Фигурное выпиливание лобзиком рисунки и схемы. Чертежи для выпиливания из фанеры: особенности создания шаблона и нанесения на поверхность, технология резки. Подготовка к работе

Базовые навыки которых преподают на уроках трудовой дисциплины, для основной массы так и остаются парой-тройкой безделушек на память. Но для некоторых с азов работы с металлом или деревом начинается любимое хобби, в дальнейшем приносящее удовольствие от возможности проявить фантазию, приложить умение и получить на выходе полезный предмет обихода или просто декоративное изделие. Одним из таких направлений народного творчества является выпиливание из фанеры, популярное и среди пользователей портала FORUMHOUSE. На нем мы и остановимся подробнее в нашей статье, разберем из чего, чем и по какой технологии создаются настоящие резные шедевры и в каких случаях используются трафареты для выпиливания. Благо, наши умельцы с удовольствием делятся своим опытом.

Материал для выпиливания

Фанера – многослойный, листовой строительный материал, производимый из шпона лиственных или хвойных пород древесины, посредством склеивания нескольких слоев в единое полотно. Из-за особенностей расположения волокон (под одним углом), в листе обычно нечетное количество слоев – три, пять и более. Если хвойные сорта представлены в фанере несколькими (пихта, ель, сосна), то лиственная в основном из березы. Бывает и комбинация – хвойная «начинка» и березовая облицовка, в этом случае фанера все равно будет березовой. Лучшая - полностью березовая фанера, но она же и самая дорогая.

Материал подразделяется на сорта и марки, в зависимости от декоративности и используемых при производстве химических веществ. Существует пять сортов, отличающихся качеством шпона и внешним видом листов:

  • Элитный сорт (Е) – никаких дефектов на поверхности материала, однородная, однотонная, гладкая фактура без сучков, трещин, червоточин либо ремонтных вставок.
  • Первый сорт (I) – возможно наличие на листах микротрещин (до 20 мм) и сучков небольшого диаметра.
  • Второй сорт (II) – допустимы даже сросшиеся сучки, если их количество не превышает десяти штук на 1 м² листа, а диаметр не более 25 мм. Также может быть немного червоточин и ремонтные вставки из шпона.
  • Третий сорт (III) – сросшиеся сучки без количественных ограничений, пустоты на месте выпавших сучков, до десятка червоточин (до 6 мм) на 1 м² листа.
  • Четвертый сорт (IV) – лист должен иметь прочное клеевое соединение, недопустимо отслаивание. Весь спектр изъянов внешнего вида – практически в любых количествах, но диаметр червоточин, сучков и пустот – не более 40 мм.

Сортность касается только внешних слоев листа и обозначается двумя цифрами, причем сорт может быть как общим для двух сторон, так и разниться, чаще, в пределах одного сорта – I/I I/II E/I и так далее. Кроме четвертого, низшего, все остальные сорта фанеры отшлифованы с двух сторон, а элитная может быть дополнительно покрыта лаком.

Естественно, чем выше сорт и декоративность материала, тем красивее получится готовое изделие. Но учитывая, что стоимость элитного, да и первого сорта приличная, а выпиливаемые детали чаще всего небольших габаритов, можно использовать сорт ниже, если реально выкроить из листа качественную болванку. На фанере, из которой будет выпиливаться заготовка, не должно быть сучков – они могут выпасть, и других дефектов. Обращают внимание и на ребра – нельзя вырезать шедевры, используя фрагменты с пустотами в средних слоях.

Марку фанеры и ее основные характеристики определяют примененные химические составы:

  • ФБ – пропитка шпона бакелитовым лаком, дающая устойчивость к повышенной влажности.
  • БС – бакелитовый клей (спирторастворимый), дает высокие эксплуатационные характеристики, такая фанера прочнее и долговечнее.
  • БВ – водорастворимые бакелитовые смеси, фанера боится повышенной влажности.
  • ФК – склейка фенол-карбамидной смолой, относительная водостойкость, для использования внутри помещений.
  • ФСФ – склейка фенолформальдегидной смолой, влагостойкий материал для наружного применения.

Для выпиливания изделий, предназначенных для домашнего использования (шкатулки, подставки, полочки, утварь, декоративные элементы) оптимальный вариант – фанера марки ФК.

Фенол-карбамидная смола безопасна для окружающих и хорошо переносит повышенную влажность, поэтому изделия из такой фанеры не выделяют вредных веществ и устойчивы к деформациям.

Фанера марки ФСФ не подходит для предметов домашнего обихода из-за агрессивного формальдегида, но вполне может использоваться для оформления на улице – резные наличники, журнальные столики для открытых веранд или беседок, различные скамейки.

Для резки чаще всего применяют фанеру толщиной 3 – 5 мм. Если предполагаются нагрузки (стулья, табуреты, скамейки, столики и подобное), толщину увеличивают. Вырезать из с толстого листа (более 10 мм) сложнее, поэтому кружевные ажуры из такого материала вряд ли получатся. Как вариант – основное полотно из толстых листов и резные вставки для повышения декоративности.

Участник портала темерник , еще в 2011 году открывший действующую и по сей день тему , использует листы разной толщины, в зависимости от предназначения предметов.

темерник Пользователь FORUMHOUSE

На юбилей отцу выпилил резную рамку из фанеры 4 мм, а на подставку под цветочный горшок, на медведях, пошли листы толщиной 8 мм.

Инструменты, шаблоны, сборка

Узоры на фанере выпиливают лобзиками – это может быть как ручной, так и электрический инструмент. Для сложных, ажурных элементов чаще применяют ручной лобзик со сменными пилками. Им можно аккуратно вырезать самые замысловатые орнаменты, тогда как электролобзиком больше шансов испортить рисунок, если навыков недостаточно.

Еще на уроках труда учат, что качество пила и удобство работы во многом зависят от натяжения пилки – ослабленной гарнитурой сложнее выполнить рез точно по шаблону.

Темерник пользуется стареньким лобзиком сына, оставшимся со школьной поры. Этого простейшего инструмента ему вполне достаточно для создания своих фанерных ажуров.

Чтобы начать вырезание рисунка, на болванке делают прокол острым шилом, в который потом вставляют пилочку, второй вариант – просверлить дрелью с тонким сверлом. В обоих случаях не рекомендуется приближать отверстие непосредственно к линии контура, если позволяет мотив. Прокол или просверливание на удалении поможет избежать возможных трещин и «зарезов». Для обработки края выпилов (ребер) используют напильники или наждачную бумагу с соответствующим зерном, такая шлифовка придает узору законченный вид и удаляет незначительные огрехи, выравнивая край. Кроме основных инструментов, могут понадобиться плоскогубцы, молоток, чертежный набор (линейка, циркуль) и другие.

Даже простейший рисунок выпиливается по шаблону, нанесенному на фанеру – при наличии художественного таланта узоры для выпиливания прорисовывают «из головы», если природа не столь щедра – переводят с трафарета.

Типовых заготовок хватает в сети в свободном доступе, в тематических изданиях. В теме на форуме многие умельцы делятся друг с другом понравившимися шаблонами. Темернику помогает интернет и рисовательский талант супруги.

темерник Пользователь FORUMHOUSE

Рисунки беру с интернета, потом придумываю способ крепления и дорабатываю, если что не так, то моя вторая половинка дорисовывает, у неё это неплохо получается.

С трафарета рисунок на фанеру переносится карандашом или ручкой, для удобства основа закрепляется на листе кнопками. Особое внимание уделяется мелким контурам, несколько неточностей могут испортить весь вид готового изделия.

Для повышения декоративности выпиленные из фанеры изделия соединяются на шип-паз и проклеиваются, чаще всего клеем ПВА для дерева. Сначала проводится сухая «примерка», а после подгонки и зачистки уже клеевая сборка.

темерник Пользователь FORUMHOUSE

Крепится всё следующим образом: в одних деталях выпилены пазы, в других, наоборот, выступы, всё подгоняется вначале "насухую", а потом собирается на клей ПВА. Торцы обрабатывал наждачкой.

После сборки фанера покрывается защитно-декоративными составами – лаками, морилкой, красками, в зависимости от желаемого эффекта.

Открытая темерником тема нашла массу откликов, многие в ней поделились своим творчеством.

Боцман1955 начинал с похожей техники.

А сейчас совмещает ее с не менее интересным, многослойным выпиливанием.

Боцман1955 Пользователь FORUMHOUSE

Понял я, наконец-то, суть выпиливания тарелочек различной формы – делается два одинаковых по размеру чертежа, волны чертятся в противоположность друг другу. То есть там, где на первом – гребень, на втором – впадина. После выпиливания детали собираются через одну. Таким образом, получается две тарелки. Пилил ручным лобзиком без всяких затей, долго не мог сообразить, как такие формы делаются. Вот и отвёл немножко душу, напилил тарелочек, да корзиночку.

Поделки мастеров, выполненные электролобзиком, выглядят изящно и стильно. В умелых руках обычный инструмент превращается в чудо лобзик, с помощью которого создаются невероятные шедевры. Художественное выпиливание может быть просто хобби или профессиональной деятельностью, потому что изделия ручной работы ценятся всегда. Об особенностях чудо лобзика и порядке выполнения интересных поделок пойдет речь далее.

Характерные особенности электролобзика

Чудо лобзик обеспечивает удобное выпиливание линий на деревянной основе, этому способствует узкое отрезное полотно. Для работы по дереву больше пригодится ленточная пила, а вот выпиливание из фанеры лучше получается чудо лобзиком. Основные достоинства инструмента заключаются в следующем:

  • Аккуратное выпиливание деталей, линия среза выходит достаточно гладкой, не требующая шлифовки.
  • Благодаря наличию в чудо лобзике узкого полотна, доступно выпиливание острых углов и мелких деталей.
  • Обработкавнутренних пазов начинается с отверстия, подготовленного сверлом № 3.

Относительно технических характеристик чудо лобзика, отмечаются такие черты:

  • Легкое натягивание и фиксация полотна.
  • Процесс выпиливания значительно легче, нежели ленточной пилой.
  • Выпиливание чудо лобзиком практически не создает угрозы получения травмы.
  • Инструмент не требует частой регулировки.

Существует несколько параметров, на которые следует ориентироваться при выборе чудо лобзика для выпиливания:

  • Основным является вместимость, этот показатель свидетельствует о величине между задней стенкой и режущим полотном. Существуют чудо лобзики с величиной от 12 до 26 дюймов.
  • Толщина материала, который способен обработать инструмент.
  • Количество ходов за 1 минуту.
  • Высота хода пилки.

Для выпиливания сложных элементов из фанеры в чудо лобзике используется два вида пилок, выполненных из стали.

Совет! Новичкам лучше тренироваться на полотне с крупными зубчиками, предназначенном для толстой фанеры. Также его применяют для изготовления разделочных досок. Мелкие зубчики на тонкой пилке позволяют выпилить филигранные элементы поделок из тонкой фанеры.

Результат работы профессионала высшего класса представлен на фото:

Подготовительные шаги

Выпиливание чудо лобзиком требует от мастера кропотливого труда, развивает усидчивость и терпение. Первоначально следует позаботиться об организации рабочего места. Обязательные условия для комфортной работы - качественная вентиляция и освещение. Частный дом предоставляет больше возможностей выбора подсобного помещения, в городской квартире подойдет застекленный балкон.

Вторым важным этапом является приобретение материала.Качественная фанера снижает риск расслаивания детали или появления трещин при выпиливании чудо лобзиком. Вторая причина нарушения целостности материала - неправильно подобранное полотно или непрофессиональные действия. Для выпиливания поделок предназначается фанера толщиной 3-4 мм. Предотвратить расслоение помогут следующие действия:

  • В зависимости от площади обрабатываемой поверхности разведите нужный объем смеси из воды и клея ПВА. Для небольших участков достаточно 2 столовые ложки воды и несколько капель клея.
  • После тщательного размешивания раствор наносится кистью на заднюю стенку заготовки из фанеры в 2-3 слоя.
  • Материал оставляют до полного просушивания.

Замечание! Клеевой раствор успешно заменит мебельный или паркетный лак.

Перед выпиливанием чудо лобзиком фанеру требуется зачистить. Сколы, микроскопичные трещинки, темные следы от сучков удаляют наждачной бумагой различной зернистости. Придать поверхности максимальную гладкость способствует зачистка фанеры против волокон. Сначала работают бумагой средней зернистости, финальные штрихи наносят мелкозернистой наждачной бумагой. Полное отсутствие заусенцев позволяет перейти к основным этапам работы.

Простой пример поделки для начинающих представлен ниже:

Процесс создания поделок

Подготовка чертежа, выпиливание чудо лобзиком, сборка деталей и декоративная отделка - ключевые шаги по созданию оригинальных поделок.

Перевод чертежа

Грамотно выполненный чертеж обеспечит быструю сборку готовых элементов в единую фигуру. В противном случае после кропотливого труда чудо лобзиком есть риск столкнуться с проблемой несовпадения пазов и необходимостью переделки отдельных деталей. Чертежи поделок можно взять из этой статьи или попробовать создать уникальный образец для выпиливания. После распечатки или рисования на бумаге, чертеж переносят на фанеру одним из удобных способов. В первом случае чертеж закрепляется кнопками на фанере и копируется при помощи ручки и линейки.

Для выпиливания поделок чудо лобзиком может пригодиться технология термо переноса тонера с бумаги на фанеру:

  • Подбирается материал с низким коэффициентом удержания тонера (по типу глянцевой бумаги).
  • В настройках принтера выбирается качественная печать для попадания большего количества тонера. Процедура выпиливания чудо лобзиком в этом случае облегчается.
  • Распечатанное изображение прикладывают лицевой стороной к фанере и обрабатывают утюгом. Для формата А4 достаточно одной минуты. Вместо утюга подойдет строительный фен.
  • После остывания бумаги ее удаляют. Если есть пробелы в очертаниях эскиза для выпиливания чудо лобзиком, их дорисовывают карандашом.

Оформление отверстий и выпиливание

Выпиливанию внутренних пазов чудо лобзиком предшествует оформление отверстий. Процесс включает следующие шаги:

  • Подготовить дрель с диаметром сверла 3 мм или шило соответствующих размеров.
  • Инструмент располагают посередине паза и проделывают отверстие.
  • Рабочий стол рекомендуется предварительно защитить дощечкой.
  • Наличие помощника только приветствуется.

Чтобы оформить чудо лобзиком внутренние пазы, пилочка вставляется в отверстие и закрепляется в верхней части инструмента. После обработки небольшого участка порядка 2 см проверяют ровность выпиливания. При некачественном срезе полотно лучше сменить более подходящим экземпляром. Если срез получился недостаточно ровным, попробуйте исправить недостатки плоским напильником.

Важно! Соблюдайте нормы безопасности, не допускайте попадание под пилку пальцев.

Зачистка деталей

По завершению выпиливания чудо лобзиком небольшие сколы на обратной стороне деталей зачищаются наждачной бумагой. Также подготовленные элементы поделки нуждаются в шлифовке. Ребра и задняя часть деталей сначала обрабатываются бумагой средней зернистости, на завершающей стадии применяют мелкозернистую шкурку. Внутренние пазы, вырезанные с помощью чудо лобзика, удобно зачистить закругленным напильником. Стремитесь к полному отсутствию неровностей и заусенцев по окончании выпиливания.

Достигнув желаемого результата, переходят к сборке деталей поделки, подготовленных чудо лобзиком. Интересный чертеж для выпиливания и фото полочки представлены ниже:

Заключительный этап

После сборки и подгонки всех деталей поделки переходят к склеиванию с использованием клея ПВА или «Титан». В зависимости от конструкции, многослойные элементы рекомендуется плотно обвязать прочной ниткой и оставить на просушку. Процесс длится не более 15 минут. Пример сложного для выпиливания чудо лобзиком изделия представлен далее на фото и чертежах:

Добавить декоративности позволяет выжигание узоров на отдельных элементах поделки. Предварительно рисунок наносят карандашом, после чего работают с электровыжигателем. Ажурная ваза для конфет станет достойным украшением стола:

Выпиливание чудо лобзиком - занятие кропотливое. Чтобы изделие прослужило длительное время, оно нуждается в декоративной обработке. Сохранению первозданной красоты природного материала способствует покрытие лаком по дереву. Для работы понадобится качественный состав лака и удобная кисть для клея. Стремитесь, чтобы на поделке не оставалось царапин и видимых разводов. При выпиливании чудо-лобзиком фигур животных или моделей механизмов, иногда прибегают к фрагментарному покрытию изделия красками. Этот прием приближает поделку к оригиналу.

Если вашим новым увлечением стало выпиливание разнообразных элементов декора, выжигание или резьба по дереву, то нашим советом будет начать с такого материала, как фанера.

Для этого существует сразу несколько существенных причин:

С фанерой достаточно просто работать.

Если в ваших руках окажется хороший инструмент, и вы начнёте с фигурок небольшого размера, то их изготовление займёт у вас всего пару часов.

Материал является универсальным в применении, поэтому вы можете изготовить из него буквально все, что пожелаете: мебель, игрушки, мелкие элементы декора.

Все это может стать прекрасным дополнением интерьера вашего дома.

Особенности работы с материалом

Что же представляет собой фанерный лист. Он состоит сразу из нескольких листов шпона, которые соединены между собой с помощью клея.

Важно: фанера может быть разных видов: на основе бука, берёзы, сосны.

От того, какой именно лист вы выберете, зависит не только качество готового изделия, но даже его структура и цвет.

Если вы собираетесь выпиливать различные фигурки с помощью лобзика, то нужно выбирать самые качественные сорта фанеры.

Они отличаются особой прочностью, которая гарантирует, что фанера не треснет, испортив весь внешний вид изделия в самый непредсказуемый момент.

Если вы собираетесь приступить к работе незамедлительно, сразу же в день покупки, то выбирайте только сухие листы древесины.

Они не будут ломать пилку лобзика через каждые 10 минут.

Для работы с фанерой вам будет необходимо обзавестись рядом инструментов.

В принципе, они постоянно одни и те же для всех видов изделий, так что потребуется лишь единоразовое вложение:

  • Лобзик
  • Пилки для лобзика
  • Ручная или электродрель
  • Линейка
  • Шлифовочная машина
  • Выжигатель.

Рамки

Если вы хотите красиво оформить свой дом или преподнести кому-то из близких оригинальный подарок, сделайте своими руками рамку из фанеры.

Процесс подготовки не займёт у вас много времени, ведь нужно лишь раздобыть необходимые материалы.

Обратите внимание!

Они стандартные для всех случаев, и о них мы уже упоминали раньше.

Мы предложим вам мастер-классы легких поделок из фанеры. Вы можете сделать как обычную прямую рамку, так и выстругать на ней различные узоры и фигурки.

Для начала необходимо сделать шаблон, а уже после этого можно вырезать его, обвести контуры карандашом на фанере и приступать к процессу изготовления.

Этот этап является не только самым ответственным, но еще и самым увлекательным. Если вы вложите в работу частичку свей души, все обязательно получится. Готовую конструкцию необходимо вскрыть лаком. Готово!

Кукольная мебель

Это задание будет настоящим испытанием для родителей.

Обратите внимание!

Так называемой проверкой обретенных навыков по конструированию.

Особенностью создания кукольной мебели является то, что дети совершенно не терпят фальши.

Если они увидят, что мебель не проработана в деталях, а вместо кухонной плиты для любимой куклы вы принесли обычный брусок прямоугольной формы, то серьезных обид и детских разочарований вам просто не избежать.

Второй особенностью изготовления такой поделки из фанеры с помощью лобзика является то, что вся эта мебель должна быть тщательно проработана наждачной бумагой или шлифовочной машиной.

Ваш ребенок будет постоянно контактировать с этими саморобными игрушками, а в случае некачественно обработанных краев – может пораниться.

Обратите внимание!

Ну и последней особенностью поделки из фанеры и дома является то, что материалы для такой мебели должны быть абсолютно нетоксичными и нормальными для постоянного контакта с ребенком, ведь он может тащить ее в рот или брать с собой в постель.

Это не простая аппликация или поделка из бумаги, поэтому к делу нужно отнестись со всей серьезностью, следуя целому перечню действий, необходимых к выполнению.

Выполнение работ из фанеры

Как простая мебель изготовляется подетально, а потом собирается в один предмет интерьера, так поделки из фанеры своими руками следует выполнять по отдельности.

Для этого первым делом приготовьте специальные чертежи поделок из фанеры, на которых уточните размеры всех деталей и их крепления.

Возьмите готовый фанерный лист и приложите на него шаблон детали из бумаги.

Обведите деталь карандашом и выстругайте лобзиком по контуру.

После этого каждую деталь нужно зачистить наждачной бумагой или шлифовочной машиной и лишь тогда собрать элемент мебели.

Когда вы закончите со всем набором, вскройте его лаком.

Ниже предоставлены разные варианты и фото поделок из фанеры. Выбирайте тот, что вам по душе.

Фото поделок из фанеры

Выпиливание лобзиком

Для того чтобы распустить фанерный лист или отрезать в размер наличник, вы можете воспользоваться мелкозубой ножовкой или электроинструментом – циркулярной пилой или электролобзиком. Правда, несмотря на значительное преимущество в производительности, электроинструмент не так уж и хорош для творческих задач. Циркулярка очень ровно распилит материал, но она рассчитана только на прямолинейную работу. Электролобзик, напротив, предназначен как раз для выпиливания по кривой. Но, во-первых, из-за этого длинные прямые разрезы им выполнять сложнее (хотя и вполне можно при должном навыке). А во-вторых, электролобзиком удобно работать по лекальным, плавным кривым. Так что вышеописанные инструменты вполне подходят лишь для изготовления заготовок простой формы – прямоугольной и овальной. Если же вам необходимо сделать деталь сложной конфигурации, да еще с мелкими вырезами внутри, единственным помощником в данной ситуации остается старый добрый ручной лобзик. Тонкой лобзиковой пилкой вы сможете создать фанерное кружево или пластину любой, даже самой сложной формы. Поэтому лобзик справедливо считается основным инструментом для ажурной резьбы.

Хотя лобзик – инструмент весьма простой, все же для успешной работы следует знать некоторые правила и особенности его использования.

Рама лобзика, имеющая форму буквы «П», может быть как металлической, так и деревянной, но последний вариант чаще всего относится к самодельным и не очень удобным инструментам. Металлические лобзики бывают с плоскими и трубчатыми (круглыми в сечении) рамами. Трубчатая рама предпочтительнее, так как она обеспечивает более равномерное натягивание пилки; зажимы такой рамы не искривляют пилку в местах зажатия, что предотвращает ее преждевременный разрыв. Кроме того, и длина трубчатой рамы обычно больше плоской, а это немаловажно, так как при прочих равных условиях лобзиком с трубчатой рамкой можно выпилить деталь большей величины. Губки зажимов должны быть хорошо и плотно подогнаны друг к другу, а зажимные винты должны иметь глубокую и чистую нарезку. Ручка рамы обычно деревянная или пластмассовая. Ось ручки должна проходить в плоскости рамы, иначе кромки выпиленной детали не будут перпендикулярны плоскости выпиливания.

Пилки для выпиливания (их существует 10 номеров) отличаются друг от друга толщиной полотна и величиной зубьев. Мелкие пилки имеют едва видимые зубчики. Бывают и пилки с крупными зубцами – до 2 мм. Широкие пилки имеют более крупные зубья, их используют при выпиливании больших отверстий. Длина пилочек колеблется от 110 до 130 мм. Маленькие деликатнее режут материал и не заедают при крутых поворотах, поэтому ими лучше выпиливать самые мелкие детали рисунка или сложный контурный узор. Большие элементы, наоборот, стоит прорабатывать крупными пилками: они режут быстрее. Если выпиливаемая деталь не имеет мелкого орнамента с крутыми поворотами линий рисунка, то для выполнения всей работы вполне можно использовать крупнозубчатые пилки. Их также удобно использовать при быстром и потому грубом выпиливании детали по заданному контуру из большого листа, а также при выпиливании шипов и прорезей. Выпиливать мелкий орнамент, особенно из древесины или фанеры твердых пород, необходимо только мелкозубчатыми пилками.

Устанавливая пилку в лобзик, следят за направлением зубчиков – они должны быть наклонены от верхнего зажима рамы к нижнему. Сначала пилку зажимают в нижнем зажиме (у ручки). Перед закреплением во втором (верхнем) зажиме следует сдавить свободные концы лобзика и, вставив другой конец пилочки в верхний зажим, прочно закрепить его этим зажимом. Распрямившись, рама натянет пилку. Натяжение должно быть достаточно сильным: если пилку тронуть пальцем, она должна издавать высокий чистый звук. Хорошее натяжение обеспечит точное следование пилочки по нанесенному на фанеру контуру рисунка. При этом пилка не должна иметь перегибов у зажимов, так как в местах перегибов она чаще всего рвется. Зажимные винты затягивают туго, но не слишком, чтобы не сорвать резьбу.

Если нужно выпилить внутреннюю замкнутую часть фигуры, то внутри ее пределов (у границы) прокалывают шилом или просверливают небольшое отверстие и в него пропускают пилку.

При пилении фанеры инструментом с более крупными зубьями, чем у лобзиковой пилки, на противоположной стороне листа обычно образуются отщепы и сколы. Если лист фанеры по линии распила смочить водой, дефектов будет меньше и края получатся более гладкими. Кроме того, чтобы избежать отщепов, внешний слой фанеры с нижней стороны рекомендуется надрезать ножом по разметке.

Выпиливать лучше всего на так называемых выпиловочных столиках – специальных верстачных дощечках. Эти столики крепят к рабочему столу или верстаку либо шурупами, либо с помощью струбцины. В первом случае конструкция столика чрезвычайно проста – это прямоугольная дощечка из толстой фанеры с вырезом в передней части (рис. 30, а ). Столик прикручивают тремя шурупами так, чтобы вырез располагался на достаточном расстоянии от края стола для комфортной и безопасной работы рукой (рис. 30, б ).

Если же выпиловочный столик планируется сделать съемным, тогда придется стамеской или фрезерной машинкой выбрать углубление для струбцины (рис. 30, в ). Другой вариант – составной столик, у которого к основной площадке снизу прикручена еще одна площадка, с помощью которой вся конструкция удерживается струбциной (рис. 30, г ).

Рис. 30. Выпиловочный столик: а – форма и основные размеры столика; б – крепление выпиловочного столика к верстаку с помощью шурупов; в, г – варианты крепления столика с помощью металлической струбцины.

Положите дощечку или фанеру на выпиловочный столик так, чтобы место начала пропила приходилось на центральный кружок столика. Главная хитрость правильной работы лобзиком заключается в том, что его пилка движется только по вертикали (вверх-вниз), а линия пропила образуется за счет перемещения заготовки. Поэтому при выпиливании лобзиком следует соблюдать ряд простейших правил, чтобы работа была выполнена тщательно и без лишнего напряжения.

Сядьте так, чтобы ваше правое плечо находилось напротив прорези в столике. Помните, что полотно пилочки должно быть в строго вертикальном положении к выпиливаемой фанере.

Кисть руки, в которой вы держите лобзик, должна двигаться только вверх и вниз: по мере того как зубцы постепенно врезаются в дерево, другая рука надвигает фанеру на полотно лобзика. Удобно пилить, положив локоть рабочей руки на колено и не напрягая кисть руки. Движения лобзика должны быть плавными, свободными. Важно привыкнуть держать лобзик строго вертикально, не наклоняя его вперед или в сторону. При отклонении в ту или иную сторону срез будет получаться косым.

При выпиливании волнистых линий или поворотов линию рисунка необходимо поворачивать на раму лобзика, наводя ее плавно левой рукой на зубцы пилки. Собственно выпиливание происходит только в тот момент, когда пилка идет сверху вниз. Обратное движение должно выполняться свободно, без усилий. Но случается так, что ход лобзика вперед вдруг резко затрудняется. Это может произойти по следующим причинам:

1. Пилка попросту нагрелась и расширилась. При сильном нагреве ослабляется закалка металла пилочки, а это верный путь к ее поломке. Нагревшийся инструмент необходимо охладить: можно сделать короткий перерыв в работе, если же время не позволяет – смочить холодной водой кусочек ветоши и протереть нагретый участок.

2. Встретился более плотный участок фанеры. Это может быть что угодно – уплотнение древесины, сучок, сгусток клея и т. д. Работу не стоит прекращать, следует лишь замедлить темп до тех пор, пока пилка снова не станет идти легко.

3. Пилка близка к краю отрезаемой части и попросту зажимается между двумя уже почти разделенными кусками фанеры. Освободить лобзик можно, немного раздвинув части фанеры.

4. Наконец, не исключено, что пилка застревает потому, что вы ее перекосили. При отклонении или ее застревании продолжайте медленно пилить, постепенно приводя инструмент в строго вертикальное положение до тех пор, пока пилка не будет двигаться свободно.

Важный нюанс: если следовать пилкой точно по линии контура, то площадь выпадающей части окажется несколько больше, чем намеченная карандашом, отчего выпиленный орнамент не будет точно соответствовать оригиналу на бумаге. Поэтому при пропиливании прямых и волнистых линий лучше следовать не точно по контуру, а немного внутрь за ним. Контролировать такое пропиливание легко – надо только следить за тем, чтобы пилка целиком не уничтожала карандашную линию, а оставляла на поверхности хотя бы часть ее ширины.

После окончания работы лобзиком пилочку следует ослабить в верхнем зажиме, не стоит оставлять ее в натянутом состоянии в нерабочее время. Еще лучше снять ее совсем.

Тупые углы выпиливают поворотом лобзика на месте. Для этого, допилив до вершины угла, прекращайте надвигать фанеру на полотно лобзика и, не переставая двигать лобзик вверх-вниз, поворачивайте фанеру на месте до тех пор, пока направление зубцов пилки не совпадет с чертой на фанере. Этот прием называют «разворот на месте». Пилить нужно не по самой карандашной линии, а чуть правее, так чтобы линия все время была видна.

Гораздо сложнее выпиливать острые углы. Здесь можно поступать по-разному в зависимости от ситуации, опыта работы и размеров орнамента. Чтобы сохранить острыми внешние углы выпиливаемой детали, поступают так. Выпилив одну из сторон угла, пропилите фанеру немного дальше. Описав снаружи небольшую петлю, выпиливайте вторую сторону угла. После того как деталь вчерне будет выпилена, излишки будет гораздо удобнее обрезать, при этом «лишние» пропилы оказываются на той части фанеры, которая идет в отходы.

Если орнамент крупный, пилка очень тонкая, а у вас достаточный опыт работы, то острые углы можно выпиливать так же, как и тупые, но у вершины угла при прохождении поворота пилку лобзика слегка подают на себя, чтобы избежать излишнего закругления.

При более тонком орнаменте внутри детали способ выпиливания меняется. Пропилив одну из сторон угла до его вершины, не прекращают работать лобзиком вверх-вниз, но чуть возвращают пилку назад и пропиливают произвольную линию так, чтобы по касательной попасть на смежную сторону угла и продолжить выпиливание до его вершины. При этом у вершины выпадет небольшой кусочек и образуется четко выпиленный острый угол. Теперь выравнивают смежную сторону угла, осторожно разрушая зубчиками пилки место захода ломаной линии на эту сторону.

Этот же угол можно выпилить и по-другому. Не доходя до его вершины, плавно переходят на смежную сторону, выпиливают оставшийся контур до выпадения фрагмента, затем возвращаются к углу и выравнивают обе его стороны.

Выпиливая сложный и мелкий орнамент, надо помнить следующие правила. В первую очередь выпиливают внутренний орнамент детали, а в самом конце работы – ее наружный контур (рис. 31).

Особое внимание следует уделять очередности выпиливания элементов внутреннего орнамента. Начинать выпиливать надо, лишь проколов шилом или просверлив все отверстия в детали, так как ажурная деталь может треснуть во время очередного прокола. К тому же отверстия нужны не только под пилочку, орнамент может включать мелкие и крупные круглые отверстия, которые высверлить проще, чем выпилить. Поэтому сначала в еще целой фанере намечают и прокалывают или просверливают все отверстия, а затем уже приступают к выпиливанию и удалению внутренних фрагментов.

Рис. 31. Пропильная резьба: а – нанесение рисунка на доску; б – создание входных отверстий для пилы во внутреннем узоре; в – выпиливание внутреннего узора; г – выпиливание внешнего контура.

Пилочку закрепляют в нижнем зажиме лобзика, затем продевают в отверстие, проколотое в фанере, вставляют в верхний зажим, прижимают верхнюю дужку лобзика чуть вниз и лишь после этого закрепляют винтом. Вначале выпиливают один из внутренних углов, примыкающих к кромке. Выпилив один замкнутый контур, пилку освобождают от верхнего зажима и вставляют в следующее отверстие замкнутого контура. У начинающих заниматься выпиливанием чаще всего пилки ломаются при перестановке, поэтому делать это надо аккуратно и не торопясь.

Выпиливая очередное отверстие, пропиливают вначале ту линию, которая граничит с уже выпавшим элементом орнамента. При этом давление от пилки на материал приходится на его более прочную, не ослабленную выпавшими элементами часть.

Аналогичная последовательность выполнения работы используется и при ажурной резьбе (рис. 32). Перенесите выбранный рисунок с помощью копировальной бумаги на подготовленную дощечку и наметьте точки для сверления, расположив их в углу и по периметру рисунка. Участки, подлежащие выпиливанию, заштрихуйте карандашом. Затем изнутри этих участков, желательно вблизи углов, наметьте шилом центры отверстий. Просверлите намеченные отверстия и аккуратно, строго по линиям разметки выпилите закрашенные участки.

Рис. 32. Последовательность выполнения ажурной резьбы: а – шаблон и нанесение рисунка с его помощью на доску; б – нанесение шилом направляющих углублений; в – сверление отверстий; г – выпиливание по внешнему контуру; д – выпиливание внутренних проемов; е – моделирование рельефа ажурной доски.

Затем удаляют фон, после этого прорисовывают детали и окончательно прорабатывают рисунок: контур порезки должен быть четким. Выполняя прорези стамеской, древесину снимайте постепенно, стамеску держите правой рукой и направляйте левой. Научитесь работать с правой и левой руки, поворачивая заготовку только в исключительных случаях.

В углах делают выборку узкой крутой стамеской. Иногда фон выдалбливают долотом. Выполнять эту операцию нужно очень осторожно, постепенно, небольшими участками, чтобы на элементах орнамента не было сколов. Чтобы случайно не продавить прорезаемое место, под прорезь подкладывайте картон или мягкую доску.

Для точной обрезки фанеры вдоль кромки лучше всего использовать нож, применяя для сохранения нужного направления металлическую линейку. Под фанеру подкладывают доску, фанеру прорезают на половину глубины с одной стороны, а затем, повернув ее на обратную сторону, завершают прорез. Тонкую фанеру (трехслойку) можно без труда прорезать сразу насквозь. При резке фанеры вдоль волокон надо иметь в виду, что лезвие ножа стремится идти между волокнами; такое направление может не совпадать точно с требуемым направлением прореза. В таком случае может оказаться, что нож станет сдвигать линейку, во избежание чего следует очень крепко удерживать ее на месте и первый надрез делать при слабом нажиме на нож.

Стороны орнамента, смежные с прорезами, сразу или после резьбы рельефа зачищают ножом-резаком, стамесками, рашпилями разного профиля, шкурками. Моделирование рельефа производят способом плоскорельефной или рельефной резьбы. Резные детали мебели, украшения домов, которые хорошо видны с обеих сторон, тщательно обрабатывают как с лицевой, так и с тыльной стороны: снимают фаски, зачищают изделие шлифовальной шкуркой, зашлифовывают отверстия, углубления и уголки вырезаемого рельефа. В случае накладной резьбы фаски с обратной стороны изделия не снимают, иначе резьба будет «оторвана» от фона.

Из резного дерева и фанеры можно сделать столько предметов декора и полезных мелочей, что глупо ограничивать сферу применения работ. По сути, это может быть абсолютно все, на что хватит фантазии: шкатулки, обложки для декоративных и коллекционных книг, абажуры, панно, ставни, элементы мебели, наличники, карнизы… Но самое привлекательное в создании эксклюзивных работ то, что выполнить их сможет каждый желающий, если приложит определенное количество усилий.

Прорезная резьба по дереву: фотографии, рисунки и эскизы

Главный залог успеха в создании интересных вещиц с прорезной резьбой - это выбор рисунка. Именно он передает общую концепцию и задает эстетический тон всему изделию.

Проще всего начинающим будет выполнить узоры геометрической формы, как на фото.



Резные рисунки флористической и анималистической тематики - классика орнаментов для любой сферы применения.

Надписи - современный вариант применения резьбы по дереву и фанере. При этом чертежи и эскизы вы вряд ли сумеете найти в сети - их придется составлять сугубо индивидуально под личные требования к размерам, шрифтам, словам.

Трафареты по прорезной резьбе

Однако в отличие от прорезных надписей на фанере рисунки с растительной, животной и фантазийной тематикой можно найти в сети. Так что смело выбирайте понравившиеся трафареты в альбом, и идей для творчества хватит надолго!

Самые простые эскизы подойдут как для тренировки в самом начале пути изготовления изделий, так и смогут стать отдельными элементами сложной конструкции. Например, так оформляют резные дома.

Более сложные шаблоны потребуют определенных навыков и терпения, но результат стоит того. Такие картинки могут служить самостоятельным изделием, даже подарком.

Целые композиции с идеей и смыслом обычно служат либо отдельным произведением, либо составляют основу работы.


Инструменты для прорезной резьбы: лобзик или фрезер

Однако выбор рисунка - это только треть успеха. Еще один важный аспект, который обязательно надо рассмотреть прежде, чем приступить к самой работе. А именно - выбор инструмента, которым будет производиться резьба по дереву или фанере.

От оборудования зависит:

  • насколько тонкой получится резьба;
  • сложность картинок;
  • скорость вырезания;
  • аккуратность работы.

Поэтому важно оценить все плюсы, минусы, возможности и ограничения каждого из традиционных инструментов для выпиливания:

Лобзик - приспособление для фигурного вырезания деталей. Ручным инструментом работать довольно трудоемко, но позволяет очень точно выполнить выпиливание по чертежу. Электроинструмент позволяет быстро производить фигурные изделия из фанеры, но требует осторожности.

Фрезер - это инструмент, благодаря которому плоскорельефная прорезная резьба приобретает более тонкий и завершенный вид. Именно с его помощью получается скруглить края, удалить сколы, сделать подзоры, осуществить самое сложное вырезание.

Теоретически фрезером можно выполнить те же работы, что и лобзиком, и даже больше, но по факту такое обращение с инструментом чревато его быстрым выходом из строя, частой заменой фризы.

Материалы для прорезной резьбы

В большинстве случаев для такого вида работ выбирают фанеру - она равномерно тонкая, обладает приятным окрасом и структурой, ее не ведет при дальнейшем использовании или хранении в отличие от массива дерева. Именно выбор материала становится третьим китом удачной работы.

Современный рынок изобилует разными видами материалов, поэтому несложно и запутаться. Для такой работы следует выбирать:

  • фанера ФК - безвредная для человека и среды, прочная, удобная в резке, практичная;
  • фанера ФБ - также безопасная для человека, но устойчивая к агрессивной среде, поскольку проходит специальную обработку и получает защитное покрытие, из-за чего может стоить на порядок больше.

Обратите внимание! Ни в коем случае не выбирайте для внутренних работ фанеру класса ФСФ - она обрабатывается канцерогенными консервантами и допустима к использованию только на свежем воздухе - ими отлично облицовывается баня или дом снаружи.

Фото резных домов из дерева

Для России особое значение имеет прорезная резьба в качестве отделки фасадов зданий. Издавна орнаменты, вырезанные на бересте и других схожих материалах, украшают избы, бани, церкви, что красочно демонстрируют фотографии.




Видео фрезерования по дереву ручным фрезером

Если вы только решились попробовать свои силы в фигурной прорезной резьбе, нелишним будет посмотреть видео с мастер-классом. Оно поможет лучше понять, как создаются рисунки, и как появляется такая домовая красота.