Подвесная полка в гараж. Делаем стеллаж для гаража: какую конструкцию выбрать? Особенности конструирования стеллажей своими руками

Наверное, каждый из мужчин, которые обзавелись гаражом, сталкивались с проблемой хранения нужных вещей и инструментов. Они вечно болтаются под ногами, а некоторые даже невозможно и найти. Для того чтобы сэкономить место в небольшом помещении и тем самым систематизировать и сложить на свои места все инструменты и не только и придумали полочки и стеллажи для гаража. Их можно сделать такими как захотите вы, и как будет удобно именно вам, хоть на всю стену хоть на две стены, а можно приделать и одну полку. Есть даже варианты потолочных полок.

Однако такие полочки не являются безопасными, но иногда только они могут подойти по типу гаража. Лучше всего, конечно, останавливаться на классических вариантах. К тому же полки в гараже своими руками прослужат намного дольше, смотреть на них и пользоваться ими будет приятно вдвойне.

Материал для стеллажей берут либо деревянный, либо металлический. Стеллажи из дерева частично не разбираются, крепятся они с помощью болтиков, саморезов и гвоздиков. Такие стеллажи прикрепляются к стенке и передвижению они не принадлежат. Второй вид стеллажей – сварные. Они являются полностью неразборные за счет того, что все металлические части между собой сваренные. Из металла можно сделать и разборные стеллажи. Крепятся они специальными болтиками, но такие конструкции сложно назвать устойчивыми, потому что при сборке формируется так называемый люфт. Для достижения большей устойчивости и жесткости их закрепляют на стенах. Делается это очень просто. К крайним стеллажам прикрепляется на болтиках или приваривается пластинка с отверстиями из металла и в неё вставляется так называемый «костыль». Перед тем как ставить костыль, нужно просверлить на уровне пластины дырку в самой стенке диаметром меньше, чем отверстие пластины.

Оба вида стеллажных конструкций имеют хорошую статистику по срокам службы, но почему-то основной выбор падает именно на сварные стеллажи. Разборные стеллажи подбирают под определенные случаи, их существует несколько. В первом, не исключается вероятность переезда в другое гаражное помещение, а огромную неразборную конструкцию перенести в иной гараж, а если он ещё и далеко, очень нелегко, так как по весу такие стеллажи могут достигать несколько тонн. Частичный вывоз намного облегчит задачу перевозки стеллажа. Второй случай предусматривает отсутствие сварочного аппарата, если конечно, стеллаж делается вручную в домашних условиях. А в общем, практически все выбирают сварные стеллажи, особенно если у собирающего есть опыт в работе со сварочным аппаратом, ведь тогда и работа будет двигаться намного быстрее, да и сварные стеллажи отличаются особой устойчивостью и крепостью.

Торговый рынок представляет свой вариант стеллажей. Продается определенный вид стеллажа, который сделан из уголков и пазиков. Они достаточно устойчивы и удобные в эксплуатации, к тому же, кроме того, что их можно разбирать, есть ещё и маленькая функция перестановки полочек. Таким образом, можно расставить полки на желаемой высоте. Казалось бы, идеальные стеллажи, что может быть ещё лучше. Однако их цена очень сильно разочаровывает. Так как стоят они заоблачно.

Сама конструкция стеллажей не сложная. Есть несколько основных деталей стеллажной конструкции:

  • Стойки;
  • Перекладины;
  • Полочки.

Бывают такие случаи, когда на задней стенке стеллажа по крайним стойкам наваривают поперечные стоечки из стали по диагонали. Такие меры применяют для достижения увеличенной стойкости за счет компенсации боковых нагрузок.

Размер и высота стеллажа и полок определяется по тем предположительным вещам, которые на нем будут храниться. Главное, соблюдать нужное расстояние между стоечками, которые находятся в одной секции. Это расстояние напрямую зависит от устойчивости и жесткости материала, из которого сооружается стеллаж. В любом случае полки ни в коем случае не должны прогнуться под нагрузкой, которую вы планируете ему дать. Если вы не собираетесь слишком нагружать ваш стеллаж, то расстояние между пролётами можно сделать не больше чем 2 метра, а вот при больших нагрузках лучше всего оставлять до 1.5 метра и не больше. Если вы запланировали сделать стеллаж по всей длине стенки и она действительно заурядного размера, то при сборке стеллажа нужно обязательно приваривать промежуточные стойки и расстояние между пролётами точно также не должно достигать больше чем 2 метра.

Обязательно нужно сказать и полках стеллажа, точнее о их высоте. Первая полка снизу должна находиться от пола на высоте 50-70 сантиметров и как правило, эту полочку заставляют самыми тяжелыми вещицами. Последующие полки делаются на любой удобной высоте, но например 30 сантиметровая высота полки будет не практична и не совсем удобна, а вот 35-37 сантиметров уже намного лучше, кстати, именно такая высота и считается стандартной. Проверить нужную высоту можно с помощью 1.5 литровой пластиковой бутылки. Она должна спокойно становиться между полками и точно также и выниматься. Как раз по сантиметрам, так и получается и именно эта высота и является стандартной и удобной для эксплуатации.

Посмотрите полки в гараже своими руками фото.

Как вы могли уже прочить выше, материалов для стеллажей не так уж и много – деревянные и металлические. Конечно, с деревом и работать легче, да и по весу они не очень тяжелые, но главный минус стеллажей из дерева – это их неспособность выдерживать большую массу. Что касается металлических, они весят тонны, но и способны удержать хоть и бегемота, если конечно, все действия сборки и сварки стеллажей проводились правильно и по инструкции.

Бесспорно, главным аспектом является ещё и цена. Если покупать металлический материал на стеллажи в торговых сетях, то стоимость получиться практически такая же, если бы вы купили уже готовый стеллаж. Но есть вариант покупки материала на металобазах. Там продают металлические хлысты в размере от 6 до 12 метров. Последующим действием будет нарезка хлыстов из металла на нужные отрезки по указанной длине. Это можно сделать прямо на металобазе, но за такую услугу придется еще, и доплатить, однако цена за неё не является слишком высокой. Таким образом, вы можете сэкономить практически от 20 до 30 процентов ваших расходов.

Материалы из дерева по стоимости значительно отличаются от металла. Но не стоит думать, что вы много сможете сэкономить, сделав вместо металлического стеллажа деревянный. Как правило, стеллажи делаются из элитного и премиум класса древесины, а стоят они, мягко говоря, недёшево.

Как известно, гаражные условия не самые лучшие, особенно для деревянных конструкций. Постоянные перепады температур, влажность, сырость, мороз, жара всё это очень пагубно влияет на древесный материал. Если вы хотите, чтобы ваш деревянный стеллаж прослужил вам хотя бы пару лет, нужно обязательно обработать материал специальными защитными, антибактериальными средствами. Составы для обработки древесины лучше покупать для наружного использования, так как указанные условия очень похожи на те, что в гараже, который не имеет отопления. По желанию подбираются и такие составы, которые тонируют дерево, и впоследствии оно не будет нуждаться в покраске. Работать с обработанным материалом можно только после окончательной сушке.

Давайте же посмотрим, как сделать полки в гараже своими руками из дерева:

Все части стеллажа из дерева соединяются методом в четверть или вполулапу, который является обычным делом для плотников. Если же такой метод вам не под силу, то можно прибивать бруски стык, встык. Но при таком соединении необходимо использовать уголки и накладные пластины из металла для увеличения устойчивости. Крепятся элементы стеллажа на гвозди, но при использовании уголков и накладных пластин возможно крепление и саморезами.

Размеры стоек в стандарте берутся 50 на 50 миллиметров. Перекладины можно сделать с точно такого же бруска, только немного меньшего в размере – 50 на 30 миллиметров. Для настилки нужны:

  • Дощечки толщиной не меньше чем 21 миллиметр;
  • Фанера устойчивая к влаге в толщине от 10 миллиметров;
  • Ламинированное ДСП;
  • Ориентированно-стружечная плита (ОСП).

По стоимости дешевле являются именно дощечки и фанера. Из более дорого материала представляется ламинированное ДСП, но его огромным плюсом есть то, что он не нуждается в систематической да и вообще в покраске. Для того чтобы не выкладывать большие суммы, можно покупать материалы на пилорамных базах, там они продаются пачками и их стоимость намного отличается от новых. Единственным минусом такой закупки есть только то, что материалы могут быть в царапинах.

Существует ещё один маленький нюанс. Полочки из ДСП материала имеют боковой срез и при попадании на них влаги могут вздуваться и рассыпаться. Во избежание этой беды нужно обработать срезы силиконом.

Деревянные полки в гараже своими руками варианты фото.

Если ваш выбор пал именно на металлический вид стеллажей, тут есть, из каких материалов выбирать. Существует две версии, из которых можно сделать и полки и стойки стеллажа, также есть стандартные материалы, с помощью которых создаются «склады». В ход могут пойти и предназначенные для иных целей металлические материалы, к примеру, кабельные каналы и кабель стойки, которые изначально применяются в связи.

Какие материалы нужны для создания каркаса из металла:

  • Металлический уголок толщиной 3-4 миллиметра. Полки из уголка должны быть в ширину 25-40 сантиметров, но нужно учитывать объем нагрузок, которые будут проводиться в будущем;
  • Можно взять и профильные трубы. Они менее подвержены деформации, их очень сложно перекрутить или согнуть. Да и в сравнении с уголками, профильные трубы более упругие. Нужные размеры труб для стоек примерно от 40 на 40 миллиметров и до 50 на 50 миллиметров, для поперечных перекладин от 40 на 25 миллиметров и до 50 на 25 миллиметров;
  • Профильные трубы предназначены для стоек, а вот поперечины делают из уголков. В толщине металл должен быть 2-3 миллиметра, ширина полок начинается от 25 миллиметров и выше. Уголки должны быть развернуты укладкой настил, чем-то, похоже, как в гнездышке;

После сооружения каркаса нужен настил. Делается он из точно таких же материалов, как и при формировании стеллажей из дерева. Берется ДСП, ОСП, фанера, доска и вырезается по нужному размеру. Некоторые делают настил не только из дерева, но и прибегают к весьма нестандартному способу – листовой метал. В деревянных конструкциях такой метод не поддерживается из-за высокой массы этого материала, а вот настелить на металлический каркас весьма реально.

Самым стандартным и базовым материалом настила всё же остается старая добрая дощечка. Самый надёжный и к тому же недорогой настил. Для таких целей берут половые доски (они имеют минимальное количество заусениц) их толщина должна быть от 21 миллиметра. Обязательно обрабатываются антисептическими и защитными средствами для предотвращения набухания дерева от влаги и других внешних воздействий. По желанию можно окрасить деревянные полочки.

Достоинством полок из металла является то, что они способны выдержать большие нагрузки, хотя имеют достаточно низкую толщину, недостатки тоже есть и это очень громкий звук при эксплуатации, полки способны ржаветь и из-за этого их надо очень часто шкурить и красить. Кстати, каркас из металла тоже нужно обрабатывать и окрашивать нужно это для того, чтобы не появлялась ржавчина.

Несколько особенностей во время сборки металлических стеллажей

Металлические стеллажи имеют два варианта сборки. Первый заключается в приваривании нужных частей с помощью сварочного аппарата, а второй в соединении с каждой деталью болтами. На счет сварочного метода, как по мне нет никаких вопросов, а вот с болтами уже немного посложнее. При варке где используются уголки, они привариваются внахлест на 5 миллиметров. После выкладки полочек такая небольшая разница вовсе не будет замечена. Есть вариант сваривания после обрезания лишней части уголка и соединения встык, но в этом случае уйдет очень много времени на обрезку лишних частей уголка.

А вот с болтами все по-другому. Сначала нужно соединить боковые части с полками, а уже потом присоединять к остальным частям каркаса. Для соединения надо вкручивать по два болта, это поможет добиться большей устойчивости.

Существует классический, точнее заводской вариант полки (стенда) для инструментов. Покупается перфорированный металлический лист, на который и вешаются все необходимые инструменты. Единственным недостатком такого стенда остается только стоимость.

Не отчаивайтесь! Конечно же, есть множество идей, которые можно сделать дома своими руками и вот одни из них:

  • Нужно взять доску, ДСП, или фанеру, пометить нужным цветом на ней под каждый инструмент, который будет там висеть, и понабивать гвоздиков или вкрутить саморезы. Неплохой вариант, к тому же делается быстро, да не совсем красиво и элегантно, зато удобно и сам сделал;
  • Если вам некуда сложить инструмент потяжелее, к примеру большие ключи или воротки, можно взять сетку, прикрутить её к стене и наварить из проволоки нужные по размеру крючки. Незамысловатый и лёгкий вариант и способ быстро выйти из трудного положения;

Таких примеров можно приводить очень много, и все они взяты из жизни. Каждый выкручивается и придумывает свои оригинальные идеи, которыми вскоре начинают пользоваться очень много людей. Такие стенды под инструменты можно сделать практически из любого материала, что есть под рукой. Включайте фантазию и творите, ведь любая вещь, сделанная своими руками, и есть плод творчества.

Многие хранят в гараже не только автомобиль, но и запчасти, инструменты и даже консервацию. Иногда в самом просторном помещении все труднее найти нужный предмет. Пришло время организовать пространство и расположить вещи по своим местам. Можно отправиться в магазин и купить красивые и удобные стеллажи, щиты, столы со множеством ящиков. Но если есть болгарка, дрель, сварочный аппарат, то делают полки в гараже самостоятельно.

Не все инструменты из перечисленных пригодятся. Даже металл необязательно соединять сваркой, ее заменят болты. Кроме того, есть еще доступный и легкий в работе материал – дерево. Многие предпочитают иметь дело с ним или комбинировать. Вариантов создания системы хранения множество. Необязательно точно повторять предложенные, можно взять идею и приспособить к своим конкретным потребностям. У каждого разные шансы приобрести необходимое, дизайнерские вкусы, условия помещения.

Богатство возможностей – какие полки и стеллажи уместны в гараже

Существует большое разнообразие конструкций, продающихся в магазине. Доступен широкий выбор материалов для самостоятельного изготовления. Покупной вариант имеет важное преимущество – вещь остается установить на место и наполнить инструментами, запчастями и т. п. Самоделка привлекает возможностью подогнать под габариты гаража и свои запросы, выбрать способ исполнения.

Автолюбителю требуется пространство для автомобиля, под зимние и летние шины, место для хранения запчастей и разной мелочи. Гараж обычно является и мастерской, где делают мелкий ремонт машины. В нем размещают инструменты, но не в ящиках, а так, чтобы все было доступно и не приходилось тратить время на поиск нужной вещи. Идеально для такой цели подходит щит. Самый простой способ расположения всего необходимого – стеллажи и полочки.


Удобство последних в том, что они имеют различное конструктивное исполнение и габариты, поэтому подойдут на любое место в гараже, где их пожелает расположить хозяин: стена, угол, под потолком. На них хранят вещи, которые для работы нужны не очень часто. В помещении находят отдельное место для хранения различных жидких веществ. Полку делают закрытой или с бортиками, чтобы емкость не упала на пол, и не разлилось средство.

Стеллажи выполняют с применением нескольких вариантов сборки:

  1. 1. Стационарный – проектируется под конкретное место в помещении. Он собирается и крепится практически навсегда на стене, потолке, полу.
  2. 2. Передвижной – тележка на роликах, которые позволяют перемещаться по гаражу. Важно контролировать нагрузку и не загромождать слишком габаритными вещами.
  3. 3. Разборные – конструкция предусматривает возможность переноса в любое другое место. Также меняют высоту и расположение полок, ширину, компоновку.
  4. 4. Подвесные – используются редко. Крепление осуществляется к стене и потолку, что не всегда легко и удобно.
  5. 5. Вращающиеся – напоминают стойку для CD-дисков. Очень практичная вещь для хранения различной мелочи – отверток, ключей, гаек, болтов и т. п.

Для изготовления используют древесину и металл, изредка – пластик. Самые практичные конструкции – комбинированные, у которых основание стальное, а полки из дерева или полимеров. Если гаражный стеллаж планируется надолго, его делают из железа, обладающего повышенной прочностью и сроком использования. Быстрее и проще, дешевле изготовить из дерева. Чтобы продлить жизнь, пропитывают антисептиками, покрывают нитроэмалями для внешних работ.


Приступая к планированию действий по изготовлению полок, не забывают о принципах ее размещения на пространстве. На первом месте – безопасность. Конструкцию и габариты выбирают удобными для пользования, без риска получить травму. Размеры должны обеспечить хранение всего необходимого, одновременно устойчивость, отсутствие провисания полок. Если длина слишком большая, они под тяжестью прогибаются. Это риск, что однажды полки сломаются и все содержимое упадет.


Стеллажи планируются с таким расчетом, что на одном погонном метре будет размещаться не более 15 кг веса. Исходя из этого выбирают число полок, их геометрические параметры. Проектируя изделия для самостоятельного изготовления, заботятся о том, чтобы все содержимое гаража, до этого времени хранившееся на полу, вместилось на стеллажах. Их делают просторными, даже с некоторым запасом, потому что количество вещей чудесным образом постоянно растет.


Максимальная длина – полтора метра, а лучше обычная 1 м. Для одинарной полки наибольшая ширина – 60 см, а в многоярусной конструкции – не более 30 см. Если пока не ясно, как, что и где разместить, предпочтение отдают разборным изделиям. При необходимости изменяют расположение, высоту. Их впоследствии легко превратить в стационарные.

Стеллаж для своего гаража разрабатывают на бумаге, используя как ориентир готовые чертежи, или делают оригинальный проект. Обязательно указывают параметры исходя из размеров бокса. Такое изделие идеально впишется в пространство. Обычно размещают вдоль одной стены, занимая всю площадь. По сторонам оставляют около 10 см для удобства монтажа. Высота достигает потолка, чтобы не терять ни одного сантиметра. Конструкция состоит из трех основных элементов: вертикальных стоек, полок, перекладин. Чтобы увеличить жесткость каркаса, иногда используют поперечины.


Расстояние между двумя основными опорами – не более 1,5 м и меньше для хранения особо тяжелых предметов. Важную роль играет материал, его жесткость. В длинном стеллаже добавляют промежуточные стойки, что придаст дополнительную устойчивость. Высоту между соседними полками выбирают в зависимости от предметов, которые намерены хранить. Наибольшие параметры – для колес. Глубина определяется самостоятельно. Для этого предусматривают, что будет размещаться. Узкие неудобны для крупногабаритных вещей, а с очень широких трудно достать что-то нужное.

Снизу располагают самые тяжелые и объемные вещи, соответственно, места для них широкие и высокие. Сверху полочки узкие и низкие, они предназначены для предметов более мелких. Расстояние от пола около 0,5 м, а если воспользоваться стандартами мебельщиков – 37 см. Это позволит подмести, без затруднений разместить и снять шины, канистры, тяжелые запчасти. Конкретные габариты разрабатывает хозяин, который знает, что и где он будет хранить. Профессионалы рекомендуют сделать отверстия в полках для вентиляции и предупреждения ржавчины.

На этапе проектирования определяются со способом соединения деталей, креплением. Используется сварка, обычно для металлических конструкций, и болты – для деревянных. Обе технологии успешно справляются со своим назначением, но первая подразумевает изготовление неразборного изделия. При перестройке в гараже, переезде в другой, они крайне неудобны для перемещения, не гарантия, что подойдут по габаритам. Главное преимущество – надежность, чтобы разрушить, придется резать.


Болтовые соединения не обеспечивают такой жесткости, зато конструкцию всегда можно разобрать и по частям перенести в другое место. Используются не только совместно с деревом, но и с металлом, правда, реже. Чтобы обеспечить устойчивость стеллажа, его дополнительно закрепляют на стене.

Особенности использования различных материалов

Дизайн, практичность определяет сырье, применяемое для изготовления конструкции. Преимущественно применяют металл и дерево. Значительную роль играет стоимость. Железо дорогое, если приобретать все в магазине, обойдется не намного дешевле, чем купить готовый стеллаж. Выручают различные остатки, имеющиеся дома, а также пункты приема вторсырья, где продают по ценам, немного выше, чем принимают. Древесина дешевле, но требуется качественная, со множеством сучков не подойдет.


Пластик используют для хранения мелких вещей. Он годится для отдельных полочек и в комбинации с другими материалами на стеллажах. Большой минус – хрупкость, легко бьется, повреждается. Хранить металлические предметы, инструмент нежелательно.


Условия гаража не способствуют продолжительной эксплуатации деревянных изделий. При постоянно повышенной влажности, морозе, временами жаре древесине не комфортно. Материал перед применением обрабатывают защитными составами против плесени, вредителей, грибков. Лучше брать твердые породы, например дуб. С ним сложнее работать, но он очень крепкий и долговечный. Для соединения вместо гвоздей желательно использовать саморезы, которые не дают конструкции разбалтываться. Применяют несколько способов:

  • стандартный для плотников – в четверть или "вполлапы";
  • встык с усилением металлическими уголками, накладными пластинами;
  • на болтах – понадобится дрель для прокручивания отверстий.

На стойки идет брус 50×50 мм, на перекладины такой же или немного тоньше – 50×30 мм. Для настила подойдут:

  • доски от 20 мм;
  • фанера 10 мм и больше;
  • ламинированная ДСП – торцы обрабатывают силиконом для защиты от влаги.

Для металлического каркаса используют:

  1. 1. Уголок толщиной 3–4 мм с полочкой 25–45 мм – зависит от планируемой нагрузки. Очень прочный материал, тяжелый, дорогостоящий.
  2. 2. Профтруба с размерами для стоек 40×40 мм, для поперечин – 40×25. Металл тоньше, но согнуть его труднее, чем уголок.
  3. 3. Комбинация материалов. Стойки делают из прямоугольной трубы, для поперечин применяют уголки.

Металлические стеллажи собирают одним из способов:

  • сваривают;
  • соединяют болтами;
  • используют краб-системы.

При подготовке металла к сварке необязательно его подрезать – уходит много времени, а особой разницы с соединением встык незаметно. Когда используют болты, отдельно монтируют узлы полок и боковин, затем собирают в единое целое. Желательно в каждом месте закручивать по 2 болта, чтобы исключить люфт. Краб-системы – это две пластины с выемками под трубы. Они закладываются в пазы, затем стягиваются болтами. Большой нагрузки подобное изделие не выдержит, но сильно экономится время на подготовку отверстий.


Профилированная труба легче поддается процедуре – она тоньше уголка. Используются болты М6 или М8, чтобы сделать электродрелью отверстия уходит много сил. Поступают таким образом: сначала используют сверло меньшего диаметра, затем расширяют более толстым. Инструмент придется постоянно точить или менять. Чтобы они меньше тупились, периодически охлаждают водой.

Варианты изделий для размещения инструментов и принадлежностей

Чаще в боксе для автомобиля встречаются деревянные стеллажи, сделанные своими руками. Объясняется это рядом причин:

  • понесенные затраты меньше, чем на металлический;
  • собирается быстро и просто без использования сварки;
  • служит относительно долго, прочность приемлемая.

Стальной стеллаж – самая надежная конструкция. Обходится дороже по сравнению с изготовленными из других материалов, но очень прочный и долговечный. Удешевляют применением для полок натурального дерева или плит из него. Проще всего сделать полки, на которых удобно хранить инструменты, другие предметы. Предъявляется единственное требование – не должны прогибаться от размещенного груза.


Последовательность сборки простого деревянного стеллажа:

  1. 1. Вырезают заготовки из бруса для вертикальных стоек. Для поперечин используют рейки меньшей толщины или доски.
  2. 2. Собирают боковины, формируют каркас. Соединяют одним из доступных способов, о которых рассказано выше.
  3. 3. По размерам делают полки из ДСП. Чтобы они не разбухали от влаги, торцы тщательно обрабатывают силиконовым герметиком. Крепят к поперечинам саморезами, для надежности используют металлические уголки.
  4. 4. Всю конструкцию обрабатывают антисептиком, грунтуют. Покрывают лаком или краской.

Когда в хозяйстве есть металл, изготовляют стальной каркас. Он прослужит дольше, а полки можно сделать из древесины. Используют прямоугольные трубы, а для поперечин – уголок. Их приваривают к стойкам, но чтобы стеллаж получился разборным, прикручивают болтами. Это позволит не только перенести изделие в другое место, но и при необходимости изменять высоту полок.


Готовят детали и собирают стеллаж в такой последовательности:

  • болгаркой по размерам согласно чертежу нарезают необходимые элементы;
  • на стойках отмечают места расположения полок;
  • их приваривают или соединяют болтами, контролируя прямой угол, чтобы конструкция не вышла кривой;
  • со стального каркаса удаляют следы коррозии (щеткой, преобразователем ржавчины), окрашивают;
  • из дерева вырезают полочки, красят, оставляют просохнуть;
  • крепят на каркасе болтами.

Относительно последней операции. Намного рациональнее приварить уголки торцом к вертикальным стойкам, так чтобы его полки смотрели внутрь. Тогда просто на них укладывают отрезки досок, ДСП, фанеру. Они будут надежно держаться без дополнительной фиксации.


Практичный вариант стационарного стеллажа, который не стоит на полу, а закрепляется на стене. Материал значения не имеет, технология идентичная:

  • делается разметка для крепежа, высверливаются отверстия, забиваются дюбеля;
  • трубы или брусья нарезаются по размерам;
  • к стене строго вертикально крепят стойки;
  • их соединяют между собой продольными поперечинами по высоте будущих полок;
  • делают аналогичную переднюю деталь, только она будет стоять на полу;
  • две части соединяют между собой, укладывают и закрепляют полочки.

Это общие схемы устройства гаражных стеллажей. Все варианты невозможно предусмотреть – сколько мастеров, столько и решений. Главное – не бояться экспериментировать, пускать в ход любые подручные материалы, и результат обязательно будет.

Простые полки из дерева и металла

Стеллажи требуют довольно много материала, громоздкие, поэтому часто прибегают к менее сложному варианту. Чтобы полочки были удобными для использования, их делают шириной не более 1,5 м, глубиной – до 0,6 м, высотой (для многоярусных) – 0,3–0,6 м.


Для деревянной конструкции используют брусья, которые размечают согласно заранее изготовленной схеме. Из них делают стойки и раму. На полки берут струганную доску, фанеру. Закрепляют саморезами и уголками.


На металлических изделиях хранят объемное и массивное оборудование, поэтому предпочтение отдается сварке. По размерам нарезают заготовки и соединяют в сплошную конструкцию. Для полок используют листовую сталь или древесину.


Все разнообразные подвесные модели крепятся на стене или потолке. Их устанавливают на анкерах, что позволяет снять и перенести в другое место. Потолочные находятся вблизи перекрытия, на котором закреплены. Они подвешиваются за крюки или анкера, вделанные в потолок. Обычно подобные полки легко снимаются. Большой популярностью не пользуются, сооружают при нехватке места. Не годятся для хранения тяжелых и габаритных предметов, потому что неустойчивые.

Поэтапная инструкция о создании полок в гараже представлена в видеоматериале.

Рассмотрим, как своими руками сделать полки в гараже для хранения на них нужного вспомогательного оборудования и разнообразных инструментов для ухода за автомобилем.

Гаражные стеллажи – богатство выбора конструкций

Полки в гараже дают возможность компактно разместить на ограниченной площади множество деталей и инструментов для обслуживания транспортного средства, а также различный бытовой скарб, которому не нашлось места в квартире. По этой причине каждый автолюбитель устанавливает в «доме для авто» стеллажи. Они обеспечивают порядок в гараже и позволяют за секунды найти требуемую вещь.

Обустроить ангар для машины можно покупными полками. Такие конструкции в наши дни продаются на любой вкус. Но даже очень дорогие и «навороченные» стеллажи не всегда будут удовлетворять вашим индивидуальным запросам. Намного разумнее изготовить полки в гараже своими руками, выбрав оптимальные для себя размеры таких конструкций.

По варианту монтажа стеллажи для автомобильного бокса делят на такие группы:

  • разборные;
  • стационарные;
  • передвижные;
  • навесные;
  • вращающиеся.

Разборные полки можно монтировать в любом месте гаража, менять в случае потребности их расположение, ширину, высоту и компоновку. Стационарные конструкции создаются для установки на каком-либо конкретном участке помещения. Их ставят один раз и навсегда, фиксируя к потолочной, стеновой либо напольной поверхности. По прочностным показателям стационарные стеллажи более надежные, нежели разборные.

Конструкции передвижного типа оснащаются роликами, позволяющими передвигать их по всему гаражу. По сути, они представляют собой небольшую тележку. Это удобно. Но стоит понимать, что такие стеллажи не способны выдерживать чересчур высокие нагрузки. Поэтому на них нельзя хранить громоздкое и массивное по весу оборудование.

Навесные полки оборудуются в домашних условиях редко. Их необходимо подвешивать и закреплять непосредственно под потолочной поверхностью, что может вызвать серьезные затруднения. Хотя теоретически это вполне возможно. Редким явлением можно считать и вращающиеся конструкции. Визуально они похожи на стойки для дисков CD. На таких мини-стеллажах можно хранить всякую мелочь – отвертки, ключи, для более крупного инструмента они не подходят.

Число полочек на стеллажах и их геометрические размеры вам предстоит выбрать самому. Профессионалы советуют так проектировать конструкцию для гаража, чтобы на полках помещались все используемые при обслуживании транспортного средства инструменты. Другими словами, стеллажи желательно делать вместительными.

Самыми популярными материалами для изготовления гаражных полок является металл и древесина. Если вы планируете установить конструкцию надолго, лучше использовать металлические изделия, которые отличаются долговечностью и максимальной прочностью. Если же желаете сэкономить на материалах и не затягивать монтажные работы, делайте стеллаж в гараже своими руками из дерева. Работа с более легкой древесиной в разы проще, чем с металлом.

Также полки в наши дни делают из пластика (их можно купить в магазине) и комбинированные – из стали и дерева или из пластика и металла.

Как и любое сравнительно сложное изделие, стеллаж следует сначала разработать на бумаге. Это можно сделать с помощью готовых чертежей.Несложно и самостоятельно составить эскиз будущей конструкции, указав в нем параметры полочек. В этом случае стеллаж будет идеально подходить для вашего гаража.

Обычно рекомендуется размещать стеллаж вдоль какой-либо одной стены помещения. Оптимальная высота конструкции – от пола до самого потолка (ни один квадратный сантиметр свободной площади терять не хочется ни одному автолюбителю). Конечно, если ваш гараж очень высокий, полки можно делать не до потолочной поверхности, чтобы не мучиться с лазанием по лестнице на самый верх за какой-нибудь деталью.

Нижние полки всегда делают более вместительными и высокими. Они предназначены для хранения колес, крупного инструмента. Полочки, которые располагаются наверху конструкции, лучше изготавливать низкими. На них вы будете складировать всякую легкую мелочь. Тем самым вы обеспечите хорошую устойчивость стеллажа.

Внизу обязательно требуется оставлять просвет 15–20 см между конструкцией и напольным покрытием.

Он даст вам возможность без затруднений подмести пол под стеллажом. Кроме того, профи советуют просверлить в полочках для инструмента, канистр, колес небольшие отверстия. Они будут выполнять функцию естественной вентиляции для хранящихся предметов, защищая их тем самым от ржавления, а также позволят вам без проблем сметать с полок мелкий мусор и пыль.

Длину стеллажа обычно тоже делают на всю ширину стенки, оставляя около 8–10 см свободного пространства по боковым сторонам конструкции. Так вам будет проще выполнять монтажные работы. Глубину полочек выбирайте сами. При этом помните, что чересчур узкие ниши не годятся для хранения крупногабаритного инструмента, а чрезмерно глубокие неудобны в эксплуатации (попробуйте что-нибудь достать руками с полочки глубиной около метра). Рекомендованная глубина ниш гаражных стеллажей – примерно 60 см.

Самая распространенная ширина полок (имеется в виду дистанция между двумя вертикальными опорами конструкции) – 100 см. Можно сделать ширину и на 30–50 см больше, если полка предназначается для хранения габаритных (например, колес) либо тяжелых изделий из металла.

Делаем металлический стеллаж с полками из дерева

Популярный вариант обустройства гаражей – конструкция с металлическим каркасом (он будет стоять без преувеличения десятилетиями) и деревянными полочками. Вертикальные стойки таких стеллажей вы можете сделать из прямоугольных профилей с размерами одной из сторон 4–5 см либо из уголка с полкой 3–5 см.

Сам каркас делается из уголка с 1,5–2,5-сантиметровой полкой и прикручивается болтами к вертикальным направляющим или приваривается к ним. Сварное соединение держит конструкцию максимально прочно, выполнять его быстрее и проще. С болтами мороки больше, но зато вы получаете возможность при необходимости изменять высоту полочек стеллажа.

Полки изготавливаются из досок толщиной 1,5–2,5 см. В этом случае они будут по-настоящему прочными. Можно делать их и из обычной либо ламинированной фанеры или древесно-стружечных изделий. Деревянные полки перед монтажом обязательно предохраняют от влаги и грибка – промасливают и окрашивают.

Таким образом, схема подготовки комплектующих для стеллажа, а затем их сборки и установки выглядит следующим образом:

  1. Болгаркой режем по заданным размерам металлические заготовки.
  2. Размечаем положение стоек по вертикали и сразу отмечаем места, где будут фиксироваться полочки.
  3. Свариваем (берем на болты) уголки (здесь важно контролировать горизонтальность расположения элементов).
  4. Наносим грунтовку на каркас и окрашиваем его коррозионно-стойким составом.
  5. Нарезаем полочки из древесины и «примеряем» их, ставя поперек каркаса. Можно выполнять установку досок и вдоль, но в этом случае они могут под весом больших инструментов и запчастей прогибаться.
  6. Пропитываем (красим) деревянные изделия и крепим их с металлическим каркасом . Желательно подгонять доски друг к другу как можно плотнее.

Стеллаж готов. Если вы не совсем уверены в высокой устойчивости конструкции, можно дополнительно прикрепить ее к стене гаража стальными кронштейнами.

Деревянный стеллаж – все очень просто

Дешевле обходятся гаражные полки, сделанные из дерева. К тому же их проще делать и устанавливать. Поэтому многие автовладельцы решают обзавестись именно такими конструкциями. Здесь, правда, стоит помнить, что деревянные стеллажи эксплуатируются по времени меньше, чем металлические либо комбинированные.

Оптимально, когда полки изготавливаются из твердой древесины, например, из дуба. Но вполне подойдут и сосновые доски – недорогие и доступные. Важно, чтобы они были хорошо высушены, не имели крупных трещин и сучков, глубоких червоточин и следов плесени.

Стойки (вертикальные) изготавливают из бруса 10х5 или 10х10 см, полки – из древесно-стружечных плит или обычных досок, поперечины – из бруса меньшего сечения или даже из досок (но их толщина должна быть внушительной).

  1. Режем доски и брусья по заданным размерам, обрабатываем их антисептическим составом.
  2. Собираем конструкцию, используя для соединения отдельных частей проушины, шипы, клей для древесины или саморезы.
  3. Стыки деталей для придания конструкции большей площади усиливаем уголками из металла.
  4. Окрашиваем готовый стеллаж (торцы желательно покрасить в несколько слоев).

Примерно аналогичным образом вы можете сделать и конструкции для гаража из металла. Но, естественно, резать по нужным размерам и монтировать тяжелые стойки, а также другие элементы стеллажа вам будет намного сложнее.

Основное предназначение гаража - стоянка автотранспорта, но в большинстве случаев попутно там хранится большое количество инструментов и вещей, предназначенных для ухода за любимым детищем. Рачительный хозяин обязательно позаботится о порядке в своем гараже, поддерживать который намного проще с многочисленными полками. Купить их можно и в готовом варианте, но гораздо практичней сделать полки самостоятельно, подбирая требуемый размер и размещение.

Разновидности полок

Широкий диапазон применения полок предполагает использование различных материалов для их изготовления в зависимости от планируемой нагрузки. Наиболее часто чтобы сделать конструкцию прибегают к трем вариантам:

  • оборудуют гараж изделиями из металла;
  • работают с деревом;
  • в отдельных случаях практично сделать комбинированные стеллажи, где металлический каркас дополняется деревянным настилом.

Хранимые в гараже вещи обладают разными габаритами и весом, поэтому следует заранее определиться, какой формы полки лучше сделать. Внимание стоит обратить на следующие конструкции:

  • Для стационарных стеллажей потребуется каркас, состоящий из вертикальных стоек соединенных поперечными элементами, на которые фиксируются полки. В основном они предназначены для размещения серьезных тяжестей, поэтому для вертикальных стоек стоит сделать дополнительную фиксацию к стене с использованием кронштейнов. Между каркасом и полками также предполагается крепление. Существенный вес нуждается в оборудовании конструкции, выполненной полностью из металла. Если хранение тяжелых вещей в гараже не планируется, полки можно сделать деревянные.
  • Разборные конструкции для гаража отличаются от стационарного варианта особенностью каркаса – он выполнен из перфорированного металла, что обеспечивает крепление полок на различной высоте. Для этого применяются крепежные уголки, болты и гайки. В готовом варианте наиболее часто встречается именно такие стеллажи для гаража.
  • Можно сделать передвижные изделия, оснастив их колесиками, при этом перемещение по гаражу не потребует предварительной разгрузки.

Замечание ! Подобная конструкция нуждается в ровной поверхности пола и не предполагает хранение на ней излишне тяжелых материалов.

  • Разнообразную мелочь удобно расположить на вращающейся конструкции, аналогичной подставке для хранения дисков. При наличии в гараже достаточного пространства, для мелких инструментов также можно сделать на стене своеобразный щит.
  • Навесные полки под потолком позволяют рационально задействовать в гараже все пространство. Их основное предназначение - хранение вещей, потребность в которых возникает крайне редко. Крепление для таких полок можно сделать на стене или потолке, учитывайте, что здесь тоже существуют ограничения по нагрузке. Если основная масса хранимых инструментов и деталей не тяжелая, то оборудовать гараж можно исключительно навесными полками.

При выборе подходящей конструкции, ориентируйтесь на количество и вес хранимых вещей, а также наличие свободной площади.

Проектирование

Любые конструкции нуждаются в предварительном проектировании. После осмотра гаража и замеров переходят к планированию параметров. Практичным будет решение освободить под стеллажи полностью одну стену, тогда сделать конструкцию получится очень вместительной. Расстояние между полками рассчитывается, исходя из габаритов хранимых вещей. Нижний уровень обычно оборудуют с учетом размещения канистр и сменной резины. Можно сделать первую полку выше от пола, чтобы под ней размещать крупногабаритные принадлежности автомобилиста. Для удобства эксплуатации при проектировании стеллажей обычно придерживаются следующих размеров:

  • Длина полки варьируется в зависимости от глубины гаража, рекомендуется сделать зазор 20 см для удобства монтажных работ.
  • Высота конструкции достигает потолка.
  • Расстояние между вертикальными стойками пропорционально тяжести хранимого груза: чем он больше, тем чаще располагаются стойки. Максимальный шаг не превышает 1,5 м, оптимально установить вертикальные опоры через 1 м.
  • Для хранения большинства вещей достаточно оборудовать полки глубиной 50-60 см. Увеличение данного параметра препятствует удобной эксплуатации, для мелких инструментов и крепежных деталей подойдут стеллажи глубиной 30-40 см.
  • Высота между уровнями составляет 25-60 см, для крупногабаритных вещей требуется свободное пространство высотой от 0,8 до 1,0 м.

После эскиза на бумаге определяются с подходящим материалом и переходят к воплощению замысла в жизнь.

Комбинированный вариант: металлический каркас с деревянными полками

Ключевое преимущество сделать полки в гараж самостоятельно - возможность создать сверхпрочную конструкцию, способную прослужить длительное время. Для оборудования вертикальных стоек подойдут следующие материалы:

  • металлический уголок 30х30 или 50х50 мм;
  • профиль прямоугольного сечения от 40 до 50 мм;
  • для установки полок применяется уголок 15-25 мм.

Каркас для полок фиксируется к вертикальным стойкам с использованием сварки. Отсутствие необходимых навыков и инструментов потребует сделать несколько отверстий и закрепить отдельные элементы болтами.

Важно ! Второй способ отличается большими трудозатратами, но дает возможность в дальнейшем регулировать высоту полок в гараже.

Настил лучше сделать из деревянных досок толщиной от 15 до 25 мм, все зависит от требуемой прочности. При хранении в гараже нетяжелого инвентаря полки оборудуют из ДСП, обычной или ламинированной фанеры. Все деревянные элементы нуждаются в предварительной обработке специальными средствами, это обезопасит их от повреждения грибком или влагой. Монтаж полок для гаража включает следующие этапы:

  • Нарезаем в соответствии с выбранными размерами металлические детали для каркаса с помощью болгарки. За отдельную плату эту процедуру можно сделать на базе, работающей с металлом.
  • На вертикальных стойках отмечаются места, куда будут фиксироваться полки.
  • Соединяем уголок для крепления полок с вертикальными деталями. Проведение работ сопровождается регулярным контролем горизонтального уровня.
  • Готовый металлический каркас для полок гаража покрывается грунтовкой с последующим вскрытием краской. Это обеспечит защиту от воздействия коррозии.
  • Затем переходят к работе с деревом. Можно сделать расположение досок вдоль каркаса или поперек. Второй вариант для гаража более приемлем, так как предотвратит прогиб полок под тяжестью расположенного груза.
  • Проверив соответствие размеров между деревянными элементами и металлическим каркасом, можно переходить к соединению воедино всей конструкции. Полки закрепляются на каркасе при условии полного высыхания после обработки защитными средствами. Используя саморезы, доски устанавливаются с плотной подгонкой друг к другу.

Важно ! Для придания стеллажам большей устойчивости, рекомендуется сделать дополнительное крепление каркаса к стенам гаража с помощью кронштейнов.

Способы оборудования деревянных конструкций

При желании сэкономить на приобретении металлических изделий, можно сделать полностью из дерева. Монтаж каркаса производят из бруса толщиной от 100 мм, для полок подбирается материал, аналогичный комбинированным конструкциям (доски 15-25 мм, ДСП или фанера). Соединение полок и каркаса осуществляется с помощью крепежных уголков и болтов М5 длиной 60 мм. Грузоподъемность такой конструкции несколько ниже металлического варианта, поэтому больше подходит для хранения в гараже нетяжелых вещей.

Автомобилистам, часто занимающимся в гараже мелким ремонтом, придется по душе идея сделать удобный деревянный щит для хранения инструментов. Для этого потребуется закрепить анкерами к стене перфорированный ДСП и оборудовать его различными держателями для инструмента, компактными полочками и крюками. Можно сделать дополнительное освещение над оригинальной полкой с регулировкой направленности потока света, это создаст комфортные условия для работы в гараже.

Навесные устройства

Сэкономить свободное пространство гаража можно, если сделать подвесные полки. Для этого потребуется заготовить:

  • большие анкера;
  • шестигранные и обычные гайки;
  • шайбы Гровера;
  • шпильки и плоские шайбы;
  • материал для настила (ДСП или фанера).

Монтаж подвесной полки для гаража включает следующие шаги:

  • В соответствии с выбранным проектом вырезаются деревянные элементы. Расстояние между шпильками не должно превышать 70 см.
  • По краям полки отмечаются места для шпилек. От краев плиты рекомендуется отступить 5-7 см.
  • Высверлив отверстия, полку прикладывают к потолку гаража, чтобы отметить места крепления шпилек.
  • Затем подготавливаются углубления для анкеров, которые загоняются до упора в бетон, гайки закручиваются.
  • Дальше необходимо сделать соединение шпилек и анкеров.
  • В заключение на шпильки фиксируется полка.

Это далеко не все варианты, как можно сделать удобные полки для гаража. В большинстве случаев перед их установкой следует подготовить поверхности: на полу должна быть качественная стяжка, а стены гаража рекомендуется оштукатурить. Подобные меры предосторожности предотвратят возникновение неприятных моментов в виде конденсата на инструментах или перекоса стационарных стеллажей.

Упорядоченное размещение инструмента, запчастей, строительных материалов и других предметов обеспечивают стеллажи, изготовленные из . Такие металлоконструкции устанавливают в гаражах, домашних и ремонтных мастерских, хозпомещениях, погребах. Наиболее простым вариантом является приобретение комплекта для создания сборного стеллажа.

Он содержит: уголок (алюминиевый или стальной оцинкованный), покрытие для полок, обработанное специальными антисептическими составами (для древесных материалов), крепеж. Полки можно устанавливать на разной высоте. Такие комплекты удобны и функциональны, но, как правило, не предназначены для больших нагрузок. К тому же, эти металлоконструкции имеют невысокую жесткость из-за люфта в местах соединений. Поэтому мастера, владеющие навыками слесарных и сварных работ, предпочитают изготавливать своими руками стеллажи с металлическим каркасом из уголка. Плюсы такого варианта: возможность соорудить конструкцию оптимального размера и грузоподъемности и экономия финансов.


Какие материалы и инструменты понадобятся для изготовления стеллажа?

Для хранения достаточно тяжелых предметов изготавливают стеллажи из стального равнополочного или неравнополочного уголка , 30х50 мм с толщиной стенки 3-5 мм. Обычно для этих целей используют угловой горячекатаный прокат, который для повышения коррозионной стойкости грунтуют и окрашивают. Для этой цели удобно использовать грунт-эмали «2 в 1», служащие сразу и грунтом, и финишным покрытием. Если для изготовления конструкции используется уголок, бывший в употреблении и успевший покрыться ржавчиной, то лучше приобрести краску для металла «3 в 1». Она выполняет функции преобразователя ржавчины, грунта и декоративной эмали.

Для настила используют фанеру, ОСП, ДСП, реже – листовой металл. Для хранения крупных предметов покрытие полок делается из брусков, расположенных с просветами, для складирования мелочей и установки банок с консервацией – из фанеры, ДВП, ДСП, ОСП, доски. Металлический настил изготавливают в тех случаях, когда планируется складировать тяжелые предметы. Большим недостатком древесины является ее невысокая стойкость к агрессивным биофакторам. Дерево быстро гниет, покрывается плесенью, повреждается насекомыми. Для продления срока эксплуатации деревянное покрытие обрабатывают антисептическими составами. Для повышения стойкости к огню – антипиренами.

Для создания сварного стеллажа понадобится сварочный аппарат. Наиболее популярны сейчас сварочные инверторы. Для сварки черного металла толщиной до 10 мм могут использоваться аппараты, обеспечивающие сварочный ток 160-180 А. Диаметр электродов – 3-4 мм.

Также понадобятся:

  • углошлифовальная машина (УШМ, «болгарка») с отрезным кругом, предназначенным для работ по металлу – резки заготовок в размер;
  • зачистной круг – для обработки сварных швов;
  • дрель или шуруповерт, саморезы с концом в виде сверла, шайбы с резиновыми прокладками для закрепления покрытия полок;
  • электроды;
  • строительный уровень;
  • пила по дереву или электрический лобзик для резки доски или фанеры в размер;
  • измерительные инструменты ;
  • грунт и эмаль .

Для проведения заготовительных и сборочных работ понадобятся средства индивидуальной защиты – перчатки и очки.

Конструктивные варианты

В конструкцию стеллажа входят стойки, каркас для полок, настил. Для повышения устойчивости тяжело нагруженной конструкции на ее задней стороне монтируют диагональные раскосы – стальные полосы, которые привариваются или прикручиваются к стойкам. Раскосы компенсируют боковые усилия и повышают надежность и устойчивость сооружения.


Перед изготовлением стеллажа из металлического уголка определяют его размеры и составляют чертеж. При определении геометрии сварной конструкции учитывают следующие моменты:

  • Если вы хотите сделать стеллаж на всю стену, то определите его длину на 100-150 мм короче, чем длина стены. Если не выполнить это условие, то установить металлоконструкцию будет невозможно или очень затруднительно.
  • Высоту определяют, в зависимости от высоты помещения и возможности занести сваренную конструкцию внутрь.
  • Традиционная глубина полок универсального назначения – 400-600 мм, высота – 300-500 мм. При изготовлении своими руками металлического стеллажа из уголка для гаража обычно выбирают расстояние между полками 450-500 мм, для хранения консервации в погребе – 300-350 мм. Для расстановки пластиковых бутылок объемом 1,5-2,0 л дистанция между ярусами – 400 мм. Расстояние от пола до нижнего яруса – 500-700 мм или больше. Обычно именно на нижнюю полку устанавливают самые тяжелые предметы.

Совет! Если на стеллажах планируется хранить предметы разных размеров, то рекомендуется сделать конструкцию универсальной. Для этого изготавливают сварной каркас, а для установки полок сверлят в стойках несколько отверстий. Такое устройство позволяет менять количество полок и расстояние между ними.


При расчете размеров металлического стеллажа учитывают тот факт, что уголок на металлобазах отпускают обычно по 6 м. Желательно, чтобы длина металлоконструкции была кратной длине углового проката, чтобы избежать отходов. Традиционным вариантом являются металлоконструкции длиной 2 м. Для хранения тяжелых предметов пролеты между опорными стойками уменьшают до 1,5 м.

Внимание! Длинные хлысты уголка обычно имеют длину не 12 м, а 11,7 м, что необходимо учесть при расчетах.

Уголок можно нарезать в размер самостоятельно, а можно заказать эту услугу на металлобазе, обычно доплата за резку небольшая.

Как сварить стеллаж из уголков с настилом из фанеры: этапы работ

Работы проводят на свободном пространстве:


Для обеспечения устойчивого положения металлоконструкции ее крепят к стене с помощью кронштейнов.