Где находится троя. Троянская война: Миф и реальность

Исчезнувший город Троя (Илион) – древний город, просуществовавший 3,5 тысячи лет, город-крепость, древняя столица, один из самых легендарных городов мира с эпической историей. Троя – словно феникс, исчезала с лица земли не один раз, но всегда возрождалась. Троянская война – лишь эпизод в долгой жизни города, но прославивший его в веках. Троя под именем Илион ушла из жизни только в 4 столетии н.э.

Троя – крупный политический центр Троады 3 – 2 тыс. до н. э. Исчезнувший город, останки Трои расположены на северо-западе Малой Азии (современная Турция), у берегов пролива Дарданеллы, соединяющего Эгейское и Мраморное моря. Известный по древнегреческому эпосу Гомера о Троянской войне, исчезнувший город был обнаружен в 1865 г. в результате археологических раскопок холма Гиссарлык немецким археологом-любителем Г. Шлиманом .

Исчезнувший город Троя – город-крепость уже в 3000 – 2500 гг. до н. э. В 2600 – 2400 гг. до н.э. оборонительные стены города были толщиной 11 м. Жители занимались земледелием и скотоводством, знали плавку меди. После пожара около 2500 г. до н. э. стены крепости были построены заново, укреплены башнями. Около 2200 гг. до н. э. эта древняя столица вновь была уничтожена пожаром. Здесь уже тогда был царский дворец. Он находился на акрополе, на его нижних склонах располагались дома знати. В это время широко в Трое распространилось литьё меди, было развито изготовление шерстяных тканей, около 2400 г. до н. э. появился гончарный круг. Керамические изделия, созданные на гончарном круге, были нередко причудливых форм, уподобленные человеческим фигуркам.

Исчезнувший город Троя в 2400 – 2200 гг. до н.э. была эпически богата. Об этом свидетельствует клад, ошибочно приписанный Г. Шлиманом царю Приаму, правившему Троей позже, во время Троянской войны. Клад был обнаружен в развалинах городской стены. В «кладе Приама» было много ювелирных изделий из золота и серебра, в том числе золотые бусины, из которых когда-то состояла нагрудная пектораль, шейные гривны, браслеты, серьги, височные кольца, фибулы-булавки, налобная золотая лента, две золотые диадемы. Диадемы украшены подвешенными длинными цепочками, с нанизанными на них тонкими золотыми пластинками. Золотые и электровые сосуды-кубки привлекают простыми, но своеобразными формами. На их чистой поверхности нет никаких узоров. Среди предметов вооружения мастерством исполнения отличаются сделанные из крепких пород камня ритуальные топоры. Они предельно просты по форме. Их гладкая отполированная поверхность выгодно сочетается с узорным орнаментом центральной части.

Троя была вновь разрушена в 1800 г. до н. э. К этому времени в этом легендарном городе была известна и лошадь, распространились новые строительные приёмы и керамика. Это позволило предположить, что носителями новой культуры были греки, поселившиеся в Трое. Город этого времени был окружен стенами из тёсаного камня с башнями и пятью искусно защищенными воротами. Экономическое состояние Трои достигло высокого уровня благодаря развитому производству бронзы.

Около 1260 г. до н. э. Троя была разрушена и погибла в огне. Эта катастрофа связана с Троянской войной. Возрожденный после ухода ахейцев город сохранил старую культурную традицию, но стал менее значительным центром. Около 1190 г. до н. э. новая группа переселенцев из северных областей Балканского полуострова принесла новые формы бронзового оружия и лепную посуду. Около 1100 г. до н. э. Троя подверглась военному нападению, была разрушена, и лишь спустя 400 лет, около 700 г. до н. э. греки основали на месте Трои город, получивший название Новый Илион.

Множество столетий этот город и его история не дают покоя археологам и простым искателям приключений. Полтора века назад Генриху Шлиману удалось обнаружить место, где находится Троя, а в 1988 интерес ученых к этому легендарному городу вновь возрос. На сегодняшний день здесь было проведено множество исследований и обнаружено несколько культурных пластов.

Общая информация

Это поселение лувийской цивилизации, известное также под названием Илион, представляет собой древний город, который располагался на северо-западе у побережья Эгейского моря. Вот где находилась Троя на карте мира. Город стал известен благодаря эпосам древнегреческого писателя Гомера и множеству легенд и мифов, а найден был археологом Генрихом Шлиманом.

Главная причиной того, почему древнему городу удалось обрести такую популярность, является Троянская война и все сопутствующие ей события. Согласно описаниям «Илиады», это была десятилетняя война, которая привела к падению поселения.

Первый ров

Существует гипотеза, согласно которой площадь Трои была намного больше, чем считалось ранее. В 1992 году были проведены раскопки, результатом которых стало обнаружение рва, опоясывающего город. Этот ров пролегает достаточно далеко от стен города, окружая территорию площадью около 200 тыс. м 2 , хотя сам город занимал всего около 20 тыс. м 2 . Немецкий ученый Манфред Корфман считает, что на этой территории находился Нижний город, а вплоть до 1700 года до н. э. здесь еще проживали люди.

Второй ров

Два года спустя, в 1994-м, во время раскопок был обнаружен второй искусственно созданный ров, который пролегал в пятистах метрах от крепости. Оба рва представляли собой систему укреплений, призванную охранять крепость, поскольку их невозможно было преодолеть на Археологи считают, что здесь же находились заостренные колья или деревянная стена. Подобные крепления описаны в бессмертной «Илиаде», хотя едва ли на нее можно сегодня полагаться как на исторический трактат.

Лувийцы или крито-микенцы?

Археолог Корфман считает, что Троя является прямой наследницей анатолийской цивилизации, а не, как принято считать, крито-микенской. Современная территория Трои содержит много находок, подтверждающих это. Но в 1995-м было сделано особое открытие: здесь нашли печать с иероглифами на лувийском языке, который ранее был распространен в Малой Азии. Но пока, к сожалению, не было сделано новых находок, которые могли бы явно свидетельствовать о том, что в Трое говорили на этом языке.

Однако Корфман был абсолютно уверен, что древние троянцы являлись прямыми потомками индоевропейских народов и были лувийцами по происхождению. Это народ, который около II тысячелетия до н. э. переселился в Анатолию. Многие предметы, которые были найдены во время раскопок в Трое, вероятнее всего, принадлежат именно этой цивилизации, а не греческой. Существует еще несколько факторов, подтверждающих возможность этого предположения. На территории, где была Троя, крепостные стены напоминают микенские, а внешний вид жилищ вполне типичен для анатолийской архитектуры.

Религия

Во время множества раскопок здесь были найдены также хетто-лувийские культовые предметы. Около южных ворот находились четыре стелы, которые в хеттской культуре символизировали божество. Кроме того, кладбище, которое находилось недалеко от городских стен, сохранило признаки кремации. Учитывая, что этот способ погребения является нехарактерным для западных народов, а вот хетты прибегали именно к нему, это еще один плюс в пользу теории Корфмана. Однако на сегодняшний день очень сложно определить, как было на самом деле.

Троя на карте мира

Поскольку Троя находилась меж двух огней - между греками и хеттами - ей нередко приходилось становиться участницей расправ. Регулярно здесь случались войны, а поселение атаковали все новые враги. Это научно доказано, поскольку на месте, где находится Троя, то есть на территории современной Турции, были найдены следы пожарищ. Но около 1180 года до н. э. здесь произошла катастрофа, которая положила начало сложному периоду в истории не только Трои, но и всего мира.

Троянская война

Если по конкретным артефактам, найденным во время раскопок, и можно сказать что-то конкретное, то события, происходившие на политической арене, а также их истинная подоплека, остаются под большим вопросом. Недостаток информации и множество теорий, часто алогичных, некоторые принимают за чистую монету, что породило множество мифов и легенд. Это же касается и эпоса великого древнегреческого певца Гомера, который некоторые ученые из-за нехватки доказательств готовы считать свидетельством очевидца, хотя эта война имела место задолго до рождения самого автора поэмы, и о ее ходе он знал только из уст других.

Елена и Парис

Согласно легенде, описанной в «Илиаде», причиной войны стала женщина, жена царя Менелая - Елена. Троя, история которой знала много бед, не один раз подвергалась нападкам со стороны греков и до начала войны, поскольку троянцам удавалось контролировать торговые отношения в районе Дарданелл. По мифам, война началась из-за того, что один из сыновей троянского царя Приама - Парис - похитил жену греческого правителя, а греки, в свою очередь, решили вернуть ее.

Вероятнее всего, такое событие действительно имело место в истории, но не только оно было причиной войны. Это происшествие стало кульминационным моментом, после которого и началась война.

Троянский конь

Еще одна легенда, касающаяся гибели Илиона, повествует о том, как грекам удалось выиграть сражение. Если верить литературным источникам, то это стало возможно благодаря так называемому Троянскому коню, однако у этой версии существует множество противоречий. В своей первой поэме «Илиада», полностью посвященной Трое, Гомер не упоминает об этом эпизоде войны, а в «Одиссее» подробно его описывает. Из этого можно сделать вывод, что, скорее всего, он является художественным вымыслом, тем более что никаких археологических подтверждений на месте, где находится Троя, найдено не было.

Также существует предположение, что под троянским конем Гомер имел в виду таран, или же таким образом он продемонстрировал символ морских судов, которые шли на расправу с городом.

Почему была разрушена Троя

История города, написанная Гомером, утверждает, что гибель города вызвал именно троянский конь - этот нетривиальный подарок греков. Согласно легенде, греки утверждали, что если конь будет находиться в стенах города, то ему удастся защищаться от набегов.

Большинство жителей города были согласны с этим, даже несмотря на то, что жрец Лаокоон метнул копье в коня, после чего стало понятно, что он полый. Но, судя по всему, логика троянцев страдала, и они решили внести вражеский презент в город, за что и жестоко поплатились. Однако это всего лишь предположение Гомера, маловероятно, что такое происходило в действительности.

Многослойная Троя

На современной карте этот город-государство находится на территории холма Гиссарлык в Турции. Во время многочисленных раскопок в этой местности было обнаружено несколько поселений, которые находились здесь в древности. Археологам удалось найти девять различных слоев, которые относятся к разным годам, а всю совокупность этих периодов называют Троей.

От первого поселения в сохранности остались только две башни. Исследованием второго слоя как раз и занимался Генрих Шлиман, полагая, что именно это та Троя, в которой жил воспетый царь Приам. Немалого развития, судя по находкам, достигли жители шестого по счету поселения на этой территории. По результатам раскопок удалось установить, что в этот период здесь осуществлялась активная торговля с греками. Сам город был разрушен землетрясениями.

Современные археологи полагают, что седьмой из найденных слоев - это и есть гомеровский Илион. Историки утверждают, что город погиб от пожара, инициированного греческими войсками. Восьмой слой - это поселение греческих колонистов, которые жили здесь уже после того, как Троя была разрушена. Они же, по заверениям археологов, соорудили здесь храм Афины. Последний из слоев, девятый, относится уже к эпохе Римской империи.

Современная Троя представляет собой огромную территорию, на которой и по сей день ведутся раскопки. Их цель - найти любые доказательства истории, описанной в великом гомеровском эпосе. Множество легенд и мифов вот уже несколько веков побуждают ученых, археологов и авантюрных искателей приключений внести свой - пусть и небольшой - вклад в открытие загадок этого величественного города, который некогда являлся одной из основных торговых артерий древнего мира.

На месте, где находится Троя, было сделано множество открытий, которые были чрезвычайно важны для современной науки. Но ничуть не меньше загадок дали раскопки, проводившиеся огромным количеством профессиональных археологов. На сегодняшний же день остается только ждать, пока будут найдены новые, более веские доказательства событий, описанных в «Одиссее» и «Илиаде». А пока нам придется только догадываться об истинных событиях, происходивших в великом древнем городе Троя.

Троя — наверное, в мире мало тех кто не слышал имя этого легендарного города хоть раз в своей жизни, кто не слышал о знаменитом Троянском коне , который резко изменил ход Троянской войны . Начиная от «Илиады» Гомера , где описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны , о Трои сказано и написано очень много. Троя всегда интересовала и продолжает интересовать самых различных ученых: археологов, историков, литераторов и краеведов. А знаете ли Вы, что Троя находится в ?

Троянский конь — символ Трои


Где находится Троя? Троя на карте

«Троя » и «Илион » два разные названия одного и того же могучего города в Малой Азии, у входа из в пролив . Город был расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с Мраморным и Чёрным морями. Троя занимал господствующее положение над проливом и это позволило городу стать ключевым центром торговли между Востоком и Западом в эпоху бронзы.


Расположение Трои

По словам Гомера , около города протекали река Скамандр и Симоис . Река Скамандр (тур. Карамендерес) берет начало на склонах гор Ида , которые ныне называются Каз-Даг. Когда Троя впервые была основана, она располагалась на берегу одноименного залива. Но то, что мы видим сегодня, уже не залив а большая равнина потому, что аллювиальные осадки рек Скамандр и Симоис постепенно накапливлись и в течение многих веков эти речные наносы практически заполнили бухту. В наши дни развалины древней Трои находятся в , в 30 км от города Чанаккале , недалеко от деревни Тевфикие .

Раскопки Трои и «Клад Приама»

Долгое время само существование Трои считалось мифом или выдумкой Гомера и точное местоположение Трои никто не знал. Географические описания, данные в «Илиаде» Гомера , заставляли некоторых учёных предположить, что руины Трои могут быть на северо-западе Малой Азии, где-то у входа в (на территории современной Турции ). В 1870 году, знаменитый археолог-самоучка Генрих Шлиман , получив разрешение от тогдашних османских властей, начал раскопку в северо-западной части холма Гиссарлык (недалеко от города Чанаккале ). 31 мая 1873 года Шлиманом был обнаружен клад, который он поспешно назвал «Кладом Приама». Позже оказалось что это не «Клад Приама» , потому что возраст клада был на тысячу лет старше, чем времена описываемые у слепого поэта Гомера .


Золотая диадема из «Клада Прима» Влево — София Шлиман позирует в диадеме (1874 г.)

Согласно разрешению османского правительства на право раскопок Гиссарлыка , Шлиман был обязан передать половину находок в . Но он скрыв сокровища от турецких властей, контрабандным путем вывез их в Грецию . В 1881 году, после безуспешных попыток продать сокровища в крупнейшие музеи мира, Шлиман передал их в дар городу Берлину, а это позволило ему стать почетным гражданином Берлина. С 1945 года Троянский клад , взятый в качестве трофея во время второй мировой войны, находится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Многие до сих пор сомневаются в том что Шлиман открыл ту самую Трою , но так или иначе большинство ученых сегодня склоняются к тому, что Шлиман все же был прав, “Троя раскопана, и нет второй”.

Достопримечательности Трои

Из-за своего стратегического расположения, после каждой разрушительной войны или опустошающего землетрясения, город восстанавливался и жизнь в Трое начиналась снова. Именно поэтому в наши дни археологический объект представляет собой девять основных культурных слоев , которые относятся к различным эпохам. Троя один из наиболее известных археологических объектов в Турции и в мире, и входит в .


Культурные слои Трои

Троя I

Самые древние археологические следы Трои датируются 2900 — 2500 гг. до н. э. Троя I была маленьким поселением и даже в самом расцвете своего существования имела в диаметре всего 100 м. Несмотря на свой скромный размер, Троя I имела крепость с массивными стенами, воротами и башнями сложенными из неотесанного камня. Это поселение просуществовало почти пять веков и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.

Троя II

Несмотря на то, что Троя I разрушилась пожаром, возникшая на месте пепелища Троя II представляет собой возрождение погибшего города. Второй культурный слой Трои (2500-2300 гг. до н.э.) один из наиболее впечатляющих археологических памятников раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад обнаруженный Шлиманом который он поспешно назвал «Кладом Приама». Все эти клады из золота, серебра, бронзы и меди говорят об активной торговой деятельности в городе. Однако, и Троя II разрушилась, но в результате внезапного нападения, о чём говорят обнаруженные следы намеренного разрушения.

Троя III, IV и V

Троя III, IV и V уже более крупные поселения, существовавшие с 2300-1800 гг. до н. э. На протяжении веков цитадель города разрослась, но конкретных следов развития города не наблюдются, наоборот обнаружены следы упадка города. В этих поселениях уже наблюдаются группы небольших домов, стоящими впритык один к другому, разделенные маленькими улочками. Троя V снова была уничтожена пожаром.

Троя VI и VII

В этот период в Трои построен новый царский дворец-цитадель. По своему размеру новая цитадель превосходила не только старую, но и любую другую в западной Малой Азии. Сложены из обтесанного камня и усилены массивными башнями новые крепостные стены города имели в толщину от 4 до 5 м. Всё это свидетельствует о богатстве, расцвете и могуществе Трои в этом периоде. Но большие вертикальные разломы на крепостной стены в VI-ом культурном слое Трои (1800-1250 гг. до н.э.), свидетельствуют о том что произошло сильное землетрясение. После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь. Троянская война и события, упомянутые Гомером в «Илиаде» относятся либо к Трои VI либо к Трои VII (1250-1025 гг. до н.э.).


Троя VIII и IX

По мнению современных ученых, заброшенную после войны Трою греки заселили спустя 250 лет, то есть во времена жизни Гомера. Поначалу на месте старой Трои возникло небольшое поселение, потом город разросся. На территории Трои был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений (900-85 гг. до н.э.). По словам Арриана (древнегреческий историк и географ), совершил паломничество в Трою и посетил храм Афины. От храма Афины до нас дошло лишь несколько фрагментов алтарей и мраморные обломки. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим . Поэтому и римляне чтили Трою . Гай Юлий Цезарь приказал расширить храм Афины, после своего визита туда в 48 г. до н.э. Пришедший ему на смену Август также приказал построить в «священном Илионе» боулевтерион (зал совета) и одион для проведения музыкальных выступлений.

Отели вблизи Национального парка

Фото Трои


Видео о Трои

Троя от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Трое.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Троя (Truva, Troy) - город, расположенный в северо-западной части Анатолии, недалеко от Дарданелл и горы Ида, входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Троя известна по большей части из-за Троянской войны (и того самого коня), описанной во многих произведениях античного эпоса, в том числе и в известных «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

Как добраться до Трои

Троя находится в 2 км от шоссе Чанаккале - Измир (D550/E87), с которого нужно свернуть по указателю Troy или Truva.

Ближайший к Трое город, Чанаккале , находится в 30 км к северу от нее. Оттуда в Трою каждый час ходят автобусы, отправляющиеся с остановки под мостом через реку Sari. Путь на автобусе займет около получаса. Поездка на такси обойдется в 60-70 TRY. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Летом автобусы отправляются регулярно, но в остальное время лучше приехать пораньше, чтобы не упустить последний автобус, отправляющийся обратно.

Поиск авиабилетов в город Измир (ближайший а/п к Трое)

Отели Трои

Большая часть отелей расположена в Чанаккале, так что туристы чаще всего останавливаются там и приезжают в Трою на один день. В самой Трое можно остановиться в отеле Varol Pansiyon, расположенном в центре соседней деревни Tevfikiye.

Напротив входа в Трою находится отель Hisarlik, принадлежащий местному гиду Мустафе Аскину.

Рестораны

Ресторанов в Трое тоже не так много. В упомянутом выше отеле Hisarlik есть уютный ресторан с домашней кухней, работающий с 8:00 до 23:00. Если остановите свой выбор на нем, непременно попробуйте guvec - мясное рагу в горшочке.

Кроме того, можно пообедать в также находящихся в деревне едальнях Priamos или Wilusa. Оба ресторана готовят блюда турецкой кухни, а последний хорошо известен своими фрикадельками и салатом из помидоров.

Развлечения и достопримечательности Трои

Рядом с входом в город стоит деревянная копия Троянского коня, внутрь которого есть возможность зайти. Но лучше делать это по будням, потому что на выходных он заполнен туристами и подняться или осмотреться внутри будет довольно трудно. Зато, при посещении Трои зимой, вполне можно получить коня в единоличное пользование.

Рядом с ним находится Музей раскопок, в котором выставлены модели и фотографии, рассказывающие о том, как выглядел город в разные периоды. Напротив музея - сад Pithos с водопроводными тубами и глиняными горшками того времени.

Но основной достопримечательностью Трои, несомненно, являются руины. Для посетителей город открыт с ежедневно с 8:00 до 19:00 в период с мая по сентябрь и с 8:00 до 17:00 - с октября по апрель.

Наличие гида сильно помогло бы при ознакомлении с Троей, поскольку руины многих зданий довольно трудно идентифицировать самостоятельно, а из-за разных исторических слоев, они все перемешались.

Троя была разрушена и вновь отстроена 9 раз - и от каждого из восстановлений в городе что-то осталось и по сей день, хотя любительские раскопки в 19 в. оказались крайне разрушительными.

Для осмотра города удобнее всего использовать охватывающую его по кругу дорогу. Справа от входа видны стены и башня периода Троя VII (то есть, города, каким он стал после того, как был отстроен в 7 раз), относящиеся к периоду, когда город в наибольшей степени подходил под описания Гомера в «Илиаде». Там можно спуститься по лестнице и пройти вдоль стен.

Потом дорога приведет к кирпичным стенам, частично восстановленным, а частично сохранившимися в первозданном виде. Над ними расположен разрушенный алтарь храма Афины, вдоль которого проходят стены ранних и средних периодов, а напротив - дома богатых жителей города.

Далее путь проходит мимо траншей, оставшихся от раскопок Шлимана, к дворцовому комплексу, также относящемуся к периоду, вероятнее всего описанному в Илиаде. Справа от дворца находятся части святилища античных богов.

Наконец, тропа выводит к концертному залу Одеону и палатам городского совета, откуда по каменной дороге можно вернуться к месту, с которого начался осмотр.

Окрестности Трои

В 30 км к югу от древней Трои находится не менее старинная Александрия Троянская - город, основанный полководцем Александра Великого Антигоном в 300 г. до н. э. Однако этот обширный археологический участок, в отличие от популярной Трои, почти не промаркирован. Соответственно, разобраться самому, без глубоких познаний в античной истории, здесь едва ли получится.

Примечательны окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar), где расположены живописные руины храма Аполлона, который был возведен в 5 в. до н. э. колонистами с Крита. Самая западная точка Азии - мыс Баба - интересна своим рыбацким портом Бабакалекёй (Бабакале, Babakale, «Крепость Баба»), где находится очаровательный османский замок 18 в. Здесь же можно и освежиться, искупавшись либо прямо среди валунов, обрамляющих гавань с двух сторон, либо проехав еще 3 км на север к симпатичному обустроенному пляжу.

Еще одна изюминка этих мест - городок Айваджик (Ayvacik) в 30 км восточнее Трои. В конце недели на местный рынок стекаются торговцы со всех окраин, лучший сувенир отсюда - красочный ковер. Если же повезет попасть в Айваджик в конце апреля, можно застать традиционный ежегодный сбор кочевых народов Панийыр. В это время по городу устраиваются яркие танцевальные и музыкальные представления, шумные базары, где выставляются породистые скакуны. Кроме того, в 25 км к югу лежит и древний Ассос , название которого ласкает слух не одного поклонника старины.

  • Где остановиться: на одном из курортов Эгейского побережья Турции , в частности - в «европейском»

«Открытие Трои В массовом сознании открытие легендарного города связано с именем археолога-энтузиаста Генриха Шлимана. Он смог, вопреки мнению скептиков, доказать историчность «Илиады» Гомера.»

Хотя в Новое время сюжеты о Троянской войне считались легендами, ученые и любители пытались найти легендарный город. В XVI и XVII веках в Троаде побывали два исследователя и путешественника – Пьер Белон и Пьетро делла Валле . Каждый из них заключил, что легендарная Троя – это руины города Александрии Троянской, которые располагались в 20 километрах от Гиссарлыка .

В конце XVIII века другой путешественник и археолог Жан-Батист Лешевалье посетил эти места и написал труд «Записки о путешествии в Троаду». Лешевалье доказывал, что древний город располагался около местечка Пинарбази, в пяти километрах от Гиссарлыка. Долгое время эта теория была господствующей.

В 1822 году шотландский журналист Чарльз Макларен выпустил в Эдинбурге труд «Диссертация о топографии Троянской равнины». Спустя сто лет Карл Блеген писал, что этот труд заслуживал бы большего внимания, чем получил. Макларен собрал все сведения из «Илиады», имевшие топографическое значение, и сопоставил с картами его времени. Затем шотландец попробовал восстановить облик пейзажа, каким он был в древности. С выводами Макларена согласились некоторые ученые Англии и несколько немецких исследователей Гомера.
Чарльз Макларен первый предположил, что легендарный город находился на холме Гиссарлык. В основе его вывода было допущение, что город Гомера находился там же, где и греческий город Классической и Эллинистической эпох.

Последним из предшественников Шлимана был Фрэнк Калверт , англичанин, британский консул в Турции. Он был археологом любителем и всю жизнь увлекался историей Трои. Фрэнк, как и Шлиман, верил, что Троя была реальным городом, вопреки скепсису многих современников.
Брат Фрэнка приобрел небольшой земельный участок в Троаде, часть которого захватывало территорию холма Гиссарлык. Калверт вел раскопки на «своей» части холма, но они дали скромные результаты. Позднее именно Фрэнк Калверт поделился соображениями с Генрихом Шлиманом, который решил провести собственные исследования холма.

В 1860-е годы Генрих Шлиман уже исследовал Итаку, где он обнаружил, как ему казалось, памятники, связанные с именами Лаэрта и Одиссея. В 1868 году археолог решил вести раскопки в Турции. Шлиману и его друзьям в Константинополе потребовалось три года, чтобы добиться у турецкого правительства разрешения на ведение раскопок. Фирман (разрешение) был вручен Шлиману с условием передачи половины находок турецкому музею.

11 октября 1871 года Генрих Шлиман с женой Софией и несколькими рабочими прибыл на холм Гиссарлык и немедленно приступил к раскопкам. Рабочими были малоазийскими греки из окрестных деревень, к которым иногда присоединялись турки.

Шлиман вел раскопки на холме до июня 1873 года. За это время археолог смог раскопать семь археологических слоев города. Сам он верил, что Троя Приама – это слой Троя-II. Ближе к концу раскопок Шлиман обнаружил большой клад золотых вещей, который он назвал «кладом Приама» . После отъезда из Турции Шлиман продолжал исследования памятников в Орхомене и Микенах, опубликовал труд «Троя и ее руины».

В 1878 году Генрих вернулся в Троаду и продолжил раскопки. После них он еще дважды возвращался для раскопок на Гиссарлыкский холм, и теперь его сопровождали археологи-профессионалы. В 1882 году к Шлиману в Трое присоединился Вильгельм Дёрпфельд , второй секретарь Германского археологического института в Афинах.

Шлиман скончался в 1890 году, и раскопки продолжил Дёрпфельд. Археолог в 1893-1894 годах открыл укрепления Трои-VI. Немецкий археолог посчитал именно их городом Приама.

На сорок лет после работы Дёрпфельда раскопки прекратились. С 1932 по 1938 год холм Гиссарлык исследовал археолог Карл Блеген , директор Университета Цинциннати. Американец доказал, что на этом месте существовало девять поселений, сменявшихся одно за другим. Эти девять уровней Трои он разделил еще на 46 подуровней.

Следующий этап исследований археологического памятника был связан с экспедицией Манфреда Корфмана . Его раскопки уточнили данные предшественников и позволили создать современную хронологию Трои.

Ранний бронзовый век (Троя-I – Троя-V)

Первые пять археологических слоев поселения показывают непрерывную историю города, которая продолжалась до XVII в. до н.э.
Троя-I существовала около 400 лет с 300 по 2600 гг. до н.э. Она имела общие черты с культурой центральной Анатолии, но была достаточно самостоятельной. Внешние связи у города были с островами и севером Балкан.

Троя II возникла на развалинах предшествующего города. Предположительно Троя-I погибла от сильного пожара. Это поселение было преемником предшествующего в плане культуры. Город имел могучую крепостную стену диаметром около 110 метров. Укрепление было цитаделью, откуда ее владыки осуществляли власть над территорией Троады.

Уровень жизни троянцев стал выше: дома стали просторнее и удобнее. В крепости располагался величественный мегарон. Троянцы этого времени занимались земледелием и скотоводством. Археологи нашли много терракотовых пряслиц. Развивалось и ткачество. Продолжали развиваться торговые контакты с Кикладским архипелагом. Троянцы поставляли соседям зерно и керамику.

Трою-II снова уничтожил пожар, но вскоре поселение занял тот же народ около 2250 года до н.э. Керамика третьего города практически не имела отличий от керамики предшествующей эпохи. Причины, погубившие Трою-III неясны. Похоже, пожара, уничтожившего все поселение не было, но дома разрушились.

Троя-IV просуществовала в период 2100 – 1950 годы до н.э. Территория этого города занимала около 17 тысяч километров. Новое поселение имело сильные укрепления. Дома этой Трои строились близко один к другому, образуя комплексы, которые разделялись неширокими улочками. Керамика этого времени продолжает традиции прошлых эпох поселения. Но выросло число изделий, созданных с помощью гончарного круга.

Период Троя-V начался с переделки всего поселения. Жители построили новую стену для защиты. Город просуществовал до XVIII века до н.э. Причина его разрушения неясна. Вновь не сохранилось следов губительного пожара. Но строители города Троя-VI создали абсолютно другой город, который не учитывал расположения зданий предшественника. Город Троя-VI предположительно погиб около 1300 года до н.э. в результате землетрясения. Его сменило поселение, Троя-VII . Оно насчитывало четыре периода существования до середины X века до н.э.

Царь Алаксандус и хетты

В период Троя-VII жители этого города тесно контактировали с соседними государствами – Хеттской державой, царствами Малой Азии и греками Аххиявы. Предполагают, что Трою хетты знали под именем государства Вилуса .

В XVII веке до н.э. хеттский царь Лабарна подчинил Арцаву и Вилусу. Последняя через некоторый период времени стала независимой, но сохраняла нейтральные отношения с Хеттским царством . В XIV веке до н.э. государство Вилуса попало в поле зрения правителей Хеттской державы.

Союзником царей Хатти XIV в. до н.э. Суппилулиумаса I и Мурсилиса был царь Вилусы Кукуннис. Известно, что он помогал Мурсилису во время его похода против Арцавы.

Кукуннис под измененным именем «Кикн» вошел в цикл преданий о Троянской войне. Легенды сделали его представителем боковой ветви царского дома, который правил одним из городов Троады. Он первый встретил высадившихся греков и погиб от руки Ахилла .
В конце XIV века до н.э. царем Вилусы был сын Кукунниса Алаксандус. О его правлении известно благодаря договору Алаксандуса с царем Хатти Муватталисом.

В договоре говорится, что Кукуннис усыновил и сделал наследником Алаксандуса. Население Вилусы роптало против нового царя. Говорили, что жители страны не примут сына Алаксандуса новым государем. Там же идет речь о «детях царя», которые претендовали на трон, доставшийся Алаксандусу.

Муватталис обещал правителю Вилусы и его наследникам покровительство. В обмен Алаксандус становился зависимым царем. Он должен был сообщать сюзерену о возможных мятежах на западе Малой Азии. В случае войны Хатти с малоазийским государствами Алаксандус должен был со своим войском лично являться на помощь. Для войн с Митанни, Египтом или Ассирией царь Вилусы должен был посылать свои отряды.

Согласно одному пункту, Алаксандус был обязан сражаться с врагом, который мог вторгнуться в страну Хатти через Вилусу. Под этим врагом предполагают греков-ахейцев, которые в то время пытались закрепиться в Малой Азии.

Вскоре за подчинением хеттской власти царств Малой Азии произошла знаменитая битва при Кадеше в Сирии. Египетский текст, посвященный этому сражению, перечисляет отряды хеттского войска. Среди прочих, там упомянут народ Drdnj (предполагаемая расшифровка – Dar-d-an-ja). Этот народ отождествляют с дарданами, которые жили в пределах Вилусы.

Господство хеттских монархов над Вилусой продлилось недолго. Уже письмо царя хеттов царю Аххиявы, датируемое рубежом XIV – XIII веков до н.э. показывает изменившуюся ситуацию. Из документа следует, что между Хатти и Аххиявой произошел конфликт, в результате которого хетты утратили контроль над Вилусой, а ахейцы упрочили влияние в этой стране.

В XIII веке до н.э. страной Хатти правил воинственный Тудхалияс IV. Он воевал с коалицией небольших малоазийских государств, объединенных в хеттских документах общим именем Ассува. Среди них был и Вилуса. Тудхалияс IV победил, и Вилуса снова стала зависимым государством.

Из письма царя хеттов правителю Милаванды следует, что Тудхалияс сделал правителем Вилусы своего ставленника Валму. По какой-то причине он бежал, и царь Хатти собирался восстановить его у власти. Вероятно, изгнание Валму случилось до выступления Ассувы против хеттов, а восстановление после победы Тудхалияса, когда «боги отдали ему» эти земли.

Троя VII и легенда о Троянской войне

Уже в Античности высказывались разные даты Троянской войны. Дурис Самосский относит ее к 1334 году до н.э., Эратосфен – 1183, Эфор – 1136. Геродот писал, что она была за 800 лет до того, как он приступил к работе над «Историей», то есть в последней трети XIII столетия до н.э.

Город Троя-VII-a погиб на рубеже XIII и XII веков до н.э. Высказываются разные точки зрения на время его падения. Л.А. Гиндин и В.Л. Цымбурский относят время падения города к 1230-1220-м годам до н.э. Это было началом периода походов т.н. «народов моря».

Поход греческих государств на Трою часто связывали с эпохой расцвета Микенской цивилизации . По реконструкции исследователей поход произошел уже после начала упадка Микенской цивилизации. Греция подверглась одному вторжению с севера, которое привело к разрушению части дворцовых центров. Опасность новых нападений с севера толкала ахейцев к заморским предприятиям. К этому времени относят и расцвет Родоса за счет переселенцев.

Говоря о населении Трои в период VII отмечают глубокие связи ее населения с фракийцами. Верхушка города в эту эпоху, вероятно, восприняла культуру Микенской Греции, что подтверждает имя Алаксандус, созвучное «Александр».

Формы керамики Трои VII-a напоминали керамику Северных Балкан, населенную фракийскими племенами. В составе тевкров (жителей Приамовой Трои), предположительно, преобладали раннефракийские элементы.

После разрушения Трои ахейцами город возродился. Теперь это было малонаселенное поселение, которое отождествляется со слоем Троя VII-б I . Сами уцелевшие тевкры в массе своей не остались на прежних местах, а присоединились к походам народов моря. Эти походы уничтожили Хеттское царство ряд небольших государств Малой Азии, а также были угрозой для Египта.

Обезлюдение Троады дало возможность переселиться сюда фракийцам, которые вновь заселили Трою. С переселенцами связывают период Троя VII-б II . Но, учитывая прежние контакты, жителей города и фракийцев заселение ими этим мест было мирным.

Троя после троянцев: еще один греческий город

Около 950 года до н.э. поселение на Гиссарлыке перестало существовать. В Архаическую эпоху (VIII-VI века до н.э.) на холме возобновилась жизнь. В 480 году до н.э. Ксеркс в начале похода на Грецию посетил это место. Царь осмотрел древний акрополь и принес Афине Илионской в жертву сто быков. Его маги совершили возлияния в честь погибших здесь героев. В 411 году до н.э. в этом месте побывал спартанский наварх Миндар, принесший жертвы Афине Илионской.

Илион не имел почти никакого политического значения и находился под контролем более влиятельных соседей. В 360 году до н.э. город был захвачен наемником-авантюристом Харидемом из Ореоса, и снова роковую роль в падении города сыграл конь.

Харидем подговорил раба одного из влиятельных граждан помочь им пройти в город. Этот раб выходил за стены за добычей и возвращался ночью. Наемник подговорил его вернуться ночью верхом на коне. Стражники открыли ему ворота, и группа наемников ворвалась в Илион. Рассказ об этом событии сохранился у современника Харидема Энея Тактика. Его интересовали военные хитрости, поэтому он ничего не написал о судьбе поселения после его захвата Харидемом. Вероятно, командир наемников стал править здесь как тиран – типичный случай для IV века до н.э.

В 334 году до н.э. руины Трои посетил Александр Великий . Как пишут в трудах о его походе, он совершил здесь жертвоприношения в честь древних героев. В конце своей жизни правитель решил построить здесь новый храм. Эти работы были завершены в царствования его диадохов: Антигона, Лисимаха и Селевка.

Эпиграфические источники сообщают, что в годы существования государства Антигона Одноглазого одним из греческих межполисных объединений в его землях был Илионский союз . Дата основания этого межполисного объединения неизвестна. Основателем Илионского союза называют и Александра, и Антигона.

Известны послания союза Антигону. У Илионского союза был синедрион (совет союзных городов), представители которого заседали на территории священного участка Афины Илионской. Среди других членов этого объединения известны два города – Гаргара и Лампсак.
Для современной науки остается загадкой соотношение Эолийского и Илионского союзов, существовавших во времена Антигона. Допускают, что это могли быть разные названия одного межполисного объединения. Известно, что Троада входила в состав области Эолиды.
Предположительно, Антигон образовал из малоазийских городов два союза – Эолийский и Ионийский. Центр Ионийского союза был в древнем святилище Панионий, центра Эолийского – в храме Афины Илионской.

Троя снова стала значительным городом: там появились храмы, булевтерий (место собраний городского совета), театры. Одновременно восстановили древние погребальные курганы. Возрожденный город насчитывал около 8 тысяч жителей.

Около 250 года до н.э. были восстановлены стены Трои. Город посещали известные люди того времени: царь Сирии Антиох III, римский сенатор Марк Ливий Салинатор, полководец Луций Корнелий Сципион.

В 85 году до н.э. город был снова разрушен. В этом году шла к завершению первая война Рима с Митридатом VI. В Греции и Малой Азии ее вели независимо два полководца: Сулла и ставленник его врагов Фимбрия. Последний переправился в Малую Азию и стал карать греческие города, перешедшие ранее на сторону понтийского царя.

Среди прочих, Фимбрия осадил Илион. Жители города послали за помощью к Сулле. Он пообещал им помощь и сказал передать Фимбрии, что илионцы уже сдались Сулле. Фимбрия убедил жителей Илиона пустить его внутрь в подтверждение сдачи.

Войдя в город, римский полководец устроил резню и особо жестокой казни подверг послов к его врагу Сулле. Фимбрия приказал поджечь храм Афины Илионской, куда бежали многие жители. На следующий день римлянин осмотрел город, проверяя, чтобы там не осталось ни одного целого алтаря.

Уничтожение Илиона Фимбрией произвело впечатление на современников, потому что римляне считали себя выходцами из древней Трои. Разгром города сравнивали с тем, который устроил Агамемнон, и высчитывали время, которое разделяло уничтожение городов. Аппиан Александрийский со ссылкой на других авторов писал, что уничтожение города Фимбрией случилось через 1050 лет после конца Троянской войны.

После победы над соперником Сулла помог восстановить город в награду за верность ему. Илионцы ответили тем, что ввели новый календарь, где счет велся с 85 года до н.э. Последующие годы были тяжелыми для Илиона . Через пять лет после Фимбрии город пострадал от нападения пиратов.

Когда началась третья война против Понтийского царства , Илион остался верен союзу с Римом. Плутарх передает предание, что, когда буря уничтожила осадные машины понтийцев под Кизиком, многие илионцы увидели во сне Афину. Богиня была в разодранном одеянии и говорила, что пришла из Кизика, где сражалась за его жителей. После этого илионцы помогали римскому полководцу Лукуллу, который в Троаде сражался против понтийцев.

В конце войны римский полководец Помпей, завершивший войну, прибыл в Илион. Он был провозглашен благодетелем города и покровителем храма Афины Илионской. Через пятнадцать лет благодеяния Илиону оказал и Юлий Цезарь . Он подчеркивал верность города Риму во время войны с Митридатом.

В 42 году до н.э. после победы над убийцами Цезаря, Октавиан и Антоний поселили в Илионе ветеранов шестнадцатого легиона. Спустя 22 года император Август вновь посетил этот город. Происхождение от троянского героя Энея играло важную роль в его пропаганде. По его приказу в Илионе велись ремонтные работы. На месте прежнего булевтерия по приказу принцепса возвели одеон (здание для музыкальных выступлений).

Во время посещения Илиона Август жил в доме состоятельного гражданина Меланиппа, сына Евтидиппа. Спустя восемь лет, когда был достроен театр, Меланипп поставил там статую императора.

В эпоху Римской империи Илион жил за счет путешественников, которые интересовались древней историей. Другой составляющей его экономики была добыча и экспорт камня. В 124 году н.э. Илион посетил известный филэллин император Адриан. Он заказал новую реконструкцию города.

После визита Адриана начался расцвет Илиона как римского города: в нем строились бани, фонтан, акведук. Новый ремонт одеона был сделан по приказу императора Каракаллы, который побывал в Илионе в 214 году н.э.

В 267 году н.э. Малую Азию опустошили готы, и Илион вновь был разрушен. Но город продолжил существовать и в IV столетии. Константин Великий даже рассматривал его как возможную столицу империи, пока не выбрал Византий. К 500 году нашей эры Илион перестал существовать.