Как быстро зажегся благодатный огонь. «Святой свет»: могут ли учёные объяснить схождение благодатного огня

3607 просмотров

Благодатный огонь — один из самых сильных и значимых символов веры у православных христиан и явление высшими силами её истинности всем верующим. В очередной раз он сойдёт с небес в этом году в субботу, 7 апреля накануне Святой Пасхи в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, там где был завершён земной путь Иисуса Христа. О природной сути явления, о том, как сходит благодатный , как это пытается объяснить наука мы и поговорим сегодня с вами.

Благодатный огонь: тайна и суть явления

Природу Благодатного огня учёные и атеисты пытаются объяснить давно, но пока безрезультатно. Истинно верующим людям объяснять ничего не надо, они принимают Огонь, как Божью благодать. Скептики же, атеисты, учёные доступными данными, научными способами путём экспериментов тоже хотят раскрыть природу явления с научной точки зрения, возможно это им когда-то и удастся…. Но пока лишь тайна, скрытая от объяснений.

В канун Православной Пасхи коснёмся этого явления и мы.

Где и когда сходит Благодатный огонь

Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня, в Израиле, в Иерусалиме и только в накануне православной Пасхи.

Уже ни одно тысячелетие это явление наблюдается из года в год. Первые упоминания датируется церковными историками IV веком.

Приведу описание, полное пережитых чувств архимандритом Саввой Ахиллеос в книге «Я видел Благодатный Огонь».Более 50 лет он был главным послушником при Гробе Господнем. Вот его впечатления:

«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.

О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…

… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы….»

Информация взята с сайта http://www.rusvera.mrezha.ru/633/9.htm

Подготовка к схождению Благодатного Огня

Почти за сутки до схождения Огня начинается церемония подготовки к процедуре в храме Гроба Господня. Он вмещает 10 тысяч человек, и готовится принять не только православных верующих, но и представителей других конфессий и туристов. За порядком строго следит полиция Израиля.

В центр Гроба Господнего ставится незажжённая лампада с маслом, 33 свечи в пучке — по числу годов жизни Иисуса Христа, кусочки ваты, по краям гроба крепится лента. Для полной готовности к процедуре важно присутствие в храме трёх групп представителей, только так возможно ожидание чуда:

  1. Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению одного из архиереев Иерусалимского патриархата.
  2. Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
  3. Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью.

Завершается подготовка обходом самых святых мест храма патриархами Православной и Армянской церквей, их священнослужителями, которые затем трижды обходят Кувуклию (часовня над Гробом Господним).

Затем Патриарх разоблачается от риз, показывая отсутствие спичек и иных вещей, способных вызвать огонь, и входит в Кувуклию.

Часовня в этот момент закрывается, вход опечатывается местным ключником-мусульманином.

Все находящиеся в храме с трепетом ждут выхода Патриарха с Благодатным Огнем в руках. Каждый раз время разное: от нескольких минут до несколько часов.

Это один из самых сильных в моментов: верующие верят, что если Огонь не будет ниспослан свыше — храм будет разрушен. Потому каждый здесь в ожидании чуда схождения Огня тщательно причащается, усердно молится, напитывая пространство невероятнейшей энергией.

Как сходит Благодатный Огонь

Момент схождения Огня сопровождается появлением в храме небольших ярких вспышек, разрядов, сполохов то тут, то там…повсюду, стремительно…

Как распространяется огонь мелкими вспышками от иконы к иконе по всему храму хорошо видно при съёмке замедленной камерой.

И в тот же момент распахиваются двери часовни, Патриарх в руках с Благодатным Огнём, ниспосланным с Небес появляется в проёме. Свечи в руках отдельных людей самопроизвольно воспламеняются.

Атмосфера невероятнейшей радости, восторга, глубинного счастья накрывает людей, заполняет всё пространство, храм становится энергетически уникальным местом во истину святым!

Огонь уникален — он не жжет, люди умывают им руки, лица, зачерпывая ладошками, поливают им себя. Случаев ожогов, возгорания одежды, волос не было никогда. Температура огня всего 40ºС.

Даже капельки воска, падающие со свечей на одежду, называемые Благодатной росой, остаются на ней навсегда, и после стирки.

От Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму во всех храмах, авиарейсами его доставляют на Кипр, в Грецию, по всему миру, в том числе и к нам в Россию.

Схождение Благодатного Огня 2018 в Иерусалиме.

Научное объяснение Благодатного Огня

Как наука объясняет природу Святого огня? Пока она не может подвести какую-то ни было теорию. Как и не может дать ответ на вещи, происходящие по воле Божьей.

В 2008 году русский профессор-физик, академик РАЕН, Павел Флоренский выполнил замеры вспышек в храме и зафиксировал три вспышки-разряда, похожие на те, что бывают во время грозы. Это подтверждает наличие электро-магнитного поля в атмосфере во время появления Огня. Чем оно вызвано? Ответ один — Богом!

В 2016 году российский физику, сотрудник РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков подтвердил научные заключения своего коллеги:

По сути, этот необъяснимый всплеск энергии можно назвать посланием Бога? Многие верующие считают именно так. Это материализация Боже ственного чуда. Другого слова не подберешь.

Более продолжительная по времени процедура схождения Благодатного Огня

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

© photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины "Голгофа" М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

© photo: Sputnik / Vitaliy Belousov

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

© photo: Sputnik / Виталий Белоусов

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

© photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

© photo: Sputnik / Maria Tsimintia


Благодатный огонь, что это — обман, миф или реальность (аргументы приведены из книги Александра Никонова)

…Одна ветвь христианства считает некое явление чудом, а другая нет. Скажем, так называемое явление благодатного огня в Иеру-салиме сегодня считает чудом только одна из хри-стианских церквей - русская православная. Остальные честно признаются: это просто обряд, имитация, а никакое не чудо. Но православные источ-ники продолжают писать: «Одним из самых замечательных Божиих чудес является сошествие благодатного огня на святой Гроб Господень под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме.

Благодатный огонь обман или правда?

Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности».
Что же это за «явное чудо» такое? Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня, Бог сотворяет удивительное чудо, до-ступное любому ребенку, - зажигает огонь. Этот огонь, од-нако, «самовозгорается» не у всех на виду! Принцип здесь тот же, что и у всех прочих фокусов: пропажа или возникно-вение предмета осуществляется не прямо на глазах у изумлен-ной публики, а под прикрытием платочка или в темном ящи-ке, то есть скрытно от зрителей.

Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую на-зывают кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, два попа закрывают за собой дверь, а через некоторое время вы-носят из кувуклии огонь - горящую лампаду и пучки пыла-ющих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что-бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэто-му паломники, которые до этого много ча-сов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является дока-зательством чуда, - пишут сотни верующих на десятках форумов. - А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком коли-честве огня в Храме никогда не было пожаров?»
Не жжется?.. Не было пожаров?.. Храм уже несколько раз горел, что не удивительно при такой старой постройке. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 че-ловек. А в другой раз из-за пожара у храма даже обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию с «могилой» Христа.
Тем не менее быличка о том, что «чудесный» огонь не жжется, продолжает ходить в среде верующих.

…Технология проста - возить огнем по лицу в райо-не подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо бы-стро. Именно так паломники и делают, в чем может убе-диться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события. И многие из них - те, что недостаточно проворны, - таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами. Вот оно какое — сошествие благодатного огня!

Собственно говоря, имея голову на плечах, эксперимен-тов с поджогом собственной бороды можно было бы и не ста-вить. И без того ясно, что борода загорится, а огонь сильно жжется, поскольку верующие от этого огня зажигают свои свечки. А для этого необходима температура, которой с избытком хватит для того, чтобы воспламенить бороду!..

Храм Гроба Господня, схождение благодатного огня и язычество

Эти игры с огнем в храме Гроба Господня несут на себе столь явный след язычества, что о нем с неудовольствием пишут даже некоторые православные священники.

Через огонь прыгали славяне в ночь на Ивана Купалу, ему поклонялись и использовали в ритуалах язычники всех стран и народов, им омывают подбородки христиане в храме Гроба Господня. Это преклонение перед пламенем проникло даже в светские ритуалы - вспомните о Вечном огне в честь павших на войне солдат. В чистом виде рудимент язычества! И даже глубже: обряд, докатившийся до наших дней из пе-щер кроманьонцев…

Пару слов надо сказать и о самом иерусалимском храме Гроба Господня. Через сотни лет после того как распяли Христа, христианские начальники озаботились производством разнообразных святынь. Поскольку никаких исторических свидетельств того, куда именно было перенесено тело Христа после распятия, не было, церковники просто назначили таковым то место, где сейчас стоит храм Гроба Господня. Между тем, именно сюда-то и не могли отнести тело Иисуса, поскольку раньше на этом месте стоял языческий храм Венеры!..
Какое-то время в храме Гроба Господня соблюдался перенятый у язычников обычай поддержания неугасимого огня в кувуклии, который потом трансформировался в «чудо» его ежегодного «самозарождения» на Пасху. (Во всяком случае, исторические свидетельства четвертого века доносят до нас информацию именно о поддержании огня, а не его «само-возгорании» по расписанию.)

Благодатный огонь, научное объяснение
Беда православных христиан, проживающих в России, состоит в том, что oни просто не в курсе, что «фокус» давно разоблачен, причем самими церковниками, и разобла-чения эти опубликованы.

В середине XX века профессор кафедры Священного пи-сания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, известный магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, пере-лопатив огромный исторический материал, показал, что никакого «чуда самовозгорания» никогда не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.

Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награждён-ный целой кучей церковных орденов… Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня. В котором констатировал факт обмана паствы и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании:
«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказания о чудесном происхождении Святого огня и что было причиной к их возникновению?.. Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истинном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем они (иерар-хи. - А. Н) оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом без риска за личное благо-получие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось - совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы»».

А что касается морального аспекта этого обмана, Успен-ский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме».

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тогдашний ленинградский митрополит Григорий Чуков выразил общее мнение: «Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу — миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушайте легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

Ну что тут скажешь, кроме того, что возмутитель спокойствия Успенский - честный человек?.. Встречаются такие и среди священнослужителей. И, кстати, немало! Вот еще несколько примеров священников, выступивших с разоблачением обмана…

Однофамилец профессора Успенского - епископ Порфи-рий, живший еще при царе-батюшке, издал в конце XIX века книгу, в которой рассказал следующую историю… Порфирий этот тоже, кстати, не последний человек в церкви, именно он был организатором первой русской миссии в Иерусалиме. То есть он знал, о чем писал:«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.
Наместник Петроаравийский Мисаил, и назаретский ми-трополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что де-лать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в ку-вуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения, и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит до молвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часов-ни Святого Гроба».

Не зря, почти буквально повторяя мысль древнерим-ских языческих мыслителей о пользе религии для просто-народья, христианский епископ Синезий в начале V века писал: «Народ положительно требует, чтобы его обманывали, иначе с ним невозможно иметь дела». Ему вторит Гри-горий Богослов (IV век): «Надо побольше небылиц, чтобы производить впечатление на толпу: чем меньше она понимает, тем больше восхищается. Наши отцы и учителя не всегда * говорили то, что думали, а то, что влагали в их уста обстоя-тельства…»

И еще пара слов о моральном облике кротких христиан. Храм Гроба Господня принадлежит в равных долях целой куче христианских конфессий - римско-католической, греко-православной, армяно-григорианской, сирийской, коптской и эфиопской церквям. И живут они в этом Храме отнюдь не по заповедям Христовым, подставляя вторую щеку, а как пауки в банке. Несмотря на то что помещение храма Гроба Господня четко поделено между различными конфессиями, там часто вспыхивают тяжелые конфликты. Однажды после грандиозной драки двенадцать коптских монахов были доставлены в больницу. Интересно, кастетами дрались или лампадами?..
В другой раз прямо в кувуклии подрались патриархи, которые входят туда за «чудесным огнем». Один из них начал силой отнимать у другого горящие свечи, чтобы первым выйти с ними и раздать народу. В результате завязавшейся потасовки иерусалимский патриарх Ириней победил армянского патриарха, свечи последнего во время драки потухли. Тогда находчивый армянин достал из кармана зажигалку и зажег свои свечи, после чего вынес их из кувуклии в толпу.
Происходили подобные безобразные сцены и раньше. Тот же епископ Порфирий пишет, как в 1853 году «в Свято-гробском храме после обедни подрались сперва сирияне и армяне, а потом армяне и православные. Поводом к драке послужило разладье армян и сириян за одну келью в ротонде Гроба Господня, которой требовали сирияне от армян, как своей давней собственности, а эти не хотели возвратить ее.

Армяне, не разобрав, кто чей, ударили двоих-троих наших, и оттого драка стала общая. Никто не был убит. Армянские монахи принимали участие в общей свалке. Один из них ринул скамью на православных сверху ротонды. Но, к сча-стью, они заметили ее и расступились. Она упала на пол. Ее тотчас изломали в куски и ими начали бить армян…»
В «Записках паломника 1869 года» читаем: «Перед вечером в Великую пятницу в храме Гроба Господня произошла страшная драка между армянами и греками. Греческий монах заправлял лампаду в ротонде Гроба Господня на границе храма между православными и армянами; лестница стояла на армянской половине; ее из-под монаха выдернули, и он упал без чувств на пол; бывшие тут греки и арабы за него вступились, и началась драка; у армян, по всей вероятности умышленно ее затеявших, нашлись палки и даже камни, которыми бросали в греков, и прибегало на помощь много армян из ближайших монастырей».

Святые люди! И народ верит, что им совесть не позволит обманывать паломников, производя поддельное чудо!..
Каких только небылиц не придумали люди вокруг обряда самовоспламенения «святого огня»! Если вы поговорите с верующим, можете услышать, например, что патриарха, который входит в кувуклию, раздевают и обыскивают перед этим, чтобы он не пронес с собой зажигалку. Обыскивают также и саму кувуклию. Причем не кто-нибудь, а… полиция!

Все это - дичайший бред. Никто никого не обыскивает, разумеется. Вы только представьте: голого патриарха шмона-ют, заставив, как в тюрьме, нагнуться и раздвинуть ягодицы! Других дел у полиции нет!.. Чтобы убедиться в бредовости этих сказок, не обязательно даже ехать в Иерусалим. Достаточно посмотреть видеозапись церемонии…

Но 99 % российских православных на церемонии не были и посмотреть ее в записи не удосужились. Зато с удовольствием ра-сказывают друг другу байки про обыск и проч.

ойдет ли благодатный огонь -суть православного «чуда»
Как я уже говорил выше, только русская православная церковь все еще поддерживает в своих прихожанах огонек обмана, всерьез говоря о чуде нисхождения благодатного огня.
Ни католики, ни даже армянские и греческие православные не утверждают, что огонек зажигает Господь. А между прочим, представитель армянской церкви - как раз один из тех двух людей, которые входят в кувуклию. Так вот, армянские священники, которые относятся к своей пастве посерьезнее, чем русские, о чуде не говорят. Напротив, они прямо утверждают, что огонь вовсе не сходит с небес самым расчудесным образом, а его зажигают от ранее внесенной в ку-вуклию лампадки возле Гроба Господня.

Не далее как в 2008 году, отвечая на вопросы российских журналистов, патриарх Иерусалимский Феофил окончатель-но поставил точку в этом вопросе, сказав, что сошествие огня - всего лишь обычная церковная церемония, представ-ление — такое же, как и всякие другие: «Репрезентация того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру».
Это признание вызвало грандиозный скандал. Не в мире, разумеется, где в чудо самовозгорания никто не верит, а на одной шестой православной части света. Наши церковные иерархи сами все знают про обман верующих, но с трибуны вынуждены защищать ложь.

Не все, правда. Иерусалимского Феофила фактически поддержал известный российский православный публицист Андрей Кураев, который присутствовал на пресс-конференции Феофила и слышал правду своими ушами. Именно его принципиальная позиция и послужила по-водом для скандала. Дело в том, что делегацию журналистов в Иерусалим возил Фонд апостола Андрея Первозванного, возглавляет который глава РАО «РЖД» Владимир Якунин. Человек он весьма боговерующий, поэтому фонд проводит массу чрезвычайно дорогостоящих мероприятий. Надеюсь, не на народные деньги…
Так вот, Якунин был чрезвычайно возмущен позицией Кураева. Он даже публично призвал церковное начальство примерно наказать дьякона, чтобы тот не смел больше правду говорить.
После этого в некоторых изданиях были опубликованы поддельные интервью с Феофилом, в которых тот якобы подтверждал «чудесность» огня. Изготовившая их журналистка надергала из Интернета легенд, вложила их в уста Феофила и максимально затушевала его настоящий ответ. Впоследствии фальшивка была разоблачена, но разве это может поколебать истинную веру?
А вы знаете, почему для православных так ценна эта вера в чудо нисхождения огня без спичек? В том числе потому, что это один из главнейших поводов похвастаться перед католиками! Если вы не пожалеете пары дней и полазаете по православным сайтам, то увидите, что в среде самих верующих периодически мелькает: «Наша вера православная - самая истинная. Только у нас есть такое чудо, как нисхождение благодатного огня! Католикам не дано. Тем самым Господь показывает святость православия и ересь католичества». Православные не догадываются, что у католиков тоже есть свои чудеса, и ничуть не хуже.
Все это православное хвастовство детский сад напоминает, не правда ли? А у меня вон какое стеклышко!.. А меня зато мама больше любит!..
…Казалось бы, теперь, после многочисленных разоблаче-ний и признаний христианских иерархов самого высокого уровня, вопрос с иерусалимским «чудом» закрыт раз и навсегда. Обсуждать там больше нечего. Ан -нет! Каждый год НТВ, РТР и Первый канал перед Пасхой показывают репор-тажи из Иерусалима, в которых корреспонденты на полном серьезе рассказывают людям об этом «чуде».

Благодатный огонь, разоблачен

Во время написания этой книги я побывал в Киеве и не преминул посетить главную достопримечательность города - Киево-Печерскую лавру. Там в подземных коридорах покоятся мощи христианских святых в специальных гробиках, покрытых стеклом.

Всем известно, что некоторые христиане, очень любят засушивать и расчленять трупы уважаемых людей, а потом гастролировать с сушеными кусочками по всей стране и давать верующим эти кусочки трупов целовать.

Вот и по узким туннелям Лавры бродят боговерующие со свечками и припадают к мощам, стараясь пере-целовать все подряд.

Зрелище шокирующее и довольно тош-нотворное. Ей-богу, киевский музей канализации выглядит опрятнее!..
Представьте себе заляпанное тысячами рук и губ, покрытое слоем грязи и кожного сала стекло, которое, вы-строившись друг за другом, по очереди целуют фанатики.
Вот так и вымирали в Средневековье европейские города от чумы….

ИЕРУСАЛИМ, 7 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. После нескольких часов напряженного ожидания у часовни над Гробом Господним десятки тысяч людей стали свидетелями этого, как они верят, чуда. Корреспондент РИА Новости присутствовал на торжественной церемонии и видел все своими глазами.

Проходимцы

Попасть в храм в Страстную субботу непросто. Обычно первыми туда пускают членов официальных делегаций из разных стран мира. Еще у входа в старую часть города израильские полицейские выдают им именные бейджи — каждый год разного дизайна, дабы избежать подделок.

У Яффских и Сионских ворот стоят те, кто приехал сам по себе. Помимо чуда Благодатного огня, они надеются еще на одно — попасть внутрь храма. Уроженке Черновцов Ларисе это уже шесть лет удается.

"Каждый год попадаю туда по-разному. Обычно прошу какую-нибудь официальную делегацию провести меня с собой. Бывает, прохожу через нереальную толкучку — с такими же, как я ", — откровенничает она.

Крики в храме

Отец Федор Конюхов сегодня в рубашке и жилетке, а не в рясе. На церемонии схождения Благодатного огня он впервые. Этот знаменитый путешественник, который не раз оказывался перед лицом опасности, явно волнуется.

"Сама эта земля внушает трепет. Когда ступаешь по ней, испытываешь благоговение", — признается он.

Вместе с другими членами делегации Фонда Андрея Первозванного он быстро шагает по узким улицам Армянского квартала в сторону храма Гроба Господня. Больше сотни россиян приехали в Иерусалим за Благодатным огнем. Члены делегации развезут святыню по разным городам и странам — в их числе Абхазия, Италия и Великобритания.

И вот уже часть делегации во главе с председателем попечительского совета Фонда Владимиром Якуниным стоит прямо возле Кувуклии — часовни над Гробом Господним. А другая ее часть ждет неподалеку, в греческой части храма.

В храме вместимостью свыше десяти тысяч человек не протолкнуться уже с 10 часов, хотя сама церемония начинается не раньше двух. "Помню, несколько лет назад видел паломника, который шесть часов простоял на каменной лавке у стены на одной ноге. Шесть часов! Он, бедный, все переминался с ноги на ногу, но выстоял ", — рассказывает член российской делегации Вадим Зеленев. А еще очень душно. И вода плохо спасает. В отличие от веры — в воскресение Господне.

"Чейщмариат ахтхга!" — вторят им грузины.

"Христос анэстис!" — подхватывают киприоты.

"Адэварат а инвиат!" — откликаются румыны.

Арабские заводилы

Спустя пару часов пасхальная перекличка угасает. В храме тишина. Вдруг раздается звон бубнов и раскатистый звонкий треск — как из фильмов про африканские племена. Постепенно звуки усиливаются, к ним присоединяются барабаны. В храм врываются два парня в белых футболках, один сидит на плечах у другого и кричит, размахивая платком: "Хэй! Хэй! Салам!"

Однажды православных арабов, проживающих в основном на территории Палестинской автономии, не пустили на церемонию. И Благодатный огонь… не появился. "А когда их все же впустили внутрь храма и они принялись кричать, славя Господа, огонь сошел", — рассказывает инокиня Серафима, насельница Горненского монастыря в Иерусалиме.

Арабы стучат в барабаны, восклицают и размахивают руками, как это обычно делают рок-звезды или футбольные фанаты, чтобы завести толпу. Ноги забывают об усталости и начинают притоптывать в такт. А они, не умолкая ни на минуту, сначала обходят по периметру весь храм, а потом — Кувуклию.

"Мы все умрем!"

Главный участник церемонии — Иерусалимский патриарх. В храм он заходит под стук палок, которые держат в руках турки-кавасы, символические охранники храма Гроба Господня. Кстати, ключом от дверей в святыню владеет араб.

Длинная процессия неспешно входит в храм через греческую его часть и троекратно с молитвами и песнопениями обходит Кувуклию. После этого с Иерусалимского патриарха снимают все богослужебные одежды, оставляя его только в рясе. Затем он вместе с армянским священником входит внутрь. Священник остается в приделе Ангела — помещении, предваряющем Гроб Господень — перед камнем, где лежало тело Христа, может находиться только глава Иерусалимской православной церкви.

В храме гаснут все огни. Наступает пугающая тишина, даже арабы притихли. "Мне очень страшно бывает в такие моменты. Я боюсь, что огонь не сойдет. А знаете, что будет в таком случае?" — вспоминаю я слова Ларисы из Черновцов.

Согласно поверью, если огонь не сойдет, то все присутствующие в храме моментально умрут. Верующие, зная об этом, усиленно молятся.

Проходит пять минут, десять. Огня все нет. Напряжение растет. Кто-то, будто пытаясь его призвать, постоянно кричит: "Христос воскрес!" И вот — крик ликования. Многоликая десятитысячная толпа с радостью и облегчением кричит: "Сошел! Сошел! Христос воскрес!"

Через двадцать минут люди начинают тушить свечи и расходиться с зажженными от них лампадками. Вся церковь в дыму. Паломники вновь устраивают толкучку — нужно успеть привезти огонь к себе на родину до начала пасхальной службы.

Отец Федор Конюхов выглядит уставшим, но очень-очень блаженным.

"Сначала было волнительно. А потом радостно. Значит, Господь все еще не забывает о нас", — говорит он РИА Новости.

Впереди аэропорт Бен-Гурион. Теперь Благодатный огонь доставят на патриаршую службу в храм Христа Спасителя в Москве и в храмы столицы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Твери, Владимира и других российских городов. И десятки тысяч православных верующих смогут увидеть это символическое подтверждение того, что Христос воскрес. И засвидетельствовать: "Воистину воскрес!"

Схождение Благодатного огня – чудесное и пока необъяснимое учёными явление, которое ежегодно происходит в канун Пасхи. Появляющееся само собой пламя, первым которое свыше двух тысяч лет назад увидел апостол Пётр, сегодня является зримым свидетельством Воскресения Иисуса Христа. Где и как зажигается Благодатный огонь? Когда будет схождение Благодатного огня в 2018 году? К чему следует готовиться человечеству в том случае, когда огонь не сойдёт?

Где и когда сходит Благодатный огонь?

Благодатный огонь является предвестником Светлого Христова Воскресения. По традиции он сходит в канун Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, построенном в 335 году н.э. В 2018 году Священный огонь должен будет сойти в субботу 7 апреля. Появляется он сам собой, посредством молитвы греческого Патриарха возле мемориальной плиты Спасителя.

Что же касается времени, когда сходит Благодатный огонь, то это традиционно происходит в полдень, пределах 12:55 – 15:00 часов дня. При этом никто не знает, когда появится огонь. В одно время он сходит спустя десять минут, а в другое – после 2-ух часовой молитвы патриарха.

Вековые традиции ритуала

Церемония схождения Благодатного огня, которая существует уже больше тысячи лет, строго регламентирована и прописана до мельчайших подробностей.

10:15 Обход Кувуклии (часовни) процессией во главе с армянским патриархом Иерусалима
11:00 Замыкание и опечатывание мраморной часовни Гроба Господнего
11:30 Появление эмоциональной арабской христианской молодёжи
12:00 Прибытие в Храм греческого патриарха
12:10 Обращение представителей армянского духовенства, а также Коптской и Сирийской православных церквей к патриарху
12:20 В Гроб Господень вносят закрытую лампаду, в которой должен разгореться огонь
12:30 Крестный ход греческого духовенства с троекратным обходом Кувуклии
12:50 Вход в Гроб Господень Патриарха и армянского архимандрита
12:55 – 15:00 Выход патриарха со Священным огнём

Традиционно храм Воскресения Христова в Иерусалиме заполняют паломники с разных уголков мира. Именно они первыми узнают, зажегся ли Священный огонь и первыми имеют возможность прикоснуться к пламени, которое не обжигает.

Сам храм может вместить не более 8 -ми тысяч человек, но желающих лицезреть чудо может насчитываться до 70-ти тысяч человек. Для остальных отводиться территория, прилегающая к храму. Каждый из прихожан держит в руках связку из 33-ёх свечей, которые обозначают земной возраст Иисуса Христа.

Патриарх Иерусалимской православной церкви отправляется в часовню храма Воскресения Христова — Кувуклию в одном подряснике. Данное помещение перед этим тщательно проверяется израильскими полисменами на предмет нахождения в нём спичек, зажигалок или других предметов, которые могут дать огонь.

В процессе ожидания схождения Благодатного огня в храме:

  • гасятся все источники света,
  • стоит гробовая тишина.

Паломникам в это время следует молиться и искренне покаяться в своих грехах перед Господом.

Вышедший из часовни Патриарх, первым делом зажигает свечи представителей каждой из религиозных конфессий. После этого огонь распространяется между многотысячной толпой паломников. Полиции зачастую трудно удержать всех тех, кто хочет быстрее остальных получить частичку пламени, ведь согласно преданию именно первым отпускаются все мирские грехи.

Несколько интересных фактов о Благодатном огне:

  1. Схождение огня символизируют вспышки в виде голубых огненных шаров у купола храма.
  2. Огонь некоторое время не обжигает ни тело, ни волосы человека.
  3. Святое пламя никогда не было причиной пожара.
  4. Воск свечей, которые были зажжены от Благодатного огня нельзя вывести с одежды.
  5. Чудо схождения Благодатного огня до сих пор остаётся загадкой.

Как и где можно увидеть схождение Благодатного огня?

Лицезреть схождение Благодатного огня можно не только находясь в иерусалимском храме. Столь удивительное и необъяснимое явление активно освещают масс-медиа со всего мира.

В России в 2017 году прямая трансляция схождения Благодатного огня велась каналом НТВ. Кто будет освещать предстоящее событие в этом году пока неизвестно, но в любом случае за тем, как появляется Благодатный огонь можно наблюдать в онлайн-режиме через интернет.

Видеозаписи столь необычного и редкого явления прошлых лет, а также фото очевидцев с места события можно легко отыскать в интернете. Также фрагменты видео о чудесном появлении Святого Света, как ещё называют Благодатный огонь, будет показано в тот же день в вечерних новостях всех без исключения телевизионных каналов.

Распространение Благодатного огня по миру

Сразу же после того, как представители всех церковь и конфессий зажгли свои лампады от Благодатного огня, они отправляются по своим странам, дабы передать частичку пламени во все города и селения государства.

Огонь перевозится чартерным рейсом в специальной капсуле. Стараясь успеть к десяти вечера, когда в главных храмах столицы начинаются вечерние богослужения, представители конфессий пытаются как можно быстрее доставить священное пламя к месту службы.

Говорят, что если огонь не сошел, то это бы стало ужасным предзнаменованием для всего человечества. Начнётся Апокалипсис и Страшный суд от которого не скроется никто. Тогда храм Гроба Господнего будет разрушен, а люди, живущие на Земле, погибнут. Несмотря на то, что из года в год Благодатный огонь появляется, всегда существует вероятность того, что однажды он не сойдёт…