Эстетические ценности и искусство. Основные эстетические ценности

Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – эстетическое. Иногда его отождествляют с понятием «прекрасное». Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.

Категория «эстетические ценности» достаточно широко используется в современном научном лексиконе, однако это вовсе не значит, что она столь же стара, как мир. Обратимся к предыстории этого понятия. Эстетика как философская наука о прекрасном складывается в виде самостоятельной дисциплины лишь XVIII столетия. Немецкий философ Александр Баумгартен в 1735 году в диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» впервые употребляет термин «эстетика», образуя его из греческого «чувственное восприятие». Согласно мыслителю, эстетика - эта наука о чувственном познании, которая дает возможность «проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира». Заслуга Баумгартена заключалась в том, что он нашел ключ к единству эстетической сферы, введя не только термин «эстетика», но и производное от него «эстетическое». С этого момента философское познание уже не расставалось с «эстетическим» как самостоятельной категорией, охватывающей весь предмет эстетики - эстетическое отношение человека к миру. И хотя у Баумгартена понятие «эстетическая ценность» отсутствует, на подступах к нему находятся термины «эстетическая значимость», «эстетическое богатство», «эстетическое достоинство». Соединение «эстетического» с понятием «ценность» происходит в работе Иоганна Зульцера «Всеобщая теория изящных искусств»: «Художник, притязающий на подлинную славу, должен направить свое внимание на ценность эстетического материала». Следует отметить, что до этого «ценность» употреблялась лишь в морально-нравственном смысле.

Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим. Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности - возвышенное - также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», - с безобразным (уродливым) и низменным.

Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

Известное выражение Ф.М.Достоевског о – «Красота спасет мир» - нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине 18в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов, самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.

Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, "возвышенным" или "низменным" в обществе признаются такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.

Под "героическим" обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным, обыденным (например, героизм медиков, оперирующих и выхаживающих после травм больных СПИДом; героизм матери, вопреки обстоятельствам внушающей добросердечие своим обездоленным детям ит. п.).

Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий (см. лекцию о смехе в элективных темах в данном учебном пособии).

Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства. Эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования .


Похожая информация.


Эстетика (от греч. - относящийся к чувству) - философская дисциплина. Ее предмет определяют по-разному. Часто эстетику считают философской наукой о красоте, прекрасном и возвышенном. Согласно более современному ее определению эстетика есть метанаука по отношению ко всему комплексу искусствоведческих дисциплин, как то литературоведение, музыковедение, теория театра, теория кино. Для введения читателя в курс обсуждаемых проблем, представим основные эстетические направления.

Таблица 8.1.

Итак, существует много эстетических направлений, некоторая их часть, причем в нарочито упрощенном виде представлена в табл. 8.1. Выше эти направления всего лишь констатировались. Но теперь пора поставить по-настоящему актуальный с философской точки зрения вопрос. Каким образом можно осмыслить сферу эстетического? Пора заняться поиском ответа на этот вопрос.

Абсолютное большинство философов считает, что в систематической форме эстетика была впервые изложена И. Кантом в его книге "Критика способности суждения" (1790). Его решающая идея состояла в том, что эстетический вкус, проявляющийся как склонность к тому или иному предмету, имеет свою априорную предпосылку в разуме, и ею является способность суждения. Внутри нас самих есть такая гармония, которая позволяет любое чувственное восприятие оценить как приносящее либо не приносящее удовольствие. Таким образом, эстетика подобно другим наукам имеет свои априорные предпосылки в разуме. Но, по Канту, эстетика в отличие от этики не вырабатывает некоторые цели, которые необходимо достичь. Суждение о красоте исключает интерес к цели. Она не инструментальна и абсолютна. Искусство бескорыстно, и в этом своем качестве оно всеобще. Всеобщее в искусстве выступает как общее чувство. "Во всех суждениях, в которых мы признаем что-то прекрасным, мы никому не позволяем быть другого мнения, хотя мы основываем наше суждение не на понятиях, а только на нашем чувстве, которое мы, следовательно, полагаем в основу не как частное чувство, а как общее". Как видим, Кант в своем стремлении обосновать эстетику в качестве философской дисциплины принизил понятия в пользу чувств. Сделал он это неслучайно. Многие деятели искусства при всяком удобном случае подчеркивают, что в отличие от науки искусство имеет дело не с понятиями, а с чувствами. После Канта эстетическая теория многократно пересматривалась, но, как правило, с учетом сделанного им. Обратимся и мы к наиболее актуальным в плане понимания природы эстетики вопросам.

Во-первых, несомненно, что в искусстве оперируют ценностями. О том, что герои литературных произведений руководствуются различными ценностями, не приходится спорить. Но концептуально-ценностным содержанием обладает любое произведение искусства. Если, например, блюз выражает меланхолию, одиночество и трагедию, то музыкальный марш - бравурность и торжественность. Эстетическая ценность- это всегда некоторый концепт, посредством которого интерпретируется содержание произведения искусства.

Во-вторых, как нам представляется, не следует эстетические ценности квалифицировать в качестве общих чувств. Концепты, к какой бы области они ни относились, всегда выступают в единстве чувства и мысли. Странно утверждать, что, например, знаменитые стихи К. Симонова "Жди меня" выражают чувства, но не мысли. Эстетические - это особые концепты, но отсюда не следует, что они лишены мыслительного содержания.

В-третьих, искусство представляет собой поле широчайшего варьирования ценностей. Обилие ценностей, характерное для искусства, не встречается в какой-либо другой области действительности.

В-четвертых, искусство имеет дело с вымыслом, все его миры являются исключительно воображаемыми. Нелепо утверждать, что реальная действительность должна быть перестроена в соответствии с некоторым произведением искусства. Среди деятелей искусства часто встречаются моралисты, а порой, как об этом свидетельствует случай с Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым, даже выдающиеся этики. Но это имеет место лишь постольку, поскольку эстетическим ценностям вменяются этические ценности.

В-пятых, крайне сомнительно, что искусство, как это часто утверждается, лишено критериев истинности. Рассматриваемое убеждение основано на том, что искусство не является описанием действительности и поэтому оно не может быть истинным или ложным. Но совсем не обязательно критерий истинности связывать с описанием действительности. Истина имеет место там, где проводится некоторая сепарация, что-то принимается и что-то отвергается. Такого рода процесс характерен для искусства не меньше, чем для другой области деятельности человека. Эстетическая истина- это разновидность прагматической истины, она устанавливается в соответствии с содержанием искусствоведческих теорий. Значимее то произведение, которое более искусно.

В-шестых, художник стремится создать искусное произведение. Следовательно, он руководствуется своеобразным принципом ответственности, который выступает как принцип искусности.

В-седьмых, люди, причастные к сфере искусства, оперируя концептами, непременно руководствуются некоторыми теориями. Строго говоря, эти теории являются не эстетическими, а искусствоведческими.

В-восьмых, потенциал философии реализуется при проблематизации и критике искусствоведческих теорий. В своей метафизической форме эстетика замещает искусствоведение. Его развитие приводит к переводу эстетики на метанаучный уровень. Системы соответственно К.С. Станиславского и Б. Брехта - это разновидности теорий театра. Но эти теории не лишены проблемного содержания. Чтобы с ним совладать, необходима философия, а именно эстетика.

В-девятых, разнообразный мир искусствоведческих ценностей группируется посредством определенных теорий. Он не может быть представлен одной категорией, например концептом красоты. Поэтому все попытки дать определение красоте обречены на провал.

В-десятых, противопоставление искусства, искусствоведения и эстетики науке является метафизическим пережитком. Его живучесть определяется недостаточно развитым характером современного искусствоведения и эстетики. Очень часто искусствоведение и эстетика просто-напросто отождествляются.

Итак, эстетика - это высококонцептуальная область философского аксиологического знания, которая, способствуя совершенствованию человека, занимает видное место в его жизнедеятельности. Что касается искусствоведческих ценностей, то они изобретаются. Если бы человек не обладал креативной способностью, то, надо полагать, вообще бы не было сферы искусства.

Искусствоведческие ценности могут вменяться другим концептам. Если это случается, то налицо вполне определенная интердисциплинарная связь. В этом отношении весьма показательным является статус дизайна, одной из сфер проектирования промышленных изделий. Концепты дизайна своеобразны, но они могут "нагружаться" искусствоведческим содержанием. Иногда к искусству приравнивают спорт. Но и это отождествление несостоятельно. Говорили, например, что шахматы для М. Таля- искусство, а для М. Ботвинника - наука. Но в матче друг с другом оба стремились к выигрышу, а это концепт спорта.

Следует отметить, что в плане интерпретации статуса эстетики современные философы весьма активны. Статус этики интерпретируется в соответствии с содержанием основных философских направлений.

Таблица 8.2.

Недостаток приведенных в табл. 8.2 концепций состоит в том, что все они не учитывают современное состояние искусствоведческих дисциплин (теорий театра, кино и т.п.). Но зато они актуальны в качестве интерпретаций этих дисциплин (их содержание в рамках данной книги не может быть рассмотрено).

В заключение параграфа обратимся к вопросу об актуальности искусства в жизнедеятельности людей. Само по себе искусство и его теории, как уже отмечалось, не ориентированы на переустройство действительности. Но тем не менее оно в высшей степени актуально. Объясняется это тем, что в рамках человеческой культуры эстетика является ближайшей соседкой этики. Сохранить их в изоляции друг от друга невозможно. Поэтому в той или иной форме эстетическое непременно нагружается этическим. Эстетика становится символом этики. В силу этого эстетика приобретает не только сугубо теоретический, но и практический характер. В тысячах фильмов повествуется о взаимоотношениях детективов и преступников. Ни один из этих фильмов не является руководством к поведению каких-либо реальных людей. Но зритель может интерпретировать их именно таким образом. В результате один берет пример с экранного преступника, а другой- с экранного детектива. Возможно, что режиссер фильма этого не желает, но зритель интерпретирует содержание фильма не по его указке, а в соответствии со своими собственными эстетическими и этическими представлениями.

Сфера эстетического (искусство, искусствоведение и эстетика), разумеется, не ориентирована однозначно на добро. В этом смысле афоризм князя Мышкина из известного романа Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир" не следует воспринимать в качестве научного закона. Сам Достоевский неоднократно отмечал, что с красотой часто связаны зло и позор. Мир спасет не красота, а бдительность людей, ответственно использующих потенциал субнауки и метанауки, в том числе эстетики и особенно этики.

Таким образом, сфера эстетического неоднозначна в этическом отношении. Далеко не все, что в ней происходит, заслуживает высокой оценки. В этой связи часто негативно оценивается поп-арт (популярное искусство, или массовая культура). Отмечается, что он в своей изменчивости подвержен моде, меркантильности, низкопробным вкусам. Согласно другой точке зрения, поп-арт представляет собой всего лишь повседневный образ жизни.

Довольно часто отождествляют сферу эстетического с культурой. Однако эта позиция не является доминирующей. К сведению читателей приведем смысл ряда культурологических терминов.

Таблица 8.3.

Человеческое общество за время своего существования создало разветвленную культуру Ее будущее зависит от людей. В его обеспечении нет более надежной опоры, чем наука и метанаука, особенно эстетика и этика.

  • - Намой взгляд, современное искусство недопустимо рассматривать вне экономики. И дело тут не в том, что экономика калечит искусство. Просто в эпоху развитых рыночных отношений искусство становится другим.
  • - Связь искусства с экономикой, конечно же, существует. Но, по-моему, Вы явно недооцениваете относительную самостоятельность искусства от экономики.
  • - Я не отрицаю эту самостоятельность. Но я не вижу ничего плохого в том, что люди искусства стремятся заработать много денег.
  • - Любыми средствами?
  • - Не любыми, а теми, которые эффективны с экономической точки зрения.
  • - Искусство- это не бизнес, а сфера деятельности людей, связанная с экономикой.
  • - Но почему бы не оценить искусство просто сферой бизнеса?
  • - В искусствоведении господствуют иные ценности, чем в экономике. И в этом все дело. Если все сферы жизнедеятельности людей свести к экономике, то получите общество, изображенное в кинофильме Г. Данелия "Кин-дза-дза".
  • 1. Искусство имеет дело с областью художественного вымысла.
  • 2. Искусствоведение - это совокупность теорий об искусстве. Оно удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к науке.
  • 3. Эстетика - это метанаука по отношению к искусствоведению.
  • 4. При метафизической интерпретации эстетики ею подменяют искусствоведение.
  • 5. Основными современными эстетическими направлениями являются авангардизм, модернизм и постмодернизм.
  • 6. В рамках каждого основного философского направления статус эстетики определяется по-особому.
  • 7. Эстетические ценности входят в состав искусствоведческих теорий.
  • 8. Эстетическое может быть символом этического.
  • 9. Будущее культуры человечества зависит от людей.

Ценность – понятие, отражающее, безусловно, положительную значимость какого-либо материального предмета или явления духовной жизни людей (безусловное благо). В данном понятии соединены рациональный момент (осознание чего-либо как блага для человека или общества) и иррациональный момент (переживание значения предмета или явления как важного, значимого, стремление к нему). Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества). Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны устойчивые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами, Они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-либо. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Система ценностных ориентаций, формирующаяся под воздействием ценностей определяют духовную структуру личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Основными духовными ценностями общества являются нравственные, религиозные и эстетические ценности.

Эстетические ценности – это ценности общечеловеческого в сфере свободы. Основными эстетическими ценностями являются:

- прекрасное (отражает высшую эстетическую ценность, безусловно эстетически положительное, значимое для всех людей, символизирующее восприятие тех феноменов, предметов, которыми человечество уже овладело и которые вызывают только положительные эстетические эмоции);

- возвышенное (отражает восприятие тех предметов, феноменов, которые выходят за грань обычного и которые обладают потенциальной положительной эстетической значимостью для всех людей, но которыми человечество еще свободно не владеет, поэтому эмоции возвышенного бывают как положительными, так и отрицательными);

- трагическое (отражает гибель и, одновременно, бессмертие прекрасного, эмоция трагического соединяет в себе скорбь и катарсис – духовное очищение и просветление, совершенствующее внутренний мир личности, конкретизация трагического - героическое);

- комическое (отражает отрицание социально негативных феноменов через смех, вынесение эстетического приговора данным феноменам, создание возможности для эстетического, духовного совершенствования общества и личности);

Положительные эстетические чувства личности (расширяют гуманистический горизонт человека, делают его тоньше, совершеннее, человечнее);

- эстетический идеал (отражает синтез эстетических ценностей, обобщенное представление о прекрасном определенной эпохи и, вместе тем, общечеловеческое в восприятии красоты);

- шедевры мирового искусства , воплощающие в себе духовные взлеты человеческого духа, человеческие максимы бытия;

- эстетическое, художественное творчество (безусловная эстетическая ценность выражающая саму сущность человека как деятельностно-преобразующего существа, изменяющего мир и себя в процессе изменения мира).

Необходимо отметить, что эстетические ценности и во внутреннем мире личности, и в общественном сознании, и в ходе человеческой истории тесно взаимосвязаны с нравственными, религиозными ценностями, либо с атеистическим восприятием действительности. Их конкретно-историческая взаимосвязь образует базисную основу для мировоззрения человека и общества.

Наряду с нравственными ценностями большую роль в жизненной ориентации человека играют эстетические ценности. Само слово «эстетика» в переводе с греческого означает чувствующий, чувственный, но в современном понимании означает не чувства вообще, а эмоции, которые вызывают в человеке те или иные явления окружающей действительности. Эстетика – это наука, которая изучает общие принципы образного постижения мира человеком, прежде всего в искусстве.

На протяжении многих столетий эстетические проблемы исследовались в рамках того или иного философского направления. Эстетика начала свою историю со времен античности, затем в период средневековья она претерпела влияние богословия, в эпоху Возрождения эстетика получила новое звучание в связи с расширением художественной практики и искусства в целом. Как самостоятельная область научных знаний эстетика возникла в 18 веке. Основными категориями эстетики являются: прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое - комическое.

Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного. Прекрасное характеризует явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно связано с определенной чувственной формой и имеет бескорыстный характер. Значение прекрасного для человека и общества носит духовно-практический характер, в нем сливаются личные и общественные интересы. Человек осознает себя причастным к общественному значению прекрасного, таким образом, эстетическое отношение имеет и этический аспект, который соответствует единству эстетических и нравственных ценностей.

Восприятие прекрасного вызывает в человеке всегда только положительные эмоции. Каждое очередное такое восприятие подтверждает (или опровергает) эстетические идеалы, в любом случае обогащая их.

Возвышенное – это эстетическая категория, которая характеризуется внутренней значимостью предметов и явлений, которые несоразмеримы по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения (любовь Ромео и Джульетты). Возвышенное обнаруживает двойственность человека, оно подавляет его как физическое существо, заставляя осознавать свою конечность и ограниченность, но, одновременно, возвышает его как духовную сущность, пробуждая в нем идеи разума, осознание нравственного превосходства даже над подавляющей его природой.

Комическое есть характеристика явлений, которые по своей природе способны вызвать смех. Смешным может оказаться несоответствие формы содержанию, неожиданный разрыв привычного хода событий. Реакция на комическое способствует нравственному очищению человека.

Прекрасное, возвышенное и комическое отражают объективные состояния человека.

Категория, в которой выражена социальная и духовная сущность человека – это эстетический идеал. Он существует как исторически конкретный образ современной жизни человека и природы. Следует заметить, что в формировании эстетического идеала большую роль играют различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, религиозная и другие.

Творческая способность человека отражается в категориях «искусство» и «художественный образ». В художественном образе отражена объективная действительность благодаря использованию законов искусства. Он может представлять собой как конкретно-чувственное, так и обобщенное отражение предмета искусства.

Искусство возникает на основе появления эстетических чувств, эстетического отношения к миру у древнего человека. Заметим, что эстетические чувства являлись предельным обобщением практических ценностей – полезного, прочного, хорошего. Вещи, которые не несли утилитарной ценности, также приобрели абстрактную эстетическую ценность, и, таким образом, были освоены все сферы человеческой жизнедеятельности.

Искусство служило средством выделения общественной значимости происходящих событий, которые были раскрыты через средства художественного выражения: песня, танец, музыка, живопись и т.д.

Необходимо отметить, что в искусстве особенно отчетливо выделяется коммуникативный аспект, объединяющий людей, способствующий осознанию ими своего единства, своей общей силы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Федеральное агентство по образованию.. Белгородский государственный технологический университет.. им В Г Шухова..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия
Утверждено ученым советом университета в качестве учебного пособия для студентов 2-го курса дневной формы обучения специальностей 150

Постановка проблемы бытия в философии
Понятие «бытие» является фундаментальной категорией философии. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, которая включает в себя вопросы происхожде

Представление о сущности бытия в истории философии
В античности под бытием понимали так называемое наличное бытие, то есть окружающий мир (природу, вещи, людей), реальный процесс жизни, существующий в общем, абстрактном значении в форме вместилища

Представление о сущности человека в истории философии
В философской системе Древнего Востока, в частности Китая, человек рассматривается в неразрывной связи с обществом. Важнейшим смыслом его жизни является следование законам взаимоотношений между люд

Биологическое и социальное в человеке
Появление человека, его сознания и мышления было бы невозможно без анатомо - морфологических изменений, которые подготовили указанные новации. В отличие от животных, которые обладают порой

Структура и типология личности
Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой является сознание, самосознание, познавательные процессы, эмоции, воля, темперамент, интуиция, ценности, убеждения, идеалы.

Личность и общество
Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду, что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личности, но в этих конкретных о

Основные концепции понимания общества
Исследования общества сопровождается значительными трудностями, вследствие сложности его системы. Общественная жизнь достаточно динамичная и существует множество факторов, влияющих на ход историчес

Общество как саморазвивающаяся система
Наиболее полным в методологическом плане стал системный анализ общества. Основные исследования в этой области были изложены в предыдущем вопросе. Сущность системного подхода состоит в рассмотрении

Общество как процесс
Важной характеристикой общества является его постоянное изменение. Поэтому философское исследование общества имеют своим основанием диалектику (науку о развитии), рассматривая общес

Культура и ее социальные функции
На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества. Культура

Основные подходы к пониманию ценностей
Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Основная задача аксиологии – философском учении о ценностях – состоит в определении природы, места, возможностей

Нравственные ценности и мораль
Понятие «мораль» можно рассматривать двояко; во-первых – это совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей между собой и обществом; во-вторых – это

Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
Религия возникла в процессе исторического становления человека, общества, культуры и имела общественное основание в виде экономических и социально-психологических предпосылок.

Основные подходы и проблемы сознания
Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Познание сознания сталкивается с рядом трудностей, так как оно непосредственно не дано человеку, и образы, которые возникают в мозге, не имею

Возникновение сознания и его сущность
Живая материя, которая является основой жизни, после возникновения продолжала интенсивно развиваться в прогрессивном направлении. Критериями прогресса в данном случае явились усложнение организации

Сознание и бессознательное
Сознание является составной частью психики, другой его частью является бессознательное. Бессознательное - это явление, свойства и состояния, которые оказывают влиян

Познание как предмет философии
Познаниемназывают деятельность, направленную на получение знаний.Как известно, раздел философского знания, посвященный проблеме познания, называют гносеологией. Гносеология занимае

Проблема истины в философии и науке
Главной целью познавательной деятельности человека является достижение истинного знания или истины. Истина- это адекватное отражение действительности в сознании человека.

Ненаучное познание
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отде

Ее исторической эволюции
В философии науки существует общепринятое положение, что этапу становления науки предшествовал этап накопления донаучного, предпосылочного знания. К нему относится рациональный уровень мифологическ

Структура научного знания и его динамика
Научное знание представляет собой сложную и своеобразную систему процедур, которая изменяется по своим законам. В структуру научного знания входят: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы,

Аксиологические проблемы современной науки
В философии науки существует взгляд на науку как ценностнонейтральную, следовательно, вся научная деятельность безразлична к ценностям, поэтому ценностные суждения в науке могут касаться не ее само

Научное прогнозирование и общественный прогресс
Будущее можно рассматривать в зависимости от периодов, взятых за основу исследования. Если имеют в виду понятие «обозримое будущее», то это перспектива ближайших двух-трёх десятилетий, которые вход

  • Абсорберы, применяемые для очистки выбросов. Их характеристика и область применения.
  • Адреномиметические средства прямого действия. Классификация. Механизм действия. Фармакологическая характеристика отдельных препаратов. Применение.
  • Амплитудно-частотная характеристика, полоса пропускания и затухание
  • Эстетические ценности - это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей.

    Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

    Было бы неверным полагать, что возникновение понятия «эстетическая ценность» привело к возникновению «пропасти» между эстетическим и этическим. Возводя понятия ценности в ранг философской категории, Герман Лотце показал, что высшая степень эстетической ценности неразрывна с нравственно-этической. Эстетическая ценность единства и многообразия, последовательности и контраста, напряжения и расслабления, ожидания и неожиданности, тождества и противоположности не заключается сама в себе. И если сложность, напряженность и расслабление, если неожиданность и контраст обладают эстетической ценностью, то эта ценность основывается на том, что все эти формы отношений и явлений являются необходимыми элементами в порядке мира, которые в своей взаимосвязи должны создавать неизбежные формальные условия для всестороннего осуществления добра.



    Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим. Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности - возвышенное - также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», - с безобразным (уродливым) и низменным.



    Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

    Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное - категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое - категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни.

    Прекрасное - наиболее существенная и широкая по объему эстетическая категория. Термин прекрасное порой выступает как синоним эстетического. Не случайно эстетику часто определяют, как науку о прекрасном. В русском языке близко к термину прекрасное стоит красота. В отличие от прекрасного, красота характеризует предметы и явления преимущественно с их внешней и не всегда существенной стороны. Прекрасное же относится к понятиям, в которых предмет и явления раскрываются с точки зрения их сущности, закономерных связей их внутренней структуры и свойств. В категории прекрасного, однако, отражаются не только его объективные основы, но и субъективная сторона, выражающаяся в характере восприятия этих объективных основ, в отношении к ним, в их оценке, в этом смысле говорят о прекрасном как о ценности, ибо оно воспринимается как положительный феномен, вызывающий целую гамму чувств, начиная от спокойного любования и кончая бурным восторгом.

    Возвышенное - одна из основных категорий эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим количественно-качественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания - чувства возвышенного. Категорией, полярно противоположной возвышенному, является категория низменного.

    В природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы - буря, гроза, полярное сияние и т. д. Еще больше ярких проявлений В. мы находим в общественной жизни. Они содержатся в выдающихся деяниях, служащих делу прогресса, как отдельных личностей (великих людей, героев), так и целых классов, масс, народов. Возвышают и воспевают эти свершения и подвиги произведения искусства. В процессе художественного освоения возвышенного. сформировался целый ряд специфических жанров искусства: эпопея, героическая поэма, героическая трагедия, ода, гимн, оратория, монументальные жанры живописи, графики, скульптуры, архитектуры и др.

    Исключительность возвышенных явлений бывает двоякого рода. Это может быть

    Исключительность внешнего масштаба, превосходящего привычную норму чувственного восприятия, и

    Исключительность внутренняя, смысловая, постигаемая интеллектуально, духовно, опосредствованно. Существует немало явлений, в которых оба эти признака совпадают.

    Возвышенное может быть лишь такое явление, которое при всей своей исключительности, мощи и грандиозности не представляет непосредственной угрозы созерцающему его человеку. В противном случае разрушаются сами условия эстетического восприятия.

    Трагическое - одна из основных категорий эстетики, отображающая наличие глубоких объективных противоречий в борьбе человека с природой, в столкновениях противоположных общественных сил, в деятельности и внутреннем мире личности - противоречий, катастрофических по своим последствиям для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей, а потому возбуждающих в нас напряженнейшее духовное переживание – трагическое чувство.

    Комическое (от греч. komikos - смешной) - одна из основных эстетических категорий, отражающая жизненные явления, характеризующиеся внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, за что они себя выдают. Это несоответствие Н. Г. Чернышевский определил, как выражение «пустоты и ничтожества, прикрывающегося внешностью и имеющего притязание на содержание и реальное значение». Это может быть несоответствие цели и средства, усилий и результата, возможностей и претензий в действиях людей и т. д.