Федеральное статистическое наблюдение форма 23 н. Законодательная база российской федерации. Контроль по показателям формы

Самой распространенной ошибкой большинства фирм и организаций является то, что содержание автопарка они рассматривают всего лишь как «необходимые производственные расходы». Поэтому, как правило, топ-менеджеры уделяют этой теме слишком мало внимания. На практике это выглядит как попытка минимизировать первоначальные затраты, не принимая во внимание последующие расходы.

В основе – комплексный анализ

Следует понимать, что организация работы корпоративного автомобильного парка – это не только первоначальный вклад в него, но и последующие текущие расходы на протяжении всего цикла эксплуатации автомобилей компанией. Нельзя смотреть на экономическую сторону вопроса, ограничившись лишь моментом приобретения новых автомобилей. Нужно принимать во внимание и эксплуатационные расходы – горюче-смазочные материалы, проведение технического обслуживания и ремонта, а также затраты на последующую продажу корпоративного транспорта. Именно поэтому так высоко ценятся автомобили с высокой эксплуатационной надежностью, дающие возможность рассчитывать на их перепродажу по достаточно высоким ценам.
Опыт показывает, что ориентация лишь на одну сторону вопроса означает недооценку всех возможных расходов, что влечет лишние затраты и плохие финансовые результаты. Кроме того, часто упускается из виду тот факт, что автопарк является лицом компании. В нынешних условиях корпоративный автопарк должен быть достаточно качественным, чтобы надлежащим образом представлять фирму, и одновременно скромным.
Удивляет то, что относительно небольшое количество компаний постоянно планирует свою деятельность в области использования служебного транспорта, ограничивая ее рамками и правилами. Сегодня только 44% фирм с автопарком более 10 машин имеет четко сформулированные правила его эксплуатации и штатного сотрудника, в обязанности которого входит следить за их исполнением.
Можно выделить три категории управленческих должностей в иерархии фирмы: первая категория – владельцы фирмы или уполномоченный ими наблюдательный орган; вторая категория – топ-менеджеры фирмы; третья категория – менеджер, который непосредственно отвечает за транспорт фирмы. В идеальном случае интересы всех трех категорий взаимно переплетаются.
И главное, нет двух полностью идентичных предприятий, поэтому невозможно сформулировать универсальный совет «как все делать правильно». Однако в каждом случае можно говорить о нескольких общих принципах управления автопарком. Приведенные здесь принципы составлены на основании реального опыта и ошибок, которые наиболее часто допускают менеджеры компаний.

Десять принципов fleet-менеджмента

  1. Не существует единого «наилучшего» совета, как управлять автотранспортным парком. Каждый вопрос в каждой конкретной ситуации и в каждой конкретной фирме решается по-своему, исходя из ее приоритетов, целей и возможностей. Также не существует «наилучшей» или «наиболее выгодной» формы финансирования. В каждом индивидуальном случае необходимо сначала детально проанализировать потребности и ожидания компании, спрос и предложение на рынке. И только после этого искать наиболее приемлемое для интересов фирмы решение. Разумеется, для этих целей фирма может нанять независимого консультанта.
  2. Унификация (приведение к однотипности на основе установления рационального числа разновидностей объектов, - ред.) транспорта предприятия по моделям автомобилей – процесс хоть и долговременный, но очень эффективный . В настоящее время унификацию проводят, в лучшем случае, треть компаний. Еще треть фирм хотели бы начать ее у себя, но пока они не в состоянии сделать это из-за отсутствия надлежащих условий. Эффект от унификации автотранспортных средств однозначен: наряду с имиджем можно достичь заметной экономии не только при покупке автомобилей, но и в процессе их эксплуатации.
  3. Иногда в обязанности персонала, использующего корпоративные автомобили для работы, входит их ремонт . И в случае, если ремонт автомобилей производится фирмой самостоятельно, возникает вопрос, а стоит ли овчинка выделки? Соизмерима ли экономия на специализированном сервисе с неполученными прибылями? Сколько товара осталось непроданным, сколько клиентов не обслужено за время такого ремонта? Не дешевле ли отдать автомобиль в специализированный ремонт, а в это время пользоваться подменным автомобилем?
  4. Затраты на автопарк и его эксплуатацию являются одними из наиболее значительных статей расходов. Поэтому данному вопросу следует уделять внимание на стратегическом уровне. Например, в Европе более 70% топ-менеджеров лично контролируют процесс принятия решений о стратегии и способах эксплуатации автопарка на вверенных им предприятиях.
  5. Благодаря конкуренции, большинство известных производителей вместе с товарами предоставляют всевозможные дополнительные сервисы. В результате, конечный потребитель, в нашем случае менеджеру автотранспортного подразделения фирмы, получает выбор и освобождается от ряда забот. Некоторые производители такой подход сделали своим правилом. Другие пока только на пути к этому. Конкуренция на автомобильном рынке и рынке автотранспортных перевозок достаточно велика. Следовательно, в сложившейся ситуации потребитель должен выигрывать. Поэтому наиболее целесообразно искать фирмы, акцентирующие свое внимание на качестве своих продуктов и предоставляемых услуг.
  6. Всегда нужно рассматривать вариант привлечения внешних ресурсов. Это касается не только процесса управления автопарком в целом, но и его составляющих – поиска оптимальных вариантов приобретения и эксплуатации автомобилей, их сервисного обслуживания, ведения административного деловодства и т.д. Функциональность и целесообразность привлечения внешних ресурсов для управления автопарком подтверждается не только растущим количеством автомобилей, эксплуатируемых в режиме лизинга. Об этом свидетельствует также опыт зарубежных стран, где использование внешних ресурсов является стандартным методом менеджмента в автопарках компаний. В Украине эта тенденция сейчас находится в начальной стадии развития, так как все еще силен принцип: «Все свое ношу с собой».
  7. Компания, имеющая свой автопарк, должна четко определить стратегию использования служебного транспорта , как по общим, так и по отдельным вопросам. Такая стратегия называется «car policy» («корпоративная автомобильная политика»). По сути это свод принципов и философия управления автопарком предприятия. Важность «car policy», наряду со всем прочим, подтверждает тот факт, что она является составной частью политики управления автопарками почти у 60% иностранных компаний. К сожалению, в Украине только единицы компаний имеют «автомобильную политику» в рамках стратегического менеджмента. Очень часто формулирование принципов ограничивается операционным уровнем, конкретной ситуацией или сиюминутной потребностью.
  8. Особенно эффективна комбинация «car policy», менеджмента автопарка и системы мотивации в случае, когда покупка или обмен автомобиля привязывается к конкретным производственным результатам. Однако опыт показывает, что в этих случаях личные интересы зачастую превосходят интересы фирмы. Происходит что-то вроде перетягивания каната между фирмой и некоторыми ее работниками, что не очень хорошо сказывается на конечных результатах.
  9. Обязанности менеджера автопарка компании не должны ограничиваться лишь вопросами приобретения автомобилей и их дальнейшей эксплуатации. Он должен также решать вопросы предпродажной подготовки и продажи автомобилей в конце их срока службы. На этом этапе он должен тесно сотрудничать со страховыми, финансовыми, сервисными, консалтинговыми и многими другими организациями. При этом он должен четко понимать, что в этом вопросе профессиональные партнеры являются необходимостью, и никак не роскошью. Многие из них работают на довольно высоком уровне и предоставляют компании возможность «развязать» руки для решения других задач в рамках ее основной деятельности. Поэтому при подсчетах и составлении калькуляции необходимо принимать во внимание не только процедурные расходы, но и затраты, связанные с этими службами. Таким образом, можно получить объективное экономическое заключение о выгоде того или иного предложения.
  10. Автопарк, без сомнения, представляет фирму, является ее лицом и важной составляющей частью «корпоративного имиджа». Однако часто мы можем увидеть различные недоработки в этом вопросе. Например, нередко топ-менеджеры компаний ездят на автомобилях класса люкс, тогда как ее рядовые работники зачастую пользуются служебными автомобилями, которые находятся в очень плохом техническом и визуальном состоянии. Это не только не позволяет им качественно выполнять свои обязанности, но и ставит под угрозу безопасность езды. Часто встречаются случаи использования «car policy» только для создания имиджа топ-менеджмента, но не имиджа компании как таковой. Это неправильные подходы. Служебный транспорт фирмы должен работать на ее имидж, отвечать ее положению на рынке и специализации в бизнесе.

Оптимизация расходов - это важный вопрос для любой транспортной компании. Какие технологии используют перевозчики для достижения данной задачи? Спросим об этом Виталия Колосова, руководителя одной из московских транспортных компаний.

Отслеживание маршрута в реальном времени

- Виталий Михайлович, какие технологии используются для автоматизации работы перевозчиков?

Одно из основных решений - это GPS-навигация или контроль с помощью системы ГЛОНАСС. На базе этих технологий строится программа учета автотранспорта , позволяющая вести мониторинг узлов машины. Принцип действия прост - на транспорт устанавливаются специальные датчики, считывающие информацию и передающие ее в основной терминал. Данные показаны в виде графика, это позволяет легко отслеживать любой параметр, от уровня топлива до местонахождения автомобиля.

- Есть ли системы, обеспечивающие безопасность транспортных средств и перевозимого груза?

Конечно, они основаны на том же GPS-контроле. Диспетчер в реальном времени видит, в какой точке находится автомобиль, двигается ли он или стоит на месте. Несанкционированное пользование ТС пресекается сразу, поскольку не останется без внимания диспетчера. К тому же благодаря учету на центральном пульте отображается информация о следовании автомобиля, и если он отклоняется от маршрута, с водителем немедленно связываются, чтобы узнать причины незапланированных действий.

Оптимизация затрат и эффективная логистика

- В чем заключается основная задача автоматизации транспорта?

Устанавливая на автомобили датчики, подключая их к той или иной системе, перевозчик преследует цель оптимизировать затраты. Отмечу, что инновационный менеджмент на транспорте позволяет эффективно использовать каждый автомобиль и вмешиваться в процесс перевозки груза при необходимости. Например, если сроки прибытия машины задерживаются по причине пробок или заблокированной дороги, диспетчер может подсказать водителю оптимальный маршрут.

- Какие именно параметры позволяют контролировать датчики, установленные на машине?

Все зависит от задач, которые вы ставите перед системой. Есть возможность контролировать расход топлива или километраж, отслеживать состояние основных узлов автомобиля и вовремя осуществлять их замену или ремонт. Диспетчер может видеть, в какое время и на какой объем была заправлена машина, если будет слив топлива - эта информация зафиксируется. Учет расхода топлива - это одна из ключевых задач, которая ставится перед системой, значительно снижающей расходы транспортной организации.

Системы контроля снижают расходы на 20-30%

- Одна из популярных услуг транспортных компаний - это отслеживание груза в реальном времени, как осуществляется эта возможность?

Да, такую услугу предоставляют практически все крупные перевозчики. Заказчик может зайти на сайт компании, ввести трек-номер или номер экспедиторских документов и посмотреть, где именно находится груз (транспортного средства). Отслеживать груз можно в любое время.

- Насколько удается сократить расходы предприятий с помощью новых технологий?

У каждого перевозчика свои показатели, но в среднем оптимизация расходов на содержание автопарка позволяет снизить затраты на 20-30 процентов. Экономия - это не единственный плюс от использования новых технологий, сюда же можно отнести безопасность, получение полной картины о состоянии рейса, но и транспортного средства, вовремя выполняя ремонтные работы. Все это позволяет оптимизировать затраты и повысить эффективность работы автопарка.

Автомобиль давно перестал быть просто средством передвижения. В настоящее время собственные авторесурсы - это инструмент, необходимый для успешного ведения бизнеса.

Служебный транспорт требует максимально пристального внимания и крупных вложений. И одним из основных вопросов, с которым сталкивается каждый, кто задумался о необходимости корпоративного автопарка, - это вопрос о принципах его формирования. Несмотря на то, что у каждой компании существуют конкретные требования к автомобилям, которые диктует специфика деятельности, в целом законы в разных компаниях едины.

Простая арифметика

При формировании автопарка необходимо, прежде всего, четко обозначить основные потребности компании и ее клиентов и максимально их детализировать. Затем определить тип машин, удовлетворяющих этим условиям, географию эксплуатации, прикинуть ее регламент и количество сотрудников компании. Продумать варианты: купить, арендовать, приобрести в лизинг - финансовый или оперативный. Сравнить экономику этих вариантов в применении к своему бизнесу. Под экономикой в современном бизнесе понимается приведенная стоимость совокупных затрат, в которые входят не только амортизация и прямые платежи, но и техническое обслуживание, включая альтернативную стоимость простоя, аварийность и стоимость всех видов страхования, сезонные факторы.

Общие расходы на приобретение и обслуживание автопарка вычисляются по следующей схеме.

1. Начало.

Покупка - первоначальная стоимость приобретения, т.е. вся стоимость машины; лизинг - аванс по договору лизинга, т.е.
5–30% от стоимости машины.
Покупка - скидка, доступная вашей компании как корпоративному клиенту. Лизинг - скидка на машину, доступная лизинговой компании, купившей, например, более 30 000 ТС. Очевидно, что она выше.
Лизинг - приведенная стоимость всех лизинговых платежей за 2-3 года в зависимости от продолжительности лизинга.

2. Налоги.

Покупка - учет силами самой компании-клиента, т.е. затраты на бухгалтерию и ведение всего бухгалтерского и налогового учета и своевременной отчетности по служебным машинам. Лизинг - большую часть работы делает лизингодатель.
Покупка - обычная амортизация машины, долгое списание машины в затраты. Лизинг - ускоренная амортизация с коэффициентом 3 и полное отнесение лизингового платежа на себестоимость. Покупка, лизинг - транспортный налог одинаков.

3. Техническое обслуживание, топливо, ремонт, стоянка, мойка, выдача машин сотрудникам, страхование (выплаты, страховые случаи, полисы, расширение полисов, отслеживание, урегулирование и многое другое). Покупка и лизинг здесь сравниваются по расходам в той мере, в какой лизинговая компания за счет своего огромного парка и экономии на масштабе может привнести лизингополучателю много бонусов и сэкономить наем самим лизингополучателем непрофильных служащих в штат.

4. Продажа машины в конце срока ее эффективной эксплуатации.

Здесь также необходимо сравнить возможности и затраты на осуществление этих действий по сравнению с возвратом машины в лизинговую компанию.

Способы оптимизации затрат на содержание автопарка во многом зависят от его размера и правового статуса. Если говорить об общих возможностях для экономии расходов, то вполне возможно оптимизировать группу расходов на сервисное обслуживание автомобилей: плановое регулярное техническое обслуживание (То) и внеплановые ремонты.


© О. Попугаева и Д.Непомнящий

Приобретение топлива за безналичный расчет довольно существенно способствует сокращению косвенных расходов на содержание автопарка. Кроме экономии за счет перехода на безналичный расчет, снижается нагрузка на бухгалтерию и другие подразделения компании, которые отвечают за обработку и проведение наличных выплат сотрудникам. Вместо 100 отчетов с чеками заправочных станций получается один счет по итогам месяца. Таким образом, достигается большой экономический эффект.

Для того чтобы предотвратить хищение топлива и использование транспорта в личных целях, эффективно использовать технологию GPRS, которая контролирует местоположение автомобиля через систему спутниковой навигации и передает информацию на центральный сервер. По опыту использования таких систем, некоторые компании достигают до 30% экономии на содержание автопарка.

Еще один важный аспект сокращения расходов на содержание автопарка - расчет оптимального срока эксплуатации техники. Единую рекомендацию насчет периода обновления дать невозможно, так как это зависит и от марки техники, и от условий эксплуатации в конкретно взятом автопарке.

Также стремление сэкономить финансовые и временные ресурсы подталкивает предпринимателей к рассмотрению вопроса о возможной передаче управления автопарком на сторону. Это может быть связано и с изменениями в политике компании: она сосредоточивает свои усилия на профильном бизнесе, а все вспомогательные функции выводит в аутсорсинг. В управление может передаваться как существующий автопарк, так и создаваемый с нуля. В последнем случае управляющая компания решает, из каких автомобилей автопарк будет состоять, в каких сервисных центрах они будут обслуживаться, где будут парковаться, как будут разрешаться ситуации с возникновением ДТП и оформлением страховых случаев и как по истечении срока эксплуатации автомобили будут реализовываться. Провайдер услуги сам нанимает водителей, что дает возможность заказчику не расширять штат.

Владельцем можешь ты не быть


© О. Попугаева и Д.Непомнящий

Европейцы уже давно привыкли жить в кредит. А вот большая часть российских предпринимателей все еще предпочитает выступать владельцами актива, купленного за счет собственных средств. Это, безусловно, надежно, но сильно ограничивает возможности роста и эффективного управления расходами.

Кроме того, на приобретение собственного автопарка у компании может не быть свободных средств - особенно у «молодых» игроков, недавно вышедших на рынок. Мало того, что машины нужно приобрести, необходимо заниматься их страхованием, оформлением; в графе налогов возникнет еще один - автопарк влечет значительные расходы.

Эффективные инвестиционные инструменты, которые позволяют предприятию без использования собственных ресурсов произвести модернизацию и получить новую технику, - кредит и лизинг. Исходя из нынешних условий кризиса ликвидности, вопрос о том, как выгоднее приобрести спецтехнику - в кредит или в лизинг, становится очень актуальным. Кризис в банковской сфере привел к тому, что банки вынуждены повышать ставки по кредитам и ужесточать требования к заемщикам. Пока банки отказываются выдавать кредиты автокомпаниям под разумные проценты и на небольшой срок. По данным «Коммерсанта», в сентябре число отказов в выдаче кредитов увеличилось на 70%!

А вот лизинговые компании за счет различных инструментов имеют возможность избежать подобных мер. Для предприятий малого и среднего бизнеса лизинг более доступен по сравнению с кредитом: требования к заемщику существенно мягче, не нужны дополнительные залоги и поручительства.

Лизинг позволяет осуществить проект корпоративного автопарка без привлечения значительных финансовых ресурсов. Схема «возвратного» лизинга интересна тем предприятиям, у которых есть собственный автопарк, но они хотят перейти на модель аутсорсинга. Предприятие продает свои машины автопрокатной компании, а потом пользуется ими на правах аренды. Кроме того, использование схемы «возвратного» лизинга дает существенную экономию - продажа автомобилей снижает налоговую базу при налогообложении.

Не прибегая к комплексным расчетам сравнения эффективности, можно отметить, что лизинг лучше кредита тогда, когда сделку нужно осуществить быстрее, без дополнительных залогов и с выгодным налогообложением, как по автотранспорту, так и по оборудованию. Сравнительный анализ показывает, что лизинг для крупных предприятий эффективнее прямой покупки на 30% и примерно на 20% - приобретения техники в кредит.

Кредит предпочтительнее, когда нужны именно средства на расчетном счете, например: скорее для выплаты заработной платы, чем для покупки дорогостоящего оборудования; а также когда необходимо финансирование «с нуля» или, скажем, объектов незавершенного строительства.

Очень часто малые и средние предприятия формируют свой автопарк из так называемых арендованных автомобилей: оформляют технику в кредит на физических лиц (сотрудников или партнеров) и составляют договор аренды. Эта схема позволяет избежать формирования собственного автопарка и не ставить на баланс технику, если предприятию по каким-то причинам это невыгодно.
Стоит отметить, что кредитные организации в России существуют около двадцати лет, а Закон о лизинге был принят только в 1998 году. Однако фора в 10 лет не позволила банкам полностью закрыть потребности предприятий и частных предпринимателей в финансировании. Банковское кредитование, с которым освоились уже многие компании, так и не открыло широкие возможности быстрого приобретения в кредит машины на юридическое лицо.

Выбор средства, которое привезет к цели

Выбор марок техники, из которых будет состоять автопарк, является, пожалуй, самым важным и сложным решением.
По мере усиления конкуренции на рынке автоперевозок у компаний меняется сам подход к формированию собственного автопарка. Сегодня разовая цена покупки перестает быть главным фактором. На первый план выходит экономика владения автомобилем в течение всего периода эксплуатации. Предприниматели тщательно рассчитывают, какой автомобиль позволит им максимально снизить общие расходы и затраты на То, но при этом будет надежен, удобен в эксплуатации. Неудивительно, что в таких случаях, как правило, приоритет отдается высокопроизводительной технике импортного производства, несмотря на довольно высокую стоимость.

Основные причины, по которым часть покупателей делает свой выбор в пользу отечественной продукции, - относительно доступная цена и развитость сервисной сети. Однако с началом активной работы иностранных компаний на российском рынке ситуация стала меняться. Появились специальные «бюджетные» версии комплектации иностранных автомобилей, значительные инвестиции были направлены на увеличение количества сервисных центров. Например, Volvo, Scania, MAN, Renault Trucks систематически разрабатывают специальные модели, адаптированные к российским условиям, а также внедряют программы сопутствующих услуг, в частности гарантированное сервисное обслуживание, приемлемые финансовые условия приобретения автомобилей. Самыми популярными моделями европейской техники являются грузовики DAF, Mercedes-Benz, Iveco, MAN, тягачи Volvo, Scania, стабильной популярностью пользуются МАЗ и КамАЗ.

Если сравнивать автомобили основных западных производителей с российскими, то нужно сказать, что иностранные машины обладают большей грузоподъемностью и потребляют меньше топлива, чем КамАЗ. Следовательно, рентабельность эксплуатации западных моделей на 60% выше. Грузовики западных марок обходятся дешевле и в обслуживании. Через три-четыре года работы импортный грузовик все еще будет обладать остаточной стоимостью, которая превосходит стоимость нового КамАЗа. С этой точки зрения получается, что КамАЗ обходится дороже.

Без всякого сомнения, итоговая эксплуатационная экономичность, подкрепленная проверенным европейским качеством, с лихвой окупает произведенные затраты, но сперва должно пройти время… года три-четыре. Поэтому далеко не каждая компания может позволить себе ее приобретение.

Несмотря на то, что в целом наша техника проигрывает зарубежной, не везде конъюнктура рынка для отечественных производителей столь печальна. Например, российские производители почти полностью занимают сегмент кранов грузоподъемностью до 25 тонн, за счет оптимального соотношения цены и качества. Кроме того, есть случаи, когда приобретение отечественных машин вполне оправданно. Например, если машина проезжает ежедневно совсем немного, ей не нужен очень надежный двигатель.
Темпы прироста импорта заметно выше показателей роста производства и продаж отечественных автомобилей. В том числе, доля импортных автомобилей выросла за последние полтора года за счет того, что автодилеры стали завозить больше грузовых автомобилей из Китая, которые начали конкурировать с отечественной техникой, постепенно уменьшая ее долю.

Качество техники китайских производителей, по сравнению с европейской, довольно низкое, существуют проблемы с сервисом, запчастями и прохождением гарантии. Однако китайские производители привлекают широкий спектр дилеров и предлагают очень привлекательные для потребителей цены.

Принимая решение о покупке, важно помнить, что выбор техники зависит от конкретного ее вида, назначения и, конечно, платежеспособности компании.

Занимаясь оптимизацией затрат на содержание автопарка, нужно в первую очередь обратить внимание на расход топлива. Основных проблем три:

  • Воровство. К сожалению, во многих компаниях руководство сталкивается с мошенничеством: водители предоставляют поддельные или купленные чеки, заправляются более дешевым топливом, сливают бензин для своих нужд и пр.
  • Использование автомобилей в личных целях. Водитель может ездить по своим делам, подвозить знакомых или даже в рабочее время заниматься доставкой грузов за спиной у начальства.
  • Чрезмерный расход топлива. Проблема может заключаться в неправильном выборе автомобилей или комплектующих, а также в неисправностях.

Оптимизацию затрат на содержание автопарка стоит начать с поиска утечек бюджета и решения найденных проблем.

Если есть подозрение на воровство денег или топлива, рекомендуем принять следующие меры:

  • Установить специальный счетчик в бензобак или топливную магистраль. Система позволит определить время заправки, объем залитого топлива и другие данные. Благодаря этим данным можно не только проверить на честность персонал компании, но и узнать, кто именно из водителей занимается мошенничеством. Этот способ помогает с легкостью установить факт воровства, если сотрудник заправляет на деньги компании чужой транспорт или при заправке сливает часть топлива в канистру. Полученные доказательства можно использовать, если компания решит обратиться в суд для возмещения ущерба.
  • Перейти от оплаты наличными к использованию топливных карт. Согласно статистике, такой шаг позволяет снизить затраты на содержание автопарка в среднем на 10-15%. Топливные карты позволяют отслеживать суммы, которые водитель тратит на заправку, частоту наполнения бака. Кроме того, они упрощают работу бухгалтерии. Наконец, благодаря топливным картам водителю не приходится возить с собой крупные суммы наличными, и это снижает риск похищения денег.

Многие руководители отказываются от подобных мер, полагая, что в их компании подобного мошенничества быть не может. К сожалению, в большинстве случаев они заблуждаются. Нередко в первый же месяц после начала оптимизации расходов на содержание автопарка с поиском утечек бюджета обнаруживаются факты слива или неправильного списания топлива. Иногда речь идет о мошенничестве в крупных масштабах. При этом, чем больше у организации машин и персонала, тем выше риск, что немалая часть средств, выделенных для содержания автопарка, уходит в карманы сотрудников.

Использование служебных машин в личных целях тоже можно исключить. Для этого в автомобиль монтируют датчики, которые позволяют определить, ездит водитель один или берет пассажиров, а также когда и сколько грузов он перевозит. Также для оптимизации затрат на содержание автопарка можно установить в машинах системы слежения ГЛОНАСС или GPS. Благодаря этому руководитель сможет отслеживать перемещение автомобилей в режиме реального времени и легко определять, ездят ли водители только по установленным маршрутам или используют служебный транспорт в личных целях.

Установка системы слежения открывает еще один способ оптимизации затрат на содержание автопарка. Речь идет об уменьшении зарплаты сотрудников. Если у водителей сдельная оплата труда, они могут приписывать себе дополнительные часы, помимо фактически отработанных. В результате к проблеме плохо организованного содержания автопарка нередко прибавляются слишком высокие затраты на оплату труда сотрудников. Отслеживая перемещение автомобилей, легко определить время в пути и выяснить, сколько работал каждый водитель в течение дня, недели, месяца. Если водитель в течение дня надолго оставляет машину и уходит отдыхать, чтобы вернуться в автопарк как можно позже и приписать себе сверхурочные, это тоже станет известно. При необходимости процесс можно автоматизировать – больше не придется проверять все данные, которые предоставляют сотрудники, достаточно будет положиться на сведения, выданные системой.

Наконец, особое внимание нужно уделить самим автомобилям. Нередко в рамках оптимизации расходов на содержание автопарка приходится определять, насколько удачно выбраны машины и не стоит ли заменить их более экономичными транспортными средствами с аналогичными характеристиками. Кроме того, повышенный расход топлива может быть связан с неисправностями. В числе сотрудников, которые участвуют в обслуживании и содержании автопарка, должны быть опытные механики. Их задача, помимо прочего, – определять изменения в расходе топлива, следить за состоянием машин, устранять имеющиеся неисправности и предотвращать возможные проблемы.

Затраты на техническое обслуживание

Техобслуживание нужно проводить регулярно. Оптимизация расходов на содержание автопарка вовсе не означает сокращение затрат по этому пункту. Напротив, важно позаботиться о том, чтобы замена жидкостей и расходных материалов проводилась своевременно, чтобы сотрудники компании покупали качественные запчасти и устраняли неисправности сразу после их появления, а также, чтобы неисправные автомобили не отправлялись в рейс.

Может показаться, что такие меры увеличивают расходы. В первые недели или месяцы так и бывает, ведь речь идет о работе на перспективу. Но люди, которые решают вопрос содержания автопарков профессионально, знают о плюсах этих мер:

  • Регулярное техническое обслуживание и осмотр значительно снижают риск ДТП из-за неисправности автомобиля. Кроме того, машины практически не ломаются в пути, а значит, водители выполняют свою работу вовремя. Соблюдение сроков – преимущество, которое высоко ценят клиенты и партнеры по бизнесу. Именно поэтому хорошее обслуживание машин косвенно помогает укрепить репутацию фирмы и увеличить прибыль.
  • Чем дольше механик тянет с заменой жидкости или неисправной детали, тем выше риск, что ремонт в итоге потребует намного больших затрат денег и времени, чем при своевременном техобслуживании. Нередко в итоге вместо одной запчасти приходится менять сразу несколько.

Нельзя забывать о человеческом факторе. Иногда запчасти машин изнашиваются намного быстрее, чем предполагалось, из-за неаккуратности и непрофессионализма водителей. Занимаясь оптимизацией расходов на содержание автопарка, нужно уделить особое внимание проверке персонала. В некоторых случаях увольнение некомпетентных, безответственных и недостаточно опытных механиков и водителей и подбор новых сотрудников позволяют значительно сократить затраты. Важно, чтобы проверкой персонала занимались не только работники из отдела кадров, но и специалисты, которые хорошо разбираются в области механики и вождения машин.

Особое внимание нужно уделить стоимости и качеству запчастей, масла, топлива, тормозной жидкости и пр. Проводя оптимизацию затрат на содержание автопарка, важно проследить за работой отдела закупок и понять:

  • Есть ли способ сократить расходы? Не слишком ли дорогие материалы и запчасти заказывают сотрудники?
  • Действительно ли речь идет о качественной продукции? Если некоторые запчасти выходят из строя слишком быстро, стоит найти аналоги более высокого качества, а не продолжать тратить деньги на слишком частый ремонт автомобилей.
  • Насколько выгодные условия предлагают поставщики? В некоторых случаях для оптимизации затрат на содержание автопарка приходится пересматривать прежние контракты и соглашения или даже искать новых партнеров.

Такой анализ требует хорошего знания не только тонкостей технического обслуживания машин, но также актуальной ситуации на рынке. Если в вашем штате нет специалистов, способных справиться с такой работой, закажите оптимизацию расходов на содержание автопарка у нас.

Мы проведем полный комплекс работ, выясним, как можно снизить затраты, определим, куда уходят деньги компании, поможем остановить или предотвратить мошенничество персонала. Также специалисты дадут рекомендации по содержанию автопарка, актуальные именно для вас

Автомобиль, как известно, - не роскошь, а средство передвижения. А также и перемещения разнообразных грузов. Именно поэтому каждая компания рано или поздно обзаводится собственным транспортом. Кто всего одной-двумя машинами, а кто и целым автопарком.

Проблема в том, что содержать целый табун лошадиных сил – дело довольно хлопотное и недешевое. Некоторые и вовсе пытаются от него отказаться. Мол, машину, когда она понадобится, проще арендовать, а вместе с ней и специально обученного водителя. Но, увы, у наемных машин тоже имеются свои недостатки. Достаточно и того, что в нужный момент ее может просто не оказаться под рукой. А потому давайте все-таки рассмотрим некоторые способы сэкономить на собственном автопарке, не отказываясь от него.

Все ходы записаны

Одной из главных причин того, что расходы на эксплуатацию машин корпоративного автопарка нередко оказываются куда выше, чем хотелось бы, называют человеческий фактор. Проще говоря, нечестность водителей, которым эти самые машины доверены. Неудивительно, что с таким поведением всегда пытались бороться.

Классический метод - датчики давления, которые вшивают в автомобильные кресла. Стоят такие устройства недорого, но при этом вполне позволяют таксомоторным компаниям подсчитать, сколько именно километров их автомобиль проехал "вхолостую", а сколько с пассажиром. Те же, кто перевозкой пассажиров не занимаются, могут таким образом отследить присутствие в кабине своего транспортного средства посторонних.

Другой вариант - емкостные датчики присутствия, способные отследить появление в зоне их действия любого достаточного большого (уровень можно изменять по своему желанию) объекта. Такой датчик можно поставить не только в кабине, но и в кузове автомобиля, чтобы убедиться, что водитель не возит на вашей машине чужие грузы.

Однако отслеживание пассажиров и грузов – это еще не все. Не менее важно пресечь слив, то есть, попросту говоря, воровство купленного на ваши кровные деньги бензина. На этот случай тоже есть специальные счетчики, подключаемые к CAN-шине автомобиля, монтируемые в топливную магистраль или устанавливаемые непосредственно в бензобак.

Отслеживая расход топлива и его уровень в бензобаке, грамотно установленный счетчик способен выявить слив топлива из бака или обратной магистрали. Или, к примеру, уличить водителя в предоставлении "левых чеков". Система выдаст отчет обо всех заправках в бак с указанием объема, даты, времени начала и окончания заправки. Несуществующих заправок в отчете отражено не будет, и водителю придется объяснять, откуда он взял чек. Не поможет мошеннику и продажа топливных талонов или заправка более дешевым топливом на трассе – у системы действительно все ходы записаны.

Нам нужна карта

Одним из главных козырей в игре за снижение расходов на содержание автопарка остаются топливные карты. У этих кусочков пластика имеется целая масса плюсов. Во-первых, они минимизируют риски хищения денег, благодаря ежедневным электронным отчетам, в которых можно посмотреть, кто, когда и на какую сумму заправился. Все сомнительные операции с нелогичной частотой заправки будут сигнализироваться.

"Водителю не нужно иметь при себе наличные деньги, поэтому исключены злоупотребления со стороны сотрудников. Это в среднем экономит до 15-20% затрат на ГСМ", - говорит генеральный директор ООО "Петрол Плюс Регион" (Восточно-Европейское подразделение FleetCor – крупной международной компании на рынке топливных карт) Алексей Искрин.

Во-вторых, топливные карты сильно упрощают работу бухгалтерии. Бухгалтеру не нужно получать в банке наличные деньги, потом выдавать их водителям под отчет, а после каждой поездки возиться с кучей чеков, проверяя их подлинность и сверяя данные с маршрутными листами. Как подсчитали эксперты, при переходе на онлайн-обслуживание бухгалтер малого предприятия с автопарком в 5 машин в среднем экономит до 2 часов в день за счет отсутствия проведения ежедневных проводок по чекам и удобной отчетности за ГСМ.

Однако экономить с помощью топливных карт можно не только рабочее время бухгалтера (а за него, между прочим, тоже платит работодатель; по подсчетам экспертов, полное проведение одного платежа обходится в 500-1000 руб.), но и деньги предприятия.

Напомним, когда водитель расплачивается за бензин на заправке наличными деньгами, счет-фактуру ему не дадут. А значит, и вычет по НДС компании получить будет невозможно. А это, между прочим, 18% стоимости топлива. Хуже того, у налоговиков могут возникнуть вопросы к самим чекам с заправок, не говоря уже о том, что даже самый ответственный водитель может такой чек попросту потерять. Кстати, деньги тоже могут быть потеряны, а то и украдены.

"При использовании топливных карт такие проблемы исключены. Мы выдаем нашим клиентам полный комплект всех необходимых документов: документы первичной отчетности с выделенной суммой НДС, счета-фактуры, товарные накладные по форме ТОРГ-12, акты сдачи-приемки услуг. Мы всегда готовы подтвердить факт потребления топлива при налоговых проверках", - отмечает Алексей Искрин.

На сегодняшний день топливные карты получают широкое распространение не только среди конечных пользователей. Группа ГАЗ, один из лидеров российского автопрома, в октябре этого года запустила свою топливную программу. Согласно условиям программы, каждый покупатель любого автомобиля ГАЗ будет принят в полноправные участники "ГАЗ Клуба" и бесплатно получит специальную топливную карту.

Мне сверху видно все

Хороший хозяин всегда знает, где именно находится его машина. Неплохо также понимать, как она там оказалась, откуда и куда движется. И, кстати, с какой скоростью. Мало ли, может, водитель куда-то по своим делам на служебной машине поехал. Или ПДД нарушает. Или, того хуже, никакой это не водитель, а самый что ни на есть угонщик.

Контролировать движение транспортных средств в режиме реального времени позволяют предлагаемые различными компаниями системы слежения GPS/ГЛОНАСС. Достаточно разместить на автомобиле специальный модуль мониторинга, включающий в себя GPS-приемник и GSM-модем с антеннами, и ни одно перемещение машины не пройдет незамеченным. За всеми передвижениями машины можно будет следить не только со специально оборудованного места диспетчера, но и вообще из любой точки, где найдется выход в Интернет.

Данная система позволяет предупредить нецелевое использование автомобилей, сократить пробег и износ транспортных средств, контролировать соблюдение графика доставки и повысить дисциплину сотрудников.

Вдобавок, она способствует повышению безопасности. Если автомобиль вдруг украдут, то правоохранительные органы смогут отследить перемещения угонщиков. Более того, в случае необходимости через модуль мониторинга может быть отдана команда заглушить двигатель автомобиля.

Кстати, страховые полисы для оборудованных системами слежения автомобилей, как правило, обходятся дешевле. Именно потому что такие машины в случае угона легче найти.