Дифференцированные задания. Справка: дифференцированный подход при даче домашних заданий. и ниже – «2»

Расти должны все цветы.
Ивангелие.

Начальная школа является чрезвычайно важным этапом возрастного развития и становления личности детей. Она призвана помочь ребенку, его родителям, учителям определиться в выборе индивидуального образовательного маршрута. Массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную школьную программу. Поэтому в образовании идет поиск моделей обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности) является дифференцированное обучение .

Дифференцированное обучение выдвинуло перед педагогами, психологами, врачами целый ряд вопросов, от решения которых будет зависеть полнота реализации этой интересной идеи:

Презентация. Слайд 1.

  • Какие параметры должны составлять основания для формирования гомогенных по составу классов?
  • Как воспользоваться результатами исходного психологического тестирования при определении уровня сложности и объема учебного материала, при ориентации образовательных программ?
  • Как взаимоувязать при диагностике критерии успешности выполнения психологических тестов и психолого-педагогического обследования?

Из всего разнообразия методик, которые проводятся с детьми, поступившими в первый класс, позволяют утверждать, что они характеризуются рядом особенностей, обусловленных не только возрастным развитием, но и социально-педагогическими.

Слайд 2.

Психолого-педагогическое обследование 1 класса.

Первоначально полученные данные обрабатываются и обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме. На основе полученных результатов строится дальнейшая работа с классом.

Я выбрала 3 параметра диагностики: учебная мотивация, общая осведомленность и работоспособность. На диаграмме хорошо прослеживаются уровни каждого ученика. Таким образом, образовались следующие группы:

Высокий уровень – 12 учеников;

Средний уровень – 8 учеников;

Низкий уровень – 5 учеников.

Эти группы относительно объективны, так как по разным предметам образуется другая группа, количество учеников колеблется (увеличивается или уменьшается).

25–30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часа. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Слайд 3.

Дифференцированное обучение имеет развивающее направление (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее направление (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества).

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

Слайд 4.

Схема структурного анализа класса. Деление на группы.

1-я группа, ученики с высокими учебными способностями.

а) высокий уровень развития и высокая трудоспособность (оценки 5);

б) средний уровень развития и высокая трудоспособность (оценки 5,5,4);

в) высокий уровень развития и средняя трудоспособность (оценки 4,5,4);

Эта группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

2-я группа – учащиеся со средними способностями.

а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность (оценки 5,4,3);

б) низкий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 4 и 3);

в) низкий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 3 и 4редко);

Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учениками.

3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями.

а) высоки уровень развития и низкая работоспособность (оценки 2,3,4,5);

б) средний уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3,3,2);

в) низкий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3,2,2…);

Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.

Слайд 5.

Пример дифференцированного подхода к обучению.

Отработка вычислительных навыков. Десяток. 1 класс (внеурочное время).

№ гр Количество учащихся Время (мин) Количество примеров Примечание
1 12 20 40-45 Устно, самостоятельно
2 8 20 30-32 По линейке, самостоятельно
3 5 20 20-25 По линейке, с товарищами, с учителем

Объем выполненных вычислений колеблется от 20 примеров до 45 примеров за 20 минут.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью выполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.

На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.

Схема урока.

Объяснение нового материала.

I этап. Повторение пройденного.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности.

1 гр. – выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний;

– следит за работой 2 и 3 групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений;

– готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу 2 и 3 групп.

2 гр. – прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися 1 группы на прошлом уроке;

– проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.

3 гр. – выученные правила применяет на практике, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на предыдущих уроках с учащимися 1-й и 2-й групп; повторяет материал, связанный с объяснением нового.

II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).

III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.

1 гр. – самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на не нужное повторение.

2 и 3 гр. – вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.

2 гр. – самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.

3 гр. – доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое положение по учебнику; 2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.

IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3-й группы, потом 2-й и заканчивается 1-й.

Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды. Выполнение самостоятельной работы 1-й группы слушают 2 и 3 группы.

V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.

VI этап. Домашнее задание двух видов: различные по сложности и по содержанию; различные или по сложности, или по содержанию.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою нужду – он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Слайд 6.

Образец дифференцированного подхода на уроке математике.

Тип урока. Объяснение нового материала.

Тема урока “Дециметр”. 1 класс.

1 этап урока. Повторение пройденного.

а) Самостоятельная работа различной сложности (измерение отрезков, сравнение отрезков, конструирование отрезков).

1-я группа

– самостоятельно выполняет работу;

– следит и помогает детям 1 и 2 групп;

– готовит обобщенные карточки по повторяемому материалу для 1 и 2 группы.

2-я группа

– работает по опорным схемам;

– работает по образцу;

– проверяет д.з 3-тьей группы, повторяет с ними правила для усвоения нового материала.

3-я группа

– применяет выученные правила;

– выполняет с.р. по опорным схемам, 1 и 2 группы;

– повторяет материал, связанный с изучением нового материала.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. “Субъективный” характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизация знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создается возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативу, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. Учебно-методический комплект “Начальная школа ХХI века” – обеспечивает два типа дифференциации обучения.

1. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу “больше – меньше”, а по принципу “труднее – легче”. Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения.

2. В учебно-методический комплект входят специальные рабочие тетради по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и технологии, которые обеспечивают педагогическую поддержку как “сильным”, так и неуспевающим учащимся.

Одна из идей “Начальной школы XXI века” это “обучение строится на основе принципа дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие у него трудности, обеспечивать поддержку его способностей”.

Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для “сильных” учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые .

Слайд 7.

Урок русского языка. 3 класс. Второе полугодие.

Блок “Правописание”.

Тема урока “Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-ого склонения”.

(Урок 95, в учебнике стр.43, в РТ стр.11).

1.Материал для наблюдения.

а) обрати внимание на ударные и безударные окончания имен существительных 2-ого склонения.

Слова слон, брат, колесо (таблица)

б) Упражнение 1. Просклоняй слова окно, озеро .

* Петя выбрал слова слон и колесо.

* Женя решила выучить таблицу с окончаниями.

* Реши, каким способом будешь пользоваться ты.

Упражнение 1 из учебника, стр. 44, упр.2 из РТ.

Задания: спиши, вставляя окончания имен существительных. Объясни свой выбор, это может быть опорное слово (слова-подсказки), или указание на падеж. Выпиши словарные слова.

1гр. – все задания, самостоятельно.

2гр. – все задания, применив карточку-подсказку.

3гр. – карточка-подсказка, помощь учителя, исключив последнее задание.

Упражнение 2 из учебника и упр.3 из РТ.

* Выпиши словосочетания, в которых пропущено окончание – е.

* Вставь пропущенные буквы.

* Выдели часть слова, в котором находится пропущенная буква.

1гр. – все задания, самостоятельно, у доски 2-4 ученика.

2гр. – карточка-подсказка, помощь 1гр.

3гр. – карточка-подсказка, помощь 1гр., 2гр., учителя.

Домашняя работа.

Упражнение 3 устно, подготовка к диктанту.

Упражнение 4 из учебника, упражнение 4 из РТ.

1гр. – все задания + 2 пословицы дописать.

2гр. – все задания.

3гр. – упр.3 и упр.4, остальное по желанию.

На данном уроке учащиеся высокого уровня выполнили письменную работу в объеме 110 слов, а домашняя работа содержит 31 слово + 2 пословицы.

Как видно из примера, объем дифференцированного обучения занимает 30–40% урока. Это дает возможность не упустить “сильных” и “слабых” учеников. Такой подход отрабатывается не сразу, нужен профессионализм и терпение.

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребенка. Грамотный подход к объему, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того это положительно повлияет на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них самостоятельность, организованность, умение рационально использовать свое свободное время, ценить его. Все мы знаем, что объем письменной работы не должен превышать третьей части объема работы, выполненной в классе.

По возможности домашнее задание, дозировка его объема должны быть дифференцированными (кому-то из ребят легче выполнить задания по русскому языку, кому-то по математике, кто-то медленно читает, и от этого разное время тратиться на выполнение домашних заданий. Домашнее задание не должно дублировать классную работу, его выполнение не должно превращаться в тренировку только памяти – желание запомнить как можно лучше текст учебника. Это должно быть работа по применению, использованию тех знаний, которые ученик получил в классе. Это особенно важно учитывать, так как репродуктивная работа снижает интерес к знаниям, не развивает самостоятельность, а именно она и является основным условием, обеспечивающей целесообразность и успешность выполнения домашней работы.

Лучший вариант домашней работы творческий и дифференцированный. Совсем не обязательно, когда все дети получают одно и то же задание. Работа в классе по обсуждению домашних заданий будет значительно продуктивнее и интереснее, если эти задания разные. Возникает учебный диалог: школьники могут дополнить друг друга, предложить другие способы решения, поспорить, порассуждать.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место занимает роль творца (организатора) своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Литература:

  1. Журнал “Завуч” №3 – 2003г. Стр. 58.
  2. Журнал “Начальная школа” № 6 – 2001г. Стр. 22.
  3. Журнал “Начальная школа” № 1 – 2002г. Стр. 72.
  4. Журнал “Завуч” №1 – 2002г. Стр. 10.
  5. Журнал “Завуч” №3 – 2002г. Стр. 37.
  6. Сборник программ к комплекту учебников “Начальная школа XXI века”, М.: “Вентана-Граф” – 2009г.
  7. Русский язык в начальной школе. Оценка знаний. под ред. С.В. Иванова. М.: “Вентана-Граф” – 2004г.
  8. Русский язык. Учебник. 3 класс.М.: “Вентана-Граф” – 2006г.

Дифференцированные задания – это эффективное средство осуществления индивидуальной подготовки в организации учебной деятельности. Такие задания дают возможность предоставить ученику нагрузки, соответствующее его возможностям, которое лучше раскрывает его способности, позволяет комфортно чувствовать себя на уроке.

Мнение о необходимости дифференцированного подхода к учебной деятельности школьников не раз высказывал в своих трудах В. Сухомлинский: «К каждому ученику надо подойти, увидеть его трудности, каждому дать только для него предназначенное задачи».

Проанализировать возможности использования дифференцированных домашних заданий на уроках математики в начальной школе.

Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Она выполняется без непосредственного руководства учителя, поэтому требует создания соответствующих условий. Домашняя работа должна быть посильной, но и не слишком легкой для каждого ученика. Общая задача для всего класса не способно удовлетворить потребности каждого ученика. Для одних детей он будет слишком легким, а для других – наоборот, слишком сложным. В таком случае эффективность от его выполнения незначительна. Часть учеников не получает необходимой нагрузки, а другие – теряют веру в своих силах. Использование дифференцированных задач поможет избежать этого и создать оптимальные условия для самостоятельной оптимальной работы каждого ученика.

Давая дифференцированные домашние задания, учителю нужно иметь целью: закрепить умения и навыки, развить логическое мышление, формировать самостоятельность, самоконтроль – ответственное отношение к учебе. Навыки самостоятельности в работе лучше формируются через дифференциацию домашнего задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Например, при изучении нового материала учащиеся получают такие домашние задания:

  • слабые – решить примеры;
  • средние – решить задачу;
  • сильные – решить задачу и составить еще до заданной задачи – обратную.

Таким же образом нужно дифференцировать и упражнения другого вида: решить примеры на усвоение правила порядка действий (из учебника или другого источника), поставить скобки, чтобы получилась указанная ответ, с помощью скобок изменить порядок действий, составить пример на порядок действий одной ступени, двух степеней, со скобками.

Вот некоторые образцы длительных домашних работ:

  1. Самостоятельно выучи новый материал (перед обработкой очередной темы), чтобы объяснить его товарищам.
  2. Добери математические сведения из дополнительных источников, чтобы использовать их для составления и решаемые и на уроке.
  3. Добери и реши несколько интересных задач из журналов.
  4. Реши задачи повышенной сложности.

В течение нескольких дней ребенок может обдумывать задачи, искать способы его выполнения, а затем выполнять, нетрадиционная для начальной школы самостоятельная домашняя работа в конечном итоге способствует формированию устойчивого знания предмета, глубоких, осознанных знаний и умений.

«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка»

Выполнила: Алексеева Екатерина Вячеславовна –

учитель русского языка и литературы

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

средней школы №3 р.п. Ильиногорск,

Володарского муниципального района

Нижегородской области

г. Нижний Новгород, 2015


1.Обоснование целесообразности предлагаемой методической разработки для реализации принципа дифференциации. 2

2.Цель и задачи формирующего и контрольно-измерительного материала: 3

3.Описание методической разработки в контексте спецификации ее применения. 4

4. Описание полученных результатов применения формирующего и контрольно-измерительного материала 29

5. Значение применения дифференцированных заданий на уроках русского языка 33

6.Список используемой литературы 35

1.Обоснование целесообразности предлагаемой методической разработки для реализации принципа дифференциации.

Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Формировать у учащихся основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение некоторых условий. Это и дифференцированная деятельность на уроках.

2.Цель и задачи формирующего и контрольно-измерительного материала:

Цель: показатьиспользование формирующих и контрольно-измерительных материалов на уроках русского языка в 6 классе, направленных на достижение планируемых результатов

Задачи:

    Изучить технологию дифференцированного обучения в теории и в практике передового опыта.

    Разработать задания базового и повышенного уровня, направленные на достижение планируемых результатов, необходимых при изучении данного раздела.

    Разработать критерии оценки заданий разного уровня

    Определить эффективность заданий разного уровня в практике преподавания русского языка.

3.Описание методической разработки в контексте спецификации ее применения.

Любые формы дифференцированного обучения должны опираться на разработанные дидактические материалы, учебные тексты, системы задач и упражнений, самостоятельные и контрольные работы

Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал и выработать необходимый навык на его основе.

Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующих необходимых обобщений. Дифференцированные задания должны быть подготовлены заранее: записаны на доске, таблице, карточках. Их следует разделить на два вида:

1. Обязательные задания.

Они способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны для выполнения каждому ученику:

2. Дополнительные задания.

Рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определённых выводов.

В данной работе представлены дифференцированные задания по некоторым темам для учащихся 6-х классов, которые могут использоваться на уроке русского языка с целью закрепления знаний, в качестве контрольных и самостоятельных работ.

Дифференцированные задания к разделу «Словообразование»

«Морфемика и словообразование»

Базовый уровень.

Для успешного решения заданий базового уровня достаточно опоры на формальные признаки морфемы: 1) положение по отношению друг к другу (приставка – перед корнем, корень – центральная часть, суффикс – после корня и окончание – после корня и суффикса); 2) часто встречающиеся в определенном положении, узнаваемые комбинации букв (н-р, по-, под-, на-, в- и т.п. - приставки; -ок, -ик, -еньк, -оньк и т.п. - суффиксы); владения отдельными приемами (н-р, изменение слова по числам или падежам 1 для выделения окончания в слове).

Типы заданий: разбор слова (предположительно знакомого, с прозрачным морфемным членением); определение значения приставки, суффикса или окончания (для ряда слов с прозрачным морфемным членением и регулярных словообразовательных моделей); образование слова по продуктивной словообразовательной модели (на основе демонстрации/предъявления этой модели; выделение корня слова в ряду однокоренных слов (в словах, не содержащих чередования в корнях) и т.п.

Планируемые результаты

Предметные результаты: знают определения понятий темы,умеют мотивировать производное слово и записывать производящее, умеют находить производящую основу, умеют производить морфемный разбор на основе операций словообразовательного анализа,знают основные способы словообразования.

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия.

Коммуникативные УУД: умеют осознанно строить речевое высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Познавательные УУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Задание 1.Вставьте пропущенные слова

    Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика) .

    Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема) .

    Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень) .

    Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это(корень) .

    Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание) .

    Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка) .

    Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс) .

Задание 2.Игра “Верно – неверно” . Если вы согласны со сказанным, то ставьте плюс, если нет - минус

    Морфема – значимая часть слова. (+)

    Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).

    Соединительными гласными бывают О – Е (+).

    Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).

    Приставка служит для связи слов в предложении (-).

    Приставка стоит после корня (-)

    Окончание не является частью основы (+)

Задание 3. Выделить окончание: начинал, сыпать, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.

Задание 4.Выделить суффиксы: птичка, травка, миленький, цветочек, платьице, сердечком.

Задание 5.Во втором слове каждой пары выделите морфемы, с помощью которых образовалось слово.
Море – приморский, берег – прибрежный, край – бескрайний,
море – заморский, смысл – бессмысленный.

Бежать – прибежать, город – пригород, лес – лесной,
рассказ – рассказчик, коса – косить, ученик – ученический, ставить – расставить.

Задание 6.Выберите слова, которые не образованы от других слов.
Дом, бронзовый, ручной, везти, поиграть, чулок, осенний, вешалка, сумка, знакомый.

Задание 7.В словах выделите морфемы, с помощью которых они образовались.

Разбить, празднично, по-французски, преданность,
талантливость, злющий, безрукавка.

Задание 8. Запишите эти слова, укажите способ их образования

Посадка – префиксально-суффиксальный.

Высадка – префиксально-суффиксальный

Рассада – префиксальный

Насадка – префиксально-суффиксальный.

Садовник – суффиксальный.

Садовод – сложение.

Палисадник – префиксально-суффиксальный.

Задание 9.Выполнить морфемный разбор слова : сыпать.

Задание 10.Подберите слова, соответствующие схеме:

Задание 11.

Тест
1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

5. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.

8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?

А) кожаный,
Б) отлет,
В) водолаз,
Г) напольный.

9. Какое слово образовано бессуффиксным способом

А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.

10. Какое слово образовано способом сложения?

А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный

11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.

13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ

А) приставочный,
Б) суффиксальный,
В) бессуффиксный,
Г) переход

14. Укажите способ образования слова ВОСХОД

А) приставочный,
Б) бессуффиксный,
В) суффиксальный,
Г) переход

15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

Повышенный уровень сложности

Для успешного решения заданий повешенного уровня сложности необходимо понимать основания выделения морфемы (наличие значения и повторяемость в ряде слов), производить морфемный и словообразовательный анализ , соотнося элементы значения слова с формальными элементами структуры слова,необходимо использовать морфемный анализ в качестве средства для решения задачи, при условии, что на необходимость применения морфемного анализа прямо не указано.

Типы заданий: различение приставки (суффикса, окончания) и части корня; определение значения незнакомой (искусственной, уникальной, заимствованной) морфемы; отождествление морфемы с чередованием (морфемы, имеющей варианты написания) на основе частичного буквенного совпадения и общности значения; различение состава омоформ (н-р, стекла (сущ. Р.п. ед.ч.) и стекла (глаг., пр. в., ж.р.); толкование слова на основе его морфемного состава; образование слова на основе его толкования и т.п.

Задание 1.От прилагательных образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, запишите.

Синий, удалой, глухой, глубокий, гладкий, далёкий

Задание 2.От глаголов образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, запишите.

Визжать, переписать, лгать, обмануть, выходить, ходить

Задание 3.На Марсе живут человечки. У них есть такие слова. Они переводятся так. Подумайте, чем отличается этот язык от русского языка с точки зрения словообразования (работаем в группах). Придумайте слова на марсианском языке, используя, русские корни.

Задание 4.Блиц-опрос

Дайте характеристику производным словам (слова называются производными, так как они произведены от других слов).

Назовите основное отличие производных слов от производящих (производящие слова – это те, которые производят другие слова)

Какая основа называется членимой, а какая – нечленимой? (в членимую основу, кроме корня, входят еще и аффиксы).

Определите, каким словам дал жизнь корень САД.

Задание 5.Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.

Задание 6.Запишите несколько примеров слов, образованных:

а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.

Задание 7.Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы 2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно 2 , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского 2 , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных 2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, - язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь)

Задания

1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.

2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.

4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Приведенные примеры упражнений могут использоваться учителем на разных этапах урока в зависимости от планируемых результатов, которые он перед собой ставит. Задания можно использовать как на уроке в качестве групповых заданий, так и для индивидуальной работы.

Уровень задания

Тип задания

Оценка

Работа с текстом, имеющим пропуски понятий, формулировок определений понятий

«5» - все пропуски заполнены правильно

«4» - допущена одна ошибка или не вписан один пропуск

Выделение морфем в слове, выполнение морфемного разбора, умение определять способ словообразования.

«5» - ученик выполнил все задания верно

«4» - ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»- правильно выполнено не менее половины заданий

Выбор одного правильного ответа(тест)

Повышен-ный уровень

Работа с текстом

«5» - полностью выполнены все задания, «4» - задания выполнены не полностью, допущены 1-2 негрубые ошибки

«3» - правильно выполнено не менее половины заданий.

«2» - не выполнено более половины заданий

Повышен-ный уровень

Выполнение нестандартных заданий (образование слов с помощью нулевого суффикса и т.п.)

«5» - обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные

«4» - даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом исправлении излагаемого.

«3» - задание выполнено не в полном объеме, имеются более 2 недочетов

«2» - задание не выполнено

Повышен-ный уровень

Творческий уровень

Развернутый ответ

Проверочная работа по теме « СЛОВООБРАЗОВАНИЕ »

Цели: контроль теоретических знаний и основных способов действия по теме «Словообразование»

Способы действий

критерии оценки

Знание теории по теме «Морфемика и словообразование»

Задание 1.

1.Объясни термины:

Морфемика–

Морфема–

Корень–

Суффикс–

2. Напиши, то такое словообразование

12 баллов (по 2 балла за правильное определение)

Знание способов словообразования; умение определять способ образования слова; умение производить словообразовательный разбор; умение строить словообразовательную цепочку

Задание 2.

1. Построй словообразовательную цепочку от слова ЛИСТ (не менее 10 слов):

2. Построй словообразовательную цепочку к слову авианосец

3. Определи способ образования слов:

ПОДБЕРЁЗОВИК –

ЮГО-ЗАПАД –

ПРИЛЕЧЬ –

(ШКОЛЬНАЯ) СТОЛОВАЯ –

ПРОГОВОРИЛСЯ – _

9 баллов (по 3 балла за каждое верно выполненное задание)

Знание морфем; умение производить морфемный разбор слова; умение конструировать слова с заданными морфемами и по заданным схемам

Задание 3.

1. Произведи морфемный анализ слов:

ПЕРЕБЕЖЧИК, ВОДОПРОВОДЧИК, СОРОКАЛИТРОВЫЙ, ПОСУДОМОЙКА, САМОЛЁТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ, ТРЁХЪЯРУСНЫЙ, ТРЁХНЕДЕЛЬНЫЙ, ПЯТИУГОЛЬНЫЙ

2. Построй слова по схемам:

а) корень, суффикс, окончание

б) приставка, корень, суффикс, окончание

в) корень, интерфикс, корень _

г) приставка, корень, суффикс, постфикс

6 баллов (по 3 балла за каждое верно выполненное задание)

Умение определять однокоренные слова

Задание 4.

Прочитай. Найди лишние слова. Спиши только однокоренные слова.

Лес, лесной, лесочек, роща, лесистый, лесничий, лестница.

15 баллов (по 3 балла за каждое верно выполненное задание)

Общий балл:

42-40 б.- «5»

39-30 б.- «4»

29- 21 б.- «3»

20 и ниже – «2»

42 б = 100%

Правописание корней с чередованием гласных

Планируемые результаты

Предметные результаты: видят корни с чередованием гласных, знают условия выбора орфограмм, умеют выделять орфограмму в слове.

Регулятивные УУД: мотивируются к деятельности, устанавливают связь с реальными объектами повседневной жизни; прогнозируют, корректируют свою деятельность

Коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Познавательные УУД: преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в схему, в таблицу, рисунок, задачу, составлять план и т.д.), разграничивая основную и дополнительную информацию

Личностные результаты: осознают эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Задание 1. Неосложненное списывание (I уровень знаний).

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Задание 2. Осложненное списывание

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

Задание 3. Списать текст, обозначив орфограмму в корнях с чередованием гласных А-О и Е-И

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм. Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками. Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана. Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.

Задание 4. Выпишите слова на изучаемую орфограмму в столбик, выделите корень и подчеркните орфограмму.

    Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

    Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

    Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

    Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.

    Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.

    Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

Задание 5. Исправьте ошибки.

Отраслевой, налогать, разгареться, горят, загорелись, выростить, ростение, разложение, выростить, ростение, вросли, касается, лажимся, ростет, горючее, подрасли, улажить, взрощенная.

Повышенный уровень сложности.

Задание 1. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 2. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – ______ руки. (Сложить)

Задание 3. В каждой группе слов найди лишнее:

а) заря, зарядка, озарять, озарение

б) подгореть, выгорел, гора, сгорание

в) творог, творить, сотворение, творительный

г) прикосновение, коснуться, неукоснительно, косой

д) макать, макет, обмакнуть

е) растение, растереть, возраст, расти

ж) умирать, замирать, помирить

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Прод_раться

Р_стительность

Непром_каемый

Обм_кнуть

Прик_сновение

Заг_релый

Подл_жить

Выр_щенный

Задание 5. Запишите по два слова с данными орфограммами :

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Непроверяемая гласная в корне слова.

Слова исключения для РАСТ-, РАЩ-, РОС-.

Задание 6. Задание творческого характера

Составить словосочетания на тему: «Родной город», используя слова с чередованием гласных в корне.

Задание 7.Вставьте пропущенные буквы. С одним из слов придумай и запиши предложение с обращением.

Взр…щенный, ср…слись, привск…чить, р…сти, выр…стить, изл…гать, р…стение, предл…гать, обр…стает, выск…чка, ср…щение, обл…жение, Р…стов, ск…чок, отр…сль, выл…жить, ср…стись, ск…чи, нал…гается, Р…стислав, пол…жение, ск…кать, выл…жен.

Матрица оценки правильности выполнения заданий.

Уровень задания

Тип задания

Оценка

Неосложненное списывание, выделение корня с чередованием, обоснование выбора орфограммы

«5» - все орфограммы найдены и выделены

«4» - допущена ошибка в выделении корня или не выделена орфограмма

«3» - допущены 2 ошибки и не более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

«2» - допущено более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

Осложненное списывание

«5» - все пропуски заполнены правильно, орфограммы выделены

«4» - допущена 1-2ошибки или не выделены орфограммы в 1-2 словах

«3» - допущены 2 ошибки и не более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

«2» - допущено более 50% ошибок от общего числа правильных ответов, орфограммы выделены не во всех словах или выделены неверно

На нахождение ошибок в тексте

«5» - полностью исправлены все ошибки

«4» - пропущена одна ошибка

«3» - найдено 50-75% от общего количества ошибок

«2» - найдено менее 50% ошибок

Повышенный уровень

Выбор одного правильного ответа

«5» - 80-100% правильных ответов

«4» - 61-79% правильных ответов

«3» - 50-60% -правильных ответов

«2» - менее 50% правильных ответов

Повышенный уровень

Запись собственных примеров,иллюстрирующих правило

«5» - примеры приведены для каждого предложенного правила

«4» -приведены примеры не на каждое правило или подобраны неверно

«3» -примеры подобраны для половины правил

«2» -выполнено меньше 50% задания

Повышенный уровень

На установление соответствия

«5» - полностью правильно установлены соответствия

«4» -допущена одна ошибка

«3» -допущено две ошибки

«2» - неверно установлены соответствия

Повышенный уровень

Заполнение таблицы

«5» - все столбцы и строки таблицы заполнены правильно

«4» - допущены две ошибки «3» - не более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

«2» - допущено более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

Повышенный уровень

Вставить буквы, придумать предложение

«5» - буквы вставлены верны, предложение составлено в соответствии с требованиями задания

«4» - допущены 1-2 ошибки, предложение составлено верно

«3» - буквы вставлены в 50% слов, предложение составлено с небольшими недочетами

«2» - вставлено менее 50% от общего числа, предложение не составлено

Повышенный уровень

На объяснение происходящих процессов, явлений

«5» - названы все аргументы, объясняющие то или иное явление

«4» - не названы 1-2 аргумента, объясняющие то или иное явление

«3» - названо не менее 50% аргументов от общего числа всех аргументов, объясняющих то или иное явление

«2» - названо менее 50% аргументов от общего числа всех аргументов, объясняющих то или иное явление

Творческий уровень

Составить словосочетания на определенную тему, используя слова с изучаемой орфограммой

«5» - ответ полный, построен на основе изученного способа действий или создан новый способ за счет трансформирования изученного

«4» - ответ построен на основе изученного способа действий и допущены несущественные ошибки, неточности

4. Описание полученных результатов применения формирующего и контрольно-измерительного материала

Работа «Правописание корней с чередованием» с применением заданий базового и повышенного уровня сложности проводилась среди учеников параллели 6-классов при изучении модуля «Морфемика и словообразование».

Всего учеников

Выполняли работу

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

Всего

59

59

34

Всего учеников

Выполняли работу

Удовлетворительно

Всего

59

20

24

15

Гистограмма 1. Результаты выполнения работы «Правописание корней с чередованием» в параллели 6-х классов.

По результатам выполнения заданий были определены уровни учебных достижений учащихся.

% выполнения работы

Полученный результат

% от общего количества учеников

удовлетворительно

неудовлетворительно

Таким образом, в параллели 6-классов с заданиями базового уровня сложности справились все обучающиеся, задания повышенного уровня сложности выполнили ученики, проявляющие большую степень самостоятельности (творческие задания).

5. Значение применения дифференцированных заданий на уроках русского языка

В обучении русскому языку использованию разноуровневых заданий уделяется особое значение. Основная цель - создать условия для самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами и главное, возожностями, что позволяет учащимся реально оценивать свои силы, а также видеть свои достижения.

Применение дифференцированных заданий приводит к устойчивым положительным результатам и в обучении русскому языку, а именно:

Появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне;

Реализуется желание учащихся с сильной мотивацией быстрее и глубже продвигаться в образовании;

Учащиеся cо слабой мотивацией получают возможность испытывать учебный успех, стремятся к более высоким достижениям.

Применение разноуровневых заданий на уроках позволит выявить объективный уровень каждого ученика.

Задания базового уровня сложности требуют воспроизведения материала, содержат определенную помощь. Задания повышенного уровня сложности направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Эти задания рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания).

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем задачу развивающего обучения

6.Список используемой литературы

    Сайтанова, Н. И. Русский язык. Тестовые упражнения. 5-6 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Сайтанова. - М. : Просвещение, 2012.

    Тростенцова, Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс [Текст] / Л. А. Тро¬стенцова, М. М. Стракевич, Н. В. Ладыженская. - М. : Просвещение, 2012.

    Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. / Е.П.Черногрудова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

    Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений» /Е.А. Влодавская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

    Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

    Русский язык. Разноуровневые задания. 6 класс / Сост. Л.Н.Федосеева. – 2-ое изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./; под. ред. А.Г. Асмолова.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Из опыта работы учителя русского языка. Статья «Дифференцированные домашние задания на уроках русского языка в 5-6 классах (по учебнику под редакцией М.М. Разумовской)»

Аннотация к педагогической статье
Материал представляет собой методическое обоснование применения дифференциации домашних заданий на уроках русского языка в 5-6 классах. Практическая значимость работы заключается в том, что дифференциация домашних заданий не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Необходимо отметить также, что введение разноуровневых домашних заданий дает возможность получения не только предметных результатов обучения, но и метапредметных, таких как способность извлекать информацию из разных источников, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, создавать, совершенствовать и редактировать собственные тексты и.т.п. В целом внедрение технологии, направленной на дифференциацию домашних заданий, позволяет усовершенствовать систему организации учебного процесса и повысить качество образования.

Дифференцированные домашние задания на уроках русского языка в 5-6 классах (по учебнику под редакцией М.М. Разумовской).
Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности современной школы. По русскому языку – ситуация удручающая. Слабые ученики ищут спасения в ГДЗ (сборник готовых домашних заданий) или в помощи родителей, средние и сильные исполнительные ученики выполняют задания, тяготясь повседневным изматывающим переписыванием упражнений и выполнением однообразных заданий. ФГОС нового поколения же говорят нам о том, что необходимо формировать интерес к предмету не только через личный образовательный результат, но и через процесс. То есть, ученику должно нравиться выполнение домашнего задания, так он лучше усвоит учебный материал. Кроме того, концепция развивающего обучения говорит о том что, задание на дом должно быть дифференцированным, чтобы учащийся смог выбрать посильное для него задание, выполнив которое он почувствует уверенность в себе и сможет раскрыть свой потенциал.
Домашние задание всегда направлено на какой-либо результат, который ФГОС делят на два уровня сложности: базовый и повышенный.
Такой подход основан на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. В частности он говорит о том, что у ребёнка есть два уровня развития – актуальный (присутствует на данный момент) и потенциальный (которого может достичь при создании определённых условий). Так и базовый уровень домашнего задания подразумевает то, что учащийся способен его выполнить при помощи умений, выработанных на данном уроке и ранее. А повышенный – то, что кроме умений, полученных на уроке, учащийся применит и закрепит иные умения.
Цель дифференцирования домашних заданий состоит в том, что обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей при выполнении домашней работы. Объём и сложность задания должно быть на доступном для него уровне.
Использование дифференцированных домашних заданий позволяет решать следующие задачи:
1) обеспечить возможность углубления, систематизации и обобщения знаний и умений, полученных на конкретном уроке в соответствии с уровнем обученности учащегося;
2) стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащегося при выполнении домашнего задания;
3)содействовать формированию не только предметных учебных действий, но и метапредметных, создавая для этого условия.
Для облегчения работы учителя и учащихся, в методической литературе рекомендуется составить сборник дифференцированных заданий, в котором вопросы и задания должны быть сгруппированы по отдельным разделам, в каждом из которых представлены задания базового и повышенного уровня. В базовый уровень входят задания для учащихся со средним и низким уровнем обученности, в повышенный, соответственно, - задания для сильных учеников. Но как показывает практика, эти рекомендации остаются только в теории.
Данная статья направлена на то, чтобы конкретизировать понятие разделения домашнего задания на разные уровни в рамках предмета «русский язык», составить принципы разработки и формы заданий разного уровня сложности.
Для применения дифференциации домашних заданий в работе учителям необходимо выделить для себя принципы составления разноуровневых заданий и предпочитаемые формы работы.
Принципы составления дифференцированных заданий по русскому языку в 5-6 классах
1) Базовый уровень домашнего задания
Задание должно быть основано на предметном материале урока.Должен присутствовать образец выполнения (либо в учебнике, либо в классной работе) Следует добавить один из языковых разборов слова (умение проводить различные виды анализа слово - обязательное требование ФГОС по русскому языку).
2) Повышенный уровень. .
Задание должно быть основано на предметном материале урока. Образца выполнения нет, учащийся сам решает, как выполнять задание. Добавить один из языковых разборов слова на выбор учащегося.Допустимо творчество в оформлении (межпредметные связи с ИЗО, технологией).
Формы дифференцированных заданий по русскому языку в 5-6 классах:
Базовый уровень домашнего задания:упражнение из учебника с исходным заданием,текст из упражнения учебника + задание учителя по образцу классной работы. Повышенный:упражнение из учебника + творческое задание,творческое задание на основе текста из упражнения учебника,формулировка задания из учебника русского, а текст – из учебника литературы;создание собственного небольшого текста на основе материала урока,подбор текста и самостоятельное составление заданий к нему.
В данной статье мы хотим показать примеры дифференцированных заданий по конкретной теме («Имя существительное») в конкретном классе (6 класс) по учебнику под редакцией М.М. Разумовской.
Примеры заданий по теме «Имя существительное» 6 класс (УМК под редакцией М.М. Разумовской).
Тема урока - Морфологические признаки имён существительных - базовый -№ 97 - письменно,РЕШЕНИЕ - фонетический разбор, повышенный - нарисовать и вырезать человека-существительное (размера А4) + три смены одежды к нему с непостоянными признаками существительного.
Тема урока - Способы словообразования имён существительных ,базовый - №111 (1,3) собачонка - по составу, повышенный - у по три примера на каждый способ словообразования существительного, составить с ними небольшой связный текст на тему «Осень в парке».
Тема урока - Сложение как способ словообразования имён существительных. Словообразовательные цепочки - базовый - составить словообразовательные цепочки со словами ЛЁД, РЕМОНТ + примеры на сложение с этими словами, повышенный - составить словообразовательные цепочки со словами, которые начинаются на буквы М, С, Т + примеры на сложение.
Тема урока - Сложносокращённые слова -базовый №118, Спб - словообразовательный разбор, РАйПо - словообразовательный разбор, повышенный - составить текст про Санкт-Петербург с 5-ю сложносокращёнными словами.
Тема урока - Сложносокращённые слова (закрепление) -базовый - №132 МОРОЖЕНОЕ - морфологический разбор, повышенный - на А4 сотворить кроссворд из сложносокращённых (слитных) слов (5 по горизонтали, 5 по вертикали).
Тема урока - Произношение имён существительных -базовый - №164, РЕДАКТОР - фонетический разбор, инженер - фонетический разбор,повышенный - с. 40 "Ларчик" (учебник литературы) затранскрибировать первые 8 строк.
При внедрении в практику дифференциации домашних заданий важно дать учащимся чёткое понятие о базовом и повышенном уровне задания. Во-первых, чаще всего, ученики воспринимают это деление как задания для «слабых» и «сильных» учеников. Возникает опасения, что при выполнении базового уровня заданий, учащийся будет считаться слабым, а повышенный уровень - только для отличников. Необходимо ясно и понятно объяснить, что выполнять задания разных уровней может любой учащийся. Во-вторых, учащиеся пятых классов стремятся показать свой хороший уровень знаний и старательность и выполняют задания обоих уровней. Этого желательно не допускать, так как ребёнок может быть перегружен в результате выполнения большего объёма работы, чем требуется.
Несмотря на всю оправданность применения дифференциации домашних заданий, на практике выявляются и преимущества и недостатки их применения.

Преимущества:
1) Учащихся воодушевляет возможность выбора задания;
2) У учащихся творческой направленности, которые обычно считают русский язык скучным предметом, повышается интерес к предмету – они могут самореализоваться при выполнении домашнего задания.
3) Иногда слабые учащиеся выполняют повышенный уровень задания, поняв его суть, справляются с ним. Вследствие этого, у них повышается самооценка и появляется интерес к предмету, который они считали трудным и непонятным для себя.
Недостатки:
1) Неудобство подачи при отсутствии проектора и экрана, записывать формулировки нужно заранее и на скрытой части доски или тратить на запись задания время урока.
2) Неудобство записи в дневник – не помещается в строку. Одно из заданий помещается, но чаще всего учащиеся стремятся записать оба, чтобы выбрать дома.
3) Часто слабый ученик выбирает повышенный уровень, так как по формулировке задания думает, что оно легче. Но из-за отсутствия необходимых знаний, и умения пользоваться различными источниками информации выполняет задание некачественно.
4) Очень слабые учащиеся выполняют базовое задание при помощи сборников готовых домашних заданий, вне зависимости от формулировки задания и образцов классной работы. Такое выполнение естественно неэффективно.
5) Отсутствующие учащиеся не имеют образца классной работы и затрудняются выполнить задание. Кроме того, им чаще всего сообщают только об одном задании (которое выполняет тот, у кого спросили).
Некоторые недостатков можно избежать, но это требует дополнительных времязатрат. Например ученик записывает домашнее задание в тетрадь карандашом, а дома выбирает одно из заданий, которое записывает в дневник. Формулировки домашних заданий и образцы выполнения дублируются в социальных сетях для тех, кто не успел (забыл) записать, и для тех, кто отсутствовал.
При учёте всех плюсов и минусов дифференциация домашних заданий может быть использована учителями русского языка и в старших классах с корректировкой формулировок и содержания домашних заданий. Принципы и формы работ разного уровня могут быть применены и в начальной школе.
Список литературы
1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2) Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – М., 1982
3) "Русский язык. 5-9 классы. Планируемые результаты. Система заданий. Пособие для учителей. ФГОС" – М., «Просвещение», 2014
4) Русский язык. 6 класс. Учебник под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, М., «Дрофа», 2015

Понятие “дифференциации”.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

Решение данной проблемы определило цель моего исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса обучения школьников. Используя преимущества технологии уровневой дифференциации, обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей.

Дифференциация способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения школьников.

Общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сформулировать следующие положения:

1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренняя дифференциация" и "индивидуализация" по существу тождественны.

2. Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения.

3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.

4. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

5. Реализуя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

быть единой для всех групп учащихся;

показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;

представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

Подводя итог, сказанному, можно сделать следующие выводы:

1) обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);

2) объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика - необходимое условие работы;

3) развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональное умения умственного труда.

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.

Основы методики составления дифференцированных заданий для работы учащихся.

Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков:

1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.

2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий .

Работая по технологии дифференцированного обучения, я включаю дифференцированную работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.

Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, законов и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приемы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления учитель должен ясно представлять: закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание? - какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения? - какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь? - какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера? Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.

Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя.

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок (невыученное правило, неразличение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок. Дифференцируя многие домашние задания, учитель ставит перед собой такие цели:

восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, (в этом случае задание индивидуальное);

подготовить учащихся к изучению нового учебного материала;

оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);

расширить и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.

Проблема дифференцированного контроля знаний, показанных учащимися при выполнении домашнего задания - одна из наиболее сложных, на мой взгляд. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была "справедливой" в глазах ребенка. Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

систематическое изучение каждого ученика;

постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику и фиксация полученных результатов;

постановка новых педагогических задач.

Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.

Организация процесса обучения в условиях внутриклассной дифференциации при условии систематического контроля за результатами обучения и развития каждого ученика позволяет сформировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня ЗУН.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

Дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения.

Итак, развитие индивидуальности - главная цель дифференциации домашнего задания. Необходимо использовать индивидуальные склонности, способности, сильные стороны каждого ученика, выявить особо одаренных учеников и целенаправленно развивать их способности, принимать во внимание особые интересы слабоуспевающих и мало активных учащихся.

Приведу пример дифференцированного домашнего задания по теме "Уравнение окружности", 8 класс. На изучении этой темы отводится два урока, данное упражнение может быть предложено ко второму уроку.

Уровень "А" (задания оценивающиеся оценкой "3")

№1. Окружность задана уравнением (х+1) + (у-2) =16. Принадлежат ли данной окружности точки А (-1;

№2. Определить по уравнению окружности координаты её центра и радиус:

1. (х-1) + (у-2) =9

2. (х+3) + (у-4) =16

3. х+ (у+5) =25

4. (х-2) +у=14

№3. Записать уравнение окружности, зная координаты её центра Аи радиус R:

5. А (7; - 0,26), R=

Уровень "В" (задания оценивающиеся оценкой "4")

№4. Определить по уравнению окружности координаты её центра и радиус:

2. х+ у - 2х - 4у - 7 = 0

Уровень "С" (задания оценивающиеся оценкой "5")

№5. Записать уравнение окружности с центром в точке Р (3; - 1), проходящей через точку М (-2; - 4).

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнять пробелы в знаниях, индивидуальные домашние задания должны получать хорошо успевающие и одаренные дети, потому что такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Особые задания должны ставить перед учащимися трудности, преодоление которых сделает более плодотворной работу на уроке.

Оживить урок помогут задания, рассчитанные на длительное время. Такие задания можно использовать для подготовки докладов, изготовления методических и учебных пособий, моделей.

Дифференцированные домашние задания могут раскрывать школьникам возможности совместной коллективной работы. Например, это может быть выпуск математической газеты, где каждый учащийся отвечает за определенный вид работы, но тем не менее результат такой работы - общее обсуждение содержания и оформления совместной работы.

Индивидуальные домашние задания не должны даваться от случая к случаю, продуманная их система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до глубокой увлеченности, и тех и других научить самостоятельному познанию. Когда развитие касается отдельных школьников, когда речь идет о воспитательной роли домашнего задания, то действительно приходиться говорить о целой педагогической стратегии. Чтобы домашнее задание воздействовало индивидуально, оно должно быть индивидуальным, что требует от учителя хорошего знания своих воспитанников. Этот вопрос уже затрагивался при обсуждении понятия “дифференциации”.

Несомненно, имеет смысл задавать единое для всего класса домашнее задание, если оно используется при объяснении нового материала, когда требуется участие каждого школьника. Для учащихся, которые овладели навыками выполнения определенных заданий можно предложить добровольное домашнее задание. Учащиеся знают об этих задачах и по мере прохождения темы берут для работы дома. В классе вывешивается стенд, на котором отражены основные понятия изучаемой темы, а также учитель создает, так называемый “банк задач" для добровольных домашних заданий. Помимо этого учащимся можно предложить подобрать или составить самим задачи по определенной теме, в таком виде развиваются творческие способности детей.

Примером дифференцированного домашнего задания могут служить индивидуальные задания в виде написания доклада, реферата. Например, выполнить доклад на тему: "Четыре способа доказательства теоремы Пифагора".

Здесь и развитие умений и навыков работы с дополнительной учебной литературой по математике, и развитие самостоятельности, и трудолюбия, усидчивости, мышления (ведь учащийся самостоятельно проводит анализ литературы, выделяет главное, систематизирует отобранный материал). Да и всем известно, что знания, добытые собственным путем наиболее прочные.

Также примером дифференцированного домашнего задания являются “тематические карточки”. Карточки выдаются по всем темам в начале учебного года, каждая карточка содержит задания для изучения одной главы учебника: указывается название главы, номер параграфа и в каком учебнике или пособии они находятся. Когда учащийся справляется с первой карточкой, учитель проверяет прочность усвоения материала, давая учащемуся решить самостоятельную работу, составленную из упражнений домашней работы. При успешном её выполнении и учащийся получает вторую карточку с номерами упражнений, уровень которых выше обязательного.

Решая упражнения из второй карточки, ученик еще раз повторяет весь пройденный материал, но на более высоком уровне. Если учащийся плохо написал контрольную работу, то он решает задания из карточек предыдущего уровня сложности, до тех пока не устранит пробелы в знаниях по данной главе, при этом он выполняет карточки только с обязательными заданиями.

Отметим, что задания повышенного уровня - комплексные. Чтобы справиться с ними, нужно применит знания из различных тем изучаемого материала. На уроке решаются подобные задачи, некоторые остаются на дом. При этом каждый ученик имеет возможность применить свои знания в нестандартной ситуации.

При таком домашнем задании решается вопрос дифференцированного подхода к учащимся с различными возможностями достижения определенных уровней знаний и с разными способностями.

Приведу пример тематической карточки по теме "Скалярное произведение векторов".

Даная тема изучается в 9 классе, по планированию 8 уроков. Карточка № 1 содержит задания, которые должен уметь решат каждый учащийся, то есть на применение обязательного минимума знаний. Следующая карточка содержит задания "продвинутого" уровня.

Дифференцированное домашнее задание может задаваться постепенно в зависимости от успеваемости конкретного ученика. При проверке задания на дом выявляется уровень усвоения материала каждого учащегося и в зависимости от этого учитель конструирует домашнее задание для каждого школьника с учетом его индивидуальных особенностей.

Дифференцированный подход требует одновременно уделять внимание и группе наиболее подготовленных учеников. Индивидуальные домашние задания или планы индивидуальной работы по развитию способностей в определенной области имеют уже иной по содержанию характер: эти индивидуальные задания для самостоятельной работы предполагают чтение материалов из учебника под грифом "Для дополнительного чтения". Таким ученикам целесообразно рекомендовать для чтения новинки доступной научно - популярной литературы; особенно ценны для них задания типа: "Решите данную задачу двумя способами", "Выберите из двух возможных решений наиболее рациональное", "Составьте самостоятельно аналогичную задачу", "Придумайте дополнительные примеры из окружающей мира о применениях изучаемого на уроке”. Полезно также давать поручения провести дополнительное занятие с товарищем по классу в целях оказания ему помощи в устранении пробелов по определенной теме; такая позиция ученика оказывающего помощь, является весьма эффективным средством активизации учения как для слабоуспевающего, так и успешно успевающего ученика. Наиболее подготовленным ученикам полезны задания по разработке обобщающих, систематизирующих, классифицирующих схем, пользуясь которыми они затем оказывают помощь своим товарищам; таких учеников надо чаще привлекать в качестве консультантов при кабинете по вопросам рациональной организации учебного труда, режима работы, порядка выполнения заданий, по развитию темпа чтения и письма, темпа вычислений, по планированию, организации самоконтроля, осуществлению операций выделения главного и другим умениям учиться.