Интересные конспекты занятий по развитию речи. Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД. Логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика

II. Добавьте слоги «ка» или «га».

Кас…, кад…, соба…, теле…, бел…, но…, пал…, бул…, ро…, загад…, губ…, рыб…, мар…, кош…, ракуш…, бума…, кни…, вью…, лод…, вил…, игол…, доро…, раду…, гай…, май…, сай…, подру…, белу…, дворня…, рубаш…, вареж…, кольчу… .

III. Четко произносить слова парами.

галька – калька

гладь – кладь

глас – класс

год – код

гонки – конки

гол – кол

Глаша – Клаша

галета – котлета

гроши – кроши

густы – кусты

грива – криво

гаша – каша

шагал – шакал

лига – Лика

луга – Лука

угол – укол

голени – колени

маги – маки

Галина – калина

горка – корка

гриль – криль

гаси – коси

громко – кромка

грот – крот

игра – икра

губки – кубки

гора – кора

гид – кит

IV. Четко произносить слова.

Книга, загадка, гребёнка, горка, отгадка, горелка, голубка, уголок, кочегар, галстук, гамак, гайка, галка, губка, грелка, грядка, иголка, одногодки, вагончик, гудок, огурчик, гвоздик, гвоздика, когда, гимнастика, геркулес, горнолыжник, грибочек, гармошка, городок, горошек, ягодка, гонка, глотка, глоток, глубокий, голубика, гусенок, горький, гопак, глазки, прыгалки, маргаритки, кругом, килограмм, округа, городки, кегли, велогонка, скороговорка, когти.

V. Четко произносить словосочетания.

беговые коньки

красный флаг

глубокая канава

острая иголка

маленькие огурчики

гнедой конь

красный галстук

гнездо галки

голубой дымок

гудок парохода

густые кусты

кованые гвоздики

тонкая губа

глубокая тарелка

красивая гусеница

мягкая губка

голубая майка

хорошая книга

красный вагон

грозовая тучка

горячая картошка

короткая дорога

красные ягоды

глубокие ямки

гнилое яблоко

голубая краска

вкусные голубцы

гладкая глина

VI. Четко произносить предложения.

Катя гонит гусей из огорода.

Гуси бегут к Коле.

Галя купает и кормит куклу.

Гоге купят калоши.

Галя купила Акиму галстук.

У Кати Гагариной короткие косы.

Галя каждый день кормит голубей.

Галя помогает маме готовить обед.

Гриша ест густую гречневую кашу.

Коля и Галя берегут книги.

На огороде грядки.

Дядя Гриша делает дудочку и гудок.

Егор накосил сена для козы Гульки.

Галка села на клен.

Голубь влетел в окно.

В комнате пахло гнилыми яблоками.

Телега сена опрокинулась на дорогу.

Кате купили голубой халат.

Белые снега укрыли луга.

Коля уехал на Волгу.

Голубика – вкусная и полезная ягода.

Вдали мигает огонь маяка.

Дедушка чинит гамак.

Галя пьет какао.

Катя кушает галеты.

Гоша насыпал голубям корм.

Ким занимается гимнастикой.

Кира любит играть на гитаре.

Галчонок громко кричал.

Козы пасутся на лугу.

Галка прыгает по дорожке.

На сосне прыгала белка.

Катя гнала гусей на пруд.

Костя помогает копать грядки.

Мама испекла пироги с яблоками.

Москва – красивый город.

На заводе гудит гудок.

Над домом красные флаги.

Заиграл пастуший рожок.

Грачи громко кричали в гнёздах.

На небе горит яркая звёздочка.

Корова дала много молока.

Под горкой протекала речка.

За окном гудит вьюга.

Иголки мы кладем в коробку.

Волк скрылся в глубоком овраге.

Декабрь год кончает.

Рябины покрыты гроздьями красных ягод.

Мы любим играть в городки и кегли.

Очень зелены, густы в нашем садике кусты.

Зреет красная калина, соберет её Галина.

Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке кости.

Ели вкусную икру, подарили нам игру.

Громко петь умеет Клаша и её подружка Глаша.

Затвердела снега корка, будет скользкой наша горка.

Коля любит есть галеты, Галя ест всегда котлеты.

VII. Четко произносить пословицы. Выучить.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Волка ноги кормят.

Куда иголка, туда и нитка.

Дорога ложка к обеду.

Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Дай курице грядку – изроет весь огород.

Январь год начинает, а декабрь кончает.

Матушка Волга и широка, и долга.

Богат Ермошка, у него гусь да кошка.

Дети грызут орешки и слушают потешки.

VIII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Голубка клюёт крупку.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Егору с Климом тесен двор, пошли на луг играть в футбол.

Там Климу гол забил Егор, и Клим забил Егору гол.

Угольки поставили в уголки.

В коробке – гвозди, в корзинке – грозди.

В кузове – грузы, в лукошке – грузди.

IX. Выучить.

Уточка

Наша утя луговая,

Наша утя молодая

Ночевала под кустом,

Под малиновым листком.

Утром гуси проходили:

– Га-га-га! –

Нашу утю разбудили,

Да, да, да!

Цветы

Как у нас на нашей грядке

Сколько цветиков цветет!

Маргаритки, ноготки,

Астры – пестрые цветки,

Георгины и левкой.

Выбираешь ты какой?

Шутка

Шёл домой от Вани Саня

И не встретил никого.

Шёл домой от Сани Ваня.

Встретил Ваня никого.

И спросил у никого:

– Ты кто?

– Я – никто.

– Ты где?

– Я нигде.

– Ты откуда?

– Ниоткуда.

– Ты куда?

– Никуда.

– Ты мне враг?

– Никогда.

Грибы

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Мы обходим стороной –

Нам не надо ни одной.

Пучеглазый мухомор,

Не пойдем на косогор!

Полосатые волнушки

Только рыжие верхушки,

Только беленькие складки

У волнушек на подкладке…

Гуси

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

– Гуси, гуси!

– Га-га-га!

– Надевайте тапки!

Надевайте тапки,

Берегите лапки!

Земляника

На пригорке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит красный огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки.

Белые гуси

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси:

– Га-га-га!

Н. Клокова

X. Пересказывать.

Тогда и приходи

– Коля, а мне папа новые игрушки купил. Целую коробку. В ней много солдатиков, танки, пушки, машинки, кони, ракеты.

– Ой, как интересно! Гриша, а можно мне с тобой поиграть?

– Нет, сейчас эта коробка на шкафу. Придет папа с работы, подарит мне новые игрушки. Вот тогда и приходи играть.

В игротеку

Сегодня хорошая погода. Катя и Гога идут гулять в парк.

– Катя, а где в парке игротека? – спрашивает Гога.

– Игротека? А что это такое?

– Это такая площадка, где все играют в разные игры.

– А, это около спортивной площадки, – вспомнила Катя. – Пойдём туда.

И они побежали в игротеку играть в кегли, лото и крокет.

Вопросы.

1. Какая сегодня погода?

2. Куда идут Катя и Гога?

3. О чём спросил Гога?

4. Что такое игротека?

5. Где находится игротека?

6. В какие игры дети пошли играть?

Голубь и кошка

Коля жил в городе. Коля любил кормить голубей. Он бросал голубям из окошка горсти пшена, корочки и крошки хлеба.

Один раз голубь влетел через окошко в Колину комнату. В комнате была кошка. Кошка хотела наброситься на голубя и уже выпустила когти. Коля закричал на кошку громким голосом, и кошка убежала в другую комнату, а голубь вылетел в окошко.

Вопросы.

1. Что любил делать Коля?

2. Что однажды случилось?

3. Что хотела сделать кошка?

4. Что сделал Коля?

Красные ягоды

Цыпленок с Лягушонком пошли в лес. Увидели они какие-то красные ягоды. Попробовали ягоды – кислые, но вкусные. Только как же ягоды называются, вспомнить не могли.

– Давай их есть без названия, – говорит Лягушонок.

– Поедим, а там, может быть, и вспомним. – И начали они глотать ягоды.

– Клю, – скажет Цыпленок и проглотит красную ягодку.

– Ква, – скажет Лягушонок и тоже ягодку проглотит.

Только и слышится: Клю! Ква! Клю! Ква!

Л. Яхнин

Вопросы.

1. Куда пошли Цыпленок и Лягушонок?

2. Что они там увидали?

3. Что говорил Цыпленок, глотая ягодку?

4. Что говорил Лягушонок, глотая ягодку?

5. Какая оказалась это ягодка?

Кит-гигант

В океане живут громадные киты. Среди них есть и голубые киты. Китёнок голубого кита больше двух слонов. Вот так китёнок!

Китёнок через полгода становится вдвое больше. Вот какие гиганты живут в морях и океанах.

Вопросы.

1. Какие киты живут в океанах?

2. Как велик китёнок голубого кита?

3. Как растёт китёнок?

Кошка Гулька

У Галочки жила кошка Гулька. У Гульки были крохотные котята. Они жили в уголке. Раз на окно взлетел петух. Гулька кинулась на петуха. Началась драка. У кошки глаза сверкали, а от петуха перья летели. Пришла хозяйка и выгнала петуха.

Гусёнок.

Гусыня громко загоготала на берегу. Услыхав гогот, Галя бегом бросилась на берег. Гусята гурьбой стояли возле гусыни, а один топтался у канавы и боялся перейти. Гусыня гоготала, а глупый гусёнок попискивал, но не трогался с места. «Вот глупый!» – подумала Галя. Она подхватила гусёнка и отнесла его к гусыне. Гусёнок мгновенно сунул голову матери под крыло.

XI. Составить рассказ по опорным словам.

Огород

Огород, грядки, картофель, капуста, морковь, горох, дети, мальчики, девочки, прополка, поливка, речка, лейка, ведёрки, птички, пугало.

Летом

Лето, дача, речка, лес, солнышко, песок, ягоды, грибы, земляника, вечер, играть, терраса, чай, книжка.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Г-К.

Цели:

    Сформировать у учащихся умение различать согласные Г-К;

    Развитие фонематического восприятия;

    Развитие и совершенствование грамматического строя;

    Развитие связной речи.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, таблица со словами-перевертышами, карточки с текстом сказки «Как варить компот».

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала. С какими согласными вы работали на прошлом занятии? Вспомните, в чем сходство и различие артикуляции этих звуков, Назовет звонкий согласный, глухой.

Игра «Найдите «лишнее» слово».

Сейчас я буду произносить слова со звуком В, а вы должны найти «лишнее» слово.

ЛЕВ, ПЛОВ, ШАР. ВАЗА, ВОЛК

Какое «лишнее» слово? Почему?

Со звуком «Ф».

ФАРТУК, ВЕСНА, ФЛАЖОК. ФИКУС, КОФТА.

Какое «лишнее» слово?

    Знакомство с новым материалом.

    Отгадывание загадок, выделение звуков из слов.

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил.

Нос откусит … (КРОКОДИЛ).

Выделите первый звук из слова КРОКОДИЛ.

Какой это звук, гласный или согласный?

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (ГОРОХ).

Выделите первый звук из слова.

Характеристика звука (согласный, звонкий).

    Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

    Сопоставление звуков с их графическим изображением.

Перед нами буква Г Кто справляется в полет,

Стоит подобно кочерге. В клюве веточку несет?

    Дифференциация Г-К.

а) Дифференциация Г-К в слогах.

1) Прочитайте слоги, записанные на таблице:

КА

ГА

КО

ГО

КУ

ГУ

КЫ

ГЫ

КЕ

ГЕ

КЮ

ГЮ

КИ

ГИ

КЯ

ГЯ

АКА

АГУ

АКЫ

АКИ

АГИ

АКЯ

2) Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слова.

КА, ГУ, ГЫ, КИ, ГИ, КО, ГО, КЁ, КЯ, КРА.

КРО, ГРА. ГРЫ, КРИ, КРЕ, ГРЁ, ГРЕ.

3) Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

ГА-КА-ГА КА-ГА-КА ГО-КО-ГО КО-ГО-КО КУ-ГУ-КУ

б) Дифференциация Г-К в словах.

1) Работа со словами-перевертышами. Прочтите слова слева-направо, а затем наоборот.

Что получилось?

КОМОК

КАЗАК

КОТУ ТАЩАТ УТОК

ГОРИ ПИРОГ.

2) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные, столбики, разными пастами.

Лист бумаги по утрам На дворе переполох:

На квартиру носят к нам, С неба, сыплется горох,

На одном таком листе Съела шесть горошин Нина,

Много разных новостей (ГАЗЕТА). У нее теперь ангина (ГРАД).

Ящик на коленях пляшет Я под шапкою цветной.

То поет» то горько плачет (ГАРМОНЬ). На ноге стою одной,

У меня свон повадки,

[Закутан ребенок в сто пеленок Я всегда играю в прятки.

(КАПУСТА). (ГРИБ).

Не зверь, не птица, Злая, как волчица,

Носок как спица, Жжется, как горчица!

Летит - кричит, Что за диво?

Сядет - молчит (КОМАР). Эта же... (КРАПИВА).

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (КУЗНЕЧИК).

3) Сравни» пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова?

Устно составьте предложение с каждым словом.

ГОРКА-КОРКА ГОСТИ-КОСТИ

4) Предупредительный диктант. Логопед рисует на доске, схемы слов, над соответствующим словом надписывает букву Г или К. После того, так ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

ГЛАВНЫЙ, ГРУЗДИ, СКАЛКА, ГРЕЛКА, ГЕОГРАФИЯ, ТЕЛЕГА, ГЛУБОКИЙ, ГОСТИ, ГРАЧИ, КАРАНДАШИК.

в) Дифференциация Г-К в предложениях.

Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собак, крыльцом.

Грелась, на, годика, солнышко.

Колхозники, в, складывать, сено, стог.

Дорога, усыпана, вся, галькой.

Под, согнулись снегом, ветки, кусты, и, деревьев.

Прочтите предложения, найдите главные члены предложения.

г) Дифференциация Г-К в связной речи.

Прочтите сказку.

«Как варить компот»

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

«Слушайте все, я прочитал, в старой книге, как сварить компот?»

«Ну и как же его варить?».

«Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной» Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем развел костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой. Чсрез некоторое время он позвонил в колокольчик:

«Готово? Кушайте на здоровье?»

Попробовали друзья, плюются:

«Компот называется? Сам ешь?»

«Почему же так невкусно получилось» - мрачно размышлял кот.

Вопросы:

Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

Когда вы читали текст, какая вам буква чаще встречалась К или Г?

Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

    Кто жил во дворе?

    Что сообщил друзьям кот?

    Что принесли животные коту для компота?

    Понравилось ли друзьям угощение кота?

А теперь перескажите содержание сказки.

    Итог занятия . Чему научились на занятии?

Занятие 1

Цели занятия:

§ развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г;

§ развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г;

§ развивать фонематический слух;

§ расширять словарный запас;

§ развивать внимание, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г? Найдите слово с мягким звуком Г.

Между собой уже века

Живут в согласье Г и К

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Г запомним наизусть -

Это - гордость, это грусть.

Все слова на Г нужны -

В речи так они нужны!

Думаю, не ошибусь -

Г - как голубь,

Г - как гусь.

Г - грибы, горох, галеты,

город, газ, графин, газета.

Сколько раз в стихотворении встретился звук К? Назовите слова с мягким звуком К.

К - кино, компот, котлета,

Книга, краски и конфета,

Кружева, корабль, кит - Слышишь,

К - везде звучит!

Кролик, куры, кот и кошка,

И капуста, и картошка,

Клевер, кактусы и клены,

Кипарис вечнозеленый.

Куст калины, роща кедров,

Ах, какой язык наш щедрый!

Т. Синицина

Напоминаем!

Звук Г - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку - чувствуется вибрация.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание - это звонкий звук, если дрожания нет - глухой.

§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Г и глухой К.