Изучение высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности. Смотреть что такое "Физиология высшей нервной деятельности" в других словарях

Мир природы удивительно разнообразен и красив. Но поистине чудомможноназвать цветы вишни. Расцветая ранней весной, они наряжают каждую веточку дерева в великолепные белые или нежно-розовые наряды. С давних времен и по настоящее время вишневые цветы вызывают восхищение, самые нежные и трогательные чувства. Об этих цветах слагают стихи и поют песни. Художники непревзойденную красоту цветка вишни переносят на свои полотна.

Благодаря неприхотливости этих растений, устойчивости к засушливой погоде и заморозкам, география произрастания вишневых деревьев обширна. Их можно встретить в любом уголке нашей планеты. Вишневыми деревьями украшают сады, парки, скверы, газоны. Растет это дерево и на обочине дорог, радуя глаз любого проходящего или проезжающего мимо человека.

Немного истории

Вишня стала известна людям задолго до того, как появилась письменность. Узнали о ней раньше других народы Средиземноморья, откуда попала она на Кавказ и в Персию. Позже римляне оценили вишню по достоинству. А уже в первом веке нашей эры она получила распространение по всей Европе: ее начали выращивать в Британии, по нраву пришлась цветущая вишня германцам и бельгийцам. А вот в России она появилась значительно позже.

Так, во времена правления Юрия Долгорукова украшением любого уголка Москвы был вишневый сад, цветы которого завораживали своей красотой и ароматом. Основатель Москвы завез вишню из Киева. Она стала первым которое начали выращивать на Руси. Сначала вкусом плодов и прелестью цветков наслаждались и любовались только обитатели царских поместий и монастырей, и лишь в пятнадцатом веке вишня переселяется на крестьянские подворья, завоевав всеобщую любовь.

Любое цветущее дерево прекрасно, но вишня вызывает особое восхищение. Когда смотришь на вишневые цветы, хочется петь, читать стихи, сделать что-то хорошее. Не случайно вишневое дерево так полюбилось народу. В Варне, например, деревья вишни можно встретить повсеместно. Ими украшены скверы, парки, сады и дворы города. А на Тайване проходят ежегодные фестивали в честь цветущей вишни. Туристы со всего света съезжаются на праздник. Подобные фестивали проводятся в Вашингтоне и Мейконе, Ужгороде и Сеуле. Они берут свое начало с того времени, когда в 1912 году мэром Токио были подарены американскому другу саженцы вишни.

Когда смотришь картинки, цветущая вишня на которых представлена во всей красе, то невозможно совладать с желанием увидеть это чудо наяву. Вишню во время цветения не смогли обойти вниманием поэты, художники, писатели. В России и Японии, на Украине и в Болгарии, на Тайване и в Америке воспевают они в своих произведениях вишневые цветы, которые символизируют начало весны, любовь, нежность, молодость и возрождение.

Цветок вишни: строение

Цветок вишни крепится на короткой цветоножке, которая расширяется кверху, образуя цветоложе. К нему крепится чашечка с чашелистиками и пять лепестков, образующих венчик. Внутри цветка - тычинки и пестик. В нижней, расширяющейся части пестика находится завязь, в верхней части которой расположено рыльце. В завязи цветка развивается только один плод. Вишневые цветы в зависимости от сорта дерева бывают белого и

Во время цветения дерево вишни окутано, подобно свадебному наряду невесты, белоснежными с розоватым оттенком цветами, собранными пучками в пышные соцветия. Это зрелище не оставляет равнодушным никого.

Цветы вишни и их полезные свойства

Вишневые цветы, фото которых вы видите, привлекают тружениц-пчел. Благодаря их неустанным стараниям, на нашем столе появляется излюбленное лакомство как детей, так и взрослых - вишневый мед. Он оказывает общеукрепляющее, антибактериальное, противовирусное и противовоспалительное действие на организм человека. Употребление меда повышает иммунитет.

Из цветков вишни заваривают ароматный, безумно вкусный чай, в котором содержится много органических кислот, микроэлементов и минеральных веществ.

Легенды, обряды и поверья, связанные с вишней

Вишня прочно укоренилась в народном быту в пору христианства, тогда как почти все легенды рождались в языческие времена, когда все обожествлялось, а деревья наделялись признаками одушевленных существ. Поэтому о вишне, красоте ее цветков сложено немного легенд.

По христианским традициям вишню считают символом жизни человека благодаря уникальности цветения этого дерева. Оно сначала цветет, а уж потом покрывается листвой. Так и человек: нагим рожден в этот мир, нагим его и покидает.

Вишня на Украине - символ родной земли, матери. А цветущее дерево символизирует девушку, невесту. Символом счастливой семейной жизни является вишневый сад. Для любого украинца, будь он родом из города или из деревни, образ вишни символизирует отчий дом.

Издавна вишня почиталась нашими предками. Они верили в существование могущественного ее покровителя Бога Керниса. Чтобы он помог получить хороший урожай, его нужно было задобрить, для чего зажигали свечи на цветущих деревьях. Вокруг цветущей вишни совершали весенний новогодний обряд древних славян.

Этот языческий обряд, по легенде, позже стали совершать в Германии. Для этого к Новому году выращивали цветущее деревце вишни, украшали его горящими свечами.

У наших предков существовала примета: посаженное возле дома дерево вишни принесет удачу и благополучие. Первое свидание влюбленных под этим растением принесет им счастье.

Если вам приснились цветы вишни и сакуры

Люди издавна пользовались для передачи посланий, приглашений в гости, признаний в любви. С его помощью выражали восхищение, сочувствие, сожаление, ненависть, отвращение.

Переносились на сны. Увидеть во сне цветение вишни - к хорошим переменам в судьбе и приятным известиям. Если во сне вы срываете вишневый цветок, значит, испытываете к своему возлюбленному нежные чувства. Хорошо, если вы видите распускающиеся на ваших глазах цветы вишни. Это знак признания и оценки ваших способностей. Вас ожидают счастливые перемены, если вам приснятся цветы вишни. Посадить дерево во сне - к огромному богатству.

Цветущее которое вы увидели во сне, предвещает счастье и благополучие. Благодаря открытости своего характера и бескорыстию, вы достигнете огромной популярности, вас ждет испытание пылкой взаимной любовью.

Семейные люди, увидев во сне цветущую сакуру, могут надеяться на долгое счастье и спокойствие в своей семье. Если вы еще не обзавелись семьей, этот сон указывает на то, что в вашей жизни очень скоро появится человек, которого вы полюбите навсегда. Причем вы испытаете пылкое небезответное чувство.

Сакура (декоративная вишня) символизирует непорочность и чистоту. Если вам приснилась цветущая сакура, ждите встречи с юной, непорочной девушкой наяву.

Цветы вишни в татуировке

Ветка цветущей вишни является излюбленным изображением на коже молодых девушек, неравнодушных к японской и китайской культуре. Подчеркивая нежность, ранимость души ее носительниц, такая татуировка очень женственна. В китайских поверьях она символизирует красоту женщины и возвышенную любовь. А в японских сказаниях - скоротечность жизни. Чувства, подобно облетевшим лепесткам вишневого цветка, проходят, оставляя светлую грусть, печаль, ощущение утраты или упущенной возможности.

Сегодняшние татуировки с изображением цветов вишни подчеркивают философское и созерцательное отношение к жизни, эстетику, недолговечную красоту и нежность.

Национальный символ Японии - сакура

Национальным считается сакура, или, как ее называют, декоративная вишня. Цветущая сакура напоминает облака нежно-розового цвета или воздушные, почти невесомые хлопья снега. Розовые облака цветов образуют из веток древней сакуры огромный шатер, в который со всех концов спешат люди, чтобы полюбоваться гирляндами цветущих веток, спускающихся к самой земле.

Цветение этого растения, к сожалению, явление кратковременное. Подует ветер, или пойдет дождь, и нежные цветы сакуры опадают, едва распустившись. Наверное, поэтому цветущая сакурав Японской культуре является символом непостоянства бытия, а в поэзии - ушедшей юности и утраченной любви. Любовь к этим цветам японцы пронесли через многие тысячелетия.

Традиция японцев - любование цветами

Традиция любования сакурой во время ее цветения в Японии появилась давно, в период правления династии Танг. Аристократы все свое свободное время проводили под цветущим деревом: слушали музыку, играли в азартные игры и пили легкие прохладительные напитки. В период правления императора Сага стали проводиться праздники любования цветущей сакурой. Они и дали начало ханами - современной традиции любования цветами.

В эпоху реформации в 19-м веке повсюду в Японии стали вырубать вишневые деревья, считая их пережитками феодализма. Но через некоторое время традиция любования цветами снова возродилась, и сейчас этот праздник считается самым любимым в Японии. С трепетом и волнением ожидают японцы начало праздника, чтобы насладиться первозданной чистотой и изумительной красотой цветов сакуры.

Начинается современный праздник ханами в столице, постепенно переходя в другие города и селения. По всей стране создаются специальные штабы, куда стекается информация о времени зацветания сакуры. О первом распустившемся бутоне волшебного цветка сразу становится известно всем с помощью средств массовой информации.

С началом буйного цветения сакуры начинается праздник. Люди по-прежнему собираются под цветущими деревьями у стен древних монастырей, дворцов, в парках и садах, наслаждаясь красотой цветка сакуры и приятной беседой с близкими людьми.

Цветок сакуры: легенды

Цветы сакуры нежны и прекрасны. Они олицетворяют человеческую жизнь, считаются воплощением красоты японской женщины. С этим цветком у японского народа связано много поверий и легенд.

Японцы считают, что каждый прекрасный цветок сакуры как бы рассказывает о судьбе какого-то ребенка. Легенда, рожденная в далеком прошлом, до сих пор жива в памяти японского народа. Она повествует о том, что однажды старшина японской деревни под названием Сакура рассказал правителю этой деревни Сегуну о жестокости князя и привел к нему своих маленьких детей, чтобы показать покрытые побоями спины. Правитель по заслугам наказал князя, и тот решил отомстить жалобщику. Он тайком схватил старосту с его детьми, крепко привязал к вишне и забил всех до смерти. С тех давних пор цветы сакуры (декоративной вишни) имеют розоватый оттенок, как будто их окропили кровью невинных детей. Благодаря этой легенде сакура приобретает особую загадочность.

Есть и другая легенда о сакуре: очень давно, ранней весной, когда зацвела сакура, Бог Ниниги - прародитель людей - женился на младшей дочери Бога гор по имени Цветущая. Отец юной девушки был сильно разгневан, что Ниниги не выбрал в жены старшую дочь, и пророчил этой паре и их потомкам мимолетную, как цветок сакуры, жизнь. С тех пор имя Сакура стало популярным в Японии.

Цветок сакуры - один из самых красивых на свете

Трудно представить себе жизнь без цветов. Она была бы скучной, невзрачной и печальной. Больше всех любит цветы прекрасная половина человечества. Цветы дарят счастье, поднимают настроение, уменьшают боль, помогают справиться с тоской по возлюбленному. Аромат цветка сакуры и его безупречный внешний вид вдохновляют человека на благородные поступки. Этот цветок украшает дома, парки, сады.

В честь нежного, загадочного цветка сакуры (декоративной вишни) проводятся праздники и фестивали по всему миру, выпускаются монеты с ее изображением. Цветок сакуры встречается в Японии повсюду. Им украшают одежду, посуду, предметы быта. Фотографии его можно увидеть на обложках журналов, в витринах салонов и магазинов, на рекламных проспектах. Неслучайно японцы с их чувствительными душами и безупречным стремлением к красоте считают цветок сакуры самым красивым в мире.

Вишневый сад с незапамятных времен был символом семьи, единства и родной земли.

Запах цветов Вишни весной будил нежные воспоминания и дарил море эмоций летом, когда спелые ягоды уже не держались на ветках.

Вишенки являлись знаком непорочности и мягкости женской натуры, о чем свидетельствуют картины XVIII века.

В христианстве вишневые ягоды, как и яблоки, являются райским плодом. Само вишневое дерево – древом познания.

Цветущая Вишня во многих регионах была символом невесты. Вишневый сад был излюбленным местом пребывания незамужних девушек.

На Украине Вишневый сад оберегал дом от нечистой силы. Считалось, что такой дом обитатели темных углов и топей будут обходить стороной. Пока живет Вишневый сад, в семье будут царить дружба и любовь.

В Японии цветущая Вишня Сакура знаменует начало нового цикла в жизни деревни. В это время начинался посев риса.

названия Вишни

Существует несколько версий происхождения слова «вишня».

По другой версии, слово «вишня» произошло от латинского «viscum», что означало «птичий клей». Дело в том, что ствол Вишни выделяет клейкий ароматный сок-смолу, который можно обнаружить на ранах дерева.

Латинское название дерева – Cerasus, что фактически означает «вишневый». Название произошло от города Керак (Керасунт) – родины этого красивого дерева.

Где растет Вишня

Существует около 130 видов этого растения, распространенных по всему миру.

Вишня обыкновенная является культурным растением и произрастает в садах и парках. Благодаря большому содержанию питательных веществ, Вишня обыкновенная и Черешня являются ценными плодово-ягодными культурами во многих странах.

Дикие виды Вишни встречаются в Гималаях, на Дальнем Востоке, в Японии и Китае. Этот вид устойчив даже к сильным заморозкам.

Степная дикая Вишня встречается в Сибири, Казахстане, в Башкирии и Поволжье. Ее также можно встретить на Северном Кавказе и в Европейской части России.

Родиной Вишни обыкновенной является черноморское побережье. Из этих мест дерево попало в Рим и получило мировую известность.

К почвенным условиям дерево нетребовательно. Может встречаться в оврагах и зарослях вблизи опушек.

Как выглядит Вишня

Вишня представляет собой невысокое дерево или кустарник.

Вишня обыкновенная может достигать 10 метров в высоту с диаметром ствола до 40 см, в то время как ее дикий собрат-кустарник достигает всего лишь 2 метра в высоту.

Корневая система Вишни очень мощная, поэтому даже самые сильные ветра не способны причинить серьезный вред Вишневому саду.

Возраст некоторых представителей дерева может достигать 100 лет. Степная дикая Вишня живет всего лишь 15-20 лет.

Во время цветения в апреле или мае Вишня одевается в снежное покрывало из цветочных зонтиков.

Летом в июле на ветвях созревают душистые темно-красные ягоды. Плоды обладают кисло-сладким вкусом и содержат огромное количество микроэлементов.

Лечебные свойства Вишни

В лечебных целях используют плоды, кору, листья и даже цветки Вишни.

Кроме того, плоды помогут усилить перистальтику кишечника и справиться с запорами.

Вишневый сок используется как эффективное жаропонижающее средство.

Высохший сок вишневого дерева является хорошим обволакивающим средством. Отвар из плодоножек оказывает идентичное действие.

Вишневые косточки опасны при употреблении внутрь, однако высушенный и перетертый продукт используют в качестве компрессов при подагре.

Вишневые листья обладают антисептическими свойствами, поэтому их используют при хранении ягод и других фруктов.

Вишневая вода, полученная из цветков Вишни с помощью пара, является отличным средством при лечении воспалений глаз.

Противопоказания

Все хорошо в меру. И плоды Вишни в данном случае не являются исключением. Не стоит злоупотреблять ягодами при сахарном диабете и проблемах с кишечником и желудком.

При использовании Вишни в лечении каких-либо недугов необходимо проконсультироваться у специалистов.

Применение Вишни

Мощные корни Вишни позволяют использовать растение для укрепления склонов и отвалов.

Древесина широко используется в производстве дорогостоящей мебели и многих столярных изделий и аксессуаров.

Древесину перерабатывают в шпон и используют в интарсии и маркетри.

Плоды Вишни широко используются в кулинарии и современной медицине как ароматизатор и в качестве пищевой добавки.

Благодаря огромному количеству цветков, Вишневые сады являются ценными медоносами.

Вишневые маски используются в косметике.

Плоды употребляют в свежем виде. В промышленных масштабах из плодов изготавливают джемы, вина, сиропы и другие продукты.

В Англии растет дерево долгожитель возрастом более 150 лет и высотой почти 14 метров.

Чтобы успокоить сон, необходимо съесть около двух десятков плодов. Седативный эффект обусловлен мелатонином, содержащимся в ягодах Вишни.

Как и зеленое яблоко, плоды Вишни способны снять головную боль.

Вишня, которую люди привыкли видеть в садах, имеет научное название «вишня кислая», хотя по вкусу может быть сладкой. В то же время сладкая Черешня имеет название «вишня птичья».

Японская Вишня Сакура является несъедобным видом. Цветение этой Вишни является знаком для японцев, так как символизирует начало рисового посева.

В Швейцарии существовала примета, согласно которой считалось, что дерево будет лучше плодоносить, если первые плоды достанутся женщине, родившей первенца.

Такое растение как вишня обыкновенная сегодня знакомо каждому. Это плодовое дерево не редкость, и произрастает практически везде: на приусадебных участках, в палисадниках и даже вдоль дорог. Популярное, выносливое и неприхотливое растение, имеет довольно широкое применение в кулинарии, народной медицине, косметологии.

Ягоды употребляют в свежем виде, из них варят варенья, компоты, джемы. Помимо этого, они используются и при изготовлении ликеров, настоек, вин. Растение применяется в народной медицине, поскольку оно наделено массой целебных свойств. Ценится диетологами, и теми, кто следит за своей фигурой.

Вишня является кустарником или небольшим деревцем семейства сливовых, достигающим в высоту двух и более метров. Растение наделено шаровидной кроной, бурой корой, длинными сначала зеленоватыми, а потом буроватыми побегами, простыми очередными короткочерешковыми цельными эллиптическими с заостренными верхушками голыми листками, крупными актиноморфными обоеполыми ароматными белыми цветками, собранными в зонтиковидные соцветия.

Плоды – сочные костянки. Цвести начинает задолго до появления листков, в апреле, а плоды начинают созревать уже в начале лета. Вишня произрастает практически по всему земному шару, но предпочтение отдает местам с умеренным климатом.

Как заготавливается растительное сырье

В народной медицине для изготовления лекарственных средств используют не только плоды растения, а и листки, ветви, вишневый клей, кору и плодоножки. Листки срывают, высыпают на бумагу и просушивают в хорошо вентилируемом помещении.

Ягоды можно высушить естественным способом, но чаще все-таки люди пользуются специальными сушилками. Подсушенное сырье засыпают в стеклянные емкости и помещают на хранение в сухое, хорошо проветриваемое помещение. Срок хранения заготовленных листков и плодов – один год.

Состав, целебные свойства

Растение богато: сахарами, антоцианами, пектиновыми соединениями, органическими кислотами (лимонной, янтарной, яблочной, хинной), аскорбиновой кислотой, каротином, дубильными веществами, минеральными веществами (калием, железом, медью, магнием, натрием, фосфором, серой, цинком, йодом, марганцем, кобальтом, никелем)), кумаринами, жирными маслами, флавоноидами, катехинами, витаминами А, Е, Н, РР, крахмалом.

Богатейший химический состав наделяет растение массой полезных свойств. Оно обладает рядом полезных свойств:

  • мочегонным;
  • противовоспалительным;
  • отхаркивающим;
  • противоопухолевым;
  • антиоксидантным;
  • антисептическим;
  • общеукрепляющим;
  • иммуностимулирующим воздействием.

Лекарственные средства способствуют:

  • укреплению иммунитета;
  • предупреждению развития и роста опухолей;
  • повышению аппетита;
  • выведению из организма шлаков и токсических веществ;
  • улучшению функционирования ЦНС;
  • понижению кровяного давления;
  • укреплению капилляров;
  • лечению артрита, простуды, запоров, судорог, эпилепсии, неврозов, ангины, желтухи, отеков, туберкулеза, ран, ожогов.

Рецепты применения в неофициальной медицине

Неврозы, эпилепсия, судороги: терапия отваром. Возьмите высушенную кору растения, измельчите до порошкообразной консистенции. Залейте две ложки порошка водой, приблизительно половиной литра. Уберите тару в затемненное помещение на несколько часов. По истечении времени перелейте состав в кастрюлю, поместите на плиту, вскипятите, после чего приубавьте огонь и продолжайте томить в течение четверти часа. Остудите и процедите состав. Рекомендуют употреблять по стакану напитка четырежды на день.

Приготовление общеукрепляющего лекарства. Возьмите засушенные плоды, примерно пару ложек, измельчите и соедините с душицей — 20 г и таким же количеством каркадэ. Перемешайте компоненты и залейте половиной литра воды. Вскипятите состав, убавьте огонь и проварите состав на протяжении четверти часа. Уберите отвар в тепло на пару часов. Пейте по половине стакан лекарства три раза в течение дня. С целью улучшения вкуса напитка можете добавить ложечку меда.

Настой поможет в терапии почечных патологий. Данное средство обладает выраженными мочегонными свойствами. Возьмите черенки, измельчите и запарьте несколько ложек сырья кипящей водой – 300 мл. Настаивать средство необходимо в течение часа, не менее. Пейте по 100 миллилитров лекарства трижды в сутки.

Приготовление средства, способствующего устранению болезненных ощущений при мочеиспускании. Соедините в равном количестве ветви с кукурузными рыльцами, перемешайте и измельчите компоненты до порошкообразной консистенции. Запарьте пару столовых ложек сырья кипятком – 500 мл. Поставьте состав в сухое место на три часа. Рекомендуют принимать по 50 мл напитка четыре раза на протяжении суток.

Артрит, суставные боли: терапия отваром. Смешайте в равных количествах ветви и плодоножки, измельчите и заварите кипятком. Отставьте средство ненадолго. Употребляйте по 50 миллилитров целебного напитка несколько раз в сутки.

Желтуха: применение настоя. Нарежьте мелко листки и залейте грамм 20 сырья молоком – 300 мл. Поставьте состав на печь, дождитесь закипания. Остудите и принимайте по полстакана лекарства трижды на протяжении суток, после трапезы.

Туберкулез: лечение вишневым клеем. Возьмите грамм 20 клея, растворите в кипятке – одном стакане. Употребляйте по трети стакана препарата трижды на день, незадолго до трапезы.

Анемия: терапия настоем. Смешайте в равных пропорциях листки вишни, чабреца, рябины и календулы. Перемешайте и нарежьте мелко составляющие. Заварите 15 г смеси вскипяченной водой – 300 мл. Настаивайте средство в тепле в течение пяти часов. Принимать лекарство нужно три раза на день, по 1/4 стакана.

Пилинг. Средство для удаления отмерших клеток кожи и сужения пор. Возьмите свежие ягоды вишни, разотрите до кашицеобразной консистенции и соедините с 10 г крахмала, перемешайте. Нанесите состав на очищенную кожу лица. По истечении 20 минут умойтесь холодной водой.

Маска для волос. Отожмите из свежих плодов растения сок. Затем смешайте сок с двумя столовыми ложками крахмала и соком одного лимона. Нанесите состав на волосы, наденьте целлофановую шапочку и обмотайте голову махровым полотенцем. По истечении получаса вымойте голову с шампунем.

Противопоказания

Как и любого другого лекарственного растения у вишни помимо показаний есть ряд противопоказаний. Категорически запрещено лечиться препаратами из нее при наличии таких недугов, как: язва желудка, гипотония, сахарный диабет, ожирение. Не рекомендуется употреблять средства на основе растения при индивидуальной непереносимости.

Перед применением каких-либо препаратов вишни не забудьте проконсультироваться у лечащего врача.

1. Основные этапы формирования взглядов о функциях нервной системы и мозга, о поведении (Р. Декарт, Й.Прохазка, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К.Анохин). Принципы рефлекторной теории. Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Связь физиологии ВНД с другими науками (эргономикой, психологией, педагогикой).

Принцип рефлекса
В основе системы научного познания лежит принцип детерминизма, который позволяет выявить закономерную причинно-следственную связь явлений, определяемую взаимодействием материальных факторов. Современная материалистическая наука о высшей нервной деятельности основывается на четырех принципах: принципе рефлекса, принципе доминанты, принципе отражения и принципе системной деятельности мозга.
Механическая концепция рефлекса. Понятие о рефлексе возникло в XVI в. в учении Р. Декарта (1596-1650) о механической картине мира. Р. Декарт жил в эпоху расцвета механики, физики и математики. На его мировоззрение определяющее влияние оказало открытие У. Гарвеем механизма кровообращения и новаторские идеи А. Везалия о том, что носителями психики являются «животные духи», которые вырабатываются в желудочках мозга и передаются по нервам к соответствующим органам. Р. Декарт представлял нервные процессы по образцу системы кровообращения, используя существовавшие в то время принципы оптики и механики.
Под рефлексом Р. Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Согласно его схеме, внешние предметы действуют на периферические окончания расположенных внутри «нервных трубок» нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По каналам этих нервов «животные духи» перемещаются в соответствующие мышцы, которые в результате раздуваются, и, таким образом, происходит движение. Причина двигательного акта детерминирована материальными изменениями на кожной периферии тела, а нервный процесс подобен перемещению крови по сосудам. Р. Декарта по праву можно считать родоначальником детерминистической психофизиологии. Важным в творчестве Р. Декарта является выработка понятия о стимуле, необходимом для приведения в действие механизмов человеческого тела.
Исходя из рефлекторного принципа Р. Декарт пытается также объяснить и обучаемость поведения: люди даже со слабой душой могли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими. Стремление Декарта понять целостное поведение особенно четко проявилось в его учении о страстях. Печаль и радость - это те факторы, которые формируют целесообразное отношение организма к внешнему миру, делают реакцию координированной и сложной. В страстях проявляется связь души с телом.
Основные теоретические положения Р. Декарта, используемые современной физиологией, сводятся к следующим: органом ощущений, эмоций и мыслей является мозг; мышечный ответ порождается процессами в примыкающем к мышце нерве; ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувств с мозгом; движение в сенсорных нервах отражается на моторных, и это возможно без участия воли (рефлекторный акт); вызванные посредством сенсорного нерва движения в веществе мозга создают готовность вновь производить такое же движение (обучаемость).
Однако, находясь под влиянием социально-исторических противоречий своей эпохи, Р. Декарт сделал серьезные уступки идеализму: сознание человека он рассматривал в виде субстанционного начала, способного воздействовать посредством мозговой шишковидной железы (где, по его мнению, располагается «объединенное чувствилище») на подчиненные рефлекторным законам телесные процессы. Таким образом, тело и душа - самостоятельные субстанции. Дуализм Р. Декарта, его трактовка сознания препятствовали последовательному детерминизму, ибо он допускал акты воображения, мышления, воли, происходившие от нематериальной субстанции. Поведение и сознание разводились, превращались в два независимых ряда явлений.
В оценке общенаучного значения идей Р. Декарта, однако, важно подчеркивать не столько механизм, сколько материалистическую сущность учения о поведении, не столько дуализм в понимании психической деятельности, сколько первую пробу ее детерминистического понимания.
Биологическая концепция рефлекса. В конце XVIII в. философия французских материалистов завоевала широкое признание и оказывала влияние на многих ученых Европы. Учение чешского анатома и физиолога Йиржи Прохазки (1749-1820) - важный этап в формировании детерминистических представлений о нервно-психической деятельности.
Сущность своих взглядов на рефлекс Й. Прохазка выразил следующим образом: внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, очень быстро распространяются по всей их длине до самого начала. Там они отражаются по определенному закону, переходят на соответствующие им двигательные нервы и по ним очень быстро направляются к мышцам, посредством которых производят точные и строго ограниченные движения.
Впервые термин «рефлекс» был введен в научный язык Й. Прохазкой. Он сделал еще один шаг вперед в физиологическом утверждении стимула, ибо постулировал, что ответная рефлекторная реакция всегда проявляется в размерах, соответствующих силе приложенного стимула.
Развивая концепцию о рефлекторной природе поведения, Й. Прохазка пытается преодолеть вначале механистичность, а затем и дуализм картезианства. Общим законом, по которому чувствительные раздражения переключаются на двигательные, является присущее человеку чувство самосохранения. Й. Прохазка утверждает монистическое представление о нервной системе, в целом относящейся к композиции «общего чувствилища», телесная часть которого локализуется в спинном мозге, а душевная - в головном. Причем для всех нервно-психических функций характерна одна общая закономерность: обе части «сенсориума» действуют по закону самосохранения. Необходимые для сохранения животного и его потомства способности - это душевные функции, а орган, служащий для этого, есть мозг, объему и сложности которого соответствует степень совершенства душевных функций.
Учение Й. Прохазки обогатило представление Р. Декарта о рефлекторной природе поведения понятием о биологическом (а не механическом) назначении самой структуры рефлекса, о зависимости ее усложнения от изменения характера отношений живых существ со средой, о пригодности ее для анализа всех уровней сознательной деятельности, о детерминирующем влиянии чувствования.
Анатомическая концепция рефлекса. Тщательное анатомическое изучение нервной системы явилось сильным толчком к развитию и укреплению рефлекторной концепции в XIX в. Английский анатом и врач Чарльз Белл (1774-1842) в 1811 г. в трактате «О новой анатомии мозга» писал, что можно произвести перерезку заднего пучка нервов, исходящего из задней части спинного мозга, без конвульсивных сокращений мышц спины. Однако это становилось невозможным даже при одном прикосновении кончиком ножа к переднему корешку.
Таким образом, понятие о рефлексе как о закономерном двигательном ответе на раздражение сенсорных нервов было превращено в естественно-научный факт.
Независимо от Ч. Белла к аналогичным выводам пришел французский физиолог Ф. Мажанди (1783-1855). Переход нервного возбуждения по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы получил название закона Белла-Мажанди.
Но сам Ч. Белл пошел дальше: создал теорию о «мышечной чувствительности» и сформулировал физиологическое обоснование циклической функции нервной системы. Между мозгом и мышцей имеется замкнутый нервный круг: один нерв передает влияние от мозга к мышце, другой - передает в мозг чувство состояния мышцы. Если круг будет разомкнут перерезкой моторного нерва, то исчезнет движение. Если же он размыкается перерезкой чувствительного нерва, пропадает ощущение самой мышцы, а вместе с этим исчезает и регуляция ее деятельности. Так, например, у женщины на одной руке была потеряна чувствительность, а на другой - способность к движениям. Эта женщина могла держать ребенка на руке, потерявшей только чувствительность, до тех пор пока она на него смотрела. Как только она отводила взор от ребенка, сразу же возникала опасность его падения на пол.
Таким образом, если ранее детерминантами рефлекторного акта считались лишь внешние стимулы, то Ч. Белл показывает значение внутренней чувствительности самих мышц, которая обеспечивает наиболее точное и тонкое выполнение движения.
Рефлексы спинного мозга широко использовались клиницистами, среди которых наиболее значительными фигурами были английский врач Маршал Холл и немецкий физиолог Иоганнес Мюллер. Именно М. Холлу принадлежит термин «рефлекторная дуга». Рефлекторная дуга состоит из афферентного нерва, спинного мозга и эфферентного нерва.
М. Холл и И. Мюллер настаивали на принципиальном отличии работы спинного мозга от головного. По их мнению, рефлекторный механизм свойствен только спинному мозгу, рефлексами могут именоваться только такие акты, природа которых апсихична. Закономерности протекания любого рефлекторного акта обусловливались изначально заложенными в организме связями нервных субстратов, внешнему же стимулу отводилась роль лишь спускового крючка. Внутренние факторы противопоставлялись внешним. Головной мозг оказывался все дальше и дальше от сферы влияния физиологии. Дистанция между физиологией и психологией становилась все более ощутимой.
Вместе с этим нельзя не видеть и прогрессивных тенденций идей Ч. Белла, Ф. Мажанди, М. Холла, И. Мюллера. Эти ученые предприняли попытки вскрыть внутриорганические условия протекания простейшего рефлекторного ответа, стремились к его аналитическому познанию как элементарной единицы нервной деятельности, боролись против субъективно-психологических объяснений структуры рефлекса. Жесткий анатомический характер этих теорий уже в середине XIX в. встретился с серьезными противоречиями, которые возникали в связи со все более широким распространением эволюционных идей, наиболее последовательно воплощенных Ч. Дарвином.
Психофизиологическая концепция рефлекса. Эволюционные идеи встретили в России наиболее благоприятную почву, подготовленную философским учением русских революционеров-демократов, оказавших существенное влияние на формирование мировоззрения И. М. Сеченова (1829-1905). Само понятие о рефлекторном характере нервной деятельности у И. М. Сеченова претерпело существенные изменения.
Рассмотрим следующие основные черты сеченовской теории рефлекса (Ярошевский, 1961).
1. Рефлекс им понимался как универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой, опирающаяся на эволюционную биологию. И. М. Сеченов поставил вопрос о существовании двух родов рефлексов. Во-первых, постоянные, врожденные, осуществляемые низшими отделами нервной системы. Он назвал их «чистыми» рефлексами. Во-вторых, рефлексы головного мозга изменчивые, приобретенные в индивидуальной жизни. Эти рефлексы И. М. Сеченов представлял себе одновременно и физиологическим и психическим явлением.
Таким образом, была впервые показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно обусловленность психики внешним миром. Важнейшим для И. М. Сеченова было положение о единстве организма и условий внешней среды. Факторы эволюции:
определяют жизнь как приспособление организмов к условиям существования;
доказывают, что внедрение влияния способно видоизменять материальную организацию и характер жизненных отправлений.
И. М. Сеченов был выдающимся пропагандистом дарвиновского учения в России, он внедрил эволюционно-биологический подход в физиологию мозга и ввел понятие об изменчивости и преобразовании рефлексов в целях успешной адаптации, усложнения и развития. Итак, была создана материалистическая платформа для смыкания нервных актов с психическими.
2. Физиологический субстрат рефлекторных актов характеризуется как нейродинамика, отличная от динамики других систем. Открытие центрального торможения И. М. Сеченовым в 1862 г. было первым шагом к созданию им новой физиологии головного мозга. Деятельность нервных центров мыслится теперь как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.
3. На первый план ставятся межцентральные координационные отношения. Физиологическому анализу начинают подвергаться высшие мозговые центры. Если до И. М. Сеченова усиление или угнетение рефлекторных реакций трактовалось не иначе как усилием воли, сознания, разума, то И. М. Сеченов переводит все это на строгий физиологический язык и показывает, как центры головного мозга могут задерживать или усиливать спинальные рефлексы.
4. Функция мозговых центров трактуется в широком плане биологической адаптации. Центры влияют усиливающим или тормозящим образом на движения не потому, что высвобождается заложенная в них «психическая сила», и не потому, что укорачивается или удлиняется путь прохождения нервного импульса. И. М. Сеченов вводит понятие «физиологического состояния центра», которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Само же состояние центра, отражая характер отношений со средой, представляет собой нервный субстрат потребности.
В учение о рефлексах вносится существенное дополнение. Реакция ставится в непосредственную зависимость не только от наличных раздражений, но и от всей суммы прежних воздействий, оставивших длительно сохраняющиеся следы в нервных центрах.
5. Мышечная чувствительность открывает новые перспективы для детерминистического анализа поведения. И. М. Сеченов считает, что мышечное чувство при выполнении одного движения становится в порядке ассоциации рефлексов сигналом для другого движения. Принцип ассоциации рефлексов лежит в основе обучения человека сложным формам трудовой деятельности. Устанавливается общий характер для движений и для психической деятельности - это наличие мышечной чувствительности.
По вопросу о соотношении физиологического и психического И. М. Сеченов занял совершенно определенную позицию, которую выразил следующими словами: «Для нас, как для физиологов, достаточно и того, что мозг есть орган души, то есть такой живой механизм, который, будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот же ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность».
При всей убедительности аргументов И. М. Сеченова, которые он использовал для утверждения своих взглядов на поведение и психику, ему не хватало самого главного аргумента - лабораторного объективного метода исследования.
Поднявшись до распространения рефлекторного принципа на психическую деятельность и рассматривая рефлекс как психофизиологический феномен, И. М. Сеченов не смог изучить конкретные механизмы поведения в связи с отсутствием надлежащего метода. Поэтому ряд его высказываний остался лишь гениальными догадками, взмахом его могучей мысли.
Концепция условного рефлекса. На долю И. П. Павлова выпала чрезвычайно ответственная миссия - блестящие догадки, предвидения и мысли И. М. Сеченова он подкрепил научной концепцией условного рефлекса. И. П. Павлов мобилизовал все свое мастерство талантливого экспериментатора, чтобы его концепция была введена в строгие рамки лабораторного опыта.
И. П. Павлов понимал, что он, вслед за Сеченовым, вторгается в область явлений, обычно именуемых психическими. «Вся сложная нервная деятельность, - пишет И. П. Павлов уже в 1913 г., - которая раньше трактовалась как психическая деятельность, представляется нам в виде двух основных механизмов: механизма образования временной связи между агентами внешнего мира и деятельностями организма, или механизма условного рефлекса, как мы говорим обыкновенно, и механизма анализаторов, то есть таких приборов, которые имеют своей целью анализировать сложность внешнего мира: разлагать его на отдельные элементы и моменты. По крайней мере до сих пор весь добытый нами материал укладывается в эти рамки. Но этим, конечно, не исключается возможность расширения наших теперешних представлений о деле».
И. П. Павлов проявил себя как последовательный материалист и детерминист. Недаром он провозгласил, что исследование условных рефлексов опирается на три принципа рефлекторной теории: детерминизм, анализ и синтез, структурность. И. П. Павлов целиком придерживался рефлекторной схемы Р. Декарта и понимал значение рефлекса как одного из примеров универсального принципа детерминирования. Уже на заре развития павловского учения становилось ясным, что условный рефлекс представляет собой закономерность более высокого и сложного порядка, чем простые рефлексы. Условный рефлекс обеспечивает изменчивость приспособительного поведения животного в отношении внешнего мира. Условный рефлекс является важнейшим фактором биологической эволюции.
Однако И. П. Павлов, захваченный полемикой с психологами и разделяя картезианский детерминизм, стал углубленно изучать физиологические закономерности условно-рефлекторной деятельности, биологическую же сторону явления оставил на перспективу. Отсюда и неизбежные противоречия в идее условного рефлекса: с одной стороны, приспособительный акт целого организма, с другой - элементарный процесс работы нервной системы. Все научное творчество И. П. Павлова было посвящено разрешению этого противоречия и созданию наименее противоречивой идеологии в его теории высшей нервной деятельности.
Далее мы будем неоднократно рассматривать отдельные положения павловской теории, а здесь ограничимся лишь наиболее важными ее элементами применительно к теории рефлекса, которые были отмечены П. К. Анохиным (1979).
1. Прежде всего был создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных - метод условных рефлексов.
2. Изучая условные рефлексы на целостном организме, И. П. Павлов подчеркивал их приспособительно-эволюционный смысл для животного мира.
3. И. П. Павлов предпринял попытку локализовать сам нервный процесс замыкания нервных связей в коре головного мозга у высших животных и человека. При этом он не был категоричным и не исключал специфического участия других отделов мозга в этом процессе. Он писал, что все наши законы всегда более или менее условны и имеют значение только для данного времени, в условиях данной методики, в пределах наличного материала.
4. И. П. Павлов констатировал наличие в коре головного мозга процесса торможения, чем подкрепил сеченовские идеи о тормозящем влиянии головного мозга.
5. Было четко сформулировано учение о физиологии анализаторов, под которыми И. П. Павлов, вслед за И. М. Сеченовым, мыслил триединую конструкцию: периферические рецепторы, проводящие пути и мозговые центры вплоть до коры больших полушарий.
6. Были описаны феномены динамики процессов возбуждения и торможения при условно-рефлекторной деятельности. В результате было сформировано представление о коре головного мозга как о мозаике из возбуждений и торможений.
7. В конце своей творческой жизни И. П. Павлов выдвинул принцип системности в работе коры головного мозга, способной формировать динамический стереотип деятельности, уже в какой-то мере независимый от качества внешних раздражений.
Идеи И. П. Павлова завоевали весь мир и продолжают служить основой для развертывания новых научных исследований в самых разнообразных сферах науки о поведении живых организмов.
Диалектическая концепция рефлекса. А. А. Ухтомскому (1875-1942) принадлежит заслуга теоретико-физиологического плана, которая состоит в углубленной дальнейшей разработке принципа детерминизма в рефлекторной теории.
Диалектичность мышления А. А. Ухтомского нашла яркое проявление в понимании им сущности рефлекса. Видя в рефлексе механизм активности, он усматривал в рефлекторном акте единство внутренних и внешних детерминант, причем внутренние детерминанты в конечном счете также заданы и определяются внешними условиями.
А. А. Ухтомский подчеркивал, что «...рефлекс - это такая реакция, которая мотивируется вполне отчетливо текущей обстановкой или средой. Этим, однако, не уничтожается спонтанное действие субстрата, оно лишь ставится в определенные границы в его противоположении факторам среды, и от этого оно становится более определенным по содержанию и значению. Рефлекс рисуется не чисто пассивным передвижением костного шарика под влиянием полученного им удара извне; так рефлекс мог изображаться, пока надо было подчеркнуть в особенности его мотивировку из среды. Но в полноте своей он представляется встречею во времени двух условий: с одной стороны, деятельности заготовленной, или сложившейся в самом субстрате (клетке) за предыдущую его историю, и, с другой стороны, внешних импульсов текущего момента».
Следовательно, внутренние детерминанты - это накопленная история взаимодействия реагирующего субстрата с фактором среды (принцип историзма).
И по происхождению, и по условиям проявления внутренние детерминанты в конечном счете определяются факторами среды, то есть обладают лишь относительной самостоятельностью. Внешнее выступает как комплекс условий существования внутреннего. Значит, среда организма - это не весь окружающий его физический мир, а лишь та небольшая его часть, элементы которого биологически значимы для организма. Но для организма представляет биологический интерес лишь такое внешнее, которое может стать частью жизненного опыта, то есть частью внутреннего, или способствовать превращению определенных внешних факторов во внутренние.
Современная теория поведения далеко ушла от простых картезианских схем. Введение принципа историзма позволяет понять биологическую адекватность, то есть целесообразность реакций организма на воздействие среды. Картезианское мировоззрение базируется на жесткой однозначной причинности (жесткий детерминизм Лапласа), ему чуждо признание реальных противоречий. А. А. Ухтомский же показывает, что реальное поведение требует признания существования противоречий как непрерывного атрибута процесса развития, как движущих сил построения поведения.
Основные положения теории функциональной системы были сформулированы П. К. Анохиным еще в 1935 г. Несмотря на то что Анохин был физиологом и большинство положений его теории основаны на данных физиологических, а не психологических исследований, его теория имеет общий системный характер, а поэтому может быть с успехом использована и используется при анализе психического явлений.

Функциональная система - это система различных процессов, которые формиру­ются применительно к данной ситуации и приводят к полезному для индивида резуль­тату (Анохин П. К., 1979). Полезный результат можно трактовать как удовлетворение самых разных потребностей и целей индивида: это может быть нормализация кровя­ного давления и удачная покупка, насыщение легких кислородом и победа на поли­тических выборах.

Наиболее принципиальным положением теории является то, что системы могут быть самыми разнообразными по типу задач, ими решаемых, и по сложности этих задач, но архитектура систем при этом остается одной и той же. Это означает, что различные функциональные системы - от системы терморегуляции до системы по­литического управления - имеют сходную структуру. Основными компонентами любых функциональных систем являются следующие:

· - афферентный синтез;

· - принятие решения;

· - модель результатов действия (акцептор действия) и программа действия;

· - действие и его результат;

· - обратная связь.

Рассмотрим функции компонентов системы. Афферентный синтез представляет собой обобщение потоков информации, приходящей как снаружи, так и извне. Субкомпонентами афферентного синтеза являются доминирующая мотивация, обстано­вочная афферентация, пусковая афферентация и память. Функция доминирующей мотивации - обеспечение общей мотивационной активации. «Первопричиной» лю­бого действия является потребность, мотивация. Переевшее животное не будет лихо­радочно искать пищу, человек, лишенный честолюбия, мало озабочен стремлением к продвижению по служебной лестнице. Функция обстановочной афферентации - обеспечение общей готовности к действию. Как только в среде появляется то, что спо­собно удовлетворить нашу потребность, включается механизм пусковой афферента­ции. Пусковая афферентация инициирует поведение. Однако для того чтобы успешно выполнить даже самое простое действие, внешней информации недостаточно. Необ­ходимы соответствующие знания и навыки. Ориентированность функциональной системы на приспособительный, полезный результат формирует избирательный по­иск и извлечение информации из памяти.

Другой компонент системы - принятие решения - отвечает за выбор варианта будущего действия, снижает количество степеней свободы, вносит определенность в то, что и как делать.

На основе избранного направления действия формируется модель результатов действия и программа действия - представления о том, что должно быть достигнуто в итоге и каким образом это должно быть достигнуто.система получает обратную связь - информацию о ходе реализации программы и результате действия. За счет получения обратной связи система приобретает способность оценивать степень достижения желаемого и корректировать свое поведение

Определение предмета физиологии высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности изучает нервные механизмы сложного поведения животных и мыслительной активности человека, относящиеся к их психической деятельности. Чем отличается по своим проявлениям психическая деятельность от других, более простых функций нервной системы?

Психика грудного младенца очень проста. Однако мы, не задумываясь, обозначим как психическую функцию способность ребенка узнавать свою мать и выражать криком протест при виде ложечки, из которой ему как-то дали горькое лекарство, но не назовем психическим автоматический акт сосания.

Своеобразен и психический мир животных. Собака научается тонко различать интонации голоса хозяина, подбегает на зов за «наградой». Но пережевывание оказавшейся во рту пищи не является психической деятельностью.

Приведенные примеры наглядно показывают отличие психических от других, более простых функций нервной системы. В основе психических функций нервной системы лежат усложняющиеся в эволюции условные рефлексы, из которых и складывается высшая нервная деятельность, а простые ее функции выполняются безусловными рефлексами.

Итак, предмет физиологии высшей нервной деятельности - это объективное изучение материального субстрата психической деятельности мозга и использование этих знаний для решения практических задач сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, управления поведением и повышения продуктивности животных.