Что значит дамоклов. «Дамоклов меч». Происхождение фразеологизма. Предание Древней Греции

«Тускуланские беседы» Цицерона отличаются от других его трудов не только по , но и по содержанию. Это своеобразный лекций, предназначенных для обширной аудитории. Автор последовательно излагает свою точку зрения на вопросы, волнующие как его, так и многих образованных людей того .

Центральной проблемой философского знания Цицерон считал проблему обретения счастливой жизни и возможных способов ее достижения.

Один из фрагментов труда римского автора содержит поучительное сказание о тиране Дионисии Старшем, правившем в Сиракузах на рубеже V и IV веков до новой эры, и его приближенном по имени Дамокл. Все придворные знали, что Дамокл втайне завидовал Дионисию и всегда говорил о тиране с восхищением и подобострастием. Царедворец считал своего правителя самым счастливым человеком, который за годы своего правления добился всего, чего только может пожелать .

Дионисий Старший знал о скрываемой зависти со стороны Дамокла. Движимый желанием проучить своего фаворита и тайного завистника, тиран однажды устроил шикарное пиршество, на которое пригласил Дамокла, усадив его на свое место. В разгар веселья Дамокл с увидел, что прямо над ним висит массивный и тяжелый меч.

Острый клинок держался лишь на одном тонком конском волоске, готовый упасть на голову царедворца.

Наблюдавший за реакцией Дамокла Дионисий обратился к собравшимся гостям и сказал, что в данный момент завидовавший ему Дамокл на себе ощутил то, что он, правитель Сиракуз, испытывает ежечасно – чувство постоянной тревоги и страха за свою жизнь. А потому нет смысла завидовать положению тирана.

Дамоклов меч – символ нависшей угрозы

Именно это устное предание положило начало использованию фразеологизма «дамоклов меч» и прочих сходных образов. Это устойчивое сочетание буквально имеет значение «висеть на волоске», «находиться в одном шаге от гибели». Когда говорят, что над человеком завис дамоклов меч, имеют в виду, что человек испытывает постоянную и незримую угрозу, готовую в любой момент превратиться в настоящую и вполне ощутимую беду.

Дамоклов меч стал своеобразным символом всех опасностей, которым подвергается человек на своем жизненном пути, даже если для стороннего наблюдателя его существование кажется безоблачным и счастливым. Дамоклов меч – эмблема сурово нависшей над человеком опасности, угрожающей его жизни.

До наших дней в русском и других языках мира сохранились фразеологизмы, заимствованные из античных времён. «Гордиев узел», «танталовы муки», «прокрустово ложе», «дамоклов меч» и другие.

Знаем ли мы, что эти выражения означали в прошлом? Первоначальный смысл некоторых из них забыт современным человеком, поэтому хочется освежить в памяти те далёкие годы.

Наверное, все слышали выражение «Всё своё ношу с собой», которое напоминает нам о самых главных ценностях, имеющихся у человека - уме и находчивости. Историки, изучающие Древний Рим, утверждают, что когда персы завоевали греческий город Приены, большинство жителей, прихватив своё имущество, начали убегать. Но тяжесть груза значительно снижала их скорость.

За убегающими налегке шёл мудрец. Люди поинтересовались, почему он ничего не прихватил с собой. На что мудрец ответил: «Всё своё ношу с собой». По дороге беженцы бросали часть имущества, так как не было сил всё тащить с собой. Мудрецу приходилось кормить людей тем, что он смог раздобыть по пути или что давали ему люди в других городах.

Если человек получил от природы ум, он не пропадёт в жизни, даже оставшись без крыши над головой и копейки денег.

Пожалуй, наиболее употребительный в наши дни фразеологизм, пришедший из античности - «белая ворона». Мне и в голову не приходило, что это выражение изрёк в своей сатире поэт-римлянин Ювенал, живший ещё два тысячелетия тому назад.

Звучит это так: Рок даёт царства рабам, доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает.

Альбинизм, то есть отсутствие пигмента, отвечающего за окрас животного, редко встречается в природе.

Особенно редко можно увидеть белую ворону. С тех пор белыми воронами называют людей, явно выделяющихся в обществе своим внешним видом, жизненной позицией или поведением.

На Востоке есть аналогичное выражение - «белый слон». Слоны-альбиносы - очень редкое явление, поэтому белый слон в странах юго-восточной Азии считается священным животным.

«Ахиллесова пята» - так мы говорим, когда хотим сказать о самых слабых и уязвимых физических и моральных сторонах человека. Пришло это выражение из мифа, в котором рассказывается о том, как мать Ахилла (Ахиллеса) решила сделать тело своего сына неуязвимым. Держа младенца за пятку, она окунула его в священную реку Стикс.

Через много лет во время битвы с греками, на стороне которых сражался Ахиллес, бог Аполлон, зная об уязвимости пяты Ахиллеса, направил стрелу именно в то место. Рана была небольшой, но она оказалась смертельной.

Красиво, по-сказочному звучит фразеологизм «Ариадны нить», пришедший из мифа об афинском герое Тезее. Тезею предстояло сразиться с чудищем Минотавром, жившем в запутанном лабиринте, из которого никто не мог выбраться. Дочь критского царя Ариадна дала Тезею клубок ниток, который вывел его после победы над Минотавром из лабиринта.

Мы употребляем это выражение, чтобы указать на средство, с помощью которого можно выйти из затруднительной ситуации.

Часто употребляемое выражение «восстать из пепла» появилось благодаря сказочной птице Феникс.

Интересно, что о Фениксе знали во многих странах: Древнем Египте, Греции, Риме и других.

Об этой удивительной птице рассказывается в древнерусской книге «Матица златая». Когда Феникс становился старым, он поднимался высоко в небо, брал там огонь и сжигал себя вместе с гнездом. Из того пепла он вскоре вновь возрождался. Так и повелось.

Если хотели сказать, что погибшее, пришедшее в упадок возрождалось, вновь расцветало, то говорили: «Восстало из пепла».

Выражение «гордиев узел» пришло из древнегреческой мифологии. Дело было так. Фрагия осталась без правителя. Оракул предсказал, что царём станет тот, кого первым встретят фракийцы на дороге, ведущей к храму Зевса. Этим человеком оказался простой земледелец Фракий, который ехал на повозке к храму.

Взойдя на престол, Фракий в цитадели основанного им города поставил повозку, благодаря которой стал правителем. Ярмо повозки он опутал сложнейшим узлом из кизилового лыка.

Предание гласило: кто распутает тот гордиев узел, станет повелителем всей Азии. В 334 году до нашей эры Александр Македонский завоевал столицу Фракии. Древние историки пишут, что Македонский одним ударом меча рассёк гордиев узел. Это событие жрецы истолковали так: он завоюет весь мир не дипломатией, а мечом. По другим источникам, Александр вынул из переднего конца дышла крюк и таким образом легко освободил ярмо.

Как бы там ни было, но гордиев узел распутать никто не смог, поэтому в переносном смысле этой фразой обозначают сложное, запутанное дело. А выражение «разрубить гордиев узел» означает - найти решение быстрым, прямолинейным способом.

Фразеологизм «дамоклов меч» появился из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии. Фаворит Дионисия Дамокл считал своего господина счастливейшим человеком в мире. Как-то Дионисий предложил фавориту на день занять его место на престоле.

Дамокла усадили на место государя. Слуги исполняли каждое его желание. В разгар пира Дамокл увидел над головой меч, висевший на конском волосе. Так Дионисий дал понять, что правитель всегда живёт на волосок от гибели.

В переносном смысле «дамоклов меч» означает: постоянно нависающая угроза при видимом благополучии.

Фразеологизм «прокрустово ложе» употребляют, когда хотят сказать, что человек поставлен в жёсткие рамки, не позволяющие ему проявлять инициативу. Узнав о происхождении этого выражения, вряд ли кому захочется его применять.

В давние времена, когда на Олимпе жили боги, в Аттике орудовал жестокий разбойник Прокруст. В наши дни его назвали бы маньяком. Прокруст хитростью заманивал путников к себе в дом, где для них было приготовлено два ложа - большое и маленькое. На маленькое он укладывал высоких путников и, чтобы те соответствовали размеру ложа, отрубал топором не помещавшиеся части тела. На большую кровать он укладывал низкорослых и растягивал их, чтобы они занимали всё ложе.

За свои преступления Прокрусту пришлось отвечать. Греческий герой Тесей изловил его и казнил таким же способом, каким тот поступал с путниками.

Часто говорят «сжечь корабли», что означает сделать решительный шаг, после которого нельзя вернуться к прежнему.

Древнюю Трою десять лет осаждали ахейцы. Наконец они прорвались в город и открыли ворота. Троянские воины обратились в бегство. Тогда их жёны, чтобы остановить позорное бегство, сожгли все троянские корабли, стоявшие в гавани.

«Драконовские меры» - так говорят о жёстких мерах, применяемых при наказаниях. К дракону (животному) это не имеет никакого отношения.

В первом тысячелетии до нашей эры в Афинах проживал известный законодатель Дракон, или Драконт (ударение на первый слог). Он прославился тем, что составил для Афинского государства свод очень суровых законов. Смертная казнь занимала доминирующее место в наказаниях, определяемых законами Дракона.

Перечень фразеологизмов, пришедших в наш язык из древности, можно продолжить, но в рамках одной статьи это невыполнимая задача.

) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его престол на один день. По приказу тирана его роскошно одели, умастили душистым маслом, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя каждое его слово. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Так Дионисий, ставший под конец жизни болезненно подозрительным, показал ему, что тиран всегда живёт на волосок от гибели .

В переносном смысле - нависшая над кем-либо постоянная угроза при видимом благополучии .

Эта история, среди прочего, содержится в «Тускуланских беседах » Цицерона .

Кто чует меч над шеей преступною,
Тому не в радость яства Сицилии

Примеры цитирования

Напишите отзыв о статье "Дамоклов меч"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дамоклов меч

– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.

В нашей жизни мы часто используем различные фразеологизмы и красочные идиомы, иногда даже, просто не задумываясь над происхождением этих Каждый уважающий себя интеллигент и вообще сколько-нибудь грамотный человек должен разбираться в данном вопросе. Сегодня поговорим о фразеологизме «Дамоклов меч». Это довольно распространенное понятие. Всем нам известное выражение, пришедшее в наш обиход из древнегреческих мифов - «Дамоклов меч» - пользуется большой популярностью в современной культуре и политике.

«Дамоклов меч». Легенда

Согласно преданиям, давным-давно некоторым греческим государством правил один известный тиран по имени Дионисий, у которого были неизмеримые власть и богатства. Дионисий был единоличным правителем, царем-самодержцем, и всего-то у него было в изобилии: у него было хорошее окружение, преданные и послушные подданные, процветающее государство, неисчислимое богатство, которое измерялось тоннами золота и повседневными пиршествами. Существование Дионисия мало чем отличалось от существования всех тиранов тех времен: время он проводил на поле брани, за чаркой доброго вина, да за забавами. Со стороны жизнь Дионисия казалась безоблачной, легкой и беззаботной.

Несомненно, такая жизнь вызывала огромную зависть окружающих: каждый хотел оказаться «в шкуре» царя, мечтая о наслаждении обладать безграничной властью и богатством. И до наших времен, увы, сохранилось это заблуждение, будто жизнь политиков легка и беззаботна, словно ладья, плывущая по золотому океану. И был один наиболее приближенный Дионисию человек - Дамокл, мечтавший стать единоличным царем. Дамокл не скрывал своих желаний и открыто высказал свои намерения царю. Тогда Дионисий решил преподать Дамоклу урок и показать, что быть царем - значит, нести на себе тяжелое бремя ответственности, пребывать в постоянном страхе и вечном ожидании подвоха или нападений от приближенных или иноземных врагов. Он хотел разрушить иллюзорное восприятие царской жизни Дамокла и вообще всех придворных, сравнивающих ее с безграничным счастьем.

Так, Дионисий, чтобы доказать это, решил провести необычный эксперимент.

Он посадил на трон вместо себя Дамокла и обязал окружение воздавать ему царские почести и безраздельно повиноваться. Дамокл был вне себя от счастья и в тот же час поверил всему безоговорочно. И вот, восторженный, он закатывает глаза к небесам, словно благодаря богов за такую милость. Но не тут-то было. Что же он увидел у себя над головой? Меч, висящий на конском волосе прямо над ним острием вниз! Этот меч в любую минуту мог упасть и пробить Дамоклову голову. Его и назвали «Дамоклов меч» - препятствие на пути к наслаждениям и безмятежности.

Таким способом Дионисий всем наблюдавшим наглядно продемонстрировал истинное положение любого правителя государства. Вот откуда произошло выражение «Дамоклов меч». Миф этот, кстати, входит в общеобразовательную программу. Так что любой среднестатистический гражданин обязан знать эту историю.

Сейчас выражение «Дамоклов меч» используется в том случае, когда человека подстерегает возможная опасность, готовая обрушиться на него в любое время.

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России.
Дата публикации:01.10.2018


Острое чувство нависшей угрозы порой может преследовать каждого человека, это может быть связано с семьей, работой, учебой, здоровьем, любого рода деятельностью.

Почему угрозу, вызывающую такое переживание называют «дамокловым мечом», откуда устойчивое выражение пришло в нашу речь, что это за меч и почему он «дамоклов»? Подробная информация и ответы на вопросы размещены ниже.

Значение фразеологизма

» — это нависшая над кем-либо угроза, которая на первый взгляд не видна со стороны.

История, о которой упоминали Цицерон и Гораций, описывает мнимое благосостояние, за ширмой которого находится угроза гибели. Другими словами, это чувство постоянной угрозы, которое может перерасти в реальную опасность.

Безусловно, когда речь идет о материальном благе, потерять комфорт с привилегиями и большими возможностями никто не хочет, поэтому внутреннее состояние человека может находится в сильном напряжении. Такие обстоятельства и неумение в них себя контролировать могут привести к нежелательным последствиям, допустим, к ссорам дома или разногласиям на работе.

Для лучшего понимания значение выражения «Дамоклов меч», стоит обратить внимание на примеры его цитирования. Герцен А.И. в произведении «Былое и думы» писал:

Не могу сказать, чтобы он (полицейский надзор) был очень докучлив, но неприятное чувство дамокловой трости, занесенной рукой квартального, очень противно.

Или, еще один пример от Гюстава Флобера, который в «Госпожа Бовари» обращается к переносному смыслу фразы:

«Правительство нас преследует, а действующее у нас нелепое законодательство висит у нас над головой, как дамоклов меч».

Как можно заметить, фразеологизм в художественной литературе употребляется в различных ситуациях, при противоречивых обстоятельствах, но в одном и том же значении «нависшая угроза».

Происхождение фразеологизма «»

Чтобы узнать об истории возникновения высказывания, обратимся к древнегреческим мифам и легендам. Есть предание о сиракузском тиране Дионисии Старшем и его фаворите Дамокле. Со стороны всем казалось, что жизнь царя была легка и беззаботна, многие хотели жить такой жизнью. Правитель, долгое время наблюдавший за завистью своих приближенных, решил на день позволить одному из них (Дамоклу) стать владыкой.

Слуги выполняли все пожелания Дамокла, нарядили в роскошные одеяния и посадили на трон, устроили пир в его честь. Довольный происходящем, во время торжества, Дамокл поднял голову вверх и увидел висящий на конском волосе меч, острие которого направлено прямо на его голову.

В этот момент он замер и осознал, что именно чувство постоянной опасности испытывает каждый правитель, жизнь которого находится всегда на волоске от гибели.

«Дамоклов меч» | Иллюстрация: img.buzzfeed.com

История происхождения фразеологизма скрывает еще один подтекст своего значения «не завидуй благополучию», ведь именно зависть послужила причиной подготовки такого поучительного урока для подчиненных царя.

В результате, Дионисий наглядно показал всем приближенным и Дамоклу в том числе истинную жизнь правителя и развеял иллюзию видимой беззаботной действительности.

«Дамоклов меч» — это нависшая опасность, которая может стать реальностью в любой неподходящий момент, к которому надо быть готовым, не поддаваться эмоциям, а обладать, как древнегреческий царь, незаурядной выдержкой.