцо держится на поверхности воды и утопающий берется за нее или одевает сверху так, чтобы она оказалась на уровне груди. Благодаря этому спасатель может подтянуть утопающего к судну.

В тех случаях, когда использовать спасательный конец Александрова нецелесообразно или затруднительно, применяется линеметательное устройство. В частности, линеметательное устройство (или, в просторечии, линемет) предназначено для подачи аварийному судну капронового линя, при помощи которого осуществляется заводка буксирного каната.

Рисунок 12. Спасательный линь

Устройство линеметательное может быть использовано для проведения аварийно-спасательных операций, как на море, так и на суше. Знакомое российским судоводителям устройство линеметательное УЛМ-1 состоит из контейнера К-320, в котором помещается линь, пускового устройства ПУ-1 и ракеты РЛ-1, благодаря которой осуществляется выстрел.

Рисунок 13. Линеметательное устройство

Пиротехнические сигнальные средства и устройства входят в обязательный спасательный комплект каждого морского судна. В зависимости от ситуации и погодных условий, для привлечения внимания спасателей используются ракетные сигнальные патроны, гранаты, плавающие дымовые шашки и фальшфейеры, которые при горении вызывают световые, дымовые или звуковые эффекты. В настоящее время основной перечень устройств российского спасательного оборудования удовлетворяют требованиям МК СОЛАС-74/96 и Кодекса ЛСА.

Рисунок 14. Пиротехнические сигнальные средства

Простейшим представителем пиротехнического судового оборудования является ракета однозвёздная РОК-30 (РОЗ-30). Однозвездные ракеты предназначены для подачи сигналов бедствия или внимания с морских судов, спасательных шлюпок, плотов и пригодны для использования на судах с неограниченным районом плавания. Сигнальная ракета бедствия представляет собой готовый выстрел, отстреливаемый с рук без специальных приспособлений. Данная сигнальная ракета состоит из пластикового корпуса, в котором размещены тёрочное воспламенительное устройство, реактивный двигатель и непосредственно ракета с расположенными в ней сигнальными звездами.

Чтобы обозначить район бедствия, пострадавшие могут использовать сигнальные дымовые шашки оранжевого сигнала, которые обладают высокой степенью плавучести и образуют сильное задымление, окрашенное в оранжевый цвет. Так, шашка дымовая плавучая ПДШ-3 состоит из металлического корпуса с положительным запасом плавучести, в котором размещена шашка оранжевого дыма и воспламенительное устройство терочного типа. Приводится в действие за счет рывка шнура, размещенного под крышкой дымовой шашки.

Другой разновидностью дымового сигнала спасательного назначения на море является светодымящий буй. Буй светодымящийся аварийный предназначен для обозначения местонахождения спасательного круга на воде в ночное время при помощью света двух электрических ламп; в дневное время при помощи факела оранжевого дыма. Буй применяется в комплекте со спасательным кругом и состоит из стеклопластикового корпуса с поплавком и отсеком, в котором размещен водоналивной гальванический элемент. В корпусе светодымящего буя находится пиротехническая дымовая шашка, на поплавке буя смонтированы две электрические лампочки. Буй светящийся спасательного круга приводится в действие автоматически при попадании в воду за счет срабатывания водоналивного гальваноэлемента.

Воздушное пространство может освещаться ярко-красным сигналом особой парашютной ракеты; он очень хорошо просматривается с очень большого расстояния, так как сбрасывается на особом парашюте с трехсотметровой высоты. Например, хорошо знакомая российским судоводителям парашютная ракета бедствия красного огня ПРБ-40 предназначена для подачи сигнала бедствия с морских судов с неограниченным районом плавания. Обычно, парашютная ракета бедствия состоит из пластикового корпуса, в котором размещены терочное воспламенительное устройство, реактивный двигатель и непосредственно ракета бедствия с сигнальным блоком и парашютом. Сигнальная ракета красного огня также приводится в действие вручную рывком шнура.

Использование специальных звуковых гранат и ракет позволяет обнаруживать людей в условиях очень плохой видимости, когда применение других спецсредств ограничено. Сигнальная звуковая ракета бедствия представляет собой готовый выстрел, отстреливаемый из пускового металлического стакана, который крепится на верхней палубе судна. Спасательное устройство российского производства ракета бедствия звуковая ЗРБ-40 состоит из пластмассового корпуса, в котором размещены воспламенительное устройство, реактивный двигатель и непосредственно сигнальная ракета с размещенной в ней звуковой шашкой.

Однако самым распространенным средством подачи спасательных сигналов в настоящее время являются фальшфейеры. Falschfeuer (фальшфейер - фальшивый огонь) бывает белого и красного цветов. Их применение строго регламентируется Международными правилами предупреждения столкновения судов в море (морской Конвенцией). Белый огонь фальшфейера предназначается для подачи сигнала, привлекающего внимание. Фальшфейер красного огня предписан исключительно для обозначения сигнала бедствия (как и сигнал парашютной ракеты). Использование фальшфейеров в других целях или подмена, без крайней на то необходимости, сигнала белого цвета на красный категорически запрещена. Именно поэтому купить фальшфейер в свободной продаже не так-то легко. Во многих странах продажа фальшфейеров строго ограничена, и купить фальшфейер могут обычно только те, кому он действительно нужен в качестве аварийно-спасательного оборудования, а не для бездумного и небезопасного развлечения.

С инженерной точки зрения фальшфейер представляет собой картонную гильзу в водостойком корпусе, что позволяет устройству гореть в водной среде. Особый горючий состав горит в течении примерно пяти минут, при этом образуется пламя соответствующего цвета. Горение сопровождается специфическим шипящим звуком и дымовым эффектом. Для удобства применения фальшфейер может быть оборудован специальной рукояткой.

Вопросы для самопроверки:

1. В каких случаях применяются визуальные сигнальные средства?

2. Какие виды визуальных сигнальных средств знаете?

3. Что представляет сигнальная ракета бедствия?

4. Каковы действия судна, терпящего бедствия и принявшего сигнал бедствия?

Этот сайт посвящен кораблям, пароходам, маломерным судам, гидроциклам и другому водному транспорту.

Раздел «Галерея » мы постоянно пополняем новыми фотографиями судов различного водоизмещения.

На страницах сайт также размещена информация об устройстве и назначении маломерных судов. Надеемся, сайт будет полезен судоводителям.

Счетчики

Пиротехнические средства сигнализации

Пиротехнические средства широко применяют для подачи сигналов бедствия в море.

Парашютная ракета сигнала бедствия — красного цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжительность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая, подает сигнал бедствия с дальностью слышимости не менее 5 миль.

Ракета одиозвездная — красного цвета, высота взлета не менее 8 м, продолжительность горения не менее 6 с; применяют при спасательных операциях.

Фальшфейер представляет собой картонную или пластмассовую гильзу, заполненную пиротехническим составом; вводится в действие зажигательным устройством; во время горения его держат в руках. Белый фальшфейер горит 20 с и служит для привлечения внимания, красный горит 60 с и является сигналом бедствия.

Шашка дымовая входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок. После приведения в действие ее выбрасывают за борт, где она в течение 3 мин создает дымовое облако оранжевого цвета, видимое на расстоянии 3 миль.

Буйки светящиеся и светодьшящиеся крепят к спасательным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструкция буйков обеспечивает их надежную работу при сбрасывании с высоты 25 м и более.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

  • использовать пиротехнические средства могут только члены экипажа, прошедшие специальный инструктаж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;
  • при запуске ракет не должно быть поблизости людей;
  • запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;
  • пиротехнические средства, которые при вводе в действие не сработали, должны быть немедленно затоплены (выброшены за борт);
  • запрещается разбирать ракеты и производить запуск звуковых ракет из рук;
  • не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;
  • линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны храниться в специальных водонепроницаемых металлических ящиках, установленных на открытом мостике, а для спасательных шлюпок — в специальных контейнерах; ракетницы хранятся у капитана.

Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вблизи хранения пиротехнических средств и при их применении категорически запрещаются.